Синкретизм в философии это, в религии это, в психологии это

Религиозный синкретизм

Синкретизм в философии это, в религии это, в психологии это

Рейтинг:  5 / 5

Религиозный синкретизм – состояние рели­гиозного явления, характеризующееся заимствованием одной религии элементов других религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религиозной системе. Термин синкретизм восходит к греческому συγκρητισμός и обозначает соединение, объединение.

По­нятие «Религиозный синкретизм» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности.

По отношению к архаической религии религиозный синкретизм означает слабую дифферен­циацию религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовно-практичес­кой жизни человека – трудом, социальным устрой­ством и т. д.

На раннем этапе истории религиозное ми­ровоззрение представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических, теистичес­ких и пр. представлений, включавшую также зачатки этических, эстетических, правовых, научных поня­тий и практических знаний.

Архаическая религиоз­ная практика объединяла магические манипуляции и рудименты изобразительного, танцевального, му­зыкального искусства, словесного творчества.

По мере развития компоненты этой мировоззренчес­кой и культовой синкретической целостности по­лучают качественную определенность и выделяют­ся для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо как самостоятельные культурные феномены (напр.

, в виде этики, права, театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под религиозным синкретизмом подразумевается соединение религиозно чужерод­ных элементов в одну целостность.

Такое соедине­ние – синкретизация – типичный процесс разви­тия практически всех религий, которые в ходе эво­люции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимство­ванные из сосуществующих верований и культов.

В древнем мире религиозный синкретизм был особенно присущ, например, религии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических бо­гов и т. п. практика) была частью официальной ре­лигиозной политики.

Хотя монотеистические рели­гии стремились соблюдать в беспримесном состоя­нии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав рели­гиозно чужеродных явлений.

Вся последующая ис­тория этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций – заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них ос­вободиться. В России религиозный синкретизм был прежде всего след­ствием взаимодействия православия и древней рели­гии славян.

Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип – во многом есть результат религиозного синкретизма. На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (языческих) верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов покровителей. Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Славянское празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).

В советский и постсоветский периоды новые формы религиозного синкретизма связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций.

Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост.

В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианской практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Православной церковью (в качестве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).

На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились ре­лигиозные системы, для которых религиозный синскретизм является осно­вополагающим началом. К числу таковых принадле­жит, например, бахаизм, каодаизм в составе которых религиозный синкретизм выступает средством преодоления межконфессиональных разно­гласий и движения к универсальной религии.

Источники:

  1. Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение. — 2002. — № 4. — С. 141—145.
  2. Почепцов С.С. к.филос.н. старший преподаватель кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород, «Экономика и социум» No4(13) 2014.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. 512 с.

Источник: https://cosmozz.info/religiya/531-religioznyj-sinkretizm.html

Синкретизм: забег по словарям

В последнее время скромный извлекатель квинтэссенции (то есть я) получил массу напыщенных отсылок к синкретизму вообще и синкретическим культам в частности.

Понять взрослого собеседника, когда он с многозначительным видом сообщает о своих регрессивных тенденциях непросто, а простить ещё тяжелее.

Вдобавок выяснилось, что один недавно преставившийся итальянский профессор ещё 20 лет назад выступил с криком: “Сейчас я вам всё объясню!” — после чего запутал умы человеческие настолько, что понятийное мышление в них перестало работать. Некторые до сих пор верят в магическую силу синкретизма.

Поэтому мне показалось полезным пройтись и собрать основные значения и контексты этого словечка в один тугой, увесистый узелок, который сподручно иметь при себе на случай острой необходимости в психокоррекции.

Опыт подобных забегов подсказывает, что первым делом надо заглянуть в словарь Ушакова:

В принципе, если сесть и спокойно обдумать здесь каждое слово в отдельности, а потом осмыслить их сочетание, то окажется, что всё существенное уже сказано.

  • “Первоначальная слитность” — то есть явление, характерное для ранних “детских” форм процессов и явлений.
  • “Соединение противоречивого” — то есть базовый (в наше просвещённое время) механизм мышления не функционирует. Противоречия не приводят к отрицанию, к разделению соединённого.

