Коучинг – виды, модели, техники, методы

Коучинг в менеджменте “МОДЕЛЬ Т”

Коучинг - виды, модели, техники, методы

Сегодня поговорим о важном инструменте руководителя, о компетенции «Коучинг в менеджменте» или “Создание эффективной коммуникации»

С коучингом я впервые познакомился пять лет назад, когда появилась необходимость расширяться и открывать в районах филиалы одной из торговых сетей, в которой я работал в должности территориального управляющего. 

Было очевидно, что компетенция “Создание эффективной коммуникации» – это важный навык руководителя, который необходимо развивать, так как он поможет выйти на новый уровень владения профессионализма, поможет структурировать свою работу и быть эффективным в достижении результатов, поэтому я читал книжки о коучинге, смотрел видео, общался на эти темы с коллегами, систематизировал знания, применял на практике. Но только когда я начал обучаться коучингу профессионально, стало ясно что это за инструмент и как его применять эффективно. 

Определение коучинга в менеджменте, которое было бы понятно всем кто с ним не знаком, я нигде не встретил, поэтому сформулировал его с учетом личной практики и полученных результатов.

Коучинг в менеджменте – это коммуникативная техника раскрытия потенциала личности через метод постановки сильных вопросов, которые побуждают выходить за привычные шаблоны мышления и поведения, ответы на вопросы помогают расширять картину мира сотрудника, находить инструменты, личную энергию, мотивацию, время, и многие другие важные ресурсы, которые необходимы в достижении цели. 

Организовывая свою работу, у меня было четкое понимание того, что нужно каким-либо образом активировать у своих сотрудников мышление, раскрыть потенциал, добавить в их работу автономность, мотивацию и повысить кпд.

Ведь результаты руководителя – это результаты его команды! Более того, если сотрудники не достаточно эффективны, возрастает нагрузка на все системы, и особенно особенно на руководителей, что может приводить к выгоранию, постоянным цейтнотам и не эффективному принятию решений.

Использование коучинга позволяет активировать осознанность сотрудников и со временем этот инструмент в корне меняет их мышление из мышления проблемами в мышление решениями.

Как показывает практика коучинга – люди обладают всеми ресурсами для достижения целей, знаниями, энергией, временем, мотивацией и другими важными инструментами. 

Вместе с тем, часто случается так, что углубившись в оперативные задачи, сложно выйти из системы и увидеть важные и значимые составляющие целой картины, которые продвигают к цели и являются теми самыми действиями “20/80” по закону Паретто, на которых необходимо сконцентрироваться.

“Модель Т»

«Модель Т» это метод постановки открытых и закрытых вопросов, с помощью которых происходит расширение вариантов и инструментов решения задачи, а так же конкретное фокусирование на действиях в каждом из этих вариантов решения. В приведенной схеме видно, что горизонтальная линия модели это линия расширения возможностей, вариантов, ресурсов. Вертикальная линия – это линия фокусирования, углубление уже в конкретику и действия.

Принципы работы модели:

1. Расширение вариантов, возможностей, поиск решения 20/80

2.Фокусирование на действиях в каждом из вариантов (либо на одном варианте)

Когда и в каком порядке их задавать вопросы, зависит от конкретного кейса.

В самом начале нужно пользоваться открытыми вопросами, так как они позволяют получить развернутые ответы, в которых и заключается основной ресурс для собора информации и дальнейшего фокусирования на деталях, – после того, как информация собрана, можно сужать картину до конкретных действий, и можно задавать комбинированные вопросы.

Приведу простой и метафоричный пример «Экскаватор» и опишу его с позиции коучинговых вопросов по методу “Модель Т»

Это позволит понять, каким образом можно активировать мышление сотрудника, и предугадать возможные ошибки или проблемы на начальном этапе выполнения работы

Допустим, руководитель поставил подчинённому задачу: Выкопать траншею, глубиной 3 и шириной 20 метров. Работа должна быть завершена сегодня в 18 часов. Выкопать траншею нужно с помощью экскаватора и прочих необходимых ресурсов.

Руководитель “Задача ясна?”

Подчиненный “Да, конечно!”

Руководитель “Что именно тебе ясно?”

Подчиненный (начинает пересказ, чтоб не показаться некомпетентным) “нужно выкопать траншею глубиной 3 и шириной 20 метров, Работа должна быть завершена сегодня в 18 часов … “

Этим часто заканчивается общение, так как вроде бы ясно, – сотрудник повторил сказанное и ничего не придумал, руководитель успокаивается, сотрудник торжественно приступает к заданию.

А теперь задаём вопросы по модели “Т” и видим, что возможно есть проблема :

Руководитель: “Как Вы видите выполнение этой задачи?”

Подчиненный: “Вместе с бригадой доедем до места и начнём работы, в 18 часов доложим о результатах … “

Руководитель (расширение вариантов, исследование ресурсов) “Скажите, какие ресурсы Вам еще могут быть нужны для выполнения задания в срок до 18 часов?”

Подчинённый: “Ресурсы все есть, … но вот кстати с экскаватором могут быть проблемы, так как после двух часов работы могу быть сбои, возможно есть неисправность в гидравлическом приводе ковша”

Руководитель: (расширение вариантов, поиск решений) “Хорошо что Вы об этом сказал. И какие ты видишь способы, чтобы решить этот вопрос?”

Подчиненный: “Так, сейчас мы перенаправим механика из парка тяжелой техники для работы с нашим экскаватором, чтобы он провел диагностику и починил привод”

Руководитель: (расширение-фокусирование) “А что ещё можно предварительно проверить чтобы все учесть, что это может быть?”

