Ментальность общества – особенности развития и формирования

Понятие менталитета, ментальности этноса в гуманитарной науке

В статье отражены основы ментальности казахского народа, современное отношение к ментальности общества и его проявление. 

В последнее время в общеупотребительном обороте и научной лексике утвердилось понятие ментальности.

Рассмотрим сущность данного термина, происходящего от латинского mens, mentis, «разум, ум, интеллект», Ментальность предполагает обозначение понятия, например, от английского mind, переводимого как склад ума, подразумевающего устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности отдельного индивидуума. Также ментальность может рассматриваться в контексте способа восприятия мира, в котором мысль не отделена от эмоций, и представляет собой особое мироощущение, мировоззрение, стиль мышления [1].

Понятие ментальности присуще как отдельному индивидууму, так и сообществу в целом, региону, нации, государству.

Мы можем рассматривать ментальность на уровне отдельной личности, которая обуславливается исторически формирующейся и сложившейся, психологической средой, экономико-социальными демографическими факторами, а также на формирование менталитета оказывает влияние технологический уровень развития общества, религиозные воззрения, научное мировоззрение и множество факторов и компонентов, формирующих отдельную личность.

В силу сложившихся связей родоплеменного характера, совместной среды обитания, единства исторических процессов, традиций и культуры, общей судьбы нации формируется менталитет определенной общности, общества, нации, народа, государства. Менталитет отдельной нации определяет общие черты характера ее представителей.

К примеру, Ромен Роллан в своем бессмертном произведении «Кола Брюньон» пишет о жизнелюбии французского народа, высоком галльском духе, несмотря на все невзгоды, сохранившим неистребимый оптимизм. Это истинный образ француза, человека из народа, сохранившего силу духа и моральные устои, не скованные ханжеским налетом.

Великий казахский поэт о казахском народе говорит «Мың ӛліп – мың тірілген». Тысячу раз умиравший – тысячу раз воскресший.

, Это выражение характеризует силу духа казахского народа, подвергшегося на протяжении веков великим бедствиям, потерявшим в годы джунгарского нашествия две трети населения и большие потери чиссленности населения в годы коллективизации и репрессий, и до сих пор не восстановивший прежнюю численность, и период коллективизации годы часть казахов рассеяна по всему миру. В настоящее время политика возвращения оралманов на родную землю реализуется на государственном уровне.

В историческом плане формирование казахского менталитета слагается из менталитета кочевника и воина, пастуха и создателя мировых империй.

В этом смысле она, благодаря консервативности патриархально-родового сознания, сродни менталитету кочевника эпохи скифов и гуннов до собственно казахского периода, начавшегося с XV в.

Ибо казахи не могут быть осмыслены в отрыве от кочевой цивилизации, яркими представителями которой они являлись.

Но менталитет не есть устойчивое понятие. На формирование менталитета казахов большое внимание оказывает множество факторов.

Процессы глобализации, вхождение в открытое мирокультурное пространство, факторы урбанизации для казаха, воспитанного в определенной среде родного аула, района, связанного с историческим прошлым родных мест, духовным наследием своих предков оказывает кардинальное воздействие на его менталитет, подвергая испытанию на прочность.

Следует отметить в условиях открытости мирокультурных связей и проникновения иной культуры, для неподготовленного человека очень важно и восприятие мировых культурных ценностей, без должного культурного воспитания и образования не позволяет отделить зерна от плевел.

Поэтому влияние на молодых людей мировой культуры, ее лучших образцов должно сопровождаться культурологическим воспитанием. Усвоение мировой культуры должно быть построено на осознании собственной национальной культуры и традиций, что особенно важно в условиях глобализации.

Утрата национального менталитета, культуры ведут к формированию космополита, без всяких связей с родной историей и народа.

В то же время образ человека мира, гражданина мира всей планеты несколько шире понятия космополитизма, так как гражданин мира сохраняет связь с родной землей и своей культурой и традициями, самобытность культуры своего народа, а главное сохраняет родной язык.

С развитием научно-технического прогресса, кардинальным изменениям в образе жизни происходили и соответствующие изменения в веками сложившемся менталитете. В казахской среде было неприятие сиротства, как такового, и неуважения к родителям. Сегодня мы имеем детские дома, продажу собственных новорожденных младенцев и брошенных родителей.

В казахской среде ребенок оставшийся без родных обязательно входил в семью ближайших родственников, не как усыновленный, а как равноправный член семьи и не испытывал никакого дискомфорта в среде своих двоюродных или даже троюродных братьев и сестер, или в семьях дедов, дядей как с отцовской так и материнской стороны.

