Стресс у ребенка после садика, больницы – как снять, профилактика

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка после садика, больницы - как снять, профилактика

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний.

У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье.

Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно.

Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение насилия в семье к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс.

Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему.

А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними.

Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка.

К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость.

На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально.

Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим.

Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей.

Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

Агрессивность и эмоциональный стресс у детей может накапливаться, особенно в течение первого года их хождения в дошкольное учреждение, после перехода в старшую возрастную группу, вследствие несложившихся отношений с ровесниками или воспитателями.

Многие психологи считают, что посещение дошкольного учреждения детьми младше трехлетнего возраста, принесет им только вред и негативные переживания, которые будут сильнее, чем младше возраст. Ниже представлены причины таких переживаний.

В первую очередь вследствие физиологического и психологического развития малышей они еще не в состоянии расставаться с мамой без вреда. Ребенок может отреагировать невротической реакцией на посещение яслей. Развитие малыша, ходящего в ясли, может быть заторможенным, в частности это касается речи.

Замедленность развития речи связана с частым общением с ровесниками, у которых речь также неразвита, и редким общением с взрослыми лицами, коммуникативное взаимодействие с которыми увеличит словарный запас малышей.

Умение при помощи слов выражать собственные мысли также недостаточно формируется вследствие преждевременного посещения ребенком дошкольного заведения.

Опять-таки по причине того, что ребенку ранее молчавшему приходится начинать разговаривать в стрессовых для него обстоятельствах, у него вырабатывается соответственное отношение к вербальному взаимодействию. В этом случае речь представляется ребенку в качестве спасительного инструмента, а не в качестве механизма коммуникативного взаимодействия.

Если маленькая кроха большое количество времени будет проводить вне привычной обстановки дома, то нарушится его глубокое взаимодействие с семьей. В дальнейшей жизни это может повлиять на все общение с родителями во взрослой жизни индивида.

В возрасте около трех лет малыши должны уже уметь свободно вербально взаимодействовать с родителями, составлять фразы и предложения.

Малыши, которых отдали в дошкольное заведение до достижения ими трехлетнего возраста, склонны утаивать собственные тревоги и переживания, в будущем они также неохотно будут ими делиться с родителями. В дошкольном заведении дети учатся держать собственные мысли и тревоги в себе.

Стресс у детей дошкольного возраста после посещения садика также нередко связан с навязанной разлукой с мамой и папой. Малыш может воспринимать расставание с родителями в качестве предательства и доказательства ненужности.

Вдобавок в этом кроха не знает, как нужно себя вести в новых обстоятельствах, он боится, что над ним все будут смеяться и что его поступки не вызовут одобрения окружающих его детей и воспитателей.

Страх перед потерей, неизвестностью и боязнь неодобрения провоцирует у малышей сильнейший стресс.

Стресс у детей после посещения дошкольных учреждений может привести к тяжелой и длительной их адаптации.

Не рекомендуется отдавать малышей в дошкольные заведения в случаях, когда они постоянно болеют. Также стоит помнить и о кризисе развития, наступающем в трехлетнем возрасте.

Ведь именно в данном возрастном периоде кроха начинает осознавать свою персону в качестве отдельной личности и пытается демонстрировать это окружающим.

Переживание кризиса усиливает чувствительность малыша, поэтому адаптация в садике может еще больше усугубиться.

Можно выделить ряд существенных факторов риска, которые увеличивают вероятность возникновения тяжелой формы адаптации к детскому саду. При обнаружении нескольких неблагоприятных факторов в совокупности начало посещения дошкольного заведения лучше отложить.

Первую группу факторов относят к дородовому этапу.

Это токсикозы беременных, болезни, конфликтные либо стрессовые ситуации, перенесенные слабым полом во время беременности или прием лекарственных препаратов, курение женщины, употребление спиртосодержащих напитков, работа, связанная с потенциально вредным производством. Чрезмерное употребление мужским полом спиртосодержащих напитков перед беременностью женщины также является фактором риска, ведущим к развитию в будущем у малыша осложненной формы адаптации к детскому саду.

