Негативизм – это что такое, причины и признаки негативизма

Понятие негативизма: симптомы, способы преодоления

Негативизм - это что такое, причины и признаки негативизма

Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный        настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией.

Психиатры часто связывают негативизм с кататонией, шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет.

Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

Описание

Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита.

Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

Причины негативизма

У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

  • Физическая беспомощность.
  • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
  • Самоутверждение.
  • Синдром дефицита внимания.
  • Месть и неприязнь.

Симптомы

Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

  • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
  • Склонен к постоянным переживаниям.
  • Не любит людей с позитивным мышлением.
  • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
  • Только негативная информация мотивирует больного.
  • Человек делает акцент только на негативе.

Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

  • Появление чувства вины.
  • Страх неудачи, неприятностей.
  • Страх потерять все, что есть.
  • Нет личной жизни.

Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

Виды негативного восприятия

Активная форма

Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время шизофрении. Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

Пассивная форма

Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор.

Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела.

При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

Особенности детского негативизма

Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

У некоторых школьников негативизм сопровождается мутизмом, при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, деменции.

Как избавиться от проблемы?

Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!

Источник: https://medportal.su/ponyatie-negativizma-simptomy-sposoby-preodoleniya/

Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называтьфрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

В случае со взрослыми людьми не стоит путать негативизм и нигилизм. Нигилизм – это мировоззренческая позиция, и, несмотря на то, что ее внешние проявления сходны с проявлениями негативизма, она является сознательным выбором человека, в то время как люди с патологическим упрямством ведут себя подобным образом неосознанно.

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояниекак ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Читайте также:  Спонтанность - черта характера в поведении, в отношениях

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/negativizm.html

Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое.

В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей.

Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых.

В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.

Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов.

Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.

Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С.

Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.

Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы.

Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы.

Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность.

Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

Источник: http://onevroze.ru/detskij-i-podrostkovyj-negativizm-metody-korrekcii.html

Негативизм — причины, симптомы, лечение

Часто мы встречаем людей, которые на разумный совет поступают противоположным образом, на замечание – встают в «боевую позицию». В каждом из нас есть эти черты, но не всякий способен их разглядеть и признать. Тем временем учёные дали такому поведению конкретное название: «негативизм».

Негативизм в психологии это поведение, не имеющее обоснования, противоположное тому, о котором просит или требует другой человек/сообщество; сопротивление нормам и правилам, советам других и, даже, здравому смыслу.

Каким бывает негативизм?

  1. Активный. Он представляет собой открытое сопротивление требованиям и просьбам другого индивида, противоположное действие.
  2. Пассивный. Человек просто игнорирует то, что ему говорят, советую, просят, приказывают.
  3. Физиологический негативизм. Отвержение пищи; запоры; задержка речи; блокировка движений.

Тотальная эпидемия!

Самая распространённая форма негативизма, которую практически невозможно диагностировать – направленная внутрь себя. Порой человек не в состоянии заметить того, как желает одного, а делает совершенно противоположное. Те или иные черты негативизма присущи каждому.

Ярче всего негативизм выражен у детей и подростков. Маленькие дети отказываются слушаться своих родителей, принимать пищу, собирать игрушки, ложиться спать.

В подростковом периоде обострение повторяется: молодёжь отвергает предыдущие поколение, «мы пойдём своим путём!», желание всё делать по-своему.

Причины в обоих случаях одни: защита собственного «Я», проявление индивидуальности и желание доказать свою самостоятельность и независимость.

Причины и последствия негативизма

Причины отклонения кроются в основах психики, закладываются в самом детстве. Неуверенность в себе, комплекс неполноценности и несамостоятельности. Если родители постоянно заставляли малыша делать что-либо, не согласовывая это с ним, то в зрелом возрасте человек любой совет будет воспринимать как нападение на его самобытность и самостоятельность.

