Конфликтология как наука – предмет, методы, основы конфликтологии

Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами

Конфликтология как наука - предмет, методы, основы конфликтологии

Конфликтология смогла стать самостоятельной отраслью научного знания, когда были выделены объект и предмет исследования, сформулированы основные цели и задачи, сформировался свой конфликтологический категорийный аппарат.

При этом необходимо учитывать, что конфликтология по прежнему остается междисциплинарной областью научного знания.

Она объединяет теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтами, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

К основным категориям конфликтологии как науки относят: конфликт, консенсус, противостояние, противоборство, конфликтная ситуация, инцидент, интрига, медиаторство (посредничество), конфликтогены, компромисс, избегание и др.

Определившись с объектом, предметом, категорийным (понятийным) аппаратом, необходимо дать определение конфликтологии как науки. В современной конфликтологической науке их достаточно много, от чисто теоретических до практических.

Это обусловлено тем, что с одной стороны, общепринятое понимание ее статуса пока не сложилось, а с другой – тем, что современная конфликтология, являясь прикладной научной дисциплиной, одновременно является и сферой практической работы по предупреждению и урегулированию конфликтов.

Самое общее представление о предмете конфликтологии даст этимология слова «конфликтология» – наука о конфликтах.

Более точное представление можно получить из следующего определения: Конфликтология — наука о природе, причинах и динамике развития конфликта, методах и средствах его предупреждения, регулирования и разрешения. Объект конфликтологии: Конфликт как социально-психологическое явление.

Предмет конфликтологии: Социальная природа, типы, динамика развития конфликта, пути, методы и средства его предупреждения и разрешения.

Конфликтология как наука носит комплексный характер, одновременно имеет теоретическую и практическую (прикладную) направленность.

Теоретическая направленность конфликтологии обусловлена тем, что она изучает объективную и субъективную природу конфликта, причины их возникновения и формы протекания, динамику развития, пути и способы его разрешения.

Практическая направленность обусловлена тем, что она: помогает распознавать конфликты и принимать надлежащие меры по их профилактике; – позволяет лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях;

– вырабатывает конкретные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению конкретных конфликтов.

Основные функции конфликтологии как науки: — Теоретическая; — Познавательная;

— Прикладная.

Теоретическая функция конфликтологии заключается в исследовании конфликта как социально-психологического явления, развитии его общей теории.

Познавательная функция заключается в вооружении знанием о природе конфликта, причинах его возникновения, динамике развития, конструктивных и деструктивных функциях, приемах и способах предупреждения и разрешения.

Прикладная – в упреждении конфликтов, разрешении реальных конфликтов различных уровней в различных сферах, удержании равновесия между конфликтующими сторонами в рамках конструктивного взаимодействия.

Следует отметить, что с середины 60-х годов XX в. в мире появилась профессия – конфликтолог. Ее представители принимают участие почти во всех переговорных процессах.

В США осуществляется подготовка специалистов по данному профилю, возникла сеть фирм, осуществляющих посреднические (медиаторские) услуги при разрешении конфликтов.

Во многих штатах при судах официально работают профессиональные медиаторы, занимающиеся урегулированием (разрешением) гражданских конфликтов во внесудебном порядке, что значительно снизило нагрузку на суды по рассмотрению гражданских исков.

Конфликтология использует определенную методологию, совокупность соответствующих методов.

Методологической основой конфликтологии как науки выступает понимание конфликта как разновидности социально-психологического противоречия.

Основные методы конфликтологии: – Методы предупреждения, разрешения (регулирования) конфликтов; – Методы сбора информации;

– Методы анализа и обработки данных.

Методы сбора информации: – Наблюдение; – Контент-анализ; – Изучение документов;

– Опрос и др..

Методы анализа данных: – Статистический анализ; – Системный анализ; – Исторический анализ; – Корпоративный анализ;

– Социометрический анализ.

Методы управления конфликтами: – Методы влияния и воздействия; – Методы нормативной регуляции; – Метод картографии; – Методы психологической защиты;

– Методы ведения переговоров.

https://www.youtube.com/watch?v=c3gbeCDUTKw

Следует отметить, что в последние годы активизировался интерес к разработке и научному обоснованию современных методов, методик и техник диагностирования конфликтов и конфликтного поведения. Выделяются работы В.А. Ядова, В.К.Кузьмина и В.Е. Семенова, Н.В. Гришиной, Н.И. Леонова и др..

