Гештальт-терапия перлза – теория, техники, основные положения

Гештальт-терапия – описание и задачи психологической методики, показания к занятиям и практикам

Гештальт-терапия Перлза - теория, техники, основные положения

При эмоциональной нестабильности терапевтом может быть назначена гештальт-терапия, теория и принципы которой направлены на изменение привычного поведения человека, устранение его внутренних конфликтов.

Методика была основана много лет назад, но по-прежнему работает в нынешнее время.

Систематически выполняя упражнения в гештальт-терапии, можно окончательно избавиться от ряда психологических проблем, вернуть себе эмоциональное равновесие.

Что такое гештальт-терапия

Интересуясь многочисленными направлениями психотерапии, многие современные психологи за основу своей практики берут гештальт-терапию.

Ее основателем является немецкий психоаналитик Фредерик Перлз, который в середине прошлого века официально запатентовал инновационную в те времена методику.

Она тут же нашла свое распространение в массах, поскольку отличается высокой эффективностью, разнообразием методов, которые подбираются клиентам в сугубо индивидуальном порядке.

Самый главный гештальтист создал самостоятельное направление психотерапии, которое включает основы биоэнергетики, психодрамы, психоанализа.

Основная ценность такой терапии заключается в гуманистическом, экзистенциальном подходе к личности пациента, который страдает психическими расстройствами.

Главной целью лечения является желание, стремление изменить особенности поведения клиента, найти компромисс со своим внутренним я, достичь гармонии с самим собой.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики

Гештальт-терапия помогает пациенту вылечить неврозы, избавиться от внутренних страхов, перебороть панические атаки и, казалось бы, привычную неуверенность в себе, собственных силах.

Чтобы достичь положительных результатов в заданном направлении, первым делом психотерапевт пытается найти причину психологических проблем, оценить, аргументировать собственное поведение.

Только после этого прийти к процессу осознания, мерам терапевтического взаимодействия. Основные задачи гештальт-терапии таковы:

  1. Работа с эмоциями. Оптимально работать с групповой психотерапией, чтобы открываться общению, научиться осознавать подлинные чувства, демонстрировать их окружающим.
  2. Умение отличить прошлое от настоящего. Понимая значение каждого жизненного обстоятельства, важно индивидуально с ним работать.
  3. Анализ. Для собственного сознания необходимо отделять и полностью отпускать негативные эмоции, работать над выяснением причин их возникновения.
  4. Внимание к телу. Клиент представляет собственные проблемы, приравнивает их к своим внутренним ощущениям. В результате ухудшается общее самочувствие, нужен анализ.

Кому подходит гештальт-терапия

Для завершения терапии важно полностью осознать ее задачи, принципы и направления. Поскольку в основе лежит большее женское начало, грубой силой проблему психологического характера не решить. В качестве духовного материала клиента используются его эмоции, переживания, умение признать и принять ситуацию, изменить к ней собственное отношение для ощущения внутренней гармонии.

Женщины более чувствительны, и их основные потребности заключаются в огласке проблемы, ее осознании и обсуждении, поиске верного пути, эмоционального равновесия.

Мужчины более скрытные и имеют четкие границы контакта, поэтому им сложение пройти консультирование, познакомиться с собственной личностью.

В целом, гештальт-терапия подходит всем, кто не зацикливается на собственных проблемах, а готовы решать их сначала на духовном уровне, затем на практике.

Принципы

Прежде чем изучать техники гештальт-терапии, важно понять, на каких принципах они основаны. Подход биологический, то есть учитывается взаимодействие человека и окружающей его среды. Если что-то мешает жить, эти обстоятельства должны подлежать корректировке. Основные принципы гештальт-терапии таковы:

  1. Жизнью управляет не разум, а эмоции, как основная потребность организма.
  2. Цели достижимы, если они свои, а не навязаны обществом.
  3. Человек должен стремиться к эмоциональному равновесию, духовному балансу.
  4. Тело, разум и эмоции должны быть тесно с вязаны между собой.
  5. Человек самостоятельно выбирает себе окружение, в котором ему комфортно.

В результате взаимодействия организма и разума человек может прийти к ощущению внутренней гармонии, справиться с преобладающими психическими нарушениями и страхами. Принцип «Здесь и сейчас» рассматривают, как основополагающий, поскольку при своей предельной доступности он обеспечивает очевидный результат, радикальные перемены в сознании и мировосприятии.

Гештальт-терапевт настаивает, чтобы пациент жил реальностью, как самым важным периодом собственной жизни.

Прошлое и воспоминания о нем – это уже пройденный и невозвратный этап, тогда как будущее и реализация грядущих планов могут и вовсе не наступить.

Получается, что все самое важное и судьбоносное в судьбе человека происходит «Здесь и сейчас». Поэтому важно с предельной ответственностью отнестись к собственному положению в нынешнем времени.

Методы

В современной психологии практика гештальт-терапии является новым этапом развития личности, предоставляет возможность кропотливой работы с внутренними способностями, желаниями, убеждениями.

Так, уже существующие границы нарушаются, и индивид на интуитивном уровне либо методом внутреннего анализа должен определить свое отношение ко всему происходящему без повышенного давления со стороны.