Подчиненный: “Возможно еще нужно будет проверить, нет-ли электрического кабеля под землей, это может замедлить работу, так как нужно будет предварительно его обесточить и демонтировать …”

Руководитель: (фокусирование) “Вы считаете этого достаточно?”

Подчиненный: “Да, этого достаточно, все остальное учтено”, это самое основное что могло задержать работы”

Руководитель: (фокусирование на действии) “Тогда какое будет Ваше первое действие?”

Эти вопросы необходимо задавать до тех пор, пока конкретные детали не станут явными, здесь весь секрет в том, что ограничившись простым пересказом от подчиненного, руководитель просто бы не понял бы, что есть проблема и задание не будет выполнено в срок, а подчиненный бы не задумался так глубоко о ресурсах и экскаватор бы отправился в работу неисправным.

Часто, именно эти метафоричные «Экскаваторы» и отсутствие в работе руководителя компетенции “Создание эффективной коммуникации” приводят к тому, что запланированное дело выполняется не совсем так как нужно, срываются сроки и происходит много всего, чего можно избежать, просто применив коучинг. 

Цель обратной связи – увидеть картину глазами подчинённого и задать вектору его внимания правильное направление, если таковым оно не является. 

Коучинг в этом случае – это идеальный вариант, так как с помощью него руководитель, который часто не имеет экспертности в вопросе, может грамотно направить сотрудника в сторону эффективного решения задачи.

Часто можно встретить использование рядовых фраз, “ты всё понял?” “задача ясна?” или просто – “Приступайте!” (кстати, Александр Фридман предостерегает от спешки именно из-за того, что отсутствие планирования в сумме с отсутствием элементарных компетенций у руководителя, приводят к плохому качеству результата, а то и вовсе к отсутствию всякого результата)

“Создание эффективной коммуникации” – это важнейшая компетенция руководителя любого уровня и обладая инструментами эффективной коммуникации можно значительно повысить производительность и эффективность труда. 

В следующих темах подробнее рассмотрим другие инструменты в компетенции «Коучинг в менеджменте»

Источник публикации: 

Барвинок Дмитрий | Бизнес тренер по розничным продажам | Коучинг в бизнесе, стандарты ICF

Источник: http://www.prodaznik.ru/blog/kouching-v-rabote-rukovoditelya-model-t

Коучинг в менеджменте: “Модель Т” – Исследование ресурсов

С коучингом я впервые познакомился пять лет назад, когда появилась необходимость в расширении одного из проектов, и нужно было открывать в районах филиалы торговой сети, в которой я работал в должности территориального управляющего.

Я почувствовал необходимость развить свои навыки в коммуникациях. Было очевидно, что они помогут мне как руководителю выйти на новый уровень профессионализма, структурировать свою работу и стать более эффективным в достижении результатов.

Я заинтересовался коучингом и тем, как можно его применять в постановке задач сотрудникам поэтому читал книжки о коучинге, смотрел видео, общался на эти темы с коллегами, систематизировал знания и применял их на практике.

Но что это за инструмент и как его использовать эффективно, стало ясно, только когда я начал обучаться коучингу профессионально.

Определения коучинга в менеджменте, понятного всем, кто с ним не знаком, я нигде не встретил, поэтому сформулировал его с учетом личной практики и полученных результатов.

Коучинг в менеджменте – это коммуникативная техника раскрытия потенциала личности через метод постановки сильных вопросов, которые побуждают выходить за привычные шаблоны мышления и поведения, а ответы на вопросы помогают расширять картину мира сотрудника, находить инструменты, личную энергию, мотивацию, время, и многие другие важные ресурсы, которые необходимы в достижении цели.

У меня было ясное понимание того, что нужно каким-либо образом активировать мышление сотрудников, раскрыть их потенциал, добавить в их работу автономность, мотивацию и повысить КПД. Результаты руководителя – это результаты его команды.

Более того, если сотрудники недостаточно эффективны, возрастает нагрузка на все системы, особенно на руководителей, что может приводить к выгоранию, постоянным цейтнотам, неэффективному принятию решений и прочим негативным последствиям.

Использование коучинга позволяет активировать осознанность сотрудников и со временем этот инструмент в корне меняет их мышление: из мышления проблемами оно трансформируется в мышление решениями.

Как показывает практика коучинга, люди обладают всеми ресурсами для достижения целей, знаниями, энергией, временем, мотивацией и другими важными инструментами и слагаемыми.

Вместе с тем, часто случается так, что углубившись в оперативные задачи, сложно выйти из системы и увидеть важные и значимые составляющие целой картины, которые продвигают к цели и являются теми самыми действиями «20/80» по закону Парето, на которых необходимо сконцентрироваться. Преодолеть эти трудности позволяет коучинговый метод. «Модель Т»:

«Модель Т» – это метод постановки открытых и закрытых вопросов, с помощью которых происходит расширение вариантов и инструментов решения задачи, а также фокусирование на действиях, которые предполагает каждый из вариантов решения. В приведенной схеме видно, что горизонтальная линия модели – это линия расширения: поиск возможностей, вариантов, ресурсов. Вертикальная линия – это линия фокусирования: углубление уже в конкретику и конкретные действия.

Принципы работы модели:

  • Расширение вариантов, возможностей, поиск решения того самого 20/80.
  • Фокусирование на действиях в каждом из вариантов (либо на одном варианте).

Когда и в каком порядке задавать вопросы, зависит от конкретного кейса.

В самом начале нужно пользоваться открытыми вопросами, так как они позволяют получить развернутые ответы, в которых и заключается основной ресурс для сбора информации и дальнейшего фокусирования на деталях. А после того, как информация собрана, можно сужать картину до конкретных действий, и можно задавать комбинированные вопросы.

Приведу простой и метафоричный пример «Экскаватор» и опишу его с позиции коучинговых вопросов по методу «Модель Т». В примере происходит исследование ресурсов для выполнения задачи. Это позволит понять, каким образом можно активировать мышление сотрудника, и даже предугадать возможные ошибки или проблемы в выполнении работы.

Допустим, руководитель поставил подчиненному задачу: выкопать траншею для прокладки труб. Есть подробное описание размеров траншеи, техническое задание. Задача поставлена по принципу SMART. Дальше происходит примерно такой диалог:

Руководитель: Задача ясна?

Подчиненный: Да, конечно!

Руководитель: Как вы понимаете выполнение задания?

Подчиненный: Нужно выкопать траншею длиной 20 метров. Работа должна быть завершена сегодня в 18 часов согласно техническому заданию.

Часто этим заканчивается обратная связь – вроде бы, все ясно: сотрудник повторил сказанное и ничего не придумал. Руководитель успокаивается, сотрудник торжественно приступает к работе.

А теперь зададим вопросы по «Модели «Т» – и, возможно, увидим, что есть проблема и важные составляющие, без которых задание рискует быть сорванным:

Руководитель: Как вы понимаете выполнение задания?

Подчиненный: Нужно выкопать траншею длиной 20 метров. Работа должна быть завершена сегодня в 18 часов согласно техническому заданию.

Руководитель, расширяя варианты с целью оценки ресурсов: Какие ресурсы вам могут понадобиться для выполнения задания в срок до 18 часов?

Подчиненный: Все, что нужно, у нас есть. Но с экскаватором могут быть проблемы, так как после двух часов работы случаются сбои. Возможно, есть неисправность в гидравлическом приводе ковша.

Руководитель, расширяя варианты с целью поиска решений: И какие вы видите оптимальные способы, чтобы решить эту проблему?

Подчиненный: Сейчас мы вызовем механика из парка тяжелой техники, чтобы он провел диагностику нашего экскаватора и починил привод.

Руководитель, расширяя варианты с целью фокусирования: А что еще можно предварительно проверить, чтобы все возможные проблемы учесть?

Подчиненный: Возможно, нужно проверить, нет ли электрического кабеля под землей. Это может замедлить работу, так как его нужно будет предварительно обесточить и демонтировать.

Руководитель, проводя фокусирование: Вы считаете этого достаточно?

Подчиненный: Да, этого достаточно. Все остальное учтено, это самое основное, что могло задержать работы.

Руководитель, фокусируя подчиненного на действии: Тогда каким будет ваше первое действие?

Эти вопросы необходимо задавать до тех пор, пока конкретные детали не станут явными. Лучше обсудить эти детали в предварительном диалоге, чем получить проблему уже по факту выполнения задания.

Здесь весь секрет в том, что ограничившись информацией, которую первоначально сообщил подчиненный, руководитель просто бы не понял, что есть проблема, угрожающая выполнению задания в срок, а подчиненный не задумался бы так глубоко о ресурсах, и экскаватор бы отправился в работу неисправным.

Часто именно эти метафоричные «экскаваторы» и отсутствие у руководителя навыка создания эффективной коммуникации приводят к тому, что запланированное дело выполняется не так, как нужно: срываются сроки, и происходит много всего, чего можно избежать, применив коучинг.

Цель обратной связи – увидеть картину глазами подчиненного и задать вектору его внимания правильное направление, если таковым оно не является. Коучинг в этом случае – идеальный вариант, так как с помощью него руководитель, который часто не имеет экспертности в вопросе, может грамотно направить сотрудника в сторону эффективного решения задачи.

В подавляющем большинстве случаев происходит наоборот, и руководители используют привычные фразы, спросив подчиненного: «Ты все понял, задача ясна?» – или коротко отдав распоряжение: «Приступайте!».

Кстати, Александр Фридман, эксперт по регулярному менеджменту, предостерегает от спешки именно из-за того, что отсутствие планирования в сумме с отсутствием элементарных компетенций у руководителя приводят к плохому качеству результата, а то и вовсе к отсутствию всякого результата.

Создание эффективной коммуникации – это важнейшая компетенция руководителя любого уровня. Обладая инструментами эффективной коммуникации можно значительно повысить производительность и эффективность труда.

Источник: http://hr-portal.ru/blog/kouching-v-menedzhmente-model-t-issledovanie-resursov

Модели коучинга

В коучинге существует столько же различных моделей, сколько и коучей.

Но не стоит волноваться, это не так уж и плохо. Фактически, имея в своем распоряжении множество моделей, коуч может совершить лучший выбор и использовать ту модель, которая позволит его клиенту найти лучшее решение проблемы.

Что такое модель коучинга?

Модель коучинга — это основа коуч-сессии. Если говорить более широко, то она не сможет научить вас коучингу, но она является основной структурой, используя которую, вы сможете провести коуч-сессию с клиентом.

Читайте также:  Внутренний диалог - что это такое, как его остановить?

Модель коучинга сравнима со стратегией высшего уровня, которая позволяет полностью “видеть поле боя”. Таким образом, знание и понимание какой-либо модели по коучингу увеличивает вашу способность адекватно реагировать в любой коучинговой ситуации.

Изучение различных моделей коучинга имеет определенное значение, так как не существует одной единственной модели, которая даст вам ответы на все вопросы, которые возникают в процессе коуч-сессии.

Почему существует так много моделей коучинга?

Коучинг объединяет множество областей знаний, вероятно поэтому, так много теорий и моделей были адаптированы специально для коучинга. Следовательно, у вас есть огромная база для изучения.

Наличие большого количества моделей может оказать вам реальную помощь, когда вы стремитесь создать собственную модель. Конечно, если вы имеете для этого достаточно способностей.

Что общего в большинстве моделей для коучинга?

