Цели общения и задачи, функции – психология

Основные цели общения

Цели общения и задачи, функции - психология

Психология считает, что общение является базовой потребностью любого человека. Ни один из нас просто не сможет нормально жить в социуме, если не будет поддерживать определенные отношения с другими людьми. Давайте разберемся, какие бывают цели общения, как они могут меняться.

В настоящее время специалисты выделяют следующие цели общения:

  1. Удовлетворение потребности в общении.
  2. Деловое общение, которое направлено на организацию и оптимизацию деятельности.
  3. Личностное общение, которое подразумевает, что будут обсуждаться интересы и потребности, затрагивающие личность самого человека.

Таким образом, можно смело говорить, что все общение людей может или удовлетворять внутренние потребности личности, или быть направлено на создание определенных материальных благ или условий, для их получения.

Цели и функции личностного общения

Когда два человека начинают разговор, целью которого является удовлетворение внутренних потребностей, то мы зачастую можем говорить, что эти люди являются друзьями или приятелями.

Стоит отметить, что общение подобного характера будет прекращено, как только произойдет исчезновение общих интересов.

Именно по этой причине приятельские отношения часто сходят на «нет», если у одного из друзей меняется круг интересов или внутренних проблем.

Цель делового общения

Как уже было сказано выше, основное, что может получить человек в этом случае, это создание условий для получения материальных благ. Говоря о деловом общении, следует отметить, что оно имеет свои определенные правила, нарушать которые не следует.

Во-первых, партнеры могут находиться на равных, а могут занимать позиции «начальник» и «подчиненный». Исходя из этой иерархии, и следует строить разговор. Например, «подчиненный» не может позволить себе давать указания, или принимать окончательное решение, тогда как «начальник» не имеет права перекладывать ответственность на второго участника общения.

Во-вторых, данные отношения будут прекращены, как только хоть один из участников перестанет получать материальную выгоду от процесса.

Разобрать подобное общение может и тот, кто является «начальником», и тот, кто занимает позицию «подчиненный».

Поэтому всегда следует помнить, что предположить срок продолжительности данных отношений можно, надо лишь отслеживать, не перестал ли один из участников получать выгоду.

Цели общения. Всем людям известно о базовых потребностях человека – вода, еда, сон, безопасность, им придается большое значение. Перечисленные потребности являются для человечества источником нормальной биологической жизнедеятельности. Но также люди обязаны заботиться о психологическом здоровье. Большое значение в психогигиене индивида имеет общение.

Давно было доказано, что если человеку создать условия полной изоляции от внешнего мира, и не дать возможности общаться – он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому нужно предавать должное значение качеству своих коммуникаций. Благодаря им люди становятся существами социальными, а не только биологическими.

Взаимодействие в общении дает возможность добиться какой-то личной цели.

Цель общения людей состоит зачастую в том, что они точно знают для чего им общение с этим конкретным человеком.

Содержание цели и средства общения заполняют смысл самого коммуникационного процесса. То есть, содержание цели и средства общения психология объясняет так: это то, для чего люди вступают в контакт и каким образом это происходит.

С помощью делового общения люди учатся понимать, как работают социально-экономические, рыночные отношения.

Люди, которые находятся в деловом общении, пребывающие в иерархической структуре, находясь на определенном ее уровне, подчиняясь кому-то одному, или отдавая приказы кому-то другому, хорошо знают насколько сложными есть общественные взаимосвязи, и это способствует их социализации в социуме. Работники компании обретают опыт знания всех процессов координации в обществе, могут увидеть, как изменить условия, чтобы с помощью этих изменений достигнуть большего успеха, добиться всех поставленных целей.

Цели и задачи общения

Люди в том или ином ключе, постоянно, ставят себе определенные цели. Цель в работе, в учебе, в соревнованиях, есть и цель общения людей.

Из-за того, что человек есть существом, настроенным коллективистским образом, бывает, что он просто нуждается в диалоге, ему хочется побеседовать по душам, без очевидных на то причин, и он истинно считает, что таким образом никакой цели у него нет, то есть окончательного результата от разговора не ждет.

Но на самом деле, даже обычное стремление просто поговорить – тоже является целью, вернее самоцелью, общение ради общения (с родственниками, друзьями). Наверное, такая простая причина и есть очень важной, потому что тут человек не использует другого человека для достижения определенной своей цели, а получает наслаждение от самого процесса.

Каковы цели общения? Осуществляются в общении и другие цели, вообще их просто масса, наверное, невозможно просто всех их назвать, можно только обобщить, поскольку целью, есть конкретная идея, которой человек руководствуется в своих действиях, поступках, мыслях.

