Агрессивное поведение подростков – причины, профилактика, коррекция

Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие

Агрессивное поведение подростков - причины, профилактика, коррекция

Семинарское занятие 2-3

Профилактика агрессивного поведения подростков

Вопросы для изучения:

1. Агрессивное поведение и насилие.2. Условия и причины формирования агрессивного поведения личности.3. Агрессия и делинквентное поведение.4. Социально – психологическое воздействие: профилактика, коррекция.

1. Составьте словарь терминов по изучаемой проблеме: агрессия, агрессивные влечения, аффект, бешенство, враждебная агрессия, враждебность, драйв, деструктивность, делинквентность, зависть, злость, инструментальная агрессия, насилие, ненависть, раздражение, садизм, спонтанная агрессия, экстремизм, фрустрация, ярость,

^

1. Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно одной из теорий, накопленная агрессия канализируется социально одобряемым способом или сублимируется. Объясните проявление агрессия, опираясь на научную теорию.4

2. Существует достаточно много исследований, в которых установлена зависимость между агрессивностью подростков и просмотром ими теле- и кинофильмов со сценами насилия. Подумайте, подростки научаются агрессивному поведению, глядя на экранных героев, или закономерность обратна: более агрессивные зрители выбирают соответствующие их характеру фильмы?

3. Известно, что демонстративные личности склонны к суицидальным действиям. Как это соотносится с тем фактом, что по данным исследований наблюдается отрицательная корреляция между уровнем аутоагрессии и демонстративностью?4

4. Охарактеризуйте типы агрессии и формы насилия.3

5. Раскройте причины подростковой агрессии.

6. Составьте психолого-педагогическую характеристику агрессивного поведения школьников. 3

^

1. Маханько А.М. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми // Соц. работа 2008, № 4., С. 5

Акценты:

– Раскройте эффективные предупредительные меры защиты детей от насилия.

– Назовите имя основателя Международного сообщества по предупреждению насилия и пренебрежения детьми.

– Какой вклад внесли Кофи Аннан, Э.К. Капитонова, А.К. Воднева по предупреждению насилия над детьми?

– Опишите комплексную поддержку и реабилитационные меры относительно ребенка, испытавшего насилие.

^ 3

Авторы концепции Сущность концептуального подхода
^ Психолого-биологические теории
1. Антропологическая теория (Ч. Лоброзо) Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество.Особое строение черепа, преступники родители-преступники – дети
2. Теория инстинкта(К.Лоренц)
3. Теория фрустрации (Д.Долард)
4. Теория развития(А. Бандура, Д. Уолтерс)
5. Теория влечения(З. Фрейд)
Социологические теории Социологические теории
1. Теория аномии(Э. Дюркгейм, Р. Мертон)
2. Теория субкультур(С. Ламнек)
3. Теория социального научения(А. Бандура)
4. Теория стигматизации (Т.Шефф)
5. Теория индивидуализации(А.Адлер)
6. Теория деятельности(Р.Додж, С. Крик)
7. Ролевая теория(Д.Майерс)

^

5. «Я – социальный педагог». А) Проведите анкетирование подростков по методике неоконченных предложений

Ситуации по проблеме насилия3

«Твоя реакция, если…»(рабочий листок для учащихся).

  1. Во время перемены или после уроков группа ребят играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.
  2. Ты пришел с новой прической в школу и был осмеян одноклассниками и учителями.
  3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.
  4. Твой приятель постоянно пытается вовлечь тебя в шуточный «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в настроении играть.
  5. Кто-то из знакомых оскорбляет членом твоей семьи.
  6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую сумму денег.
  7. Из твоих рук некто выхватывает булочку или шоколад.
  8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают понять, что не хотят с тобой разговаривать.
  9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул. На который ты садишься.
  10. На уроке во время твоего ответа кто-то шепчется за спиной.
  11. Вследствие допущенной ошибки при ответе на вопрос ты был осмеян всем классом.
  12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.

Составьте подробный анализ проведенного анкетирования.

Б) Вас пригласили на родительское собрание. Разработайте методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей и подростков.3

^ – «Барьеры становления и проявления агрессивного поведения личности подростка».3

Литература:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.2. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб, 2000.3.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.4. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М – Воронеж, 1996.

Семинарское занятие 4

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: алкогольная зависимость.

План:

  1. Алкогольная зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.
  2. Причины, факторы алкогольной зависимости.
  3. Психологический портрет подростка.
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции алкогольной зависимости.

1. Словарь: алкогольная зависимость, абстинентный синдром, эйфория, атарактическая мотивация, мотивация с гиперактивацией, сублимиссивная мотивация, прсевдокультурна мотивация2 (Стр.309).

2. Вопросы:

  1. Охарактеризуйте 4 фазы алкогольной зависимости: начальная, предупреждающая, решающая и конечная.
  2. Опишите психологические особенности семей алкоголиков3.
  3. Составьте психологический портрет ребенка, живущего в «алкогольной» семье3 .
  4. Охарактеризуйте деятельность социальных институтов общества по преодолению пьянства и алкоголизма.
  5. Покажите опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
  6. Что Вам известно из зарубежного опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом?