Большинство моделей коучинга имеют некоторые схожести:

  1. Установление отношений, построенных на доверии. Это искренняя, неподдельная конфиденциальная связь между коучем и клиентом.
  2. Формулировка ценностей клиента основанная на его целях и ожиданиях.
  3. Интенсивный опрос клиента и исследование его потребностей, а также обучение динамичному, энергичному отношению к поставленным целям.

Изучение и понимание общих свойств в каждой модели коучинга, позволит вам затем их эффективно интегрировать и создать свой собственный подход к клиенту.

Ни одна модель, но многие…

Многие коучи “застревают” при попытке придумать свою собственную модель. Я предлагаю изначально сделать вызов тем установкам, которые вы приобрели, изучая коучинг, а потом тем знаниям, которые вы получили в процессе работы с людьми.

Создание новой модели с нуля чрезвычайно сложное занятие.

Учитывая природу меняющихся обстоятельств, вам придется столкнуться с тем, что проводя сеанс коучинга с одним клиентом, вы будете преданы одной модели, одному способу ведения беседы.

А к другому клиенту нужен совсем другой индивидуальный подход. Поэтому данные особенности часто будут приводить вас в замешательство, озадачивать и ставить в тупик относительно того, что делать дальше.

Существует ли лучший подход?

Да, существует.

Намного лучшим подходом будет создание вашей собственной модели путем поиска лучших наработок от других моделей, а также четкое понимание, что и как работает. Далее вы сможете адаптировать то, что узнали на личном опыте и объединить все это вместе.

Вы можете использовать метод “Использование матрицы в коучинге”, где вы применяете на практике множество моделей и подходов к решению нужной проблемы.  

Действительно ли вам необходима модель для коучинга?

Неважно, признаете ли вы необходимость в модели для коучинга или нет, ваш подход к коучингу можно свести к единому процессу — модели того как вы проводите коуч-сессию и какие получаете результаты.

Вам не нужно быть экспертом во всех коучинговых подходах, но в конечном итоге, вы должны найти лучший способ помощи вашим клиентам в достижении целей. Именно здесь наличие вашей собственной модели (или нескольких) может быть лучшим решением для вас! Модель “Как работает матрица” может быть также чрезвычайно полезной. Об особенностях этой модели и ее применении читайте в следующей статье.

Дополнительная информация о моделях коучинга

Ниже вы найдете описание существующих моделей в коучинге. (Постепенно информация о моделях будет обновляться и станет доступна в виде отдельных статей).

  • Коучинговая модель WHAT-IS — эффективная и простая модель, которая поможет вам осознавать, планировать и достигать ваших целей
  • GROW — широко используемая методология по достижению целей
  • SUCCESS — еще одна модель в коучинге, которая расширит ваш коучинговый репертуар
  • STEPPPA — это модель фокусируется на ваших эмоциях при достижении целей
  • WHAT — эта модель позволяет вам задавать правильные вопросы. Это простая, но в то же время эффективная стратегия для поиска необходимых решений

Вопрос от Blaggos: О какой модели коучинга вам было бы интересно прочитать в следующий раз? Свои ответы оставляйте пожалуйста в комментариях.

Источник: http://blaggos.com/coaching/business/modeli-kouchinga.html

Коучинг: что это такое, виды. Технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей :

Практически в каждом человеке заложены ресурсы, с помощью которых он может достичь любых целей и осуществить самые смелые мечты. Но часто они скрыты, и отыскать их в себе самостоятельно под силу далеко не всем. Мешают этому стереотипы, страхи, привычки, негативный опыт и, как следствие, неуверенность в себе.

Когда человек чувствует, что жить по-прежнему уже не может, что пришло время что-то кардинально изменить, но не знает, как это сделать, он прибегает к помощи особого вида психологического консультирования под названием «коучинг». Что это такое?

Кто такой коуч

С английского языка “коуч” переводится как “наставник”, “тренер”, то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы.

А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча – не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно.

Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко – так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет.

И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

Что такое коучинг

В процессе консультирования профессиональный коуч задает клиенту такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации.

После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса под названием «коучинг».

Что это такое? Простыми словами описать его можно как метод консультирования профессионалом, который помогает своему клиенту четко обрисовать его намерение и наметить пути к его достижению.

Таким образом, даже самый неуверенный в себе человек, находящийся на жизненном распутье, сможет принять наиболее правильное решение и выработать стратегию поведения, позволяющую действовать в сложившейся ситуации эффективно и гибко.

Особенность коучинга в том, что он не навязывает клиенту готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности.

Коучинг как вид психологических тренингов опирается на психологию успеха и оптимизма.

После работы с коучем клиенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненных вопросов.

Работа с коучем предполагает новые позитивные сдвиги в жизни и работе человека, обратившегося к нему за помощью. Эффективность этого вида психологического консультирования выражается в конкретных достигнутых результатах после совместной проработки проблемы.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то.

Первый – грузы к месту назначения, второй – обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей – туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся.

То есть коуч – это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Из истории коучинга

Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов.

Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства.

Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.

В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения.

В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди.

Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.

Отличие коучинга от обычного психологического консультирования

Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.

Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее – коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.

Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.

Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.

Методы коучинга

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

• активное слушание;

• метод постановки сильных вопросов;

• психология разрешения конфликтов;

• стресс-менеджмент;

• метод мозгового штурма;

• методы построения и управления командой;

• технологии эффективного управления персоналом;

• коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

• тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Техники коучинга

Коуч-профессионал пользуется в работе с клиентами различными техниками, которые способствуют эффективному достижению человеком поставленных им целей. Среди них:

  • наводящее перефразирование;
  • слушание;
  • уточнение, помогающее клиенту увидеть новые средства достижения его цели.

