Непослушный ребенок 2, 3, 4, 6 лет – что делать, как воспитывать

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

Непослушный ребенок 2, 3, 4, 6 лет - что делать, как воспитывать

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным.

Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года.

Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто.

Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

Источник: http://www.o-krohe.ru/komarovskij/ne-slushaetsya/

Непослушный ребенок 2, 3, 4, 6 лет – как воспитывать, что делать?

Практически каждый родитель может пожаловаться на своего ребенка, что тот не является послушным. Первые попытки пойти наперекор родителям осуществляются уже в раннем детстве – в 2, 3, 4, 6 лет.

Не будем однозначно говорить, что непослушный ребенок чем-то плох, однако и не будет занимать родительской стороны. Как воспитывать и что делать, если малыш непослушный, расскажет интернет-журнал psytheater.

com.

Нужно сначала разобраться в понятиях: кто такой непослушный ребенок? В родительском понимании данного слова, непослушным называется ребенок, который не слушает, не слышит и не ведет себя так, как того хотят родители. С психологической точки зрения, непослушным ребенком является тот, кто просто некоторые решения и действия принимает не по указаниям родителей.

Непослушный ребенок – распространенная проблема многих родителей. Создается ощущение, будто ребенок специально все делает наоборот, наперекор родительскому слову. А если он что-то и делает, то выполняет это из-под палки, частично и некачественно.

Непослушный ребенок – это поведение малыша, когда он уже не слушается приказов и просьб родителей, начинает предпринимать первые шаги к самостоятельному решению, что ему делать.

Психологи не относятся однозначно отрицательно к непослушанию детей. Следует понимать, что непослушание – первая попытка быть самостоятельным человеком, которым ребенок вскоре станет.

Непослушание – это элементарное нежелание ребенка полностью подчиняться указаниям родителей.

А родители жалуются не на непослушание своих детей, а на то, что малыши создают им проблемы, отнимают их время, требуют дополнительных ресурсов, которые можно было бы и не тратить, если бы дети все делали так, как говорят их родители.

Другими словами, непослушание ребенка – это жизнь вопреки воле родителей, которые просто желают сэкономить свое время, силы и нервы, указывая и заставляя ребенка поступать определенным образом. Непослушание – это первые попытки проявить свою самостоятельность, почувствовать себя отдельной личностью, которая сама вправе решать, что ей делать в каждой конкретной ситуации.

Здесь психологи рекомендуют не сильно строго относиться к непослушанию детей. Конечно, контролировать поведение ребенка, обучать его манерам и правилам поведения в обществе следует. Однако не нужно быть строгими.

Во-первых, дети имеют право что-то решить самим, совершить ошибку и почувствовать на себе весь негатив от принятого решения. Во-вторых, родители и сами не всегда ведут себя правильно в обществе.

Другими словами, родителей тоже можно назвать непослушными по отношению ко всему обществу. Так, почему родителям можно, а детям нельзя?

Следует понять простой механизм развития непослушания детей. Частой жалобой родителей является непослушание их детей.

Многие из них задаются вопросом, что им нужно предпринять, чтобы дети слушались и не совершали неприемлемых поступков (ведь непослушание проявляется именно в том, что совершаются какие-то действия, не одобряемые родителями).

Взрослые ищут ответ на свой вопрос в сфере недостатков и особенностей детей, не понимая того, что все ответы кроются в психологии и поведении их самих.

Непослушание детей – родительская ошибка. Дело в том, что малыши копируют родительское поведение, которое они наблюдают в повседневной жизни. Поэтому если дети проявляют какие-то негодные поступки, взрослым следует задуматься, а не поступают ли они точно так же!

Зачастую непослушание детей связано с тем, что родители используют неправильный подход в своих требованиях. Взрослые часто прибегают к приказному тону, ограничивая детей в движениях, не стараясь решить два вопроса:

  1. Что интересного дети находят в своем занятии?
  2. Чем их заинтересовать, чтобы переключить на более приемлемые действия?

Родители приказывают детям что-то не делать, забывая, что взамен нужно дать нечто другое – интересное и захватывающее.

Но когда взрослые приказывают, заставляя детей застывать и сидеть без движения, лишь бы не мешали, то со временем малыши уже не слушаются родителей, поскольку знают, что ничего интересного им взамен не будет предложено.

Подумайте, как бы вы чувствовали себя в тех ситуациях, когда вам бы приказывали не совершать то, что вам интересно, и не предлагали другого увлекательного дела?

Непослушание детей – родительская ошибка, заключающаяся в незамечании за собой подобного поведения, которое демонстрируют малыши, и требовании прекратить заниматься теми делами, которые их увлекают. Решение подобной проблемы очевидно: измените собственное поведение и манеру общения с детьми, заинтересовывая их теми играми, делами и процессами, которые вы одобряете.

Непослушными дети вырастают в авторитарных семьях, где родители не утруждают себя объяснениями, зачем малышам нужно делать те или иные действия.

Взрослые просто приказывают, дают указания, порой не слыша просьб, мольб и желаний своих детишек.

Ребенок может говорить, что ему плохо, больно или неприятно, а родитель даже не обратит на это внимания, чтобы хотя бы объяснить, зачем малышу терпеть то, что заставляет его сделать взрослый.

Таким образом, непослушание является следствием невнимательности родителей к пожеланиям и просьбам самих детей, которые хоть и малы, но уже могут немного разбираться в своих потребностях и желаниях.

  1. Копирование взрослого поведения, когда ребенок просто делает то же, что и родители, которые не замечают за собой плохих поступков и не контролируют их.
  2. Первые попытки самостоятельной жизни, когда малыш желает поступить так, как считает нужным.
  3. Отсутствие внимательности родителей к просьбам и пожеланиям детей, которые тоже начинают становиться невнимательными к указаниям взрослых.
  4. Желание ребенка исполнить свое намерение, а не родительское, когда еще взрослые не объясняют, почему он должен поступить так, как говорят они, а не так, как хочется ему.

перейти наверх

В 2-летнем возрасте малыш начинает осознавать себя отдельного от родителей. Если до этого времени он чувствовал себя частью мамы и папы, то теперь он начинает понимать свою обособленность. Он начинает совершать первые попытки отстоять свое Я, когда его голос тоже будет иметь значение.