Освоение противоречия, говорят, привело к рождению философии из мифа. Соответственно, до него обходились только ассоциативными связями и эмоциями. Рекомендую статьи уважаемого cultprosvet_mag по этой тематике.

Кто уже всё понял, могут остановиться здесь и подождать второй статьи про Умберто Эко и фашизм, а остальным я предлагаю двинуться дальше и нарастить экспозицию.

Вроде нечто начинает вырисовываться, правда?

Лично мне здесь больше всего нравится замечание православных богословов о том, что для синкретизма в религии нужно либо спрятать основы (то есть происхождение и собственный смысл) соединяемых элементов …либо просто отказаться от их увязки друг с другом.

Навскидку, первый метод характерен для синкретических новоделов. Вроде бы современного человека сложнее выбить из критического мышления, но достаточно легко обмануть, направив критицизм на всё вокруг кроме “своего контента”.

Как мне представляется, у древних не было необходимости в подобных ухищрениях, потому что то, что мы сейчас называем критическим мышлением, было доступно единицам. А для распространения культа нужны были яркие, эмоционально насыщенные образы, а соединять их можно было просто последовательностью (“рядоположением”). Флёр экзотического происхождения только подогревал интерес.

Идём дальше к философам:

Нерасчленённость связанная с недоразвитостью или просто эклектика. Есть на чём построить картину мира взрослому женатому человеку.

Примерно во второй половине XIX века психологи наконец отделились от философов (произошло расчленение предметов, методов и функций из прежнего, неразличённого состояния).

В 1875-м году немецкий философ Вильгельм Вундт (учитель Ивана Павлова) основал первую в мире лабораторию по экспериментальной психологии.

Примерно с тех времён психологов и философов приходится слушать отдельно друг от друга (ещё и отдельно от богословов).

Нам времени не жалко, нам нужно качественное представление:

Хорошо, но мало.

Как видим, без синкретизма не обходится никто, однако для того, чтобы стать дееспособным и ответственным взрослым человеком, его нужно избывать всеми силами. К примеру, освоить логику, понятийное мышление, разобраться в мире чувств, подучить законы и найти для своей жизни достаточно серьёзный смысл.

В XX-м веке вторичный синкретизм захлестнул человечество. В частности, предтеча синкретического движения “New Age”, швейцарский психолог Карл Юнг втащил в психологию то, что позже стало называться культурологией. Разлепить психологию и культурологию сложно, но на всякий случай, послушаем культурологов.

Как говориться, найдите десять отличий от философии…

Отличие, конечно, есть, оно сводится к уточнению про искусства и первобытную культуру.

А вот возникновение соответствующего раздражения здесь и сейчас – на мой взгляд – говорит о том, что представление о синкретизме в основном сформировалось. Если Вы ничего не почувствовали, перечитайте текст или пройдитесь по словарями самостоятельно.

Думаю, что теперь любезного читателя сложнее запутать рассуждениями о пользе синкретизма. И должен перестать удивлять мой тезис о регрессивном устремлении людей, которые ищут в нём ответов на свои вопросы.

Если развитие есть усложнение форм, оно подразумевает дифференциацию, разработку психических функций, в том числе когнитивных, интеллектуальных (и эмоциональных, но сейчас не об этом…). Попытка вернуться в неразличённое состояние есть регресс.

Попытка вернуть других в неразличение (например увлечь синкретическими культами) есть наведённый регресс, сброс людей в неразвитие. Во вторичное одичание.

С точки зрения морали (не важно, светской или религиозной), синкретизм есть, в первую очередь, аморальное состояние. Когда Добро и Зло не различаются.

Не теряем различения, граждане!

Источник: https://ru-ghost3d.livejournal.com/187423.html

Синкретизм – это не просто соединение несоединимого, это поиск внутреннего единства :

Окружающий мир представляет собой некую целостность. В то же время объекты этого мира – относительно самостоятельные системы, имеющие свою структуру, функции, траектории развития, способы взаимодействия с другими объектами. Восприятие мира человеком зависит от его мировоззренческих установок, жизненного опыта, обучения и воспитания, а также множества других факторов.