^ Психологические исследования, объясняющие алкогольное поведение.

Авторы исследований Сущность концептуального подхода
М. Бэкон
Хьел Л., Зинглер Д.
Г. Барри
М.М. Буркин, С.В. Горанская
Н.С. Курек
Я. Гилинский
А.Е. Личко и В.С. Битенский
Б.С. Братусь
Ц.П. Короленко и Дмитриева Н.В.

4. «Работа с периодикой».

Рецензия на статьюБитти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости // Физкультура и спорт.1997. Вып.4 С.17-29.

Литература:

1. Пятницкая И.Н. возможности ранней профилактики алкоголизма и токсикомании // Алкоголизм т неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. – М, 1979. 2. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Прект; Трикста, 2005., С.128-139.

Семинарское занятие 5

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: наркотическая зависимость.

План:

  1. Наркотическая зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание
  2. Причины, факторы наркотической зависимости
  3. Психологический портрет подростка
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции наркозависимости.

1. Словарь: абстинентный синдром, со-зависимость, наркотическая зависимость, химическая зависимость, деградация, кайф, эйфория, эмансипация, депрессия, психостимуляторы, галлюциногены, трансситуативность (устойчивость), любопытство, резидуальное (остаточное) органическое поражение головного мозга, сикерсы, хэдсы.

^

  1. В чем Вы видите причины масштабного распространения наркомании и токсикомании в стране?
  2. Раскройте мотивы первичного употребления наркотиков: атрактический, субмиссивный, гедонистический, гиперактивный, превдокультурный, познавательно-исследовательский.
  3. Охарактеризуйте уровни наркотизации: психическая зависимость, физическая зависимость, психическая и физическая деградация (по А.Е. Личко).
  4. Как, по-вашему мнению, повлиял на российских подростков для определенной части молодежи культовый фильм «На игле», который был отражением так называемой «героиновой моды»?
  5. Многие подростки, в том числе жители Санкт – Петербурга, в конце XX века начали употреблять дикорастущие галлюциногенные грибы, но не с целью «поймать кайф», а якобы для того, чтобы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккены. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?
  6. Укажите последствия приема употребления психоактивных веществ3 (С. 317).
  7. Продолжите мысль – Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он…
  8. Покажите на конкретных примерах деятельность различных социальных институтов по предупреждению и уменьшению масштабов наркомании и токсикомании в стране.
  9. Что Вам известно о зарубежном опыте работы с наркоманами и токсикоманами? Покажите, как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с наркоманией и токсикоманией.

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие наркозависимое поведение.

Авторы концепции Сущность концептуального подхода
С.Блатт
К. Меннингер
Т. Виллс
В.Д. Менделевич
К. Штайнер
А.Е. Личко и В.С. Битенский
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских

^ – факторы наркозависимого поведения

5. Работа в группах: видеорепортаж – «Психолого-педагогическое сопровождение подростка с наркозависимым поведением».

^ Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима – из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец – генерал. Мать – дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика – этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть – все решала мама. Ивсе было хорошо – до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем.Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

^ пути предупреждения психоактивных веществ среди подростков3 (С.317 – 318).

Литература:1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

Семинарское занятие 6

Профилактика и коррекция пищевой зависимости.

План:

  1. Пищевая зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание
  2. Причины, факторы пищевой зависимости
  3. Психологический портрет подростка
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции пищевой зависимости.

1.Словарь: агрессия, невротическая анорексия, невротическая булимия, депрессия, фрустрация, гиперфагия, когнитивно-поведенческая терапия, суггестия, гипносуггестивные методы (директивный и эриксоновский гипноз), аддиктология.

2. Вопросы:

  • Обозначьте факторы, способствующие формированию пищевой зависимости
  • Перечислите сознательные и бессознательные модели аддиктивного поведения
  • Каковы ведущие характеристики пищевой зависимости?
  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции встречаются чаще у женщин, чем у мужчин?
  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции очень часто сопровождаются расстройством настроения, главным образом депрессией?
  • Охарактеризуйте 4 вида гиперфагии (переедания): приступообразный, постоянный, ненасытный, «обжорство»1.
  • Составьте психолого-педагогический портрет людей, страдающих пищевыми аддикциями1.
Читайте также:  Конформность - в психологии, в социологии, примеры конформности

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие пищевые аддикции1.

Авторы концепции Сущность концептуального подхода
С. Бояджиева и М. Ачкова
М. Пельчат
А. Морабиа
Дж. Рассел
К.Дэвис и Дж. Кларидж
М.В. Коркина
В.Д. Менделевич
М.Г. Чухрова и В.П. Леутин
А.Е. Личко
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева

4. «Сенсационные факты – слайд – шоу – «Люди, страдающие невротической булимией».

^ на одну из тем:А) «Шоколадная аддикция или Шокоголики»(можно обратиться к статье В. Ди. Марцо – журнал «Nature», опираться на теорию П. Роджерса и Х. Смита)Б) «Кофеманы»В) «Идеал женской красоты в исторической ретроспективе»

6. Постройте кластер «Методы профилактики и коррекции пищевой аддикции».

