Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

Развитие воображения у детей

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения.

Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть.

Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности.

Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его.

Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д.

Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.

Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью.

Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка).

Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении.

Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 3—4 лет достаточно 2—3 палочек — и модель самолета готова, то для 7—8-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая».

Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник I—II классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В III—IV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.

Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.

Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить.

Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников.

Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.

В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.

Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер.

Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, — писал М. И. Калинин, — это — не порок, а ценное достоинство.

Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей… Вы — ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому.

Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»

Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=razvitie-voobrajeniya-detei

Этапы развития воображения

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе.

Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.

Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.

По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками.

Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм.

Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого.

Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности.

Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты.

Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Читайте также:  Андрофобия (боязнь мужчин) - симптомы, причины, лечение

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем.

Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира .

Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.

У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей.

Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность.

«Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.

) Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения.

Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.

« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально – мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее.

На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять.

Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов.

Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Источник: http://edetkam.ru/201111131637/stati/psixologiya-rebenka/2011-11-13-18-24-56.html

1.1 Развитие и виды воображения

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.

Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти.

Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т.д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т.е.

были трансформированы воображением писателя из реальной действительности. [24]

В психологии принято различать следующие виды воображения: активное и пассивное; воссоздающее и творческое; преднамеренное и непреднамеренное; антиципирующее.

Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решение творческой или личностной задачи: человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности, как правило, направленных на сохранение и усиление положительных эмоций, вытеснение и снижение интенсивности отрицательных.

Воссоздающее воображение — процесс создания образов на основе описания; оно позволяет «видеть» картину при чтении художественного произведения, представить по описанию и крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей, схем и пр.

Творческое воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов и идей, представляющих ценность для других. Образы творческого воображения создаются при помощи двух типов интеллектуальных операций: 1) с помощью которых строятся идеальные образы и 2) на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение — возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служит образы, возникающие в дремотном состоянии, сновидения, галлюцинации, а также грезы. Человек грезит, создавая идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением.

Для образов сна характерным являются:

— чувственная достоверность, когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним — реальность;

— невероятная причудливость образов и связей между явлениями;

— очевидная связь с потребностями человека; так, Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, поскольку постоянно думал об этом.

Мечта как образ желаемого будущего занимает особое место в структуре воображения. Первоначально она является реакцией на сильно возбуждающую (часто травматичную) ситуацию, в дальнейшем становится внутренней потребностью человека.

Мечта — это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (действенными) или нереальными (бесплодными). Действенность мечты является необходимым условием воплощения в жизнь творческих замыслов человека.

[3]

Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов фантазии:

Комбинирование — сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях. Частным случаем комбинирования является прием агглютинации — способ создания нового объекта путем «склеивания» разных объектов или разных свойств объектов.

Например: конь + человек = = кентавр, ковер (вещь) + свойство (летать) = ковер-самолет. Акцентирование — выделение тех или иных черт, свойств частей объекта. Этот способ создания образов широко используется при создании шаржей, карикатур.

При акцентировании используют приемы:

— утрирование (намеренное подчеркивание особенностей внешности или поведения, например: Карлик-Нос, Гар-гантюа);

— преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Великан, Дюймовочка, Гулливер в стране лилипутов);

— типизацию — обобщение и эмоциональное насыщение образа, например, Отелло — обобщенный образ ревнивца.

Особенно велика роль воображения в научном, техническом и художественном творчестве.

Научное творчество — это процесс создания новых понятий, теорий, концепций, практическая реализация которых обеспечивает существенное преобразование действительности в различных сферах.

Важнейшим условием научного творчества является способность по-новому представить картину изучаемого явления, т. е. творческое воображение.

Творческое воображение присутствует на всех этапах научного творчества: на начальном этапе исследования — при определении рабочих гипотез, построении принципиальной (теоретической) схемы создаваемой конструкции, создании корректной методики проведения исследования; на этапе сбора эмпирических данных — образы воображения являются единственным средством отражения того нового, что начинает выступать в получаемых исследователем фактах в форме мысли-догадки; на завершающем этапе научного исследования; роль творческого воображения здесь заключается в преобразовании имевшихся ранее у исследователя представлений об изучаемом явлении, формировании новых образов-представлений, в которых отражены наиболее существенные и глубинные связи между изучаемыми явлениями.

Индивидуальность воображения проявляется в степени легкости (трудности) создания образов воображения; характере самого образа воображения: нелепое или наоборот оригинальное решение; яркости создаваемого образа.

К нарушениям воображения относят, прежде всего, галлюцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска и т.д.); при различных психических заболеваниях; под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты).

Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит музыку, звуки, голоса, которые ему что-то приказывают, сообщают, угрожают и т.д.); зрительными (человек видит несуществующее в реальности: зеленых человечков, чертей и т.д.

), тактильными (человеку кажется, что по нему ползают насекомые, что в него что-то впивается и т.д.) и комбинированными. [3]

Развитие воображения проходит через несколько периодов.

Первый период развития воображения — это возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше.

Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире — вот в чем первый период выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно от половой любви.

Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Второй период развития воображения характеризуется неопределенной продолжительностью. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями.

В физиологическом порядке его причины — образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом — антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами — между неустойчивостью и устойчивостью ума.

Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Читайте также:  Как ласково называть девушку и оригинально - список

Третий период развития воображения является уже окончательным. Так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку.

Обыкновенно творческое воображение, пройдя фазу, соответствующую мужеству, гаснет вследствие медленной атрофии, не подвергаясь преобразованию.

У некоторых воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности.

Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют «взрослыми детьми», но о простоте и искренности самого их воображения. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством.

Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

В упомянутом третьем периоде развития воображения проявляется вторичный дополнительный закон — возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. [34]

Вывод: Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

В психологии принято различать следующие виды воображения: активное и пассивное; воссоздающее и творческое; преднамеренное и непреднамеренное; антиципирующее.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/41043

Развитие воображения у детей (стр. 1 из 5)

Курсовая работа по предмету «Психология»

Выполнила студентка IV курса Спасикова Н.В.

Тверское училище культуры им. Н.А.Львова

Заочное отделение

Тверь 2004 год

Введение.

Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству.

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать.

Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила цель – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда даже эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?

Научится отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается малыш.

Не секрет, что педагогикой и психологией доказано, что дети всех возрастов борются (я не боюсь этого слова) за полную свободу, выражают свое «Я» (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эдда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роли фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе»[1] .

Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми.

Всю жизнь, естественно, прорепетировать нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме, если мы имеем в виду ребенка дошкольного возраста.

Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия.

Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, не обычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Приведу пример, когда родители столкнулись с динамикой превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционально развития.

У 6-летней Даши очень умные родители, а бабушка умнее всех вместе взятых. Дашенька умеет писать, считать. И вот в этой «образцовой» семье начинают твориться странные вещи – Даша на глазах превращается.

Она прекратила заниматься музыкой и английским, познакомилась с девочкой на 1,5 года младше себя, а по ночам часто отлучалась из дома, оставляя записки содержания примерно следующего: «Мама не волнуйся, все в порядке.

Мы уже давно превратились в пантер. Даша-пантера…».

А причиной поведения девочки было то, что она жила между двух огней – с одной стороны бабушка, считавшая, что она права в деле воспитания Даши, мать отстаивала свою точку зрения. Раздираемая психика ребенка не выдерживает двойной атаки.

Любимая сказка Даши – «Маугли», а пантера Багира – символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет себя в своих фантазиях с этим сильным, гибким и гордым животным.

Маленькая подружка из неблагополучной семьи для Даши Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе и все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли.

Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам.

Если мы имеем в виду младших школьников, то систематическая учебная деятельность помогает педагогам развить у детей такую важную психическую способность, как воображение.

Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учеником, имеет форму словесных описаний, картин и схем.

Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ деятельности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Развитие способности к этому приходит две главные стадии. «Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны детали»[2] . Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов.

Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения.

Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком.

Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Один школьник спросил писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».

«Учи как следует математику», – услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать, что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Именно их развитие необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка от пяти до двенадцати лет.

Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение и каковы его виды?

«Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта»[3] . Как я уже отмечала, воображение часто называют фантазией.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого.

Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше.

А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами».

Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.

Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Ответ однозначный: только активно действующее воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:

ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

Психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов.

Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Источник: http://MirZnanii.com/a/205174/razvitie-voobrazheniya-u-detey

Воображение в психологии – виды, развитие у детей

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности.

Вместе с тем воображение влияет на жизнь индивида. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, мотивировать самого себя, успокаивать или побуждать на действия.

Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал psytheater.com называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль.

Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба.

У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги.

Читайте также:  Стеснительность - причины и признаки, как побороть

Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги.

Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами.

Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги).

Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете.

Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное мышление, во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт.

Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя.

Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

перейти наверх

Воображение в психологии

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

перейти наверх

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой.

А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д.

Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

перейти наверх

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

перейти наверх

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

перейти наверх

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь.

Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни.

Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Живите, а не мечтайте! Будьте среди настоящих, живых людей, общайтесь, занимайтесь полезными делами, спортом, гуляйте. Набирайтесь воспоминаний, которые на всю жизнь останутся с вами.

А если ваши мечты или виртуальный мир настолько важны, то почему бы не быть таким крутым, красивым или богатым в реальности? Конечно, вы не достигнете всего и сразу, однако по мере прохождения времени и ваших стараний вы сможете добиться того, о чем раньше только мечтали.

Зачем мечтать, если можно воплотить ваши виртуальные истории в реальность, но в менее фантастичном эквиваленте? Потратьте время на то, чтобы в настоящей жизни быть такими, какими вы себя представляете в мечтах или каким героем являетесь в компьютерной игре.

Таким образом, вы не только достигнете чего-то большего, что у вас уже есть, но и обретете воспоминания и опыт, которым сможете поделиться со всеми, кто когда-то попадет в ловушку виртуальной и фантастической жизни, как и вы.

Источник: http://PsyTheater.com/voobrazhenie-v-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию