Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Механизмы психологической защиты

Интеллектуализация - психологическая защита, примеры

Все слышали о существовании некой психологической защиты. Это механизмы, которое запускает наше подсознание с целью защиты от неприятного, угрожающего фактора. Говоря о подсознании, мы имеем в виду то, что человек не управляет этими процессами напрямую. Как правило, мы не можем объяснить, почему так или иначе поступает.

Но это значит одно – на подсознательном уровне мы защищаемся от чего-то. Чаще всего такой защитой является витание в облаках, мечтательность и, конечно же, юмор.

Механизмы психологической защиты тщательно изучал и объяснял известный ученый и философ Зигмунд Фрейд.

Он известен тем, что ввёл понятия «Оно-Я-Сверх я», что также относится к нашей теме.

Фрейд объяснял свою теорию механизмов защиты тем, что каждый день в своей жизни мы сталкиваемся со многими факторами.

Некоторые из них могут быть отрицательными, и принимай мы всю их интенсивность на себя, тяжёлые психические стрессы, нервные срывы нам обеспечены.
На бессознательном уровне мы боремся с этими явлениями.

Мы можем их даже не замечать, не помнить их. Но они дают о себе знать, всплывая в сновидениях, оговорках (что также детально изучил Фрейд).

Психоаналитик подчёркивал исключительную значимость этих механизмов. По сути, они оберегают эго человека, помогают нам пребывать в нормальном состоянии. Если же система нарушена – повседневная жизнь стала бы мучительной, просто невозможной для огромного количества людей. Это как таблетка, утоляющая физическую боль.

Фрейд долго проводил исследования, наблюдая за типичными проявлениями защитных психологических механизмов. Результаты он свёл в свою классификацию, которая делится на первичные и вторичные механизмы.

К первой группе относятся: всемогущий контроль, диссоциация, интроекция, отрицание, примитивная идеализация, примитивная изоляция, проективная идентификация, проекция, расщепление Эго и соматизация.

Ко второй группе Фрейд отнёс: аннулирование, репрессию, смещение, игнорирование, идентификацию, изоляцию аффекта, интеллектуализацию, компенсацию, морализацию, разрядку, аутоагрессию, раздельное мышление, рационализацию, реактивное образование, реверсию, регрессию, сексуализацию и сублимацию.

Подробно мы рассмотрим именно те механизмы психологической защиты личности, которые встречаются чаще всего

Отказ
Проявляется в нежелании принимать очевидную истину, принимать положение вещей. Обычно это происходит, когда случается что-то крайне неприятное, трагическое. Получая известие о смерти близкого человека или узнавая о наличии у себя тяжёлой болезни, человек не верит в это, не желает, чтобы это было правдой. Ему это похоже на чудовищную ошибку.

Репрессия
За психологическим термином скрывается подсознательное отталкивание воспоминаний и мыслей о том, что тревожит и огорчает. Другими словами, это мотивированное забывание. В виду того, что всё это делается подсознательно, воспоминания могут изменяться.

Нужно сказать, что даже если элементы, наносящие нам психологический урон, и уйдут в подсознание, навсегда они не исчезнут. Они будут продолжать влиять на поведение человека, проявляться в снах. Находясь под гипнозом, человек легко их вспомнит.

Если думаете, что не сталкивались с репрессией, вспомните, как Вы смотрели телевизор, чтобы не думать о плохом или включали музыку, чтобы сменить обстановку и отвлечься. Вот то-то и оно.

Регрессия Этот метод защиты подразумевает возврат к более ранним моделям поведения. Многие люди, сталкиваясь с неприятной ситуацией, начинают впадать в ребячество, вести себя как маленькие дети.

У некоторых это перерастает в инфантильность. Объясняется такое поведение просто: в детстве мы все чувствовали защищённость, находясь под опекой взрослых. Они нас защищали, решали наши проблемы.

Сейчас мы на бессознательном уровне начинаем вести

себя как в детстве, полагая, что защита вернётся.

