Атрибуция в психологии, виды атрибуций

Атрибуция

Атрибуция – это наделение одним индивидом другого характеристиками и качествами, которые ему невозможно увидеть в непосредственном поле восприятия.

С помощью атрибуции один человек анализирует и размышляет над причинами поведения второго, оценивает его личность. Атрибуция в психологии это механизм объяснения поведения личности.

Она возникает потому, что информации, поступающей от непосредственного наблюдения недостаточно, чтобы адекватно взаимодействовать с окружением. Поэтому часто люди «додумывают» факты, которые не сумели узнать или не смогли непосредственно воспринять.

Один человек, следящий за действиями другого, приходит к своему заключению о потенциальных причинах поведения. Свои выводы наблюдатель основывает на ситуационных факторах (условия, обстановка) и субъективных (усилия, способности).

Социальными психологами были разработаны теории атрибутивных характеристик, объясняющие правила, какие используют люди, когда судят о поведении других, тем самым определяя стили атрибуции.

Атрибуция редко бывает объективной, также это не всегда точный процесс, ему препятствуют определенные атрибутивные искажения (установки, цели, мотивы). Эти искажения воздействуют на способ оценки человеком собственного поведения и поступков других.

Часто говорят о каузальной атрибуции, которая означает интерпретацию поведения собеседника, через выдвижение определенных предположений о возможных намерениях, причинах, мотивах поведения личности, с дальнейшим их наделением партнеру общения.

Каузальная атрибуция больше всего определяет социальное восприятие личности, если информации является недостаточно и её нужно откуда-то узнавать.

Выводы, полученные в процессе атрибуции, могут поспособствовать созданию социальных стереотипов и шаблонов.

Это позволяет самому человеку легче воспринимать и познавать других людей, способствует развитию предубеждений относительно представителей разных социальных категорий и групп (этнических, возрастных, профессиональных).

Что такое атрибуция

В психологии атрибуция это когнитивный процесс объяснения поведения сторонних людей и собственных действий. В основном она выражается в объяснении поступков других через собственные суждения, поскольку многие качества не могут восприниматься непосредственно социальной перцепцией при прямом наблюдении, но приписываются им.

Атрибуция является попыткой интерпретировать какой-то объект, его действия, понять мотивы поведения в условиях брака информации с помощью домысливания.

Атрибуцией являются когнитивные процессы, протекающие в жизни миллионов человек, которые изучаются социальной психологией.

В атрибутивных исследованиях сравнительно с исследованиями восприятия одним человеком другого происходит повышение показателя интеллектуальности осваиваемых явлений.

Самая простая классификация атрибуций делится на диспозиционные и ситуационные.

Существует такой психологический термин, как оборонительная гипотеза, он относится к системе убеждений, принадлежащих индивиду, у которого есть функция собственной защиты от внешнего беспокойства.

Оборонительные атрибуции обычно встречаются, когда человек становится свидетелем ужасающей картины.

Приписывание ответственности в подобных ситуациях, создание личных выводов, будут иметь отношение к уровню тяжести неудачи и степени внутреннего и ситуативного подобия человека и жертвы.

Примеры атрибуции оборонительной знают многие, например, известная гипотеза, которая гласит, что хорошие вещи происходят исключительно с добрыми людьми, плохие – с нехорошими людьми. Есть люди, что верят в это, поскольку чувствуют свою уязвимость и невозможность проконтролировать ситуацию полностью. Это приводит к упрекам других, даже в случае трагической ситуации самой жертвы.

Так, люди могут услышать, что кого-то избили хулиганы, они принимаются мыслить, что если бы тот не ходил, где не нужно, ни давал бы повода, он был бы цел. Или услышали известие об автомобильной аварии, начинают приписывать всю вину водителю (например, был пьян), при этом заставляют уверить себя, что подобного с ними не произойдет.

Люди зачастую верят, что с ними чаще случаются положительные события, нежели с остальными, соответственно, отрицательные случаются реже.

Примеры атрибуции: заядлый курильщик думает, будто у него намного меньше шансов раком заболеть, чем у иных курильщиков.