Проявления негативизма:

  1. Проблемы во взаимодействии с окружающими. Негативисты очень тяжелы в общении, с ними трудно договориться, они чересчур упрямы.
  2. Отрицая всё и вся, негативист вступает в конфликт с самим собой. И уже не может понять, что действительно ему нужно, полезно, хочется.
  3. Скептицизм, недоверие, излишняя критика.

Как решить проблему?

Устранить проявления негативизма можно докопавшись до корней. Для этого необходимо провести общую санацию психики. В этом поможет хороший психотерапевт. На то, чтобы разобраться в себе, необходимы годы. Для эффективности можно использовать систему Турбо-Суслик.

Она ориентирована на самостоятельное практическое применение. Её преимущество состоит в том, что она не только устраняет внешние проявления проблемы, но и работает с её основами. Турбо-Суслик проводит тотальную чистку, индивидуально. Серьёзные результаты видны уже через несколько месяцев.

К счастью, есть способ реально избавиться от стресса из вашей жизни. Я знаю, в это очень трудно поверить, но есть способ вновь настроить механизмы вашего ума таким образом, что “стрессовые” события не будут больше вызывать стресс.

В результате, ваша жизнь может стать практически полностью свободной от стрессов, и вы будете в состоянии легко и конструктивно переживать любые стрессовые ситуации, которые будут возникать в вашей жизни. Если вы хотите знать, как это сделать – вот ссылка на бесплатную электронную книгу, из которой вы в деталях узнаете, как это сделать.

Эта книга уже стала палочкой-выручалочкой для десятков тысяч людей, так что не упустите свой шанс.

Источник: http://turbo-suslik.org/negativizm-prichiny-simptomy-lechenie/

Сущность и виды негативизма

является проявлением негативной установки, отношением к человеку, к жизни или миру с негативным предубеждением. Негативизм — типичный признак наличия деструктивной позиции (деструктивность являет собой отрицательное отношение и поведение человека, направленное на внешние объекты или на самого себя). Противоположностью негативизма является понимание, поддержка и сотрудничество.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие».

Аллен же написал, что примерно то же самое он  ощущает в отношении жизни.

Негативизм в качестве проявления негативной установки,  проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор  требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Схожесть понятий

С понятием негативизма схоже понятие нонконформизм (несогласие), что означает активное неприятие установленного порядка, общепринятых норм, ценностей, законов или традиций. Противоположным понятием является конформизм – когда человек получает установку «быть, как все».

Как правило, нонконформисты подвергаются давлению и агрессивному поведению со стороны конформистов, представляющих собой «молчаливое большинство». И конформизм, и нонконформизм — элементы незрелого, детского поведения. Зрелое, более взрослое поведение является независимым поведением.

Читайте также:  Глицин - инструкция по применению, отзывы, аналоги, противопоказания

А ещё более взрослые проявления поведения  – любовь и забота, когда люди свою свободу расценивают как не то, что можно не делать чего-то, а можно делать то, что достойно, что для него имеет ценность.

Негативизм также проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств — недостатки.

Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку, в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое.

Негативное мировосприятие зачастую становится негативизмом в будущем — отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

Негативизм и возраст

У малышей негативизм часто проявляется как возражение: «Погуляй, что-то ты засиделся дома!» – «Не хочу, я рисую!». «Ты должен сегодня почитать — займись!» – «Не хочу, ухожу на улицу!» – вот так желания ребенка при этом прямо противоположные требованиям, просьбам или предложениям.

Что касается возрастных периодов, негативизм — более характерная черта для детей в период возрастного кризиса. А также он типичен для подростков – это так называемый подростковый негативизм. Когда его проявлением является склонность к  возражению.

К примеру, девочка-подросток учится ходить на туфлях с  высоким каблуком. «Ты, наверное, еле ходишь на такой высокой шпильке?» – Но она, конечно, возражает: «Нет, нормально!». Так она сама себе дает правильное оперативное внушение.

Кроме того, негативизм встречается и у пожилых людей, но, как бы то ни было, он всегда обостряется в период личных неудач.