Здесь родителям рекомендуется нормально отнестись к непослушанию ребенка, который просто желает иметь свои права. Им не нужно управлять и наказывать. С ним нужно сотрудничать. Родители должны завоевать авторитет в его глазах, чтобы он с удовольствием прислушивался к их мнению. Нужно это делать не через запугивание, а через построение доверительных и партнерских отношений.

В 2 годика отвлечь малыша от его капризов и истерик можно другим интересным делом. Если вам не удалось договориться о чем-то, из-за чего он кричит и плачет, тогда отвлеките его чем-нибудь интересным.

Не следует давать слабину родителям и идти на сплошные уступки малышу. Он пока только прощупывает границы дозволенного и недозволенного. Если малышу все позволить, тогда он сядет на шею.

Поэтому родители не должны полностью отказываться от поучений и запретов, которых должен придерживаться малыш, даже если ему не нравится.

В такой ситуации просто равнодушно и спокойно отнеситесь к его истерике: поплачет и перестанет!

Трехлетний возраст является продолжением предыдущего года и становлением характера. Малыш уже не просто прощупывает границы и пытается отстоять свою самостоятельность от родителей, но и борется за власть, показывает свой характер, требует внимания, которого недостает. Все чаще в его речи можно услышать слово нет на любую просьбу или приказ родителя.

Следует нормально относиться к самостоятельности ребенка, однако со всеми остальными факторами следует умело справляться:

  1. При отсутствии должного внимания чуть больше его уделять малышу.
  2. При попытках прощупать границы и заполучить власть нужно показать малышу, что главными являются родители. Непослушание здесь нужно придушить на корню, чтобы малыш даже и не смел посягать на вашу власть.
  3. При попытках проявить свой характер, следует показывать последствия его проявлений, наказывать, корректировать поведение, показывая выгоду от следования новым моделям.

Непослушный ребенок в 4 года

Обычно к 4-летнему возрасту непослушание проходит, если родители в предыдущие пару лет сделали все правильно. Однако некоторые могут столкнуться с тем, что малыш продолжает оставаться непослушным. В чем причина?

Малыш может нуждаться в родительском внимании, что следует компенсировать. Порой малыш может копировать поведение взрослых, мультяшных героев или реальных людей.

Здесь следует скорректировать поведение ребенка авторитарным или партнерским отношением. Порой дети продолжают проявлять негативные стороны своего характера.

Если родителям не удается самим устранить негативные качества, тогда следует обратиться к детскому психологу.

К ребенку в 4-летнем возрасте необходимо применять такие меры воспитания:

  1. Не кричать на него.
  2. Не потакать всем его капризам.
  3. Хвалить его, если есть за что. Только не нужно перехваливать, чтобы не было завышенной самооценки.
  4. Объяснять ребенку причины, почему он должен вести себя иным образом.
  5. Не обсуждать и не ругать малыша в присутствии других людей.
Читайте также:  Как доказать девушке свою любовь к ней - поступками, словами

перейти наверх

В 6-летнем возрасте непослушание может стать побочным эффектом некоторых факторов, которые происходят в жизни ребенка:

  • Он учится соответствовать общественным правилам, при этом удовлетворять свои физические и психологические потребности.
  • Он нуждается в уважении, из-за чего остро реагирует на иные проявления.
  • Он пока еще только учится правильно выражать свои эмоции.
  • Он пока не может соответствовать родительским ожиданиям, поскольку его потенциал немного ниже требуемого.
  • Он требует к себе внимательности и принятия его самостоятельности.

Не забываем о том, что кроха готовится стать школьником, что также накладывает на него определенные обязательства, к которым он должен привыкнуть.

Что делать и как воспитывать непослушного ребенка в итоге?

Родителям следует спокойно относиться к непослушанию, которое является естественным процессом развития личности.

Непослушный ребенок – это малыш, который просто не желает жить по вашим правилам и приказам, поскольку он имеет свое мнение или желает удовлетворить свои потребности.

Что делать родителям? В первую очередь, чтобы правильно его воспитать, нужно устранить причины, вызвавшие непослушание.

Следует понимать, что с 2-3 лет ребенок постепенно начинает отделяться от родителей, понимая собственную самостоятельность. Здесь он будет неумело совершать действия, которые ярко будут указывать на то, что он хочет делать все сам. Лучше малыша в этом поощрять и вести с ним партнерские отношения, договариваться и сотрудничать.

Когда малыш пойдет в школу, его непослушание может быть следствием переутомления, ослабленности или неспособности быстро привыкнуть к новому распорядку дня и школьным правилам.

  • Побольше уделять внимание своим детям, слушать и слышать их, удовлетворять некоторые желания, которые имеют важное значение для ребенка.
  • Помогать малышу в трудных ситуациях.
  • Не давить и не контролировать, а позволять малышам порой быть самостоятельными.
  • Оградить их от чрезмерных запретов. Когда ребенку всего нельзя, он становится непослушным.

Если ребенок желает что-то сделать сам, пусть сделает. Всегда соотносите свои требования с возрастом малыша. Не требуйте того, чего он сделать не может или пока еще не готов. Позволяйте малышам проявлять свои эмоции, чтобы они учились их понимать и контролировать. Постоянно быть тихими и неприметными – тоже плохо.

Родителям следует помнить о том, что они воспитывают полноценных членов общества. Они должны сделать из своих детей самостоятельных, здоровых, счастливых и гармоничных личностей, а не послушных марионеток, которые всего боятся и ничего не желают делать.

Источник: http://o-detyah.ru/vospitanie-rebenka/neposlushnyj-rebenok-2-3-4-6-let-kak-vospityvat-chto-delat-2

Что делать с непослушным ребенком: укрощение строптивого

Каждый родитель в той или иной степени сталкивается с непослушанием своего ребенка. Конечно, масштабы проблемы в разных семьях разные. Одни дети «вредничают» раз в несколько дней (и то без особого энтузиазма), других можно назвать «хронически» непослушными, причем перечат родителям они громко и демонстративно, периодически закатывая истерики.

Можно ли считать детское непослушание значимой педагогической проблемой?