Выбирая практику психоанализа, требуется рассмотреть самые рейтинговые методы гештальт-терапии.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Гештальт-терапия – это общеизвестная форма психотерапии, реализованная в процессе взаимодействия эмоция и разума. Важно научиться понимать себя, озвучивать собственные проблемы.

Методика «горячий и пустой стул» особенно интересует гештальт-терапевтов из Московского гештальт-института, а уместна к реализации в групповых сообществах.

Основные принципы указанной методики представлены ниже:

  1. «Горячий стул» – это откровенный диалог между пациентом и психотерапевтом, когда все окружающие слушатели сохраняют гробовое молчание. Лишь в самом конце беседы они могут высказать свое отношение к услышанному, поделиться эмоциями и субъективными переживаниями. «Горячий стул» – это место, куда садится человек со своими душевными проблемами в надежде, что после их произношения придет верное решение, эмоциональное равновесие.
  2. «Пустой стул» – это место для виновника душевных переживаний человека. Пациенту предстоит рассказать ему обо всех своих проблемах, открыто озвучить собственные страхи, переживания. Неважно, на пустом стуле будет сидеть живой, воображаемый или умерший собеседник. Главное – озвучить проблему и услышать ее со стороны, перейти от теории к практике.

Работа с полярностями

Это поиск «золотой середины». Человек привык реагировать на ситуации в своих крайних эмоциональных состояниях. Это плохо сказывается на психике, душевном состоянии, мировосприятии.

Необходимо научиться жить в гармонии с самим собой, причем реализовывать такие стремления не только в теории, но и на практике.

Принцип «Золотой середины» – это умение варьировать в любой ситуации, при этом не загонять себя в крайности.

Работа со сновидениями

В гештальт-терапии особое внимание уделяется ночным сновидениям, которые являются подсказками человеческого сознания. Если после пробуждения вспомнить, о чем был сон, можно лучше понять себя, найти компромисс со своим внутренним я. Главное – отнестись к этому методу серьезно, а для расшифровки использовать нее только проверенные источники, но и собственную интуицию.

Упражнения

Такая классическая методика успешно работает уже не первое десятилетие, а основная задача пациента психотерапевта – подобрать эффективные, доступные упражнения, чтобы обеспечить эмоциональное спокойствие, эффективное лечение неврозов, панических атак. Итак:

  1. «Сейчас я осознаю…». Это основа упражнения, которое помогает по-новому оценить реальность. Важно по-другому посмотреть на происходящую кризисную ситуацию, удивить себя, проанализировав ее с нескольких точек зрения.
  2. Обратная связь. Психотерапевт выполняет роль так называемого «зеркала», чтобы пациент, озвучивая проблему, смог посмотреть на себя как бы со стороны. Это поможет ему переосмыслить ситуацию, найти решение эмоциональной нестабильности.
  3. «У меня все в порядке». С этой фразы необходимо начинать предстоящий анализ, тогда оптимистические мысли помогут посмотреть на жизнь по-другому, исключить панические атаки, внутренние страхи.

Видео

Отзывы

Источник: https://vrachmedik.ru/636-geshtalt-terapiya.html

Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн, желаю Вам психического здоровья.

Сегодня, в рубрике Психоанализ и Психотерапия, Вы узнаете что такое Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы психологической помощи Фрица Перлза.

Гештальт терапия Фредерика (Фрица) Соломона Перлза: подход, техники, упражнения, методы

Гештальт — (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — в психотерапии — целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму.

В основе целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивающих наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения нашим сознанием «фигуры на фоне», т.е.

более значимое, из всего что происходит вокруг, мы выделяем (фигура), а остальное остается не интересным (фон).

Физиологические и психические процессы у человека рассматриваются гештальт-терапевтом в единстве, как проявления человеческого бытия.

Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий клиента понять, что он думает, а на основании его мыслей — что он делает или хотел бы сделать.

Между же мышлением и действиями, часто происходит стадия бессознательной ролевой игры.

У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.

Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Теория подхода, методов, техник, упражнений гештальт терапии

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы — найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Гештальт-подход и Невротические механизмы: Интроекция, Проекция, Слияние, Ретрофлексия

С помощью гештальт подхода можно разрушить невротические механизмы приводящие человека к невротизации и психологическим проблемам.
(см. механизмы защиты психики)

Незавершенный гештальт и «Интроекция»

При интроекции человек принимает в себя, как бы проглатывает, нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи.

Тоже происходит при родительском программировании и написании жизненного сценария.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос, при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я. А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты,

Читайте также:  Интеллектуализация - психологическая защита, примеры

Аминь.

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/geshtalt-terapiya-podkhod-tekhniki-uprazhneniya-metody-onlajjn/

Основные идеи гештальт-терапии Ф. Перлза

Фредерик Перлз (1893-1970) в период с 1930 по 1940 г. придерживался идей психоанализа, затем он порвал с ним и с 1946 г. начал разрабатывать идеи и метод своей гештальт-терапии. Его метод завоевал широкую популярность. Расхождения Перлза с Фрейдом касались скорее психотерапевтических приемов, чем основных положений второго о важности неосознаваемой мотивации, динамики личности.