Каждому методу дайте краткую характеристику.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.2. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.- метод. Пособие.- М., 1998.

3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

Источник: http://www.userdocs.ru/psihologiya/140051/index.html

Профилактика агрессивного поведения

Агрессивное поведение детей и подростков в школе, а также за ее пределами превратилось уже в социально-педагогическую проблему.

Современная психология предлагает множество теорий возникновения агрессивного поведения, как детского, так и подросткового.

Но только поняв настоящие причины агрессивности и особенности ее проявления в каждом отдельном случае, можно применить правильную и эффективную программу профилактики.

Проблема агрессивного поведения детей и подростков и ее профилактика

Большинство психологических направлений на сегодняшний день сходятся во мнении, что коррекция агрессивного поведения предполагает не только индивидуальный подход к этой проблеме — то есть через оценку и коррекцию индивидуальных характеристик личности, таких как самооценка, уровень интеллектуального развития и прочие. Все больше психологов и научных деятелей начинают понимать важность и особенности влияния окружающей среды на агрессивное поведение детей и подростков.

Таким образом, для того чтобы программа профилактики агрессивного поведения была эффективной, необходим более обширный анализ агрессивного поведения детей и подростков в разных сферах их деятельности. Поэтому в любую программу по профилактике агрессивного поведения должны включаться и внешние факторы.

Такие как:

— проявления агрессивного поведения в семье и ее влияние на агрессивное поведение детей и подростков в других сферах общения; — проявления агрессивного поведения в школе и какое это оказывает влияние на агрессивное поведение вне школы; — проявления агрессивного поведения среди сверстников и их влияние;

— влияние примеров агрессивного поведения на экранах телевизоров на детей и подростков.

Кроме того, на сегодняшний день все понимают, что коррекция агрессивного поведения должна иметь не только исправительный характер, но также предусматривать программу развития альтернативных путей общения и профилактики агрессивного поведения.

Безусловно, все эти факторы должны быть приняты во внимание при создании программы по коррекции агрессивного поведения. Но если не понимать корни — откуда рождается агрессивное поведение детей — даже самая обширная и детальная программа по профилактике может остаться безрезультатной.

Причины агрессивного поведения детей

Прежде чем говорить о профилактике агрессивного поведения детей и подростков, рассмотрим, что же такое агрессивность. Некоторые направления современной психологии рассматривают агрессивность с точки зрения цели.

Например:

— агрессивность как спонтанная реакция; — агрессивность как средство достижения практических целей;

— агрессивность с целью унижения и подавления другого.

Другие говорят, что агрессивное поведение может передаваться генетически по наследству. С этой точки зрения можно понять, что агрессивное поведение — это неотъемлемая характеристика детского и человеческого поведения в общем.

То есть в какой-то мере любой ребенок должен уметь защитить себя и свою территорию в случае угрозы его жизни или целостности. Но тогда как объяснить, что есть дети, которые по своей природе просто не склонны к агрессии и зачастую становятся жертвами насилия и агрессивного поведения остальных детей.

По мнению некоторых психологов, агрессивное поведение детей может объясняться тем фактом, что они обладают характеристикой невнимания к своим сверстникам и неспособностью видеть и понимать их.

По этой причине детям трудно использовать такие качества характера, как сочувствие, сопереживание или содействие.

Данные характеристики не связаны ни с самооценкой, ни с положением ребенка в группе, а являются особенностью развития.

В последнее время также можно часто увидеть научные исследования в сфере влияния на агрессивное поведение детей со стороны их окружения. Что, конечно, немаловажно, но не определяет точных причин агрессивного поведения, так как есть дети, которые в одинаковых условиях проявляют себя более или менее агрессивно.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает рассмотреть агрессивное поведение детей через призму внутренних психических желаний человека.

Дает понять, что движет ребенком или подростком при совершении акта агрессии — как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям или к предметам.

Что намного облегчает применение методов коррекции и профилактики агрессивного поведения, так как их можно конкретно направить на разные формы агрессии.

Агрессивное поведение как средство достижения цели

Дети склонны использовать агрессивные методы для достижения своих целей, так как они еще не развиты. Например, могут выхватить у кого-то из рук игрушку или толкнуть, схватить за волосы. Таким образом они защищают свои интересы, как умеют. Их поведение будет продиктовано особенностями характера, которые глубоко раскрываются в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Так, для обладателей кожного вектора приоритетом является материальное и социальное превосходство, поэтому такие дети хотят быть первыми во всем и везде. Они очень подвижны, адаптивны к любой ситуации, а также амбициозны. Поэтому не постоят за ценой и растолкают всех локтями на пути к своей цели.

Они могут проявить так называемый инструментальный тип агрессии с целью получения желаемого предмета. Этот тип агрессии не несет за собой цели причинить боль, а только лишь заполучить желаемое.

Агрессивное поведение как средство мести

Другой тип агрессивного поведения среди детей и подростков — это целенаправленное нанесение вреда, чтобы причинить боль. Как правило, причиной такого агрессивного поведения является обида, желание мести. К такой форме агрессии прибегают люди, которых системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как обладателей анального вектора.