Следующая группа факторов риска имеет отношение непосредственно к родовому процессу. Это разнообразные осложнения родов, например, родовая травма у детей или асфиксия, несовместимость по резус-фактору крови малыша и матери.

Третью группу факторов относят к послеродовому этапу. Это недоношенность детей или их переношенность, вес тела более 4 килограмм при рождении.

Сюда также относят частые заболевания малышей, курение и употребление спиртосодержащих напитков женщиной во время периода лактации и кормления грудью, пассивное курение тоже может отразиться на нервной системе малыша. Вскармливание искусственными смесями также является фактором риска.

К этой группе также относят депрессию женщины, неудовлетворительные материально-бытовые обстоятельства жизни, задержка развития малыша, неполная семья.

Таким образом, большинство рисков наступает вследствие заболеваний, либо ошибочного поведения родителей во время беременности и после рождения малыша. Неверное воспитание маленького крохи также является фактором риска.

Некоторые из перечисленных факторов носят непоправимый характер, другими словами индивиды не в состоянии их изменить. Например, это причины, связанные с беременностью и родовым процессом. Но ряд факторов нейтрализовать все же под силу индивидам. Например, исключить курение в помещении, в котором находится кормящая женщина.

Реакция на стресс у детей дошкольного заведения всегда различная: дети могут начать мочиться в постели, стать более замкнутыми и молчаливыми, у них может возникнуть нервный тик или мигание. Часто бывает так, что малыш становится совершенно неуправляемым, чрезмерно раздражительным, проявляет приступы ярости.

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется.

Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей.

Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми.

Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу.

Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Читайте также:  Самобичевание - причины, как избавиться

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера.

К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность.

Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам.

Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу.

Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия.

При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать.

В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление.

Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша.

Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов.

Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или агрессию.

Источник: http://www.worldoffun.ru/blog/stress_u_rebenka/2017-12-14-1227

Статья (младшая группа) по теме: Как помочь малышу снять дневной стресс после дет.сада

Ребенок пошел в детский сад – и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы…

“Как подменили ребенка! – сокрушаются родители. – Надо будет поговорить с воспитателем!”. А в садике говорят: “Очень послушный мальчик!” или: “Такая тихая, спокойная девочка!”. Мама и папа удивляются.

А зря!

Даже для самого общительного ребенка детский сад – это стресс.

Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, – и если вы спокойный и “негромкий” человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой.

А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для всех – не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером “наверстывает упущенное”, нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ребенок и в садике – “ураган”, и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию “в мирное русло”. Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Один из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил.

Во-первых, выбор – играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать.

Во-вторых, “вечерняя” игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок – “тихоня”, а вечером – “дикарь”, хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра “Рвакля”.

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является “Грибник”. Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга.

Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы – “грибы” – в корзину. Собранные “грибы” можно сортировать по цвету, форме, размеру… К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: “Давай почитаем?” или “Поможешь мне на кухне?”.

Приглушив таким образом “лишнюю” энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям – почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним – это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня.

Не стоит откладывать этот разговор на “перед сном”, – если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для “Спокойной ночи, малыши!”, – эта передача идет в одно и то же время и может стать частью “ритуала” отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение, напряжение – уйдет, “стечет” с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, – они должны быть нешумными, спокойными.

Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку “дождик” из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, – и пусть переливает водичку туда-сюда.

Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, – через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового.

Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, – он хорошо освежает и бодрит.

Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, – это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.

Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы.

Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет “тихая пристань”, восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/23/kak-pomoch-malyshu-snyat-dnevnoy-stress-posle-det

Детский стресс

Жизнь в современных мегаполисах такова, что нервные перегрузки испытывают и взрослые, и дети. Но если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса, описать свое состояние и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее.

Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения, нервное и эмоциональное напряжение он выражает в деструктивном поведении, что без должного внимания и помощи взрослых в конечном итоге может вылиться в психосоматическое расстройство и даже иметь серьезные последствия во взрослой жизни. Поэтому родители должны уметь вовремя распознать признаки стресса и предупредить возможные нарушения психического и физического здоровья ребенка.

Что это – детский стресс

Говоря о стрессе, необходимо понимать разницу между стрессом в обыденной жизни и стрессом с точки зрения врача. В обыденной жизни стрессом мы чаще всего называем ее эмоциональную составляющую, негативную реакцию на происходящее. В научном мире отношение к стрессу далеко не столь однозначное.

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье первым сформулировал определение стресса как общего адаптационного синдрома. Согласно его гипотезе, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое требование, любой раздражитель, будь то новая ситуация, новое окружение, эмоциональный дискомфорт, изменившиеся условия проживания или болезнь.

По сути, все реакции организма на перемену в жизни являются проявлениями стресса, поэтому понятно, почему иногда люди достаточно тяжело реагируют и на позитивные новости, объективные изменения к лучшему, ведь организм при этом также испытывает перенапряжение. Стресс не столько является вредным фактором, сколько представляет собой защитную реакцию организма, позволяющую ему выжить.
Любой стресс и у взрослых, и у детей можно разделить на три фазы. Первая фаза — реакция тревоги, возбуждения.

Читайте также:  Психоз - симптомы, лечение, параноидальный и массовый психозы

Это первичный ответ организма при столкновении с раздражителем, при котором происходит выброс большого количества так называемых гормонов стресса. Вторая фаза сопротивления, когда организм пытается преодолеть стрессовую ситуацию. А далее все зависит от того, как организм справится со стрессовым воздействием: либо оно будет успешно преодолено, либо явится для него непреодолимым.

В последнем случае часто бывает, что ресурсы организма истощены до предела, и происходит срыв (истощение — III фаза стресса). Если истощение развилось в результате короткого, острого стресса, организм способен восстановиться. В противном случае, когда стресс непреодолим, могут развиться самые разные расстройства здоровья.

Когда в жизни ребенка происходят какие-либо кардинальные изменения (например, переход из детского садика в школу и пр.), задача родителей не допустить, чтобы стресс перешел в стадию истощения, поскольку в этом случае велика вероятность развития у ребенка психосоматического заболевания.

Признаки стресса у детей

К первым проявлениям стресса можно отнести повышенную раздражительность, капризность, как правило, наступающие после какой-то перемены в жизни. Для совсем маленького ребенка толчком к развитию стресса может явиться даже смена привычного для него питания. Дети начинают медленнее прогрессировать в психологическом развитии.

Они не отстают от сверстников, но у некоторых из них, особенно детей дошкольного возраста, могут, например, вновь вернуться дефекты речи, их поведение будет свойственно чуть более раннему возрасту — дети всеми силами стараются избежать дискомфорта, поэтому будто бегут в ту ситуацию, в которой им было комфортно.

Психосоматика – это серьезно

Ошибка считать психосоматическую патологию надуманной проблемой. К этой категории патологий относят, например, приступы язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, гипертонические кризы, нейродермиты, сахарный диабет, ожирение и многие другие серьезные состояния, развивающиеся в результате физиологических изменений, вызванных стрессом.

Дети в отношении стресса намного уязвимее взрослых, и не только потому, что имеют меньший запас ресурсов адаптационной энергии, но и из-за особенностей детского восприятия мира. Они гораздо более консервативны, чем взрослые. В силу малого жизненного опыта дети, особенно раннего возраста, разделяют мир не по категориям добра и зла, плохого и хорошего, а по принципу «нравится — не нравится».

То, что ребенку не нравится, может вызвать у него значительный стресс.
Поэтому когда ребенок, например, впервые идет в детский сад или впервые остается с няней вместо мамы, очень важно сохранить для него ощущение комфорта, привычности.