Фредерик Перлз (1893-1970)

Получив из гештальт-психологии представления об организме как целом, Перлз понял, что необходим подход, в котором индивид и его среда выступали бы постоянно взаимодействующими частями поля.

При этом каждая деталь поведения рассматривается как постоянное взаимодействие элементов поля в интимных связях с целым. Ученый подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом, как это делал Фрейд.

Осознавание человеком того, как он ведет себя в это мгновение, более важно, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.

Поэтому Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как люди приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти.

Автор рассматриваемой концепции считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента: как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии. Гештальт-психология помогла понять важность феноменологии текущего опыта. Ее основатели — В.

Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер — подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл.

Перлз в своей практике использовал положения гештальт-психологии о том, что анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется их взаимосвязью и взаимозависимостью. К.

Левин рассматривал поведение как вектор всех сил, действующих в психологическом «жизненном пространстве».

Главным отличием гештальт-терапии от других существующих методов является изучение психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.

Организм приспосабливается к среде, достигая определенного равновесия и упорядочивания частей, и нельзя изменить что-то одно, чтобы при этом не изменились другие. В данном поле он выбирает для себя нечто значимое. И это становится фигурой, а все остальное — фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент.

Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, создавая фон.

Ученый рассматривал человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений его теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от него ведет к разрушению отчетливых границ между нею и фоном.

Гештальт-терапия — это сложный синтез из психоанализа, эксзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отражение конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).

Основными ее понятиями являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/97-osnovnye-idei-geshtalt-terapii-f-perlza.html

Гештальт-терапия

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени.

В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории».

С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания.

Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь.

Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем.

Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими.

Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его.

Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная»…

) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека.

Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе.

Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями.

Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии.

Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/geshtalt-terapiya/

Гештальттерапия Фредерика Перлза

Вы считаете, что в вашей жизни в целом все в порядке: вам удается лавировать между обязанностями и удовольствием, между тем, что делать нужно и что хочется? Вы стараетесь вести здоровый образ жизни, не допускаете нервных срывов и более-менее управляете собственным настроением? С каждым годом вы становитесь мудрее и научились выстраивать отношения с родными-близкими-любимыми и, наоборот, с неблизкими: начальниками, подчиненными, соседями, прохожими? На вопрос: «Как жизнь?» вы смело можете улыбнуться широкой голливудской улыбкой и на американский манер бодро ответить: «ОК!» То есть, уж вам-то точно помощь психологов и психотерапевтов не нужна!

Не тут-то было. Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, утверждал, что одного факта, что вы родились и существуете достаточно для того, чтобы иметь основания и повод для психотерапии.

Фредерик Саломон Перлз – от теории к практике

Выдающийся психолог XX века Фредерик (Фриц) Перлз не создал собственной стройной и завершенной психологической теории в первую очередь потому, что во главу своей деятельности поставил практику психологической помощи. Главной задачей он видел применение достижений психологии для роста и развития человеческой потенциальности, для улучшения жизни каждого человека и общества в целом.

Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls) родился в Берлине в 1893 году. Детство и юность Фриц провел в постоянной войне с родителями. Примечательно, что позднее он назовет свою автобиографию «Внутри и снаружи мусорного ведра». Тем не менее, Фриц сумел завершить медицинское образование по специальности психиатрия и получить докторскую степень.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил в армии, он возвращается в Берлин, вступает в Берлинское богемское общество, работает в Институте военных мозговых травм и начинает личный семилетний курс психоанализа у небезызвестного Вильгельма Райха, а позднее у Карен Хорни. Психоанализ разочаровывает Перлза: по его признанию он чувствует себя тупицей. Перзл называет время, занятое психоанализом, «бесполезной жизнью на кушетке».

В эти же годы Перлз знакомится с Лаурой (Лорой) Познер, доктором психологии, изучавшей гештальтпсихологию. В 1930 году Лора становится женой Фредерика и его верной соратницей.

С началом гитлеровского режима супруги Перлз покидают Германию и в 1933 году уезжают сначала в Голландию, а позже — в Южную Африку. В этот период Перлз еще считает себя психоаналитиком и «проповедует Фрейдовское евангелие», основывая в Южной Африке институт психоанализа.

В 1946 году супруги Перлз эмигрируют в США и, продолжая работать с клиентами, постепенно развивают направление психологической помощи, которое впоследствии получило название «гештальттерапия».

Трудно сказать, кто из супругов больше вложил в новое направление, но нужно отдать должное Фредерику, который был блестящим популяризатором, отлично владевшим речью и умевшим своей дерзостью привлечь внимание слушателей и читателей.

В 1951 году в Нью-Йорке Перлз основывает первый институт гештальттерапии, офис которого располагает в собственной квартире. Позднее открывается Кливлендский институт, а группы гештальттерапии начинают работать по всей Америке.

До последних дней жизни Перлз ведет группы и семинары, читает лекции и преподает в учебных заведениях. Гештальттерапию он называет не просто видом помощи, но образом жизни человека, стремящегося к личностной целостности. Умер Фредерик С. Перлз в 1970 году в основанной им гештальттерапевтической общине (кибуце).