Всегда ли полная победа над детским непослушанием говорит о том, что родители воспитывают ребенка правильно? Конечно, нет.

В современной семье, построенной по западному образцу (на основании партнерский отношений, без выраженной «вертикали власти»), непослушный ребенок — это скорее объект приложения творческих усилий папы и мамы, нежели объект репрессий.

Если родители признают за ребенком право на собственное мнение и проявление своей индивидуальности, то они, как правило, вообще не видят проблемы в периодических «приступах вредности» чада.

В то же время слишком независимое поведение ребенка может несколько затруднить ему жизнь в том случае, если родители планируют рано отдать его в дошкольное учреждение со строгой дисциплиной.

Поэтому степень свободы ребенка и его возможность игнорировать указания взрослых каждой семье стоит определять в индивидуальном порядке.

В любом случае решать дисциплинарные проблемы намного эффективнее с помощью переговоров с чадом, чем путем давления на него.

Как вести себя родителям с непослушным ребенком?

В первую очередь попытайтесь проанализировать, с чем связаны «приступы вредности»  малыша. Причин может быть несколько, и от них будет зависеть стиль вашего поведения.

Причина первая — чрезмерная любознательность ребенка

Вбольшей степени это свойственно малышам в возрасте до 2 лет,  но периодически подобное поведение проявляется и у более старших детей.

Связано оно с особенностями психологии ребенка первых лет жизни: он находится в стадии активного накопления опыта, и при этом у него еще нет некоего «внутреннего барьера», сдерживающего от потенциально опасных или социально непозволительных действий.

Да, после года дети, как правило, уже понимают слово «нельзя», но прислушиваются к нему «через раз»:  у них еще нет осознанной мотивации следовать вашим указаниям.

Пути решения проблемы:

Подождите несколько месяцев: на определенном этапе формирования личности (обычно после 2х лет) дети уже начинают демонстрировать определенную социальную зрелость. После того как вы научите ребенка говорить, вы сможете более аргументированно объяснять ему свои требования.

Конечно, это не означает, что годовалому карапузу стоит позволять делать все, что заблагорассудится: с ним тоже нужно проводить «воспитательные беседы», объясняя, почему что-то делать «нельзя», а что-то — «надо».

Просто взрослым нужно принять тот факт, что эффективность таких бесед будет не так высока, как бы им хотелось, просто потому, что их непослушный ребенок еще не особенно понимает, что от него хотят.

Если повышенную активность, выливающуюся в непослушание, проявляет ребенок 3-4 лет, попробуйте воззвать к его чувству ответственности.

Объясните, что родители очень переживают за его безопасность или что им приходится тратить много времени и сил на то, чтобы устранить «результаты» его плохого поведения (собрать разбросанные вещи, вытирать следы грязных сапог).

А ведь это время вы могли бы потратить на игры с малышом! Это может стать для непослушного ребенка хорошей мотивацией для того, чтобы умерить свой познавательный пыл.

Причина вторая —  желание проверить реакцию родителей

Изучая окружающий мир, малыши пытаются также экспериментальным путем найти оптимальные способы коммуникации с родителями.

Для этого они пробуют различные способы воздействия на них, в том числе и непослушание («а что получится, если я не сделаю то, что мама просит»?) У детей 1-3 лет — это не признак избалованности или «дурных наклонностей», а вариант нормального поведения, поэтому хвататься за голову и начинать «перевоспитывать» непослушного ребенка не нужно.

Пути решения проблемы:

В принципе, все, что мы рекомендовали в предыдущем случае, подойдет и на сей раз: потерпите — и ребенок «перерастет». Реагируйте на его поведение спокойно, не выходя из себя, но и не идите у него на поводу.

Будьте последовательны: если вам нужно надеть в мороз на ребенка теплую шапку, а он хочет идти в панамке, то спокойно объясните, почему панамка — неподходящий головной убор для такой погоды, и попытайтесь надеть на него шапку снова.

Через какое-то время ребенку станет неинтересно вас провоцировать, если он поймет, что этим он ничего не добьется.

Причина третья — желание малыша привлечь к себе внимание

К сожалению или к счастью, но большинство детей устроены так, что им нужно общение с родителями. Это естественно и объяснимо: у родителей они учатся необходимым навыкам, родители помогают им познавать мир. И если мама и папа уделяют недостаточно внимания малышу, то он пытается привлечь его к себе всеми известными способами, в том числе переча родителям и вредничая.

Как решить проблему:

Попытайтесь уделять вашему непослушному ребенку побольше времени: играйте вместе, читайте книжки, ходите гулять, найдите общее интересное хобби. Понятно, что у многих работающих родителей после трудового дня «еле-еле хватает сил телевизор смотреть», как выражалась мама дяди Федора из известного всем мультфильма.

Тем не менее поймите и вы ребенка: по большому счету, он не просил вас себя рожать; произведя его на свет, вы взяли на себя ответственность за его эмоциональное благополучие, и игнорировать его потребность во внимании не очень красиво.

Да и «запустив» воспитание ребенка в нежном возрасте 2-3 года, наладить общение с ним потом будет значительно сложнее.

Причина четвертая — недостаточная мотивированность ребенка выполнять ваши требования

Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашим пожеланиям, он должен очень четко понимать, зачем ему делать то, чего вы от него требуете. Нет, мы ни в коем случае не призываем вас каждый день покупать ему игрушки за «хорошее» поведение; просто есть родители, которые «грешат» тем, что не могут доходчиво донести до малыша смысл своих пожеланий.

Как решить проблему:

Если вы просите ребенка что-то делать или не делать, для начала постарайтесь объяснить сами себе в доступной форме, зачем это необходимо.

Это поможет вам не прибегать к столь странным, с точки зрения ребенка, аргументам, как «не выбрасывай еду из тарелки, потому что так делают плохие дети», «приберись в комнате, потому что в комнате должен быть порядок».

«Порядок» — слишком абстрактное понятие, которое не имеет для ребенка особого смысла.

Если вот вы, например, скажете «разложи, пожалуйста, книги по полкам, тогда в комнате будет больше места и ты сможешь там потом поиграть в кубики» или «не выбрасывай еду, потому что маме придется за тобой убирать и тратить на это время, а вместо этого мы могли бы с тобой порисовать», это будет иметь для вашего непослушного ребенка куда больший смысл.

