Демонстративное поведение у детей, подростков и взрослых

Демонстративное поведение – психология

Демонстративное поведение у детей, подростков и взрослых

Человек живет в социуме, поэтому многие его действия и поступки направлены на окружающих.

Это является одним из способов взаимодействия, когда не используются слова, а люди контактируют на уровне жестов, мимики и конкретных поступков. Однако некоторые поступки являются эпатажными, необычными, не принятыми в обществе.

Демонстративное поведение может проявляться как у детей, так и у взрослых. Однако зачастую неприличное поведение наблюдается у подростков.

Демонстративное поведение изначально направлено на других людей. Человек желает обратить на себя внимание своими действиями. Можно окликнуть человека, назвав его имя. А можно привлечь внимание человека громким шумом, издаваемым битьем ложкой по пустой кастрюле. В любом случае результат достигается одинаковый. Только каким образом человек это делает?

Демонстративное поведение вызывает эмоции. Причем они являются яркими. Эти эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Если поведение другого человека не нравится, тогда весь его эпатаж вызывает негатив и критику. Если поведение человека увлекает и заинтересовывает, тогда его демонстрация провоцирует восхищение, желание подражать.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением.

Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих.

Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих.

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными.

Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи psymedcare.ru может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

  • Желание продемонстрировать свои возможности.
  • Желание привлечь внимание.
  • Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания.
  • Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили внутренние психологические проблемы. Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

перейти наверх

Дети являются самыми искренними в своих проявлениях. Они пока не умеют предугадывать последствия своих поступков, реакции окружающих. Их демонстративное поведение объясняется психологами тем воспитанием и развитыми качествами, которые сформировались под влиянием родителей.

Атмосфера в семье, в которой растет малыш, влияет на его эмоциональный настрой и качества характера. А это уже влияет на то, какое поведение проявляет ребенок. Часто демонстративно себя ведут капризные дети, которые все хотят делать по-своему.

Причины демонстративного поведения у детей:

  • Стремление в самоутверждении.
  • Протест против чего-либо.
  • Единственный способ привлечения к себе внимания.
  • Реакция на конкретную эмоциональную травму.

Чаще такое поведение проявляется у детей из авторитарных семей, где родители не обращают внимания и не занимаются воспитанием, однако постоянно наказывают их за плохое поведение.

Ребенок уже в 5 годам нуждается в самоутверждении, уважении и положительной оценке. Здесь начинаются пробы того, как желаемого достичь.

Если ребенок оценивает себя неадекватно, не так, как другие дети, тогда возникает демонстративное поведение, которое больше отталкивает и нервирует.

Ребенок нуждается не просто во внимании, а в восхищении. Нередко этого пытаются достичь путем многословного общения. Ребенок становится общительным, при этом его не интересует собеседник. Он скорее заострен на собственных умениях, которые демонстрирует, нежели на желании обменяться информацией с человеком.

Если ребенок не получает своего, он впадает в агрессивное состояние. Это станет негативным способом проявления демонстративного поведения. Ребенок может начать кричать. Часто в его речи присутствуют сравнительные фразы: красивее, умнее и т. д. Причем превозносить он будет себя, а опускать – окружающих.

Такие дети нередко думают только о себе. При этом они запоминают все ошибки окружающих, чтобы при любом случае напомнить о них. Если же в окружении такого ребенка окажется значимый для него человек, тогда он начнет совершать хорошие поступки. Но они будут направлены на получение одобрения, а не на совершение добра.

перейти наверх

Демонстративное поведение подростков

В подростковом возрасте возникают многие проблемы как у детей, так и у взрослых, которые их окружают. Человек продолжает в этом возрасте решать свои внутренние проблемы, однако теперь демонстративное поведение имеет ярко подчеркнутый, наглядный, указательный характер. Главными потребностями подростка являются:

  1. Привлечение внимания окружающих.
  2. Безграничный эгоцентризм.

Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное. Неважно, каким оно будет – положительным или отрицательным. В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению.

Причинами демонстративного поведения у подростков являются:

  • Неполная или неблагополучная семья.
  • Желание выделиться.
  • Привлечение внимания сверстников и родителей.
  • Потребность в любви и уважении.
  • Ошибки воспитания.
  • Индивидуальные психологические особенности.
  • Протест против чего-либо.

Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам. Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении.

Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели. Здесь немаловажными становятся реакции тех людей, от которых подросток желает получить удовлетворяющие его цели.

Подростки не признают своих ошибок и не видят своей вины, поэтому они будут прибегать к таким моделям поведения, которые их защищают и делают хорошими:

  1. Обвинение внешних обстоятельств в собственных бедах.
  2. Обмороки, истерики.
  3. Обвинение родителей при пояснении учителям причин своей неуспеваемости, и наоборот.
  4. Хамство, грубость, поясничество, нарушение дисциплины и пр.