Виды атрибуций

На основании ценностных критериев выделяют три вида атрибутивных характеристик – это положительные, отрицательные и смешанные (положительно-отрицательные). Положительные – это совокупность тех характеристик, что в этнокультурной среде находят положительными, то есть социально одобряемыми, желательными.

Отрицательные – включают характеристики, что в этнокультурной среде все считают отрицательными, негативными, нежелательными и неодобряемыми.

Смешанные – проявляются, если в одинаковой степени выражаются отрицательные и положительные характеристики, которые частично воспринимаются этнокультурной средой.

При наблюдении поведения людей можно сделать вывод, что основания этого поведения локализуются в самой личности или в мире. Это называется «локусом контроля».

Локус контроль является способностью приписывать собственные успехи либо неуспехи внутренним (здесь внутренний локус) или внешним (здесь внешний локус) факторам.

Внутренними факторами являются характеристики человека – усилия, качества, черты, знания, навыки.

Внешние факторы – обстоятельства ситуации, условия, рамки. Склонность к внешней атрибуции делает человека более беспомощным, поскольку не даёт раскрыть способности и потенциал.

Стили атрибуции – это свойственные человеку способы интерпретации произошедших с ним различных событий. Стили атрибуции: внутренний (личностный); внешний (ситуативный).

Внутренний стиль присутствует, когда существует связь поведения личности с её характеристиками и качествами, если человек поступает под влиянием внутренних мотивов, установок. Например, если человеку долгое время что-то не удается, он начинает списывать всё на то, что он неспособный, следовательно, обречен на неуспех и этот человек начинает меньше прилагать сил для своих достижений.

Примеры атрибуции личностной: «Мы не успели вовремя приехать, потому что ты задержался»; «У него всегда все выходит, поскольку он подхалим».

Примеры атрибуции ситуативной: «Он так делает, поскольку условия его вынуждают».

Внешний стиль – это связь поведения с текущей ситуацией. Индивид, который сталкивается со случаем неуспеха, понимает, что есть определенные обстоятельства, которые этому мешают или считает это случайностью.

Выделяют еще два важных вида атрибуции. Гетероатрибуция – это приписывание определенных мотивов, качеств и черт другим личностям или группам. Самоатрибуция или автоатрибуция является приписыванием себе самому разнообразных черт, установок, мотивов поведения. Самоатрибуция играет немаловажную роль в создании самосознания личности.

Данные виды хорошо взаимосвязаны.

Некоторые ученые исследовали, что индивид, который воспринимает человека, как плохого соответственно приписывает ему негативные черты, при этом себя самого наделяет положительными, то есть противоположными.

Это является психологической закономерностью сопряженного развития нескольких процессов. Здесь отрицательная и положительная атрибуции являются взаимосвязанными процессами, совместно протекающими.

Виды атрибуции друг друга порождают, поддерживают и продуцируют абсолютно противоположные по существу представления о психологических чертах, которые индивид приписывает другим и себе.

Индивид, в активном состоянии обращает острое внимание исключительно на ситуацию и обстановку. Он лучше самого наблюдателя понимает, как возникла текущая ситуация, как сам в ней оказался, что будет делать или выяснять. Он лучше владеет информацией о собственных знаниях, целях, установках, способностях, которыми он наделен.

Наблюдатель обращает больше внимания на самого индивида, его способ поведения. Он игнорирует ситуацию, хотя обычно плохо владеет информацией об истории её возникновения, не понимая сущности социального объекта.

Это способствует тому, что появляется асимметричность в самих атрибуциях. Данная асимметричность выражается при объяснении обыкновенного или необычного, желаемого и нежелаемого поведения индивида.

Поэтому гетероатрибуция считается более рациональной, нежели самоатрибуция.

Источник: http://psihomed.com/atributsiya/

Атрибуция — это что такое? Примеры атрибуции в психологии :

Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет.

То есть атрибуция — это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности.

Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.

Что такое атрибуция

Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.

Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.

Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума.

Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов.

Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

Необходимость атрибуции

Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

Виды атрибуции

Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».

Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.

Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.

Ошибки восприятия

Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию.

Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

Читайте также:  Лень - причины, как побороть лень?

Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

Атрибуция при оценивании подчинённых

В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей.

При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей.

Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

Атрибуция для руководителей

Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор.

Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех.

Атрибуция в психологии — это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.

Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.

А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.

То есть атрибуция — это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-atribuciya-eto-chto-takoe-primery-atribucii-v-psixologii.html

1.2.1 Виды атрибуций

Атрибуции как сложные социально-психологические процессы могут классифицироваться по разным критериям. В этой главе выделено несколько разновидностей атрибуции.

В психологической литературе, затрагивающей тематику атрибутивных процессов, существует разделение их на атрибутивные характеристики, которые отражают приписывание каких-либо характеристик объекту, и каузальные атрибуции, отражающие приписывание тех или иных причин поведения объекта. Как показали исследования, быстрее всего образовываются атрибуции, касающиеся личностных черт и намерений действующих лиц. Каузальные атрибуции требуют значительно большего времени [28].

В атрибутивных характеристиках присутствует выражение различных ценностей. Исходя из аксиологических (ценностных) критериев можно выделить три разновидности атрибутивных характеристик: положительные (позитивные) атрибутивные характеристики, отрицательные (негативные) атрибутивные характеристики и смешанные или амбивалентные (позитивно-негативные) атрибутивные характеристики.

Положительными считаются такие атрибутивные характеристики, которые в данной этнокультурной среде считаются положительными, одобряемыми, желательными. Тем самым его личности приписывается высокая ценность, которую он объективно может иметь, а может не иметь.

Отрицательными считаются такие атрибутивные характеристики, которые в данной этнокультурной среде считаются отрицательными, неодобряемыми, нежелательными.

Наблюдая за поведением отдельных людей или групп, вначале человек может прийти к общему выводу о том, где локализуются причины их поведения: в них самих или во внешнем мире. Это процесс определения места (локуса) причин их поведения.

Процессы подобной локализации — атрибутивные процессы, в ходе которых субъект приписывает объекту наблюдения преимущественно внешний или преимущественно внутренний локус причин его социального поведения [21].

Итак, можно сказать, что основные причины социального поведения могут быть двух главных видов: 1) внешние причины, вызывающие поведение; 2) внутренние причины поведения.

В зависимости от решения дилеммы о локусе причин поведения, выделяют два типа атрибуции: внутреннюю (диспозициональную) и внешнюю (ситуативную). При осуществлении внешней атрибуции, наблюдателем делается вывод о том, что поведение объекта обусловлено внешними факторами.

При осуществлении же внутренней атрибуции, наблюдатель поведения социального объекта приходит к выводу, что объект действует под влиянием своих внутренних мотивов, черт личности и установок. Уже Хайдер [21] считал, что люди приписывают мотивы поведения других в основном их внутренним, личностным свойствам.

Это один из аспектов так называемой основной ошибки атрибуции.

Существует еще две важные разновидности атрибуции: гетероатрибуция и самоатрибуция (автоатрибуция) [10]. Гетероатрибуция — это атрибуция определенных черт и мотивов у других индивидов и социальных групп. Самоатрибуция — приписывание самому себе различных черт, мотивов поведения и установок.

Самоатрибуция является важным механизмом формирования самосознания (Я-концепции) личности [10]. Эти виды атрибуции взаимосвязаны. Исследователи обратили внимание на то, что когда индивид воспринимает «плохого человека», приписывает ему отрицательные черты, то самому себе он придает противоположные положительные черты.

По мнению Налчаджяна, это — проявление психологического закона сопряженного развития двух процессов или явлений [11]. Его идея состоит в том, что эти два вида атрибуций (положительная для себя и отрицательная для наблюдаемого человека) являются взаимосвязанными психическими процессами, сопряжено протекающими.

Они порождают друг друга, поддерживают друг друга и продуцируют противоположные представления о психических чертах и мотивах, приписываемых себе и другому. Кроме того, существует еще одно объяснение возникновения данного искажения атрибуции. Актер, находясь в активном состоянии, в основном обращает свое внимание на ситуацию.

Он лучше наблюдателя знает, как возникла данная ситуация, каким образом он сам оказался в ней и что собирается выяснять и делать. Он, безусловно, лучше, чем наблюдатель, знает также о себе и о своих целях, о своих знаниях и способностях, установках по отношению к ситуации и к людям, если они есть.

