Малодушие – что это такое и как с ним бороться

О борьбе с малодушием – 24 ноября 2017 – верую ☦ православие

Малодушие - что это такое и как с ним бороться

О БОРЬБЕ С МАЛОДУШИЕМ 

Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства.

Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца.

Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию. 

В духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим. 

— Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится? 

— Вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление. 

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания — мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным.

Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, — мы увидим, что здесь нет никакого мужества. 

Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель. 

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость.

Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям. 

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании — для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом. 

— Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии. 

— В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека. 

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой — для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер.

Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни.

Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха. 

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия. 

Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом? 

— О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным.

Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства. 

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием. 

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим.

В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства.

Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях.

Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям — смириться и потерпеть их недостатки. 

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка.

В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым — так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов.

Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа. 

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью. 

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно — от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия. 

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница — решимость.

На чем должна быть основана эта решимость? 

— Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной.

Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает.

Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима. 

— Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян? 

— Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной. 

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера.

Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние.

Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы — в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство. 

Главное — чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре. 

Беседа с иереем Алексием Зайцевым. 

Источник: http://veruyupravoslav.info/news/o_borbe_s_malodushiem/2017-11-24-232

Что такое малодушие: значение и синонимы. Малодушный человек :

Малодушие – распространенный психотип людей, связанный с отсутствием силы воли или духа. Такие люди буквально окружают нас, боясь ответить на грубость продавца или заступиться за слабого.

Это не обязательно признак трусости, ведь данный психотип появляется вследствие воспитания, при котором в человеке с самого детства не был заложен основной стальной стержень.

Так что такое малодушие и можно ли с ним бороться?

Немного о термине

Малодушие представляет собой поведение индивидуума, находящегося в обществе. Такой психотип людей, как правило, не способен осуществить свои идеи, цели, желания или мечты. Препятствием в этом выступает любой страх или боязнь совершить ошибку.

Так что такое малодушие? Оно проявляется в виде зависти, скованности, стеснения, трусости, неуверенности, боязни, слабохарактерности и непроизвольной агрессии. Тип развивается у людей в двух случаях: с самого детства, из-за неправильного воспитания и окружающей обстановки, а также после серьезной психологической травмы.

Малодушный человек – кто он?

Такой индивидуум может и не подозревать о своем психотипе, однако он постоянно чувствует напряжение, которое со временем перерастает в депрессивное состояние.

Как правило, человек проявляет душевную слабость, когда дело касается его личной жизни, карьеры и общения с другими людьми. Его легко подавить морально, подчинить себе и заставить делать что-то из личной инициативы.

Это не означает, что вы настолько искусный манипулятор. Малодушный человек просто не способен отказать из-за стеснения или страха. Но не думайте, что он не будет об этом переживать.

Напротив, такой индивидуум корит себя за свою слабохарактерность и безвольность.

Поведение малодушного человека можно сравнить разве что с предательством собственной личности, мечты и идеи. Несмотря на его вполне реальные желания, например, стать врачом или завести собаку, он будет скрывать их от окружающих.

Но остается вопрос: “Что такое малодушие и может ли человек с ним бороться?” Несомненно, нужно изменять такой психологический тип, и если не самостоятельно, так с помощью специалиста. У каждого слабовольного человека есть три пути:

  1. Бороться с самим собой.
  2. Пустить все на самотек и просто продолжать погружаться в депрессивное состояние.
  3. Копить злость на себя и окружающих, которая впоследствии выльется во что-то большее.

Нередко безвольные и слабохарактерные люди не понимают, что жизненный успех и продвижение находятся в их собственных руках, а не зависят от окружающих. Конечно, малодушие – это тип характера, который формируется с раннего детства, зачастую в неблагоприятной семейной обстановке, где родители сразу дают понять, что их ребенок – не личность, а слабый и мягкотелый подчиненный.

Как с этим бороться?

Синонимы малодушия – трусость, робость, слабохарактерность, бесхребетность, безвольность и душевное бессилие. Одну из этих черт может приписать себе каждый человек, проявляя отсутствие духа в самых неожиданных ситуациях.

Существует единственное правило, которое поможет избавить вас от этого недуга: “Начать бороться с самим собой, действовать вопреки слабости и апатии”.

Сколько бы времени ни прошло, малодушие будет поглощать вас, разрастаясь с каждым годом все больше. В конечном итоге это может вас либо убить, либо оставить на улице без гроша в кармане, либо превратить в одинокого, пустого человека.

Ведь у малодушных людей, как правило, нет друзей и близких, которым бы они доверяли и доверялись сами.

Этот психотип людей меняется, но очень долго. Вы должны скорректировать все свои привычки, познакомиться с харизмой и ораторским искусством, узнать характеры окружающих и начать анализировать их. При этом не нужно бояться попасть в нелепую ситуацию, где, возможно, у вас будут потеть ладони от страха.