Кролик, лев и буйвол

По мнению психологов, существует три типа людей {детей и взрослых), различающихся по способу реакции на стресс. Это реакции кролика, льва и буйвола.

«Кролик» — это тот, кто пассивно реагирует на стресс, буквально замирает, пытаясь спрятаться от него, если нет возможности убежать.

Это состояние наверняка знакомо родителям, если они вспомнят свои ощущения на экзаменах. Люди этого типа вполне способны сопротивляться стрессу, но не долго.

Выплескивая энергию в одной-двух отчаянных попытках противостояния негативному для них воздействию, они быстро переходят в стадию истощения.

«Лев» в ответ на стрессирующее воздействие сразу яростно бросается в атаку. Для этого типа людей характерна бурная и резкая реакция, нередко переходящая в агрессию. Дети могут ломать, крушить, набрасываться с кулаками на все, что, по их мнению, стало причиной стресса.
Как правило, у таких детей можно ожидать наиболее ярких проявлений психосоматических патологий.

«Буйвол» может долго сопротивляться стрессу и при этом продолжать работать с той же интенсивностью, что и раньше.

Создается впечатление, что стресс не оказывает на него никакого действия, но это лишь видимость, поскольку стресс накапливается в виде колоссального напряжения организма, что в итоге выплескивается в нервные расстройства и психосоматические заболевания.

Для «буйвола» типично наступление резкого, катастрофического истощения. К сожалению, у таких людей психосоматические отклонения протекают наиболее тяжело.

Родителям важно понять, к какому типу относится их ребенок, чтобы в нужный момент предложить правильную модель поведения в стрессовой ситуации, которая поможет ему вернуться в состояние комфорта.

В детский сад без стресса

В плане стресса наиболее уязвимы дети до 2-х лет. И, безусловно, длительная разлука с матерью может явиться для них серьезным стрессом. Поэтому в первые 2 года жизни для ребенка очень важен тесный контакт с матерью, наличие рядом некоего защитника, который обеспечит ему комфортное существование. Чем старше становится ребенок, тем легче он воспринимает изменения окружающего мира.

Как правило, детей в возрасте от 2 до 5 лет в большинстве случаев подстерегает испытание : первый визит в детский сад.

Родители должны быть готовы к появлению у ребенка стресса, который станет проверкой на прочность не только его психики, но и опосредованно его организма.

Мамы часто воспринимают детский сад как значительное облегчение в своей жизни. Но все же маме не стоит сразу выходить на работу.

Ребенок в течение первого месяца пребывания в детском саду неизбежно будет испытывать большую нагрузку на нервную систему, приходить домой переполненный положительными и отрицательными эмоциями, столкнется с новыми, неизвестными ему ранее бактериями или вирусами. Маме весь период адаптации нужно быть рядом, чтобы поддержать малыша и помочь приспособиться к детскому саду. Безусловно, этот период длится у разных детей по-разному, поэтому выход на работу маме лучше отложить хотя бы на месяц.

Кроме того, чтобы минимизировать негативные последствия стресса, в семье должен быть ровный позитивный психологический климат. Родители ни в коем случае не должны выяснять отношения при ребенке, поскольку сами по себе ссоры в семье могут стать причиной развития у малыша психосоматического заболевания.

До поступления в детский сад у ребенка должны быть сформированы основные понятия («плохой», «хороший» и т.д.), он должен владеть навыками социального поведения и физически быть готовым к посещению детского сада (не секрет, что нередко дети даже в раннем возрасте уже страдают хроническими заболеваниями), для чего необходимо пройти обследование и при необходимости поддержать здоровье ребенка.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Ребенку намного легче пережить возникшую психологическую проблему, если обсудить ее с тем, кому он доверяет. В этом смысле вопрос доверия — самый главный. В семье, где воспитывается ребенок, должно быть принято советоваться друг с другом, озвучивать проблемы и вместе находить выход.