Синтез подходов к пониманию психики человека

Гештальттерапия — это практика, которая стараниями супругов Перлз была основана на лучших к тому времени достижениях психологии и философии в области поведения и психологического здоровья человека.

Начав как психоаналитик, Перлз и в последующем признавал открытия Фрейда, критикуя, однако, практику психоанализа. На представления Перлза о взаимосвязи тела и психики человека оказали влияние идеи другого крупного психоаналитика Вильгельма Райха о «мышечном панцире».

Как понятно из названия терапии Перзла, он много взял из гештальтпсихологии, основанной М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой.

Понятия «гештальт» (целостный образ, форма), «фон и фигура», открытые в гештальтпсихологии, нашли отражение в таком принципе гештальттерапии, как целостность.

Согласно этому принципу анализ частей не может обеспечить понимание целого, потому что целое — это не простая сумма частей, а их сложная взаимозависимость и взаимодействие.

Перлзу были близки экзистенциальная и феноменологическая философия, поэтому он резко возражал против излишне рационального механистического естественнонаучного подхода к психологии человека и критиковал бихевиоризм. Как и экзистенциалисты, он понимал терапию не просто как отношения врача и пациента, а как встречу двух значимых друг для друга личностей.

Читайте также:  Как избавиться от чувства тревоги и беспокойства внутри?

Гештальттерапия вобрала в себя также и практику работы с экспрессией: в частности Перлз использовал некоторые идеи ролевых игр, применявшихся в психотерапии Дж. Л. Морено.

В последних трудах Перлза все более отчетливо просматривается влияние дзен-буддизма.

Гештальттерапия – основные положения

Каковы же взгляды Перлза на человека и его жизнь? Почему он считал, что гештальттерапия ни для кого не будет лишней?

В представлениях Перлза человек — это единое и неделимое целое: организм, в котором невозможно отдельно рассматривать и анализировать тело и психику, поведение и интеллект, эмоции и мотивацию и так далее.

Так же нельзя полностью отделить человека от окружающего его мира. Человек выделяется из внешнего мира, имеет собственные границы, подобно тому как фигура выделяется на фоне на рисунке.

Но как невозможно точно сказать, что именно изображено на рисунке: белая ваза на черном фоне, или два темных профиля на белом, так нельзя рассматривать поведение и переживания человека в отрыве от его личного опыта или от его окружения.

Вместе с тем, между индивидуумом и средой есть контактная граница, которая и определяет взаимоотношения человека и его окружения. В норме эта граница у индивидуума подвижна — постоянно допускается как контакт со средой, так и уход из неё.

Контакт со средой осуществляется тогда, когда у человека возникает какая-либо потребность, точнее сказать, когда какая-либо потребность настоятельно выделяется из общего фона. Перлз считал, что не существует каких-либо основных потребностей-инстинктов, какими в психоанализе, например, считались сексуальное влечение или инстинкт сохранения жизни.

Из мириада потребностей в определенный момент, как фигура из фона (здесь тоже прекрасно подходит иллюстрация фигуры и фона на рисунке 1.) восприятие выбирает то, что наиболее важно и интересно. Например, если в жаркий день вас мучает жажда, то поиск прохладительного напитка станет настолько необходимым, что ничем другим вы просто не сможете заниматься.

Однако стоит напиться, ваше внимание, скорее всего, будет переключено на что-то другое.

Итак, при выделении какой-либо потребности из фона у организма возникает необходимость взаимодействия со средой: он ищет что-либо, что может эту потребность удовлетворить. Этот момент называется формированием гештальта. Далее происходит контакт со средой, потребность удовлетворяется, и организм вновь замыкает свои границы — гештальт завершается.

К сожалению, такой счастливый исход в нашей суматошной жизни возможен не всегда. В силу обстоятельств и требований социума далеко не все потребности могут быть удовлетворены, а некоторые и вовсе оказываются под запретом. Чем старше мы становимся, тем чаще мы подчиняемся правилам, требованиям, запретам.

Так возникают гештальты, которые в том или ином отношении не были полностью закончены: или не до конца сформированы (когда мы запрещаем себе осознавать потребность) или оставшиеся незавершенными (потребность осознавалась, но была отодвинута без удовлетворения).

Наличие таких незавершенных гештальтов и есть, по Перлзу, невроз.

Незавершенные гештальты, которых в течение жизни накапливаются целые пласты, — это дыры в контактных границах, сквозь которые утекает столь необходимая жизненная энергия.

Восстановление границ, другими словами, завершение гештальтов и есть главная цель гештальттерапии.

Перлз утверждал, что изначально каждый индивид обладает мудростью организма (wisdom of the organism), и в состоянии здоровья человек имеет все возможности для саморегуляции и максимального раскрытия заложенного потенциала. Все, что нужно сделать гештальттерапевту — это возвратить человеку способность руководствоваться мудростью организма.

Достигается такое восстановление, в первую очередь, посредством осознавания. Осознавание — это полноценное переживание всего, что происходит внутри организма и в его взаимодействии со средой.

Осознавание больше, чем просто интеллектуальное понимание и больше, чем неясное чувствование.

Это единство ощущений, эмоций, образов, идей, воспоминаний и предвосхищений, которое можно выразить такими словами: «Я полностью осознаю где я, кто я, что я чувствую, чего хочу и так далее». Это подлинная целостность человека.