На отношения индивида с миром также влияют особенности жизни и быта, характерные для той или иной исторической эпохи. На ранних стадиях развития человечества мировоззрению людей был свойственен синкретизм, что нашло своё отражение в произведениях искусства и религиозных культах.

Что это такое

Данное понятие используется в культурологии, психологии, религиоведении, истории искусств. По мнению учёных, синкретизм – это нерасчленённость, характерная для неразвитого состояния какого-либо явления. Культурологи и искусствоведы называют синкретичным сочетание различных видов искусств. В религии под синкретизмом подразумевается слияние разнородных элементов, течений и культов.

С точки зрения детских психологов, синкретизм – это характеристика мышления ребёнка раннего и дошкольного возраста.

Читайте также:  Аффилиация, методика и мотивация аффилиации

Малыши ещё не умеют мыслить логически, устанавливать подлинные причинно-следственные связи («Ветер дует, потому что деревья качаются»), делать обобщения по существенным признакам.

Двухлетний ребёнок может назвать одним и тем же словом и пушистого котёнка, и меховую шапку, и другие внешне похожие предметы. Вместо поиска связей малыш просто описывает свои впечатления о вещах и явлениях окружающего мира.

Синкретизм мышления ребёнка проявляется и в творчестве. Ещё К.И. Чуковский писал о том, что дошкольники одновременно рифмуют, подпрыгивают и подбирают «музыкальное сопровождение» для своих поэтических экспериментов. Собственные рисунки дети часто используют для игр, и сам процесс рисования нередко превращается в забаву.

Истоки синкретизма

Классическим примером синкретизма в искусстве считаются объекты культуры первобытного общества. В этот период человек ещё не воспринимал мир расчленённо, не пытался анализировать происходящие события, не видел разницы между изображаемым и реальным.

В первобытном обществе не было разделения сфер человеческой деятельности на науку, искусство, труд и т.д. Люди работали, охотились, рисовали на стенах пещер, изготавливали примитивные скульптуры, исполняли ритуальные танцы, и всё это вместе было способом существования в мире, его познания и взаимодействия с ним.

Культурные артефакты (маски, статуэтки, музыкальные инструменты, костюмы) использовались в повседневной жизни.

Первобытная культурапримечательна ещё и тем, что люди того времени редко рисовали самих себя. Объяснение тому – упомянутая ранее целостность восприятия мира. Если сам человек и его изображение – это одно и то же, то зачем детализировать рисунок? Гораздо важнее изобразить сцену охоты, показать ключевой момент действа – победу над зверем.

Синкретизм первобытной культуры проявляется и в отождествлении человека с членами своей общины. Системы «я» как таковой не существовало, вместо этого был феномен «мы».

В недрах синкретизма зародился фетишизм – представления о том, что имена людей, предметы, которыми пользуются соплеменники, обладают магической силой. Следовательно, через вещь можно навредить агрессивному соседу или, наоборот, сделать достойного члена рода удачливым. Поэтому синкретизм – это ещё и начало формирования магических культов. Частью первобытного человека считалось и его имя.

Синкретизм других эпох

Проявления синкретизма имели место в древнем мире, Средневековье и более поздних периодах истории.

В поэмах Гомера описываются народные гуляния, во время которых пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Яркий пример синкретизма – древнегреческий театр.

В Древнем Риме синкретичной была религия, так как во время завоеваний римляне заимствовали и адаптировали под себя религиозные убеждения других народов.

Первобытный синкретизм оказал влияние и на развитие искусства Древнего Востока. Люди уже знали о существовании художественной реальности, владели приёмами изобразительного и других видов искусств, но культурные артефакты всё ещё создавались для решения утилитарных задач или для совершения религиозных обрядов. Так, в Древнем Египте аллея сфинксов украшала дорогу в храм.

В Средние века синкретизм проявлялся в единстве сфер человеческой жизни. Политика, право, научные изыскания и искусство были одним целым, но основополагающим началом всех учений и регулятором жизни людей оставалась, безусловно, религия. В частности, математические символы использовались для истолкования божественных истин, поэтому средневековые математики были одновременно и богословами.