Ребенок должен чувствовать любовь и заботу родителей, а для этого они должны уделять больше времени своему чаду, особенно когда в его жизни происходят какие-то перемены.

Дети, которые длительное время подвергаются стрессирующему воздействию (например, находясь на лечении в стационаре или попав в непривычное для себя окружение), могут утратить доверие к окружающим, начать замыкаться в себе. Иногда они даже утрачивают веру в собственные силы.

В такой ситуации поддержать психологическое и физическое состояние ребенка поможет соблюдение режима. Когда вокруг все меняется, что-то должно остаться неизменным.

Ежедневно повторяющиеся в определенном порядке действия служат залогом спокойствия ребенка, предохраняют от переутомления, создают чувство безопасности и являются своеобразным «якорем», за который он может держаться в период, когда вокруг происходят события, которые могут негативно отразиться на его психологическом состоянии.

Другим способом помочь ребенку пережить стресс является адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка и пр. Ребенок должен иметь возможность как выплеснуть эмоции, реализовать выделившиеся в результате стресса гормоны, так и полноценно отдохнуть, расслабиться после стрессирующего воздействия.

В понятие отдыха входит не только полноценный сон ребенка (что очень важно), но и, например, отдых в санатории. Нужно лишь помнить о том, что у ребенка должно быть время на акклиматизацию и адаптацию на новом месте. Детей до 3-х лет нежелательно вывозить на курорты другой климатической зоны, дорога не должна занимать более 2-3 часов.

Источник: http://forsmallbaby.ru/detskij-stress/

Факторы, позволяющие уменьшить стресс от посещения детского садика

Необходим ли детский сад ребенку?

«Подходящий» для поступления в сад возраст ребенка

Наступление возраста «готовности к садику» есть некоторая условность. У кого-то этот «нужный» возраст может наступить к двум с половиной годам, кому-то нужно будет ждать четырех или даже пяти лет.

Понятно, что у родителей не всегда есть возможность ждать «подходящего» возраста.

Можно попробовать отдать ребенка в садик и раньше, но тогда лучше всего относиться к этому как к эксперименту — «может, получится, а может, и нет», и быть при этом готовым и к негативным последствиям.

Сейчас существует огромное множество видов садиков — государственные или частные, работающие по российским стандартам или ориентированные на Вальдорфский подход и систему Монтессори. Дабы разобраться в них и принять верное решение, родителям прежде всего надо установить критерии, на основании которых они сделают выбор.

В разных семьях будут разные приоритеты. Для кого-то месторасположение садика — то есть близость к дому — имеет решающее значение, для кого-то это вообще не играет никакой роли. Кто-то будет рассчитывать на серьезную развивающую программу для своего малыша, кого-то устроит просто хороший уход и душевное отношение к нему.

Понятно, что все заинтересованы в хорошем воспитателе. Однако представление о «хорошем» у каждого свое: кому-то нужна строгость, кого-то устроит только исключительная мягкость и снисходительность к шалостям их чада. Выбирая для ребенка садик, для начала соберите информацию у знакомых и родителей, живущих в вашем районе.

Неофициальный «рейтинг» районных садиков высветит вам возможные варианты. Можно воспользоваться и информацией из Интернета. Затем обязательно надо посетить садик лично и провести там по возможности больше времени. Обращайте внимание на мелочи: как администрация встречает родителей, насколько внимательно относятся к вашим пожеланиям и т.п.

Посмотрите и послушайте, как общаются воспитатели с детьми на прогулке. Хорошо, если вы сможете сразу пообщаться с воспитателем, в чьи руки попадет ваш ребенок. Почти всегда какими-то пожеланиями в адрес садика придется жертвовать, выбор всегда непрост.

С точки зрения детского психолога, наиболее важный фактор — готовность воспитателя считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его педагогический опыт, который позволит ему найти наилучший подход к ребенку.