Наблюдатель обращает свое внимание главным образом на действующее лицо и его поведение. Он в значительной степени игнорирует ситуацию, обычно плохо знает, как она возникла, и мало что знает о личности социального актера. Поэтому наблюдается асимметричность в атрибуциях.

Эта асимметрия по-разному проявляется при объяснении успеха или неудачи, желаемого или нежелаемого, обычного или необычного поведения объекта. Все же считается, что гетероатрибуции наблюдателя более объективны и рациональны, чем самоатрибуции действующего лица.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/5616

Каузальная атрибуция — что это такое в психологии и общении?

Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.

Что такое каузальная атрибуция?

Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.

Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция.

Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

Виды каузальной атрибуции

Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

  1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
  2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
  3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

Ошибки каузальной атрибуции

Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.
  2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
  3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
  4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.

Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее.

Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.

Каузальная атрибуция в общении

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает.

Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.

Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.

Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.

Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества?

Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.

Читайте также:  Как понять мужчину, его отношение - психология
Социальный контроль — виды и основные функцииСоциальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. Ментальность — что это такое и как ее изменить?У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.

Источник: http://kak-bog.ru/kauzalnaya-atribuciya-chto-eto-takoe-v-psihologii-i-obshchenii

Феномен каузальной атрибуции, ее виды и формы. структура атрибутивного процес-са. модели атрибуции. понятие социальной атрибуции

Статья Г.М. Андреевой

Изучение началось с Хайдера. Когда причины поведения неизвестны, средством причинного объяснения выступает приписывание, т.е. осуществляется своеобразное достраивание информации. Можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему.

Отличие научного и обыденного объяснения. Научное объяснение выступает как бы «бессубъектным»: неважно, кто объясняет, важен результат. Обыденное объяснение, напротив, целиком «субъективно»: здесь познает и, значит, объясняет конкретный «наивный субъект», который всегда находится в общении с другим.

Развитие идей о каузальной атрибуции:

1) подчеркивалась потребность человека понять окружающий его мир и атрибуция рассматривалось как одно из средств такого понимания.

2) понятие «каузальная атрибуция» было позже заменено более широким понятием «атрибутивные процессы (приписываются не только причины поведения, но часто и определенные личностные черты, мотивы, потребности и пр.)

3) С. Бем: в число атрибутивных процессов были включены и явления самоатрибуции, то есть процессы, относящиеся к восприятию и познанию себя. Бем vs Фестингер: люди не знают обычно свои подлинные установки, выводят их из своего поведения (приписывают причины себе – самоатрибуция), поэтому сомнительно наличие у них диссонанса.

4) люди часто озабочены не столько поиском причин поведения другого человека, сколько поиском того, что в людях нам может быть полезно.

АП – считается переходом от социального восприятия к социальному познанию, так как в их основе лежит обыденное объяснение – основной способ осмысления мира «человеком с улицы», где вся система отношений опосредована именно этим обыденным объяснением.

Логический путь приписывания причин

Концепция Э. Джонса и К. Дэвиса. Человек, прежде всего, обладает некоторыми личностными чертами – диспозициями, затем намерениями – интенциями, затем актуализует и то и другое при помощи знаний и способностей.

Порядок следования событий для наблюдающего: индивид вначале наблюдает следствия каких-то действий другого человека, он может также наблюдать и само действие, но далее он уже ничего наблюдать не может. «Корреспондентское выведение» – осуществление вывода, соответствующего ряду наблюдаемых фактов.

Процесс выведения расшифровывается более подробно. Две его стадии:

атрибуция интенций – намеренно ли действие или нет

атрибуция диспозиций – анализ того, какие диспозиции стоят за этим

Условия возникновения ошибок в атрибутивном процессе:

уникальность или типичность действия

социальная желательность действия

тип атрибуции (насколько «верно» в конкретном случае употреблен «нужный» тип атрибуции)

позиция субъекта_восприятия (является ли он лишь наблюдателем или участником процесса)

Эксперимент Э.Джонса, К.Дэвиса и К.Гергена с космонавтами и подводниками

Испытуемые слушали симулированные интервью с людьми, якобы отбираемыми в космонавты и в подводники. Интервьюер описывал идеального космонавта как интроверта, а подводника как экстраверта.