перейти наверх

Демонстративное поведение у взрослых

Взрослые также могут проявлять демонстративное поведение, несмотря на то, что являются образованными и разумными. Это обусловлено психологическими проблемами, которые взрослый не решил до наступления своего возраста.

Его демонстративное поведение на совершение поступков, которые привлекают внимание, не учитывает желания окружающих. При этом нередко психологи ставят знак равенства между демонстративной личностью и истерической личностью.

Причины демонстративного поведения у взрослых:

  • Получение одобрения.
  • Демонстрация своего статуса.
  • Превозношение себя выше других.

Человек словно становится актером, который проигрывает роль. При этом он не может себя адекватно и критично оценивать.

Демонстративная личность не выносит равнодушия и игнорирования окружающих. Соответственно, можно выделить основные черты такого человека:

  1. Бесконечный эгоцентризм.
  2. Желание получить отношение к себе (отрицательное или положительное).
  3. Тяга к признанию и повышенному вниманию.

Демонстративное поведение нередко сравнивается с нарушением норм и правил, которые приняты в обществе, что также помогает в получении внимания к себе. Это можно рассмотреть на примере публичных проявлений любовных отношений.

Почему некоторые люди не стесняются целоваться на улице, где проходит много других людей? Почему некоторые мужчины и женщины поздравляют друг друга с днем рождения по радио, когда их любимые находятся рядом с ними? Почему влюбленные держатся за ручку или парень дарит своей любимой девушке цветы, чтобы она потом по всему городу гуляла с этим букетом?

Все это и многое другое можно назвать публичной демонстрацией отношений. Два человека хотят, чтобы другие люди видели, что они влюблены друг в друга, они вместе, у них есть отношения.

А вот если они держатся за ручку или у женщины в руках есть букет цветов, то уже можно смело предположить, что партнеры испытывают чувства друг к другу.

Публичная демонстрация отношений – желание показать людям свое счастье и получить от них одобрение. Порой люди с самого детства привыкают к тому, чтобы их образ жизни оценивали другие люди.

Если окружающие одобряют их отношения, улыбаются, хвалят, значит, они все делают правильно.

Публичная демонстрация отношений – это своего рода хвастовство. Назовем такое хвастовство здоровым, если только партнеры действительно ведут себя спокойно и мирно в общественных местах.

Если же они начинают вести себя непристойно, тогда такая форма демонстрации отношений похожа на «показуху»: «Вот, посмотрите, какие у меня есть отношения.

Я счастлив! Я лучше вас, потому что мне хорошо, а вам нет».

Если партнеры ведут себя спокойно и культурно в общественных местах, демонстрируя принятые признаки своей любви, это вызывает уважение у окружающих. Если же партнеры словно насмехаются над окружающими, то это вызывает лишь отвращение. Но в любом случае публичная демонстрация отношений направлена на то, чтобы окружающие люди это увидели и оценили.

перейти наверх

Итог

К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.

В редких случаях демонстративное поведение сказывается на продолжительности жизни индивида. Сюда можно отнести попытки совершить самоубийство или экстремальный поступок, который может завершиться смертью. В данном случае рекомендуется психологическая помощь специалистов, которые смогут выявить причины такого «смертельного» поведения.

Источник:

Демонстративное поведение

Демонстративное поведение – это выразительные поступки и действия индивидов, направленные на привлечения внимания к себе, вне зависимости от потребности людей, которые окружают их. Такое поведение в случаях, когда не выходит за определенные рамки является удобным средством, с помощью которого можно разрешить множество жизненных ситуаций, проблем и задач.

Источник: http://obu4ayka.ru/obshhenie/demonstrativnoe-povedenie-psihologiya.html

Демонстративное поведение подростка

Автор: Сосед-Домосед

Рубрика: Дети наше всё

Демонстративным называют поведение, которое характерно для людей, старающихся привлечь к себе внимание (в переводе с латинского — указательный). Многим людям свойственна демонстративность, и не всегда она зависит от возрастной характеристики. Демонстративное поведение подростка — наша тема сегодня.   

У такого поведения есть положительная сторона, которая заключается в том, что человек стремиться выделиться из толпы. Это служит стимулом для стремления к успеху и развитию личности. Но есть еще масса отрицательных сторон такого поведения. Именно о них и пойдет речь.

Первая особенность демонстративного поведения у подростков – огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное – не оставаться в тени.

Демонстративное поведение подростка реализуется стремлениеи выделиться в нескольких направлениях и может из одного перетекать в другое. Если ребенок получает достаточно внимания, восхищения за счет успеха в спорте, учебе или каком-либо кружке, поведение может остаться неизменным.

Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду. Это может выражаться и в кричащих неадекватных нарядах, своеобразная походка — на которую обращают внимание окружающие.

Подросток, имеющий успехи в учебе, спорте, имеющий хобби — не демонстрирует себя. Он уже самодостаточен.

Перенаправить демонстративное поведение подроста в нужное русло нужно в самом начале такого проявления. Предложите ему увлекательное хобби, не жалея на это денег. Пусть мастерит, к примеру, корабли или начинает что-то коллекционировать.

Успокаивают подростоковую психику и успешное прохождение стадий в компьютерных играх онлайн. Предложите ребенку спокойные и результативные в достижениях бродилки, головоломки, игру про уаз патриот и сами позанимайтесь с ним, чтобы он почувствовал ваше внимание и понимание, даже касательно игр на компьютере.

Вторая особенность – ребенок стремиться совершать действия, благодаря которым получит сострадание и сочувствие окружающих. Это могут быть обмороки, истерики, болезнь, причем они все настоящие, а не наигранные.

Например, в семье складываются такие отношения, что на ребенка обращают мало внимания, но когда ребенок заболевает, все внимание семьи обращено на него и его здоровье. После выздоровления все возвращается в привычное русло.

Ребенок запоминает, как он был окружен вниманием во время болезни, ситуация повторяется несколько раз, пока у ребенка не выработается реакция: чтобы получить внимание, надо заболеть. После этого болеть ребенок начинает постоянно. Такое явление психологи называют демонстративное поведение подростка — психосоматика.

Третья особенность – чтобы привлечь внимание нужно использовать негатив (хамство, паясничество, грубость и прочее). В таких случаях самое опасное – это суицид и демонстративные побеги.

Отличает демонстративные побеги то, что ребенок убегает туда, где надеется быть увиденным взрослыми, недалеко от дома. Таким образом, он пытается привлечь внимание близких, и их расположение.

Что касается суицидального поведения. По статистике, только 10% детей с такими намерениями в действительности желают покончить с собой.

А в остальных случаях ребенок просто таким способом привлекает внимание, поэтому попытки суицида совершает дома в присутствии взрослых, надеясь на то, что их, вовремя спасут.

Читайте также:  Как не бояться родов - советы психолога

По тому, где совершается попытка покончить с собой, можно узнать, кому адресован вызов: если родным, то делается это дома, если сверстникам, кому-то из своей компании – то именно при них.

Надо не забывать, что демонстративное поведение подростка часто имеет роковые последствия, поэтому если звучала угроза самоубийства, надо без промедления обращаться к психологу.

Источник: https://sosed-domosed.ru/demonstrativnoe-povedenie-podrostka/

Демонстративность в поведении подростка

Демонстративность в поведении подростка

Подростковый возраст – это период,  который оказывает огромное
влияние на всю последующую жизнь человека.  Подростки ставят перед собой  колоссальные цели,  но не знают,  как их достигать. 

Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих.

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в  поведении детей. Это очень часто встречающаяся личностная особенность.

Проявление демонстративного поведения является сегодня одной из актуальных социальных проблем нашего общества,  так как за последние несколько лет достаточно развито потребление алкоголя,  наркотиков детьми подросткового возраста,  театрализованное и суицидальное поведение  подростков,  их присоединение к различным группировкам,  субкультурам, демонстрируя свое асоциальное поведение,  но при этом,  считая,  что самоутверждаются, зарабатывают авторитет. Демонстративное поведение возникает при столкновении с каким – либо запретом,  барьером, и ребенок как бы пробует на прочность этот барьер. Такой ребенок вносит сильное напряжение в атмосферу семьи или группы,  и взрослые ищут различные способы предотвращения конфликтов. 

Демонстративность – это плохо или хорошо?                                                                 Подобное поведение – не защита,  а способ завоевания пространства,  самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих. Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой. В основе лежит повышенная потребность во внимании к себе. Демонстративность  может приводить к трудностям в воспитании ребенка, когда ребенок во что бы то ни стало,  хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость,  грубость; стучит ногами и т.д. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни. Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.  Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.                                                                                    Негативное самопредъявление. При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он ненадолго прекращает свои бесчинства.    Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.                     Как обходиться с «негативистом» Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.  Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.    Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.                                    Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.                                   Уход от деятельности. В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».                   Как вернуть фантазера на землю При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха. Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. “Шедевры” обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.                                                           Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться “самомнение” (усилиться демонстративность). Подчеркиваем, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к “самомнению”, а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.                                                                                                                      Родители, кто слишком упорно настаивает на том, что “захваливать детей вредно”, – должны знать, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.  Такой неблагоприятный сценарий может реально угрожаеть их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.
Составитель Калмыкова С.А. (По материалам А.Л. Венгера , детского психолога, профессора, д.пc.н).