Но следует отметить, что основное право на усыновление ребенка быдо со стороны отца. Этим и отчасти объяснялась практика «амангерлик», когда после кончины старшего брата, его младший брат женился на вдове. Таким образом дети сохранялись в семье рода. Это один из примеров сохранения традиций и фактор, характеризующий ментальность народа.

К слову такое бережное отношение к осиротевшим детям характерно вообще для восточного тюрского менталитета.

Происходщие, как было отмечено выше изменения в структуре традиций и быта, усиление процессов глобализации оказывают все большее негативное влияние особенно на молодое поколение. Рушится связь поколений, теряется язык и традиции.

Этому пытается активно воспрепятствовать зарождающаяся сейчас в обществе тенденция усиления трайбазизма и религиозность общества. По нашему мнению, первое может наооборот способствовать разобщенности среды и возродить деление народа на жузы, имевшее в определенные этапы исторического развития объективную необходимость.

И в наше время трайбализм может разделить общество по территорииальным группам рассления казахов и создать определенные причины для соперничества. Однако, положительным моментом в тайбализме является то, что, знание истории своего рода, сохранение духовного наследия, памяти предков споосбствует формированию достойного продолжателя и носителя идей народа.

Это не просто пафосные строки, но оно заключается в исконном, подспудном желании нас, наших отцов, дедов сохранить и преумножить духовный потенциал народа.

Активизация исламского воздействия на казахский менталитет имеет как позитивные и негативные последствия. Менталитет казахского народа не отличался ортодксальной приверженностью к исламу.

В религиозности казахов, по чистоте духа и устремлений, изначально были заложены уважение, мягкость характера, а богатство природы, просторы земли, тесная связь с природной средой обитания проявились в тенгиранстве кочевника.

Активизация исламского культа породила в среде мусульманства казахов и принятие элементов арабской культуры, которая была также обусловлена природно- климатическими условиями жизни бедуинов. Казахские женщины, единственные среди всех женщин востока, никогда не закрывали лицо. По головному убору женщины могли судить о ее замужестве.

Менталитет рассматривается в неразрывной связи с особенностями исторического развития общества.

Так, Ботагоз Туреханова, директор департамента политической работы центрального аппарата НДП «Нур Отан» об особенностях казахского менталитета говорит в пафосном тоне, как о жизнеутверждающей ментальности казахов.

«…Про особенности казахстанского менталитета можно говорить много и долго. Мы – гостеприимный, радушный народ, полный оптимизма и жизнелюбия, обладающий душевной стойкостью и мужеством.

Мы отличаемся философским отношением к жизни, особым мироощущением взаимосвязанности всего сущего, восприятием картины мира во всей ее полноте и целостности, где каждый ее элемент – неотъемлемая часть жизни, часть целого. Все это берет начало в кочевом прошлом нашего народа, когда человек существовал в гармоничном взаимодействии с природой»– утверждает автор.

Не случайно особенностью нашего национального характера является толерантность, которая, на мой взгляд, действительно имела и имеет определяющее значение для нашего прошлого, настоящего и будущего» [2]. Ментальность народа проявляется и в общественных отношениях.

В менеджменте в системе корпоративной культуры, делового общения менталитет выражается особенно ярко. Особенности менталитета накладывают отпечаток на методы делового общения, в среде бизнес-отношений, условия так называемых джентльменских отношений строятся на взаимном доверии, уважении и почитании.

При этом помимо проявления внешней формы этикета в деловом общении первостепенное значение имеет внутренняя культура, психологический настрой и морально-этические характеристики партнера. Эти факторы определяются, в том числе и ментальностью определенной среды или общности, а также менталитетом их представителя.

Так, Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, говоря о менталитете общества и его влиянии на деловые отношения, отмечает: «… Мешает ли нам двигаться ментальность? Конечно, да. Государственная политика сложилась таким образом, что у народа отбили всю охоту трудиться.

Это при всем притом, что глава государства сказал, что те, кто мешает развитию малого и среднего бизнеса, идут против моей политики» [3].