Половине испытуемых предложили записи бесед с теми, кто четко продемонстрировал ролевые образцы. Распределение было сделано безошибочно.

Другой половине испытуемых дали прослушать ответы с противоположными ролевым требованиям. Противоречивые данные

Вывод:поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований нуждается в специальном объяснении, ибо оно «интригует», так как обладает низкой социальной желательностью.

Теория каузальной атрибуции Г.Келли

Две ситуации приписывания

1. Воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них.

Перечень структурных элементов атрибутивного процесса:

Субъект

Объект

Обстоятельства

Соответственно три вида причин:

личностные

объектные (или стимульные)

обстоятельственные

Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство». Это каузальное пространство изображается при помощи куба, стороны которого обозначают виды атрибуции.

Сущность процесса приписывания причин – нахождение адекватных вариантов сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации.

2. Воспринимающий имеет одно единственное наблюдение и должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько.

«Принцип конфигурации»при условии недостаточности информации по критериям подобия, различия и соответствия, воспринимающий должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них

Классификация причин:

обесцениваниесубъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива, ибо таковые причины «обесцениваются»

усилениечаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается

систематическое искажение информации

Три типа атрибуции по Г. Келли в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем:

личностная атрибуцияпричина приписывается лично совершающему поступок

объектная атрибуцияпричина приписывается тому объекту, на который направлено действие

обстоятельственная атрибуцияпричина совершающегося приписывается обстоятельствам

=> наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами

Ошибки атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами (1977, Ли Росс)

Условия возникновения ошибок:

1. «Ложное согласие»воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения.

2. «Неравные возможности»воспринимающий легко может переоценить личностные причины поведения, просто не приняв в расчет ролевую позицию действующего лица

3. «Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям»первый взгляд всегда обращен к личности.

4. «Легкость построения ложных корреляций»наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу

5. «Игнорирование информационной ценности неслучившегося» – такая информация нередко опускается

Фундаментальные ошибки атрибуции не носят абсолютного характера, то есть их нельзя считать универсальными, проявляющимися всегда и при всех обстоятельствах.

Эксперимент Э. Джонса и Р.Нисбетта: фундаментальная ошибка атрибуции присуща, прежде всего, наблюдателю. Участник же чаще приписывает причину обстоятельствам

Возможные объяснения:

наблюдатель и участник обладают различным уровнем информации

наблюдатель и участник обладают разным «углом зрения » на наблюдаемое, у них различный перцептивный фокус.

Мотивационные ошибки атрибуцииэто различные виды «защиты», пристрастия, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия.

Необходимость включения мотивации в атрибутивный процесс обусловлена признанием факта субъективной интерпретации человеком социальной реальности.

Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине: внутреннее – внешнее; стабильное – нестабильное; контролируемое – неконтролируемое. Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных наборов атрибуций):

1. внутренняя – стабильная – неконтролируемая;

2. внутренняя – стабильная – контролируемая;

3. внутренняя – нестабильная – неконтролируемая;

4. внутренняя – нестабильная – контролируемая;

5. внешняя – стабильная – неконтролируемая;

6. внешняя – стабильная – контролируемая;

7. внешняя – нестабильная – неконтролируемая;

8. внешняя – нестабильная – контролируемая.

Вайнер предположил, что каждое сочетание включает в себя различную мотивацию.

Из трех предложенных «делений» причин лучше исследованы первые два: внутренние — внешние и стабильные — нестабильные. Причем именно манипуляции с этими двумя типами причин и порождают большинство мотивационных ошибок. Приписывание внутренних или внешних причин зависит от статуса воспринимаемого, в случае же оценивания своего поведения — от самооценки.

Приписывание стабильных — нестабильных причин особенно тесно связано с признанием успеха — неудачи.

Если объединить все эксперименты, касающиеся использования этих двух пар причин, то результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха — внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты.

Социальная атрибуция.

Все находки в теориях АП свойственны индивидуальному сознанию. Совсем не рассматривается социальный контекст.