Дети с анальным вектором в потенциале очень послушные, спокойные и покладистые. Проблема в том, что если не создаются надлежащие условия развития их психики, они могут быть склонны к садизму, начинают получать удовольствие от причинения боли другим.

Одна из особенностей характера людей с анальным вектором — для них очень важно соблюдать равенство в отношениях с другими. Например, если кто-то ответил им грубо, оскорбил, толкнул, ударил, они обязательно затаят обиду и будут искать возможности «вернуть» обидчику содеянное.

Другая характеристика людей с анальным вектором: они обладают очень хорошей памятью. Поэтому долго могут помнить обиду и даже пронести ее через всю жизнь, тайно испытывая желание «сравнять счеты». А значит, когда ребенок имеет анальный вектор, нужно обращать особое внимание не только на его воспитание, но и на окружение.

Понимая психику и задатки ребенка с анальным вектором, можно направить его любое агрессивное поведение в правильное русло или решить конфликт таким образом, чтобы ребенок почувствовал себя облегченным от этой ноши обиды. Ведь от обиды можно избавиться, не доходя до рукоприкладства.

Агрессивное поведение как спонтанная реакция

Эта форма реакции может подойти для описания агрессивного поведения детей с уретральным вектором.

В данном случае агрессивное поведение обычно мотивируется защитой интересов других членов группы. Потому что основной приоритет человека с уретральным вектором — сохранение и защита группы людей, которую он считает своей.

Детей с уретральным вектором всего лишь 5 %, поэтому наблюдать мы их можем нечасто. Зато, один раз увидев, точно понимаем, что речь идет об уретральном ребенке.

Дело в том, что всей своей душой и телом такой ребенок направлен на защиту «своей стаи» или на защиту слабых. Его агрессивное поведение имеет окрас благородства и милосердия.

Такой ребенок будет вступаться за более слабого или даже пойдет на вызов взрослым, если надо будет защитить свою группу сверстников или компанию.

Нужно понимать, что реакция уретрального ребенка не только мгновенна, но и опасна. По существу самый неагрессивный ребенок может в долю секунды просто «перерезать горло» противнику, чтобы защитить «свою стаю». Понимая это, можно избежать конфликта, потому что никакие предостережения и наказания не могут остановить уретрального ребенка в его проявлении гнева.

Агрессивное поведение детей в возрасте трех лет и младших дошкольников

Особенности агрессивного поведения детей зависят от их уровня развития, возраста, наличия других векторов, среды обитания, культурных надстроек. Все эти факторы должны приниматься во внимание в любой программе профилактики агрессивного поведения.

Иногда среди детей в возрасте 3-х лет или среди младших дошкольников агрессивное поведение считается допустимым. Но это не значит, что оно не должно исправляться.

Поведение детей, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, регулируется по принципу первобытной стаи, то есть базового желания сохранить себя.

Они еще не успели приобрести культурную надстройку, которая обеспечивает понимание приемлемых форм взаимодействия в обществе.

Понимая это, любая коррекция агрессивного поведения и его профилактика для детей в возрасте 3-х лет и старше, в том числе младших школьников, должна быть направлена на создание крепких эмоциональных связей между детьми в группе. Что может быть достигнуто через развитие чувственности и понимание эмоционального состояния другого человека через опыт сострадания и сочувствия.

Кроме того, существуют отдельные особенности проявления агрессивного поведения в зависимости от векторального набора ребенка. Например, дети с анальным вектором склонны к порче предметов (ударить стул, толкнуть стол, бросить со всей силы на пол), когда у них что-то не получается или они считают, что с ними несправедливо поступают.

Кожные дети, наоборот, будут направлять свое агрессивное поведение прямо на цель своего вожделения. Например, если они хотят получить игрушку, они скорее попытаются вырвать ее из рук другого ребенка или схватить и убежать. Если уж дело дойдет до рукоприкладства, то они не будут бить сильно и со злостью, а скорее — для отвлекающего маневра.

Понимание этих особенностей характера и агрессивного поведения детей поможет педагогу или родителям сделать правильный выбор в решении конфликта и применить правильную программу профилактики агрессивного поведения в школе и дома.

Профилактика агрессивного поведения подростков

Ни для кого не секрет, что подростковый период является одним из самых трудных в жизни человека. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, в этот период человек начинает использовать свои качества и задатки в группе людей наравне со взрослыми. Поэтому очень часто подростки желают самостоятельности и не хотят больше быть под влиянием родителей.

Читайте также:  Апатия - причины, симптомы, лечение, как бороться с апатией

Для любого подростка очень важно найти нишу, чтобы реализовать свои врожденные качества. Вся проблема в том, что иногда эти качества могут быть не настолько сильно развиты, чтобы достичь полной реализации . Тогда человек будет чувствовать себя неудовлетворенным. Что, в свою очередь, будет его мотивировать прибегать к «некультурным», примитивным, то есть агрессивным методам решения проблемы.