Источник: http://potencial22.ru/index.php/2012-09-13-02-11-28/2015-03-03-09-05-53/roditelyam-podrostkov-i-starsheklassnikov/138-demonstrativnost-v-povedenii-podrostka

Трудности подросткового возраста — демонстративное поведение

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром. 

Мы попробуем разобраться, что же представляет собой такой феномен подросткового возраста, как демонстративное поведение.

Демонстративный (от лат. demonstrativus — указательный) — наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей.

Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста. Кроме того, стремление привлечь к себе внимание всесторонне эксплуатируется социумом.

На желании выглядеть эффектно, броско, привлекательно базируется вся индустрия косметики и моды. Умение обратить на себя внимание— обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен.

Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности —один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения.

Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения.

Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.

Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое — это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной.

Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке.

Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами. 

Второе — действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих.

Для этого могут использоваться очень разные приемы — от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь.

Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей — мальчик и девочка.

Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями плохие отношения, они часто ссорятся на глазах у детей.

Внимание матери в этой семье равно сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением,и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке.

Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна.

Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет — она становится центром семьи, как только выздоравливает — перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма.

Третье направление — использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму.На мой взгляд, самое опасное в этом направлении — демонстративные побеги и суицидальное поведение.

По некоторым данным, 20% всех побегов — демонстративные. Основная их отличительная черта — подросток убегает недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих.

Причина — все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.).

Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить преимущества или определенные блага, особенно тех, которые возвысят его в глазах сверстников.

Читайте также:  Эгоизм и эгоцентризм разница, примеры эгоизма из жизни

Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения.

Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах.

Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут.

Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание к себе, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома —родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов и т.д.

Следует учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. Поэтому необходимо обратиться к специалисту сразу же, даже если угрозы суицида звучат только в высказываниях.

В заключении хочу сказать, что на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным).

На самом же деле, даже если проявления демонстративности носят сугубо позитивный характер, в основе такого поведения лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться, дескать, все переросли — и ребенок перерастет.

Все мы, безусловно, перерастаем — кто-то в успешного и яркого человека, а кто-то в нытика и истероида. Так что, задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем.

Колонка:

Чаще всего родители приводят подростка к психологу, когда его поведение становится хронически девиантным (отклоняющемся от нормы). Девиации могут варьироваться от снижения успеваемости, прогула занятий, до драк, воровства, побегов. В общем тогда, когда ситуация становится слишком критической для самих родителей.

Критической, потому, что каждому родителю хочется гордиться своим отпрыском, «хороший» ребенок, это своеобразное подтверждение «хорошести» родителей, знак качества их воспитательских и человеческих талантов.

А тут вдруг ребенок оказывается «плохим» и родителям необходимо признать, что они к этому причёсаны, а это вызывает сильный внутренний конфликт. Вот тут и возникает потребность в психологе, на которого возлагается высокая миссия переделки «этого ужасного создания» в «нашего чудного мальчика» или «замечательную девочку».

Родители ожидают, что психолог вернет им хорошего, правильного ребенка, и как следствие они снова мысленно вернут себе все кубки и подтвердят статус «лучший родитель года».

Это один из самых распространенных мифов о работе психолога. На самом деле все дети, малыши и подростки – части семейной системы, они живут и функционируют в ее пределах и подчиняются всем законам.

Если в семейной системе что-то нарушено, то дискомфорт испытывают все члены.

Просто в детях этот дискомфорт проявляется сильнее и ярче, так они в силу малолетства не умеют носить маски, как это делают взрослые.

Систему можно восстановить, однако для этого понадобиться усилия всех участников. Поэтому и существует семейные психологические консультации и семейная терапия. Так что. приходя к психологу с просьбой «исправить» ребенка, будьте готовы к тому, что «исправления» понадобятся и вам.

Тем же, кто пока не готов активно работать над собой и своей семьей, но заинтересовался темой данной статьи и вообще хочет узнать больше о моделях семейных систем, о том как они формируются и как живут хочу порекомендовать книгу Робина Скиннера и Джона Клииза «Семья и как в ней уцелеть».

Скачать: Семья и как в ней уцелеть, Скиннер Робин и Джон Клииз

Жизнь и как в ней выжить, Скиннер Робин и Джон Клииз

Источник: http://psylikbez.at.ua/publ/deti/trudnosti_podrostkovogo_vozrasta_demonstrativnoe_povedenie/4-1-0-16

Особенности личности у подростков с демонстративным поведением

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический.

Часто он переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков.

Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность – одна из характерных черт поведения подростков. Так, по мнению А.Е. Личко, демонстративная реакция – «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте» [1].