Западная цивилизация, по мнению Перлза, не учит осознаванию.

Эпоха пуританства и морализма, с её строгими запретами и отказами от естественных потребностей, в начале XX века сменилась эпохой гедонизма, насыщенной непрерывным стремлением к удовольствию, неумеренным потреблением, «жизнью для вещей».

Личность, воспитанная в западных традициях, не умеет распознавать свои истинные потребности и не умеет полноценно удовлетворять их, не входя в конфликт с окружающей средой.

Нарушение осознавания приводит к тому, что поведение человека подчиняется невротическим механизмам интроекции, проекции, слияния и ретрофлекции.

Интроекция или «проглатывание непережеванным» наблюдается тогда, когда человек подчиняется нормам поведения и мыслям, которые не стали его собственными.

Должен — это слово часто употребляет человек, подверженный интроекции: «Я должна обеспечить моим детям все самое лучшее», «Я должен выполнить эту работу, чего бы мне это не стоило».

Попросите человека объяснить, почему он решил, что именно это он должен делать, и объяснения будут примерно такими: «так положено», «так принято», «а как иначе?».

Проекция — это, напротив, приписывание другим того, что исходит от себя, собственных желаний и мыслей. «Они ненавидят меня» — скажет проектор о коллегах, в то время как сам испытывает ненависть по отношению к сослуживцам.

Слияние возникает тогда, когда человек не различает собственных границ. «Я» и «Не-Я» у такого человека сливаются. «Мы же такие капризные» — говорит мама, рассказывая о дочери. Слияние не дает человеку признавать отличие другого от себя, отрицает у него (или у себя) наличие собственных чувств и желаний.

Ретрофлексия (буквально: «обращение назад на себя») — невротический механизм, при котором всю энергию, вместо действий по изменению среды, человек направляет на себя. Например, человек бьет себя по колену, когда злится, или в отчаяние начинает вырывать на себе волосы.

Задача гештальттерапевта помочь человеку осознать свои истинные потребности и те способы, с помощью которых эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, восстановить нарушенные границы личности и открыть путь, при котором организм руководствуется собственной, заложенной в нем изначально, мудростью.

Проводя терапию гештальттерапевт руководствуется двумя основными принципами:

«Здесь и теперь»

Незавершенные гештальты делают невозможной жизнь в настоящем: мыслями и чувствами человек постоянно «убегает» в прошлое, что отнимает у него энергию и способность полно действовать в настоящем. Ничем не лучше и «убегание» в будущее.

Желание представить наперед, как будут развиваться события, что может ожидать человека в том или ином случае, так же забирает энергию человека и парализует его возможности для действий сейчас. Тревога, которая часто приводит к бессмысленной или неадекватной активности есть ничто иное, как разрыв между «сейчас» и «тогда».

К примеру, студент волнуется перед экзаменом: его мысли убегают к моменту, когда он будет отвечать вопрос преподавателю, неуверенность, которую он испытывает, порождает физиологические реакции — потеют ладони, кровь приливает к щекам, в горле пересыхает.

Энергия, нужная для концентрации внимания на ответе, расходуется напрасно, и, в результате, бедный студент не может понять даже сути вопроса, «забывает, что и знал».

Поэтому первостепенной задачей гештальттерапевта является обучение человека умению сфокусироваться на настоящем для полноценного и открытого переживания всей полноты жизни от мгновения к мгновению.

Когда в переживании настоящего обнаруживаются следы прошлых незавершенных гештальтов, пациенту предлагается проиграть ситуации, которыми они были вызваны и найти способы завершения.

Способность жить настоящим делает человека открытым к будущему, без чего невозможны, по мнению гештальтистов, спонтанность и рост.

«Как» важнее, чем «почему»

Гештальтисты полагают, что каждое действие имеет множество причин, и попытки выяснить, почему человек ведет себя тем или иным образом заранее обречены на провал. Причины уводят в прошлое, в излишнюю интеллектуализацию.

Гораздо важнее понять, как пациент делает что-то, потому что это дает ему возможность овладеть самим действием, а, следовательно, увеличить свою осознанность.

Осознавание же, как писал Фредерик Перлз «уже само по себе может быть целительным».

Избавление от невроза в процессе гештальттерапии проходит последовательно через пять слоев:

  • — Первый слой — слой клише или слой символьного существования. Это привычные всем нам ритуалы контакта, сопровождающиеся выражениями «доброе утро», «привет», «всего доброго» и так далее. Эти слова, хотя мы и произносим их ежедневно, могут совсем не отражать нашего действительного состояния и не имеют ничего общего с осознаванием.
  • — Второй слой — ролевой или игровой. Находясь на этом слое, мы делаем вид, что кем-то являемся: строгим начальником, безупречным подчиненным, ответственным родителем. Это уровень «как будто». Осознавание на этом слое поверхностное.
  • — Расширение осознавания в процессе гештальттерапии приводит человека на третий — тупиковый — слой, называемый также слоем антисуществования или слоем фобического ухода. Этот слой переживается человеком, как пустота, небытие. Это неприятные и тревожащие человека переживания. Именно отсюда, избегая пустоты, мы чаще всего прекращаем осознавание и возвращаемся к ролевому слою.
  • — В процессе гештальттерапии специалист помогает человеку сохранить самосознание в пустоте, преодолеть тупиковый слой и выйти в четвертый слой — слой смерти или слой имлозии (смычки). Здесь человеком переживается страх смерти.
  • — И лишь когда человеку удается сохранить контакт со своей внутренней смертью, он выходит на слой эксплозии, слой взрыва (пробуждения). Перлз считал, что именно отсюда, с пробуждения, начинает рождение подлинного «Я» человека, его способности ощущать и выражать подлинные эмоции.