Например, человеку дана феноменальная память и аналитическое мышление. А вместо того, чтобы учить трактаты по истории или квантовую физику, он сидит, вспоминает с точностью все детали из жизни своих обидчиков и лишь желает им отмстить. Или использует свои знания, чтобы постоянно исправлять родителей или учителей и замечать, что и как они неправильно сказали или сделали.

В случае с подростками с уретральным вектором, если их репрессировали строгими наказаниями в детском возрасте, — они будут убегать из дома. Или же организуют свою банду, чтобы противостоять взрослым.

В случае с подростками с кожным вектором, если их постоянно физически наказывали или словесно унижали, то они будут иметь склонность к воровству и разгильдяйству. Если им не привили принципы дисциплины, они будут не способны организовать свою жизнь. Будут вечно опаздывать, не следить за временем, делать все как попало и не будут обладать никаким самоконтролем.

Семя развития закладывается в детстве. Поэтому очень важно осознавать, что понимание психики ребенка является основным фактором коррекции агрессивного поведения. Точно и ясно понимая причины, по которым ребенок дерется, задирается, обижает других, бросает вызов учителям и родителям, можно предупредить негативное развитие жизненного сценария ребенка и его агрессивность.

Что делать, чтобы профилактика агрессивного поведения была эффективной

1. Прежде всего надо учитывать возрастной фактор. Дети еще не умеют справляться с импульсом к агрессивному поведению самостоятельно. Им надо прививать навык сочувствия и сострадания.

2. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого вектора и его проявлений агрессивного поведения. Четко понимать причину, по которой ребенок дерется или бьет остальных.

3. Обеспечить развитие врожденных характеристик и свойств ребенка, чтобы он смог адаптироваться в группе в подростковом возрасте.

4. Любая профилактика агрессивного поведения должна включать работу не только отдельно с ребенком или только в семье, а также на коллективном уровне, в школе.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает любому родителю, педагогу, психологу и другим профессионалам, работающим в сфере обучения, точно и определенно понять, что стоит за агрессивным поведением детей и подростков. А самое главное — какие меры профилактики и коррекции можно предпринять в каждом случае, чтобы достичь максимальной эффективности.

Подробнее о причинах проявления агрессии можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь — по ссылке.

Автор Екатерина Бондаренко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/profilaktika-agressivnogo-povedeniya/

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции



В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекционной работы и методам коррекции агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция, психологическая коррекция, метод «взрыва», ролевой тренинг, метод возмещения.

В последнее время проблема агрессии является одной из самых значительных проблем современной педагогики и психологии.

Рост преступности в России за 2015 год составляет: 40,7 % краж, 7 % грабежей, 5 % разбоев, 80 % убийств.

При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Вопросами психологических особенностей проявления агрессивности подростков занимались такие психологи и педагоги, как Авдулова Т. П, Бреслав Г. Э, Бандура. А, Мардахаев Л. В, Семенюк Л. М и др.

Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [4].

С. Л. Соловьева выделяет четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

  1. в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух или более людей;
  2. при наличии цели или результата агрессивных действий;
  3. при демонстрации превосходства в силе или применение силы к человеку, группе людей;
  4. когда целью или результатом действий является причинение вреда [4].

К причинам агрессивного поведения подростков относят: личные проблемы, неблагополучие семьи, внутрисемейные конфликты, недовольство собственной внешностью.

Для подростков характерны следующие виды агрессивного поведения:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
  2. Косвенная — этодействия непрямые, т. е. окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверями).
  3. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  4. Раздражение — готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир.
  6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в изучении специфики агрессивного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Судогда.

Испытуемыми были подростки 8 класса: 10 юношей и 15 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А.

Ковалев),«опросник Басса-Дарки», тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».

В ходе выполнения методики (ЛАК) Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, было установлено, что девочкам, также как и мальчикам свойствена бескомпромиссность.

Такая позиция характеризуется неуступчивостью, стремлением избегать напряженность в отношениях, поиском средней позиции в спорных и конфликтных ситуациях. В меньшей степени у девочек выражена шкала мстительности.

Они считают, что добро эффективнее мести, им свойственно уважение к людям.

Анализ результатов показал, что мальчики мстительны, склонны считать, что ни одно оскорбление не должно быть оставлено безнаказанным.Мальчикам присуща повышенная раздражительность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции в ситуациях критики. Однако мальчики считают, что каждый человек имеет право на свое мнение, на совет с близкими или коллегами при принятии решений.

По результатам Опросника «Басса-Дарки» были выявлены следующие типы агрессии:физическая агрессия — 20 % (5 мальчиков) и 4 % (1 девочка); косвенная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 4 % (1 девочка); раздражение — 8 % (2 мальчика) и 4 % (1 девочка); негативизм — 4 % (1 мальчик) и 8 % (2 девочки); обида — 4 % (1 мальчик); подозрительность — 0 детей; вербальная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 16 % (4 девочки); чувство вины — 12 % (3 мальчика) и 8 % (2 девочки).

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал: высокий уровень агрессивности -1 человек (4 %); средний уровень — 20 человек (80 %); низкий уровень — 4 человека (16 %). Таким образом, склонность и выраженность к агрессивному поведению проявляется больше у мальчиков, чем у девочек.