Эти техники коучинга помогают людям достигать успехов, поднявшись над собой сегодняшним, позволяют помочь клиенту в разных областях. Они применяются практически в любой разновидности коучинга.

Виды коучинга, их особенности

По количеству клиентов, с которыми одновременно работает специалист, различают индивидуальный и групповой коучинг.

Сейчас насчитывается около полутысячи видов подобного тренинга: от VIP-коучинга до социальной работы. Он развивается по таким направлениям:

• личный коучинг;

• бизнес-коучинг;

• академический;

• финансовый;

• коучинг здорового образа жизни, который помогает клиентам с хроническими или неизлечимыми болезнями научиться жить с ними.

В Америке существуют даже тренинги домохозяек и беременных.

Остановимся подробнее на некоторых видах.

Личный коучинг

Личный, или индивидуальный коучинг включает в себя несколько видов, среди которых лайф-коучинг и коучинг для людей с дефицитом внимания. В чем их суть?

Лайф-коучинг призван помочь клиенту конкретизировать собственные устремления и желания, оформить личные цели.

Особый тип личного коучинга – помощь людям, страдающим синдромом дефицита внимания. Его цель – уменьшение влияния дисфункции целенаправленной деятельности. Специалист помогает таким людям организоваться для постановки и достижения целей. Очень важно в этом виде тренинга помочь клиентам выявить свои сильные стороны.

Конечно, коучи – не врачи, они не лечат обратившихся к ним людей с синдромом дефицита внимания, а лишь помогают им упростить повседневную жизнь.

Бизнес-коучинг и коучинг финансовый

Целью бизнес-коучинга является улучшение эффективности работы учреждения или предприятия. Коучи помогают клиентам в достижении профессиональных целей, работают над улучшением навыков коммуникации, эффективностью разрешения конфликтов.

Существенна помощь профессионалов и в создании единой команды, способной дружно и продуктивно работать за счет того, что цели – личные и корпоративные – становятся более осознанными, в коллективе создается творческая атмосфера, и трудовой потенциал сотрудников используется максимально эффективно. Такой вид коучинга помогает определить в коллективе лидеров, а также дает возможность руководству мотивировать подчиненных нематериальными стимулами. Люди после психологического тренинга начинают трудиться с большим интересом, и отдача от такой работы становится более высокой.

Относительно новой формой подобной деятельности является финансовый коучинг. О чем речь? Программа коучинга призвана помочь клиенту в преодолении психологических препятствий на пути к достижению финансовых целей. Такой коуч помогает клиенту сформировать правильное отношение к деньгам.

Академический коучинг

Помогает приобрести навыки успешности обучения. Это особый коучинг: обучение после его проведения становится более продуктивным за счет того, что у клиента изменяется отношение к учебе в целом.

Специалист не является репетитором по какому-либо отдельному предмету, а работает именно с отношением к процессу получения знаний. После такой проработки учащиеся раскрывают свой потенциал и начинают добиваться высоких результатов.

Коучинг помогает сформировать стремление к саморазвитию, а также построить сам процесс обучения с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного человека. Такой коучинг обучение делает осознанным и приятным.

Итак, подведем итоги. Одним из методов психологического консультирования является коучинг. Что это такое, простыми словами можно объяснить так: это создание коучем в ходе работы с клиентом таких условий, при которых он самостоятельно находит способы достижения собственных целей, предварительно их четко сформулировав. И вперед – к новым жизненным победам!

Источник: https://BusinessMan.ru/kouching-chto-eto-takoe-vidyi-tehnologii-i-metodyi-treningov-po-razvitiyu-i-dostijeniyu-tseley.html

Коучинговые модели GROW и VALOR – для самокоучинга

Этой короткой статьей я продолжаю цикл постов, посвященных коучинговым моделям и «сильным» коучинговым вопросам.

Каковы цели этого цикла?

Во-первых, де-мистификация и популяризация коучинга, который сегодня все быстрее распространяется по всему миру. Я просто уверена, что грамотное использование этого направления практической психологии может помочь любому человеку решать свои жизненные вопросы.

Во-вторых, оказание поддержки желающим освоить коучинг. Мой личный опыт и опыт людей, прошедших мои обучающие программы показывает: знание коучинговых алгоритмов позволяет эффективно их использовать самостоятельно. В результате, человек начинает четко понимать, чего он на самом деле хочет и как этого можно достичь.

Так чем же таким пользуются коучи во время своих сессий с клиентами?

Читайте также:  Признаки влюбленного мужчины - как распознать

Коуч – это профессия. Для того, чтобы стать действительно профессиональным специалистом, коучам приходится много чему учиться, развивать определенные навыки. Частью этих знаний является освоение различных коучинговых моделей.

Коучинговые модели GROW и VALOR

Мы кратко рассмотрим две модели – две разные последовательности задавания вопросов. Одна из них, модель GROW, широко известна и с легкостью может быть использована в условиях бизнеса. Вторая, VALOR, практически не известна в русскоязычном пространстве. Мне она видится как более эффективная в условиях решения жизненных, а не бизнес-вопросов.

Итак, модель GROW. Как и большинство коуч-моделей, пришедших к нам с Запада, эта модель использует смысловое слово (grow — рост) в качестве аббревиатуры.

G – goal – цель (чего хотим достичь?)
R – reality – реальность (что есть на данный момент?)
O – options – варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)
W – way & will – путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)

Модель была разработана и предложена Джоном Уитмором. Участникам тренингов, особенно руководителям, я всегда рекомендую его книгу «Коучинг высокой эффективности» в качестве обязательного чтения.

Детальный список возможных вопросов для каждой составляющей в модели обязательно опубликую в одном из ближайших постов.

А сейчас перейдем к общей характеристике коучинговой модели VALOR. Опять же смысловое слово valor переводится как отвага, мужество.