Теория социальной атрибуции

70е гг. – мы не учитываем, к какой группе принадлежит человек. При изучении атрибуции мы должны изучать отношения между группами (Ж-К Дешам).

Критика традиционных концепций каузальной атрибуции:

* слишком рациональная модель действующего человека (у Келли)

* игнорируется группа

* методика – эксперимент, нет учета реальной жизни – страдает экологическая валидность

* нет учета социально-демографических характеристик: пол, возраст и т.д.

Суть теории СА: индивид приписывает как-то причины социального поведению людей, с учетом принадлежности к группе субъекта и объекта приписывания. Поиск причин с учетом принадлежности к группе идет через социальной сравнение, что, в свою очередь, формирует социальную идентичность и межгрупповые отношения.

Стефан: при позитивном поведении членов своей группы делается больше внутренних причин, при негативном чужих – больше внутренних (и наоборот).

Пример: Южная Индия: индуисты (группа большинства) и мусульман (группа меньшинства). Опрашивали только индуистов. Им давали проективные ситуации, в которых действуют индуисты и мусульмане. В каждой из них – один совершает либо позитивный поступок, либо негативный. Испытуемых просили объяснить поведение членов этих двух конфессиональных групп.

Были внешние причины: стечение обстоятельств, правила поведения и т.д. Внутренние причины: щедростьжадность, плохойхороший характер. Гипотеза подтвердилась (позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписываются внутренние причины, и наоборот – внешние причины).

Эти атрибуции были названы этноцентристские атрибуции (как разновидность СА).

Социальная атрибуция:

· социальная по происхождению

· групповая по направленности

· групповая – по сходству между членами группы (согласованная)

Основная ф-ция СА – формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности.

В исследование СА включаются следующие гипотезы:

1. изучение СА – изучение объяснения с учетом общественных условий

2. основа СА – социальная категоризация

3. для СА характерно поддержание положительного образа своей группы – ингрупповой фаворитизм. Успех своей группы – внутренние причины, успех чужой – внешние причины, неуспех своей – внешние, неуспех чужой – внутренние. Следовательно, можно говорить об эгоцентрических атрибуциях.

4. СА может базироваться на убеждениях группы (стереотипах) и на своей личной предубежденности

Читайте также:  Филофобия - симптомы, лечение, причины, как избавиться

5. СА может создаваться и усиливаться на основе взаимодействия.

США: Т.

Петтигрю(у) говорил о существовании ошибки, предвзятости атрибуции: первичная (элементарная) ошибка атрибуции – систематическое структуррование ложных групповых атрибуций, частично основанных на предубеждениях. Есть некие атрибутивные паттерны, которые люди используют для построения объяснения поведения чужих групп. Для объяснения позит поведения представителя чужой группы – 4 варианта:

— исключение из правил (внутренняя причина);

— удача, благоприятное стечение обстоятельств (внешняя нестабильная причина);

— высокая мотивация, затраченные усилия (внутренняя нестабильная причина);

— манипуляция ситуативным контекстом.

Приписывание большего количества внешних иили нестабильных причин позитивному поведению чужой группы. Своей группе – причины внутренние и стабильные.

Европа: Майкл Хьюстон и Иос Яспарс. Теория социальной (каузальной) атрибуции. Теория соц идентичности (Тешфел, Тёрнер), теория социальных представлений (Московиси) – в основе теории.

Концепция в виде гипотез, следствий и выводов. Интерпретация поведения и результатов деятельности на основе принадлежности к группе – атрибуция. Результаты деятельности людей: сиюминутные (непосредственные) и отдаленные. Мы сначала человека приписываем к группе (к которой он может не принадлежать), а потом приписываем ему поведение как принадлежащего этой группе.

Источник: https://pdnr.ru/a21488.html

Атрибуция

Автор Татьяна в 18/05/2014. Опубликовано Социальная психология

В социальной психологии под атрибуцией подразумевается процесс объяснения причин явлений или событий. В реальной жизни атрибуция — то, что все мы делаем каждый день, но, как правило, без осознания глубинных процессов и предубеждений, которые заставляют нас делать эти выводы.