Подростковый возраст — этап от 10–11 до 15 лет. Соответствующий началу перехода от детства к юности и относящийся к числу критических периодов возрастного развития, связанного с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречие не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоциально-ценностного отношения к себе.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

  1. проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт. Следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
  2. прятать и подавлять, быть послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания [2].

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Исследованием проблемы педагогической и психологической коррекции агрессивного поведения подростков в отечественной психологии занимались Н. А. Дубинко, М. П. Квадрициус, Н. А. Корытченкова, Э. И. Кондракова, Е. А. Карасева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова, И. А. Фурманов, Л. М. Чепелева, и др.

Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками являются: обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.

Существует два вида коррекционной работы: педагогическая и психологическая.

Педагогическая коррекция включает в себя совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка и формирование новых, более адекватных моделей поведения.

К специальным методам педагогической коррекцииотносятся: субъективно-прагматический (обусловлен возрастающей автономией личности в современном мире); метод естественных последствий (любое действие имеет последствия); метод возмещения (любой ущерб, нанесённый другому человеку, должен быть возмещен) метод коррекции через труд («трудовой метод»).

Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [2].

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, как указывают Н. М Платонова, Г. Э. Бреслав, Е. В Змановская и другие, включает в себя несколько наиболее распространенных методов:

  1. коррекция агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности);
  2. коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.) [2]
Читайте также:  Конфиденциальность информации, принцип конфиденциальности

Коррекция агрессивного поведения подростков может реализовываться через следующие объективные и оптимальные педагогические условия:

  1. систему диагностики, профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков являющуюся обязательным компонентом целостного педагогического процесса школы;
  2. организацию работы по коррекции агрессивного поведения во взаимодействии группы специалистов (зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник);
  3. организацию коррекционной работу, основанной на принципах личностно-ориентированного подхода, уважения к личности и принятия индивидуальности каждого подростка;
  4. организацию эффективного взаимодействия педагогов с родителями агрессивных подростков, их взаимную ответственность за результаты коррекционной работы.

Таким образом, коррекция агрессивного поведения — это гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенности вида и выраженности меняющегося поведения подростка.

Коррекция агрессивного поведения подростков должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных подростков (отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях, отсутствие эмпатии, уровень тревожности).

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Для коррекции агрессивного поведения у подростков существует огромное количество методов, тренингов, терапий.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. — М.: 2012. — 240 с.
  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / Бандура А. — М.: Просвещение, 2008. — 202 с.
  3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2006. — 269 с.
  4. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции: Учебное пособие / Л. М. Семенюк — М.: Флинта, 1998. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.

Источник: https://moluch.ru/archive/113/29326/

Профилактика агрессивного поведения подростков средствами физкультурно-спортивной деятельности

ПРОФИЛАКТИКА  АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ  СРЕДСТВАМИ  ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Симакова  Татьяна  Николаевна

Чеховских  Елена  Александровна

студенты  4  курса  института  психологии  РГППУ,  РФ,  г.  Екатеринбург

Emailtasi92@mail.ru

Ольховская  Елена  Борисовна

научный  руководитель  канд.  пед.  наук,  доцент  РГППУ,  РФ,  г.  Екатеринбург

Emaildimka@kpost.ru

В  последние  десятилетия  феномен  проявления  агрессивного  поведения  стала  объектом  самого  широкого  научного  и  практического  интереса.  Число  исследований,  относящихся  к  этой  проблеме,  возрастает  значительно  быстрее,  чем  по  любым  вопросам  в  области  общественных  наук.

Агрессивное  поведение  людей  можно  наблюдать  в  различных  возрастных  группах.  У  детей  это  могут  быть  шалости  и  игры,  у  подростков  различные  споры,  конфликты  и  драки,  у  взрослых  от  социально  одобренных  дискуссий,  спортивных  соревнований,  до  социальной  патологи  —  войны,  убийства,  оскорбления,  насилия,  терроризма  и  др.  [1,  2]. 

Среди  психологических  особенностей,  которые  провоцируют  агрессивное  поведение  человека,  чаще  всего  выделяют  следующие:  недостаточное  развитие  интеллекта;  заниженная  самооценка;  низкий  уровень  самоконтроля;  неразвитость  коммуникативных  навыков;  повышенная  возбудимость  нервной  системы  вследствие  различных  причин  (травмы,  болезни  и  пр.). 

Целью  нашей  работы  является  выявление  влияния  физкультурно-спортивной  деятельности  на  подростковую  агрессию.

  Объект  исследования  —  агрессивное  поведение  в  подростковом  возрасте.

  Основная  гипотеза  заключается  в  предположении,  что  юноши  и  девушки,  занимающиеся  спортом,  имеют  более  низкий  уровень  агрессивного  поведения,  чем  их  сверстники. 

Для  подтверждения  данного  предположения  было  необходимо  решить  следующие  задачи:

·     провести  анализ  научной  литературы  по  проблеме  агрессивного  поведения  человека;

·     изучить  причины  возникновения  агрессии  у  подростков  и  меры  ее  профилактики;

·     выявить  влияние  физкультурно-спортивной  деятельности  на  уровень  агрессивности  подростков.

