Лицемерие — что это такое, признаки, как с ним бороться

Лицемерие и социальные маски

Лицемерие - что это такое, признаки, как с ним бороться

Что такое лицемерие на самом деле? И как лицемерие связано с социальными масками? В разных сообществах и с разными людьми мы неизбежно ведем себя по-разному. Недавно у меня состоялась дискуссия на данную тему, итог которой я изложу ниже

Лицемерие, что это такое?

Какие бы мы ни брали определения лицемерия, в сущности, они сводятся к следующему: лицемерие это поведение, когда человек совершает поступки, произносил слова и, иногда, даже думает так, чтобы предстать пред окружающими его людьми (и перед самим собой) не таким, каким он является на самом деле. По сути, человек надевает социальную маску, чтобы не выделяться из окружающей среды и быть таким как все, быть соответствующим стандартам группы.

Здесь важно четко понимать, чем социальные маски отличаются от социальных ролей. Социальная роль – зависит от статуса и рода деятельности человека. В какой-то степени они объективны (родственник, продавец в магазине) и, в отличие от масок, не связаны с изменой своим жизненным ценностям. Но об этом  -ниже.

Причины лицемерия

Человек, который надевает социальную маску, или иными словами – лицемерит, может делать это по нескольким причинам.

  1. Первая причина лицемерия — страх быть не таким как все. Если в тусовке принято бухать (смотреть ужастики, болеть за какую-то команду, кого-то бить или определенным образом оценивать реальность), то из страха оказаться чужим, для группы, которая по каким-то объективным (некуда деваться) или субъективным (человек чувствует защищенность в группе) причинам является ценной для лицемера.
  2. Вторая причина лицемерия – желание казаться респектабельным в глазах участников группы. При этом за критерии «респекта» почему-то принимаются именно групповые ценности, а не общечеловеческие.
  3. Возможен третий вариант, когда у человека нет четких, сформированных жизненных ценностей, поэтому он сам даже и не знает, где он настоящий, а где надел социальную маску и впал в лицемерие.

Чем опасно лицемерие?

Если, как уже говорилось ранее, социальные роли – это объективные права и обязанности, то лицемерие – личный выбор человека между настоящим и ложным. Так или иначе, у каждого из нас есть свой ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Хоть какой-то да есть. Есть свое понимание хорошего и плохого, добра и зла. Каких-то жизненных ориентиров и ценностей.

Если ценности эти у нас четкие и сформулированные  — значит, живем мы осознанно и мучительно больно, за бесцельно прожитые годы, нам не будет (ну, если вдруг, только на самом глубоком уровне не переосмыслим свои идеалы, но это другое)

Когда мы надеваем социальную маску, то фактически предаем свои ценности, предаем самих себя ради сиюминутной выгоды. Ведь когда мы видим какое-то зло, которое транслирует наша группа, мы говорим, включив лицемерие, что это никакие не зло, а добро. И, чтобы не быть самим себе противными, лицемерим даже сами себе, пытаясь самообмануться.

Лицемерие в добрую сторону

Возможна и обратная ситуация, возразите вы. Когда человек попадает в кампанию, намного лучше его, и ценности такой группы – возвышают этого человека. Если он их принимает искренне, как свои – то да, и лицемерия тут нет.

Но если он ценности группы реально разделять не будет, то будет стараться «казаться добрым, будучи зол».

Диссонанс между тем, что он делает (ведь добрые поступки  требуют весьма много усилий), и тем, что он думает – будет нарастать и для его психики это будет совершенно неполезно.

Как избежать лицемерия

Самое главное – осмыслить свои ценности и жизненные аксиомы. Или, другими словами, осознать, что является стержнем вашего мировоззрения. Нужно четко определить, что является самым главным и важным в жизни.

Далее – четко контролировать свои поступки и сверять их с выбранными ценностями.

Возьмем такой крайний пример. Скажем, вы оказались в компании людей, которая решила кого-то нехорошего побить(обмануть или что-нибудь смародерствовать). Предположим, что для вас, исходя из вашего мировоззрения, неприемлемо участвовать в предложенном деле. У вас есть три варианта действий:

  1. Включить лицемерие, что этот поступок не противоречит ничему, и вообще, тот кого будем бить – козел. И принять участие наравне со всеми.
  2. Отказаться от участия в данном деле, либо увильнув, либо прямо объяснив, что вы не согласны с данной идеей.
  3. Открыто выступить против данного поступка.

В зависимости от того, насколько сильным будет страх или зависимость перед группой (или ее потерей), правильное решение будет принять либо очень сложно, либо просто.

При этом, выражение отказа участия в указанном деле будет зависеть не только от степени страха или бесстрашия, но и от степени адекватности членов группы. Другими словами, если есть стопроцентная уверенность в том, что вас не поймут  — нет смысла что-либо и доказывать.

Правда, в этом случае, иметь что-то общее с этой группой так же нецелесообразно, так как в общих делах с такими людьми лицемерие неизбежно.

На самом деле большинство ваших знакомых вполне адекватно воспринимет, что у вас есть собственная точка зрения и принципы. Сиюминутное лицемерие это признак слабости. Собственная обоснованная позиция – признак силы.

Поэтому, если вы в какой-то кампании не хотите, например, много пить (или вообще не хотите) – просто спокойно объясните, что не хотите из личных соображений, а не потому, что кампания плохая.

И, если люди поймут, что вы сами к ним не в претензии, что они пьют – проблем с общением не будет.