Причины и симптомы негативизма: как избежать его развития у себя

Причины весьма разнообразны, невозможно отрицать и генетический фактор, и несомненное  влияние измененного гормонального фона.

Относительно психологических причин, то,  прежде всего, речь идет о беспомощности, недостатке умений и знания, как преодолеть  проблему, борьбы за власть и самоутверждение, недостатка внимания, выражения неприязни и мести. Иногда это – проявление болезненного варианта негативного мировосприятия.

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

— на страхе напороться на неприятности или утратить имеющееся;

— на чувстве вины;

— на недовольстве своими результатами;

— на отсутствии личной жизни;

— на желании доказать что-то окружающим, «сделать» их.

Стоит отметить, что указывать на симптомы негативизма у иных людей – очень опасно, ведь люди с развивающимся негативизмом будут реагировать на это защитой, и все больше укрепляться в своем негативизме. Если же вы начнете следить за собой или попросите близких подсказывать вам, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успех становится вполне реальным.

Источник: https://www.psyportal.net/4357/sushhnost-i-vidyi-negativizma/

Что такое негативизм

Под понятием «негативизм» подразумевается специфическая форма поведения человека, когда он без явных на то причин демонстрирует сопротивление в ответ на любые внешние факторы воздействия. В психологии такой термин используется в качестве обозначения противоречивости субъекта, действующего противоположно ожиданиям окружающих даже вразрез с личной выгодой.

В широком понимании слова негативизмом называют отрицательное восприятие человеком его окружения в целом. Что же это такое, и в каких случаях применяют данное обозначение, более подробно мы расскажем далее.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Рекомендуем: Оптимизм — это

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Стоит заметить, что во всем таком «наборе установок» всегда присутствуют негативные предпосылки, которые вырабатываются у ребенка, когда ему говорят то, с чем он не согласен. Именно это несогласие закладывается в далекий «ящик» подсознания и может проявиться с течением времени в виде таких комплексов либо специфических черт характера, как:

  • Робость.
  • Неуверенность в себе.
  • Чувство вины или одиночества.
  • Неспособность быть самостоятельным.
  • Излишняя подозрительность.
  • Скрытность и многие другие.

Примерами фраз, предрасполагающих к развитию негативизма, которые может слышать ребенок в детстве, могут быть: «не крутись», «не лезь», «не кричи», «не делай этого», «никому не верь» и т.д. Казалось бы, безобидные слова, которыми оперируют родители, дабы обезопасить и уберечь от ошибок свое чадо, усваиваются им на бессознательном уровне и в дальнейшем попросту начинают отравлять ему жизнь.

Рекомендуем: Объективность: определение понятия

Самое опасное то, что возникнув однажды, негативная установка не исчезает. Она начинает проявляться практически во всем через эмоции, чувства или поведение.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

Впсихологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

Рекомендуем: Что такое конфликт?

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания.

Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых.

В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

Рекомендуем: Рационализация: метод психологической защиты

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста.

Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Однако в любом из случаев основной причиной выражаемого негативизма являются дефекты воспитания и отношение к жизни, которое было сформировано в определенных условиях.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/negativizm.html

Негативизм Негативный

24.02.2013 by petr8512

(Просмотров 251 всего, 1 сегодня)

Одна из главных бед этого мира — то, что большинство людей настроены негативно.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Рампа Лобсанг

Прикосновенье зависти рождает негатив.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Пивоваров В.

Если вам пришла в голову мысль негативного характера, то просто скажите ей Спасибо за участие

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Хей Л.

Правда должна приводить к позитивным изменениям. Если правда приводит к

негативным изменениям, может это и не правда вовсе, а просто наша бескультурность.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Рузов Вячеслав

Человеку нужно стремиться к тому, чтобы обрести духовную культуру, чтобы обрести чистоту ума,

чистоту своего сознания и попытаться каким-то образом защититься от негативного

влияния западной  культуры, которая атакует нас со всех источников.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Критский В.Г.