Анализ  научной  литературы  по  проблеме  агрессивного  поведения  в  обществе  выявил,  что  существует  несколько  теорий  в  изучении  данного  явления.

  Наиболее  популярными  и  разработанными  в  психологии  являются  психоаналитическая  теория  З.  Фрейда,  этологическая  теория  К.  Лоренца,  теория  фрустрации-агрессии,  теория  социального  научения  А.

  Бандуры,  теория  социального  влияния  Дж.  Тедещи,  теория  социального  объяснения.

Итак,  агрессия  —  это  совокупность  действий,  физическое  или  вербальное  поведение,  цель  которого  состоит  в  нанесении  ущерба,  вреда  кому-либо  или  чему-либо.  Мотивом  к  проявлению  агрессии  может  быть  страх  перед  фрустрацией  (несоответствие  желаний  имеющимся  возможностям),  желание  напугать,  стремлением  удовлетворить  свои  интересы  любым  способом  [2].

В  своей  работе  мы  рассматривали  агрессию  как  мотивированные  действия,  нарушающие  социальные  нормы  и  правила,  причиняющие  боль  и  страдания  другим  людям.  В  соответствии  с  данным  представлением  психологи  различают  два  вида  агрессии  [1]:

·     инструментальная  агрессия  проявляется  тогда,  когда  человек  не  ставил  своей  целью  действовать  агрессивно,  но  «так  пришлось»  или  «было  необходимо  действовать».  В  данном  случае  мотив  существует,  но  он  не  осознается.

·     преднамеренная  агрессия  проявляется  тогда,  когда  действия  имеют  осознанный  мотив  –  причинение  вреда  или  ущерба. 

В  агрессивном  поведении  выделяют  несколько  основных  компонентов.  Познавательный  компонент  заключает  в  себе  понимание  ситуации,  выделение  объекта  и  обоснование  мотива  для  проявления  агрессии.

  Эмоциональный  компонент  представляет  собой  легкое  возникновение  следующих  отрицательных  эмоций:  гнев,  отвращение,  презрение,  злость.

  Волевой  компонент  состоит  в  проявлении  таких  качеств  как  целеустремленность,  настойчивость,  решительность,  инициативность.  Если  данные  качества  не  связывать  с  агрессивным  поведением,  то  сами  по  себе  они  являются  вполне  положительными.

  Уровень  доминирования  компонентов,  данной  триады  может  варьироваться  в  зависимости  от  физиологических  свойств  личности  (темперамент,  интроверсия,  экстраверсия  и  т.  д.)  [3].

Одной  из  тревожных  тенденций  современного  российского  общества  является  рост  агрессивных  проявлений  у  подростков.  Подростковый  возраст  —  это  граница  между  детством  и  взрослой  жизнью,  в  данный  период  человек  начинает  участвовать  в  социальной  жизни  общества.  Психологи  и  педагоги  выделяют  возрастной  период  от  11—12  до  14—15  лет.

Подростковый  период  жизни  отличается  рядом  отличий  и  противоречий.  У  подростка  достаточно  высокий  уровень  развития  познавательных  процессов,  но  еще  сравнительно  низкий  уровень  личностного  развития.

  Возникает  потребность  быть  и  казаться  взрослым,  но  нет  умения  и  опыта  вести  себя  по-настоящему,  как  взрослый  человек.

  В  коммуникационной  сфере  доминирует  общение  со  сверстниками,  которое  нередко  проходит  в  конфликтной  ситуации. 

В  качестве  профилактических  мер  по  проявлению  агрессии  у  подростков  психологи  рекомендуют  релаксацию,  физкультурно-спортивную  деятельность,  развитие  навыков  самоконтроля,  арт  терапию,  социально  приемлемые  способы  проявления  агрессии  [6].

  В  рамках  последнего  могут  быть  использованы  следующие  приемы:  комкать  и  рвать  бумагу;  бить  подушку  или  боксерскую  грушу;  топать  ногами;  написать  на  бумаге  все  слова,  которые  хочется  сказать,  затем  скомкать  и  выбросить  бумагу  или  сжечь  её.

Во  время  занятий  творчеством  или  спортом  происходит  самовыражение  подростка  через  победы  и  достижения,  что  помогает  избавиться  от  внутреннего  дискомфорта  и  недовольства  самим  собой,  устранив,  таким  образом,  первопричину  агрессии.  В  спортивных  видах  деятельности  подросток  имеет  возможность  сделать  эмоциональный  выплеск,  выброс  энергии. 

Для  подтверждения  выдвинутой  гипотезы  (мы  предположили,  что  юноши  и  девушки,  занимающиеся  спортом,  имеют  более  низкий  уровень  агрессивного  поведения,  чем  их  сверстники)  была  проведена  опытно-поисковая  работа,  в  которой  приняли  участие  ученики  9  классов  школ  города  Екатеринбурга.  Средний  возраст  школьников  —  15  лет. 

