Стороны общения – перцептивная, интерактивная, коммуникативная

Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения

Стороны общения - перцептивная, интерактивная, коммуникативная⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему.

В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А.

Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А.

Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Коммуникативная сторона

Коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

сигналы непосредственно от другого человека;

сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

информация об итогах деятельности;

информация от внутреннего опыта;

информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций.

Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника.

Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э.

Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру).

Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов.

Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам.

Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам.

Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека.

Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях.

В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные.

Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности.

Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией).

Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

Уровень манипуляции.

Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.

Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро.

Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”).

Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней.

Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе;

Активное (рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: расспрашивания — прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования — высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает говорящий; резюмирования — подведение итога услышанного (резюме), что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

Читайте также:  Метафорические карты - значение, техники, руководство для работы

Источник: https://lektsia.com/4x76dc.html

Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения

Стороны общения - перцептивная, интерактивная, коммуникативная

1)Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Таким образом, в процессе общения осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и для эффективного взаимодействия вышеуказанные особенности процесса общения имеют важное значение для субъекта самого общения.

2) Проблемы общения и психология общения начали сильно волновать специалистов в последнее время. Ведь именно общение позволяет человеку получить наслаждение, побороть такие негативные стороны в нашей жизни, как скука, рутина, плохое настроение.

Психологи выделяют такие уровни общения, как примитивный, манипулятивный, деловой, игровой, духовный и уровень масок. Все эти уровни предполагают, что собеседники будут использовать разные психологические приемы, другие слова и фразы, чтобы достичь максимального развития своей личности.
– Примитивный уровень общения.

В этом случае человек не может или не хочет настроить себя на контакт, его не волнует, как его собеседник будет воспринимать его, и насколько приятно и правильно он разговаривает. Примитивный уровень общения можно наблюдать во время разговора с пьяным или с невежливым, грубым человеком.

Главной особенностью такого вида общения является скудный словарный запас и очень быстрая речь. Это должно сбить с толку собеседника, вывести его из душевного равновесия.

При этом человек, который столкнулся с примитивным уровнем общения, должен попытаться успокоить своего собеседника, разговаривая с ним спокойно, ровно, иногда немного жестко или твердо. Такая позиция поможет избежать конфликта и сгладит острые углы общения.

Манипулятивный уровень. В таком случае собеседник является всего лишь инструментом для достижения каких-либо целей.

Такой уровень общения часто можно встретить среди менеджеров, дипломатов, а также на фоне бытовой жизни (например, когда жена пытается напомнить мужу о чем-либо или подталкивает к покупке необходимого ей товара).

Кроме того, в этом уровне общения можно рассматривать также такие жестокие меры, как лесть или запугивание.

Деловой уровень. Здесь необходимо обязательно обращать внимание на характер, возраст и личные взгляды вашего собеседника. Именно цель или средства ее достижения, которые вас объединяют, и обуславливают взаимоотношения между вами, поэтому такое общение нельзя назвать манипулятивным.

Деловой уровень общения необходим тем людям, которые, в силу своей профессии, должны постоянно находиться на определенной дистанции.

Кроме того, деловой уровень общения несет в себе не только деловитость, но и серьезность по отношению к своему собеседнику, поэтому такой уровень можно применять не только к своим партнерам, но и в личной, семейной жизни.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями.

Еще одним ярким примером игрового уровня общения является флирт между мужчиной и женщиной, когда между ними проходит так называемая игра.

Уровень игры связан с чувством юмора и возможностью неформально вести беседу.

Духовный уровень. При таком общении человек наибольшим образом открывает собеседнику свою личность, свою душу.

Именно в ходе общения на духовном уровне возникает полное открытие себя настоящего, что требует особых внутренних усилий. Такой уровень общения можно увидеть в разговоре с близкими, родственниками, священником.

Главной отличительной чертой духовного уровня общения является неспешность в речи, что показывает ваше особое расположение к собеседнику.