Говоря о том, что сложившаяся в настоящее время проблема развития в обществе потребительского отношения к труду, невнимание к физическому созидательному труду, а гонка за лишь экономической выгодой, сиюминутной прибылью, прагматизм в человеческих отношениях, характеризуют некий образ современного «делового» человека без национальных особенностей, космополитических убеждений и принципов. Современная среда и система социума порождает зачастую отношение к материальному производству, основному двигателю экономического прогресса нигилистическое отношение и во главу отношений ставится коммерциализация общественной деятельности в худшем понимании этого понятия. Хотя сама по себе коммерциализация предполагает достижение экономического эффекта с использованием торгово- экономических отношений, что само по себе не является чем-то негативным, так как торговля являлась в эпоху меркантилизма и зарождения раннего капиталистического общества эффективным рычагом развития внешнеэкономических связей. Но коммерциализация внутри общества, где не производится материальная продукция, и созданный продукт, не подвергаясь технологическим переделам, а создает новый продукт, не привнося никаких трудовых усилий в сфере производства и обрастая дополнительными издержками многозвенной цепочки посредников – проводников продукции от начального производителя к конечному потребителю. Такая система производит общество потребителей и, в конечном счете создает только сферу услуг, вторичную экономику, даже экономику третьего сектора и в конечном счете непосредственно порождает менталитет общества потребителей без всякого намека на национальный характер и социальные установки. Хотя потребительское общество также и обладает определенной ментальностью, но лишенного нравственных установок, которые создаются лишь в процессе производства и воспроизводственных отношений в стремлении к научно- техническому прогрессу и новым знаниям и устремлением к постижению сущности бытия и место каждого человека в нем.

Не случайно в Послании Президента определены направления социальной модернизации Казахстана как Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда в качестве глобального тренда социальной модернизации [4].

Влияние менталитета на культурологическую сферу и среду выражается через определенные категории, непосредственно проявляющиеся в теоретических и практических исследованиях.

Читайте также:  Конфиденциальность информации, принцип конфиденциальности

В сфере экономических отношений и в бизнес- среде влияние менталитета проявляется не в меньшей степени, чем в культурологической среде.

Среда делового общения, функции и факторы управления несут на себе характерные особенности того или иного способа общения, ведения деловых переговоров.

Особенности менталитета оказывают свое воздействие и отрасли, далекие от гуманитарных, например, архитектурные проекты и архитектурно- планировочные и конструктивные решения жилых домов, даже планировка производственных помещений определяется менталитетом потребителя.

Так, многосемейность и традиции гостеприимства предполагают просторные помещения, и, в первую очередь, большой холл, гостиная, зал и кухня, столовая, место традиционного сбора всего семейства и гостей.

Распространяется менталитет степняка и пристрастие к просторным производственным помещениям, офисам, вспомогательным помещениям и пр. Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант отмечает, что ментальность не бывает плохой. Наличие ментальности в любом случае характеризует национальные черты человека, создает ему определенный имидж, национальную самобытность.

Менталитет нации и государства два неразрывно связанных понятия. Не всегда менталитет государства и народа могут совпадать.

Но казахи как титульная нация и государствообразующий этнос несут высокую моральную ответственность за имидж государства за рубежом на международной арене, как в государственных контактах, в сфере деловых отношений, в личных взаимоотношениях, на государственном уровне, в среде образования, в туристической сфере, спорте, культуре и т.д. Активно муссируемый за рубежом образ так называемого Бората порожден негативным поведением отдельных лиц, готовностью желтой прессы опорочить страну, недавно появившуюся на межждународной арене. Успехи Республики Казахстан на международной арене и окрытость политического курса, проведение множества имиджевых мероприятий международного уровня заставили говорить о республике, ее народе, и нации.

  1. Ментальность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/698/- (дата обращения: 04.2014).
  2. Куанов А. Рассуждения о казахстанской ментальности //Литер. – 2008. – 28 августа. – С.4.
  3. Кшибеков К.Д. Истоки ментальности казахов. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 130 с.
  4. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахстанская правда. – 2013. – № 79-80. – С.9.

Фамилия автора: Байгожаева Д.Е.

Источник: https://articlekz.com/article/19868

Феномен менталитета как условие (фактор) формирования личности

Реализация функции менталитета по формированию личности обеспечивается механизмами, способствующими наследованию, накоплению социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д.

Каждое новое поколение детерминирует себя в жизнедеятельности и последующем историческом движении, унаследованной культурой (менталитетом).

Основой менталитета выступают мировоззренческие комплексы, отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира.

Менталитет и архетип участвуют в формировании общества и его систем как результат работы сознания, основывающийся на бессознательном.

Ввиду того, что в структуре «бессознательного» культурно-исторического типа формируется психологический облик этноса, каждый его представитель генетически аккумулирует в себе соответствующие формы психоактивности, связанные с ментальностью народа.