Причина пятая — слишком большое количество ограничений и запретов

Прежде чем ругать своего непослушного ребенка, ответьте себе на вопрос: не слишком ли многого вы от него требуете? Некоторые родители видят средство творческого самовыражения и выражения своего родительского авторитета в том, чтобы ставить чаду различные ограничения. И ребенок, даже спокойный и покладистый, оказывается задавлен бесконечными «нельзя» и «надо».

Например, малыш не хочет есть, у ребенка просто нет аппетита, но мама уже сварила кашу! И в ответ на его отказ кушать, обусловленный сугубо физиологическими причинами, она обвиняет малыша в непослушании. Ребенок хочет поиграть в кубики, а родители настаивают, чтобы он рисовал.

Получается, что любые проявления индивидуальности карапуза становятся поводом для того, чтобы в очередной раз обозвать ребенка «непослушным».

Как решить проблему:

Серьезно пересмотреть ваш подход к воспитанию и к тому, за что и как наказывать ребенка. Постоянный контроль — не самый лучший инструмент для развития у ребенка самостоятельности и поощрения его лучших качеств. Хотя, конечно, если для вас самоцель — не вырастить гармонично развитую личность, а воспитать послушного робота, то это другой разговор.

Причина шестая — вы требуете от ребенка делать то, что не делаете сами

Личный пример — мощнейший воспитательный инструмент. Детям свойственно копировать родителей даже в мелочах, причем делают они это совершенно бессознательно. Поэтому, если вы сами не отличаетесь аккуратностью в еде, но требуете этого от ребенка, неудивительно, что все ваши усилия пропадают впустую.

Как решить проблему:

Проанализировать, могут ли быть связаны «больные места» в поведении вашего чада с вашими собственными привычками. Если окажется, что такая связь есть, то либо меняйте что-то в себе, либо пересматривайте претензии, которые вы предъявляете к якобы непослушному ребенку.

Причина седьмая — ребенок не доверяет родителям

С такой ситуацией могут столкнуться родители детей в возрасте 4-5 лет и старше. До этого возраста малыши обожают маму и папу и в целом заинтересованы в том, чтобы заслужить их расположение.

И если в это время родители ведут себя педагогически неверно (часто кричат на ребенка без повода, упрекают в вещах, в которых он не виноват, занимаются рукоприкладством), то до определенного момента карапуз считает виноватым себя и пытается скорректировать свое поведение.

Но если в общем эти попытки не приносят результата (например, мама привыкла «срывать» на ребенке свою злобу на мужа, и с поведением ее чада это никак не связано), то в один прекрасный день дитя может понять, что в создавшейся ситуации неправы родители (психолог Лиз Бурбо называет переживания ребенка, связанные с осознанием моральной необоснованности родительского поведения, «травмой несправедливости»).  Малыш понимает, что не может доверять даже самым близким людям; это может спровоцировать разные формы девиантного поведения, в том числе «хроническое» и целенаправленное непослушание.

Как решить проблему:

Описываемая ситуация достаточно серьезна для того, чтобы привлечь к «разбору полетов» семейного или детского психолога. Вам нужно прояснить слишком широкий спектр вопросов, касающихся вашей мотивации как родителей, навыков вашего самоконтроля, отношения ребенка к вам. К счастью, вернуть доверие ребенка к «предавшим» (с его точки зрения) его родителям сложно, но возможно.

Читайте также:  Функции делового и коммуникативного общения - виды, структура

Как строить диалог с ребенком во время «приступов вредности»?

Конечно, порой выдерживать «выкрутасы» чада непросто. Между тем помочь родителям найти с ним общий язык может одна замечательная наука — конфликтология.

Обычно ее изучают управленцы, а также представители тех профессий, которые требуют умения находить общий язык с самыми разными людьми: продажники, дипломаты, специалисты по связям с общественностью.

Основные принципы конфликтологии можно взять на вооружение мамам и папам непослушных детей. Тем более  что договориться с собственным ребенком, даже очень несносным, намного легче, чем со строптивым клиентом.

Итак, чтобы решить конфликт с дитятей конструктивно, нужно:

  1. Обязательно обсудить ситуацию, не пускать все «на самотек». Постарайтесь докопаться до причин такого поведения карапуза. Если он еще в недостаточной степени овладел речью, чтобы объясниться с вами, то задавайте наводящие вопросы («ты не хочешь кушать эту кашу? она невкусная? может, покушаешь яйцо? может, покушаешь попозже»? ) Предлагайте ему альтернативные варианты решения проблемы, потому что в основе ситуации «непослушания» всегда какая-то проблема (например, накормить чадо, дать ему лекарство и т.д.). Ваша цель — решить ее максимально эффективно.
  2. Задавайте вопросы максимально четко, конкретно, чтобы ребенку было понятно, чего вы от него хотите.
  3. Не разговаривайте с ним в повелительном тоне: если вы попытаетесь подавить его силой или авторитетом, то чадо может попросту закрыться от вас или по-настоящему «включить вредность». Общайтесь с ним на равных. В ходе «переговоров» постарайтесь применить известный и очень эффективный риторический прием: пусть ребенок в ответ хоть на одно ваше предложение скажет «да», «хорошо» (для этого можно задавать вопросы типа «сейчас ты посмотришь еще два мультика, а потом мы идем читать книжку, хорошо»?). Это поможет ему самому выйти из состояния «эмоционального запала» и начать воспринимать ситуацию более лояльно.

Также читайте:

Источник: https://detyvradost.ru/chto-delat-s-neposlushnyim-rebenkom-ukroshhenie-stroptivogo/

Как справиться с непослушным ребенком?

Многие затяжные конфликты между родителями и детьми часто проистекают из-за ошибок воспитания и различных его перегибов.

Всем знакома ситуация, когда непослушный ребенок открыто бросает вызов, настаивая на своих желаниях и полностью игнорируя все наставления, увещания, просьбы и уговоры…Отчего это происходит? Возможно ли избежать такого неприятного явления, как упрямство ребенка и его отказ слушаться?

Когда начинается воспитание?