Для эпохи Возрождения и Нового времени характерны дифференциация науки, религии, искусства, появление специализаций. Синкретизм в искусстве тех времён нашел отражение в музыке (опера), архитектуре (здания в стиле барокко), живописи (синтез интеллектуального и чувственного начала в творчестве Н. Пуссена) и т.д.

Синкретизм сегодня

Для современного искусства характерна тенденция к синтезу, объединению различных видов искусств, а также появление на этой основе качественно нового продукта.

В театральных постановках вокальные партии чередуются с речитативами, сценические действия компонуются с демонстрацией видеороликов, на выставках демонстрируются инсталляции.

Танцевальным движениям вновь придаётся магический смысл, а сам танец представляют собой театральное действо.

Синкретичными по своей природе являются телевидение и реклама. Современный синкретизм – это стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, автором и потребителем, исполнителем на сцене и зрителями в зале.

Вероятно, стремление человека к интеграции обусловлено осознанием себя членом некоей общности, представителем рода. Также в условиях постиндустриального общества синкретизм в искусстве обусловлен необходимостью осмысливать новую реальность (экономические и политические кризисы, распространение информационных технологий, изменение взглядов на человека, общество) и приспосабливаться к ней.

Религиозный синкретизм

Синкретизм в религии основан на стремлении объединить все вероучения, взяв лучшее от каждого из них.

К подобным верованиям относятся бахаизм (синтез христианства и ислама), вуду (содержит черты негритянских верований и католицизма), вон-буддизм (проникновение в буддизм идей других религий) и т.д.

Последователи традиционных религиозных учений считают, что такие объединения необоснованны, а потому сомнительны с точки зрения истинной веры.

Синкретизмом называют и сочетание различных взглядов, мнений, убеждений, необходимость поиска их единства, что также характерно для нашего времени.

Источник: https://www.syl.ru/article/183837/new_sinkretizm—eto-ne-prosto-soedinenie-nesoedinimogo-eto-poisk-vnutrennego-edinstva

Синкретизм религиозный

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — заимствование одной религией элементов других религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религиозной системе.

Заимствования из других культов и вероучительных систем характерны для всех религий на протяжений истории человечества.

Многие современные исследователи считают синкретической религией христианство, которое сформировалось в первых веках нашей эры в Римской империи, объединив элементы египетских и греческих мистерий и диалектической эллинской философии в интерпретации александрийской школы неоплатоников, эзотерических учений Востока, принципов иудейского мессианского историзма и иудейской апокалиптики в интерпретации первохристианских школ 1—2 веков и собственно христианской мифологии, основанной на аллегорическом истолковании Библии Филоном Александрийским.

На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (“языческих”) верований, культов и традиций.

Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св.

Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов-покровителей.

Сегодня синкретизм религиозный в России можно разделить на: 1) сохранившийся и по сей день с прошлых времен и 2) новый, появившийся в СССР и в РФ.

1) Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: “медовый спас” (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На “яблочный спас” при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ — “Преображение Богочеловека”.

Праздник “Покрова Богородицы” вытеснил отмечавшийся в этот день (1 октября старого стиля) в России “Покров бога Крышеня” (девушки пели: “Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!”). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле.

Народное празднование зимнего солнцеворота — Масленица — сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).

Ныне делаются попытки возродить некоторые синкретические культы и мифические образы. Так, например, образ воина, поражающего дракона, и восходящий к культу зороастрийского бога Митры, в России в 14 веке был переосмыслен: возник образ мученика Георгия в гербе Москвы и России. Сейчас власти стараются внедрить образ Георгия Победоносца в общественное сознание в качестве символа “новой России”.

2) В советский и постсоветский периоды новые формы синкретизма религиозного связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций.

Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианские практики “радования” вместе с предками — на могилах родственников, что категорически запрещалось Правосл.

церковью (в качестве “компромисса” церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием “Радоница” на 9-й день после Пасхи).