      Негативизм (от лат. negatio – отрицание) как качество личности – склонность негативно мыслить на базе предрассудков, отрицательной предубежденности, видения в людях только недостатков; проявлять негативные установки подсознания, недоброжелательный настрой.

      Человек – существо программируемое. В нашем «программном обеспечении» еще с детства задействованы десятки негативных установок.

Эти подарки из «детской» заставляют нас видеть в окружающем мире «случайные черты»: недостатки, неудачи, печали, угрозы и опасности. Мир стал для нас большой «бякой».

  Когда взрослые нам говорили разную чушь, а сами думали иначе, мы записывали в подсознание именно это «иначе». Самые популярные фразы взрослых:

«Не крутись!», «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!» создали у нас негативную установку «Не делай».  Поэтому во взрослой жизни нам характерны робость, неуверенность в себе, безынициативность, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения и тревожность. Когда нам говорили: «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!», «Мне такая девочка не нужна.

Отдам тебя милиционеру или цыганам», у нас записалась установка «Не живи!» Детское программирование аукнулось для нас чувством вины, страхами, ощущениями одиночества, нарушением сна и отчуждением от родителей. «Запомни, дитятко, — уверяли нас родители, — Все вокруг обманщики, надейся только на себя! Никому нельзя верить, кроме мамы и папы».

  В итоге в подсознании  поселилась установка «Не верь!», а вместе с ней трудности в общении, подозрительность,  страхи,  ощущение одиночества и тревоги. «Горе ты моё, уйди с глаз долой, встань в угол!» – говорили родители.

Мы шли в угол и уносили с собой озлобленность, агрессивность, скрытность, недоверие, чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, отчуждение и конфликты с родителями.

       Усвоенные на бессознательном уровне, негативные установки отравляют нам жизнь: нехватка денег, застой в карьере, не ладится личная жизнь.  Раз возникнув, установка не исчезает и проявляется через наше поведение, чувства и эмоции. Противоядием  негативной установки может стать только контрустановка. Но сначала надо найти свои негативные установки.

Знаете загадку: «Сто одежек и все без застежек?» Негативных установок может быть еще больше: вы снимаете верхний лист, а под ним еще много его собратьев. Выявить негативные установки можно только посредством ухода в себя и  наблюдением за собой. Шаг за шагом и добираетесь до кочерыжки.

Обнаружить негативные установки можно следующими способами: визуализацией и анализом своего окружения.

       Визуализация. Определите те сферы жизни, которые вызывают у вас беспокойство (например: здоровье, деньги, взаимоотношения) и выберите что-нибудь одно, чтобы не заблудиться в подсознании. К примеру, вы выбрали здоровье.

Скажите себе: «Я абсолютно здоров» и начните записывать все мысли, которые возникают на этот счет или опровергают это утверждение. Например: в армию заберут, сердце бьется, как мышиный хвост, печень увеличена, я сам в свое здоровье не верю, у меня много наследственных заболеваний и т.д.

Пишите, пишите, пока не исчерпаются все сомнения. Далее  представьте себе другую ситуацию про деньги или отношения и опять пишите.

Читайте также:  Нервное истощение - симптомы, лечение, как восстановиться

      Проанализируйте свое окружение. Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Эта истина целиком относится и к нашему окружению. Покажи свое окружение, и я скажу кто ты. В своем окружении мы отражаемся, как в зеркале. Напишите, какие сложились убеждения и верования у них по тем или иным проблемам. Вероятно, что у вас аналогичные с ними установки.

Для негативных установок свойственны жесткие и безапелляционные языковые конструкции.  Например: «нельзя, надо, должен, все, всегда, никогда» и т.п. Выявив и осознав негативные установки, переходим к следующему шагу. Отталкиваясь от негативной установки, составим новую мысль, которая смогла бы заменить эту установку.

Мысль должна быть позитивной и на уровне способностей «Я могу».