Откуда берется малодушие?

Как уже было сказано выше, слабохарактерность и отсутствие воли (а также другие синонимы малодушия), начинают развиваться в раннем детстве. В первую очередь на это влияют родители, а затем уже одноклассники, друзья и учителя.

Родители не учат детей быть сильными, а показывают, как надо подстраиваться под их желания и цели.

Например, если чадо не вправе выбирать себе круг деятельности, занятия, хобби и друзей, то со временем его истинное “я” пропадает.

Ребенок просто делает то, что ему велят, чувствуя фибрами души, что все идет как-то не так. Но как должно быть на самом деле, возможно, этот ребенок, взрослея, не поймет никогда.

Читайте также:  Зависть - причины, признаки, как избавиться от чувства зависти

Примеры малодушия

Теперь вы знаете, что такое малодушие, но как этот психологический тип проявляется в реальном мире?

  • Во-первых, человек никогда не будет спорить с окружающими, а даже если и начнет, то не сможет привести действительно весомые аргументы. Это приводит к тому, что индивидуум не будет отстаивать свои интересы и взгляды, просто соглашаясь с чужим мнением, несмотря на то, что в глубине души он категорически против.
  • Во-вторых, все качества малодушия очень редко проявляются в одном человеке. Например, такой психотип можно присудить людям, которые очень скупы или лицемерны, не уверены в себе или робкие.
  • В-третьих, у таких людей всегда есть внутри злоба или ненависть, которая и сделала их малодушными. Возможно, они осознают ошибку в воспитании, патологическую обстановку в школе или университете.

Ошибки родителей

Если вы совершенно не ожидали, что ваш ребенок превратится в малодушного человека, то в первую очередь нужно искать корень проблемы в себе, а не судить чадо и обвинять его. Авторитарное воспитание, манипуляции детьми, рукоприкладство и использование приказного тона – это способы сломать дух малыша, у которого только начал формироваться стальной волевой стержень.

Полезные советы

Перебороть в себе страх и неуверенность легко, главное, лишь начать действовать. Не бойтесь говорить в открытую о своих желаниях, даже если вы мечтаете написать картину или сочинять стихи. Конечно, поначалу кто-то будет смеяться над вашими идеями, но поняв серьезность намерений, перестанут, начнут уважать.

Не бойтесь отстаивать свои права и делать те вещи, которые вызывают у вас страх. Например, не стесняйтесь сообщить прохожему, что тот наступил вам на ногу или помогите бабушке перейти дорогу. Просто возьмите за правило: делайте сразу, если хочется (или если кажется, что так будет правильнее).

Источник: https://www.syl.ru/article/366944/chto-takoe-malodushie-znachenie-i-sinonimyi-malodushnyiy-chelovek

Как избавиться от трусости

Инструкция

Перечислите ситуации, в которых вы, по вашему мнению, проявляете трусость. Выберете для начала одну, не самую серьезную, и попробуйте с ней поработать.

Оцените реальную опасность. Может быть, вы предъявляете к себе завышенные требования и чувство страха в данной ситуации обосновано. Не равняйтесь на других – возможности у всех разные. Если угроза действительно существует, то вы испытываете не трусость, а оправданные опасения. Подумайте, как можно избежать подобной ситуации.

Если ваши чувства беспочвенны – переходите к следующему шагу.Представьте себе возможные негативные последствия ситуации. Как бы они ни были нереалистичны, они пугают. Позвольте себе испугаться, доведите ситуацию в вашем воображении до абсурда.
Иногда используется техника представления собственной смерти.

То есть любая пугающая ситуация – от публичного выступления и знакомства с девушкой до вождения автомобиля и экстремального спорта – в воображении заканчивается смертью. Подходит эта техника вам или нет – решайте сами.Задумайтесь, почему вы боитесь. Часто наибольший страх возникает в ситуациях, которые очень значимы для нас.

Например, чем красивее девушка, с которой собираетесь познакомиться, чем серьезнее экзамен, чем значимее публичное выступление, тем больше будет мандраж, и тем сильнее захочется уйти от ситуации.Учитесь расслабляться. Вам помогут дыхательные упражнения, переключение внимания, упражнения на мышечное расслабление, медитация.

Самое простое дыхательное упражнение заключается в сокращении паузы меду вдохом и выдохом и увеличении времени выдоха.Стремитесь попасть в ситуацию, которая вас пугает. Но начинайте с малого. Каждое преодоление страха – ваша победа. Не останавливайтесь на достигнутом, и после некоторых тренировок вы забудете, что такое трусость.

Наличие страхов – естественное явление. Но то, что они мешают нам жить полной жизнью, может стать настоящей проблемой. Почти все наши страхи являются ненужными, безосновательными, сдерживающими вас от достижения чего-то важного.