Слово «демонстративный» происходит от лат. «demonstrativus», что значит «указательный», демонстративное поведение значит наглядное, вызывающее, нарочито подчеркнутое. Данная категория объединяет разные поведенческие проявления, которые направлены на привлечение внимания окружающих.

Кроме того, умение обратить на себя внимание – обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности – один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха [2].

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении подростков, когда ребёнок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость т.

д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе, их переживания поверхностны. Подобное поведение – не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.

Желание выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое – это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной.

Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то объединении.

Успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, большое количество проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с педагогом не удалось наладить желаемые отношения.

Чаще всего свои учебные неудачи подросток будет объяснять внешними обстоятельствами. Второе – действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих.

Для этого могут использоваться очень разные приемы – от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.

) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Третье направление – использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдается бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. Самое опасное в этом направлении – демонстративные побеги и суицидальное поведение [3].

Знание особенностей личности у подростков с демонстративным поведением позволяет педагогу перенаправить демонстративное поведение подростка в нужное русло в самом начале такого проявления. Педагог должен организовать социально ценную, полезную деятельность и включить в неё подростка.

Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, выставки, конкурсы, волонтерское движение и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действовать, используя свои, часто незаурядные, задатки к актерскому исполнительскому и литературному творчеству.

Таким образом, особенность демонстративного поведения у подростков – огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное – не остаться в тени.

Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду.

Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56490.htm

Трудности подросткового возраста – демонстративное поведение

Возрастные кризисы – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Только преодолевая тот или иной критический период, мы становимся мудрее, опытнее, и способны двигаться дальше. Кризис подросткового возраста накладывает на нас едва ли не самый сильный отпечаток.

В возрастной психологии указывается, что подростковый кризис может начаться с 13 лет. На этот возраст выпадает период полового созревания и гормональные перестройки.

У подростков начинает «ломаться» голос, появляются выраженные половые признаки, высыпания на лице, однако, кроме изменений в организме, происходят изменения в характере.

Именно эти изменения поведения, отношения к себе, близким доставляют столько сложностей самому подростку и окружающим его людям.

В подростковый период на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. От того, насколько легко и удачно это получается у подростка, будет многое зависеть в его жизни. Подростки стремятся занять определенную позицию в классе, во дворе, особенно в референтной группе.

Референтная группа – это та группа, мнение членов которой совпадает с мнением подростка и позицией, которой он дорожит. На что только они не идут, чтобы утвердиться в этой группе.

Одним из наиболее ярких проявлений подростка в обществе является демонстративное поведение. Само по себе демонстративное поведение может быть свойственно любому человеку на том или ином этапе его жизни и не  несет негативной заряженности, однако демонстративное поведение подростков обладает рядом особенностей.

Во-первых, стараясь выделится на фоне других, подростки не задумываются о правильности  тех или иных поступков, для них важно показать себя любой ценой и с любой стороны. Пусть даже подростка все будут корить и ругать, но ведь заметили же, значит, он добился цели.

Исключением из этого правила являются подростки, которые были правильно воспитаны в правильной атмосфере  и среде, тогда их демонстративное поведение не будет выходить за рамки приличия. Они будут выделяться достижениями в спорте, учебе и т.д.

Иногда в своем стремлении оказаться в центре внимания подростки совершают непоправимые ошибки. Недаром в психологической науке появился такой термин как демонстративные суицидальные попытки.

Если подросток шантажирует вас суицидом, рассказывает об этом всем знакомым и, наконец, пытается совершить в людном месте, где его обязательно спасут, то этот суицид носит демонстративный характер.

Когда подростки идут на этот шаг, им кажется, что все под контролем,  и они не задумываются, что часто демонстративные суицидальные попытки заканчиваются плачевно.

К сожалению, среди подростков довольно распространены истинные суициды, которые обычно совершаются в укромных местах, без всяческих объявлений о намерениях.

Во-вторых, демонстративное поведение подростка носит эгоцентрический характер.

Будьте внимательны к своему ребенку, старайтесь приметить его стремление привлечь внимание к своей персоне, удовлетворяйте его потребности в этом плане, хвалите его за реальные положительные достижения, чтобы ему не пришлось искать внимания  путем совершения аморальных поступков. И еще, старайтесь быть ближе к своему ребенку, чтобы он рассказывал вам о своих переживаниях и вы вместе разрешали все трудности.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/teenager/4087-trudnosti-podrostkovogo-vozrasta–demonstrativnoe-povedenie.html

Демонстративное поведение у ребенка — истоки и особенности

Знаете ли вы людей, у которых постоянно проявляется демонстративное поведение? Думаю, что знаете и знаете, как с ними непросто. Но демонстративное поведение у детей также имеет мало приятного.

Такие карапузы просто выводят из себя своих родителей, воспитателей и учителей, перетягивая всё одеяло на себя.