Например, мы выявили следующие негативные установки по деньгам: деньги можно заработать только тяжким трудом; чтобы заниматься бизнесом, надо уметь ходить по трупам; деньги портят человека; в этом мире все уже поделено; деньги честным трудом заработать невозможно; стыдно брать с людей большие деньги; деньги приносят несчастье; деньги всегда проходят мимо меня; деньги – это грязь; жить нужно по средствам;  стыдно быть богатым, когда вокруг так много бедных людей; богатые все воры; нищим родился, нищим и помрешь; деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день; мне достаточно минимума; жизнь – это чередование черных и белых полос, после белой полосы обязательно будет черная; я бедный, но гордый.

Советую почитать:  Независтливость Независтливый

       Итак, меняем негативную установку «Деньги можно заработать только тяжким трудом». Это, бесспорно, заблуждение. Миллионеры не пашут, как лошадь. Они уделяют своей работе много времени и при этом получают удовольствие. Если вы занимаетесь любимым делом, работа приносит радость. На работу надо идти с радостью, а возвращаться с удовольствием.

Если вас утомляет и раздражает работа, надо ее менять. Есть такая шутка: «Если водка мешает работе, брось работу». Любимая работа не утомляет. Деньги – это результат вашего любовного союза с работой. Поэтому наша позитивная установка будет выглядеть так: «Я — денежный магнит. Я наслаждаюсь самим процессом труда и получаю за это хорошие деньги».

      Или другой пример: «Деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день». О чем человек думает, то с ним и происходит. Думаешь о черном дне, он неизбежно наступит. У порядочного человека все должно быть в порядке. Копить деньги, конечно, необходимо, но на какие-то конкретные цели (машина, квартира, дом, отпуск).

  Новую позитивную установку мы формулируем примерно так: «В моей жизни все прекрасно. Я живу в ожидании всего самого лучшего и допускаю в свою жизнь только деньги, здоровье и процветание». Для более быстрого закрепления в подсознании новых установок  запишите их на mp3-плеер, проговаривая по 10 раз каждую установку.

Для записи воспользуйтесь компьютером или цифровым диктофоном. Далее перепишите эти записи на mp3-плеер и включайте записи во время поездок или во время занятий домашними делами каждый день.

Прослушав запись новых установок несколько раз в день, вы будете проходить защитный блок подсознания и быстро  заменять свои негативные установки позитивными.

           Отличную технику работы с негативными установками предложил Джо Витале.  Техника называется Хо’опонопоно.  Хо’опонопоноозначает «сделать правильно» или «исправить ошибку». Согласно верованиям древних гавайцев, ошибки возникают из-за мыслей, которые вызывают в памяти болезненные воспоминания.

Хо’опонопоно предлагает метод освобождения от энергии этих болезненных мыслей или ошибок, которые приводят к дисбалансу в организме и болезням.

Суть техники заключается в том, что нужно обратить внимание на любую проблему (например, на ту негативную установку, которую Вы выписали на бумаге) и далее проговаривать про себя такие фразы: 1) «Мне очень жаль» (Тут имеется в виду, что Вам жаль, что Вы создали эту проблему, и Вы полностью принимаете ответственность на себя за возникшую проблему). 2) «Пожалуйста, прости» (Вы просите прощения за созданную проблему или препятствие). 3) «Спасибо» (Вы благодарите свое подсознание за освобождение от проблемы). 4) «Я люблю тебя» (Вы направляете любовь на бывшую проблему, которая уже теряет силу и перестает быть проблемой). Не смотря на простоту техники и странность этих фраз, они действительно работают. Смысл этих действий заключается в очищении своего внутреннего пространства. Результаты своей работы с негативными установками вы вскоре увидите и удивитесь: «Как я мог в такое верить?»

       Человек обязан контролировать «болтовню ума», исключая из своего мыслеоборота удручающие мысли и заменяя их оптимистичными, позитивными конструкциями. Пришла дурная мыслишка, нужно немедленно заменить ее позитивной мыслью. Ум не может держать в голове сразу две мысли. Принцип противоположного мышления прост, но необычайно эффективен.