Например, в течение обычного дня Вы, вероятно, не раз интерпретируете не только собственное поведение, но и поведение окружающих. Когда Вы получаете плохую оценку за тест, Вы можете обвинить учителя в том, что он не объяснил материал должным образом, полностью отвергая тот факт, что Вы просто не выучили.

Когда одноклассник получает за ту же работу «отлично», Вы можете объяснить это удачей, совершенно не обращая внимания на то, что он старался. Почему мы приписываем определённые внутренние характеристики одним явлениям, обвиняя внешние силы в случаях с другими? Частично это связано с типом атрибуции, который мы склонны использовать в конкретной ситуации.

Также важную роль играют предубеждения. Атрибуция влияет на наши чувства, на то, как мы думаем и относимся к другим людям.

Есть несколько модальностей атрибуции:

  • Межличностная. Когда Вы рассказываете что-либо друзьям или знакомым, Вы, вероятно, расскажете её так, чтобы это показало Вас с выгодном свете.
  • Прогностическая. Мы также склонны приписывать объектам, людям или явлениям такие свойства, которые позволяют нам делать прогнозы на будущее. Если Ваш автомобиль был повреждён, Вы можете связать преступление с тем фактом, что Вы всегда паркуетесь на конкретной стоянке. И в результате будете избегать её, чтобы больше не рисковать своей машиной.
  • Пояснительная. Такие атрибуции помогают нам разобраться в окружающем нас мире. Некоторые люди дают всему оптимистичные объяснения, другие же склонны к пессимизму. Первые связывают положительные события со стабильными, внутренними и глобальными причинами, негативные — с непостоянными, внешними и конкретными. Вторые — наоборот.

Проблемы с атрибуцией

Поскольку мы стремимся объяснить причины поведения, мы можем стать жертвой ряда предубеждений и ошибок. Наше восприятие событий часто искажается нашим прошлым опытом, нашими ожиданиями и нашими собственными потребностями. Наибольшее распространение получили следующие ошибки.

Предрасположение в свою пользу

Вспомните последний раз, когда Вы получили хорошую оценку за экзамен. Скорее всего, Вы связали Ваш успех с внутренними факторами. «Мне это удалось, потому что я умный» или «У меня это получилось, потому что я учил и хорошо подготовился» — два самых распространённых объяснения.

Что происходило, если Вы получали плохую оценку? Социальные психологи обнаружили, что в этой ситуации Вы, скорее всего, свяжете провал с внешними силами. «Я не смог, потому что учитель включил в экзамен сложные вопросы» или «В классе было так жарко, что я не мог сосредоточиться» — обычно студенты оправдываются именно так.

Подобные объяснения помогают переложить вину за неудачу на внешние силы, а не брать на себя ответственность .

Психологи называют это явление предрасположением в пользу своего Я. Так почему же мы связываем наш успех с нашими личностными характеристиками, а в своих неудачах виним внешние факторы? Исследователи считают, что это помогает нам сохранять самооценку.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Когда дело доходит до других людей, мы склонны принимать во внимание внутренние факторы и игнорировать внешние переменные либо минимизировать внимание к ним. Это явление распространено широко, особенно среди индивидуалистических культур.

Фундаментальная ошибка атрибуции объясняет, почему люди часто винят других людей в том, над чем они обычно не властны.

Социальные психологи часто используют термин «обвинение жертвы» для описания случаев, в которых люди обвиняют невинных жертв преступлений в их несчастьях.

В таких случаях люди могут обвинить жертву в неспособности защитить себя, определённом поведении или отсутствии конкретных мер предосторожности.

К примеру, оставшихся в живых жертв насильников, домашних тиранов и похитителей обвиняют в том, что они каким-то образом провоцировали нападавших.

Исследователи предполагают, люди ошибочно полагают, что жертвы были в состоянии предсказать события и, следовательно, принять меры.

Когнитивное искажение между наблюдателем и действующим лицом

Интересно, что, когда дело доходит до объяснения нашего собственного поведения, мы склонны к противоположной по модальности фундаментальной ошибки атрибуции. Когда что-то происходит, мы, скорее всего, обвиним внешние силы, чем собственные личные характеристики. В психологии эта тенденция известна как когнитивное искажение между действующим лицом и наблюдателем.