Основные цели общения психология делит на личностные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.

В процессе личностного общения человек делится своими проблемами, взглядами, опытом и отдавая все это – в ответ ждет поддержки, принятия, понимания, именно такая реакция и будет целью данного общения для него. Есть люди, которые общаются с другими для подтверждения своей индивидуальности, превосходства и доминирования.

Они намеренно ведут себя вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует нужным для них образом (удивляется, пугается, замолкает, теряется) – ликуют, ведь добились цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком, некоторые наоборот видят своей целью помогать всем бескорыстно (альтруизм).

Целью общения может являться знакомство, желание завязать контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. Когда ищут партнера для игры, люди тоже обязаны вступать в контакт.

Возможна также групповая цель, например, в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть определенная цель по рабочему плану. Группа студентов или школьников также имеют общую цель, связанную с научной деятельностью. У спортивной команды целями общения являются сплоченность команды и победа на соревнованиях.

Микрокосмос каждого человека есть храмом всех его помыслов, создает автономию и уникальность каждого субъекта. Поэтому, пребывая в общении с людьми, невозможно отрицать тот факт, что характерологические особенности человека влияют на процесс общения.

Если собеседники не могут воспринимать друг друга нормально и адекватно, через личную взаимную неприязнь, им будет очень трудно добиться какой-то общей цели.

Но, когда индивиды, переборов собственные предрассудки, переступив через собственное эго, все-таки поддерживают коммуникационный канал, они имеют возможность вместе создать необыкновенную мощь.

Энергия двух людей сливается и становится одной и сильной, а если это группа, то скопление всей их энергии образует огромную силу. Благодаря такому процессу, как общение, люди и научились жить сообща, эволюционировать и выживать в диких условиях, так и достигались цели группы, и удовлетворялись потребности каждого отдельного человека.

Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогическая – общение ученика и учителя, в связи с этим цель научить и выучить, управленческая цель (подчиненный и начальник), предпринимательская – продавец, имеющий продукт и потребитель, цели, которых принесут им взаимовыгоду, лечебная – лекарь, надававший помощь и пациент, получавший ее и множество другого.

Зависимо от особенностей разговора могут быть разные цели и средства общения. Если контакт между людьми происходит напрямую – они используют речь, мимику, подручные предметы для улучшения визуализации сказанного. Если косвенно, то они осуществляют общение, посредством телефонной беседы, смс, писем.

Функции и цели общения психология на этот счет утверждает, что они определенно зависимы друг от друга, в этом ключе выделяются такие функции: социальной адаптации (формирование человека, как существа социального), передачи информации, регуляции отношений друг с другом, экспрессивная функция отображается в обмене эмоциями и переживаниями.

Таким образом, функции и цели общения взаимодополняют друг друга, и осуществив какую-то функцию общения – удовлетворяется определенная цель.

Цель делового общения

Существует деловое общение, которое отличается от обычного общения тем, что имеет определенные рамки, оно ограничено тем, что субъектами здесь выступают люди, предметом общения которых всегда будет объект, связанный с их рабочей деятельностью (решение организационных, управленческих, производительных задач).

В деловом общении цель коммуникации имеет форму переговоров.

Цели и средства общения в деловой коммуникации соотносятся с предметом общего труда. Например, когда компания нуждается в продуцировании идей, применяют технику мозгового штурма.

Когда решаются трудовые вопросы, решение их становится целью всего коллектива, и для этого каждый сотрудник, являясь объектом общения должен прикладывать свои усилия. Поэтому, очень важно, чтобы все участники общения были людьми одного уровня, чтобы свести риск возникновения недоразумений между ними к минимуму.

Круг профессионалов, решающих деловые вопросы смогут вывести компанию на высший уровень.

Если в этот круг, каким-то образом попадет человек, не смыслящей в деятельности компании практически ничего, он не будет задаваться групповой целью по улучшению организации и продвижения ее на новый уровень возможностей, таким образом, сам сможет подорвать репутацию фирмы, и сбить с толку сотрудников.

Перед отдельными сотрудниками и компанией в целом, стоят основные цели общения – это обеспечение оптимальных условий для продуктивных решений и организация совместной объектной деятельности.

Эти цели описаны очень обобщенно, есть и более конкретные, такими целями общения являются – создание корпоративной культуры, мотивация сотрудников, творение продуктов, создание новых услуг, разработка идей, формирование трудового коллектива, подбор персонала, учение персонала, тренинги и многие другие.