Согласитесь ли со мной, если скажу, что быть собой, оставаться собой не всегда просто? Эта модель ориентирована на то, чтобы человек определял для себя те цели, которые важны именно для него. Чтобы план его действий отражал его ценности и характерные для него модели поведения. В общем, «вкусная» и глубокая модель, на мой взгляд.

Рассмотрим, что заложено в нее в качестве аббревиатуры?

V – vision – видение (в каком направлении хочу двигаться, что хочу изменить?)

A – awareness – осознанность (кто я и где я сейчас? )

L – love – любовь (что поможет мне достичь желаемого? что поддержит мою мотивацию?)

O – obstacles – препятствия (с чем могу столкнуться?)

R – results – результаты (как я узнаю, что на правильном пути / что достиг желаемого?)

Вы, наверняка, обратили внимание на третий пункт, названный Любовь. Из предложенного в модели контекста понятно, что это слово используется не в том значении, которое характерно для любовных романов.

Берт Хеллингер – один из мудрейших специалистов и автор метода системных расстановок сказал: «В мире все делается из любви».

Если обратиться к модели VALOR, то на этом этапе идет прояснение вопросов, связанных с отношением к себе, миру, другим людям, жизни в целом…

Существует еще несколько серьезных нюансов по этой модели с точки зрения ее применения на практике. Я обязательно расскажу о них в последующих статьях. Так что у нас точно будет повод еще не раз встретиться на страницах блога и пообсуждать интересующие вас вопросы.

А пока, пишите в комментариях:

— насколько полезной / интересной оказалась эта информация для вас?

— на какие мысли она Вас натолкнула?

— чем захотелось поделиться?

— какой вопрос захотелось задать?

Пространство для обсуждений открыто. А я – на связи!

PS: для комментариев используйте, пожалуйста, форму внизу страницы, под рубрикой «Поделиться»: в первом окне — свое имя, во втором — е-мейл.

Источник: http://proselfcoaching.com/blog/coaching-models-grow-valor.html

Виды коучинга

В настоящее время существуют несколько классификаций (видов) коучинга. Основная классификация, которой придерживаюсь я, построена на выделении видов коучинга на основе количественного состава партнеров (клиентов), с которыми одновременно работает коуч, и масштабами «среды», вовлеченной в этот процесс. Исходя из этого основания, коучинг бывает:

  1. Индивидуальный.
  2. Групповой (командный).
  3. Организационный.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов коучинга.

Индивидуальный коучинг

Данный вид коучинга – это работа один на один. Никто не должен вмешиваться, так как коучинг – очень тонкий процесс и посторонние звуки, звонки, запахи будут отвлекать внимание партнера (клиента).
В ходе работы с партнером (клиентом) решаются конкретные индивидуальные задачи.

Этот вид коучинга может затрагивать различные сферы жизни: бизнес, карьера, семья, взаимоотношения, здоровье, спорт, постановка целей, личные качества, творчество, дети, деньги и т.д.

Коучинг «один на один» может быть разовой встречей или системным процессом. Все зависит от потребностей самого клиента.

Если нужно решить 1-2 относительно «несложных» вопроса, то это займет от 1-2 до 8 сессий, если же клиенту необходимо ускоренное развитие и формирование гармоничной модели жизни, то необходимо использовать системный подход.

Для этого необходимо работать с коучем 1-2 раза в неделю в течение более длительного срока. Как правило – это 10 сессий и более.

Групповой (командный) коучинг

Данный тип работы предполагает работу не с одним партнером (клиентом), а с целой группой людей.

«Да как же это возможно?!» – спросите вы. «Ведь у каждого свои вопросы?!». Особенность данной сессии состоит в том, что у этих людей имеется общий (сходный) вопрос (цель, задача).

Они могут быть семьей, спортивной командой, партнерами по бизнесу или общественной организацией.

Не имеет значения, сколько их, главное чтобы цель была одна на всех, и каждый был заинтересован в ее достижении и принимал полную ответственность за это.

Командный коучинг, как правило, рассматривают как частный случай группового коучинга, хотя это и не всегда так.

Организационный коучинг

Организационный коучинг основан на взаимодействии с ключевым лицом организации, и предполагает применение системных вопросных методик, направленных на выявление потенциала первого лица проекта, ключевых сотрудников, и всей организации в целом. Это вопросы о том, что уже достигли люди и организация, о том, чего они могли бы достигнуть к сегодняшнему дню. И самое главное – о том, что поможет им сохранить свое лидерство завтра.

Кардинальное отличие организационного коучинга от других его видов состоит в том, что он затрагивает интересы всей организации (компании), а не отдельного подразделения (группы людей) и проводится как с первыми лицами компании, так и с ключевыми топ-менеджерами и их командами. При этом главной фигурой в организационном коучинге для коуча является первое лицо проекта, его лидер. Не секрет, что личная эффективность первого лица во многом определяет эффективность его организации.

Вторым основанием классификации коучинга является область его применения. По этому основанию выделяют множество видов коучинга: лайф-коучинг, коучинг топ-менеджмента (первых лиц), бизнес-коучинг, карьерный коучинг, коучинг изменений (инноваций), мотивационный коучинг и т.д.

Лайф-коучинг — индивидуальная работа с человеком, которая ориентирована на достижение баланса во всех жизненных сферах (улучшение качества жизни, личностный рост, здоровье, взаимоотношения, творческая самореализация).

Коучинг первых лиц (Executive-coaching, VIP-coaching) — персональная работа с первым лицом компании, направленная на максимально быстрое и эффективное достижение его целей в бизнесе, на повышение его личной и управленческой эффективности.