Таким образом, мы рассмотрели основные методологические проблемы конфликтологии как науки, историю ее возникновения и этапы развития, основные исторически сложившиеся концепции и направления, определили объект и предмет конфликтологии, ее функции, категорийный аппарат, охарактеризовали группы основных методов.

Источник: https://psyera.ru/predmet-konfliktologii-kak-nauki-metody-issledovaniya-i-upravleniya-konfliktami-632.htm

Лекция 1. Конфликтология как наука

Поиск Лекций

Предпосылки конфликтологических идей. Древнее время (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Эпикур, Цицерон, Лао-цзы и др.).

Средние века (Фома Аквинский, Николо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.).

Новое время (Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Клаузевиц и др.). Проблема насилия и конфликтов в религиозных учениях и в искусстве.

Зарубежная конфликтология. Две основные концепции человеческой природы. Их ключевые постулаты: 1) человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости предстают вынужденными реакциями на жизненные обстоятельства (опора на идеи Ж.-Ж. Руссо, К.

Маркса); 2) природа человека ирроциональна, а насилие и агрессия являются природными и естественными (опора на идеи Т. Гоббса, Ф. Ницше, З. Фрейда). Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Общая концепция социального конфликта (М. Вебер, Г. Зиммель).

Социология конфликта и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Общая теория конфликтного взаимодействия (К. Боулдинг). Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, К. Томас). Возникновение и развитие прикладной конфликтологии.

Практика как источник конфликтологических идей.

Развитие отечественной конфликтологии.

1 период (до 1924г. (предтеча)).

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практическое знание принципов, правил и приемов поведения в конфликтах: проблема насилия и не­насилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамкахфилософии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период (1924г. – 1992г.). Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Кон­фликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социоло­гии. Конфликт интенсивно исследуется в других науках, однако междисципли­нарных работ нет.

Этот период в истории отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа:

– 1924–1935гг. Охватывает «первую волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

– 1935–1949гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране и мире.

– 1949–1972гг. Ежегодно публикуются работы по проблематике конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

– 1972–1992гг. Ежегодно публикуются не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению, по одной – в математике. Педагогике, психологии, политологии и философии. Предпринимаются попытки по разработке отечественной теории конфликтов.

3 период (1992г. – наши дни). Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начина­ет выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследова­нию и регулированию конфликтов.Появляется огромное количество публикаций. Лидером среди наук, изучающих конфликты, является психология.

Конфликтология как наука оформилась в XX столетии. Сегодня конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения.

«Объект – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность существует независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.

Объектом познания той или иной науки выступает определённая область реально существующего мира. реальной действительности. То есть объект науки – это фрагмент реальной действительности» [2, с. 78-79].

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен её главный интерес. «Предметом науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего учёным выделять те или иные стороны, закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Тогда предмет науки – результат осмысления объективной реальности» [2, с. 78-79]. Объектом конфликтологии являются всё разнообразие конфликтов, которыми наполнена жизнь прошлого и настоящего (или – конфликт во всех его проявлениях). Конфликты возникают, главным образом, при социальном взаимодействии.

Если его понимать в широком смысле, то в него предлагается включать и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточном количестве работ, посвящённых различным аспектам проблемы биоэволюции (К. Лоренц, Р. Хайнд, Ю.М. Плюснин). Следовательно, в объект попадают и зооконфликты.

Стремление глубокого осмысления мира человека привело к необходимости прояснения внутренних противоречий личности, что, в свою очередь, сделало внутриличностный конфликт неотъемлемой частью объекта конфликтологии.

Предмет конфликтологии – размышление о том всеобщем, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого социального конфликта (или – идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта). Фундаментальной целью конфликтологии является исследование всех конфликтов, интенсивное развитие конфликтологической теории. Прикладная целевая установка – создание системы конфликтологического образования в стране.

В теории и практике конфликтологических исследований сло­жился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. А. Я. Анцупов и А. И.

Шипилов на осно­ве анализа большого объема литературных источников считают возможным выделить следующие вопросы, постановка и решение которых образуют область интересов конфликтологов: сущность социального конфликта; классификация, эволюция, генезис, структура, функции, информация в конфликте, динамика, диагностика, предупреждение, завершение конфликтов.

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей наук, изучающих конфликт:

– военные науки,

– география,

– искусствоведение,

– исторические науки,

– медицина,

– педагогика,

– политология,

– правоведение,

– психология,

– социобиология,

– социология,

– технические науки,

– физико-математические науки,

– филология,

– философия,

– экономика.