Эксплозия, которую проходит человек, может быть выражена печалью — переживанием какого-либо горя или потери, которые не были ранее пережиты.

Другим выражением эксплозии может стать переживание оргазма у сексуально зажатых людей. Возможно также переживание эксплозии в виде гнева, если ранее сильные негативные эмоции были подавлены.

И, наконец, эксплозия возможна в виде веселья и смеха, того, что Перлз назвал «радость жизни».

Гештальттерапия, созданная Фредериком и Лаурой Перлз и продолженная их последователями, обогатила представления о природе человека следующими важным аспектами.

Во-первых, Перлз показал, что природой в человека заложено все необходимое для удовлетворяющей, счастливой, деятельной жизни — мудрость организма. Поэтому человеку нужно прислушаться к себе, не пытаться постоянно держать под контролем интеллекта всё происходящее, а довериться внутренней мудрости, и организм сам найдет наилучший способ удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, гештальтисты обозначили, что человек сам ответственен за все происходящее с ним и в его жизни. Он сам выбирает, что ему воспринимать, и как себя при этом чувствовать.

Расширяя осознавание, человек становится способным самостоятельно разрешать все свои проблемы, приобретает способность опираться на себя.

Это способность обходится без внешней поддержки и регуляции, руководствуясь только самоподдержкой и саморегуляцией — и есть, по мнению Перлза, психологическое здоровье и зрелость.

Сущность гештальттерапии отлично выражена в сформулированной Фредериком Перлзом гештальтмолитве:

Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтоб соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. Если нам случиться найти друг друга – это прекрасно.

А если нет – с этим ничего не поделать.

Источник: https://psydom.info/psy-schools/frejd-i-frejdisty/geshtaltterapiya-frederika-perlza.html

Методы и техники гештальт-терапии

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики.

Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах.

Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации, в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

Читайте также:  Агорафобия – лечение, симптомы, причины и проявления

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

Молитва

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке, а затем и распространился по всему миру.

«Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам.

Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

  1. Целостность, единство личности. Нельзя делить человека на части: «душа», «психика», «тело». Такое разделение не поможет прийти к пониманию своего внутреннего мира.
  2. Создание структур гештальт-терапии и их последующее разрушение. Во время создания человек прорабатывает свои потребности и желания. Когда цель считается завершённой, структуру необходимо разрушить.
  3. Закрытие гештальтов. На сеансах терапии врач помогает пациенту осознать незавершённые дела, подтолкнуть его к их завершению. Впоследствии пациент переносит полученный на сеансе опыт в повседневную жизнь.
  4. Контакт и его рамки. Клиент живёт в постоянном контакте со своим окружением: другими людьми, животными и так далее. Присутствуют и «невидимые» контакты – энергетические, психологические, информационные поля. Цель терапии заключается в создании приятных условий именно на границе этих контактов.
  5. Жизнь «здесь и сейчас», принятие окружающей действительности. Осознанное движение вперёд, наслаждение текущим моментом своей жизни, а не строительство «планов на песке» или бесцельное прорабатывание старых ошибок и обид.
  6. Принятие на себя ответственности вместо перекладывания её на чужие плечи. Ответственность – важнейшее человеческое качество, и она развивается в процессе принятия окружающей действительности такой, какая она есть.

Источник: https://rodinkam.com/lechenie/metodyi-i-tehniki-geshtalt-terapii

Гештальт-терапия в современной психологии: основные положения и практические упражнения

Психотерапия

12.12.2017

864

579

8 мин.

2

Гештальт-терапия – немецкая психологическая методика саморегулирования организма. В ее основе лежит понятие об ответственности.

Человек сам несет ответственность за свои поступки, действия, а значит, и за жизнь. Технология направлена на устранение внутренних конфликтов и перестройку привычного поведения.

Гештальт-терапия на протяжении многих лет доказывает свою эффективность и имеет широкий спектр показаний.

Гештальтпсихология возникла в 1920 году благодаря трудам немецкого психолога по имени Фредерик Перлз. Это был период открытого кризиса психологической науки. Впоследствии развитием данного направления занималось множество известных психологов. Наиболее известные представители:

  • Курт Коффка.
  • Курт Левин.
  • Вольфганг Келлер.

Наука построена на основе исследований зрительного восприятия. Гештальт – это зрительная форма, конфигурация, в сути которой лежит особенность человеческого восприятия мира. Окружающая реальность воспринимается не в виде отдельных фрагментов, а как ряд целостных, упорядоченных конфигураций.