Смещение В психологии этот метод трактуется по-разному. Фрейд связывает это с подсознанием. В частности, после сновидения, человек иногда задумывается об его смысле и тут смещение играет роль цензуры: некоторые элементы сна замещаются другими, более нейтральными, который человек неосознанно додумал сам.

Другие психологи смещением называют перенос эмоций человека на объект, который не имеет отношения к его нынешнему состоянию. То есть, нас кто-то разозлил, а мы срываемся на другого по причине того, что конфликт с обидчиком нежелателен.

Сублимация
Этот механизм также был описан Фрейдом. Он подразумевает перенаправление своих мыслей и энергии в социально приемлемые формы. Чувствуя неуёмное сексуальное желание или ненависть, человек не утоляет их напрямую, а выплёскивает эмоции, рисуя картины или занимаясь спортом.

Сверх-компенсация
Фрейд называл сверх-компенсацией попытки преодолеть свои реальные или воображаемые недостатки. То есть, это дополнительные усилия, прилагаемые человек для разрешения какой-либо ситуации.

Проекция
Это бессознательное проектирование своих мыслей и чувств на других людей, которые их не испытывают. То есть, человек свои собственные мысли принимает за те, которые пришли извне. Этот механизм защиты обычно присущ людям, страдающим параноидальными расстройствами.

Интеллектуализация
Заключается в попытке абстрагироваться от своих чувств и сосредоточиться на фактах. Другими словами, попав в крайне неприятную ситуацию, человек пытается рассуждать о ней, как о каком-то теоретическом понятии, как о чём-то обыденном, чтобы была возможность трезво оценить происходящее и найти выход.

Рационализация
Этот механизм заключается в том, что пытаясь объяснить своё поведение, человек использует только те детали, приходит только к таким выводам, которые высветлят его поведение как правильное и хорошо контролируемое. То есть, человек подсознательно хочет себя оправдать, опуская при этом факторы, говорящие, что он неправ.

Обратная сторона защитных механизмов

Мы говорили о том, что психологические механизмы защиты действуют в наших интересах и оберегают наше Эго. Но у любой медали есть две стороны. Иногда случается так, что человек полностью оказывается во власти того, или иного механизма. Он теряет связь с реальностью, а это выливается в психические расстройства.

К примеру, интеллектуализация может привести к тому, что человек начнёт блокировать проявления любви и любых других эмоций.

Он лишится любых эмоций, не будет реагировать на критику или похвалу, потеряет интерес к сексуальным отношениям. Это перетечёт в шизоидное расстройство. И это лишь один из немногих примеров.

На самом деле, любой из психологических механизмов защиты может привести к таким неприятным последствиям.

тэги: Зигмунд Фрейд, популярная психология

Источник: http://anima-vita.ru/2015/01/mehanizmy-psihologicheskoj-zashhity/

Механизмы психологической защиты

Интеллектуализация - психологическая защита, примеры

В угрожающих ситуациях участники коммуникации бессознательно используют различные способы реагирования на них, т.е. применяют неодинаковые механизмы психологической защиты.

К ним относятся те или иные психологические проявления человека, которые происходят на подсознательном уровне и позволяют ему снижать фрустрацию.

Она представляет собой особое психическое состояние личности, вызываемое объективно или субъективно непреодолимыми трудностями, которые появляются на пути достижения ею цели, а также стрессами, тревогами, конфликтами, имеющими место при коммуникации.

Психологами выделяется неодинаковое количество используемых людьми механизмов психологической защиты. З. Фрейд, к примеру, довел их число до 15.

Рассмотрим наиболее важные и чаще всего используемые в процессе коммуникации. Это вытеснение, отрицание, подавление, регрессия, идентификация, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Избирательное вытеснение и преднамеренное забывание информации, связанные со стрессами, конфликтами и возбуждением, вообще присущи всем людям. Вытеснение, как один из механизмов психологической защиты, отличается тем, что оно представляет собой осознанное избавление памяти общающимся от тех мыслей, чувств, желаний, воспоминаний, которые вызывают у него озабоченность, тревогу и беспокойство.

Существует мнение, что при этом вытесняются чувства, свойства и качества личности, не делающие ее привлекательной, например, неблагодарность, зависть, недоброжелательность, подозрительность, заносчивость.

В качестве механизма психологической защиты в процессе коммуникации используется и отрицание. При его помощи либо вообще отрицаются вызывающие тревогу или беспокойство обстоятельства, либо меняется само истолкование сути или значения самой ситуации. Это дает возможность изменить или приуменьшить их негативное значение.

При подавлении общающиеся сознательно избегают, стараются не думать о том, что сильно их беспокоит, вызывает негативные эмоции.

Для этого применяют осознанное переключение внимания с неприятных раздумий на радующие Или нейтральные.

При регрессии, как механизме психологической защиты, участник общения стремится избежать неприятных эмоций, вызванных определенной ситуацией, путем перехода к прежнему образу жизни, к прежней ситуации, когда у него не было этих эмоций.

Вступив в конфликт с кем-либо, он может восстановить давно прерванные контакты с другим человеком, которые не сопровождались конфликтами. Может он и неудовлетворенный новым видом деятельности, сопровождающимся недоразумениями, вернуться к прежнему, когда их не было.

Идентификация тоже является довольно часто используемым общающимися приемом психологической защиты. Она используется, когда нужно усилить чувство собственного достоинства и избежать конфликта.

Идентификация заключается в том, что человек, не имея тех или иных качеств, необходимых в конкретной ситуации, неосознанно идентифицирует себя с тем, кто их имеет. Это невольно придает ему большую уверенность в своих силах.

Для преодоления комплекса собственной неполноценности применяется и компенсация: при ней общающийся прилагает значительные усилия, чтобы преуспеть в той сфере, в которой он ощущает свою неполноценность.

В основе проекции лежит осознанное приписывание участником коммуникации необоснованных и неприемлемых чувств и мыслей другим, что должно уменьшить их негативное воздействие.

Например, приписывание окружающим собственной агрессивности, недоброжелательности или собственных аморальных устремлений.

В качестве формы психологической защиты возможно применение и замещения, что, правда, не отвечает общепринятым моральным нормам.

К примеру, чтобы разрядить свои отрицательные эмоции, полученные от общения с одним лицом, их направляют на другое, представляющее меньшую опасность («согнать зло на другом») или вообще неспособное дать отпор.

При интеллектуализации психологическая защита достигается чисто умственным путем, т.е. общающийся переадресовывает свои беспокойства и тревоги с помощью логических установок и доказательства партнеру.

Реактивное образование — это такой вид психологической защиты, который представляет собой контрмотивированное поведение: если есть опасность возврата в сознание вытесненного из него неприятного побуждения, можно стимулировать удаление его путем введения в него диаметрально противоположного.

Склонность к использованию психологической защиты у общающихся проявляется неодинаково. Чаще всего используют механизм интеллектуализации, за ней идет регрессия, а затем проекция и компенсация.

Различия в использовании методов психологической защиты объясняются личными качествами, возрастными, половыми особенностями и другими факторами, характеризующими личность.

САМОАНАЛИЗ

В процессе коммуникации важным ее элементом является умение ее участников управлять поведением других лиц.

Это умение должно распространяться не только на собственного мужа или жену после окончания, в том числе досрочного, медового месяца.

Чтобы управление ими было достаточно плодотворным, нужно помнить, что далеко не всякий муж «объелся груш», и то, что жена «не всегда сатана».

Когда при общении не удается добиться от другого желаемого, управлять его поведением и поступками, не всегда следует винить его или ссылаться на различные обстоятельства, помешавшие этому, или на то, что другой сплошной негатив, к примеру, он «пуленепробиваемый» или у него физиономия просто не может обойтись «без кирпича».

Нередко основная причина неудачного воздействия на других кроется не в них, а в самом субъекте коммуникации.

Еще в античные времена общающимся рекомендовали руководствоваться таким постулатом:

— Чтобы управлять другими, нужно первоначально научиться управлять собой.

Этот постулат не утратил своего практического значения и в наши дни. Действительно, процесс управления другими нужно начинать с себя. А для этого необходимо изучить себя с помощью самоанализа.