Подготовка ребенка к детскому саду

Некоторые садики, как государственные, так и частные, сами занимаются подготовкой детей, организуя для них программу занятий. Это хороший способ постепенно приучить малыша к требованиям садика и познакомить его с обстановкой и воспитателями.

Если такой возможности нет, то желательно договориться с администрацией о возможности сначала приводить ребенка только на прогулку, потом — на полдня, и только в самом конце оставлять его на дневной сон.

Понимание ваших пожеланий будет хорошим сигналом о том, что потребности вашего ребенка в этом садике будут учитываться.

Сколько в норме должна длиться адаптация к садику?

Определим сначала, что именно подразумевается под словосочетанием «период адаптации» в переводе на язык реальности.

Адаптация — это период привыкания к садику, который может сопровождаться нежеланием ребенка покидать дом, протестом против требований садика, выражающимся либо в капризах и агрессивных проявлениях, либо в замкнутости и отказе от общения с персоналом садика. Часто можно наблюдать так называемый барьер расставания с родителями.

По приходе в садик ребенок не хочет отпускать маму, цепляется за нее, плачет. Характерно при этом, что после ухода мамы поведение ребенка разительно меняется — он успокаивается и о маме не вспоминает.

С чем связаны такие проявления? Повторюсь, что это следствие стресса, испытываемого ребенком при расставании с домом и попадании в новые, непривычные для него условия.

Читайте также:  Аутизм - симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Адаптация к детскому садику предполагает некий кризис, болезненный из-за того, что слишком многое в жизни ребенка меняется. Меняется отношение к нему, меняются его права, появляются новые обязанности. К требованию быть «одним из…

», а не «единственным и неповторимым» привыкнуть непросто, на это нужны время и достаточно высокие адаптивные способности ребенка, особенно если речь идет о единственном ребенке в семье. Временные ограничения адаптационного периода также до некоторой степени условны. Здесь возможны очень большие индивидуальные различия.

Условно можно считать, что этот период должен длиться не дольше двух-трех месяцев, причем начаться адаптация может не сразу, а спустя, допустим, две-три недели. Сигналом окончания этого периода является наступление некоторой стабилизации в состоянии и настроении ребенка. Детям нужно разобраться с новыми правилами, научиться уживаться друг с другом.

Поначалу эти взаимоотношения могут пройти через фазу конфликта, а потом наладиться. Переживая этот сложный период вместе с ребенком, родителям нужно отмечать, есть ли позитивные сдвиги в поведении и состоянии ребенка. Важна не столько выраженность переживаний, сколько их динамика. Обязательно спрашивайте воспитателей, как ведет себя ребенок после вашего ухода.

Для полноты картины узнайте мнение разных людей. Важно понять, меняется ли поведение ребенка в зависимости от того, кто отводит и забирает его из садика.

Если выясняется, что капризы и «страдания» ребенка имеют конкретного адресата — например, только маму или только бабушку, — тогда маме и бабушке стоит задуматься о том, не затрудняют ли их собственные переживания и страхи период адаптации ребенка к садику.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семей важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Если в этом трудно разобраться, надо обращаться за профессиональной психологической помощью.

Из книги:

Чего не стоит делать родителям

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/razvitie-ot-3-do-6/article-8863-faktory-pozvolyayuschie-umenshit-stress-ot-posescheniya-detskogo-sadika/

Как снять стресс у ребенка: 10 простых, но интересных игр

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры.

Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки.

Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне.

И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде.

Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми.

Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки.

Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество.

Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный.

Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской.

Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит.

Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки.

Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след.

Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру.

Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях.

К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар».

Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе.

Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Источник: http://mama-likes.ru/advices/kak-snyat-stress-u-rebenka.html

Как снять стресс у ребенка в детском саду?

Стресс, это еще не повод к унынию, поскольку, выйдя из зоны комфорта, человек принимает решения и развивает в себе новые качества, желательно до впадения в депрессию. Однако, подобное состояние и для взрослых не является простым, а для ребенка скорее характерно замкнуться в себе, что чревато серьезными нарушениями со здоровьем.