И, конечно, же, во время всех этих процессов происходит взаимовлияние партнеров, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружелюбной атмосферы и предупреждение возникновения конфликтов.

Даже если в организации хорошо и плотно сформирован коллектив, если все знают, что действуют на всеобщее благо фирмы, все равно каждый сотрудник как бы ни было, но является личностью с индивидуальными взглядами и установками.

Индивидуальные взгляды, которые есть частью жизни работника, отображаются на его отношении к работе и в трудовой деятельности.

То есть, будучи элементом группы человек, есть также индивидом, поэтому, он может преследовать личные цели.

Каждый работник желает быт защищенным, особенно если его работа связана с риском для жизни (шахтер, солдат, сотрудник МЧС), в таких случаях, ведя деловой разговор, он может попросить дополнительную защиту.

В общении с начальством подчиненный может, руководствуясь целью улучшения финансового положения и качества жизни, попросить о повышении заработной платы. Больше шансов для достижения такой цели дадут определенные действия на благо организации, которые будут расцениваться, как причина для повышения зарплаты или выдача премии.

Вместе с повышением заработной платы работник часто задается целью о повышении его должностной ступеньки, поднятии его на новый уровень, расширение полномочий и уменьшение иерархического давления.

Читайте также:  Шизофрения у женщин - симптомы, признаки, лечение

Когда человек добился цели о повышении должности и зарплаты, он заодно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.

Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, при которых будет наилучший результат для фирмы и наименьший исход собственных усилий и затрат, в связи с этими действиями.

Личность учится совмещать личные и неличные интересы, приспосабливаясь к особенностям поведения других коллег, соблюдая нормы компании. В основном эти нормы составляют права собственности. Такие права разделяют, чей собственностью и что является.

Опираясь на них, люди действуют определенным образом, и совершают свой выбор, соблюдая это и другие права.

Даже следуя правилам и традициям, сформированных в компании к определенному типу взаимодействия в общении, каждый сотрудник будет делать поступки, исходя их собственных интересов и выгод. Такое чаще всего бывает, когда работник неуверен в своей компании и не боится терять свою должность.

В процессе делового общения происходит непрерывное взаимовлияние, приспособление друг к другу и к изменениям самой выгоды, так участники общения дают своим соперникам возможности выбора, действуя при этом в личных интересах. Когда меняется характер выгоды, изменяются и отношение сторон, они изменяют свое поведение, так что они оказываются согласованные с другими сотрудниками.

Здесь, по сути, заключен механизм делового общения сотрудников – достигаются их собственные цели с использованием минимальных средств. Главное, в этом процессе рациональный подход, тогда будут удовлетворены личные и групповые цели. Человек, научившись на собственных ошибках, будет опираться на полученный опыт, и лучше будет оценивать плюсы и минусы вариантов решения проблем.

Источник: http://live-leader.ru/osnovnye-celi-obscheniya/

Структура и функции общения

Под структурой (от лат. Structura – расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений.

По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения.

Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

  • Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
  • Мезауровень : общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения – «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
  • Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос – ответ», «сообщение информации – отношение к ней» и т.п.).

Г.

Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов – содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.

) может быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс.

В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

В характеристике непосредственного общения следует различать : инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

Внешний – проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний – воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio – исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующие функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации.

И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни.

Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция – регуляционно-коммуникативная – заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция – аффективно-коммуникативная – характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.

Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А.

Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную – установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
  • информационную – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием – передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную – стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную – вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия – изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Читайте также:  Как избавиться от стресса и депрессии, тревоги и нервов

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая – с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

Социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия.

Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что прежде всего через языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными для его партнеров.

Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного взаимодействия и влияния.

В зависимости от характера этиго взаимовлияния происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного аспектов «индивидуального» отображения с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения);

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений.

Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом.

Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

Познавательную.

Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач.

Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;

Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности.

Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы.

Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам;

Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий.

Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения.

Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция;

Социализации. Эта функция – одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

  1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;
  2. интегративной – используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;
  3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;
  4. трансляционная

Источник: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3

Аннотация программы дисциплины «Психология делового общения» Цели и задачи дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аннотация программы дисциплины

«Психология делового общения»

1.Цели и задачи дисциплины

Цели:

– дать студентам представление о месте категории общения в системе категорий психологической науки и о соотношении психологической теории общения и психологической практики.

– изучить этические и социально- психологические аспекты трудовой деятельности и влияние этических норм поведения на профессиональную деятельность и различные формы делового общения.