Инструкция

Для начала нужно свои страхи признать. Это – самый серьезный шаг. В каждом из нас есть страхи, но они прячутся где-то в глубине нашего сознания, часто незамеченные, поскольку мы стараемся игнорировать их или делаем вид, что их не существует. Но они есть, и они влияют на вас каждый день всю жизнь.

Если вы не можете никак отделаться от тягостных мыслей, которые сеют в вас страх, то представьте себе, что эта одолевающая вас мысль – огромный выключатель. Потянитесь к нему и резко дерните вниз! Все. Тишина. Вы эту мысль вырубили.
Страх по своей природе разрушителен.

Если поймали себя на том, что появилась негативная мысль, внушающая страх – сразу займите разум новой игрушкой, будь то рубильник, или еще что-нибудь. Разум отвлечется, страх не перерастет в панику, а мысли не станут притягивать ненужные вам события.

На физическом уровне основные проявления страха – это проступающий пот, учащенное сердцебиение, прерывистое дыхание. Ваша первая помощь – техника нормализации дыхания. Соберите весь страх и шумно с усилием выдохните его до абсолютной пустоты в груди.

Подкрепите выдох визуальными образами (темные пятна, клубы дыма), а вдох светлыми образами себя – сильного и успешного. Выдыхайте слабость, вдыхайте силу.Превратите волнение в драйв. Начните делать то, что вас пугает. Вы научитесь получать удовольствие от преодоления ваших страхов, и это откроет вам путь к самореализации.

Например, вы боитесь публичных выступлений? Тогда выступайте где только это возможно: толкайте речь, говорите тосты и вскоре вы с изумлением обнаружите, что вы – прирожденный оратор.

Необходимо всегда помнить о том, что смелость – это превосходно дрессированная трусость. Навряд ли вы могли бы раскрыть свой новый талант, не преодолев внутренний страх. И теперь по праву можете гордиться собой!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-33745-kak-izbavitsya-ot-trusosti

Малодушие Малодушный

26.04.2013 by petr8512

(Просмотров 1 264 всего, 3 сегодня)

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Спиноза Б.

Малодушие — удел ничтожных. Тот, чье сердце твердо, чьи поступки совершаются в согласии с его совестью, будет отстаивать свои принципы до конца своей жизни.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Пейн Т.

Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, унынье, тоска, малодушие, зависть, ненависть.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Гуфеланд В.

В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости и находит лишь гибель.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Джонсон Б.

       Малодушие как качество личности – склонность проявлять немощь души и, как следствие, отсутствие твердости, силы воли, решительности, уверенности и последовательности в поведении, вплоть до трусости и предательства.

В битве при реке Треббии, что в Италии, нашими войсками командовал Александр Васильевич Суворов. Врага было вчетверо больше. Один из полков дрогнул, смалодушничал и в панике побежал. Суворов как раз был рядом. Что может сделать полководец, видя в глазах своих солдат ужас и безумие? Расстреливать? Кричать: «Остановитесь?».

Суворов поступил иначе: «Молодцы! Заманивай!», — прокричал он.

Поравнявшись с бегущими в панике солдатами, он поскакал впереди, как бы ведя  за собой солдат, крича «Не отставай! Хорошо, что догадались! Заманивай, шибче, шибче, заманивай!» Поддавшись малодушию, бойцы сначала не обращали внимания на поведение командира, сзади французы, пули свистят, мало ли что кричит Ляксандра Василич, но Суворов уже командовал все настойчивее «Ровнее шаг, пускай не отстают, заманивай. Заманивай!» Они уже не бежали, а организованно отступали. Паническое бегство и постыдное малодушие превратились в хитрый маневр. Внезапно Суворов скомандовал «Стой!». Солдаты остановились. «Вперед, чудо–богатыри, бей штыком, колоти прикладом!» Настроение солдат переменилось, от малодушия не осталось и следа. Рядом был их кумир — любимый Суворов. Французы слишком далеко отошли от основных войск и сейчас были не в самом лучшем положении. И они совершенно не ожидали, что перепуганные русские способны  на кинжальную контратаку. Три дня шло сражение. Победила русская армия. Наши потери — тысяча убитых. Французов — шесть тысяч убитых и двенадцать тысяч пленных.

       «Малодушие всегда найдет себе философское оправдание», – писал А. Камю.

Кому ж хочется признаваться в слабоволии, трусости, неуверенности в себе, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия? Куда проще оправдать немощь души непреодолимостью препятствий, злым роком судьбы, кознями окружающих, переменчивостью фортуны.

У малодушного мощный оправдательный механизм безработным не бывает. Мелочные расчеты превращаются в безвыходную ситуацию, при которой малодушие не могло поступить как-то иначе. Пагубное стороннее влияние становится принципиальностью и обязательностью.

Потеря твердой уверенности в достижении цели объясняется благоразумием, маневренностью и новой целенаправленностью. Малодушие, как правило, приводит к конформизму, заискиванию, лицемерию, угодничеству, боязни открытого конфликта и действиям исподтишка.