Данный факт подтверждается психологической наукой, концептуально рассматривающей ментальность в аспекте генетических форм психоактивности.

В рамках каждой культуры исторически складывается и закрепляется своя система формирования личности, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом определяют конкретное содержание целей, ценностей, миропонимания (см.: Ломов, 1984; Методология комплексного человекознания…, 2008; и др.).

Это позволяет устанавливать взаимосвязь менталитета с процессом формирования общества как некоей суммативной, интегративной общности. Многогранность процесса формирования менталитета, нуждающегося сегодня в осмыслении, дает нам основание говорить о причастности к его становлению различных аспектов сознания и поведения.

Мы убеждены, что идеи, извлеченные из этих сфер знания, могут быть применены к менталитету российского человека как методологические основания. Система образования менталитета эффективна, когда в ней представлена органическая связь элементов сознания, участвующих в создании ментальности.

«Менталитет — прежде всего, категория социальная, а в более широком смысле — категория моральная, нравственная» (Гершунский, 1998, с. 126). Менталитет выполняет функции критериальных оснований по отношению к индивидуальному и общественному сознанию, мировоззрению и поведению.

В социальной сфере вырабатываются те основные принципы и ценности, с которыми человек соотносит свое видение жизни, свое поведение и действия. Именно ментальные характеристики, чувствительные ко всякого рода деформациям в социальной памяти, предрешают содержание и структуру «социально-генетического кода» личности и общества.

Формирование личности — это охватывающий все стороны жизни процесс, в котором немаловажное место принадлежит действию менталитета: «…менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания» (там же, 1998, с. 125).

 Иначе говоря, менталитет — это социальный феномен, определяющий процесс формирования личности. В этой связи можно вести речь о созидательной, «творящей», креативной роли менталитета, имея в виду формирование менталитета личности, общности и социума.

Это как бы «самовоспроизводство» менталитета.

Личность формируется под влиянием религиозных, философских, исторических, культурологических, экономических, научно-технических, политических, этических, образовательно-воспитательных концепций, традиций и обычаев общества.

Менталитет как совокупность интеллектуальных навыков и установок, присущих отдельному человеку, предполагает определенный уровень сознания, самосознания, подсознательного, где глубинные ментальные качества и характеристики выступают объектами социального наследования личности.

Перечисленные компоненты способствуют стабильности человека как социального существа, самосознающего себя в то же время как индивидуальность, наделенная уникальными качествами.

Целостность сознания определяется единством трех моментов: чувством собственного существования человека; чувством присутствия здесь и сейчас в определенный момент времени; идентификацией себя в мире.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов расценивается как разрушение менталитета личности.

Строение слова, его грамматическая структура позволяют предположить, что сознание тесно связано с областью совокупного или совместного фиксированного знания людей — опытом. На его основе возникает непосредственный практический опыт.

Если бы этого не происходило, то человек каждый раз заново путем практических действий вынужден был бы переоткрывать для себя содержание мира знания.

Следовательно, связь сознания с обширнейшим миром знания — от обыденного знания (здравого смысла) до науки -освобождает нас от этого, выступая в качестве непосредственного опыта, передающегося из поколения в поколение.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что в рамках каждой культуры исторически складывается и закрепляется своя национальная система формирования общества, личности, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом определяют конкретное содержание целей и ценностей, миропонимания. Отсюда специфика того или иного национального характера, представляющего собой совокупность характеристик, осознаваемых и желательных в данном обществе.

Это еще раз доказывает выдвинутое нами предположение о формировании общества как некоей суммативной, интегративной общности.

Так, своеобразие русской народности, ее сущностные черты, национальные качества оформлялись на протяжении длительного времени, что нашло отражение в святоотеческом взгляде на структуру человека. Подтверждение этому мы находим в современных исследованиях.

То, с чем соотносит себя личность, этнос, государство, цивилизация, определяется как идентичность. Ее устойчивость определяется глубиной вхождения в менталитет. Именно менталитет обеспечивает механизм наследования, накопления социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д.

Иными словами, каждое новое поколение детерминирует себя в своей жизнедеятельности и последующем историческом движении унаследованной культурой (менталитетом).

Менталитет же дает представление о различных формах социальных отношений, обеспечивающих механизм социализации личности, гармонизации отношений человека с самим собой, природой, социумом. Основой менталитета выступают «мировоззренческие комплексы», отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира и как особая ментальная сила — коллективное бессознательное и архетип.

