Контент-анализ, как метод исследования

Контент-анализ как метод исследования (стр. 1 из 5)

Контент-анализ, как метод исследования

Содержание

Введение

1. Документальные источники информации

1.1 Классификация документов

1.2 Достоверность документальной информации

1.3 Приемы качественно- количественного анализа документов

2. Контент-анализ как метод анализа документов

2.1 Общая характеристика метода контент-анализа

2.2 Основные процедуры контент-анализа

2.3 Процедуры подсчета

3. Оценка метода документального анализа

3.1 Надежность информации полученной с помощью контент-анализа

3.2 Оценка метода документального анализа

3.3 Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане)

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке.В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.

В истории социологии известен факт, когда основой исследования послужили в основном личные документы. В начале века американский социолог У. Томас и польский — Ф.Знанецкий предприняли кропотливое изучение личных документов польских эмигрантов с тем, чтобы описать их положение в Европе и Америке.

В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц.

Отчего реальный человек, в особенности “маленький человек”, оказывается неинтересным для отечественного исследователя? Эта ситуация не вполне адекватна потребностям социального знания, особенно, если иметь в виду вопрос, выдвинутый еще М.

Вебером в рамках его теории действия: “Какие мотивы заставляли и заставляютотдельных “функционеров” и членов данного “сообщества”, вести себя таким образом, чтобы подобное сообщество возникло и продолжало существовать!”.

Без ответа на него невозможно понять, как возникло и существовало почти целый век советское общество, как и почему это общество прекратило свое существование.

Любое социальное изменение происходит тогда, когда действие перестает ориентироваться на представление о действенности данного социального порядка. Всякий порядок кристаллизуется, когда возникает и постоянно воспроизводится вера в такую действенность. Своими действиями актеры социальной драмы воспроизводят и изменяют сами условия действия.

Свойства социальной системы лишь в ограниченной степени зависят от сознания и воли индивидов. Однако направленность социальных процессов не может не быть вызвана повседневными действиями, повседневными решениями множества рядовых социальных агентов, их активностью. Иначе общество бы попросту не существовало.

Обращение к заметкам, письмам, дневникам рядовых агентов исторического процессавполне правомерно и не носит факультативного характера.

Очень важный вопрос: что мы при этом исследуем? Некоторое время назад ответ был бы, скорее всего, таким: массовое сознание. Нынче на этот вопрос отвечаешь по-иному. Скорее, мы исследуем индивидуальное.

Проблема индивидуального никогда не воспринималась как простая. Недаром даже методы наук были некогда поделены на номотетические и иднографические.

Споры о проблемах исследования индивидуального продолжаются по сей день.

Целью данного курсовой работы является изучение контент-анализа как метода исследования в СГМУ.

Задачи курсовой работы следующие:

1. Рассмотреть, что такое документальные источники информации.

2. Изучить контент-анализ как метод анализа документов.

3. Рассмотреть основные процедуры контент-анализа.

4. Оценить метод документального анализа.

Цель этой работы достигалась с помощью системного анализа, синтеза, аналогии и др. методов.

Исследовательская база: учебная литература для ВУЗов, журнальные статьи и др.

1. Документальные источники информации

1.1 Классификация документов

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке.В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.

По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино-ил и фотопленке, на магнитной ленте.

С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были провоцированы самим исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевыми.

Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т. е. с наличными документами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом.

По степени персонификации документы делятся на личныеи безличные.

Источник: http://MirZnanii.com/a/46134/kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya

Метод контент-анализа. Процедуры

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

– выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

– отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т. п. – (единиц анализа);

– статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления.

Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале.

Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент-анализ находит свое применение в трех разновидностях:

1) в качестве основного метода исследований;

2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих  предписанные параметры и признаки) и давать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа – это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью.  В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы.

Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим, тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений  бывает и более разнообразным.

Единицы счета – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

– частоту проявлений в тексте категории или ее признака;

– пропорцию представленности категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т. д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них. какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования.

Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.).

Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

Читайте также:  Апатия - причины, симптомы, лечение, как бороться с апатией

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

– неверное соотнесение единиц анализа с категориями;

– пропуск тех или иных единиц анализа;

– фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.

В качестве примера укажем на метод Чарльза Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных зависимостей элементов содержания. Суть его заключается в следующем: вначале рассчитывается величина ожидаемой вероятности совместной встречаемости двух единиц анализа, а затем этот показатель сравнивается с выявленной при контент-анализе величиной фактической встречаемости этих единиц.

Например, единица Х встречается в 20% анализируемых текстов (Рx = 0,2), а единица Y – в 30 % (Рy = 0,3). Тогда можно ожидать, что совместно эти единицы проявятся с вероятностью 0,06 (в соответствии с формулой Рxy = РxРy). На деле же оказывается, что совместно они были зарегистрированы лишь в 2% случаев (Фxy = 0,02). Очевидно, что фактическая зависимость данных единиц анализа случайна.

Однажды Ч. Осгуд, проанализировав монологи популярного американского радиокомментатора, выявил наличие неожиданной ассоциативной взаимосвязи таких понятий как «молодежь» и «болезненные проявления», а также общую сугубо консервативную тенденциозность его бесед в эфире.

Или другой пример – расчёт коэффициента Яниса, при помощи которого может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий.

Данный коэффициент исчисляется по формуле:

, для случая, когда  f>n

, для случая, когда  f

Источник: http://biofile.ru/psy/1661.html

1. Контент-анализ как метод исследования

Контент-анализ (от англ, contens — содержание) — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа.

Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.

) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е.

между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».

Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12-16 номеров газеты или теле- радиодней.

Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования.

Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа.

Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной.

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица:

Признак Текст
1 2 3 n Уn
А +
В + +
С + +
n
Уn

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных листов. Если выборка сравнительно невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ.

В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Однако эта работа очень трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, при использовании анализа случайностей, разработанного американским социальным психологом Ч. Осгудом, строится т.наз. матрица случайностей:

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение
А В С n Уn
А 0,15 0,02
В 0,05 0,06
С 0,08 0,12
n
Уn

С помощью такой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Например, единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА * Рв=0,3 * 0,5 = 0,15.

В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05. Сравнивая ожидаемые и реальные совпадения признаков, можно определить, какие фактические зависимости оказались не случайными (напр., из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В — случайное, т.к.

реальное совпадение меньше ожидаемого, а единиц В и С — не случайное, т.е. реальное совпадение выше ожидаемого).

Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивые-неустойчивые парные сочетания признаков, что может оказаться значимым для характеристики деятельности отправителя информации, и т.д.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа.

В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/5649

Контент-анализ, как метод исследования

Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках. Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке. «Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

Читайте также:  Лицемерие - что это такое, признаки, как с ним бороться

Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные.

Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении.

Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом.

Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.

Исследователь, применяющий метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, может вынести вывод о настоящих намерениях самого коммуникатора и всевозможных эффектах данного сообщения. Следовательно, первичное значение сообщения может восстановиться из самого же него. Поэтому цели контент-анализа содержат мотивы коммуникатора и допустимые эффекты воздействия содержания сообщения на целевого слушателя.

Метод контент-анализа исследует и анализирует очевидное, явное содержание сообщения. Важным условием здесь является смысловое единство трактовки данного содержания всеми, кто включен в коммуникативном процессе, включая исследователя. Систематизируя сегменты содержания по категориям, исследователь допускает, что соответствующие сегменты однозначно понимались реципиентом и коммуникатором.

Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

© С.И. Григорьев

Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.

Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией.

Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет.

С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Харизма — это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

Среди известных истории харизматических личностей есть основатели мировых религий — Будда, Моисей и Христос. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — например, Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон.

В ХХ веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.

С точки зрения психологии харизма является сочетанием внутренних психологических качеств и внешних поведенческих навыков, позволяющим оказывать влияние на людей.