Таким образом, можно сказать, что лицемерие это вредная привычка, которая мешает нам быть настоящими и искренними людьми. Привычка, которая манипулирует нами через ложный страх и жажду славы. Отказавшись от лицемерия мы столкнемся с множеством мелких неудобств, но получим в замен нечто, намного большее.

PS: Не ответить грубостью, например, клиенту, который тупит и тебя достал это не лицемерие, а проявление сдержанности. Лицемерием — это сказать ему, что с ним приятно работать.

А теперь вы можете перейти на Главную
или посмотреть другие интересные записи из рубрики Личный рост и развитие.

Понравился пост? Добавь в закладки (Ctrl + D), подпишись на новости блога. Благодарю за плюс:

Источник: http://SmartNotes.ru/lichnyj-rost-i-razvitie/licemerie-i-socialnye-maski/

Что такое лицемерие?

Ежедневно каждому из нас приходится сталкиваться с различными людьми. Некоторые из них вызывают симпатию, а с некоторыми напротив, не хочется и вовсе разговаривать. Всегда ли мы честны перед собой и окружающими или иногда ведем “двойную игру”?

1

Лицемерие – появление и значение понятия

Термин “лицемерие” впервые появился еще во времена театральных представлений Древнего Рима. Играя ту или иную роль, артисты надевали различные маски – примеряли лица.

Прошла не одна сотня лет, а понятие “лицемерие” по-прежнему характеризует несоответствие проявления эмоций и поведения истинным переживаниям, мыслям и чувствам человека.

С этической точки зрение такая черта как лицемерие трактуется как сокрытие корыстных намерений под маской добродетели.

2

Признаки лицемерия

Распознать лицемера довольно просто, тем более, что практически каждому человеку хотя бы раз приходилось “делать лицо”. Неискренность человека чаще всего выдают следующие невербальные знаки:

  • Напряженные мышцы лица (застывшие микровыражения).
  • Кажущийся стеклянным взгляд.
  • Легкое покраснение.
  • Неестественная, натянутая улыбка.
  • Меняется тембр голоса, речь практически не имеет эмоциональной окраски.
  • Человек может запинаться.

Что касается содержания беседы, лицемеры, чаще всего, делают акцент на своих заслугах и достижениях, стараясь при этом подвергнуть критике возможных соперников. Такие люди много обещают, но на деле не спешат выполнять обещанное, а тем более бескорыстно.

Распознать лицемерие несложно, но куда более интересны причины такого поведения человека. Если внимательно присмотреться к каждому случаю лицемерия, с которым приходилось столкнуться, можно заметить, что в основе такого поведения лежит страх. Человек, примеряя “чужое лицо”, боится показать свое собственное:

  • Боится быть не понятым.
  • Боится не получить одобрения или признания.
  • Боится осуждения.

Повышенная уязвимость и низкая самооценка заставляет таких людей скрываться под маской – лицемерить. Хотя не стоит забывать и о корыстных мотивах некоторых лицемеров, когда в основе лжи лежит желание получить материальную выгоду.

4

Как реагировать на лицемерие?

Если вы заметили, что ваш собеседник лицемерит, постарайтесь:

  • Не высказывать категоричных претензий и уж тем более не скандалить. Если причина лицемерия – страх, так вы еще более напугаете человека.
  • Постарайтесь создать более раскрепощенную атмосферу, если вы чувствуете, что ваш собеседник “зажат”.
  • Если вы видите, что лицемерие является осознанной ложью, попытайтесь мягко вывести собеседника “на чистую воду”. В новых условиях обманывать будет сложнее и вам представится шанс узнать, что же на самом деле думает ваш собеседник.

Лицемерие – нехорошее качество. Если вы заметили у себя такую особенность, постарайтесь разобраться, что побуждает вас “надевать маску”. При этом не стоит путать вежливость и лицемерие.

Например, сдержаться и не накричать на сотрудника, проявившего нерасторопность, – это воспитанность. А вот сказать ему в аналогичной ситуации, что вам очень повезло с таким работником – это лицемерие.

Будьте честны перед собой и окружающими!

Источник: http://SovetClub.ru/chto-takoe-licemerie

Лицемерие — что это такое, признаки, как с ним бороться

Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния.

Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться.

У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

Вынуждает человека к лицемерию, в основном, страх. И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или восприятия реальности, который вызван заниженной самооценкой.

Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на ложь говорящего.

Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение индивида строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной самооценкой не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

Что такое лицемерие

По сути, в основе этого понятия лежит сокрытие правды. То есть, лицемеры играют на публику, демонстрируя эмоции, которые на самом деле не ощущают. Соответственно их восприятие ситуации отлично от того, которое они стремятся показать, а значит, поведение такого человека также будет идти вразрез с его ценностями и установками.

Согласно этическим стандартам, лицемерие – это негативное качество, поскольку человек ведёт себя безнравственно из-за своего эгоизма, объясняя благими намерениями, высокоморальной мотивацией и действием из лучших побуждений. То есть объективное значение подобных действий и смысл, приписываемый лицемером, разительно отличаются.

Иногда лицемерие может быть уместно – в случаях, когда необходимо скрыть правду. Например, в отношениях с начальством на работе или преподавателями в ВУЗе – прекратить общение с такими людьми чаще всего невозможно, даже, если они неприятны. В подобных ситуациях некоторая доля фальшивости необходима, чтобы избежать увольнения или исключения из университета.