В процессе перехода от поколения к поколению (наследования) «комплексы» углубляются и усложняются структурно. Наряду с прогрессивными чертами с менталитетом могут быть связаны и регрессивные черты, поскольку цели и задачи разных этапов общественного развития могут быть прямо противоположными или существенно отличаться.

Источник: https://pro-psixology.ru/istoriogenez-i-sovremennoe-sostoyanie-rossijskogo-mentaliteta/problema-mentaliteta-v-otechestvennom-sociogumanitarnom-nauchnom-znanii-i-obshhestvennoj-mysli-rossii-istoriko-teoreticheskij-analiz-n-v-borisova-problema-mentaliteta-v-trudax-i-a-ilina/socialno-deyatelnostnaya-rol-mentaliteta-filosofskij-i-psixologicheskij-aspekty/5283-fenomen-mentaliteta-kak-uslovie-faktor-formirovaniya-lichnosti.html

Что такое менталитет?

Нашу планету населяет огромное количество народов и наций, каждый из которых обладает своими особенностями мировоззрения, отношением к окружающему миру и приверженностью определенным стереотипам.

Несколько веков назад понятие «менталитет» чаще встречалось в историческом контексте, но со временем изучение комплекса ментальных установок приобрело социальное и психологическое значение.

 В результате многих исследований доказано, что люди, проживающие в одной среде и соблюдающие общие традиции, характеризуются коллективным сознанием и соблюдением стереотипов, которые могут состоять как и положительных, так и отрицательных установок.

1

Факторы формирования менталитета

Менталитет, или восприятие окружающего мира, как его еще называют, формируется на основании ряда факторов.

Не менее важное значение имеет возраст – в среднем, система ценностей и определенное направление мышления формируется в период с 3 до 15-16 лет.

Именно в этот период наибольшее воздействие на формирование ценностей ребенка оказывают близкие люди и работники школьных учреждений.
Среди основных двигателей ментального мышления стоит отметить следующие:

  • идеология родителей в период воспитания ребенка;
  • влияние социального окружения;
  • религиозные взгляды;
  • воздействие образовательных процессов;
  • знакомство и изучение различных направлений в искусстве;
  • психологические особенности;
  • влияние авторитетных и успешных личностей;
  • политическая составляющая;
  • воздействие средств массовой информации.

Главной особенностью ментального восприятия является шаблонность реакций, включая мнения и поступки определенной этнической группы или народа.

Также данное понятие характеризуется продолжительностью и постоянностью, поскольку образ мыслей формируется на протяжении длительного времени.

Менталитет нации обособлен определенными культурными явлениями, степенью духовности, мыслительными особенностями, уровнем социальной адаптации.
На протяжении всего периода формирования социума выделяют следующие типы ментального восприятия:

  • варварский – характеризуется выдержкой и прочностью, а также отсутствием страха смерти и изменчивостью религиозных предпочтений;
  • аристократический – присущи такие характеристики как ответственность, изысканность, приверженность собственным принципам;
  • интельский – данному типу свойственна высокая степень трудоспособности, коллективизм, страх болезненных ощущений и смерти;
  • буржуазный – характеризуется работоспособностью, практичностью и высоким уровнем меркантильности.

Менталитет одного типа практически не встречается в современном обществе, поскольку на формирование мировоззрения людей определенной группы оказывает влияние множество факторов, включая обстоятельства и ценностные ориентиры. Им, в свою очередь, со временем свойственно видоизменяться или исчезать.

Что интересно, смешанные классификации менталитета обладают нестабильностью, по сравнению с определенной «чистой» разновидностью данного понятия. Также для них характерно более динамическое развитие психологических установок и принципов, что положительно сказывается на их развитии и, как следствие, оказывает эффективное влияние на индивидуальный менталитет человека.

Источник: http://SovetClub.ru/chto-takoe-mentalitet

Понятие «менталитет»

Понятие «менталитет»

Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры.

Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом.

В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М.

культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что “менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)”.

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок.

При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности.

В силу того, что менталитет – это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир.

Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями.

Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр.

mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений.

В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.

Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности.

Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики.

В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом.

История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.

Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».

Источник: http://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/42-2010-08-30-12-18-24/6032–l

2.4. Менталитет и ментальность

Термин “менталитет” происходит от латинского слова “mens”, смысл которого переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. Впервые данное понятие было разработано во французской школе “Анналов” (А.  Лефевр, М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.)