Задачи:

– формирование систематизированного комплекса знаний, необходимых для понимания роли психологических состояний и психических процессов при деловом общении и их влиянии на конечный результат;

– выявление роли различных факторов, ухудшающих процессы делового общения и дестабилизирующих состояние нервно-психической сферы;

– ознакомление с основными элементами практического опыта делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Данная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра.

Входными компетенциями для освоения дисциплины являются знания таких курсов как «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология», «Социальная психология».

Изучение курса «Психология делового общения» закладывает основу для изучения таких дисциплин, как «Консультативная психология», «Политическая психология», «Психология социальной работы», «Психология конфликта».

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

способность и готовность к:

– пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

– восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

– нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

способность и готовность к:

– пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

– самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

– просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

– анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

– проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– теоретические представления о психологических закономерностях восприятия партнера по общению, процессах, происходящих в рабочих группах;

– основные стратегии поведения субъектов взаимодействия;

– представления о культуре, этике и этикете делового общения.

Уметь:

организовать эффективное взаимодействие с партнером по общению с учетом социально-психологическихъ закономерностей делового общения .

Владеть:

– способами убеждения;

– навыками публичных выступлений;

– навыками ведения переговоров, собрания;

4. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие общение. Различные стороны психологической теории общения. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Общение как взаимодействие. Социальные и социально-психологические функции общения.

Коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический и др. барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные. Барьеры отношений. Феномены межличностного влияния: внушение, убеждение, психологическое заражение.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Репрезентативные системы человека. Специфика межличностного информационного обмена. Невербальные компоненты общения. Виды и функции невербальных средств общения и контакта. Паралингвистика. Кинезика. Мимика. Праксемика. Поза. Понятие дистанции общения.

Физический контакт. Контакт глаз.

Психология делового общения на современном этапе развития информационных технологий, их место в общественной жизни и в системе наук. Виды делового общения: прямое, косвенное. Психологические инварианты профессионализма: умение предвидеть, умение принимать верные и своевременные решения, умение осуществлять психофизиологическую саморегуляцию.

Манипулирование в служебных отношениях. Тактические приемы манипулирования. Распознавание и противостояние им.

Нормативность как свойство делового общения. Система поведенческих ожиданий. Природа норм, регулирующих деловое общение.

Современные психологические технологии делового общения. Нейролингвистическое программирование в деловом общении.

Деловая беседа. Культура речи. Деловые переговоры: подготовка к переговорам и их проведение.

Визитные карточки, их оформление и международная символика на них.

Телефонный разговор. Правила и приемы общения и деловых переговоров по телефону и переписке. Формы, недопустимые в телефонном разговоре. Устойчивые формы делового общения в различных странах мира.

  1. Основная образовательная программа

    Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Управление персоналом».

  2. Документ

    Целью дисциплины: является формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам в науке и приобретение практических навыков в области управления социальным развитием организации.

  3. Задача

    Цель дисциплины – дать студентам основные знания об этапах становления и развития российской государственности, месте и роли России в мировой истории и современном мире; выработать умение оперировать историческими знаниями для успешного

  4. Задача

    Цель дисциплины – дать студентам основные знания об этапах становления и развития российской государственности, месте и роли России в мировой истории и современном мире; выработать умение оперировать историческими знаниями для успешного

  5. Задача

    Цель дисциплины дать сведения об основных научных школах, направлениях в химической технологии ВМС, историю их формирования. Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития химической технологии ВМС.

Источник: https://refdb.ru/look/2100825.html

Функции общения (2)

Введение.

Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми.

Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей.

И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы.

Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Читайте также:  Комплекс оживления младенца - психология

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Глава1. Теоретические подходы к изучению общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.1

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е.

делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи.

При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тосообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

1.2 Структура общения.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.1

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

1) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл2. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»1 «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков.

Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издаваемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)

  • описательные (их смысл понятен только при словах)

  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

  • Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.1

2) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция2. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3)Перцептивная сторона общения.

– это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

  1. Социальные функции общения

  1. Организация совместной деятельности

  2. Управление поведением и деятельностью

  3. Контроль

  1. Психологические функции общения

  1. Функция обеспечения психологического комфорта личности

  2. Удовлетворение потребности в общении

  3. Функция самоутверждения

  1. Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

  1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

  2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

  3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

    1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

    2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

Источник: http://works.doklad.ru/view/BEG3sK6E3r0/all.html

Ссылка на основную публикацию