Уровень масок.Каждый человек имеет одну или несколько «масок», которыми он пользуется в разных ситуациях. Часто такой уровень можно наблюдать, если человеку неприятно общаться со своим собеседником, но он старается не задеть его чувства или быть более вежливым. Также мы можем надевать маску искренней радости, получив неинтересный или ненужный подарок.

Если человек постоянно общается на уровне масок, ему становится все труднее открыть себя настоящего. Конечно, несмотря на то, какой уровень общения был выбран, человек должен обладать достаточным запасом слов, чтобы суметь выразить свои эмоции, чувства и идеи.

Очень важно не только иметь обширный словарный запас, но и избавиться от слов-паразитов, которыми так изобилует наша современная речь.

3)Виды слушания.

Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу: Правиль­но ли я понял, что…?», «Так ли это…?» «То есть…», а также получе­ние подтверждения в ответ на вопрос.

Благодаря этому обеспечива­ется адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята.

Это — нерефлексивное слушание (вы не даете анализа и интерпрета­ции, а просто отражаете мысль собеседника).

Приемы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состо­яние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять толь­ко в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Пассивное слушание. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т. п.

Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет».

Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмо­ционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован…», «Ты, навер­ное, очень переживаешь…», «Конечно, это очень неприятно…».

4 ) Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова “интеракция” – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия “социальных объектов”. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b2265.html

Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

В повседневном общении выделяют три вида или стороны которые влияют на наше взаимопонимание.

Это коммуникативная, интерактивная, перцептивная, каждая из них несёт индивидуальность в наше общение и восприятие собеседника. Коммуникативная сторона заключается в обмене данными между собеседниками.

Интерактивная сторона отвечает за взаимопонимание, и возможность налаживать общение за счёт общих интересов и знаний.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативную сторону можно назвать одной из важных, именно она отвечает за достоверную передачу данных. Особенно важно это в работе коллектива, где правильное восприятие информации отвечает за качество работы предприятия.

Всегда требуется убеждение слушателей, они должны не только понять суть, но и разделить ваше мнение. Один очень известный психолог и экономист разработал множество известных всему миру схем для правильного восприятия информации. Этими схемами на протяжении многих лет пользуются рекламщики, маркетологи, экономисты.

Рассмотрим пяти ступенчатую модель, которую использует весь мир в работе, уже не вспоминая ее автора, и получает как финансовое так и моральное удовлетворение от правильно проведенного информирования собеседника.

На первой ступени — тот, кто передаёт сообщение. Даже если Вы являетесь генератором идеи, но не смогли стать лидером в коллективе, даже гениальный план может разбиться о скалы непонимания. Поэтому не стоит бежать и второпях рассказывать всем ваши планы.

Может, есть человек который может правильнее и доходчивей преподнести информацию, что в свою очередь приведёт к положительному результату.

Не зря во многих рекламных роликах участвуют мировые звезды, ведь именно они являются кумирами общественности и могут убедить миллионы зрителей в правильности своих слов и целей.

На второй ступени — что именно вы хотите передать. Для передачи информации всегда необходимо найти нужное время и место. Вы не будете ставить рекламу геля для зубных протезов на детском канале. В ваших интересах проанализировать в каком месте в каких временных рамках данная информация будет восприниматься.

Пятое — до кого должна достучаться ваша речь, имеет значение. Если это работники аптеки, то не стоит преподносить им информацию сухими экономическими терминами, она подействует как колыбельная, и совершенно не отложиться в памяти.

Подумайте, какие у вас ожидания от эффекта. Всегда просчитывайте возможные риски, в данном случае Вы должны суметь чётко и доказательно ответить на все возникшие возражения.

Перцептивная сторона общения

Напрямую связанна с нашими эмоциями и чувствами. Это та сторона общения на которую влияет характер и наши чувства. Хотим мы этого или нет, но любой человек вызывает у нас определённые эмоции, наше общение с ним напрямую от них зависит.

Интерактивная сторона общения

Эта сторона общения имеет большое значение в общении между сотрудниками, коллективами. Рассматривают два типа конкуренцию и кооперацию. В зависимости от подхода и выбора типа управления и возникают различные разногласия между сотрудниками. При правильном подходе к управлению можно добиться минимальных трудностей и больших успехов.