Менталитет — совокупность специфического склада ума, чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире, о себе, верования, мнения, предрассудки, присущие индивиду или определенной социальной общности.

Менталитет в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми. Понятие “менталитет” близко по значению к таким терминам, как мировоззрение, национальный характер, картина мира, однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью.

Менталитет как специфическая форма коллективного чувства, мышления и сознания влияет на оценку событий, является своеобразной призмой, через которую человек смотрит на мир, и в этом проявляется его связь с мировоззрением. Национальный характер воплощается не в каких-то личностных чертах всех или большинства отдельных членов нации, а в социокультурной деятельности народа.

Национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа. Он образует духовную атмосферу, которая царит в обществе и обнаруживает себя в образцах мышления и поведения, задаваемых культурой, в нормативах, ценностных ориентациях и продуктах культурного развития.

Национальный характер есть общее достояние народа, а не комбинация индивидуальных качеств, свойственных его представителям.

Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира, которая является результатом восприятия и видения окружающей человека действительности.

В основе картины мира лежит осмысление отношений человека с Космосом, с Богом, с властью, со временем и пространством, со смертью и бессмертием, понимание добра, зла, счастья, справедливости, эстетического совершенства и т.д.

Эти ценностные отношения являются базовым содержанием культурной картины мира и придают ей черты самобытности, которые позволяют отличать одну картину от другой.

В последнее время, наряду с понятием «менталитет», стал применяться производный от него термин «ментальность». Их соотношение можно рассматривать как отношение общего к частному.

Если под менталитетом понимается некое специфическое явление, характерное для человека вообще, то под ментальностью – форма его конкретного проявления.

В этой связи можно говорить о ментальности (но не менталитете) определенных социальных общностей или групп, а также  о ментальности отдельного человека (русская, немецкая ментальность, ментальность дворянства, студенчества и т.д.

), о ментальности определенного культурно-исторического периода (ментальность первобытного общества, ментальность эпохи Возрождения и т.д.). Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира.

Характер менталитета  определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, особенности русской души Н. А.

Бердяев связывал, прежде всего, с бескрайними русскими просторами, которые и породили в ней антинонимичные (противоречивые) начала: с одной стороны,  —  удаль, вольность, а с другой стороны,  —  чувство смирения, так как безграничное пространство не только побуждает человека к вольности, но и вселяет в него неуверенность в своих возможностях. Поэтому русский народ, как утверждал Н. А. Бердяев, —  народ государственный, но  одновременно и способный на бунт и анархию.

Характеризуя противоречивость русской культуры, Н.А.Бердяев называл Россию «Востоком-Западом» и утверждал, что в России «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад.

Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный «Востоко-Запад», она соединяет два мира.

И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русский марксист Г.В.Плеханов утверждал, что во время Петровских реформ осуществлялись «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны».

В дворянской среде формировалась культура по европейскому образцу, в то время как в народной среде происходило усиление «восточной деспотии и углубление азиатского способа производства», сопровождавшееся дальнейшим закрепощением крестьян, тогда как на Западе он исчезает.

 Татаро-монгольское влияние обусловило формирование министрально-подданический тип социальных связей.

На основе подданнического типа социальных связей сложилось и особое представление о поведении человека в обществе.

Он стало оцениваться и в общественной, и в частной жизни с точки зрения выполнения своего «чина», то есть в соответствии с его местом в социальной иерархии.

Появилась особая, холопская, психология и нравственность, безответственно – пренебрежительная по отношению к своим подданным и рабски уничижительная – к своему господину.

Если в западноевропейской культуре верховный правитель воспринимался как обычный, но лишь обладающий незаурядными способностями человек, то в восточной и русской  традиции правитель наделяется харизмой (сакрализация личности). В качестве примера можно привести обожествление фараонов в Древнем Египте, а в России – царя, а затем и генеральные секретари компартии (в особенности И.В.Сталин).

Принятие христианства в его православной, греко-византийской форме определило историческую судьбу Российского государства. Этот выбор был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа.  Православие, включив в свою сферу все слои русского народа, всё общество, не захватывало человекацеликом.Проникновение человека в толщу народной жизни не было всеобъемлющим.

Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало время провождение и праздничное настроение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях, предоставляя во всём этом свободный простор самобытному национальному творчеству, основанному на языческой экзальтации почвы и духа.

