Средства общения людей – невербальные и вербальные

Вербальное и невербальное общение

Средства общения людей - невербальные и вербальные

Для того чтобы быть полноценным членом общества, взаимодействовать с другими людьми и достигать успеха, нужно владеть средствами коммуникации, принимать и передавать информацию, то есть общаться. Средства общения, которые использует человек, многочисленны и разнообразны, но их можно объединить в 2 группы: вербальные и невербальные.

Вербальное общение и его роль в жизни человека

Вербальное или речевое общение считается исключительно человеческой формой коммуникации. Основными его средствами являются слова, имеющие свое значение и наделенные смыслом, а также состоящие из слов сообщения – тексты или предложения.

Конечно, животные тоже обмениваются информацией в звуковой форме. Однако такая коммуникация, как бы разнообразна она ни была, речью не является, и звуки, издаваемые животными, не обозначают предметы или действия, а только передают состояние, в первую очередь, эмоциональное.

Речь и язык: связь и различия

Речь и язык – очень близкие понятия, но не тождественные, хотя большинство людей затрудняются сказать, в чем различие между речью и языком. А здесь все очень просто. Речь – это процесс передачи информации, а язык – средство, с помощью которого этот процесс осуществляется.

Язык как продукт общества

Язык социален, он результат длительного развития, возник и сформировался в обществе и тесно связан с определенной социальной средой.

Есть национальные языки, которые возникли в далеком прошлом и за многотысячелетнюю историю накопили огромную информацию об истории, культуре, экономике этноса, его ментальности, образе жизни и даже географическом положении.

Например, в языке саамов – северного народа, проживающего на территории Норвегии и Финляндии, более 100 слов, обозначающих снег и лед, а в эскимосском языке их не менее 500. У киргизов только для наименований разных возрастных групп лошадей используется более 10 разных слов.

Есть и так называемые подъязыки: сленги и диалекты. Они формируются в отдельных территориальных или социально-профессиональных общностях на основе общенационального. Если диалекты сейчас уже не выражены ярко, то сленги иногда бывают весьма своеобразными по звучанию и значению слов. Например, молодежный сленг, студенческий, сленг автолюбителей, геймеров, ИТ-специалистов, копирайтеров и т. д.

Язык стандартизирован и в плане произношения, и в плане порядка расположения слов в предложении. Правила грамматики и лексики незыблемы и обязательно должны выполняться всеми носителями языка, иначе они рискуют быть непонятыми.

Каждое слово имеет значение, то есть связь с объектом, явлением или действием. Помните, как в сказке С. Маршака «Кошкин дом» кошка объясняла своим гостям: «Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят».

То есть она озвучивала значения понятий. Правда, немало слов многозначных или полисемантичных (семантика – наука о значениях). Так, слово «стул» может обозначать не только предмет мебели.

Несколько значений имеют слова «ключ», «ручка», «мышка» и т. д.

Кроме значений, слово имеет еще и смысл, который часто носит индивидуальный характер. Например, слово «красавица» не всегда похвала, оно может иметь смысл, прямо противоположный значению. Еще больше разноплановых смыслов в целостных высказываниях, что часто приводит к проблемам во взаимопонимании людей, казалось бы, говорящих на одном языке.

Речь и ее особенности

Если язык социален, то речь индивидуальна, в ней отражаются особенности личности говорящего: образование, социальная принадлежность, темперамент, сфера интересов, эмоциональное состояние и т. д. Речевые характеристики человека позволяют составить его полноценный психологический портрет.

Речь буквально наполнена эмоциями. От них зависят и слова, которые мы выбираем, и построение предложений, и индивидуальные смыслы. А еще речь тесно связана с такими невербальными средствами, как интонация, тон, громкость, тембр голоса.

Функции речи

Речь можно рассматривать как деятельность, связанную со взаимодействием людей. И поскольку это взаимодействие разнообразно и разнопланово, то и речь выполняет несколько функций:

  • Коммуникативная – функция передача информации, которая считается основной.
  • Экспрессивная выражается в передаче эмоций.
  • Побуждающая – воздействие на других людей с целью побудить их к каким-либо действиям или запретить что-то.
  • Сигнификативная – функция обозначения, проявляется в назывании предметов, явлений и действий. Именно наличием этой функции речь принципиально отличается от звуковой коммуникации животных.