К ним относят высокую уверенность в себе, волю, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность, красноречие, способность воодушевлять и мотивировать окружающих, в т.ч.

собственным примером, умение ставить перед собой и другими правильные цели и достигать их, и мн. др.

Считается, что харизма дана (либо нет) человеку от природы. Однако некоторые харизматические черты и навыки можно развить в себе целенаправленными усилиями (до определенных пределов, обусловленных врожденным набором качеств)

© О.Т. Манаев

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр.

, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа.

Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

Содержание

Стр.

Введение

6

1.Типы информационных массивов и единицы

контент-анализа

8

1.1 «Физические» единицы

8

1.2 Структурно-семиотические единицы

10

1.3 Понятийно-тематические единицы

10

1.4 Референциальные и квазиреференциальные

единицы

11

1.5 Пропозициональные единицы и оценки

11

1.6 Макроструктурные единицы

12

1.7 Единицы, представляющие результаты

концептуальных операций

13

1.8 .  «Поэтические» единицы

13

2 Ч астотные и системные характеристики в

контент-анализе

14

2.1 Единицы, категории и признаки

14

2.2 «Фронтальный» и «рейдовый» контент-анализ

14

2.3 Обработка, презентация и интерпретация

результатов

15

Литература

18

Ведение

Источник: http://shte.ru/index/kontent/chto-takoe-kontent-analiz/0-kontent-analiz-kak-metod.html

Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения

Switch to English:

(подробнее об авторе)

кандидат социологических наук, заместитель исполнительного директора

(Международная академия телевидения и радио)Опубликовано в журнале:
Научная периодика: проблемы и решения
– Том 2, Номер 3 (Май-Июнь 2012)

Ключевые слова: контент, контент-анализ, публикации

Цитировать статью:

Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. — 2012. — Том 2. — № 3. — с. 13-18. — doi: 10.18334/np2355

Поделиться этой страницей:

Аннотация:

Важнейшим источником информации для решения плохо структурированных проблем является контент-анализ или анализ содержания.

Контент-анализ1 – это содержательный анализ массивов однородных документов, в частности, публикаций в СМИ, имеющий своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Cуть контент-анализа состоит в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму, в восхождении от текста к нетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии.

Контент-анализ – достаточно строгий научный метод, который предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных.

С помощью контент-анализа устанавливаются не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях.

Контент-анализ часто применяется для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе и, как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ – это всегда сопоставление двух потоков.

Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Практически существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный.

Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста – индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются).

Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа).

Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Процедура контент-анализа предусматривает определение категорий – ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных.

Контент-анализ позволяет создать картину видения, которая создается в обществе посредством СМИ. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер. Объективность при этом трактуется так: «Каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур».

Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Таким образом, контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой. Однако при этом необходимо понимать возможности и границы применимости метода.

Читайте также:  Наркотическая зависимость - стадии, признаки, виды, лечение

Методика, процедуры и техника контент-анализа достаточно полно описаны в специальной научной литературе. Однако имеет смысл остановиться на некоторых его достоинствах и ограничениях. Наибольшую пользу контент-анализ приносит при обработке больших текстовых массивов. В этом случае он предоставляет возможность:

• во-первых, выявлять тенденции изменения взглядов, позиций путем сопоставления текстов одного автора (или ряда авторов – представителей одного направления), относящихся к разным периодам времени;

• во-вторых, выявлять различия, характеризующие содержание текстов, принадлежащих разным авторам (или авторам – последователям различных школ) путем сопоставления этих текстов.

Контент-анализ несколько видоизменяется в зависимости от области применения и, главное, от решаемых задач.

Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы.

Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Контент-анализ не должен заменить обычный анализ документов. Он его дополняет, а их сочетание углубляет понимание смысла текста.

Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, однако имеет важный социальный смысл. Это обеспечивается за счет явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа.