Воспитание ребенка превращается в битву с необъятным Я, которое мешает всем жить и подталкивает к нежелательной реакции со стороны окружающих.

Второклассница Маша проявляет почти постоянно демонстративное поведение. Просто диву даешься, как она умудряется любую ситуацию использовать для того, чтобы обратить на себя внимание. Ну, к примеру, вы немного ударились о край стола.

Что будете делать? Маша будет громко стонать и охать, пока все в классе не обратят на неё внимание. То есть, чем быстрее она получит свою порцию признания, тем быстрее можно будет начать урок.

Хорошо, если в классе одна такая Маша, но если их несколько…

Истоки демонстративного поведения

К 5 годам потребность в признании и уважении выходит на главные позиции. Их начинает волновать, что о них думают окружающие. Невнимание и упреки начинают вызывать обиду. У дошкольников появляется конкуренция. Малыши начинают сравнивать себя с другими.

И вот здесь начинаются все проблемы. Если кроха оценит правильно свои достоинства и достоинства другого, то дальше он не будет требовать к себе повышенного внимания.

Если же здесь будут несоответствия того, что думает кроха о себе и что думают окружающие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе побольше внимания.

Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности демонстративного поведения у ребенка

Главная особенность ребенка с демонстративным поведением — желание привлечь внимание к своей персоне любыми возможными методами.

Эти карапузы являются достаточно активными в общении, но обычно их не интересует собеседник, он служит им лишь платформой для демонстрации себя. Они хотят не просто внимания, а восхищения.

Стремятся при любом удобном случае показать свое имущество, свои способности.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если их кто-то не принимает, то они начинают раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться.

Невозможность быть выше другого подталкивает их к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже.

К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника и школьника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу — как же иначе?

Читайте также:  Самовнушение человека - методы, техники, лечение

Дети-демонстраторы являются великими критиками, они запоминают плохие действия других людей, чтобы в нужный момент вытянуть их на свет. Иногда они не думают другим детям сказать что-то или выполнить действия, постоянно вмешиваясь, чтобы подсказать и направить на верные действия.

Но собственная моральность зачастую страдает. Однако, если присутствует важный взрослый, то они постараются вести себя правильно: поделиться конфетой, поднять предмет, пожалеть.

А если вокруг лишь дети, то поступки могут быть далеко не идеальными. Получается, что ребята с демонстративным поведением заботятся о внешней картине одобряемого поведения, а не о том, чтобы действительно кому-то помочь.

Добрые поступки делаются ради похвалы и одобрения, оценки, примера.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее.

Демонстративного Диму на занятии сосед просит дать карандаш, Дима делает вид, что не слышит.

Через время он смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

А вот другие оцениваются только по тому, как они относятся к самому демонстратору. К примеру, «Саша очень хороший, потому что он дал мне конфету», «Валя очень добрая девочка, потому что она помогла мне рисовать. Я ей тоже когда-то помогала, еще больше, чем она мне».

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать развитие ребенка. Ведь такой малыш когда-то станет взрослым. Но это уже другая история и другая тема.

Источник: http://psiholog1.com/vospitannie_detishki/vospityivaem-malyishey/demonstrativnoe-povedenie-u-rebenka-istoki-i-osobennosti.html

Демонстративное и вызывающее поведение различного рода,
подростковый негативизм

Несовершеннолетним часто свойственно демонстративное поведение, то есть поведение, преследующее (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Демонстративному поведению свойственны две основные составляющие:

– стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих;

– отсутствие объективности по отношению к другим и к самому себе.

Демонстративность в таком поведении проявляется как подчеркнутая выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих.

Типичными поведенческими средствами привлечения внимания служат чрезмерная эмоциональная возбудимость и экспрессивность, разговорчивость, театральность, склонность к преувеличениям, фантазированию и лжи, кокетство, капризность, упрямство, экстравагантные либо антисоциальные поступки и даже инсценировка самоубийства.

Такой тип поведения часто провоцируется особенностями подростковой психики и такими личностными качествами, как чрезмерная чувствительность, склонность все относить к себе, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, внушаемость, инфантилизм, эмоциональная и сексуальная незрелость. Яркие и устойчивые формы подобного поведения демонстрируют, как правило, незрелые либо патологические личности.

Для несовершеннолетнего очень важно мнение значимого для него окружения и, вообще, мнение других людей о нем. Из мнений окружающих о себе во многом выстраивается его собственная самооценка. При этом недостаток жизненного опыта не позволяет адекватно оценивать себя и других.

У детей демонстративное поведение чаще всего служит выражением недостатка чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких.