Однако в большинстве случаев человек надевает на себя личину, которая прячет его мировоззрение, убеждения не только от общества, но зачастую и от себя. Играя социальные роли, личности не предают свои принципы, но примеряя социальную маску лицемерия, индивид скрывает истинные намерения и чувства.

К подобным действиям и лицемерию людей склоняет низкая самооценка, в основе которой – страх непринятия и непонимания обществом, публичного осуждения.

Человеку кажется, что он не достоин любви таким, какой он есть, хуже других, потому он пытается скрыть свою дефективность. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд полагал, что окружающие склоняют личность к лицемерию, ведь социуму свойственны непостоянство и неуверенность.

Окружение требует соответствовать высоким стандартам, не спрашивая, способен ли на это отдельно взятый индивид, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдано. То есть, индивид не получает по заслугам за пожертвование чем-то важным и должен сам понять, как оправдать такую жертву, не нарушив душевную гармонию.

А значит, лицемерие является следствием попытки сохранить баланс.

Леон Фестингер американский психолог выяснил, что лицемеры чувствуют себя неуютно ввиду того, что настоящие эмоции и демонстрируемые не совпадают.

Потому психотерапевт предложил концепцию когнитивного диссонанса, которая объясняла испытываемый при лицемерии дискомфорт.

Следуя учению, когда пара человек одинакового мышления вступают в диссонанс и одна персона пытается его преодолеть, и как следствие – лицемерит.

В различных религиях также поднимается вопрос этого качества. В христианстве лицемерие является грехом, душевной болезнью, от которой следует излечиться путём исповеди – то есть получить лекарство от Бога, ведь эта характеристика базируется на вранье, а отец вранья – сам дьявол.

Однако в Новом завете даётся несколько иная интерпретация лицемерия – это личность, которая делает что-то, дабы другие заметили. Исламисты акцентируют на том, что подобная персона лишь показывает себя верующей, но таковой не является.

Интересно то, что в данной религии лицемерие – грех хуже неверия в Бога, и лицемеры, умирая, попадают на самый страшный, нижний ярус ада, потому что, находясь между верованием и неверованием, такие люди плетут интриги и создают беспорядки вокруг себя.

В сражениях лжецы сбегают от вражеских войск, но при победе стараются получить большую часть завоёванного. Иудаизм также порицает подобное поведение и лицемерие, согласно Раши у этих людей речь и сердце существуют порознь. В свою очередь верующий человек говорит правду и в душе, и в голос.

Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие притворство можно распознать по ряду примет. В первую очередь это невербальные сигналы: неискренняя улыбка, стеклянные глаза, напряженные мышцы лица, его покраснение. Выдают лицемерие и ненатуральный тембр голоса, запинание.

Крайне настораживает в общении с обманщиком отсутствие эмоциональной окраски, заинтересованности в том, о чём рассказывает индивид – интуитивно можно почувствовать, что персона не вкладывает энергию в свои слова.

Тревожным звоночком лицемерия должно быть резкое изменение отношения к человеку после единичного события.

В обществе таким личностям свойственно критиковать прочих, чтобы самоутверждаться, они скупы на похвалу и добрые слова. При этом лицемеры не упускают возможности поделиться своими успехами, похвастаться достижениями. На деле подобные индивиды больше говорят – и на словах обещают довольно многое, однако в итоге не стремятся выполнять что-либо из обещанного.

Они много сплетничают вместо того, чтобы выражать своё мнение прямо в глаза. Ведь эти люди стремятся произвести максимально благоприятное впечатление, понравиться окружающим и обратить на себя внимание. Но со своей стороны испытывают уважение лишь к влиятельным людям, а не равноценно относятся ко всем окружающим.

Также лицемерные личности помогают исключительно при выгодных условиях, от них не дождешься бескорыстной поддержки.

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, распознать лицемерие не очень сложно, особенно в сравнении с честными людьми.

Но что делать, если вы обнаружили подобное поведение у кого-то из своих близких? Так как чаще всего лицемерие возникает из-за боязни быть собой со своими слабостями и недостатками, значит ввиду каких-либо действий человек сейчас не чувствует себя в безопасной обстановке.

Потому, во-первых, необходимо осознать, что личность включила защитный механизм, а не пытается одурачить. Затем следует понять, из-за каких поступков активировалась защита в виде лицемерия и, соответственно, изменить поведение.

Как бороться с лицемерием

Возможно ли справиться с такой особенностью характера, как лицемерие? Да, если человек достаточно мотивирован на изменения. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях тогда стоит работать.

Когнитивная сфера. Для избавления от лицемерия необходимо признавать свою уникальность и не прогибаться под ожидания общества.

Стандарты прочих людей могут менять индивида, потому стоит следовать собственным моральным и духовным ориентирам. Избегайте осуждения общества – лучше просто помочь в силу своих возможностей.

Не стоит забывать, что целостность характера лежит в основе физического здоровья.

Ответственность. Лицемерие возникает на базе страха перед мнением других людей. Побороть его возможно лишь научившись быть в ответе за свой ежедневный выбор между добром и злом. Следует помнить, что цели и ценности, приоритеты у каждого индивида разные, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оставаться собой со своим пониманием жизни в общественном разговоре.

Саморазвитие. У любой личности должны быть непоколебимые принципы, которые недопустимо предавать, что происходит при лицемерии. Это достигается внутренним самоконтролем и пониманием своей иерархии ценностей, которая формируется благодаря постоянному развитию.