Речевое общение имеет очень высокую ценность в сообществах людей, поэтому так важно, чтобы ребенок вовремя овладел речью. И поэтому довольно долго немые считались неполноценными и умственно отсталыми людьми.

Однако, как выяснили психологи и лингвисты, с помощью вербальных средств в живом межличностном общении люди передают не более 20 % информации. Удивительно? Но это на самом деле так.

А вот 80 % приходится на невербальное общение.

Невербальные средства и их виды

Когда речь заходит о невербальных средствах общения, то в первую очередь вспоминают о жестах. Однако жесты сравнительно небольшая и самая «молодая» группа неречевых средств. Многие из них достались нам от животных предков и носят рефлекторный характер, поэтому человек не может ими управлять.

Экспрессивные рефлекторные реакции

К таким рефлекторным реакциям относятся экспрессивные (выразительные) движения – внешние проявления тех изменений в организме человека, которые сопровождают различные эмоциональные состояния. К наиболее известным и наиболее заметным экспрессивным движениям относят следующие:

  • покраснение и побледнение кожных покровов, сопровождающие чувства страха, гнева или смущения;

Источник: https://psychologist.tips/2351-verbalnoe-i-neverbalnoe-obshhenie.html

Вербальные и невербальные средства общения

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1461132847.ppt («Вербальные и невербальные средства общения»)

Тема урока 2: « Вербальные и невербальные средства общения »

Проблема урока: Научиться «читать других людей  как книгу

Цели урока:

– актуализировать понятие “общение ” в ходе познавательной деятельности учащихся

– способствовать развитию мыслительных процессов, навыков рефлексии.

-создать условия для  рассмотрения  человека в общении как проявление знаков внимания

– создать условия для развития познавательных, творческих способностей

– способствовать развитию умения определять знаки внимания проявляющихся в процессе совместной деятельности и необходимых для достижения положительного результата.

– помочь учащимся оценить свою степень общительности, определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок- лекция

Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Вербальные и невербальные средства общения» (приложение 3), карточки – задания (приложение 7)

Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод

Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение.

Ход урока:

1.Сообщение темы и  проблемы урока, плана работы на уроке:

 – Сегодня   на уроке  продолжаем  тему предыдущего урока. Каждый из нас с разными людьми общается по-разному. Это зависит от человека, с которым общаешься, или от ситуации общения.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Слайд 1, 2

-Наш план работы:

1.         Средства общения.

2.         Вербальные средства общения.

3.         Невербальные средства общения.

4.         Общение как восприятие людьми друг друга.

5.         Методы психологического воздействия.

2. Упражнение – разминка « Спина к спине».

Учащиеся садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями.

Слайд 3

Обсуждение. Было ли вам удобно общаться? Почему? Насколько важно внимание к собеседнику при общении?

– Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь.

Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

3. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»

Слайд 4

Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выра­жений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состо­яний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные отве­ты, и каждый сравнит свой ответ с ключом:

Слайд 5,6

Ключ

1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость;

5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость;

9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.

       Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.

Слайд 7

4. Лекция – информация « Вербальные  и невербальные средства общение. Активное и пассивное слушание »

Слайд 8

-Общение – это любое взаимодействие людей.  Слайд 9 Средства общения могут быть вербальным и невербальным. Если вербальная коммуникация – это язык слов, то невербальная ком­муникация – это язык чувств.

 Конечно же главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д.

Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство.

Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Слайд 10

К вербальным  средствам общения относятся:

– Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

– Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Слайд 11,12

К невербальным средствам относятся:

-Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

-Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Приведите примеры из жизни где вы применяете вербальное и невербальное общение?

Что же человек чувствует, демонстрируя тот или иной жест? Как он относится к человеку, партнеру по взаимодей­ствию? Насколько он искренен (честен) с вами?

Американские психологи Джерерд Ниренберг и Генри Калеро в своей книге «Читать человека – как книгу» приводят группы жестов, выража­ющие различные позиции человека в процессе общения. Слайд 13

Слайд 14

Жесты искренности. Среди жестов, обозначающих искренность, мож­но выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх; пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук (обозначение откры­той натуры); расстегивание пиджака (доброжелательно настроенные по отношению к вам люди часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).

Слайд 15

Жесты защиты. Это наша реакция на возможную угрозу для нас в конфликтной ситуации. Если собеседник скрестил руки, сжал кулаки, то это первый признак защитной реакции.

Слайд 16

Жесты оценки.

Жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечта­тельности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки — подборо­док опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки; собеседник сидит на крае стула, локоть на крае стола, наклоненная голо­ва – жест внимательного слушания; почесывание подбородка (при при­нятии решения); протирание стекол очков, манипуляция с ручкой, ка­рандашом – жесты размышления и паузы; расхаживание, пощипывание переносицы, потирание кончика носа может свидетельствовать о размыш­лениях, психоэмоциональном напряжении.

Читайте также:  Кризис среднего возраста у мужчин и женщин

Слайд 17

Жесты скрытности: рука прикрывает рот, избежание прямого визу­ального контакта; потирание мочки уха.

Слайд 18

Жесты доминантности. Превосходство может быть выражено скре­щенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, расставлен­ными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными ру­ками, когда собеседник облокачивается широко расставленными руками на край стола и смотрит на вас сверху вниз.

Жесты готовности: руки на бедрах. Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.

Жесты неуверенности: манипуляции с пальцами рук, с ручками и ка­рандашами. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть.

Слайд 19

Жесты фрустрации: потирание рукой шеи, желание освободится от туго затянутого галстука (потирание ворота рубашки), тесно сцепленные напряженные руки, поправление элементов одежды, прически.

Слайд 20

Жесты нервозности: покашливание, прочищение горла.

Жесты скуки: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки; голова в руке, то есть рука служит подпоркой голове, «отсутству­ющий» взгляд; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смот­рю на вас, но не слушаю»)

Слайд 21

Жесты доверчивости: пальцы соединяются наподобие купола.

Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, ноги со скрещенными лодыжками, кисти рук напряженно сжимают подлокотники кресла.

Слайд 22 -30

– Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать.

Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

Слайд 31,32

– Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.

Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса.

 Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений».

Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть». Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.

Вопросы:

Что такое общении?

Примеры вербального и невербального общения».

Что такое пассивное слушание? Ответ предлагается дать в письменном виде.  Оценку  за работу педагог озвучивает на следующем занятии.

4. Компьютерное тестирование: « Какой я в общении» (Приложение 4)

– Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что – то новое. Я думаю вам будет интересно получить исходную информацию об уровне вашей общительности. Мы это сделаем с помощью теста « Какой я в общении?»

5.Самостоятельная работа учащихся:

Работа   с карточкой – заданием:

-Сейчас   все, прочитают  предложенные диалоги  и затем ответят на вопрос, какой  вид общения использует каждый из участников диалога.

Диалог 1.

– Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!

– Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.

– А на автобусе я смогу туда добраться?

– Да, вам нужен третий номер.

– Спасибо!        (отстраненный стиль общения)

Диалог 2.

– Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?

– Что-то не очень хочется.

– А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!

– Ну хорошо, уговорил     (дружеский стиль общения)

Диалог 3.

– Почему ты не вымыл посуду?

– Я опаздываю на тренировку.

– Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!

(подавляющий стиль общения)

Диалог 4.

– Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.

– Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.

– Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?

– Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!

(делов ой, дружеский стили общения)

Слайд 34

6.Рефлексия:

Я –

Понял…

Узнал…

Задумался…

Удивился…

Хочу похвалить…

Похвалю себя за ….

 Каждому полезно подумать над словами выдающегося бизнесмена Генри Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

7. Домашнее задание:  Дается задание: перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:

в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

для вежливой просьбы;

для приглашения в гости, театр, кино;

для утешения в трудную минуту;

в телефонном разговоре.

1-я группа записывает слова для общения с родственниками больного человека; 2-я группа – с друзьями; 3-я группа – с больным пожилым человеком ; 4-я группа – со знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми людьми.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/verbalnie_i_neverbalnie_sredstva_obsheniya_082112.html

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

  • речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
  • неречевому (невербальному).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы
  2. и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  3. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  4. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
    2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
    3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
    4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.

е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

  1. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  2. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
  4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е.

глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Взгляд бывает:

  • деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
  • светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
  • интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;
  • взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п.

Читайте также:  Искусство флирта и обольщения - секреты

Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение).

Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».
  4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.
  6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты.

Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и др.;
  • жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;
  • жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (см.: Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М., 1990).

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html

Вербальные и невербальные средства общения (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью исследования является комплексное изучение делового общения, как вербального и невербального. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В психологии принято рассматривать общение, как особый вид психологической деятельности, результатом которого является образование и изменение в когнитивной (образов, впечатлений, понятий, представлений и т.д.