У подростков демонстративное поведение обычно обусловлено наличием острых неосознаваемых реакций на кажущуюся или реальную угрозу. Оно имеет целью избежать ожидаемого наказания, перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным.

Так совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость либо напугать.

Нередко демонстративное поведение включает в себя нанесение себе повреждений, псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента.

Не будем останавливаться на широко распространенных примерах явного демонстративного поведения, таких, как использование различных броских элементов в одежде, прическе, разного рода аксессуаров, татуировок, пирсинга, шрамирования, обозначения принадлежности к молодежным и иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, поклонники различных рок-групп и др.) и т.д. и т.п. Каждый подобный элемент имеет свою, достаточно явную смысловую нагрузку. Рассмотрим более сложную ситуацию, когда демонстративное поведение неосознанно используется несовершеннолетними в случаях накопления высокого уровня внутреннего напряжения для обхода имеющихся психологических барьеров и внутренних запретов на какие-либо коммуникативные действия.

Приведем в пример факт неярко выраженного, но в крайней степени личностно значимого демонстративного поведения несовершеннолетнего, связанного с аутоагрессией:

Борис, 17 лет. Покончил жизнь самоубийством (повесился) через месяц после провала на вступительных экзаменах в ВУЗ. Всеми знавшими его людьми характеризовался как активный, самостоятельный, целеустремленный молодой человек, хороший спортсмен.

Лидер по своей натуре, настойчивый, коммуникабельный, интеллектуально развитый. Высоко ценил справедливость, любовь, дружбу. В семье проблем не имел, проживал вместе с матерью (мать с отцом в разводе более 14 лет).

Психических отклонений не имел, в семье суицидентов не было.

За два месяца до суицида высказывал одноклассникам твердую уверенность в своем поступлении в ВУЗ, на бесплатное обучение (платить за учебу в семье было нечем). В этот же период вступил в тесные отношения с женщиной на 7 лет старше себя, строил планы дальнейшей совместной жизни (при этом женщина говорила ему об этих взаимоотношениях как о временных, не имеющих никакой перспективы).

После провала на экзаменах, по отзывам окружающих, поведения своего не изменил. Все так же оставался душой компании, шутил, часто встречался с бывшими одноклассниками. Однако при этом «…стал иногда задумываться, глядя в одну точку, иногда заводить разговоры о смерти, часто слушать песни военнослужащих о Чечне…».

За 10—15 дней до смерти в разговорах стал часто рассказывать о своих друзьях, погибших в Чечне (ни один факт из рассказов при проверке не подтвердился), о том, что пойдет служить по призыву и сразу же напишет рапорт в Чечню или другую «горячую точку», о царящей в мире несправедливости, с которой надо бороться. Много говорил о своих друзьях, которых надо «постоянно от чего-то спасать». Однако общее поведение сильных изменений не претерпело. Все так же улыбался, шутил, проводил время в компании.

В последний день, как обычно, общался с бывшими одноклассниками, говорил о том, что на днях уедет в Чечню. Встречался со своей знакомой, пытался вновь заводить разговор о регистрации отношений и совместном проживании, но получил, как обычно, вежливый отказ.

В этом же разговоре сказал, что переживает недавнюю гибель своего друга (факт не подтвердился), упомянул о своем скором отъезде в «горячую точку». Через час после расставания девушка получила SMS-сообщение, в котором Борис просил прощения за то, что оказался слабым, несостоятельным человеком, не имеющим сил что-либо изменить в жизни.

Последний телефонный разговор с матерью состоялся за три часа до смерти, был на бытовые темы и чего-либо примечательного в себе не содержал.

По заключению психиатра, имел место факт так называемой «улыбающейся депрессии» — состояния, при котором больной, испытывая все симптомы депрессии, маскирует их своим обычным поведением.

Борис испытал разрушение своей самооценки, крушение своего образа «Я» (не смог поступить в институт, хотя был полностью в себе уверен) и оказался в собственном представлении несостоятелен как мужчина (женщина не выбрала его как партнера для серьезных отношений).

Сформировавшийся взгляд на мир потерпел крах при столкновении с реальной действительностью. При этом молодой человек не смог отказаться от своего имиджа «веселого парня», души компании, настоящего лидера и сильного человека.

Жесткий образ собственного «Я», завышенная самооценка и прямолинейное мышление не позволили ему вынести внутренний конфликт вовне и обратиться за помощью.

Потому в последние дни жизни и наблюдалось интенсивное демонстративное поведение, целью которого было обратить на себя внимание, пробудить сочувствие, жалость, поделиться с окружающими своим состоянием. Однако подобные проявления демонстративного поведения не были замечены ближайшим окружением, что усугубило внутренний конфликт, усилило аутоагрессию и, в конечном итоге, привело к трагедии.