Адекватная самооценка. Человеку, который уважает себя, легче добиться уважения окружающих. Ему не надо предпринимать для этого особых мер, достаточно быть самим собой. Ведь лицемерие, по сути, мешает показать обществу своё настоящее «Я», заставляя постоянно идти на уступки.

Источник: http://www.cs.housepsych.com/litsemerie_default.htm

Лицемерие и христианство – несовместимы!

13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Покровском храме ставропигиального Новоспасского монастыря. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встретил наместник обители архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Его Святейшеству сослужили насельники монастыря в священном сане.

Скачать

В проповеди после богослужения Святейший Владыка отметил: «Понедельник Страстной седмицы посвящен одной очень важной теме – теме лицемерия.

Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но не имела плодов. Он не только обличил это древо, но и наказал его – смоковница засохла.

Это символическое деяние Спасителя свидетельствует о том, что лицемерие не может приносить добрых плодов».

Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая – внутренняя, сокровенная.

Как подчеркнул Его Святейшество, в этой жизни «выстраиваются свои приоритеты, в ней своя шкала ценностей, в ней свое целеполагание, ибо лицемерный человек всегда имеет некие скрытые от других цели в жизни, а вовне он проявляет себя иначе; чаще всего внешнее проявления такого человека направлены на то, чтобы достигать скрытых целей».

«В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол. Жизнь лицемера не может быть жизнью по Бозе, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя (см. Мф. 12. 25).

Это свидетельство слова Божия справедливо к любой человеческой общности, будь то государство, трудовой коллектив или семья.

Не может устоять объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что разделение есть нарушение целостности, а значит, и силы такой общности.

Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек разделяется, если он живет двумя жизнями, то не может устоять такая личность перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, ведь внутренние силы человека подтачиваются двоедушием», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие. Оно направлено на сохранение целостности человеческой личности, – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви.

– Целомудренный человек не живет двумя жизнями, у него нет того, что непременно нужно было бы скрывать от других. Чаще всего целомудрие мы связываем с преодолением плотских грехов человека, и это справедливо.

Но понятие целомудрия шире, чем просто плотская чистота: оно есть образ жизни, который формирует целостную человеческую личность».

Подчеркнув, что двоедушие опасно тем, что разрушает внутреннюю целостность личности, ослабляет внутренние силы, а значит, человек становится слабым и уязвимым, Святейший Владыка отметил: «Но лицемерие опасно и для окружающих людей, потому что вводит в заблуждение, создает иллюзию некоего благополучия».

Его Святейшество напомнил: «Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто бываем обезоружены, поскольку уверены, что перед нами человек добрый и то, что он проявляет вовне, отражает его внутреннюю жизнь. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми, нередко поверяем им свои сокровенные тайны, делимся с ними тем, чем никогда не стали бы делиться с плохим человеком».

Но всякая ложь непременно обнаруживает себя – нет ничего тайного, что не стало бы явным, отметил Святейший Владыка. «И когда обнаруживается ложь лицемера, тогда разрушается ткань человеческих отношений.

Реакцией на лицемерие является отчуждение от такого человека», – сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив, что лицемер всегда, в конце концов, проигрывает и остается в одиночестве; лицемерный человека не способен приносить плод, подобно той пышно цветущей, но бесплодной смоковнице, о которой говорится в Евангельском повествовании.

«Господь осуждает лицемерие как грех, и не случайно обличительная проповедь Спасителя в эту последнюю перед страданиями неделю начинается с обличения лицемерия. Эта тема будет продолжена и во вторник Страстной седмицы.

Уже сегодня на утрени мы читали Евангелие с грозным осуждением фарисеев, которые лицемерили в области веры, в религиозной части человеческой жизни – там, где должна быть полная искренность.

Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление лицемерия», – считает Предстоятель Русской Церкви.

«Иногда с этим греховным и отвратительным проявлением мы сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того, кем он на самом деле является, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

– Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам, некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая силы, не следуя путем подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими людьми.

Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри полные всякой нечистоты (см. Мф. 23. 27)».

Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень важным знаком того, что лицемерие и христианская вера – несовместимые понятия, отметил Его Святейшество.

«Если кто-то, особенно в Церкви, хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и полномочия, которые никак не могут проистекать из его духовного состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божию осуждению. Кем бы мы ни были – пастырями или пасомыми, известными людьми или неизвестными, – если мы приходим в Церковь, то всякую попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь, под святыми сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию человеческой души», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Он напомнил: «Великий пост – это время покаяния, молитвы, время духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, может быть, как ни в один другой день, мы должны просить Господа помочь нам избавиться от многих наших грехов, но особенно защитить нас от того греха, который столь грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии Крестных Страданий».

«Всех вас приветствую в первый день Страстной седмицы и радуюсь возможности помолиться вместе с вами в нашей прославленной Новоспасской обители», – заключил Его Святейшество, призвав на богомольцев благословение Божие.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала “Союз”

Источник: https://www.pravmir.ru/licemerie-i-xristianstvo-nesovmestimy/

Как жить с лицемером?

1 Что же такое лицемерие в наших реалиях?2 Как понять, что человек лицемерит?2.1 Желание всем нравиться2.2 Склонность к сплетням2.3 Заискивание перед сильными мира сего2.4 Поучение и критика более слабых собеседников3 Как бороться с лицемерием?3.1 Если фальшивит близкий человек3.2 Я — лжец

Иногда мы неправильно воспринимаем окружающих людей и изо всех сил стараемся о них заботиться, хотя и не получаем того же взамен. Бывают случаи, когда мы видим те черты, которых на самом деле нет в людях, или надеемся на большее, чем они могут нам дать. Жизнь – это череда моментов и происшествий, ошибок, проб и провалов.

