Социализация личности — факторы, формы, этапы социализации

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности.

Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации— появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения.

В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы.

Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм — внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая(пенсионная) стадия — воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный'' в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные — ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет.

Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

  • — Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи.

    Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения… [читать подробнее].

  • — Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать… [читать подробнее].

  • — Этапы социализации

    Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий… [читать подробнее].

  • — ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ОТ СТАНДАРТА К ИДЕАЛУ

    Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность… [читать подробнее].

  • — Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные… [читать подробнее].

  • — Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/sotsiologiya/view/425876_etapy_socializacii

    Социализация личности — агенты, механизмы, факторы, виды и этапы социализации личности

    Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация.

    Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

    Группы и этапы социализации

    В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст).

    Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

    Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей.

    При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

    После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

    Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

    Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

    Механизмы социализации

    • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
    • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
    • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
    • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
    • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

    Факторы социализации

    Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

    • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
    • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
    • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

    Агенты социализации

    Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

    При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

    Виды социализации

    Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

    • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
    • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
    • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
    • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
    • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

    Источник: http://i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/socializacija-lichnosti-agenty-mehanizmy-faktory-vidy-i-jetapy-socializacii-lichn

    Социализация личности – это что: виды, этапы и условия социализации

    Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем.

    Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь.

    Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.

    Сущность социализации

    Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения.

    Читайте также:  Комплекс оживления младенца - психология

    Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме.

    Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

    Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их.

    Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения.

    Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

    Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других.

    Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них.

    Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

    Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

    Виды социализации

    Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

    Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

    Первичная социализация

    Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

    Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества.

    В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы.

    Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

    Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы.

    В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов.

    Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

    В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение.

    Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются.

    Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

    Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

    Вторичная или повторная социализация

    Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

    Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются.

    Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери.

    В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

    Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

    Перманентная социализация

    Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

    Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

    Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои.

    Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране.

    Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

    Стадии социализации и их факторы

    Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

    В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

    1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
    2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
    3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

    Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

    Этапы социализации

    Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

    Этап адаптации

    Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения.

    В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность.

    Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

    Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

    Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

    Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей.

    А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно.

    У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

    Этап индивидуализации

    Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

    Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты.

    Читайте также:  Апраксия - причины, симптомы, лечение, виды апраксий

    Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.

    ), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

    Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем.

    Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

    Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

    Этап интеграции

    Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее.

    Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников.

    Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

    Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа.

    К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

    Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

    Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации.

    Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

    Источник: https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html

    Социализация личности: сущность, этапы, формы и факторы

    Социализация — процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.

    Этапы социализации личности:

    1.Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде.

    2.Интериоризации– процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.

    Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.

    Формы социализации:

    *Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

    *Вторичная социализация — процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека.

    В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам.

    Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

    Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

    Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

    Понятие процесса «десоциализации и ресоциализации»

    Десоциализа́ция- утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой.

    Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты.

    Причины могут быть самые различные: длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и тому подобное. Ресоциализации- это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

    Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме.

    Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру.

    Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

    Девиантное поведение

    Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

    Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).

    Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей неодобрительное осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.).

    «Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

    — преступность;

    — алкоголизм;

    — наркомания;

    — самоубийство;

    — «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

    аффективный тип поведения;

    семейные конфликты;

    агрессивный тип поведения;

    ранние антисоциальные формы поведения;

    отрицательное отношение к учебе;

    низкий уровень интеллекта.

    Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

    1) социально-психологическая:

    — антидисциплинарное поведение;

    — асоциальное;

    — противоправное;

    — аутоагрессивное.

    2) клинико-психопатологическая:

    — патологические;- непатологические девиации.

    3) личностно-динамическая:- «реакции»;- «развития»;- «состояния»

    Причины, формы девиации

    Формы девиантного поведения:

    -Гемблинг (игровая зависимость)

    -Пищевая девиация:

    · анорексия

    · булимия

    -Сексуальные девиации:

    · педофилия

    · зоофилия

    · некрофилия

    -Алкогольная зависимость

    -Наркомания

    -Трудоголизм

    -Клептомания.

    Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера.

    При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры.

    Итогом аддикции является разрушение личности.

    Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

    Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия — это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

    Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

    В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы.

    Делинквентное поведение

    Совокупность противоправных поступков называют делинквентным (преступным) поведением.

    К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан).

    В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

    Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания.

    К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

    Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет.

    Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

    Источник: https://cyberpedia.su/17x67be.html

    Социализация личности и воспитательный процесс

    Личность — человек со свойственным набором психических свойств, определяющих поступки, поведение, значимые для общества, отличающие его от остальных.

    Связанные между собой социализация и воспитание личности превращают человека-индивида в полноценную, самостоятельную личность, представляющую ценность для общества, обладающей индивидуальностью.