Одной из форм демонстративного поведения является вызывающее поведение, часто выражающееся в агрессивной либо асоциальной форме. Вызывающее поведение имеет целью вызвать у окружающих определенный тип реакции, удовлетворяющий некую неосознаваемую потребность несовершеннолетнего. Эта потребность в большинстве случаев связана с подростковым негативизмом.

Негативизм — это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников — реально существующего или воспринимаемого как таковое.

Может проявляться в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнять предъявляемые требования. При активном негативизме несовершеннолетние производят действия, противоположные требуемым.

Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, не учитывающим потребности несовершеннолетнего. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы.

Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение несовершеннолетним какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает подростку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию.

Слабой формой негативизма является упрямство. Однако в отличие от подлинного негативизма, оно часто возникает из стремления к самоутверждению.

Негативизм может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии несовершеннолетнего он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

На третьем и четвертом этапах возрастного развития негативизм может усиливаться и расширяться, распространяясь с семьи и школы на всю социальную систему, нормы общественной морали и права. Здесь он может выражаться в вызывающем поведении и нигилизме — отрицании общественных норм и устоев. Вот наглядный пример подобного поведения:

В метрополитене группа несовершеннолетних от 14 до 17 лет в количестве до 20 человек нарушает общественный порядок: распивают спиртные напитки, совершают хулиганские действия в отношении пассажиров, портят подвижной состав. Ведут себя вызывающе, агрессивно, дерзко. На подростках одежда с атрибутикой одной из футбольных команд, в руках у некоторых — флаги с изображением символики данной команды.

При попытке сотрудников милиции метрополитена навести порядок, провоцируют драку, убегают, но наверху задерживаются сотрудниками ППС и ОМОНа.

При доставлении в дежурную часть в составе группы ведут себя агрессивно, вызывающе, бравируют своим антиобщественным поведением.

При индивидуальном опросе поведение большинства подростков кардинально меняется. Первая группа (наиболее многочисленная) испытывает чувство вины и высказывает опасения по поводу предстоящего наказания.

Вторая группа «закрывается» и отказывается идти на контакт. Двое продолжают вести себя агрессивно, грубить сотрудниками милиции, угрожать санкциями со стороны родителей, с их слов — высокопоставленных чиновников МВД.

До конца разбирательства придерживаются негативной и агрессивной линии поведения.

Несовершеннолетние первой группы объясняют свое поведение общим плохим настроением от проигрыша любимой команды и следованием в своем поведении за группой: «…Да все начали кричать, и я с ними…». О последствиях своих действий не думали, хотелось только «…показать всему этому народу (пассажирам метро), что мы — сила и мы за своих болеем…».

Несовершеннолетние второй группы выказывают всем своим поведением сильный подростковый негативизм.

Каким-либо внятным образом объяснить своего поведения не могут (от чего испытывают некоторое замешательство), чувства вины за содеянное практически не испытывают.

Главным мотивом асоциального поведения, с их слов, было «…у нас горе, наши проиграли, а они, все эти (пассажиры метро и другие), лезут с поучениями, вообще жить не дают, как хочется…».

При общем анализе ситуации видно, что в данном случае акт антиобщественного поведения проистекал из демонстрации несовершеннолетними вызывающего поведения, в основе которого лежало несколько мотивов:

– основной индивидуальный мотив — быть как все, не отличаться от значимой для себя группы, чтобы не быть исключенным из нее;

– основной групповой мотив — следовать имеющемуся для подобных ситуаций шаблону поведения, чтобы не быть исключенным из более широкого значимого (референтного) сообщества (в данном случае футбольных фанатов);

– дополнительный индивидуальный мотив — для подкрепления своей системы ценностей продемонстрировать негативное отношение ко всем, не входящим в референтную для себя группу, в том числе и для получения более высокого статуса в этой группе;

– дополнительный групповой мотив — получить (чаще неосознанно) некие острые ощущения, связанные со стимуляцией психики путем группового провоцирования конфликтных ситуаций: чувство силы, ощущение власти, «адреналиновый кайф» и др.

Как видно из приведенного примера вызывающее поведение у несовершеннолетних чаще всего принимает групповые формы, так как подростки для совершения асоциальных действий постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны «единомышленников».

В сочетании с мотивами, описанными ранее — «проверить себя», «проверить свое видение мира людей», — это приводит к созданию всякого рода неформальных объединений под различными «вывесками»: футбольные фанаты, фанаты музыкальных групп, «рокеры», «байкеры» и др.

Вовлечение в такое объединение всегда носит ряд этапов.

Первый — возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание.

Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться.

Подобные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д.

Второй — включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные.

Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении.

При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/1-otklonyayusheesya-povedenie-osnovnie-ego-formi-prichini-etap.html?page=4

Ссылка на основную публикацию