Русский философ Серебряного век Г.П.Федотов представлял структуру менталитета русской культуры в виде «двухжелткового яйца» — эллипса с двумя разнозаряженными центрами, между которыми «развертывается постоянная борьба – сотрудничество, сочетающая напряжение и отталкивание смысловых полюсов.

Внутренняя поляризованность русской культуры, в каждый конкретный момент драматичная, остроконфликтная, на разных этапах исторического становления и развития выражалась различно: то это оседлость и кочевничество, то – христианство и язычество, то – земство и опричнина, то – церковность и секуляризация (омирщение жизни), то – западничество и славянофильство, то – революция и реакция, то – федерация и империя, то – коммунизм и антикоммунизм, то – «демократы» и «патриоты».

Отечественный культуролог И.В.Кондаков определил фундаментальное качество русского менталитета как бинарное.

Стабильная противоречивость русской культуры, порождает, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой цивилизации,  что и составляет ее органическое своеобразие и называется бинарностью

Однако под средой, обусловливающей фактор менталитета, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей: быт, обычаи, традиции, верования и система экономических и политических отношений.

Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые.

Например, архитектурные сооружения 30-60-х годов в Москве (главный корпус МГУ, неосуществленный архитектурно-скульптурный проект Дворца Советов, превосходящий по высоте американские небоскребы (425 м), с венчающей стометровой статуей Ленина), должны были стать символами нового, советского образа жизни. Новая архитектурная среда была призвана формировать менталитет человека тоталитарной системы, в которой сочетались бы два противоположных начала – восхищение мощной политической системой и страх перед ней.

Интерес к менталитету в культурологии разнопланов. С одной стороны, познание особенностей культуры, образа жизни, религиозных верований народа конкретной эпохи предполагает постижение его менталитета.

С другой, познание менталитета определенного этноса есть ключ к познанию его культуры. Такой методологический подход в изучении средневековой культуры применили в своих исследованиях Ж. Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада» и А.Я.

Гуревич  «Категории средневековой культуры».

Таким  образом, если менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву, политической системе, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее, ни понять ни секрет экономических скачков, которые порой совершает общество, ни причин торможения его развития.

Источник: http://libraryno.ru/2-4-mentalitet-i-mental-nost-kult/

Ментальность – что это такое и как ее изменить?

Такие понятия, как ментальность и менталитет в современном мире очень взаимосвязаны. Многие исследователи на протяжении долгого времени пытаются их конкретизировать, но разница между ними не значительна, и ее трудно разграничить. Люди говоря, менталитет, подразумевают ментальность и наоборот, и это не является ошибкой.

Что такое ментальность?

Подобное понятие очень объемное и охватывает самые разные аспекты, в которые входят не только общепринятые нормы морали и поведения, но еще и религиозная принадлежность. Человек дает оценку самым разным жизненным моментам, используя ментальность.

Так размышлять может только определенная часть общества.

Ментальность – это целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнического группы.

Ментальность в философии

Проблема умозаключений и действий определенной категории людей широко обсуждается в обществе. Термин «ментальность» в философских словарях отсутствует.

Ментальность в философии способна только отразить определенный способ мышления, духовное настроение той или иной группы людей в ценностно-нормативных рамках.

Тот момент, что образ мышления человека может быть групповым, лишний раз подтверждает актуальность формулировки «национальная ментальность».

Ментальность в психологии

Современный мир требует от человечества постоянного развития и культивирования. Цельная картина мира есть в голове у немногих. Такое понимание, как ментальность, носит стихийный характер.

Ментальность в психологии – это особенности, которые затрагивают культурологию различных групп социума.

Затрагивание таких проблем происходит с точки зрения мировосприятия психики человека и ее отражения, которое проявляется в его действиях и образе жизни.

Ментальность представлена социальным природным оружием, главная функция которого помогать воспринимать и осознавать этот мир. Это определенная оснастка психики, которая служит умственным инструментом. Что такое ментальность человека? Это исторический опыт его предшественников, который влияет своим миропониманием на потомков. Такой образ мышления можно передать через культурные ценности.

Ментальность и менталитет – отличия

Учёные социолингвистических направлений не сравнивают эти два термина, но большинство представителей гуманитариев подтверждают, что ментальность и менталитет используют, как одно понятие, а не раздельные:

  1. Ментальность человека понимается, как характеристика психологического опыта и исторической общности, которая отражается на его поведении. Слово «мышление» лучше всего отражает это понятие. К примеру, русская ментальность, ментальность дворянства.
  2. Менталитет включает в себя более обобщенное понятие и имеет он общечеловеческое важное значение. Например, менталитет средневековья.