    Личностное развития — основная проблема и предмет исследования педагогики, социологии, психологии, психиатрии.

    Рекомендуем: «Проблемы социального воспитания».

    Понятие социализации

    На социализацию влияют группы факторов:

    • макрофакторы — планета, страна, общество, космос;
    • мезофакторы — этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
    • микрофакторы — семья, социум, воспитательное влияние.
    Читайте также:  Как успокоить нервы и снять стресс - советы психологов

    Социализация личности в психологии — планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности.

    Процесс двусторонний: с одной стороны — усвоение социального опыта, психологических установок, с другой — активное его воспроизводство.

    Первое — воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе — человека на среду.

    Этапы социализации

    Выделяются временные этапы включения индивида в социум:

    • первичная — адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
    • стадия индивидуализации — начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании — формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
    • интеграция — характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
    • трудовая стадия — социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
    • послетрудовая — пожилой возраст. Основное направление — передача накопленного социального опыта следующему поколению.

    Понятие воспитания

    Воспитание — микрофактор, влияющий на социализацию. Социализированный индивид соответствует нормам, ценностям, противостоит отрицательному действию окружающей среды, тенденциям, тормозящим, отклоняющим развитие индивидуальности.

    Общепринятого определения термина не существует. Связано это с многозначностью понятия. Его рассматривают как общественно направленную деятельность, процесс, воздействие на отдельного человека.

    Воспитание — направленное влияние на деятельность человека организованных институтов общества, среды, собственной активности. Направлено оно на формирование необходимых устойчивых свойств личности, индивидуальных качеств.

    В психологической науке воспитание — деятельность, осуществляющая передачу следующему поколению общественного исторически накопленного опыта.

    Оно является целенаправленным действием на сознание, далее на поведение через формирование значимых для жизни установок, идеалов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для дальнейшего развития, подготовки индивида к жизни в обществе, труду.

    Цель — ожидаемые запланированные изменения, получаемые под воздействием подготовленных действий. Результаты — степень усвоения запланированных черт, норм, правил. Нормы, соблюдения которых добиваются от ребенка родители, становятся внутренними идеалами, принципами мировоззрения.

    Отсутствие воспитания приводит к отклонениям умственного развития, нарушению формирования обязательных для жизни в человеческом обществе социальных ролей.

    Воспитание — направленное действие на личность

    Воспитание — показатель развития или направленный психологический, педагогический процесс формирования важных личностных качеств. Оно зависит от собственных усилий, склонностей, задатков, работоспособности, проявляющихся в разных видах деятельности. Этим объясняется его разное действие на людей, живущих и воспитывающихся в одинаковых условиях.

    Оно выполняет функции:

    • упорядочивает влияния, факторы;
    • создает условия для ускоренного вхождения человека в общество;
    • помогает преодолеть, уменьшить негативные последствия стихийной социализации, придать личностную положительную ориентацию, мотивацию.

    Виды воспитания

    Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации — нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.

    Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.

    Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.

    Воспитание проходит двумя способами:

    • Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
    • С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.

    Первый способ — традиционный, второй — современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.

    Принципы гармоничного развития

    Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

    • формирование сознания гражданина, патриота;
    • приобщение к общечеловеческим ценностям;
    • развитие креативности, способности к творчеству;
    • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

    Принципы, которые нужно соблюдать:

    • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
    • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
    • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
    • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

    Связь воспитания и социализации

    Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе — развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может.

    Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан.

    Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.

    Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.

    В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание — направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его — регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.

    Социализация — процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.

    Семья: зарождение личности

    Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.

    С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.

    Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.

    Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.

    Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.

    Школа — социальный институт

    Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения — сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей.

    Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно.

    Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.

    Социализация человека и воспитание личности — неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.

    Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/sotsializatsiya-lichnosti

    Социализация личности

    В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.

    Определение 1

    Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

    Данные преобразования обусловлены социальной активностью человека. В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.

    Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеку при этом необходимо меняться для более комфортного существования в новых условиях.

    Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений. Человек — это социальное существо.

    Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Этапы социализации личности

    Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

    • освоение социальных норм и ценностей и норм;
    • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
    • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

    Замечание 1

    Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению.

    Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности. Основными считаются следующие этапы:

    • первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
    • вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

    Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

    Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

    Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

    Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

    Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

    Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности.

    В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей. Период старости.

    Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

    Факторы, влияющие на социализацию

    На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.

    Можно выделить пять основных факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации:

    • физическое окружение;
    • биологическая наследственность;
    • культура и социальное окружение;
    • индивидуальный опыт;
    • групповой опыт.

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/socializaciya_lichnosti/

    Ссылка на основную публикацию