Конечно, воспитание идет с самого рождения, при этом нужно также учитывать, в какой психологической обстановке протекала беременность матери, была ли она желанной, с каким настроением ждали появления ребенка на свет.

Воспитание начинается там, где рождается любовь родителей к крохе. Оно не сводится к перечню жестких правил и запретов, чаще всего вызывающих упрямство ребенка и непослушание.

Это нечто большее, чему родители учатся всю свою жизнь, порой на своих ошибках.

Недостаточно получить соответствующее образование, пусть даже психологическое или педагогическое – прежде всего нужно хорошо чувствовать душу ребенка и любить его самого, независимо от его поведения.

Детки остро нуждаются в положительном восприятии их близкими. Тогда им легче корректировать свое поведение. Родителям нужно сказать своему ребенку: “Я тебя очень люблю, ты у меня хороший, но вот это (конкретное) поведение мне не нравится. Давай так не будем делать…

Как быть с детским: “Не хочу!”?

В повседневной жизни возникает много конфликтных ситуаций, когда точки зрения родителей и детей диаметрально противоположны, их интересы лежат в разных плоскостях и обе стороны настаивают на подчинении одной другой:

Есть ли средство “укрощения строптивого”?

Как же достойно выйти из этих “поединков”? Можно ли добиться послушания своего сына или дочки без применения крайних средств? Не можно, а даже нужно!

Как это применить к нашей ситуации?

Очень просто.

Прежде чем попросить своего сына или дочку о чем-то, поставьте себя на их место. Как бы вы сами восприняли эту просьбу, стали бы охотно выполнять ее с учетом того, чем вы сейчас занимаетесь?

Посмотрите на ситуацию глазами ребенка: он поглощен интересным занятием, например, клеит бумагу, что-то вырезает ножницами. Вдруг он слышит: “Иди спать!” Занятие в самом разгаре, он уже не может остановиться и бросить все на полпути. Ему хочется доиграть.

А его грубо прерывают, и даже не поинтересовались, что он собирается с этой бумагой делать дальше. Несправедливо! И ребенок тянет до последнего. С повышением родительского голоса параллельно возрастает внутреннее сопротивление ребенка, переходя в упрямство. И все.

Конфликт обеспечен.

Даже если ваш сын или дочь подчинятся, внутри они будут очень обижены на вас. Ведь вам самим неприятно, когда вас, к примеру, отвлекают от интересного телефонного разговора или готовки на кухне.

Вы чувствуете себя сердитым на этого человека, может даже возникнуть неудовлетворенность в душе – а ведь аналогичные чувства испытывает и ребенок.

Только дети своими чувствами управлять еще не умеют, они импульсивны и зачастую все, переживаемое ими, выплескивается наружу.

Итак, вы увидели все глазами малыша. Присядьте рядом с ним, поинтересуйтесь его делом, похвалите, что тот успешно его выполняет.

После чего скажите, что пора спать и предложите ему помощь в уборке игрушек. Если он ответит: “Не хочу спать!”, не настаивайте. Задайте ему вопрос: “Ты хочешь еще поиграть немного?” Скорее всего тот ответит: “Да!”.

Тогда предлагайте ему альтернативу: “Хорошо, ты можешь еще немного поиграть, а потом мы пойдем в кроватку и почитаем нашу любимую книжку”. Т.е.

вы задаете ему привлекательную перспективу, которая поможет ему побыстрее закончить предыдущее дело ради следующей.

Итак, давайте подытожим, что нам нужно знать, чтобы добиться послушания ребенка:

  1. Поставить себя на месте сына или дочки, прочувствовать ситуацию.
  2. Выяснить настоящие желания ребенка.
  3. Предложить привлекательную для него альтернативу, при этом позволить довести дело до конца, (при необходимости помочь).

В конфликте очень важно вовремя не перейти ту грань, за которой вы не сможете потом управлять своим непослушным ребенком без слез и истерик.

Ни в коем случае не пользуйтесь подкупом, не предлагайте ему в обмен на хорошее поведение что-то материальное (конфетка, новая игрушка и т.д.).

В своей линии поведения будьте последовательны, чтобы малыш был уверен в вас самих и мог положиться на ваши слова.

И в заключении я хочу повторить еще раз: любите свое дитя, несмотря на поведение.

А как вы справляетесь с непослушанием ребенка? Жду ваших комментариев

Держим руку на пульсе – подписываемся на RSS!

Источник: https://detpsycholog.ru/kak-spravitsya-s-neposlushnym-rebenkom/

Как воспитывать непослушного ребенка?

Говорят, воспитание младенца нужно начинать, пока он лежит поперек кровати. Но если время упущено, малыш растет избалованным, не реагирует на замечания старших – как справиться с проблемой? Психологи рекомендуют ввести в практику ряд правил, соблюдать которые необходимо каждый день. При этом правила предназначены не только для проказников, но и для их родителей.

Содержание статьи

Прежде всего, озорник должен научиться воспринимать запреты. «Нельзя» необходимо не только для спокойствия взрослых, но и для обеспечения безопасности самого малыша. Устанавливая правила поведения, родители должны подходить к делу с максимальной ответственностью и помнить, что нарушение запрета наказуемо.

Один раз «забыв» наказать малыша, взрослые создают прецедент, чем шалун обязательно воспользуется впоследствии:

  • Одно из основных правил – убрать из видимости предметы, которые представляют опасность для здоровья проказника или являются соблазном, устоять против которого невозможно. К подобным вещам относятся колющие, режущие, бьющиеся предметы, а также представляющие определенную ценность;
  • Если малыш уже понимает, что такое запрет, стоит объяснять ему, за что последовало наказание. Если шалун не понимает, почему взрослые недовольны, толку от такого воспитания не будет;
  • Необходимо воспитать у ребенка чувство ответственности. Для этого нужно начинать с малого: поручить протереть пыль со стола, полить цветы, вынести мусор. Постепенно список домашних дел должен расширяться. В этом случае малыш вскоре поймет, что своими проказами, разбрасывая вещи по квартире, добавляет самому себе работы по дому и, возможно, станет послушнее;
  • Поручив шалуну выполнение уборки в его собственной комнате, никогда не следует отступать от правил. Каждый вечер игрушки должны отправляться на свои места;
  • Психологи советуют для непослушного ребенка установить жесткий режим дня. В этом случае малыш точно будет знать, когда необходимо заниматься уборкой игрушек, когда развлекаться, а когда ложиться спать;
  • Отлично вырабатывают дисциплину у детей занятия спортом. В большинстве случаев проказники шалят, потому что не находят выхода для бушующей внутри энергии. Лучшим средством для усмирения гиперактивности станет спорт;
  • Если проказник ведет себя грубо по отношению к взрослым, необходимо немедленно пресекать такое поведение и наказывать. Иначе он никогда не научится уважать старших и детские проказы могут быстро перерасти в хамское отношение.