Советую почитать:  Мания величия

        Зачастую люди малодушничают, но, занимаясь самообманом, думают, что они проявляют смиренность. Уступать в результате давления – это не смиренность.

Например, преподаватель не может справиться с аудиторией, малодушничает и говорит студентам: «Делайте что хотите, только посещайте лекции». Смиренный человек будет выполнять свои обязанности, но при этом не позволит студентам «ходить по головам».

Он скажет им: «Отсутствие дисциплины и смиренности не позволит Вам усвоить материал. Я вас уважаю, понимаю, как Вы устали, поэтому я готов читать лекции в предельно простом изложении. Готов отвечать на Ваши вопросы.

Словом, по Вашему желанию мы можем изменить форму подачи лекций, но с дисциплиной я шутить никому не позволю». Такого человека, в отличие от малодушного, будут по-настоящему уважать.

        В книге Г. Белых и А. Пантелеева «Республика ШКИД» как раз описан такой эпизод. В школу приходит преподаватель литературы. Понимая, насколько перед ним опасный контингент учащихся, он смалодушничал, не решился достучаться до разума бывших беспризорников и сразу стал с ними заискивать. Придя в класс, он сказал: «- Не правятся мне ваши педагоги. Больно уж они строги к  воспитанникам.

Нет товарищеского подхода. Класс удивленно безмолвствовал, только один  Горбушка  процедил  что-то вроде «угу».  Разговор  не  клеился.  Все  молчали.  Вдруг  воспитатель,  походив  по комнате, неожиданно сказал:      — А ведь я хороший певец.  — Ну? — удивился Громоносцев.  — Да. Неплохо пою арии. Я даже в любительских концертах выступал.      — Ишь ты! — восхищенно воскликнул Янкель.

 — А вы нам спойте что-нибудь, — предложил Японец.      — Верно, спойте, — поддержали и остальные. Пал Ваныч усмехнулся. — Говорите, спеть? Гм… А урок?.. — Ладно, урок потом. Успеется,  —  успокоил  Мамочка,  не  отличавшийся большой любовью к урокам. — Ну ладно, будь по-вашему, — сдался воспитатель…  — Что уж с вами делать, мерзавцы этакие! Так и быть,  спою  вам  сейчас студенческие куплеты.

Когда, бывало, я учился, мы всегда их певали. Он опять откашлялся и вдруг, отбивая ногой такт, рассыпался в  задорном мотиве: Не женитесь на курсистках, Они толсты, как сосиски, Коль жениться вы хотите, Раньше женку подыщите, Эх-эх труля-ля… Раньше женку подыщите… Класс гоготал и взвизгивал. Мамочка, тихо всхлипывая короткими смешками, твердил, восхищаясь: — Вот это здорово! Сосиски.

Бурный такт песни закружил  питомцев.  Горбушка,  сорвавшись  с  парты, вдруг засеменил посреди класса, отбивая русского.  А Пал Ваныч все пел: Поищи жену в медичках,     Они тоненьки, как спички, Но зато резвы, как птички. Все женитесь на медичках. Ребята развеселились и припев пели уже  хором,  прихлопывая  в  ладоши, гремя партами и подсвистывая.

По классу металось безудержное: Эх-эх, труля-ля… Все женитесь на медичках…»

Советую почитать:  Муторность Муторный человек

     Иоанн Златоуст говорил: «Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений». В малодушии отсутствует вера. Вера – это связь с кем-то. Малодушный человек не находит в себе опоры и потому постоянно зависим от поддержки других.

Его спасет общество смелых и решительных людей. Здесь он может затеряться и не обнаружить свое порочное качество личности. Но когда он лишен связи с сильными людьми, когда он остается наедине с собой и с трудными ситуациями жизни, страх становится его господином.

Малодушие – следствие страха, за которым отсутствует вера.

    В начале правления династии Восточная Хань (25 — 220) вражеские войска совершили ночной набег в расположение У Ханя, начальника войскового приказа. Все вокруг пришли в замешательство, лишь один У Хань невозмутимо продолжал лежать на своём ложе.

Когда солдаты увидели, что их военачальник сохраняет присутствие духа, их растерянность улеглась, и они вскоре пришли в себя. Теперь У Ханю нельзя было терять ни минуты. Он приказал своим отборным частям предпринять в ту же ночь ответную вылазку. Вскоре противник был обращён в бегство.

У Хань воздействовал на своих подчинённых не напрямую, например, угрожая сурово наказать растерявшихся воинов, а потушил пламя охватившего их страха. Малодушие было задавлено на корню.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 264 всего, 3 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/malodushie/

Трусость – психология

19.02.2013 by petr8512

Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого.

Автор афоризма: Конфуций

          Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».

Читайте также:  Коучинг - виды, модели, техники, методы

        Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.

        Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым».  Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан.

Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки.

 Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.

        Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия.

Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.

Советую почитать:  Тоска (Тоскливость) Тоскливый

         Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов.

Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность.

         Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.

         Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз.

Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки»  делает должное. Ф.

         Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся.

Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения.

Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли.

Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок.

Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».

Советую почитать:  Теплота

      Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.

      «Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника.

Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».

          Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву.

Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».

         Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? — спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва.

— Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев — царь зверей! Когда я реву — а я реву очень громко, вы слышали — звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, — сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста.

— Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»

Источник:

Трусость, страх и смелость. Что между ними общего?

Вот скажите мне, в чем разница между трусливым человеком и человеком, который испытывает страх? Где предел этой трусости и как воспитывается смелость? А стоит ли считать трусость пороком? Или это оправданное чувство.

Сложные вопросы, на которые однозначно ответить не получится. Увы, но таковы законы психологии, философии и взаимоотношения в обществе.

Что такое трусость, и кто такой трус?

Итак, начнем с хрестоматийных определений. Трусость – это такое поведение человека, которое возникает в определенных ситуациях под воздействием страха или других фобий. Выражено оно в отказе от каких-либо действий или полном бездействии.
Трус – человек, который с легкостью поддается влиянию страха.

Принято считать, что существует истинная трусость как качество личности, которая проявляется в подлости, склонности к низким, близким к преступным поступкам и обычный страх.

Какие выводы мы должны сделать из этих понятий. Самый главный – это то, что трусость – это в первую очередь подлость. Почему? Потому что бояться все. Психически здоровый человек однозначно чего-то боится. Не важно, чего или кого. Но страх – это физиологическое проявление организма. И избавиться от него практически невозможно.

И не важно каким способом.
Главные отличия трусости и страха:

  • Трусость – преследует человека постоянно. Страх – сиюминутное чувство.
  • Страх – это чувство самосохранения. Трусость – пассивность в действиях по освобождению от страхов.
  • Трусость всегда сопровождается страхом. Страх – явление независимое.

Таким образом, трусость – позорна. А страх – простителен. Особенно тем, кто сможет его преодолеть. Таких людей называют смелыми.

Отличие смелого человека от трусливого

В общем смысле смелость и трусость понятия антонимы. Однако, в значении и совмещении заключено столько многогранности и различных нюансов, что иногда существование одного бессмысленно без другого.

Казалось бы, человек, который способен к самопожертвованию – смельчак, а тот который в момент опасности сделает шаг назад – трус. Все однозначно, не так ли? На самом деле нет.

Приведем пример. Человек, который для того, чтобы испытать новые ощущения лезет на крышу движущегося поезда – храбр или глуп? Или врач, который перед сложной операцией отправляет пациента на дополнительное исследование – нерешителен и труслив или благоразумен? Отвечая на эти вопросы, сразу становится понятно, что не все так однобоко.
Обоснования трусости и смелости:

  • Смелость заключена не в отсутствии чувства страха, смелость, в отличие от трусости – способность бороться со страхом.
  • Трусость – полное отсутствие способностей и возможностей борьбы со страхом.
  • Смелость без страха – глупость.
  • Но трусость – это не только страх. Бывает, что она возникает на основе эгоизма, равнодушия и нерешительности.

Таким образом, и смелость и страх определяются только в конечной цели поступка.

Как избавиться от трусости

Способов избавления от трусости существует предостаточное множество. Они основаны на реализации практической психологии, на духовных, нравственных и даже физических принципах. Интернет, библиотеки пестрят статьями и книгами, предлагающими в один момент снять все рукой и избавить от недуга трусости.

Дело в том, что трусость – это личностное психологическое проявление. А человек и его личность – вещь сугубо индивидуальная, а потому универсальных методик, которые подойдут всем и каждому быть попросту не может.

Да и некоторые авторы так до конца и не разобрались в различии страха и трусости. Поэтому озаглавливая свою книгу или статью как панацею от трусости, предлагают способы борьбы со страхами.

Итак, чтобы начать бороться с трусостью, необходимо:

  1. Начать работу по устранению физических причин.

Если это физический недостаток – достаточно записаться в спортзал, дефект речи – посетить специалиста, дефект внешности – возможно, скрыть его, выставляя достоинства.

  1. Сделать список психологических причин.

Кроме комплексов во внешнем виде к трусости может привести и психологические причины. Напишите их на листочке. Выберите самую незначительную для себя. Воссоздайте ситуацию и постарайтесь преодолеть ее. Хвалите себя и старайтесь. Доведите дело до того момента, когда страх исчезнет полностью. Теперь можно приступить к следующие причине.

  1. Воспользоваться самовнушением.

Источник: http://obu4ayka.ru/otnosheniya/trusost-psihologiya.html

Протоиерей Димитрий Смирнов: Малодушие есть результат маловерия

№4 (661) / 23 января ‘12

Беседовал протоиерей Александр Березовский Беседы с батюшкой

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители.

Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Батюшка, хотелось бы поднять, мне кажется, очень важную для каждого христианина тему – поговорить о грехе малодушия. К сожалению, этим грехом мы все страдаем, никто не может назвать себя воином Христовым, как были первые мученики христианства. Что такое малодушие, как оно проявляется в нашей жизни, в чем его причины?

Изнеженность портит человека

– Есть множество причин. Это и определенные свойства человеческого характера, и результаты воспитания, есть и маловерие. Начнем с характера. Есть люди от природы отважные, а есть малодушные.

Если малодушный победит свое малодушие, совершит подвиг, то его подвиг будет в глазах Божиих более значителен, чем если бы это сделал человек отважный.

Ведь люди разделяются и по силе ума, и по силе души, и по способности на подвиг.

Теперь по поводу воспитания. Наша национальная трагедия – малодетность. Поэтому мамы стараются своих единственных детей от всего оберегать. Они их кутают бесконечно, что приводит к простудам – ребенок потеет и простужается. Они охраняют их от общения со сверстниками.

Они всегда защищают ребенка, независимо от того, прав он или не прав, они всегда на его стороне, и это очень часто укрепляет молодого человека в состоянии безнаказанности.

Они стараются освободить ребенка от физкультуры, все время говорят, что надо побольше отдыхать, все время спрашивают, не болит ли чего; если ребеночек упал, сразу бегут его поднимать.

При таком воспитании человек вырастает малодушным. Это стало настоящей трагедией – трудно при таком воспитании ждать от людей подвига, ответственности и так далее. То есть душа становится как бы мелкой.

Такой человек не способен на благородный поступок – великодушный, как мы говорим, то есть от всей души простить, от всей души помочь человеку.

Малодушному трудно вступиться, когда обижают слабого, ему трудно вступиться за правду, великодушному же – наоборот.

– Мне кажется, малодушие мешает и семьи создавать.

– Конечно, ведь возникает нерешительность: а что из этого выйдет, а что будет потом, а как тогда жить? Малодушный старается жить за счет кого-то, как он привык с мамочкой: «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». При малейшей трудности малодушный надламывается и все бросает.

– Как связаны малодушие и страх?

– Малодушный более пуглив.

– Может быть, действительно, человек в детстве был так напуган суровым воспитанием или несправедливым отношением к себе, что в результате стал малодушным?

– Суровое воспитание не может испугать и испортить ребенка, его портит только изнеженное воспитание. А если воспитание суровое, но с любовью, то ребенок с удовольствием покоряется.

Читайте также:  Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения

– Но у нас-то с любовью очень редко это делается, чаще всего с жестокостью.

– Жестокость – вещь противоестественная. Человек по природе своей добр, и нужно очень много потрудиться, чтобы вырастить из него жестокого человека.

– Но, батюшка, сейчас посмотришь на поведение некоторых детей и не скажешь, что они существа добрые.

– У них просто еще не все чувства развиты. Я наблюдал сцену, которая поразила меня чрезвычайно. Трехлетняя девочка брала кошку, которая лежала на травке, и стаскивала на асфальт, говоря при этом: «Что ты делаешь, зачем ты лежишь на травке? Ей же больно».

Это говорит о том, что ребенок чувствует даже боль травы, но эти чувства настолько еще неразвиты, что она не может понять, что кошке некомфортно лежать на асфальте, а травка, после того, как киска полежит, может подняться.

И эта сцена была настолько яркой, что я ее запомнил на всю жизнь. Девочка по природе добрая, но у нее нет еще опыта жизни, она не понимает, что киска тоже хочет на травке полежать, что травка Богом создана, в том числе и для того, чтобы киска на ней лежала.

Это все ей еще нужно объяснять, но вот порыв – пожалеть травку, это удивительно в таком маленьком ребенке.

– Какие грехи порождают малодушие?

– Себялюбие, конечно. Если говорить о духовной части, то маловерие. Каждый христианин должен знать, что все, что с ним произойдет, – это не без воли Божией, поэтому все нужно принять. Хотя есть очень мудрая пословица: «Береженого Бог бережет», то есть на рожон не надо никогда лезть, это чревато неприятными последствиями.

Осторожность нужна всегда, безусловно. И Сам Господь предупреждал учеников Своих: «Глядите, как опасно ходите», поэтому все необходимые меры предосторожности нужно всегда соблюдать.

Но, тем не менее, когда требуется ради правды Божией поступок твердый, мужественный, надо, укрепляясь силой Честного Животворящего Креста и молитвой ко Господу, идти вперед.

– Батюшка, а как преодолеть нерешительность, которая является чертой характера человека?

– Только молитвой, обращенной к Господу с просьбой о помощи. И еще постоянными упражнениями: если человек долгое время будет пребывать в нерешительности, то он может оказаться в таком положении на всю жизнь.

Поэтому, когда ему предоставляется случай проявить великодушие, он должен это великодушие проявлять, молясь Богу, а потом благодаря Его.