Интерес к вопросу у меня возник после полемики с Kerby в теме «НЛП». Вот ответ Kerby на мой вопрос о том, что такое лицемерие. Лицемерие — свойство, качество, состояние лицемерного (Даль).

А лицемерный — «притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели» (он же).

Личина же — «накладная рожа, харя, маска» (туда же), то есть ложный, притворный вид, лукавое притворство.  

Подробнее: psycheforum.ru

Наверное, стоит пообщаться сначала с Вашей невесткой с глазу на глаз.

Сказать открыто о своих чувствах (что Вам не совсем понятно и крайне неприятно ее поведение в отношении Вас) и задать вопросы по поводу происходящего.

Если Ваш разговор должных результатов не принесет, тогда придется переходить к «тяжелой артиллерии» — а именно, общаться с мужем на предмет происходящего. Пускай он говорит со своим братом относительно бесцеремонного поведения своей супруги.

На самом деле детская ложь формируется в ребенке задолго до двух лет. Она зарождается еще в младенчестве, когда ребенок плачет просто для того, чтобы увидеть маму, а не потому, что ему что-то нужно.

И с самых ранних лет малыш получает желаемое, то есть по первому его крику мама приходит и, пытаясь понять причину плача, проводит с ребенком достаточное количество времени.

В детской голове закрепляется правило «схитрил – получил».

Подробнее: www.kakprosto.

ru

2 метода:Как справиться с надоедливым лицемериемКак бороться с другом, который притворяется Ваш друг или член семьи внезапно начал проявлять несвойственную ему манеру поведения? В последнее время над вами издевается или раздражает человек с явно «наигранным» видом? Если это так, то вы не одиноки, ведь лицемеры окружают нас в повседневной жизни, и они отчаянно жаждут внимания. К счастью, с помощью нескольких простых уловок можно легко избавиться от влияния подобных притворщиков, ненавистников и остальных показушников, попадающихся на вашем жизненном пути.

Подробнее: ru.wikihow.com

Когда в рабочем коллективе появляется человек с такими чертами характера, от него все стараются держаться как можно дальше. Вряд ли у лицемера могут быть настоящие друзья, ведь никто и никогда не знает, что же можно ожидать от такого человека. Сейчас предлагаем разобраться, что такое лицемерие и что значит лицемерить.

Подробнее: womanadvice.ru

Лицемерие – это качество индивида, которое выражается в приписывании заведомо корыстным целям возвышенной мотивации. Примеры определённого лицемерия можно встретить н каждом шагу нашей жизни.

В связи с системой меньшего налогообложения в случае участия фирмы в благотворительных делах, предприниматели стали пользоваться этим не из-за большой любви к людям, как это проходит в отчётных документах.

То есть основа лицемерия заключается в рассогласовании истинных причин поступков человека или коллектива и тем, какое социальное значение хотят придать этим действиям.

Как общаться с лицемерами? Как самой не лицемерить? Если это в крови, менталитет, признак хорошего тона не говорить в лицо все что думаешь о человеке , а улыбаться и делать вид что «ты хороший». Бесит! 6 Корсак Олег Владимирович А в чем проблема?Позвольте другому быть другим. Кто-то хромает, кто-то шепелявит, кто-то лицемерит. Это его дело и к Вам отношения не имеет.

10

Анна Безингер

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Как же вести себя с лицемером? Можно ли вывести его на чистую воду? К сожалению, практика показывает, что даже если спровоцировать такого человека на откровенный разговор с целью расставить все точки над  i, положительного результата от этого скорее всего не будет.

Подробнее: v-garmonii-s-soboi.ru

Человек — единственное животное, способное оставаться в дружеских отношениях со своими жертвами, которых он намеревается съесть, вплоть до того времени, как они будут съедены.           Лицемерие как качество личности- склонность прикрывать неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Подробнее: podskazki.info

Людям важно осознавать искренность окружающих. Таким образом они могут позволить себе расслабиться, на мгновение раскрыть тонкую душу, чувствуя себя в «родной» тарелке. Вранье и неискренность — это слишком популярные явления в нашей жизни. Уже сегодня психологи пытаются выделить науку об обмане себя и людей в отдельный список учений и практик.

Часто приходится сталкиваться с таким людьми. Некоторые знакомые и коллеги по работе такие. В глаза говорят одно, а за спиной всё по другому. Не общаться, избегать их нельзя, особенно если работаешь вместе. Как вы строите отношения с такими людьми??            

Нравится

Ответить

Cсылка

Ответы (35) Ответить
1.  киса  |  29.06.2017, 12:13:33 [1588467871] только по рабочим моментам

Источник: http://ix25.ru/kak-zhit-s-licemerom-972955/

Протоиерей Андрей Ткачев. Не будьте, как лицемеры / Православие.Ru

Человек сложен. То, что в человеке доступно взгляду со стороны и прочим телесным чувствам, не есть весь человек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всего упоминает в своих посланиях апостол Павел.

«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7: 22).

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

По-разному ведут себя эти два человека – внешний и внутренний. По-разному относится к ним душа и господствующий ум. Если один из этих «людей» для души, для ума и воли – сынок, то другой – пасынок.