В каждой из отраслей разработаны и развиваются свои поня­тийные схемыописания конфликта. Инеграция отраслей должна осуществляться на основе принципа равенства. Вместе с тем роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следующим:

– психология – единственная наука, изучающая все типы конфликтов;

– объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней;

– психологи занимают выраженное лидирующее положение по объёму исследований конфликта;

– только в психологии в 1992г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке шестнадцати наук.

Конфликтология, как сравнительно молодая наука, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии: анализ продуктов деятельности, наблюдение, эксперимент, опрос, интервью, экспертный метод, социометрию, тестирование. Следует обратить внимание на методы инновационных и деловых игр. Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Основная использованная литература

Читайте также:  Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

2. Галагузова М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы : научно-практическое пособие / М.А. Галагузова. – Екатеринбург: «СВ-96», 2011. – 256с.

3. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»)

Источник: https://poisk-ru.ru/s22831t2.html

Конфликтология как наука: Объект,предмет, метод, связь с др науками

^ Управление конфликтами как элемент системы управления персоналом

Управление конфликтом это процесс целенаправленного устранения причин, породивших конфликт,и приведение участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений.

1 Управление конфликтами 2 Система управления персоналом Подсистема трудовых отношений:

  • Анализ и регулирование взаимоотношений
  • Управление производственными конфликтами и стрессами
  • Социально-психологическая диагностика
  • Управление взаимодействием с профсоюзом.

Подсистема социального развития:

  • Управление социальными конфликтами и стрессами
  • Организация социального страхования

Подсистема планирования найма и учета персонала:

  • Маркетинг персонала
  • Планирование численности персонала
  • Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала
  • Управление занятостью

Подсистема условий труда: — соблюдением требований психофизиологии труда; — соблюдением требований эргономики труда; — соблюдением требований технической эстетики; — соблюдением требований по охране труда и технике безопасности;

17)Методы изучения конфликтов

^ – совокупность способов и приемов изучения конфликтов, конфликтных ситуаций и конфликтного поведения личности (группы).

1)Методы диагностики конфликта.

Опросник А.Босса и А Дарки Личностный опросник Г.Айзенка Опросник К.Томаса и др.

^

Наблюдение Социометрические методы Метод изучения документов Экспиримент(Дилемма заключенного) и др

^

Анализ и синтез Дедукция индукция Обобщение и сравнение и др.

4)методы математического моделирования

Математические модели Регрессивный и факторный анализ ^

Междисциплинарности ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии..

Опираясь на знания только одной науки — психологии, социологии или какой-либо другой, — конфликт ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Важнейшей стороной принципа междис- циплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии.

Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

Преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной конфликтологии.

Эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании.

Он требует от конфликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

^ формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.

^ ориентирует конфликтолога на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.

Он означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; обнаружение осознаваемых, но скрываемых, часто основных целей; необходимость находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом.

^ не ограничивает, как может показаться на первый взгляд, позицию конфликтолога.

18)Прогнозирование и профилактика конфликта в организации

Очевидно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно.

Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

^

Создание объективных условий препятствующих возникновению и развитию конфликтов Благоприятные условия труда Справедливое распределение материальных благ Разработка нормативных процедур разрешения конфликта

Источник: http://ignorik.ru/docs/index-2397515.html

Лекции по конфликтологии (стр. 1 из 36)

Тема 1.

Предмет конфликтологии и ее роль в развитии общества.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

2. Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

Противоречия, конфликты, кризисы переживаемые человеком с одной стороны являются источником развития личности и общества, с другой стороны, основной причиной гибели людей.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.

Конфликт – один подход, как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Среди сущностных черт конфликта выделяются следующие:

· Какое-либо противоречие;

· Противодействие его субъектов;

· Переживание при этом негативных эмоций.

Совокупность противодействия и переживания негативных эмоций называется социальной напряженностью, которая проявляется на уровне отношений и взаимодействий количественно (увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций) и качественно (в содержании ожиданий и отношений между субъектами).

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения. Объект конфликтологии включает три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты.

Основными целями конфликтологии являются:

1. исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

2. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

3. организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;

Для достижения первой цели – развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

· Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.

· Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.

· Выделение в ВАКе РФ научной специальности “конфликтология”, возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.

· Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.

· Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.

· Организация издания научного журнала “Проблемы конфликтологии”, более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.

· Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.

· Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.

Решение второй цели – Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе – может обеспечиваться путем решения следующих задач:

· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс “Основы конфликтологии” будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех вузов;

· введение курса “Основы конфликтологии” в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;

· введение учебной специализации “Конфликтолог” в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;

· введение учебной дисциплины “Основы конфликтологии” в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает – третья цель конфликтологии – решение следующих основных задач:

· разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

· создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;

· создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

· разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

Роль конфликтологии в развитии отечественного общества

В нашей стране проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная отрасль знаний. К началу 1998г. в стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации, опубликовано более 311 книг по проблеме конфликтов в различных областях человеческой деятельности.

История конфликтологии характеризуется спецификой периодизация ее развития.

1 период – до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период — 1924 -1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться в рамках двух наук (правоведение, социология), а к концу периода проблема конфликтов охватывается двенадцатью науками. Анализ публикаций в указанный период определяется действием четырех основных факторов:

Читайте также:  Зависть - причины, признаки, как избавиться от чувства зависти

* степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;

* заинтересованностью в разработке проблемы конфликта с учетом обстановки в стране;

* уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт;

* возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап — 1924-1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике. Первая работа была опубликована в 1924г. (авторы П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Книга «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полнымотсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Публикуются работы по проблеме конфликта, защищены первые 25 кандидатских диссертаций; исследования конфликта начинают развиваться в различных аспектах: в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1972 – 1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищены первые докторские диссертации.

3 период — 1992г. – настоящее время. Конфликтология начинает выделятся в самостоятельную науку, увеличивается количество публикаций.

Ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищенных диссертаций колеблется от 1 до 25 в год, создаются центры по исследованию и регулированию конфликтов. Проведены два международных конгресса конфликтологов (Казань, 2000 и Санкт-Петербург, 2004).

Начали выходить периодические издания, посвященные различным прикладным аспектам конфликтологии («Социальный конфликт», «Третейский суд». «Трудовые споры» и др.).

Междисциплинарные связи конфликтологии.

Безусловно, каждая из двенадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах. Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки –конфликтологии.

1. Исследование конфликтов в психологии.

Психология занимает лидирующее положение среди отраслей конфликтологии по количеству публикаций. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп: сущность конфликта, его генезис, эволюция, структура, динамика, функции, типология, информация в конфликте, методы диагностики, предупреждение, разрешение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203492/lektsii-po-konfliktologii

Конфликтология как наука

Конфликтная ситуация

Каждый человек субъективен по своей природе. Индивидуальное видение мира, оценки происходящего у людей различны. Собственные интересы человека, их реализация могут столкнуться с интересами другого человека. Когда это происходит, то возникает конфликт.

Кармический Совет Планеты. Апрель 2015. Разумное Человечество

Понятие конфликта

Под конфликтом подразумевают взаимодействие объектов, цели которых и способы их реализации несовместимы. Под объектом могут подразумеваться люди, группы людей, армии, классы и др.

Конфликт — это столкновение индивидов, групп и др., возникающее при наличии несовместимых интересов, взглядов, позиций.

Конфликты неизбежны, они существуют там, где есть жизнь. Бытует одна известная фраза, что если вы считаете, что у вас нет конфликтов, то проверьте, есть ли у вас пульс. Поэтому конфликтология занимается не искоренением конфликтных ситуаций, а сведением к минимуму негативных последствий в процессе их разрешения.

Изучение закономерностей протекания конфликтов дает возможность конструктивно проживать подобные ситуации как на уровне отношений одного человека, так и на уровне межгосударственных взаимодействий. Конфликтной можно назвать ту ситуацию, которая проживается как конфликт хотя бы одной из взаимодействующих сторон.

Контактер Морея. Ченнелинг. Семья. Взаимоотношения мужчины и женщины

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Конфликт

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты .

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта.

Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в психике индивидуума, а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению.

Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят другие смыслы, конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация ;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению.

Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко негативное отношение, эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е.

увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия.  Третья стадия – возникновение способов разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы дать возможность конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Разрешение конфликта

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. Разрешение конфликтов зачастую бывает частичным.

О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт.

Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Как и когда воспринимать критику? Как отличить полезную критику от неконструктивной.