И так постепенно он будет преодолевать малодушие, а потом и совсем забудет про него.

По молитве святых помощь придет быстрее

– Батюшка, есть звонок, давайте ответим на вопрос.

– Недавно я узнала, что есть особый день, когда мы можем обратиться к умершим родственникам и попросить их о помощи. Правда ли это?

– Нет, неправда. Но мы можем обращаться с просьбой к усопшим, конечно, в этом нет ничего особенного, они могут нас слышать.

Но в Церкви другой обычай – мы обращаемся за помощью к тем людям, которые прославлены Церковью как святые, потому что их помощь гораздо более действенна. Они помолятся Богу за нас, и Господь по их молитве скорее сделает.

Это гораздо эффективнее, и те, кто имеет опыт молитвенного обращения к Матери Божией, ко всем святым, в первую очередь обращаются за молитвенной помощью к ним.

– Батюшка, однажды ко мне в слезах пришла женщина и сказала: «У меня мама умерла три месяца назад и ни разу мне не приснилась. Вот моей подруге все время снится, а мне нет. Видимо, я ее обидела, что-то не так сделала?». Человек ждет явления, хотя бы во сне, умершего любимого человека.

– Ну, это предрассудок, суеверие называется.

– А те, кто видит своих умерших, им что делать?

– Да ничего не делать, жить как жили.

– Батюшка, то, что приснилось, это лишь образ, продукт ума человеческого, его душевного переживания?

– А по-разному бывает. Очень редко, но бывает, что во сне является душа усопшего. Обычно во сне отражаются переживания дня, просто они так преломляются, что человек их не очень узнает.

– Мы знаем, что по Воскресении Христа многие тела усопших святых воскресли и явились людям в городе. То есть все-таки могут души усопших являться нам?

– Это был особый случай в Иерусалиме, когда многие их видели, а так вообще-то совсем нечасто это бывает. Мне, например, отец пару раз приснился, мать – ни разу.

– А если такие видения все-таки были, значит, утром встал, Богу помолился…

– Святой водички выпей и готовься к Причастию в ближайшее воскресенье. А когда уже причастился, когда Господь уже с тобой, в твоем сердце, помяни усопшего.

Метать бисер перед свиньями бесполезно

– Должен ли мирянин как-то отвечать на выпады в адрес Церкви, вступать в словесные перепалки, или же он должен отойти в сторону и промолчать? Не будет ли такой отход малодушием?

– Смотря по ситуации. Если рядом находятся люди, которые ждут от нас того, что мы вступимся, то это необходимо сделать, а если наедине с кем-то, то незачем метать «бисер перед свиньями», это совершенно бесполезно.

– Как правило, это бывает в коллективах неверующих людей.

– «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста», – давайте Псалтирь читать, первый псалом.

– То есть если коллеги по работе вдруг затеяли богословский спор, то нужно потихонечку от него уйти?

– Да, в нем не участвовать. Можно сказать: «Господа, открывайте интернет, там есть множество сайтов, читайте книги православные, и вы найдете все ответы на ваши вопросы».

– Батюшка, но ведь часто люди говорят не чтобы самим просветиться, а чтобы других просветить. Тут как раз идет обмен мнениями.

– Да на здоровье, но нам в этом не пристало участвовать. Апостол сказал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Если человек немощен в вере (мы можем это оценить), так что же с ним разговаривать? Это означает не что мы его презираем, а что этот разговор бесполезен. Не будет же ученый-физик серьезно разговаривать о физике с дошкольником.

– А если человек начинает к нам приступать с явно провокационными вопросами?

– Тогда тем более, просто лучше молчать и смотреть ему в переносицу. Тот спрашивает: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». – «А чего молчишь?» – «А я – свободный человек, хочу – молчу, хочу – говорю». – «А тебе интересно об этом говорить?» – «Нет, не интересно». И вопрос сам исчерпается.

– Батюшка, если человек стесняется как-то заявить о своей вере на работе, или как-то проявить в офисе или перед людьми неверующими свою веру, это тоже малодушие?

– Это должно проявляться в поступках. Есть в каждом народе, и в нашем тоже, понятие о том, что значит хороший и порядочный человек. Надо быть хорошим и порядочным и так свидетельствовать о своей вере.

Потом они, в конечном счете, узнают, что самый порядочный и хороший человек в их коллективе, оказывается, в Бога верует: «Ах, вот почему он такой хороший и порядочный». Хорошего и порядочного всегда уважают.

Всегда.

Бог слышит все молитвы

– Батюшка, еще есть вопрос от телезрителя.

– У меня такой вопрос: как нам наладить общение с людьми из дружественных республик, которые приезжают к нам в страну работать?

– Нужно действовать так же, как действовали все миссионеры. Изучить их язык, чтобы их понимать, и оказывать им всяческую любовь, приходить к ним, узнавать, не нужна ли им какая-то помощь, ходатайствовать за них перед работодателями, нашими соотечественниками.