Можно всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно поступать наоборот, но таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу их не встречали, но лишь читали в тех книгах, где говорится о богатырях духа – настоящих подвижниках.

А может быть, возможно совместить оба служения и ублажить и внешнего человека, и внутреннего? Может, и возможно. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа, сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24).

Все труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к пользе внутреннего человека. Пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу, окрыляют и облагораживают внутреннего человека.

Но ценность их сохраняется лишь тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для человеческих глаз и похвал. Поститься и молиться нужно «пред Отцом твоим, Который втайне». Иначе добродетель превращается в свою противоположность.

Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя «лицемера», лишает себя всякой награды.

Что касается поста, то есть воздержания от различных сластей житейских и телесных приятностей, то лицемерие здесь, согласно слову Божиему, проявляется в напускной унылости и «принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся».

Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо, а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании головы нужно понимать, исходя из священной истории и древних обычаев.

Древние люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период поста – а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием – человек разрывал на себе одежду, отказывался от умывания.

Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить.

От этого и предостерегает нас Господь.

Поэтому нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым «мрачным лицом». Внешний вид наш всегда должен быть невызывающ, скромен и аккуратен.

И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких особых требований. Напротив, мы должны ощутить время поста как время душевной весны и время чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и – как следствие – радости.

Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется «умыть лицо и помазать главу».

Но даже если пост дастся тяжело, если враг смутит помыслами и нападениями, если вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, то и тогда не надо всему окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можно быть обычным грешником, ничего особенного из себя не представлять, но ничего особенного из себя и не строить. Это далеко не идеал. Но это лучше, чем попасть в категорию людей, о которых сказано: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: «Таковых удаляйся».

Усилимся посему убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным Богу Живому, чтобы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

Источник: http://www.pravoslavie.ru/45176.html

Таблетка от лицемерия

Если вы когда-нибудь приглашали друзей в церковь, то, наверное, слышали отказ, звучащий в такой форме: «Да ну, там одни лицемеры!»

Лицемерие – одна из самых распространенных причин, почему люди покидают церковь или не идут туда и вовсе.

Почему же иногда христиан считают лицемерами?

Давайте начнем с горькой правды – потому что мы и есть лицемеры.

Может, это так из-за того, что мы говорим. Мы говорим, что лгать – нехорошо, но иногда привираем. Мы говорим, что распускать слухи – плохо, но частенько сами кого-нибудь обсуждаем за его спиной.

Мы говорим, что Бог любит всех, но сами нередко не проявляем любви. Мы просим прощения, но сами порой отказываем в прощении тем, кто обидел нас. Мы проповедуем благодать, хотя сами склонны осуждать.

Как показывает практика – церковь состоит из людей. А у людей много недостатков.

Но, если уж совсем честно говорить – лицемеры мы не потому что, говорим что-нибудь или делаем. Мы – лицемеры, потому что стараемся скрыть наши промахи и ведем себя, как будто у нас все на мази. Начать так поступать – легко.

Иногда мы думаем, что Божья любовь к нам связана с нашими успехами. Как часто в воскресенье после богослужения вы садитесь в машину, и все в салоне кричат друг на друга? По пути из моего дома в церковь в нашей машине царит хаос.

Но вот мы входим в церковь, и Мальчиш-плохих моментально превращается в Прекрасного принца.

Никто из нас не совершенен. Даже близко нет никого. И это нормально. Церковь ведь не для совершенных людей придумана, чтобы одни совершенные люди сравнивали себя с другими совершенными людьми. Мы говорим, что мы хорошие, а на самом деле, чувствуем, что уже утопаем в своих несовершенствах

И вот поэтому мы лицемеры. Лицемер в греческой культуре был актером, который играл роль в маске. И лицемерие – это когда внешнее не совпадает с внутренним обликом.

Порой, вместо того, чтобы позволить Иисусу нас преобразить, мы заставляем себя принять образ тех, кто нас окружает. Мы начинаем вести себя так, как мы считаем, что так себя нужно вести. И говорим то, что считаем принятым говорить. Мы превращаемся в актеров.

Нам кажется, что у нас все схвачено. Наша жизнь превращается в спектакль. А церковь становится нашей сценой.

Лицемерие – это маска, которую мы надеваем, чтобы скрыть себя настоящего.

Хотите снять маску? Вот вам три совета в помощь.

Будьте честны сами с собой

Никто из нас не совершенен. Даже близко. И это нормально. Ведь церковь не для того, чтобы одни совершенные люди сравнивали себя с другими совершенными людьми.  Церковь – это место для сломленных людей. Церковь – это место для людей, испытывающих трудности. Если мы будем честно говорить, что мы – незаконченный труд – кто назовет нас лицемером?

Будьте настоящими

Мы – не лучше других, не святее других, не праведнее других. Жизнь – это не соревнование. Единственный, с кем мы должны себя сравнивать – это Иисус Христос. Сравнивая себя с Ним, мы сразу увидим себя в истинном свете: поломанные. Мы – грешники.

Не достаточно хорошие. Но Иисус возлюбил нас и умер за нас. Мы – дети Божьи. Принятые в Его семью. Усыновленные.  Любимые. Не по нашим заслугам, но по Его желанию. Нам уже не нужно быть «достаточно хорошими», Он принимает нас такими, как мы есть.