Если он будет проведен достаточно объективно, это даст возможность составить в большей или в меньшей мере ясное и четкое представление о себе, как субъекте и объекте общения, о своих реальных и мнимых достоинствах при этом, о степени их воздействия на других.

Самоанализ также поможет уяснить, как вы выглядите со стороны, как говорите, слушаете, ведете себя, какое впечатление этим производите на окружающих.

При самоанализе также можно составить представление о том, за что они вас уважают, что вызывает у них отрицательную реакцию, а что .они оставляют без внимания.

Результатом объективного самоанализа может быть вообще переоценка своей личности и своих возможностей как субъекта и объекта коммуникации, изменение своего поведения и действий, своих отдельных свойств и качеств.

Он также иногда заканчивается и тем, что перестают обвинять в своих неудачах управления поведением других их самих, разные мешающие этому черты их характера или различные обстоятельства.

Успех в коммуникации далеко не всегда зависит от роста лиц, участвующих в нем, от размеров их кулаков или других подобных их достоинств.

Он прежде всего зависит от их способности трезво оценивать людей, вообще окружающую действительность и ее составляющие. Зависит он и от умения реально определить соотношение имеющихся у них достоинств и недостатков как субъектов и объектов коммуникации.

Читайте также:  Умственная отсталость у ребенка - особенности, характеристика

Дело в том, что они соотносятся в нужном качестве и количестве далеко не всегда. Это имеет место, в частности, когда люди проповедуют одно, а делают совсем другое.

К примеру, когда человек считает себя честным и порядочным и не хочет осознавать того, что его поведение этого не подтверждает.

Без реального самоанализа, без выявления в его результате своих недостатков, влияющих на коммуникацию, трудно их устранить и повысить эффективность своего воздействия на других ее участников.

Уяснив свои недостатки как субъекта и объекта общения в прошлом, есть шанс не допустить их проявления в нужный момент в настоящем и в будущем.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1454;

Источник: https://poznayka.org/s5609t1.html

Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Интеллектуализация – это попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись. Интеллектуализация относится к механизмам защиты психики от фрустрационных факторов, являясь более усложненной формой изоляции.

Различия в данных формах таковы, что при изоляции человек вытесняет из сознательного проживания определенное чувство или их спектр, полагая, что не испытывает их, тогда как при интеллектуализации признается наличие чувств этой сферы, однако обесценивается их сила или влияние (характерны рассуждения об эмоциях отчужденно, как бы со стороны, при отсутствии погружения в проживание).

Такой вид защиты весьма полезен в ситуациях с избыточным эмоциональным потенциалом, позволяет сохранить логику суждений и не потеряться, например, под воздействием паники.

Имея много плюсов и выглядя, как пример взрослого поведения, интеллектуализация может нести человеку неприятности в виде искажения реальности, что делают все защиты, а также провоцировать неадекватную реакцию, вследствие неполноценного проживания эмоций.

Примеры интеллектуализации встречаются у личностей с шизоидной акцентуацией, являясь способом дистанцирования от потенциально болезненных переживаний.

Что такое интеллектуализация?

Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека.

Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация.

Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно.

В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.

Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.

В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний.

Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление.

Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация в психологии это излишнее использование человеком интеллектуальных ресурсов для избегания эмоциональных переживаний. Развивается такой вариант контроля эмоций в подростковом возрасте, когда в силу столкновения с травматическим опытом или разочарованием возникает потребность в сдерживании своих аффективных реакций.

Выявлены взаимосвязи развития данного психологического механизма защиты как преобладающего от личностных черт.

Обычно это замкнутые люди, которым свойственная педантичность, основательность, высокий уровень самоанализа и самоконтроля, индивидуализм в принятии решений, высокая степень развития интеллектуальной сферы.

При активизации этой защиты человек может лишиться способности принимать действенные решения, а только рассуждать о происходящем, усиливается социальная отстраненность (могут появиться фобии или агрессивность), возрастает уровень самообмана в целях самооправдания.