Структурная психология, напротив, расчленяет сознание на элементы, из которых, по законам творческого синтеза, выстраиваются сложные психические феномены. Гештальт против такого подхода. Изначальным предметом исследования являлось феноменальное поле. В процессе развития науки область исследований расширилась и начала включать в себя:

  • Творческое мышление.
  • Проблемы развития психики.
  • Память.
  • Динамику потребностей личности.

Врач занимается серьезной проработкой проблем в режиме полноценной психотерапии и избавляет пациента от множества расстройств.

Рассматриваемая методика неоднозначна и постоянно развивается. Основная цель занятий – восстановить связь человека с самим собой, окружающими людьми и собственной жизнью.”Побочный эффект” таких тренингов – накопление и восстановление жизненной энергии благодаря устранению тревожных расстройств.

Занятия проходят индивидуально и в группе. В процессе работы пациент делится своими трудностями и подробно описывает проблему.

Задача терапевта – помочь клиенту настроиться на работу и сфокусироваться на своих переживаниях в настоящий момент, здесь и сейчас. Взаимодействие происходит через телесные проявления актуальных чувств, реже задействуются сны и воспоминания.

Специалист устанавливает терапевтический альянс на уровне”Я-Ты-отношений”, благодаря способности слушать и оставаться чувствительным.

Следующий этап занятий – проведение экспериментов, направленных на развитие креативности. С их помощью пациент получает возможность увидеть прорабатываемые проблемы «с другой стороны» и высвободить подавленные эмоции.

Большинство зажимов в человеческой психике формируется из-за невозможности выразить свои чувства. Каждый человек имеет право на злость, обиду и другие негативные эмоции, но их необходимо научиться правильно выражать.

Проработка проблемных зажимов производится через взаимодействие с воображением. Присутствуют разговоры с вымышленными персонажами.

Простыми словами основы гештальт-терапии формулируются как решение проблем через осознание и реальное реагирование. Задача состоит не в том, чтобы думать, а в том, чтобы прочувствовать.

Пациент учится понимать, что он на самом деле чувствует, а что выражает. Часто это противоречивые эмоции.

Аутентичность – одна из главных ценностей терапии. Быть самим собой – это умение достигать гармонии со своим”Я”, организмом. Однако аутентичность достигается посредством взаимодействия со своими эмоциями без нарциссизма. В действительности нарциссизм, как ни парадоксально, – это отрицание внутреннего”Я”.

Вся работа в методике производится с сознанием. Поэтому задача терапевта – найти подход к каждому клиенту, основываясь на основных положениях гештальт-терапии.

Чтобы понять это, нужно помнить, что сознание – это динамическое целое взаимодействующих друг с другом элементов.

Для лучшего понимания можно обратиться к работе человеческого организма: эта сложная система из множества органов работает долгие годы безотказно и исправно. Такой же слаженности нужно добиться и в работе с сознанием.

Основные понятия метода включают в себя следующие:

  • Гештальт – целостная структура, являющаяся единицей сознания.
  • Понимание сознания в гештальтпсихологии строится на принципе целостности.
  • Основной метод понимания гештальтов – наблюдение и описание. На восприятие влияют не ощущения (их нет в реальности, существует только отражение колебаний давления воздуха). Поэтому крайне важно правильно интерпретировать свои чувства.
  • Ведущий психический процесс происходит благодаря зрительному восприятию. Он определяет уровень развития психики. Чтобы в этом убедиться, следует обратить внимание на информацию, добываемую человеком через органы зрения, и ее количество.
  • Мышление – это процесс решения задач при помощи структурированного поля. То есть в настоящий момент, через инсайт (осознание). А вовсе не набор умений, накопившийся в процессе приобретения опыта.

В гештальтпсихологии существует ряд законов, представленных в таблице:

ЗаконРасшифровка
Фона и фигуры Фон воспринимается человеком как нечто второстепенное, непрерывно простирающееся за фигурой. На первом плане находятся фигуры. Они воспринимаются как замкнутое целое
Транспозиции Психика не реагирует на отдельные раздражители, она воспринимает их соотношение. Простыми словами, похожие признаки, или симметрия, объединяются
Прегнантности Из всех существующих альтернатив восприятия существует тенденция к идентификации самой простой и стабильной фигуры
Константности Вся окружающая действительность стремится к постоянству
Близости Смежные во времени и пространстве элементы объединяются и воспринимаются как целостный образ элементов. То есть легче всего объединяются похожие предметы
Заполнения пробелов, или замыкания Когда человек видит нечто новое и непонятное, мозг пытается трансформировать увиденное в доступную для понимания форму. Поэтому люди могут видеть то, чего нет в действительности

Согласно позиции гештальт-терапии, чтобы достичь целостности восприятия, нужно следовать ряду принципов:

ПринципРасшифровка
Схожесть Предметы, имеющие похожие признаки, воспринимаются единой группой
Замкнутость Процесс приобретения фигурой формы
Общая зона Гештальт-принципы формируют восприятие совместно с прошлым опытом и обучением
Близость Находящиеся рядом объекты воспринимаются как единое целое
Целостность Восприятие упрощает и приводит к целостности увиденное
Смежность Близкое нахождение стимулов во времени и пространстве предопределяет восприятие. Это случаи, когда одно событие предопределяет последующие

Любые события в жизни человека – это гештальты. Они бесконечны: это маленькие и большие события, все, что происходит в жизни. Гештальт возникает как следствие появления потребности и не заканчивается до момента ее удовлетворения.