Специалисты утверждают, что начать борьбу за устойчивость к стрессу следует с родителей. Дитя, копируя в любой ситуации маму и папу, не занимается анализом ошибок, а просто выбирает модель поведения, характерную для его семьи, воспроизводя ее на своем уровне.

Поэтому вначале проанализируйте собственные ошибки и это подскажет вам опасные места, которые могут подстерегать вашего малыша.

Однако, немаловажной задачей является своевременное определение наличия стресса у малыша. Это может быть ухудшение здоровья, любое изменение в поведении, возврат к более  «младенческим» привычкам. Это все сигналы, которые нельзя упустить.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Перед тем как пустить ребенка первый раз в детский сад следует осуществить некоторые предварительные мероприятия.

Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно себя обслуживать, проситься на горшок, соблюдать установленный в садике режим дня, показывать где болит. Всеми этими способностями малыш должен обладать еще до первого посещения группы.

Если же этих умений у ребенка нет, это будет являться дополнительной нагрузкой на психику ребенка, и ее следует всячески избегать.

Адаптация в детском саду

Адаптация в детском саду, должна проводиться в щадящих условиях, и введение в атмосферу садика должно происходить постепенно, но нагрузка должна каждую неделю увеличиваться.

По реакции ребенка, идеальным считается вариант привыкания, при котором в первый день малыш еще спокоен, но во второй день начинается мощный бунт, который и соседи слышат, но потом истерики постепенно стихают, на что требуется неделя-полторы.

Однако, при варианте, что протестов от ребенка нет и через неделю, следует обязательно насторожиться. Может так быть, что у него так все плохо внутри, что эти чувства даже не в состоянии прорваться в истерике наружу.

Это опасное молчание, затаенная депрессия, из которой малыш не может выйти, чревата развитием затяжных и хронических болезней, таких, как ухудшение иммунитета, постоянные простуды и ОРЗ, увеличение миндалин, перерастающих в аденоиды, здесь не спасает и закаливание.

Вполне возможны и иные патологии. Дети не в состоянии осознать стресс, и не понимая, что же происходит, они воспринимают все как должное. Для ребенка чрезвычайно важно вернуться домой, в зону духовного и физического комфорта.

А самый близкий и надежный человек – мама, приводит его в чужую комнату, где ничего не интересно и оставляет на целый день.

Однако, два – три года, это  идеальный возраст для обучения самостоятельности.

Только вы и в самом деле должны быть уверены в правильности содержания ребенка в садике, поскольку, дети глубоко ощущают настроение родителей, и сомнения в необходимости эпопеи с садиком они ощутят сразу. Тогда почти невозможно будет заставить его там остаться. Здесь может возникнуть порочный круг с нервной перегрузкой.

Как помочь ребенку справиться со стрессом?

Информационный шквал, большое количество новых обязанностей, необходимость общаться со сверстниками и новыми взрослыми, чужая обстановка, все это обрушивается на ребенка.

Поэтому у мамы возникает задача устройства некоторой буферной зоны между домом и садиком, для того, чтобы все садовские проблемы оставались в садике, а дома ребенок спокойно отдыхал и расслаблялся.

Для этого после садика следует час-два погулять на улице, посетить детское кафе и пр. Этого времени должно хватить, чтобы перевести ребенка на спокойные рельсы. Все свои эмоции должны остаться на улице, где он может попрыгать, покричать, поваляться.

После этого пусть будет немного простого созерцания окружающего мира. Это красиво и, главное, спокойно. Кроме того, это для ребенка новый навык, который поможет ребенку справляться с различными проблемами и во взрослой жизни. Домашний вечер следует заполнить вашим вниманием.

И здесь краски бумага, лепка, книжки, и все с вашим участием, являются лучшим способом борьбы со стрессом.

Источник: https://nmedicine.net/kak-snyat-stress-u-rebenka-v-detskom-sadu/

Ссылка на основную публикацию