Источник: http://iq-provision.ru/storony-obshheniya-kommunikativnaya-interaktivnaya-pertseptivnaya/

Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

А). Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами.

Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целœей и намерений.

Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!

Основные структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности следующие:

– субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого человека коммун и кат (информацию);

– объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;

– предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;

– потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

– мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;

– действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

– задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;

– средства общения: те операции, с помощью которых реализуются действия общения;

– продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.

Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.

Общение одного субъекта с другим воспринимается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой какличностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения:

Читайте также:  Деградация личности - признаки, причины

– Монологическая — преобладание высказывания одной личности – субъекта и слушание другой Личности-тт субъекта общения.

– Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

– Полилогическая — многостороннее общение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ чаще всœео носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определœенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения – это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

– вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

– оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная или неблагоприятная;

– ориентация в коммуникативной ситуации;

— постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;

— оценка эмоционально-психологического состояния партнера;

— оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;

— выработка подхода к партнеру по взаимодействию;

— пристройка к партнеру по взаимодействию;

— самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;

— привлечение внимания партнера;

— выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;

— коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;

— оценка субъектом общения реакции партнера;

— стимулирование ответного хода партнера;

— ответный ход партнера по общению.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.

Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, ᴛ.ᴇ. осуществить персонализацию.

Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Б) Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаимодействия людей, прежде всœего — кооперация и конкуренция.

Участие одновременно многих людей в определœенной деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, ᴛ.ᴇ. спланировать общую деятельность. При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове “другого, которая и делает деятельность действительно совместной.

В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в базе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, ᴛ.ᴇ.

человеческая деятельность является результатом единичных действий. Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.

Интересную попытку построить структуру интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:

— пространственного контакта;

— психического контакта͵ который принято понимать как взаимная заинтересованность;

— социального контакта͵ Понимаемого как совместная деятельность;

— взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию партнера;

— социального отношения.

Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаимодействия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определœенных ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как ʼʼДитяʼʼ, ʼʼРодительʼʼ и ʼʼВзрослыйʼʼ. Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью.

Это всœего лишь психологическое описание определœенной стратегии в поведении: позиция ʼʼДитяʼʼ – ʼʼХочу!ʼʼ, позиция ʼʼРодителяʼʼ — ʼʼНадо!ʼʼ, позиция ʼʼВзрослогоʼʼ — интеграция ʼʼХочуʼʼ и ʼʼНадоʼʼ, компромисс между ними.

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, ᴛ.ᴇ. совпадают по позициям (ʼʼДитяʼʼ — ʼʼДитяʼʼ, ʼʼРодительʼʼ — ʼʼРодительʼʼ, ʼʼВзрослыйʼʼ — ʼʼВзрослыйʼʼ).

Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер – любая двумерная комбинация из трех позиций.

Попутно отметим, что еще одним показателœем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Различают три базовых стиля действий:

— ритуальный (формальный);

— манипулятивный (управление партнером без его ведома и согласия и в корыстных целях);

— гуманистический.

В социальной психологии много внимания уделяется и типам взаимодействия. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия, которые можно разделить на уже упоминавшиеся два противоположных вида:

— кооперация;

— конкуренция.

Под кооперацией принято понимать такие виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности и с этой точки зрения позитивны. Под конкуренцией принято понимать взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие определœенного рода препятствия для нее.

В) Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всœего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж.

Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта͵ но и от прошлого опыта субъекта͵ его целœей, намерений, от значимости ситуаций.

Сегодня под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается ʼʼпрочтениемʼʼ за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что:

– во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целœей сторону.

– во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всœего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта͵ в т.ч. причинных.

– в-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

В структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание должна быть истолковано по-разному: как понимание целœей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделœение этих целœей, мотивов, установок.

При этом в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, ᴛ.ᴇ. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта сторона общения и принято называть перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией.

В полном объёме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта͵ так и объекта общения.