Некоторые родители считают, что прекрасно знают, как наказывать непослушного ребенка. Обычно в ход идет ремень. Порой малыша на несколько часов отправляют в угол, чтобы он осознал, насколько плохо себя вел. Данные меры не помогут справиться с проблемой.

Физические наказания только провоцируют замкнутость детей, которые в дальнейшем будут стараться либо совершать проказы исподтишка, не навлекая на себя гнев родителей, либо с упрямством, назло всем взрослым.

Наиболее рациональное наказание – лишение того, что проказник любит. Например, малыш привык проводить время за компьютерными играми. Стоит на определенное время отключить системный блок и объяснить любимому чаду, что так будет всегда, когда он не прислушается к словам родителей. Ребенок должен усвоить, что шалость лишит его любимого развлечения.

Периодически в разговоре с проказником желательно напоминать, что за проступками следует наказание. Нужно учить ребенка, что существуют хорошие и плохие поступки.

Но не стоит высказывать подобные мысли прямолинейно. Лучше чаще читать озорнику сказки, из которых становится понятно, что невоспитанное поведение чревато последствиями. Чтение сказок для непослушных детей по вечерам поможет не только сформировать правильную жизненную позицию, но и отправить малыша спать без окриков.

Введя определенные правила, регламентирующие поведение ребенка, родители должны и для себя принять свод «законов», направленных на воспитание непослушного ребенка.

Казалось бы, зачем специальные правила для родителей, если непослушен малыш? Однако именно их поведения является причиной, почему ребенок проявляет непослушание. Возможно, подобная реакция спровоцирована неурядицами в семье, конфликтами, которые взрослые не скрывают от шалуна, излишней любвеобильностью бабушек и тетушек, засыпающих проказника подарками.

Поэтому взрослым членам семьи следует договориться о полном взаимодействии.

Никто из них не должен отступать от установленных правил и украдкой баловать озорника. Тем не менее, воспитание не должно носить спартанский характер. Излишняя строгость и отсутствие эмоционального контакта способны привести к протесту со стороны ребенка и возрастанию количества конфликтов. Необходимо полностью пересмотреть свои взгляды на воспитание.

Для этого нужно взглянуть на мир глазами любимого чада. Иногда такого подхода достаточно для установления ровных взаимоотношений, не осложненных истериками и баловством.

Можно использовать советы специалистов, помогающих взрослым утихомирить шалуна. Достаточно один день провести «наоборот».

В течение суток малыш может делать все что угодно: валяться в постели допоздна, разбрасывать игрушки, питаться мороженым, не чистить зубы и т.д.

Такой прием позволяет сбросить напряжение и укрепляет взаимоотношение ребенка и взрослых. Правда, прибегать к этому методу часто не рекомендуется.

Если перечисленные меры не помогают и ребенок по-прежнему проявляет непослушание, необходима консультация профессионального психолога. Лучше некоторое время поработать со специалистом, чем полностью забросить воспитание.

Видео: Как воспитывать непослушного ребенка?

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/kak-vospityvat-neposlushnogo-rebenka

Ребенок не слушается в 2 года: что делать и как его воспитывать?

Вопрос воспитания детей – один из самых сложных в жизни родителей. Очень трудно предугадать, как отразится на будущем характере нового члена общества то или иное замечание мамы с папой в раннем возрасте.

Многие мечтают об абсолютно послушных детях, которые бы точно выполняли команды. Но это ненормально. Дитя – не робот и не собачка, которая подвергается дрессуре.

Очень важно создать здоровые условия формирования новой личности без серьезных угнетений или вольностей.

Первым переломным моментом является время, когда ребенок достигает возраста 2-3 лет. Этот этап еще называется «периодом протеста», когда дитя начинает активно противодействовать командам родителей. Что делать, если малыш не слушается или вовсе дерется? Главное – понять причину его плохого поведения и адекватно взаимодействовать с ним относительно его нужд.

Как проявляется «период протеста»

В два года жизни словарный запас маленького мальчика или девочки пополняется новыми словами. Одним из наиболее весомых и существенных является «нет». Видя, как общаются родители, ребенок 2-ух лет понимает, что вовремя применив данное выражение, он может заполучить желаемое или отказаться от того, что ему противно.

В основном малыш капризничает в таких ситуациях:

  • когда его насильственно заставляют сделать то, чего он не хочет,
  • если ему запрещают делать то, что ему приятно.

Важно уметь отличать первые признаки эгоизма от нормальной активности своего чада и не давить на него слишком жестко.

Читайте также:  Истерия - симптомы, лечение, причины, признаки

Когда бытует атмосфера вседозволенности, дитя не всегда понимает, где нужно остановиться, но при постоянном сдерживании желаний ребенка 2-ух лет, он может вырасти замкнутым и плохо адаптированным к социальной жизни в большом мире. Главная ответственность лежит на родителях. В зависимости от их поведения будет развиваться их чадо.

Дополнительные причины капризов детей

Если дитя в два года активно не слушается своих родителей, то необходимо тщательно проанализировать всю ситуацию. В основном дополнительными причинами плохого поведения являются:

  1. Слишком сильная требовательность к малышу. Многие мамы и папы хотят, чтоб их дитя в 2 года умело делать то, что не под силу первоклассникам. Часто можно встретить ситуацию, когда маленького мальчика заставляют в детстве учить английские слова. Знание иностранных языков – это хорошо, но постоянный прессинг плохо сказывается на психике малыша.
  2. Избалованность. Такое встречается, когда делать своему чаду постоянные уступки. Другим вариантом может быть строгость правил поведения от родителей и вседозволенность от бабушки с дедушкой. Дитя понимает, что достаточно обратится в другую инстанцию, которая не сможет устоять пред его прихотью, и он получит все что угодно.
  3. Если малыш заболел, нужно более тщательно ухаживать за ним и не заставлять делать те или иные вещи.
  4. Примерно год времени маленький член общества будет очень активно испытывать своих родителей на твердость и справедливость. Конечно, процесс воспитания ребенка длится много лет, но то, что будет заложено в раннем возрасте от 1,5 до 6 годов, станет основой формирования новой личности.