Ментальность и ее виды

Люди, проживающие длительное время на одном месте, становятся участниками маленьких социальных групп, на которые начинают влиять одинаковые факторы, поэтому одинаково изменяется и их ментальность. Факт такого характера еще раз подтверждает, что менталитет общий для всех народностей. Виды ментальности:

  • по строению общества (античное, средневековое и другие);
  • по расам (европейская, азиатская и другие);
  • по половому и возрастному разделению (например, женский, детский);
  • по режиму (тоталитарный, революционный и так далее);
  • религиозная ментальность;
  • по интеллектуальному развитию (интеллигентский, крестьянский).

Говорить о том, что понятие менталитета явление постоянное – не правильно. В менталитет общества все незнакомое входит очень долго, но с годами он все же окрашивается новыми чертами. Ментальности для изменения нужны серьезные постоянные толчки снаружи, только так в определенной группе могут быть сформированы новые понятия, которые потом будут переданы следующим поколениям.

Ментальность и духовность

Ментальность включает в себя различные взгляды и оценки, в том числе и на религиозную, духовную деятельность.

Такое формирование ментальности происходит чуть ли не на генетическом уровне, когда полученные знания и традиции передается с рождения и играют ключевую роль в воспитании.

Ментальность родителей, система их духовных ценностей отражается на восприятии мира новым маленьким человеком. Проявления ментальности, которая были заложены в духовную систему ценностей в будущем отразятся и на потомстве.

Как изменить свою ментальность?

Желание перестать мыслить в рамках той или иной системы появляется периодически у любого человека, который хочет увидеть мир с разных сторон, составить свое впечатление. Развитие ментальности – это процесс складывающийся столетиями и избавиться от собственного менталитета не просто:

  1. Необходимо признать реальность. Увидеть и признать мир таким, какой он есть, без масок.
  2. Необходимо быть честным перед самим собой.
  3. Мир большой супермаркет и надо выбирать в нем только то, что хочется.
  4. Не привязывайтесь к стереотипам, живите и работайте в тех местах, в которых хочется.
  5. Следует определиться с желаниями и точно следовать им, впитывать все новое и ничего не бояться.
  6. Необходимо составить собственный план жизни и действовать.
  7. Не стоит ждать чудес – успех приходит в работе.
  8. Никого не следует слушать, чтобы не говорили люди – это лишь их мнение.
  9. Не стоит бояться ошибок, этого не избежать.
  10. Необходимо ставить высокие цели, ведь человек ограничен лишь собственным сознанием.

Ментальность – книги

Многие авторы в творчестве высказывают свое понимание менталитета. Они затрагивают принцип ментальности, его основы и влияние, как на жизнь людей в целом, так и конкретного человека.

  1. “Русская модель управления”, автор А. Прохоров. В своей книге он рассматривает знакомые проблемы, под непривычным углом.
  2. “Германия и немцы”, автор А. Томчин. Книга повествует о менталитете немцев.
  3. “Как иметь дело с русскими?” А. Павловская. Автор знакомит иностранцев с интересным русским миром.
  4. “Мост через Босфор”, А. Васильев. Книга о менталитете современной Турции.
  5. “Туманный Альбион”, Е. Ерофеев. Англия – ее люди и обычаи.
Естественный отбор и борьба за существование

Естественный отбор – это не только борьба за существование и адаптация к неблагоприятным условиям среды, это еще и творчество природы, совершенные формы, многообразие видов и красок, прошедших долгий этап эволюции.

Сензитивность – что это такое в психологии?

Сензитивность – высокая чувствительность, свойственная людям с тонкой душевной организацией, может быть врожденным качеством людей с меланхолическим темпераментом или результатом авторитарного стиля воспитания в семье.

Что такое гетто во время Второй мировой войны и в современном мире?

Что такое гетто? Это ещё один из отталкивающих шрамов, оставленных на теле человеческой истории этническими, расовыми и культурными различиями. Будучи пережитками Средневековья, они существуют и в наше время.

Что такое урбанизация и каковы ее последствия?

Что такое урбанизация? К каким последствиям привел стремительный рост мегаполисов? Явление вошло в современную жизнь как прочный, динамичный, многоплановый процесс, и вызвало ряд проблем, связанных с экологией, социальной сферой, здоровьем.

Источник: http://kak-bog.ru/mentalnost-chto-eto-takoe-i-kak-ee-izmenit

Ссылка на основную публикацию