В социальной психологии нередко говорят не просто о социальном восприятии одного субъекта общения другим, но о познании другого. Это более широкое понимание связано с восприятием физических и поведенческих характеристик другого человека, а также взаимоотношений субъектов общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: многообразие представлений о самом себе определяет и многообразие представлений о другом человеке, но чем более полно раскрывается данный другой, тем более полным становится и представление о самом себе.

Общаясь, люди формируют представление о себе через представление о другом, — как правило, это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности.

Значит, в процесс социального восприятия включены как минимум два человека, каждый из которых — активный субъект общения.

При выработке стратегии взаимодействия им приходится, следовательно, принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки друг друга, но и то, как эти мотивы и потребности принято понимать в процессе общения противоположной стороной.

Взаимопонимание является весьма важной стороной межличностного восприятия с его основными достаточно хорошо изученными механизмами.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе или самого себя ему.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга.

Обратная связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой базе дальнейшей стратегии общения.

Известно, что каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определœенную систему интерпретации его поведения, в т.ч. причин этого поведения.

Для такой интерпретации не обязательно знать причины этого поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин того или иного поведения другого человека или знают их явно недостаточно.

Люди просто приписывают друг другу эти причины.

Приписывание осуществляется на базе либо сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем случае будут действовать механизмы переноса или идентификации. Важно иметь в виду, что феномен приписывания возникает, как правило, в условиях дефицита информации.

Типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и в связи с этим оно легче придается однозначной интерпретации.

Уникальное поведение, напротив, допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Под социально желательным принято понимать поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и, стало быть, сравнительно легко и однозначно объясняемое.

При социально не желаемом поведении нормы нарушаются, а диапазон возможных объяснений расширяется.

Хочу обратить ваше внимание на важность роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Хорошо известны следующие эффекты восприятия людьми друг друга.

Эффект Барнума — склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, в случае если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом всœе последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края — в социальной психологии имеется в виду, что из. предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в серединœе;;

Эффект ореола— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект первичности в социальной психологии означает важность определœенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека состоит по сути в том, что последняя, ᴛ.ᴇ. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

К помехам, стоящим на пути межличностной перцепции, относятся всœе ее механизмы и эффекты, о которых речь шла выше. На точность межличностного восприятия в целом влияют четыре группы факторов:

1) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;

Читайте также:  Нормостеник - кто это такой и как его определить

2) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает ранее знакомые ему личности;

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.

Соотнося между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону будет смещаться восприятие в каждом конкретном случае.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/375421_kommunikativnaya_perceptivnaya_i_interaktivnaya_storony_obscheniya

3 СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНАЯ, ПЕРЦЕПТИВНАЯ,

3 СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНАЯ, ПЕРЦЕПТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ Лекция №

ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ (ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ) Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией (знаний, мнений, чувств), ведущий к взаимному пониманию.

ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Отправитель информации Сообщение – собственно информация Канал – средство передачи связи Получатель информации

ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ: Информативная – передача истинных или ложных сведений Интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми Перцептивная функция – восприятие друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний

ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ: формальные неформальные вертикальные (межуровневые) горизонтальные межличностные

ВИДЫ В ЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: Внутренняя – это речь для себя. Внешняя (устная) – речь предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Восклицательная речь – ее задача сообщить всем о вашем состоянии или об отношении к окружающим.

Диалогическая (разговорная) — поддерживается взаимными репликами собеседников. Монолог – произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям.

Письменная речь – необходимость общения между людьми, разделенными пространством и временем.

ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: 1.

Визуальные: — кинесика: движение рук, головы, туловища, походка; — выражение лица, выражение глаз; — позы, осанка, положение головы; — направление взгляда, визуальные контакты; — кожные реакции: покраснения, побледнения, вспотения; — проксемика (пространственная и временная организация общения) — вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения — средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, тату, усы–борода, мелкие предметы в руках.

ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ 2. Акустические: — паралингвистические: громкость, тембр, ритм, высота звука; — экстралингвистические: речевые паузы, смех, плачь, вздохи, кашель, хлопанье. 3. Тактильные: — такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй. 4. Ольфакторные: — приятные и неприятные запахи окружающей среды; — естественные и искусственные запахи человека.

МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Активное слушанье – это такое слушание, при котором мы активно даем понять собеседнику, что мы его не только слушаем, но и слышим, и понимаем, и даже разделяем его чувства.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОММУНИКАЦИИ. Обратная связь – по конкретному вопросу. Обратная связь – безоценочная. Обратная связь – без категоричности. Обратная связь – «здесь и теперь» . Обратная связь – к месту и в выверенных дозах. Обратная связь – по потребности партнера. Важна исходная установка – доброжелательность.

« Я — СООБЩЕНИЯ» ПОЗВОЛЯЮТ ЧЕСТНО КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ ПО ДАННОМУ ПОВОДУ, И ИЗЛОЖИТЬ ЭТО ТАК, ЧТО У ВАШЕГО ПАРТНЕРА ВОЗНИКАЕТ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ УСЛЫШАТЬ ИЛИ ДАЖЕ ПОСЛУШАТЬ ВАС Структура «Я-сообщения» : Фраза начинается с описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение. Далее объясняется, почему данное поведение составляет затруднение для вас. Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели. Схема высказывания: Когда вы…(дается описание конкретного поведения партнера). Я чувствую…(называются чувства). Потому что…(описывается, как представляются говорящему причины такого поведения). Я хочу…(какие изменения в поведении и словах были бы желательны говорящему)

ТЕХНИКИ ПРИНЯТИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ выслушать до конца осмыслить информацию и вернуть говорящему. относиться серьезно и спокойно к информации, содержащейся в обратной связи.

обратная связь дается для улучшения взаимопонимания , а не для незамедлительного изменения отношений и ситуаций в нужную говорящему сторону.

доброжелательно принимать обратную связь , выразив партнеру благодарность за искренность и смелость

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации. Бывают трех типов: 1. Барьеры понимания. фонетические семантические стилистические логические

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ 2. Барьеры социально–культурного различия социальные, политические, религиозные, профессиональные. 3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

ОБЩЕНИЕ КАК ПЕРЦЕПЦИЯ (ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГА) Перцепция – восприятие одним человеком другого, а точнее познание другого человека. Общение начинается с «первого взгляда» , т. е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ — СПОСОБЫ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ЛЮДИ ИНТЕРПРЕТИРУЮТ ДЕЙСТВИЯ, ПОНИМАЮТ И ОЦЕНИВАЮТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА Идентификация – это предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Аттракция (в дословном переводе — привлечение) может быть рассмотрена как особая форма, основанная на формировании по отношению к партнеру устойчивого позитивного чувства.

Социальная рефлексия – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция — у ниверсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.

Различают три типа каузальной атрибуции: • личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок), • объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие), • обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам)

ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ.

Фактор превосходства — внешний вид и манера поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе Фактор привлекательности — фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного признака человека. . Фактор отношения к нам со стороны окружающих — при этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо.

ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ. Эффект положительного или отрицательного ореола — заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации.

Эффект проекции — приписывание собеседнику своих достоинств или недостатков.

Эффект стереотипизации — это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т. д.

ИМИДЖ — это эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Если взглянуть глубже, то это внешняя сторона образа, в которой сосредотачиваются его наиболее существенные характеристики.

ОБЩЕНИЕ КАК ИНТЕРАКЦИЯ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами) Кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон Манипуляция — акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕДУРН ЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ «предоставление материалов лишь накануне» «недопущение повторного обсуждения» «накал атмосферы» «приостановка обсуждения на желаемом варианте» «выборочная лояльность в соблюдении регламента» «перерыв в обсуждении» «выпускание пара на несущественных вопросах» «избыточное информирование» «потеря документов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

«раздражение оппонента» «использование не понятных слов» «слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения» «перевод в сферу домыслов» «чтение мыслей на подозрении» «недосказанность с намеком на особые мотивы» «ссылка на авторитет» «ложный стыд» «демонстрация обиды» «откровенность заявления» «мнимая невнимательность и недопонимание» «видимая поддержка» «сведения аргумента к личному мнению» «умалчивание или полуправда» «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности» «многовопросье» «невинный» шантаж»

СУБЪЕКТЫ ИНТЕРАКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: Обучающийся Учитель Родитель Коллега Администрация Сетевой партнер

ГАРМОНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Гармоничное взаимодействие – это обмен совместными действиями между субъектами взаимодействия для достижения общих целей при согласовании индивидуальных ценностей и норм.