Как мы можем объяснить эту тенденцию? Одной из возможных причин является то, что у нас больше информации о нашей собственной ситуации, чем о других людях. Объясняя свои действия, Вы обладаете большим количеством информации о себе и ситуационных переменных.

Пытаясь объяснить поведение другого человека, Вы обладаете только той информацией, которую легко получить при наблюдении.

Не удивительно, что люди имеют меньше шансов совершить такую ошибку по отношению к тем, кого они знают очень хорошо. Если Вы больше знаете о личности и поведении близкого Вам человека, что Вы, скорее, примете его точку зрения или будете в курсе возможных ситуативных причин их поведения.

Источник: http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/atribuciya.html

Атрибуция — Психологос

Атрибуция (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного.

Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им.

Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.

Простейшая классификация атрибуций делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с другим делением: на внешние и внутренние атрибуции.

Исторически разработка понятия атрибуции началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения.

Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. Объектом атрибутирования может быть любой другой человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента).

Фактически под атрибуцией понимается как процесс, так и его результат, при этом последний может быть как истинным, так и ложным. Харольд Келли сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач.

Он утверждал, что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в других обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы другие люди в аналогичных обстоятельствах).

При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки).

Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния других потенциальных причин.

В большинстве случаев в процессе атрибуции люди прибегают к одной из этих практик и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных атрибуции. К ним относятся:

1) фундаментальная ошибка атрибуции;

2) тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным атрибуциям, а наблюдатель — к диспозиционным);

3) тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным атрибуциям в случае успеха и к ситуационным — в случае неуспеха;

4) чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности атрибуции в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/atribuciya

Атрибуция в психологии

Почему подруга порвала с этим человеком? Почему родители развелись после долгих лет брака? Почему ребенок выводит родителей из себя? Все люди хотят получить ответы на многочисленные «почему» в своей жизни.

Как-то неловко вышло: свобода слова – обязательный атрибут демократии, а наличие ума – нет.
Автор неизвестен

  • Как будет голосовать присяжный? Виновна или невиновна?Выбор будет частично определяться его атрибутивными установками. Ответы, к которым присяжный придет относительно вопросов «почему она это сделала?», — это атрибуция.Каждый день человек приписывает человеческому поведению разнообразные мотивы и причины. Если человек полагает, что избитая жена была безобидной женщиной, доведенной до отчаянного действия ужасными обстоятельствами, то он, вероятнее всего, проголосует за оправдательный приговор.С другой стороны, если он приписывает ее действия мести или же дьявольскому характеру, то, вероятно, присяжный будет стремиться вынести серьезное обвинение.

    Теория атрибуции изучает способы, которыми люди объясняют происходящее, а также воздействие, которое эти объяснения оказывают на их поведение.

    Серьезный вызов бросает теории атрибуции тот факт, что люди часто руководствуются своими предубеждениями в попытках объяснить важные переживания.

    По-видимому, «случайные ошибки», которые человек совершает, объясняя, что делают люди, делает так часто, что их можно предсказать.

    Истина не нуждается в излишней атрибутике.
    Генри Миллер. Улыбка у подножия лестницы

    Например, один из наиболее часто работающих предрассудков – фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА). Это тенденция переоценивать влияние личности или других внутренних черт и недооценивать ситуационные факторы при объяснении поведения людей.

    Большинство людей автоматически полагают, что поведение человека отражает его сущность, особенно если это поведение носит негативный характер. Если коллега в офисе «надает по шее», то, скорее всего, человек подумает: «Какая карга!» Вряд ли он станет интересоваться, не случилось ли у нее чего-нибудь неприятного сегодня.

    ФОА не всегда ложна. Действительно, есть люди со странными личностными свойствами или неприятными чертами характера. Но ФОА – типичный пример предрассудка.

    Эта ошибка игнорирует тот факт, что временные эмоциональные состояния легко могу смешаться с личностными чертами.

    Человек, совершая такую ошибку, не принимает в расчет силу ситуации, которая может вынести на поверхность худшее в человеке.

    Санникова Стела · 04 дек, 2017

  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/2381-atribuciya-v-psihologii.html

    Ссылка на основную публикацию