Любите

Любовь неспособна на лицемерие. Чем больше мы любим, тем более терпимо люди будут воспринимать наши слова. Когда мы любим, мы можем «лажать» по полной программе, и никто не назовет нас лицемером. Когда мы любим, мы можем критиковать, не осуждая. Мы можем проповедовать Божье Слово, а не запихивать принципы в уши людей.

Любовь – это фабрика благодати. Люди почувствуют любовь, если мы их любим. Любовь меняет все. Одна из основных потребностей человека – это любить и быть любимым. Никто не называл Иисуса лицемером, потому что Он любил людей. Он ценил их. Он принес Себя в жертву ради них.

Став христианином, человек не достигает совершенства. Он следует за Христом, и с этого момента вся его жизнь строится вокруг Христа. Теперь наша жизнь во Христе. Мы строим и развиваем взаимоотношения со Ним.

И сделать это можно только через совместное времяпровождение.  Прежде всего мы стремимся к Нему. Он – наш главный приоритет. И это не надпись на автомобильной наклейке или статус в фейсбуке.

Христианин – это тот, у кого есть радикальные, полностью меняющие жизнь взаимоотношения с Богом и Царем.

Вера во Христа – это не то, что мы говорим или делаем. Вера во Христа – это наша сущность, не внешние атрибуты, а внутреннее состояние. Вера не может быть лицемерием, потому что в ней нет какого-то определённого списка правил. Вся наша вера – во взаимоотношениях с Богом.

Хотите избавиться от лицемерия? Вот вам рецептик: перестаньте стараться стать «хорошим верующим», просто общайтесь с Иисусом, разговаривайте с Ним, слушайте Его. Чем больше времени вы будете проводить в общении с Ним, тем больше Он будет изменять вас в Свой образ, наполняя Своей любовью к другим людям и покрывая вас Своей благодатью.

Настоящая, неподдельная жизнь, со смыслом и целью, приходит от общения со Христом. И это общение — и есть наша главная задача. Делайте это, и все остальное приложится.

Источник: https://www.hristiane.ru/blog/article/1237931

Что такое лицемерие?

Лицемерие – одно из самых опасных страстей. Выявить его внутри себя очень сложно. Чтобы бороться с этим пороком, необходимо понимать его суть.

Святые отцы и учителя Церкви – преподобный Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, святой Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, святитель Игнатий Брянчанинов – много писали о лицемерии как о пороке.

Но для начала посмотрим, как определяется слово «лицемерие» в общедоступных словарях.

В словаре Владимира Даля: «Лицемерить, принимать на себя личину, быть двуличным, действовать притворно, обманывать внешностью, прикидываться смиренным, ханжить, льстить кому из своих видов. Лицемерный поступок притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели».

В Словаре по этике: «Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступком (совершаемых ради эгоистических интересов, по низменным мотивам, приписывается псевдоморальный смысл).

В Библейской энциклопедии: «Лицемерие (Мф. VII. 5) – грех против второй заповеди, состоящий в том, когда наружные дела благочестия, как например, пост и строгое соблюдение обрядов употребляются для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении своего сердца».

В этих определениях лицемерие определяется как порок.

Первая реакция на лицемерие – негативна, и это понятно. Лицемерие – всегда ложь. Наоборот, реакция на искренность всегда положительна и одобряема. Но на самом деле бывает ложь во благо и редко, но бывает, – искренность во зло. Всё зависит от того, ради чего совершается тот или иной поступок.

Порочные цели лицемерия: жажда приобретения мирских ценностей, уважения, власти. Желание выглядеть лучше, чем ты думаешь о себе сам.

Добрые цели лицемерия: выход из конфликтных ситуаций, желание выглядеть хуже, чем ты думаешь о себе, воспитательные цели, выработка добродетельных привычек путем подражания. Эти цели становятся добродетельными, если ставятся человеком ради Христа.

Лицемерие как порок

Рассмотрим лицемерие как порок. О том, какое важное значение для духовного восхождения человека имеет борьба с грехом лицемерия, часто говорится в Евангелии. Господь предупреждает об опасности этого порока. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лука, 12:1-2), «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко мне люди сии устами своими и чтут меня языком: сердце их же далеко отстоит от меня»». (Матф. 15:7-8).

Так же Иисус Христос предупреждает о будущих лицемерах: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос «, и многих прельстят. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».

(Матф. 24:5, 23-24) То есть лицемерие есть несоответствие внешних проявлений глубинным (духовным) устремлениям человека.

Лицемерить возможно перед другими людьми, перед собой, но нельзя лицемерить перед Богом. Это невозможно. Показывая пример того, как не заразиться этой болезнью, Господь не разрешал рассказывать о совершенных Им исцелениях. Он говорил, что правильная молитва не должна быть напоказ.

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф. 6: 5-8) Апостол Павел говорил о том же. «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом» (Рим.14.22).

Господь советует не лицемерить даже перед самим собой. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). Также апостол Павел в послании к Галатам: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3).

Господь советует остерегаться лицемеров: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Матф. 7:15)

Когда Господь говорит о детях и младенцах, Он ставит в пример нам, взрослым («мудрым и разумным»), их простоту и искренность: «…и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф. 18:3-5). «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:13-15).

Лицемерам есть с кого брать пример. Главный лицемер, лицедей и лгун есть сатана. Это он доказал, когда прельстил Еву. Этим он занимается и сейчас. Иуда тоже показал пример лицемерия и лжи, когда своим поцелуем предавал Христа. В Евангелии сатану называют лукавым, но порок лукавства и есть лицемерие.