) эмоциональной сфере личности, изменение в области ее отношений и взаимоотношений в формах поведения и способом обращения к другим людям.

Представив тему реферата необходимо выявить, что особенности делового общения в условиях повседневной жизни, возможно решить представлением информации в виде СМИ, книг, листовок, докладов и т.д.

Целью данной работы является значение представления доступного общения для слушателя, партнера. Для реализации, заявленной цели обуславливаю необходимость постановки и решения следующих задач:

– Определить деловое общение как термин;

– Изучить вербальное общение;

– Представить невербальное общение.

Таким образом, раскрывая тему моего реферата, звучит следующее, что в процессе общения между собеседниками, человек достигает необходимой цели и задачи, и доводит до слушателя, партнера необходимую информацию.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕНИЯ

1.1 Основное определение деловое общение

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен навыками, информацией и опытом. В процессе делового общения в отличие от общения в широком смысле ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).1

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение – понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников – работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и проч.2

Общение можно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Субъектом общения выступают индивид, группа – общество в целом. Мотивы субъектов могут не совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров).

Сближение мотивов и целей поведения партнеров – генеральное направление оптимизации всего процесса общения, главное условие и база достижения в итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых результатов. В сближении позиций собеседников – глубокий внутренний смысл общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров, дискуссий и пр.).

Деловое общение, сближая позиции собеседников, строит тем самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с обществом в целом.3

Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. Verbalis – словесный) осуществляется с помощью слов.

При невербальном общении средством передачи информации являются поза, жесты, мимика, интонации, взгляд, территориальное расположение и проч.4

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

– Приветственная речь; торговая речь; информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

К диалогические виды:

– Деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

– Деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

– Переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения по какому – либо вопросу.

– Интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

– Дискуссия; совещание (собрание); пресс – конференция.

– Контактный деловой разговор – непосредственный, “живой” диалог.

– Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

– Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;

– Когнитивное – обмен знаниями;

– Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями;

– Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

Источник: http://works.doklad.ru/view/JkT3-FzcHto.html

Вербальные и невербальные средства общения

Сегодня в теории и практике коммуникации ученых все больше и больше, как стало очевидно, привлекают исследования ее проблем, которые требуют специальных знаний из разных областей.

Современное состояние теории коммуникации характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов.

Нет четкой теоретической основы, общепринятой терминологии, основных предположений, которые бы позволили представителям различных направлений и тенденций достичь взаимопонимания. Мнения расходятся, что следует рассматривать в качестве связи.

Средства общения

В Соединенных Штатах и других западных странах коммуникационные исследования являются хорошо разработанной областью, но лингвистические аспекты коммуникации в значительной степени игнорируются. В России, наоборот, есть сильное предпочтение лингвистике, принимая во внимание, что исследование все еще находится на ранней стадии своего развития.

Множество определений коммуникации используются для того, чтобы осмыслить процессы, посредством которых люди пользуются, и присвоить значение. Общение — это также понимается как обмен пониманием.

Мы могли бы сказать, что коммуникация состоит в передаче информации от одного человека к другому. Но на самом деле, многие ученые принимают общение в качестве рабочего определения и используют свои кодировки «кто говорит, что, кому, в какой канал с каким эффектом», как средства ограничения области теории коммуникации.

Это полезно для изучения теории коммуникации и взаимодействия вербальных и невербальных средств общения через одну из следующих точек зрения:

  1. Механистические (рассматривают коммуникацию в качестве идеальной транзакции, сообщения от отправителя к получателю).
  2. Психологические (рассматривают коммуникацию как акт отправки сообщения к получателю, и чувства, и мысли приемника при интерпретации сообщения).
  3. Символическое взаимодействие (рассматривает коммуникацию, чтобы быть продуктом интерактивного обмена и создание смысла).
  4. Системные (рассматривает коммуникацию для нового сообщения, когда сообщение интерпретируется и заново проходит через людей).
  5. Критические (рассматривает коммуникацию как источник власти и угнетения индивидов и социальных групп).
  6. Конструктивистский вид (предполагается, что «истина» и «идеи» построены или созданы через социальный процесс коммуникации).