Но главное – это количественное описание смыслового и символического содержания документа, фиксация его объективных признаков и подсчет последних.

Контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что:

• существовало до него и получило в нем отражение;

• наличествует только в нем;

• будет после него, то есть явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем.

Прежде чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, то есть ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования.

При этом желательно избежать крайностей. Если за категориями анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание.

Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

• уместными, то есть соответствовали решению исследовательских задач;

• исчерпывающими, то есть достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;

•взаимно исключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

• надежными, то есть такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято слово, предложение, тема, идея, автор, персонаж, социальная ситуация, часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Когда контент-анализ выступает единственным методом информации, то оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, то есть количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах, и многое другое.

Как и любой метод, контент-анализ не лишен недостатков, которые могут быть заметно усилены из-за просчетов исследователя. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты при применении контент-анализа.

• Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.

• Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования.

• Не проверена подлинность документа.

• Не уточнено авторство документа.

• Неполно учтено предназначение документа.

• Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.

• Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.

• Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.

• Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, и поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.

• Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.

• Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.

• Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.

• Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.

• Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.

• Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Чтобы оценить возможности и ограничения контент-анализа, полезно обратиться к его истории.

В первой четверти XX века контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. Затем концептуальное представление о контент-анализе изменилось.

Акцент сместился с описания «явного содержания» текстов на раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации.

Контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях.

Именно возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появилась возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации.

С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов, и даже социальные характеристики адресата – массового потребителя определенной информации.

Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.

С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. Метод заимствовали юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.

«Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера. Заслуга Г. Лассуэла состояла в том, что именно он в начале 50-х гг.

XX столетия первым предложил использовать для анализа массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых единиц – символов («слов»).

С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований – контент-анализа.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, основанную на анализе статистических данных.

Вскоре некоторые приемы описания текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили самое широкое распространение. Суть методики Ж.

Кайзера заключалась в учете внешних форм организации текстового материала: его расположения, оглавления, оформления, проч.

Кроме этого Ж. Кайзер предложил целый комплекс универсальных эмпирических процедур, позволяющих достаточно полно, скрупулезно анализировать как отдельные исторические источники, так и их совокупности. Результаты своих исследований Ж.

Кайзер изложил в знаменитой теперь монографии «Le quontiden francais».

С этих пор контент-анализ приобрел тот «академический статус», которым пользуется и поныне – статус конкретной, логически завершенной, эффективной исследовательской процедуры.

Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах последовательницы Ж. Кайзера Э. Морен. Именно Э.

Морен ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, включающие в себя ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соответствия), «эмоциональный тон» повест вования (этот тон определялся по специальной порядковой шкале с делениями «положительная», «отрицательная», «нейтральная» информация).

Исследования Э. Морен положили начало более гибкому подходу к процедуре статистической обработки текстов.

В результате, вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных методик контент-анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских и других произведений.

Процесс интеграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, разработанных в социологии.

Источники:

Алексеев А.К., Дудченко В.С. Социологические исследования. – М., 1976. – С. 147. Алексеев А.Н. Метод Жака Кайзера (Из опыта исследований французской ежедневной прессы) / Проблемы современной зарубежной печати. – Л., 1969. – С. 56-77. Алексеев А.Н.

Контент-анализ, его задачи, объекты и средства / Социология культуры. – М.,1974. – Вып.1. – С.131-162. Бородкин Л.И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников / Математика в изучении средневековых повествовательных источников. – М., 1986. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Методы социологического исследования. – М., 2004. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. – М., 2005. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. – М., 1997. Почепцов Г. Г.

Теория коммуникации. – М., 2001. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998. Соловнин В.М. Об объективности исследования в контент-анализе //Методологические и методические проблемы контент-анализа. – М., Л., 1973. – Вып.1.

Шалак В.И.

Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. «Омега-Л», 2004

Источник: https://bgscience.ru/lib/10143

Ссылка на основную публикацию