Порок лицемерия это жизнь по плоти. Когда человек живет по плоти, то не лицемерить невозможно.

То, что в миру считается успехом (мудрость, богатство, сила) и ради чего лицемерят, у Духа Божия считается порочным.

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы…»

«И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». (1Кор., I, 28) «Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор., IV, 13)

Апостол Павел предостерегал братию от лицемеров, которые «и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 18) .

В Евангелие все время говорится о нелицемерной любви, нелицемерной вере, нелицемерном братолюбии: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9).

«Но во всем являем себя…в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2-е Кор.

6:4,6), «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петра 1:22).

Святые Отцы тоже выделяли порок лицемерия среди других пороков. Особую опасность лицемерия среди других пороков человека отмечал святой Григорий Нисский в своем труде «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве добродетели».

Как об одном из видов лицемерия он пишет о высокомерии, то есть о пороке высокого мнения о себе, в отличие от смирения и нищенства духа. В его труде об этом сказано: «… врагу, столь искусному на выдумки против, приходит на ум грех иного рода, Который и сегодня можно увидеть во многих людях.

Некоторые из тех, кто мудрой жизнью смирил пристрастия к вожделениям, начинают домогаться священства, своей чисто человеческой зависимостью и самочинным рвением оскорбляя замысел Божий (Числ.

16:1-3)…они решили, что они сами по себе сильнее ядовитых укусов, и вместо пристрастия к вожделениям в них вошла болезнь высокомерия… Не без основания можно утверждать, что высокомерие уводит человека на «высоту» пропасти… невозможно отвергнуть такое определение: высокомерие есть глубочайшее падение… И если ты превозмог удовольствия, то это еще не значит, что ты не подвержен страсти другого рода… Пал и тот, кто поскользнулся на глади удовольствия, и тот, кто споткнулся о подножку высокомерия».

Предупреждает об опасности лицемерия преподобный Симеон Новый Богослов: «Как можно, чтоб восскорбел когда-нибудь и поплакал пред Богом о душе своей тот, кто ищет первенства и домогается впереди всех стоять в церкви и выше всех восседать на трапезе, и из-за этого всегда воюет и печалится? Равно и тот, кто, придумывая извинения себе во грехах, уверяет, что он слаб и немощен, тогда как здоров и крепок и молод, и, сравнивая себя в церкви с теми, которые много потрудились и много лет провели в подвижничестве, говорит: чем я ниже такого-то и такого-то, что тот опирается (на посох), или приседает на стасидии. Как может таковый познать немощь души своей, чтоб восстенать о том из глубины сердца, прийти в умиление и пролить из очей своих слезы?» Далее он пишет о том, что невозможно достичь чего-либо в духовном делании, всё время сравнивая себя со своими братьями и обращая внимание на свои достоинства. Такие благодатные состояния, как умиление, сердечное сокрушение, сердечный плач не могут приходить к человеку, имеющему лицемерные и тщеславные мысли и поступки.

Рассуждение о лицемерии находим и у преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в его «Лествице»: «Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казнь и клятва».

И добавляет о тщеславии, определяя его как нечестивое возношение. «Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас». Тщеславиться можно перед другими людьми и перед самим собой. Святой Иоанн описывает опасность тщеславия перед собой.

«Всем без различия сияет солнце; от тщеславия радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился.

Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх». И дает лекарства против этой болезни.

Он пишет, что истребить тщеславие можно хранением уст и принятием бесчестия, уничижением себя перед людьми без всякой скорби, бегством от всякой славы, постоянной памятью о святом страхе и трепете, с которым необходимо предстоять в молитве Богу, смертной памятью. Он советует хотя бы бояться стыда, следующего за тщеславием.

Святой Иоанн выделил лицемерие среди других страстей: «Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти.

Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовию – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростию – хитрость, с кротостию – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию – возношение, с надеждою – ослабление, с любовию – опять осуждение ближнего, с безмолвием – уныние и леность, с чистотою – чувство огорчения, с смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий, или, вернее сказать, отрава». При работе над искоренением страстей святой Иоанн так предупреждает о действии лицемерия: «Некоторые, не знаю почему, (ибо я не научился своим мнением любопытствовать и испытывать о дарованиях Божиих), так сказать, по природе наклонны к воздержанности, или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же самая почти природа сопротивляется сим добрым качествам, но они насильно принуждают себя к оным; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похваляю больше первых».

Очень много внимания борьбе с этим пороком уделял в своих работах святитель Игнатий Брянчанинов: «Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего».

У святителя есть отдельная работа, посвященная этой теме: «Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства». Заглядывая в сердцевину этого греха, он писал: «Лицемерие постоянно и везде находится рядом с подвижником при его аскетических подвигах.

Например: «Оно соприсутствует подвижнику при его посте, при его молитве, при его милостыне, при его бдениях, при его коленопреклонениях, стараясь восхитить жертву, приносимую Богу, и, осквернив ее человекоугодием, соделать непотребною.

Оно преследует раба Христова в уединении келии его, в его затворе; не имея возможности доставить подвижнику душепагубную похвалу от посторонних зрителей, приносит ему похвалу в помыслах, рисует и изображает обольстительно в воображении славу человеческую…»

{lang: 'ru'}

Источник: http://xn--24-6kcapm6bnz4c.xn--p1ai/bez-rubriki/chto-takoe-licemerie.html

Ссылка на основную публикацию