Конструктивистский вид более реалистичный вид связи, поскольку речь идет о взаимодействии человека и свободного обмена мыслями и идеями. Люди не общаются просто как компьютеры или роботы так вот почему важно, чтобы по-настоящему понять конструктивистский вид общения. Мы не просто отправляем факты и данные друг другу, мы берем факты и данные, и они приобретают смысл через процесс общения, или через взаимодействие с другими.Вербальное общение и его особенности

Другой способ разделения сферы связи подчеркивает предположения, лежащие в основе конкретных теорий, моделей и подходов. Эти подходы включают:

  1. Риторический подход — практическое искусство дискурса.
  2. Семиотический подход — интерсубъективное посредничество через знамения для того, чтобы быть посредником между разными точками зрения.
  3. Феноменологический подход — опыт знаковости, диалог.
  4. Кибернетических подход — обработка информации и объяснение, как всякие сложные системы, будь то живые или неживые, макро или микро, способны функционировать, и почему они часто в неисправности.
  5. Социально-психологический подход — выражение, взаимодействие и влияние критического дискурсивного размышления.
  6. Социокультурный подход — воспроизводство социального порядка.

Таким образом, теория коммуникации остается сравнительно молодой и интегрируется с другими дисциплинами, такими как лингвистика, философия, психология, социология. Современное состояние теории коммуникации исследования характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов.

Вербальное общение. Психолог Наталья Кучеренко, лекция №05

Эффективные коммуникаторы – какие они?

Эффективные коммуникаторы имеют много инструментов в своем распоряжении, когда они хотят получить что-то через сообщение. Собираясь писать или говорить, они знают, как собрать слова, которые передают их смысл.

Эффективные коммуникаторы подкрепляют свои слова жестами и действиями. Они смотрят вам в глаза, слушают, что вам говорят, и думают о своих чувствах и потребностях. В то же время, они изучают ваши реакции, собирают нюансы вашего ответа, наблюдая за вашим лицом и телом, слушая ваш тон голоса и оценку ваших слов.

Читайте также:  Чужое мнение - как перестать слушать и не обращать внимание?

Они впитывают информацию, так же эффективно, как передают ее, опираясь на невербальные и вербальные сигналы.

Следует отметить, что постоянно растущий интерес к невербальным средствам общения обозначен тем, чтобы сфокусировать свое внимание на данной теме с учетом теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, антропогенной культурной социологии, невербальной семиотики.

Невербальное общение и его особенности

Наиболее основная форма общения происходит невербально. Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.

Невербальные средства общения обычно осмысливаются как процесс общения, при котором отправка и получение сообщения является бессловесным. Ведь источником общения может быть не только язык, есть другие средства. Невербальное общение может быть сообщено с помощью жестов и прикосновений, языка тела или позы, мимикой и контактом глаз.

Антропологи полагают, что задолго до появления человека, чтобы объясниться, наши предки общались друг с другом с помощью своих органов. Они стискивали зубы, чтобы показать гнев; они улыбались и соприкасались один к другому, чтобы указать, привязанность.

Хотя мы прошли долгий путь с тех первобытных времен, мы используем и невербальные сигналы, чтобы выразить превосходство, зависимость, неприязнь, уважение, любовь, и другие чувства.

Невербальное общение отличается от вербальной коммуникации в основных путях. Человек не может подобрать книгу на невербальном языке и освоить словарный запас жестов, выражений и интонаций, которые распространены в нашей культуре. Мы действительно не знаем, как люди учатся невербальному поведению.

Никто не учит ребенка плакать или улыбаться, тем не менее, эти формы самовыражения являются почти универсальными. Другие типы невербальной коммуникации, такие, как смысл цветов и определенных жестов, варьируются от культуры к культуре.

Вербальное взаимодействие

Невербальное общение также отличается от вербальной коммуникации в терминах намерениях и спонтанности. Как правило, мы планируем наши слова. Когда мы говорим: «пожалуйста, откройте дверь», мы делаем это сознательно. Мы думаем об ошибке, если только на мгновение.

Но когда мы общаемся невербально, иногда делаем это бессознательно. Мы не хотим, чтобы приподнялась бровь или на щеках появились румяна. Эти действия, являются естественными. Без нашего согласия, наши эмоции написаны на наших лицах.

Хотя вы можете выразить многие вещи, невербально, есть предел тому, что можно общаться без помощи языка. Если вы хотите обсудить последние события, идеи, или абстракции, вам нужны слова-символы, обозначающие мысли, чтобы организовать все в осмысленные структуры.

Некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что в то время как разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений.