Советую почитать:  Неосторожность Неосторожный

         Негативизм имеет множество проявлений. Например, поведенческий негативизм связан с установкой делать всё наоборот, наперекор, поперек, назло, в пику кому-то. О чем его не попроси, обязательно получишь отказ. Коммуникативный негативизм проявляется в общении: человек постоянно пререкается, возражает, обвиняет, оправдывается и ругается.

В жизни негативизм склонен замечать проблемы, а не возможности, недостатки, а не достоинства, ошибки, а не удачи. Ему присуща «сознание мухи», которая, направляясь к меду, вдруг замечает какое-то безобразие внизу. Надо разобраться, что это там за испражнения.

Она направляется туда, обживается, заводит «детей» и проводит всю жизнь на помойке, так и не добравшись до меда.

      Негативизму «все возрасты покорны», но более он характерен для детей в период возрастных кризисов, подростков и для пожилых (старых) людей. Помимо этого он обостряется в периоды личных неудач.

       Причинами негативизма могут быть и генетические обстоятельства, и гормональный фон. Относительно причин психологического свойства: это, прежде всего – отсутствие знаний, как управлять проблемой.

Не малую роль играет стремление к самоутверждению, недостаток внимания, привлечение внимания, проявление неприязни и месть.

      Существенное место в формировании негативизма занимают предрассудки.  Предрассудок – это негативная установка антипатии к другим людям или предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях.

Предрассудок буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это «тараканы» в нашей голове. Бессмысленно открещиваться от своих предрассудков.

Живя в обществе, любой человек неизбежно становится такси для предрассудков, как бездомная собака для блох. Единственным свободным от предрассудков человеком был У.Филдс. Он сам открыто об этом заявил: «Я свободен от предрассудков. Я ненавижу всех в равной степени».

Предрассудки попали в наше подсознание «воздушно-капельным» путем из маминых и бабушкиных поучений, из нравоучений учителей, из атмосферы нашего окружения.

          В классической книге «Природа предрассудка» американский психолог Гордон Оллпорт приводит такой диалог: «Г-н Х: Вся проблема с евреями состоит в том, что они заботятся только о членах своей группы.

Г-н Y:Однако, как следует из доклада Фонда местных добровольных пожертвований, они жертвуют больше (пропорционально их численности) на нужды местного самоуправления, чем не евреи. Г-н Х: Это только доказывает, что им важно купить себе популярность и окончательно влезть во все дела христиан.

Они ни о чем другом не думают, кроме как о деньгах! Вот почему среди банкиров так много евреев.

Г-н Y: Но вот в недавнем исследовании сказано, что процент евреев в банковском бизнесе незначителен — он гораздо меньше, чем процент не евреев! Г-н Х: О чем я вам и говорю: они не желают заняться респектабельным бизнесом, если они чем-то и занимаются, то лишь тем, что делают себе деньги в кинобизнесе или заправляют ночными клубами».

«Данный диалог гораздо лучше иллюстрирует коварную природу предрассудка, чем это сделали бы горы доказательств, — комментирует приведенный отрывок другой известный американский психолог Эллиот Арансон в книге «Общественное животное»: «Что, в сущности, заявляет г-н Х? «Не морочьте мне голову фактами, мне и так все ясно!» Он даже не пытается оспорить данные, о которых ему сообщает г-н Y, а занят тем, что либо успешно искажает факты так, чтобы заставить их служить поддержкой его ненависти к евреям, либо отбрасывает их, нимало не смущаясь, и переходит к атаке на новом «поле». Глубоко предубежденный человек имеет стойкий иммунитет к той информации, которая расходится с его лелеемыми стереотипами…» Яркий пример того, как стереотипы становятся предрассудками.

       Само слово «предрассудки» говорит, что чужие суждения проникают к нам в голову, минуя разум. Мы принимаем их на веру без проверки. Любопытно, что двести лет назад наши предки вместо слова «предрассудок» употребляли «предрассуждение».