Как бороться с непослушностью ребенка?

Во-первых, стоит понять, что полностью избежать конфликтов не удастся. Максимум, на который способны молодые родители – делать все возможное для уменьшения числа острых моментов в общении с ребенком 2-ух лет. Это очень трудный и ответственный процесс. Нельзя делать необдуманных решений, которые потом могут аукнуться через годы жизни. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо:

  • Постоянно общаться с малышом. Игнорирование – худший выбор для любого родителя. Имеется в виду именно перманентное безразличное отношение к собственному ребенку.
  • Проявлять изобретательность в процессе игр и воспитания. Настоящее искусство – предотвратить каприз малыша возрастом 2-3 лет. Для примера, если дитя постоянно разбрасывает игрушки и не хочет их за собой собирать, можно после очередной такой выходки спрятать их. Когда девочка или мальчик поймет, что подобное поведение ведет к потере средств для развлечений, он будет более внимательным в следующий раз.
  • Относится снисходительно к разумному числу эпизодов непослушания. Такая активность – вариант нормы и нельзя давить на ребенка 2-3 лет.

Вообще, при частом возникновении ситуаций, когда малыш не слушается, его нужно воспитывать, опираясь на «железный» алгоритм действия, который включат следующие шаги:

  1. Если малыш капризничает, то должен получить шанс самостоятельно прекратить свое поведение. Родители обязаны объяснить неправильность его действий.
  2. Когда он не прекращает своих действий, необходимо наказать его согласно предыдущим предупреждениям. Если делать все правильно, то ребенок начнет задумываться над своим поведением в будущем.
  3. Обязательно объяснить своему чаду, почему он был наказан.

Только при соблюдении такой последовательности можно будет обеспечить нормальное гармоничное развитие малыша и осознание им своих ошибок.

Отдельные важные нюансы

Крайне важно понимать, что дитя само должно прийти к правильному анализу своих поступков. Малыши склонны к капризам и часто не хотят поступать так, как того требуют родители. Лучшим выходом будет спокойный разговор с мальчиком или девочкой возрастом до 3 лет. Нужно, чтоб маленький человек объяснил причину своего поведения, а мама или папа, в свою очередь, объяснят, почему это неверно.

Кроме того, не рекомендуется пользоваться примерами других детей при разговоре с собственными. Фраза «та девочка лучше, так как она слушается маму» может нанести малышу непоправимый урон. Дитя начинает думать, что другие значат для родителей больше, чем оно само.

Нужно также учитывать характер своего малыша. Если он по натуре лидер, то желание папы доминировать может стать причиной конфликта. Авторитет родителей должен быть подкрепленным постоянными соответствующими поступками, а не просто криком или ударом кулака по столу.

Тем не менее, такие рекомендации отлично смотрятся на бумаге. Не нужно думать, что это легко. На самом деле воспитание детей – одно из наиболее тонких и сложных искусств, которое требует от родителей тонны терпения и выдержки. Но результаты и плоды такого внимания к своим чадам стоят того.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/kak-vospityvat-rebenka-v-2-goda-esli-on-ne-slushaetsya

Непослушный ребенок: кто виноват и как воспитывать?

Проблема детского непослушания существует столько же, сколько и само человечество. Говорят, что ученые-археологи нашли надпись, нацарапанную на своде доисторической пещеры, с таким содержанием: «Ну и детки сейчас! Не то, что были раньше!».

Правда это или вымысел – вопрос второстепенный. Главное, что факт остается фактом: детям свойственно быть непослушными.

Но детское непослушание – понятие настолько широкое, что совершенно невозможно объяснить все его причины и дать универсальные советы.

Ведь есть огромная разница между ситуацией непослушания, когда ребенок, скажем, один раз отказался кушать кашу, и проблемой, когда он хронически не слушается, доводя родителей до нервного истощения.

Можно ли назвать ребенка «плохим» или «непослушным», если его поступки идут вразрез с представлениями мамы, папы или бабушек-дедушек о том, как должны вести себя «хорошие» дети? А может, у него просто такой характер? Попробуем разобраться.

Родители, а тем более бабушки и дедушки современных детей, были воспитаны в ином духе. Лет 25-30 назад любое непослушание ребенка строго осуждалось. Причем не было особых отличий – будь то обычная шалость, каприз физически уставшего ребенка или манипулирующая истерика в магазине. Отказался по первому зову завтракать – неблагодарный.

Не убрал вовремя за собой постель – ленивый. Нечаянно сломал подаренную бабушкой игрушку – вообще хулиган. «Нехорошее» поведение осуждалось повсюду: начиная от детского сада и заканчивая октябрятскими и пионерскими собраниями в школе.

При этом на ребенка, даже единожды «оступившегося», могли повесить ярлык «непослушного», унизить его при других детях. Поэтому, когда это поколение выросло, и наступила другая эпоха, бывшие озорники, ставшие папами и мамами, твердо решили: у нас всё будет по-другому.

Нам запрещали рисовать на обоях? А мы своим детям разрешим! Нельзя было перебивать старших и громко разговаривать в общественных местах? Теперь можно! Тем более, есть положительные примеры. Скажем, система воспитания в Японии, где детям разрешено практически всё.

А ведь какая развитая нация! Правда, никто не вникает в то, что в той же Японии целые поколения детей, растущих во вседозволенности, теперь не хотят работать и от скуки придумывают себе всё новые экстремальные развлечения: от катания на крышах электричек до закачивания солевого раствора под кожу.

Вывод напрашивается один: как чрезмерная строгость, так и неоправданная либеральность в воспитании приносят ребенку вред. Значит, нужно искать золотую середину.