Специфическим образом происходит анализ окружающей действительности, с преувеличением значения рассудочных компонентов, при этом человек и его мир как бы расщепляется. Такое поведение имеет позитивное влияние в экстремальных ситуациях, когда необходимо собраться и сконцентрироваться, но несет ущерб общению в будничной обстановке.

Если вы общаетесь с человеком, у которого превалирует интеллектуализация, то на вопрос о его чувствах к вам, вы вполне можете услышать рассуждения о том, что вы хороший человек, проявили себя как надежный попутчик или являетесь для него источником пользы.

Такое общение больше напоминает собеседование или обсуждение технических моментов в работе устройства, чем эмоциональный живой обмен между людьми.

Стоит отметить, что интеллектуализация не дарует освобождение от неприятных эмоций, а просто выносит из области доступного проживаемого опыта, генерализуя ощущение беспричинной тревоги или страха.

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация считается защитным механизмом высшего порядка. Она имеет больше нюансов, а соответственно иногда бывает сложно уловимой, по сравнению с остальными. Возникает в подростковом возрасте, когда достаточно развиты внутренние структуры личности и начались первые столкновения в конкуренции. Укрепляется или используется ситуативно, но требует выраженного развития силы эго.

Особенность данного защитного механизма состоит в том, что даже значительные, важные и решающие моменты в судьбе такого человека воспринимаются им нейтрально. События трактуются с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно, без учета желаний и чувств.

Такой человек вряд ли будет биться в истерике по поводу смерти ближнего, но также он и не будет прыгать от радости рождения ребенка. Складывается ощущение, что он силен и стабилен и никакие превратности жизни не способны существенно всколыхнуть чувственную сферу, а тем более вывести в состояние аффекта.

Такие люди поражают окружающих, когда выбирают себе место на кладбище, узнав, что им осталось жить пару месяцев. Или можно лицезреть интеллектуализацию среди подростков, философствующих на размытые религиозные темы или отвлеченные от их жизни концепции.

Видя такие примеры поведения, мы считаем подобных людей странными, героями, отморозками – все зависит от контекста, но мы никогда не воспримем их как среднестатистического.

Но в обоих приведенных примерах люди отделяются от собственных переживаний, в первом варианте от страха смерти, во втором от нахлынувших эмоций подросткового возраста, обусловленных гормональными изменениями, с которыми еще не понятно как справляться.

Для успешной работы при столкновении с интеллектуализацией следует обнаружить причину излишней эмоциональной переполненности и снизить поток стимулов, которые порождают непереносимую лавину чувств или же постараться обеспечить такие психотерапевтические условия, где человек сможет встретиться со своими переживаниями в полном объеме. Поскольку наиболее распространенными чувствами вызывающими интеллектуализацию являются чувства стыда или вины, то основная работа терапевта будет заключаться в обеспечении безоценочного принятия и восстановления корректного внутреннего образа человека.

Источник: http://rus.housepsych.com/intellektualizatsiya_default.htm

Ретроспективная рационализация

?guzel54 (guzel54) wrote,
2015-12-23 23:16:00guzel54
guzel54
2015-12-23 23:16:00Originally posted by gubervas at Ретроспективная рационализацияИз всех бесчисленных субъективных личностных ценностей есть одна, неизмеримо превосходящая все остальные и, тем не менее, парадоксальным образом часто ускользающая от внимания человека.

Эта ценность – потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, а по существу – потребность в мире с самим собой.

Только сохранение самоуважения, представление о себе как о достойной фигуре, соответствующей собственным идеалам, позволяет человеку сохранять целостное поведение, оптимизм перед лицом неудач и трудностей и высокую активность в условиях неопределенности, то есть в условиях повседневного существования, где неопределенность сопутствует самым важным, судьбоносным решениям и поступкам: решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу, как вести себя в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п. Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии.Между тем, у каждого из нас всегда достаточно оснований для такого внутреннего конфликта. Более того, чемвыше и сложнее душевная организация человека, тем чаще возникают у него противоречивые, взаимоисключающие потребности. Так, желание добиться успеха и заслужить признание нередко приводит к враждебности к потенциальным соперникам – к тем, кто превосходит нас талантами или работоспособностью. Но такая враждебность, основанная на зависти, унизительна для человека с высокой самооценкой, искренне полагающего, что талант и работоспособность достойны уважения и что он сам этими свойствами не обделен. Чтобы внутренний конфликт – в данном случае между «недостойной» завистью и уважением к себе – не привел к расстройству поведения и к депрессии, человек использует механизм психологической защиты, изощренными и хитроумными способами предотвращающий снижение самооценки. Наше внимание мы сосредоточим на рассмотрении механизма срабатывания интеллектуальных психологических защитах – интеллектуализации и рационализации.

І. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИ

Защитный механизм интеллектуализации

Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

  Этот термин чаще употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного мышления над переживанием и непризнанием аффектов и фантазий. Термин «интеллектуализация» у З. Фрейда не встречается, одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит А. Фрейд.

Она трактовала интеллектуализацию подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого «Я» стремиться овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, интеллектуализация – это одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого «Я».

Действие интеллектуализации проявляется в основном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или (фрустрирующей) ситуации без переживаний.

Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличие убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от другой интеллектуальной защиты – рационализации, по мнению Ф.Е.

Василюка, в том, что она по существу представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций, что собственно подтверждает определение интеллектуализации как вида психологической защиты, сделанное А. Фрейд.

Случается, что даже самые умные и образованные люди не способны оценить адекватно собственные переживания и подлинные мотивы своих поступков. Известен такой пример. Один выдающийся американский психолог, с именем которого связано целое большое направление в психологии, опубликовал статью о сновидениях, в которой в качестве иллюстрации привел собственный сон.

В этом сне он играл в карты с друзьями, и на руках у него былипрекрасные карты, сплошные козыри. Однако как только он начал выбрасывать эти карты на стол, все они, одна за другой, превращались в мелочь, которую противники могли легко побить.

Для любого специалиста смысл такого сновидения совершенно прозрачен: сон этот свидетельствует о глубокой внутренней неуверенности человека, о его сомнении в качестве собственных «козырей».

Трактовка эта не вызывает сомнений: он болезненно уязвим и мучительно неуверен в себе этот действительно талантливый, но и очень амбициозный человек, и с какой острой ревностью и подозрительностью он относится к чужим идеям и успехам. Нет сомнения, что он отнюдь не был склонен сделать эти свои комплексы достоянием широкой научной общественности.

Нет также сомнения, что при его уровне квалификации он без труда определил бы подлинное значение этого прозрачного сна, если бы его рассказал ему кто-то другой. Однако он остался полностью слеп к собственному сновидению и прокомментировал его так: «Этот сон отражает мою любовь к игре в покер». Интеллектуализация как психологическая защита может принимать и вид жизненных позиций, «твердых» убеждений, она может стать доминирующим способом думать о себе и о мире и в соответствии с этим строить свои отношения с окружающими. Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автоматизированностью» (человек не способен реагировать на реальную ситуацию: он реагирует на свой прошлый опыт относительно подобных ситуаций или на свой интеллектуальный неосознанный страх) чрезмерностью, толерантностью.

Читайте также:  Идентификация - что это такое, виды идентификации

Интеллектуализации можно противопоставить другой защитный механизм – рационализацию.

1.2. Защитный механизм рационализацииРационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами. Например, героине романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли об измене любви , об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?. У Наташи совершается внутренняя психологическая работа по объяснению разумными причинами совершившихся событий. Эта работа устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности и реальным поведением. В конце концов героиня говорит: «Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого так, как его. Наиболее яркие феномены рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежение к получению высшего образования, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи в упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему якобы не нужно. Точно так, и похвальба альковными подвигами – тоже может выступать как психологическая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

* они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

* они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они

применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги. Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение.

С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна “передышка” для новой активности.

Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.

В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни. Все это можно отнести к интеллектуальным защитам.

источник

Источник: https://guzel54.livejournal.com/375012.html

Стой, кто идет! Механизмы психологической защиты

Наверняка каждому приходилось сталкиваться с ситуациями, когда в споре оппонент отрицает очевидные факты или, например, взрослый солидный человек ведет себя как ребёнок. А может быть вы сами за собой такое замечали? Всё это примеры механизмов психологической защиты.