И тогда люди понимали, что некие суждения проникают в голову перед рассуждениями. А.Пушкин в «Цыганах» пишет: «Что бросил я? Измен волненье, Предрассуждений приговор, Толпы безумное гоненье Или блистательный позор».

Или в «Евгении Онегине»: «…Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!»

Советую почитать:  Неприязнь

       Почему предрассудки беспрепятственно минуют фильтры нашего сознания? Предрассудок по своей сути – это дурное, некорректное обобщение, стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Предрассудки рождаются на руинах отживших истин.  Разум большинства людей ленив и инертен, находится в полусонном состоянии.

Зачем тратить мозговую энергию на уточнение своих представлений? Раз народная мудрость гласит, значит, примем к сведению на веру. Не царское это дело с каждой мелочью разбираться. Например, чтобы не сглазить удачу надо постучать по дереву. По христианским традициям надо перекреститься, а не стучать по дереву подобно язычникам.

Они считали, что в деревьях обитают нечистые духи, и нужно постучать, чтобы прогнать их.

       Кроме того, люди всегда сравнивали свое племя, нацию с другими. Естественно, в свою пользу. Нравы иноземцев, их внешний вид высмеивались и обобщались. Весь мир не объездишь. Поэтому простому человеку приходилось принимать многие утверждения на веру. Запах негров многократно описан в американской литературе прежних времен.

Вспомните, например, Фолкнера. Знакомый таксист из Торонто утверждал, что запах негра — сладкий и гниловатый, не противнее, чем у иного белого, но специфический. В свою очередь, запах белых отнюдь не ласкает обоняния черных. В Сенегале считают, что белый человек, наряду с обезьянами, собаками и кошками, пахнет мочой.

Мать внушает ребенку: “Не пойдешь мыться — будешь пахнуть мочой, как белый”. Предрассудки обеспечивают представителям одной нации возможность понимать друг друга и чувствовать свою общность: «Посмотришь на русского человека острым глазком…Посмотрит он на тебя острым глазком….И все понятно. И не надо никаких слов.

Вот чего нельзя с иностранцем”.

       Помимо умственной лени и национального снобизма причиной предрассудков служит страх. Почему, едва почувствовав зарождение новой жизни, будущая мама начинает искренне верить массе предрассудков? Потому что давит страх неизвестности предстоящих девяти месяцев. Поневоле поверишь, что «Нельзя никому рассказывать о беременности.

Только папе малыша!», «Токсикоз будет обязательно!», «Подожди, начнутся причуды! Ты будешь есть мел», «Нельзя никому говорить предполагаемую дату родов и вести календарь беременности», «Беременной нельзя покупать заранее вещи для малыша,  нельзя вязать и заниматься рукоделием,  нельзя красить волосы и ногти, стричь волосы».

        Причиной предрассудков может быть и простое невежество. В кинокартине «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов, организовав из гарема Абдуллы первое общежитие освобожденных женщин Востока, написал на куске кумача революционный лозунг: «Долой предрассудки! Женщина, она тоже — человек».

Тем не менее, этот человек долгие годы считался нечистым созданием, пользующимся поддержкой темных сил. Этот предрассудок был связан с тем, что сегодня принято называть «критическими днями». В представлениях наших предков не мог человек без помощи дьявола безнаказанно кровоточить и не умирать от потери крови.

Поэтому до сих пор  женщинам в критические дни запрещено посещать церковь.

       В структуру социального предрассудка входят эмоции и чувства (что человек чувствует), стереотип, то есть обобщенный образ или картинка мира в голове человека (что человек знает) и реальные действия человека по отношению к группе или представителю группы (что человек делает).

А что человек чувствует?  Ненависть, отвращение и чувство брезгливости. Знания его сводятся к безосновательным враждебным представлениям о социальной группе. Для него характерно негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней.

  В противостоянии с предрассудками результативны контакты между группами, осознание и признание предрассудков.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 251 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/negativizm/

Ссылка на основную публикацию