Не слушается – значит, развивается

Далеко не всякое непослушание – отрицательное явление. Если оно вызвано возрастными кризисами развития, то ребенок просто обязан их «пережить», чтобы в итоге научится правильному поведению.

Тут очень важна роль его воспитателей – в первую очередь, родителей.

Если же молодая семья живет со старшим поколением, то бабушкам и дедушкам тоже необходимо знать, как себя правильно вести с ребенком.

Выделяют такие основные кризисы возрастного развития:

  • кризис 1 года. У ребенка появляются новые потребности и увеличиваются возможности их удовлетворения. В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности, склонен ко вспышкам гнева. У него еще нет внутреннего барьера, который удерживает от потенциально опасных действий, да и речь еще недостаточно развита. Поэтому слово «нельзя» для ребенка не всегда понятно. Конечно, мама и папа всё равно должны объяснять малышу, «что такое хорошо и что такое плохо», но главное их действие – обеспечить ему максимальную безопасность и просто переждать это нелегкое время;
  • кризис 3 лет. Может начаться в 2 года, а может и в 4. Это один из самых сложных этапов в жизни ребенка и его семьи. Малыш начинает осознавать себя отдельно от мамы, появляется знаменитое «Я сам!». Главная черта этого периода развития – негативизм. То есть, ребенок на все предложения взрослого чаще всего отвечает «нет», даже если это противоречит его собственным желаниям. Парадокс? Скорее, закономерность. Ведь так маленький человек учится управлять своими желаниями и взаимодействовать со взрослыми. Он делает настоящее открытие: а ведь, оказывается, с его мнением тоже можно считаться! Основной мотив всех действий 3-летнего ребенка – сделать наоборот. Причем негативная реакция у него происходит не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на просьбу взрослого;
  • кризис 7 лет. Как правило, начинается с 6 лет – когда ребенок осознает себя в роли школьника. Характерные внешние реакции в этот период – склонность к капризам, конфликтам, манерность, кривляние, искусственная натянутость поведения. Эти кризисные проявления скрывают внутренние глубокие переживания маленького ученика – как положительные, так и отрицательные. Кризис заканчивается, когда действия ребенка становятся произвольными и осознанными. При этом исчезает детская непосредственность;
  • подростковый (пубертатный) кризис – 11-15 лет. Появляется чувство взрослости, которое подросший ребенок старается всячески подчеркивать. Он может провоцировать конфликты с родителями, стремясь к независимости и равноправию.

Родителям следует учитывать, что, несмотря на трудности всех кризисных периодов, они неизбежны и очень полезны. Причем не только для детей, которые благодаря им развиваются, но и для взрослых-воспитателей. Ведь они тоже учатся взаимодействовать с ребенком и получают возможность проявить свои творческие педагогические способности.

Непослушание как крик о помощи

Но кроме «полезного» непослушания бывает и «вредное», которое порой делает жизнь всей семьи просто невыносимой. Взрослые при этом уверены, что растят маленького монстра, а ребенок, в свою очередь, страдает от непонимания. Он сам хочет быть послушным и хорошим для папы и мамы, ведь он их очень любит. Так что же заставляет его так себя вести?

Существует простой, но действенный метод определить причины детского непослушания. Родителям следует прислушаться к себе и на основании этих наблюдений сделать выводы.

Ребенок плохо себя ведёт, в связи с этим у родителей возникают различные по своему характеру чувства.

  • Отчаяние и безнадёжность. Возникают тогда, когда ребенок становится непослушным из-за потери веры в себя и свои силы. Это, в свою очередь, происходит из-за частой и необоснованной родительской критики. У малыша формируется заниженная самооценка, а мотива вести себя хорошо нет. Ведь как бы он ни старался, его не похвалят.

Что делать? Поменьше критиковать, побольше хвалить. Уверенный в себе ребенок будет расти счастливым, и у него не будет повода провоцировать родителей.

  • Раздражение. Оно даёт понять, что ребенок изо всех сил старается привлечь к себе внимание мамы и папы. Пусть на него накричат, но всё же заметят. Ребёнок заполняет пробелы в общении с родными людьми, которые проводят с ним слишком мало времени.

Что делать? Несмотря на усталость и ворох срочных дел, следует помнить – родительское внимание для ребенка невосполнимо. Поэтому всегда нужно уделять ему достаточное количество времени, не отвлекаясь на телевизор, телефонные звонки и социальные сети.

  • Гнев. Помните: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ!»? Если такое чувство возникает в ответ на непослушание ребенка, то, возможно, он окружен чрезмерной опекой. Стараясь самоутвердиться и доказать, что он – личность, малыш перестаёт выполнять указания родителей.

Что делать? Оставить его в покое. Конечно, это не значит пустить весь процесс воспитания на самотёк. Но и не следует слишком ограничивать свободу ребенка, затискивая его в рамки всевозможных родительских запретов и опасений.

  • Обида. Такое чувство родители испытывают в ответ на «плохое» поведение малыша, когда он сам глубоко обижен. Причиной может стать ревность к младшему ребенку в семье, появление в жизни мамы другого мужчины, развод родителей или их частые ссоры. Такие ситуации ранят ребенка, в ответ он мстит родителям за свои страдания.

Что делать? Прежде всего – выяснить причину переживаний малыша. Если ситуацию невозможно исправить (скажем, родители – в разводе), то нужно постараться её сгладить. Ребёнку нужно уделять больше времени, общаться с ним искренне. Пусть он чувствует, как его любят, как он нужен.

Чем бы ни было вызвано непослушание ребенка – возрастными кризисами или пробелами в воспитании – родители могут помочь ему справиться с этой проблемой. Кризисы протекают более гладко у детей, в семьях которых царит любовь, уважение и взаимопонимание.

Если же родители где-то допустили педагогическую ошибку – никогда не поздно признаться себе в этом и исправить ситуацию. Ребенок же отблагодарит хорошим поведением и огромной любовью, которая бывает только у детей и только к маме и папе.

А это стоит гораздо больше любых затраченных усилий!

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/zdorove/psihologiya/stati/neposlushnyy_rebenok_kto_vinovat_i_kak_vospityvat

Ссылка на основную публикацию