Эти механизмы защищают психику от разрушительного воздействия негативной информации и они в той или иной степени свойственны каждому из нас. Не будь их — наша психика была бы сломлена разрушительной силой реальности, а наше представление о самих себе сильно пошатнулось бы. Мы без преувеличения живем в иллюзорном мире, какими бы реалистами не привыкли себя считать.

Знание механизмов психологической защиты позволяет не только видеть их в окружающих и лучше понимать поступки других людей, но и замечать такие свойства у себя самих, тем самым освобождаясь от их негативного воздействия.

Отрицание или «Не может быть!»

Примером данного механизма психологической защиты может служить случай, показанный однажды в одном из телевизионных  ток-шоу.

Отец, узнав, что его дочь больна ДЦП, стал отрицать своё отцовство и обвинять жену в неверности.

Мужчине настолько трудно признать, что от него мог родиться больной ребенок, его самооценка настолько страдает от этого осознания, что его психика выдвигает защиту – отрицание казалось бы очевидного факта отцовства.

Вытеснение или привет от бессознательного

Вы никогда не замечали, что человек или ситуация, которую вы старательно пытаетесь забыть, вдруг напоминает о себе во сне? Травмирующее чувство или желание как бы вытесняется из нашего сознания.

Применяя данный механизм психологической защиты, человек отрицает не реальные факты, а какие-то свои внутренние качества и побуждения.

Вытесненные импульсы уходят в подсознание, однако продолжают оказывать влияние на жизнь, вызывая неосознанную тревогу, страх, а иногда и болезнь.

Вытесненные чувства могут проявлять себя во сне или в виде оговорок – наше подсознание знает способы заявить о себе.

Регрессия или впадаем в детство

Человек, применяющий этот механизм, как бы превращается в ребенка: например, говорит более высоким голосом, задает глупые вопросы, забывает простейшие факты.

Он будто бы регрессирует и возвращается на более ранние ступени развития. Причем происходит это помимо воли самого человека, он просто использует более привычный стереотип поведения.

Регрессией объясняется и тотальная забывчивость студентов на экзамене и переход на писклявый голос в ситуации стресса.

Компенсация или «Вы обо мне ещё узнаете!»

Данный механизм психологической защиты проявляется в бессознательной попытке человека преодолеть свои реальные или мнимые недостатки. Так, инвалид может поставить себе целью стать успешным спортсменом, а слепой упорно заниматься музыкой. В таких случаях компенсация имеет позитивное влияние на жизнь человека.

Но часто случается и наоборот, к примеру,  «комплекс Наполеона», когда человек компенсирует свои физические недостатки стремлением к власти и излишней напористостью.

Большие машины и моторы без глушителя тоже из этой же серии: всё это может свидетельствовать о бессознательном желании их хозяев компенсировать свои комплексы.

Проекция или «Сам такой!»

Приходилось ли вам быть несправедливо обвиненным в скупости, например? Такие беспочвенные обвинения демонстрируют механизм психологической защиты, который называется проекция. Я, например, знаю одного человека, который всех вокруг называет «жадинами». Угостишь его конфетой, а он говорит: «А почему не две? Вот жадина.

», убрал со стола молоко, чтобы не скисло и тут же комментарий: «Оставь! Жадина!» Если и в вашем окружении есть такие люди, спешу обрадовать: жадина (вредина / грубиян / любое другое обвинение) – это не вы, а он.

Не зря жадина из моего примера занимается финансовыми вопросами в  одной крупной организации, ведь скупость в данной профессии может даже помогать.

Замещение или найти новую жертву

И даже классический случай, когда человек срывает злость на более слабом также представляет собой механизм психологической защиты – замещение. Агрессию сбросить необходимо, психика нуждается в разрядке и человек бессознательно выбирает для этого менее опасный и более доступный объект – ребенка, жену, младшего или нижестоящего по служебной лестнице товарища.