Тогда они полюбят нашу страну, и миссия может быть успешна только в этом случае, если мы хотим их как-то направить ко Христу.

А если они будут спрашивать: «В вашей стране к нам относятся как к собакам, а мы приехали сюда от голода; почему вы вдруг относитесь к нам с такой любовью?», тогда и сказать им, что мы – верующие люди, христиане. Тогда они нас могут послушать.

– Батюшка, но ведь эти люди приезжают сюда со своей религией, со своими духовными ценностями, и они это все распространяют вокруг себя.

– Я об этом что-то никогда не слышал. Вот у нас таджики работают во дворе, я выхожу, говорю одному: «Салям алейкум», а он не знает, что ответить. У него прадедушка когда-то ислам исповедовал, но он-то ничего не знает, и большинство из них – постсоветские люди, которые ничего не знают о религии.

– Давайте ответим на звонок.

– Батюшка, как узнать, когда я молюсь, слышна ли моя молитва Богу, Богородице, святым?

– Ваша неуверенность – от маловерия. Когда бы вы ни помолились, ваша молитва слышна всегда, попробуйте в это поверить, а то, что вы начали сомневаться, это ваше недоверие к Богу.

Конечно, бывает, что мы от Господа что-то такое требуем, что не согласно с Его волей, тогда Господь не будет выполнять или подождет.

Но так, чтобы Бог не слышал молитвы, не бывает – Бог мысли ведает прежде того, чем мы об этом попросим.

– Но ведь бывает, что человек долго просит, – Иоакиму и Анне хватило веры пятьдесят лет просить ребенка и не разувериться. А как нам не разувериться?

– Вот так и не разувериться: взирая на Иоакима и Анну, и на то, какой Плод их молитва дала.

– Как раз малодушие-то и мешает нам. Без видимого результата молитвы у людей все-таки возникают сомнения.

– Сомнения – вещь естественная для падшего разума, и поэтому наша вера – это как зрение через тусклое стекло. Это факт, и апостол Павел про это сказал. Но разве мало было в нашей жизни уверений, что Господь нас знает, нас слышит? Даже сам факт, что мы пришли к Богу, к вере, к Церкви – разве этого мало? Тут нужно прежде всего смирение.

Каков мотив – таков поступок

– Приходит человек на Исповедь либо в унынии, либо в слезах. И начинаешь ему перечислять: «Тебе Бог это дал, о том позаботился, здесь простил, там помог, что же ты в Нем сомневаешься?». И он говорит: «А правда, батюшка, спасибо: открыли глаза». А сам-то человек почему упускает эту память?

– Для того священник и существует, чтобы по-пастырски дать человеку совет, указать путь. Жизнь – это вообще-то не курорт, это очень серьезный труд.

– Многие люди стесняются перекреститься, проходя мимо храма, – это тоже проявление малодушия? Как связаны малодушие и стеснительность?

– Может быть, связаны, может, и не связаны. Просто иной человек как-то не хочет демонстрировать свою веру, потому что нет такой заповеди – креститься на храм. Просто храм – это лишний повод вспомнить о Боге, но можно вспомнить и не осеняя себя крестным знамением, кто как привык.

– Но все-таки остановиться, перекреститься и поклониться – это проявление уважения к храму Божию.

– А для некоторых это проявление своего собственного фарисейства: вы все дураки, один я умненький.

– Батюшка, давайте не будем брать эту крайность.

– Но ведь это же есть. Все дело в мотиве – каков мотив поступка; один и тот же поступок может быть благочестивым и богопротивным. В зависимости от того, какой мотив был для этого поступка.

– Батюшка, если вернуться к стеснительности, его природа – тоже греховное малодушие?

– Не обязательно. Может быть, это свойство характера, но его нужно стараться преодолевать.

– Ответим на еще один вопрос.

– Как нам, православным людям, относиться к такому понятию, как толерантность? Я слышал, что священнослужители отрицательно относятся к этому. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Толерантность – это просто орудие того строя, который сейчас общепринят в Европе. Цель которого в глубине его – уничтожение христианства как такового, уничтожение христианского взгляда на мир. Толерантность запрещает человеку добро называть добром, а зло – злом. Должна быть толерантность, то есть спокойное равнодушие.

– Но ведь равнодушие тоже связано с малодушием, как вы считаете?

– Вообще, вся греховная жизнь взаимосвязана. Например, сребролюбие связано с гордостью, и так далее. Есть, конечно, страсти, которые прямо противоположны, к примеру, пьянство и сребролюбие.

– А равнодушие от чего рождается? От страха постоять за свою идею, веру?

– Нет, равнодушие – это следствие греховной жизни: все, что меня не касается, мне не интересно, мне интересны только мои желания, хотения, мои вкусы и удовольствия.

– Но ведь это неприемлемо для православного христианина. Спасибо, отец Димитрий, за ваши ответы.

Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52227

Ссылка на основную публикацию