Источник: http://www.13min.ru/psixologiya/konfliktologiya-kak-nauka/

Предмет и принципы конфликтологии

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование.

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Важной вехой в развитии знаний о конфликтах стало появление науки конфликтологии. Она вобрала в себя не только теоретическую базу, но и целый арсенал практических средств, методов приемов по диагностике и преодолению конфликтов в самых различных социальных ситуациях. В этом плане конфликтологию можно и нужно рассматривать как некую прикладную отрасль в самых различных областях деятельности.

В данной работе предпринята попытка рассмотрения базовых характеристик конфликтологии, прежде всего ее предмета и принципов с точки зрения практичности ее применения в работе социального работника.

Основные задачи исследования:

выявление определений понятия «конфликт»;

определение базовых задач конфликтологии как науки;

определение предмета и принципов конфликтологии как науки;

определение основных характеристик деятельности социального работника.

Основным методом по решению данных задач была аналитическая работа с литературными источниками. Здесь хотелось бы выделить некоторые из них.

Очень сильна в исследованиях в области конфликтов отечественная школа. Так в работах Б.И. Хасана [6] и Н.В.

Гришиной [2] собраны материалы по истории исследования конфликта, отображены существующие теории конфликта, базовые характеристики понятия.

Работы этих авторов ценны и тем, что в них собраны очень интересные наработки по вопросам профильного изучения конфликта в области педагогики, социальной работы.

И.М. Невлеева [5] очень подробно и доступно рассматривает специфику конфликтологии в области социальной работы. В работе Е.В. Буртовой [1] очень качественно отображены методологические основы конфликтологии как науки.

1. Определение «конфликта». Базовые характеристики конфликтологии

Конфликтология – «наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня» [1, C.28].

Приведем несколько научных определений понятия «конфликт», которые помогут определить сущность конфликта вообще.

«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе…это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1, C. 74].

Конфликт – это «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности» [3, C. 105].

«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3, C. 98].

«Конфликт – это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия» [4, C.14].

Удачным является определение конфликта, данное Н.В. Гришиной: «Конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами)» [2, C. 23].

Из этого определения можно выделить основные характеристики конфликта:

Биполярность. Эта характеристика подразумевает (абсолютно обоснованно) наличие в конфликтной ситуации двух противоречащих друг другу или несовместимых интересов.

Биполярность сама по еще себе не означает столкновение двух разных начал.

Их подлинная противоположность обнаруживает себя не просто в их сопоставлении, но в их противостоянии, предполагающем «борьбу», активное взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия.

Таким образом, наряду с биполярностью в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия.

Читайте также:  Адаптация человека - понятие, виды и факторы адаптации

Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. «Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет – не может быть конфликта» [1, C. 28].

Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры».

Разумеется, и до нее были серьезные работы, так или иначе посвященные, но в книге Г.

Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания.

Следующий заметный шаг – работы З. Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание – генератор психического вообще. Тем самым, создавалась традиция, согласно которой конфликт между инстанциями личности утверждался в статусе источника активности, а его качества – как характеристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.

Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду, в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена.

Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как метаявление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив (см. например, А. Рапопорт, Р. Акофф, Ф. Эмери и др.

Современный интерес к проблематике конфликта настолько велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в литературе определения заняла бы слишком много места.

Вместе с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте:

как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).

2. Предмет и принципы конфликтологии

конфликтология зиммель социальный

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен ее главный интерес. Предмет и объект науки – тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта.

Объект конфликтологии – сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего [1, C. 104].

В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие [1, C. 105]:

) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. Именно в соответствии с этими принципами и формируется категориальный аппарат любой науки, в том числе и конфликтологии.

С успешным применением этих принципов связаны перспективы дальнейшего развития науки о конфликте, совершенствование как ее теории, так и практического применения. Если современная теория конфликта есть результат длительного процесса познания, то ее методология есть совокупность способов достижения и построения этого знания, его дальнейшего расширения и углубления.

Так например, принцип детерминизма направляет исследовательскую мысль конфликтолога по пути выявления объективных и субъективных причин, следствием которых выступает любой конфликт, и без учета которых невозможно ни его предупреждение, ни разрешение.

Указанные исследовательские принципы носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности, поскольку ими выражаются устанавливаемые на философском уровне универсальные свойства природной и социальной действительности.

Однако каждая из множества ныне существующих наук имеет дело не со всей действительностью, а с какой-то ее стороной или частью. Поэтому каждая наука на основе общенаучных принципов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания.