Интеллектуализация или мастерство отговорок

Еще один распространенный механизм психологической защиты прячется за красивым названием «интеллектуализация». На самом деле тот, кто использует данный прием не обязательно является интеллектуалом или обладает высоким IQ.

Суть в том, что личность оправдывает свое или чужое негативное поведение с помощью логических установок. Проще говоря, опоздав из-за того.

что проспал, такой человек не извинится за опоздание, а придумает благовидное оправдание: автобус вовремя не подошёл, часы подвели и т.д.

Реактивные образования или красивая обертка для горькой конфетки

Чтобы проиллюстрировать этот механизм психологической защиты приведу ситуацию, которую мне пришлось однажды наблюдать, сидя в автобусе.

Одна из пассажирок, молодая женщина, демонстрировала окружающим исключительную заботу о своем сыне, ехавшем вместе с ней: кормила его печеньем, ежеминутно спрашивала о самочувствии, внимательно слушала его рассказы.

И каково же было мое удивление, когда, выйдя с этой семьей из автобуса, я увидела. что мать, неожиданно схватив сына за руку, стала  грубо его отчитывать.

В данном случае забота женщины о мальчике не является настоящей материнской лаской, а представляет собой лишь реактивное образование по отношению к бессознательной черствости.

 Мать просто не может сознаться самой себе, что ребенок её раздражает и поэтому на глазах у окружающих разыгрывает преувеличенную заботу, но поскольку тяжело всё время носить маску – её раздражение все равно время от времени вырывается наружу.

Человек предотвращает появление неприемлемых для него мыслей путем преувеличенной демонстрации противоположных стремлений.

Зачем это всё?

Примеры механизмов психологической защиты встречаются  очень часто. Мы даже сами не замечаем, как, вместо того, чтобы взглянуть правде в глаза во многих ситуациях мы прячемся за такими психологическими уловками как отрицание или проекция. И это нормально.

Таким образом наша психика фильтрует тот шквал информации, который ей приходится встречать каждый день.

И всё же, замечая за собой тот или иной механизм, мы можем лучше понять себя, скорректировать свое поведение и в итоге сделать свою жизнь более осмысленной и свободной.

Механизмы психологической защиты. Схема

Источник: https://apsiholog.ru/stoj-kto-idet-mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity/

Психологическая защита: механизмы и стратегии

Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение (Березин Ф.Б.).

Отрицание

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя.

Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.

Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне “отрицание” часто противопоставляется “вытеснению”, как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений.

Примечательно, что авторы методики ИЖС (Индекс жизненного стиля) объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизмов отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания.

Читайте также:  Андрогинность - что это такое, теория андрогинности

“Отрицание” как механизм психологической защиты, как показывает опыт, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение

Зигмунд Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит “подавление”) главным способом защиты инфантильного “Я”, неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, “вытеснение” – механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.

По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.

Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога.

Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п.

Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической зашиты – “изоляции”. При “изоляции” психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия

В классических представлениях “регрессия” рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо.

При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе зашита по типу “реализация в действии”, при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация

Этот механизм психологической зашиты нередко объединяют с “идентификацией”.

Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что “компенсацию” можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах -, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых “компенсация” — наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция

В основе “проекции” лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными.

Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.

Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя (“…

победителю ученику от побежденного учителя”).

Замещение

Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием “смещение”.

Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним переносится на другого, более доступного и не “опасного”.

В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.

Авторы методики ИЖС не склонны к такой расширительной трактовке этого защитного механизма и трактуют его вышеописанным образом, хотя З.Фрейд считал замещение одним из “базовых способов функционирования бессознательного” (Фрейд 3., 1986).

Интеллектуализация

Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием “рационализация”. Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается.

Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно “умственном” способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний.

Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.

Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой “уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций”.

При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования

Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Определение ведущих механизмов психологической защиты (Life Style Index)

Стратегии психологической защиты в общении

Миролюбие

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства.

В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты.

Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие.

Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная.

В конце концов, не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях.

Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита.

Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида.

У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я.

Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно.

Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я».

Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования.

Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах.

Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Диагностика ведущей стратегии психологической защиты в общении

Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/psychological-defense/

Ссылка на основную публикацию