Контактная работа — это совместная деятельность, которая может иметь опосредованный или непосредственный характер и осуществляется посредством действий её участников в целях решения образовательных задач и согласования педагогических методов и приемов достижения результативности образовательного процесса.

Она должна быть построена на принципах понимания, принятия, согласия, совместности с другими субъектами образовательного процесса и позволять целесообразно решать различные педагогические ситуации.

СТРУКТУРА ГАРМОНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Ситуация (предмет взаимодействия) Стремление к достижению цели Деятель Другой (индивидуальный и коллективный субъект) Нормы (культурные) Ценности

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА Р — Родитель — источник социально-нормативной информации, содействующей преемственности поколений. Это состояние “Я” включает в себя социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц.

Это могут быть: а) совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств, б) определенный набор предрассудков и предубеждений. В процессе общения Р-позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, “отеческих” высказываниях и замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты, в протекционизме.

В — Взрослый — основа реалистического поведения. Будучи ориентировано на сбор и анализ объективной информации, оно организованно, активно, разумно, адаптивно и действует хладнокровно оценивая ситуацию и бесстрастно рассуждая. Д — Дитя — эмоционально-непосредственное начало в человеке.

Оно включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (изобретательность, любознательность и доверчивость, но также капризность, обидчивость и др. ).

Д-позиция, включает укоренившийся в структуре личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые по отношению к себе и другим “Я — хороший” или “Я — плохой”, “другие — плохие”е или “другие — хорошие”. Внешне это состояние выражается в следующих формах: а) как детски непосредственное отношение к миру — творческая увлеченность, наивность гения; б) как архаичное детское поведение — упрямство, злость, обидчивость, легкомыслие»

3 ТИПА ТРАНЗАКЦИИ: Дополнительные трансакции имеют место, когда реакция полностью соответствует стимулу — дополняет его. Пример: хирург, оценив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку медсестре.

Правильно истолковав этот жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким движением, какого от нее ждут. В данном случае мы имеем дело с дополнительной трансакцией на уровне «Взрослый — Взрослый» .

3 ТИПА ТРАНЗАКЦИИ: Пересекающиеся трансакции имеют место в тех случаях, когда реакция не соответствует стимулу.

Например, на вопрос: «Ты не знаешь, где мои очки? » , представляющий собой стимул уровня «Взрослый — Взрослый» (запрос информации), вместо ответа «Они на столе» или «Не знаю» (и то и другое дополнительные реакции по отношению к данному стимулу) следует: «Пора бы уже научиться самому следить за своими вещами!» — т. е.

критическое замечание Родителя, адресованное Ребенку. Взаимодействие, основанное на пересекающихся трансакциях, неизбежно приобретает характер конфронтации и либо прекращается, либо перерастает в открытый конфликт.

3 ТИПА ТРАНЗАКЦИИ: Скрытая — задействовано больше двух эго-состояний субъектов взаимодействия. При этом взаимодействие протекает фактически на двух уровнях — внешнем, социальном и скрытом — на уровне психологического подтекста. Причем, определяющим является именно последний.

Пример: Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману. Покупательница: Вот ее-то я и возьму. . Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: “ Эта модель лучше ” и “ Она вам не по карману ”.

На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: “ Вы, безусловно правы и в том, и в другом ”. Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы.

Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: « Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей »

Источник: http://present5.com/3-storony-obshheniya-kommunikativnaya-perceptivnaya/

Ссылка на основную публикацию