На  констатирующем  этапе  опытно-поисковой  работы  все  участники  были  разбиты  на  две  группы: 

·       группа  Г1  (n=40  человек:  20  юношей,  20  девушек),  в  которую  вошли  подростки,  занимающиеся  физкультурно-спортивной  деятельностью  не  только  на  уроках  физической  культуры  в  школе,  но  и  в  спортивных  секция  не  менее  6  часов  в  неделю.  В  данной  группе  ребята  занимаются  спортивными  играми.

·       группа  Г2  (n=40  человек:  20  юношей.  20  девушек).  Подростки  в  данной  группе  либо  занимаются  физкультурно-спортивной  деятельностью  только  на  уроках  физкультуры,  либо  совсем  не  занимаются  ей  по  состоянию  здоровья.

Исследование  возможностей  физкультурно-спортивной  деятельности  в  профилактике  агрессивного  поведения  подростков  проводилось  с  помощью  двух  методик: 

1.  Интерперсональный  личностный  опросник  межличностных  отношений  Т.  Лири,  который  позволяет  выявить  преобладающий  тип  отношения  к  людям  по  8  базисным  качествам:  авторитарный,  эгоистичный,  агрессивный,  подозрительный,  подчиняемый,  зависимый,  дружелюбный,  альтруистический  [4].

2.  Личностный  опросник  враждебных  и  агрессивных  реакций  Басса-Дарки,  состоящий  из  75  вопросов  на  которые  испытуемый  отвечает  кратко:  «да»  или  «нет».  Ответы  оцениваются  по  восьми  шкалам  следующим  образом:  физическая  агрессия,  косвенная  агрессия,  раздражение,  негативизм,  обида  подозрительность,  вербальная  агрессия,  чувство  вины  [5].

Результаты,  полученные  при  исследовании  агрессивных  проявлений  у  девушек,  представлены  в  диаграмме  на  рис.  1. 

Рисунок  1.  Соотношение  показателей  агрессивного  поведения  у  девушек

Мы  видим,  что  девушки  подростки,  которые  занимающиеся  физической  культурой  и  спортом  не  только  на  уроках  физической  культуры  в  школе,  но  и  в  спортивных  секция  имеют  показатель  агрессии  ниже  более  чем  в  три  раза  по  сравнению  со  сверстницами,  не  занимающимися  физкультурно-спортивной  деятельностью. 

Данные  полученные  в  ходе  проведения  опытно-поисковой  работы  в  группах  Г1  и  Г2  по  исследованию  агрессивных  проявлений  у  юношей  показаны  в  диаграмме  на  рис.  2. 

Мы  видим,  что  результаты  распределились  следующим  образом:  в  группе  Г1,  где  юноши  дополнительно  занимаются  физической  культурой  и  спортом  не  менее  6  часов  в  неделю  показатель  агрессии  —  3  %.  В  группе  Г2  показатель  агрессии  почти  в  4  раза  выше  —  11  %.

Рисунок  2.  Соотношение  показателей  агрессивного  поведения  у  юношей

Проведенное  нами  исследование  показало,  что  подростки,  как  девушки,  так  и  юноши,  которые  систематически  занимаются  физкультурно-спортивной  деятельностью  в  секциях,  обладают  более  низкими  показателями  агрессии,  т.  е.

  менее  склонны  к  агрессивному  поведению,  чем  их  сверстники,  не  занимающиеся  спортом.

  Спортсмен  умеет  контролировать  свои  эмоции  в  зависимости  от  официальных  правил  проведения  соревнований  и  несет  ответственность  во  время  игры  не  только  за  свои  действия,  но  и  за  действия  всей  команды.

  В  физкультурно-спортивной  деятельности  происходит  формирование  саморегуляции  подростка.  Он  становится  более  эмоционально  устойчивым,  коммуникативным,  толерантным,  приобретает  адекватную  самооценку  и  адекватную  оценку  других  людей.  Все  это  способствует  к  снижению  агрессивных  проявлений  в  повседневной  жизнедеятельности. 

Вывод.  Результаты  опытно-поисковой  работы  подтвердили  выдвинутую  нами  гипотезу  —  юноши  и  девушки,  занимающиеся  спортом,  имеют  более  низкий  уровень  агрессивного  поведения,  чем  их  сверстники.  Таким  образом,  физкультурно-спортивная  деятельность  является  средством  профилактики  агрессивного  поведения  подростков. 

Список  литературы:

1.Бандура  А.,  Уолтерс  Р.  Подростковая  агрессия:  Изучение  влияния  воспитания  и  семейных  отношений.  М.,  2000.  —  305  с.

2.Немов  Р.С.  Психологический  словарь.  –М.:  Владос,  2007.  —  560  с.

3.Профилактика,  коррекция,  реабилитация  детей  и  подростков  с  девиантным  поведением.  Теория  и  методика:  Учебное  пособие/  Авт.-сост.М.В.  Абдрахманова,  Ф.Р.  Мавлеткулова,  А.М.  Анохин.  Стерлитамак:  Стерлитамак.  гос.  пед.  акад.  им.  Зайнаб  Биишевой,  2009.  —  213    с. 

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xv/35495

Ссылка на основную публикацию