Бизнес-коучинг — работа с отдельными менеджерами и командами в целом в контексте компании и бизнеса. Направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей данного подразделения (компании) и воплощение их в жизнь самими сотрудниками (подчинёнными).

Карьерный коучинг — помогает человеку определиться с долгосрочными карьерными планами – минимум на 1 год, а оптимально на 5-10 лет. Эта работа похожа на бизнес-планирование или сбалансированную систему показателей компании, но в применении к личному плану развития.

Рассказывать вам о видах коучинга можно было бы и дальше, однако, все равно, все эти виды можно свести к трем названным ранее форматам проведения коучинга: индивидуальному, групповому (командному) или организационному.

Я уверенно владею всеми названными видами коучинга. Подробный перечень услуг по индивидуальному, групповому и организационному коучингу вы можете посмотреть в соответствующих разделах «Зачем Вам Я»: «Организациям»; «Частным лицам».

При этом вам не обязательно самостоятельно определять, какой вид коучинга вам необходим. Вам достаточно просто позвонить или написать мне и изложить суть своей задачи (проблемы). Все остальное мы определим вместе с вами.

В каких случаях нужен коучинг

Перечень таких случаев (ситуаций) практически безграничен. Приведу вам лишь некоторые из них.

Для кого-то коучинг – это техника, позволяющая расставить приоритеты в жизни.

Нам всем знакомы ситуации, когда в компании одновременно идет несколько проектов, необходимо решать множество текущих вопросов, которые появляются постоянно.

В то же время руководителю необходимо развиваться как личности, поддерживать свое здоровье, видеться с семьей, в конце концов. Нужно успеть все, а для этого необходимо уметь расставлять приоритеты.

Коучинг позволяет сбалансировать жизнь, выделить наиболее важные задачи, составить так называемый план действий, который позволит учесть все свои интересы, а также цели и задачи компании.

Коучинг также необходим тому, кто находится в «кризисной (трудной) ситуации». Не все идет гладко, но человек понимает, что из любой ситуации можно найти выход, которого он в одиночку просто сейчас не видит.

Это так называемое «коробочное мышление» (ограниченное, как если бы человек смотрел в щель в небольшой коробке и больше ничего не видел).

Коуч помогает руководителю увидеть картину действительности полностью и понять, как в этой ситуации нужно действовать, расширяя ее границы.

Коуч-технологии также необходимы для развития лидерских качеств. Здесь мнения расходятся: некоторые полагают, что лидерство – это врожденное качество, другие – что приобретенное.

Есть также мнение, что, имея задатки к лидерству, человек может это качество развить и «отшлифовать». Коучинг действительно позволяет это сделать, но здесь важно осознанное желание клиента стать лидером.

И часто, на этапе формирования запроса выясняется, что клиент хотел стать лидером, но не задумывался, что означает это понятие, а также что даст ему лидерство в будущем.

Коучинг обязательно необходим любому первому лицу организации (крупного структурного подразделения).

Ни для кого не секрет, что успех компании зависит от того, насколько личные цели сотрудников и цели компании согласованы между собой и осознанны. Нельзя одновременно забраться на две вершины одной горы, если они находятся на расстоянии друг от друга.

С помощью коучинга собственник бизнеса (генеральный директор) может создать видение будущего компании с учетом интересов всех сторон и на несколько лет вперед, составить более эффективный план развития и оптимизировать текущую работу компании.

Первым лицам компании (владельцы, топ-менеджеры, генеральные директора) коучинг нужен в большей мере, чем рядовым сотрудникам. То, как руководитель видит свою компанию, ее будущее проецируется на сотрудников и их поведение. И достаточно часто руководители не совсем ясно себе представляют, что и как нужно делать, а подчиненные, к сожалению, мыслей читать не умеют.

Или наоборот — руководители четко и ясно знают, что и как делать, но перед сотрудником ставят «размытую» цель. Соответственно результат отличается от ожиданий руководителя, и очень часто в худшую сторону. От ясности поставленных целей и правильности принятых решений руководителем — зависит успех и будущее компании.

Список таких ситуаций, в которых необходим коучинг, можно было бы продолжать бесконечно. Более подробно такие ситуации и возможные результаты коучинга изложены в разделе «За что вы платите деньги».

Как понять, что ваша компания или менеджмент нуждаются именно в коучинге?

  • Вы провели корпоративный тренинг, а желаемого результата нет.
  • Есть желание познакомиться с новым методом управления и внедрить его в своей компании — управление в стиле коучинг.
  • Есть готовность и желание улучшать свою работу, брать ответственность за действия на себя, и при этом учитывать мнения окружающих.
  • Есть готовность развиваться, ставить новые цели и идти к ним.
  • Виден «бег на месте или по кругу» и пора что-то менять.
  • Есть желание узнать — как можно сократить время на реализацию текущих проектов.
  • Если считаете, что «нам не нужны советы — мы сами все знаем и нас надо только направить».
  • Есть ощущение «болота». Когда затягивает все глубже и глубже, нужен тот, кто его поможет осушить.
  • Компания находится в трудном (предкризисном, кризисном) состоянии и нужно найти выход.
  • Нужен человек (коуч) со стороны, который поможет найти решения проблем и воплотить решения в жизнь.
  • Нет четкого видения будущего компании, куда ей двигаться и как правильно расставить приоритеты.

Источник: http://igorlamanov.ru/kouching/vidy-kouchinga/

Модель GROW (алгоритм техники)

Оцените материал

В этой статье предлагаем вам познакомиться с еще одной моделью коучинга. Именно по ней можно построить как работу на коуч-сессии, так и проработать самостоятельно свою задачу.
А еще по модели GROW очень удобно проводить рабочие совещания.