Техники, используемые в терапии, напоминают игры, но дают мощный эффект для проработки проблемных событий. Самые популярные упражнения направлены на осмысление себя и окружающих.

Строится внутренний диалог, посредством которого пациент общается с частичками собственной личности: прорабатываются эмоции страха и беспокойства.

Чтобы понять, как это работает не только в теории, нужно вспомнить себя и свое поведение в ситуациях, вызывающих страх или сомнение.

Упражнения для проработки тревожного гештальта:

  • Два стула располагаются друг напротив друга. На одном стуле будет сидеть воображаемый собеседник, на другом – пациент. Во время упражнения нужно менять стулья, проигрывая внутренний диалог, отождествляя себя с разными частями собственной личности.
  • Участник игры должен ходить по кругу и задавать волнующие вопросы вымышленным персонажам. В процессе работы клиент должен обращать внимание на то, как собеседники реагируют на вопросы, что они испытывают к вопрошающему и как он сам относится к каждому из них в отдельности.

Основная проблема пациентов, обращающихся за помощью, – незаконченный гештальт. Это ситуации, не достигшие завершения. В их числе могут быть: обещания, обиды, невыполненные цели и т. д.

Не все желания удается воплотить в жизнь. Отсюда произрастает незавершенная проблема, то есть возникает незавершенный гештальт, который может длиться в течение всей жизни. Этот промежуток называется циклом и в идеальном варианте имеет четко определенную последовательность:

  1. 1. Возникновение потребности.
  2. 2. Поиск способов для ее удовлетворения.
  3. 3. Получение желаемого.
  4. 4. Завершение, или выход из контакта.

На возникновение незавершенного цикла могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы. Если шаг за шагом потребность была удовлетворена – опыт откладывается в подсознании.

Если этого не произошло – потребность будет изнурять человека в течение всей жизни и мешать исполнению других желаний.

Основная опасность возникновения подобного сбоя – блокирование процессов, защищающих психику от перегрузок.

Люди, использующие методы для завершения гештальта, становятся легкими в общении и необременительными для окружающих. Их не гложет чувство неудовлетворенности жизнью. Если проблема не была устранена, человек начинает непроизвольно навязывать окружающим роли из незавершенной ситуации. Это естественная реакция психики для устранения внутреннего дискомфорта.

Процесс устранения зажимов начинается с малого. Нужно вспомнить свои детские мечты и воплотить их в жизнь. Не нужно начинать с глобальных проектов, стоит вспомнить простые желания. Например, научиться петь, играть на музыкальном инструменте или рисовать портреты. Затем перейти к более сложным задачам и экстремальным целям. Например, прыжок с парашютом.

Популярные упражнения:

НазваниеЦель техникиПоследовательность выполнения
Фокусировка на настоящем моменте Осознать свое присутствие здесь и сейчас
  1. 1. Пациент должен сесть и принять удобную позу, закрыть глаза, расслабиться и сконцентрироваться на ощущениях в теле. Если поза оказалась неудобной – изменить положение.
  2. 2. Глаза нужно открыть, но избегать возникновения конкретных мыслей. Необходимо стараться сохранить чистое сознание и концентрацию на настоящем.
  3. 3. Процесс должен быть естественным, не нужно сильно напрягаться.
  4. 4. После полного расслабления тела и сознания нужно достичь единения с окружающей средой. Для этого важно сделать свое дыхание осознанным и контролировать каждый вдох и выдох. В течение нескольких минут нужно медленно дышать, мысленно повторяя: “Я – здесь”. Вдох, пауза, выдох
Упражнение «единение с Ты» Почувствовать себя в другом человеке и отказаться от Эго. Для выполнения нужен партнер
  1. 1. Нужно сесть друг напротив друга в удобной позе, закрыть глаза и расслабиться.
  2. 2. После достижения полного расслабления и чувства полного удовлетворения глаза открывают.
  3. 3. Мысленно нужно начать диалог с партнером, не концентрируясь на себе. Нужно сфокусироваться только на собеседнике.
  4. 4. После проведения упражнения ощущения обсуждаются со специалистом
«Я – Ты» Достичь ощущения «Я – Ты – Бесконечность». Для выполнения потребуется пара Клиент садится в удобную позу и с открытыми глазами старается отключить внутренний диалог. На протяжении всего упражнения нужно сохранять мысленное молчание, постараться сконцентрироваться на двух чувствах сразу. Должна произойти синхронизация ощущений «Я – Ты». После достижения цели ощущения нужно углубить, стараясь ощутить бесконечность Вселенной

Для проработки гештальта дополнительно используются друдлы. Это специальные картинки, скрывающие в себе несколько образов. Их просмотр запрещен детям дошкольного возраста, чтобы не спровоцировать развитие психических расстройств. Увиденные изображения нужно обсуждать со специалистом для правильной интерпретации образов.

Изображения-друдлы:

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/geshtalt-terapiya.html

Ссылка на основную публикацию