Так, методы естественных наук отличаются от методов гуманитарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования-

Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной, частнонаучной методологии, т.е. таких процедур исследования, которые диктуются социально-психологической природой ее объекта, своеобразием ее предмета.

Однако в современных условиях, когда научная деятельность в любой сфере приобретает характер взаимодействия многих отраслей знаний, особую остроту приобретает вопрос об использовании каждой конкретной наукой общенаучных принципов и методов.

Таковы, например, теоретико-информационные, математические методы, использование которых в конфликтологии в значительной мере способствовало обогащению ее подходов к исследованию своего предмета на основе применения логико-математического моделирования, компьютерной техники и других средств.

3. Конфликтология в социальной работе

Общественное и духовное развитие, в том числе и в России, характеризуется динамичными, масштабными изменениями, зачастую протекающими в форме глубоких кризисов, ожесточенных конфликтов. Конфликт – это всегда сложный, многоплановый социальный феномен.

В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, ' социальные группы, национально-этнические общности, государства, группы государств, объединенные теми или иными целями, интересами. Конфликты возникают по самым различным мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным.

Такой характер общественного и духовного развития требует от современной науки не только раскрывать в каждый конкретный исторический момент его основные тенденции, объяснять их причины и направленность, но одновременно требует саморефлексии научной теории, анализа основных научных понятий, категорий применительно к конкретной исторической ситуации, а также, по мере необходимости, их уточнения, пересмотра.

Особенно велико значение конфликтологии для практики социальной работы.

Ведь под влиянием кризисных явлений в российском обществе значительно увеличилось число людей с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, бродяг, людей с различными формами патологий.

Именно эти категории людей в конфликтных ситуациях наиболее склонны выбирать иррациональные формы поведения. Однако и вполне адекватные, психологически устойчивые люди могут поддаваться влиянию страха.

Известно, что практически любой человек оценивает ту или' опасность с точки зрения наличия или доступности необходимых средств защиты, ресурсов, гарантируемых социальными институтами, органами власти.

«Если же необходимые средства защиты недоступны или неадекватны грозящей опасности, тревога мобилизует человека, побуждая действовать в направлении, которое кажется необходимым для предупреждения грозящих бедствий.

Проблема незащищенности перед опасностями и угрозами имеет немаловажное значение в формировании направленности социальных процессов и общей системы ценностных ориентации социума» [5, C. 210].

Другими словами, страх является одновременно причиной и следствием определенного социального поведения или отношения индивида, групп или российского общества в целом к событиям, вызывающим у них чувство опасности.

Достижение высокого уровня безопасности стимулирует российское общество к развитию и совершенствованию, а незащищенность отдельных социальных групп или российского общества в целом тормозит любой социальный процесс, переводя население в режим ожидания.

При этом практически ни одна из существующих проблем не воспринимается населением как общая, «требующая сочувствия и мобилизации усилий всех» [5, C. 211].

Состояние тревожности ничуть не содействует социальной интеграции российского общества, поэтому число реальных и потенциальных конфликтов в нем существенно возрастает.

Социальная работа в современной России востребована практически во всех сферах человеческой деятельности.

Поле профессиональной деятельности специалиста социальной работы постоянно расширяется и уже не может быть сведено только к социальному обслуживанию отдельных лиц, семей и групп населения, имеющих особые нужды или находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Специалист социальной работы должен быть готовым к работе в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в городе и сельской местности, на транспорте.

Специалист социальной работы [5, C. 213]:

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемую помощь) в социальных службах, организациях и учреждениях;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при получении дополнительного образования в этой области).

Заключение

В данной работе удалось провести анализ ряда литературных источников в области конфликтологии и социальной работы. В ходе анализа были выделены основные специфические черты конфликтологии как науки, способы применения багажа этой области знаний в работе социального работника.

Основной задачей работы было прояснение формулировок предмета и базовых принципов конфликтологии как науки. Здесь определяющей стала работа Е.В. Буртовой [1], которая указывала, что предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, а базовыми принципами:

) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Список литературы

1. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2002. – 509 с.

. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2005. – 464 с.

. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001.

. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб.: Питер, 1999.

. Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе: Учеб. Пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 327 с.

. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. – Красноярск: Изд-во КГУ, 2001. – 125 с.

Источник: http://diplomba.ru/work/111898

Ссылка на основную публикацию