Итак, модель очень проста, она состоит из 4, как это часто бывает в коучинге, этапов:

G – goal/цельR – reality/реальность, окружающая действительностьO – opportunity/имеющиеся возможности

W – what to do/действия

Собственно, в этом и состоит вся модель.
Задумываясь о решении какой-то задачи или достижении какой-то цели, начните с ее постановки.

Goal (Цель)Ставить цель можно, используя смартирование или 4 вопроса планирования .

На этом этапе полезно ответить себе на такие вопросы:

Чего ты хочешь?Почему для тебя это важно?Если бы ты знал, что можешь достичь всего, чего пожелаешь, как тогда звучала бы твоя цель?

Как ты узнаешь, что достиг результата?

Когда цель определена, переходим к изучению окружающей действительности.

Reality (Реальность)Исследуем текущую ситуацию, то, что уже имеется на настоящий момент.

Отвечаем на вопросы:

Что сейчас происходит относительно заявленной задачи?Как, когда и как часто это происходит? А также какой эффект это оказывает на решение твоей задачи?Какие еще есть факторы, влияющие на решение задачи?

Что ты уже успел сделать для решения задачи? Какой результат получил?

Оценив реальность, пора задуматься об имеющихся возможностях.
Идем дальше.

Opportunity (Возможность).Необходимо провести ревизию всех имеющихся ресурсов и выбрать стратегию действий.

Отвечаем на вопросы:

Что ты можешь сделать для решения задачи?Какие еще есть варианты? А еще?Кто мог бы помочь тебе в решении этой задачи?Как ты думаешь, как поступил бы на твоем месте авторитетный для тебя человек?Вспомни, были ли в твоей жизни подобные ситуации, с которыми ты успешно справился? Как ты этого добился?Может быть ты видел, как кто-то другой успешно решил подобную задачу? За счет чего это ему удалось?

Какому из вариантов ты отдашь предпочтение?

И когда возможности определены, переходим к главному этапу – пора ДЕЙСТВОВАТЬ!

What to Do, иногда эту букву расшифровывают как Will (Намерение или Желание)

Последняя порция вопросов:

Какой самый первый и самый простой шаг ты готов сделать?Когда конкретно ты его сделаешь?Что может помешать тебе? Как ты можешь это предсмотреть?

Кто мог бы поддержать тебя и как? Когда ты попросишь об этой поддержке?

А теперь вперед – к достижению поставленных целей!

Источник: http://prosto-coach.ru/instrumenty-kouchinga/model-grow-v-kouchinge.html

Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования

Постановка проблемы

Читайте также:  Депрессия и тревога - лечение, лекарства

Общепризнанные неутешительные оценки результатов обучения современных школьников требуют выявления своих причин и изменений в образовании, связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.

Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону.

Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе.

Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит.

Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимойцелью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться.

В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.

Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг.

Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем учащимся, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много. Работа коуча с такими учениками позволит им добиться не просто хороших, а грандиозных результатов.

Что такое коучинг?

Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т.

Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами.

Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.

В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности.

Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.

По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов [4. С.47].

Коучинг в школах Норвегии. Отечественный опыт

Первое официально зафиксированное использования коучинга в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году.

Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г.

Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся на одного преподавателя.

Школа  Уллерн была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего положения. Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в образовательный процесс школы.

Многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в 2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии.

 В 2006 году этот эксперимент был повторен в школе Воллен и результаты этого проекта были признаны номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку от Национального Департамента по Образованию.

Далее, проект «Коучинг в образовании»стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. Результаты этого опыта описаны в книгах Коучинг в школах – личный гид [1] и Профессиональные диалоги — Коучинг и  построение отношений  в школе [2].

С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.

Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, где профессиональную подготовку по применению коучинга в образовании под руководством к.п.н.

Натальи Гульчевской уже прошли более 300 учителей и администраторов образовательных учреждений; позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.

В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает  около 200 активных участников.

Реформа образования

Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.

Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.

Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.

Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?

Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики.

А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ).

Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.

Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

Логика применения коучинга

Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.

Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М.

Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [5. С.57]

Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем.

Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.

Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.

Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения.

Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа.

На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

  • Что именно мне необходимо достигнуть?
  • Как это конкретно будет выглядеть?
  • Зачем мне это нужно?
  • Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
  • Когда я готов начать этот процесс?
  • Когда этот процесс завершится?
  • Что конкретно мне следует делать?
  • Какие возможны препятствия на моем пути?

и др.

Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б.

Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [3. С.32].

Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.
  2. Анализ необходимых составляющих успеха.
  3. Анализ имеющихся возможностей.
  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении.

В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя.

Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)

Коучинг и школьный урок

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.

Инструменты учителя-коуча

Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания. Тем не менее, в качестве примера рассмотрим два из них в уже готовом виде, которые мы применяли в обучении математике старшеклассников. Это «Колесо развития» и «Линия времени».

Такое «Колесо» составляется каждым учеником по результатам промежуточных работ в период изучения темы, либо опираясь на самооценку ученика при её повторении. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» — только знание о его существовании.

Подобные «Колеса» можно сделать по каждому умению или элементу содержания из спецификации к ЕГЭ по математике или любому другому предмету, а можно и по номерам заданий части В и части С.

Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».

Линия времени

Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки.

Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Литература

  1. Kristiansen J.G. Coaching i skolen – personlig veiledning (Коучинг в школах – личный гид). – Pedlex, 2005. – 60 sider.
  2. Kristiansen J.G. Profesjonelle dialoger. Coaching og relasjonskompetanse i skolen (Профессиональные диалоги — Коучинг и  построение отношений  в школе). — Universitetsforlaget, 2008. — 182 sider.
  3. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
  4. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
  5. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  6. http:// www.erickson.ru
  7. http:// www.gulchevskaya.ru

Источник: https://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/

Ссылка на основную публикацию