Они считаются более вежливыми или приятнее общаться отношением к другим людям, не на словах, не в устной форме, например, во избежание неловких ситуаций.

Они пришли к выводу, что существует пять основных функций невербального телесного поведения в человеческом общении:

  1. выражать эмоции;
  2. экспресс межличностных отношений;
  3. сопровождать речью в управлении сигналов взаимодействия между докладчиками и слушателями;
  4. самопрезентации личности;
  5. ритуалы (приветствия).

Слова — это жизненная необходимость взаимодействия в группе. Даже когда мы общаемся невербально, мы переводим те модели поведения в слова (мысли, впечатления). Речевое общение, или то, что мы говорим, может держать группу вместе или вбить клин между членами, препятствующих к достижению целей.

Хотя невербальное общение зачастую стихийное, оно имеет большее влияние, чем словесное общение. Невербальные сигналы особенно важны в передаче чувств, учитывается девяносто три процента эмоционального смысла, который обменивается в любом взаимодействии.Невербальный язык при знакомствах.

Одним из преимуществ невербального общения является его надежность. Большинство людей могут нас обмануть гораздо легче с помощью слов, чем они могут сделать это телами. Слова относительно легко контролировать; язык тела, выражения лица, и вокальные характеристики не являются постоянно контролируемыми.

Обращая внимание на эти невербальные сигналы, мы можем обнаружить обман или утверждать, что говорящий честен.

Удивительно, что у нас больше веры в невербальные сигналы, чем в словесные сообщения.

Если человек говорит одно, но передает противоречивые сообщения невербально, мы почти всегда берем во внимание невербальные сигналы. Таким образом, мы определяем можно ли доверять, этому человеку.

Аналогично, показывая вверх на совещании по времени или по привычке, человек невербально передает информацию другим членам группы.

Речь содержит невербальные элементы, известные как paralanguage, в том числе качество голоса, эмоции и стиль речи, а также просодические характеристики, такие как ритм, интонация и стресс.

Paralanguage (иногда называют vocalics) является изучение невербальных сигналов голосом. Различные акустические свойства речи, такие как тон, тона и акцент, в совокупности известны как просодия, могут выделять невербальные сигналы.

Paralanguage может изменить смысл слова.

Источник: http://www.LadyKiss.ru/psixologiya/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html

Вербальные и невербальные средства общения 5 (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным.

В деловом общении именно обмен значимой для участников беседы информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные. Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые.

На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной.

И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Актуальность выбранной темы заключается в понимании не только вербальной (словесной), но и невербальной информации, которое имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Целью данной работы является исследование особенностей средств общения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– изучить основные средства общения;

– раскрыть особенности средств общения;

– исследовать методы общения.

1. Понятие средств общения

Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения.

К средствам общения относятся:

– язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка;

– интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

– мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

– жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Регистрация недвижимого имущества осуществляется согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».1

– морские суда и суда внутреннего плавания;

– космические объекты.

2. Вербальные (речевые) средства общения

Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации.

При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны.

Земельный кодекс РФ устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.

552 ГК РФ, в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка.

1


3. Невербальные средства общения

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника.

Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, – с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает,

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.)

Несмотря на то, что в состав предприятия могут входить многие объекты недвижимости, передаваемые покупателю, требуется лишь один акт государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие в целом.1

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Недвижимое имущество – это один из важнейших объектов гражданского права. Определяющим моментом в развитии правового регулирования недвижимости явился переход от закрепления в законодательстве исключительной государственной собственности к легальному признанию множественности форм собственности на недвижимое имущество и их равной защиты.

Договор купли-продажи недвижимости является наиболее распространенным среди сделок с недвижимостью. Основы заключения подобного договора, а также права и обязанности сторон раскрыты в §7 гл.30 ГК РФ, а в части, не нашедшей урегулирования в этом параграфе, – в общих положениях о купле-продаже.

По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Статья 550 ГК РФ устанавливает, что несоблюдение письменной формы договора купли-продажи недвижимости влечет его недействительность с применением последствий ничтожной сделки.

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст.551 ГК РФ).

Регистрацию перехода права собственности по договору не следует отождествлять с государственной регистрацией самого договора.

Поэтому договор продажи недвижимого имущества признается сторонами договора как единого документа, а не с момента регистрации перехода права собственника.

Библиографический список

Источник: http://MirZnanii.com/a/203524/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya-5

Ссылка на основную публикацию