В вероучительной сфере к проявлениям синкретизма религиозного можно отнести экуменизм (см. Экуменизм в России) и совместные экуменические молитвы и обряды, в которых участвуют в той или иной мере все христианские деноминации, а также некоторые другие нововведения.

В. С. Полосин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 472-474.

Источник: http://ponjatija.ru/node/12536

Синкретизм – это..

Большой словарь эзотерических терминов – редакция д.м.н. Степанов А.М

(греч. соединение). 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, единство искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга нерасчлененность психических…

Философский словарь

– древнейший принципотношениячеловека к миру, к самому себе, к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью, невычелененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира, явлений от логических дуальных оппозиций ( это одно и тоже) при…

Философский словарь

(от греч.-соединение): сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкре тистами называли философов…

Философский словарь

(греч. synkretismos – соединение) – общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы…

Психологический словарь

(от греч. syn – с, вместе и лат. cresco – расту, увеличиваюсь) – особенность мышления – и восприятия – , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С. Выготского – , синкретизм…

Психологическая энциклопедия

(от греч. syn – с, вместе и лат. cresco – расту, увеличиваюсь) – особенность мышления и восприятия, характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского, синкретизм обусловлен…

Психологическая энциклопедия

(от греч. syn – с, вместе + лат. cresco – расту, увеличиваюсь) – особенность лшш-ления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим…

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. syn – с, вместе + лат. cresco – расту, увеличиваюсь. Категория. Особенность мышления и восприятия. Специфика. Характеризуется тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного…

Психологическая энциклопедия

1. Вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может…

Читайте также:  Летняя депрессия - симптомы, причины, что делать и как справиться

Психологическая энциклопедия

– в психологии – особенность мышления и восприятия – нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали…

Источник: http://insai.ru/slovar/sinkretizm

Синкретизм

Cм. разделы: К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЛИГИИ?,

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

  • Секта или «синтез всех религий»? диакон Андрей

Синкрети́зм — 1) сочетание разнонаправленных, противоречивых воззрений; 2) объединение положений, принадлежащих различным религиозным верованиям, в единую религиозную систему; 3) (в переносном значении) равнодушное отношение к искажениям веры за счёт инославных заимствований, духовная беспринципность.

Что общего между экуменизмом и синкретизмом?

Экуменизм зародился на почве движения, связанного с евангелизационными кампаниями XVIII–XIX вв., проводившимися в Европе и Северной Америке. Приоритетной стратегической целью экуменического движения было способствование преодолению разобщенности «христианских» общин.

Впоследствии на почве этого движения и как его детище сформировался специальный координационный орган: Всемирный Совет Церквей.

По мере развития межцерковного диалога, осуществлявшегося в рамках его деятельности, особую остроту приобрёл вопрос о границах Подлинной Церкви Христовой.

Естественно, что ни одна из десятков и сотен «христианских» «Церквей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя псведохристианскими, ложными.

Со временем, усилиями ряда идеологов экуменического движения, решение этого вопроса сконцентрировалось вокруг так называемой теории ветвей.

Согласно этой теории, ни одно из существующих «христианских» Собраний, рассматриваемых в отдельности от остальных, не является Единою и Истинною Церковью в полном значении этого слова, в том, какое в него вкладывал Христос (Мф.16:18).

Все они, так или иначе, произошли от апостольской общины и поэтому все имеют право именоваться Церквями (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм?).

Истинная Церковь должна рассматриваться в единстве множества существующих на сегодняшний день «христианских» деноминаций. Поскольку в настоящее время между ними нет того богоподобного единства, о котором Спаситель молился Отцу (Ин.17:22), постольку это единство следует мыслить потенциальным и разуметь как заветную цель.

Подлинная Церковь Христова названа столпом и утверждением Истины (1Тим.3:15), но истина не может противоречить сама себе. Это значит, что единение христианских общин должно сопровождаться (помимо прочего) унификацией их вероучений.

Унификация, по соображению ряда участников экуменического движения, возможна через синкретический подход. При этом декларируется, что разность в вероучениях, наблюдаемую между деноминациями, не следует рассматривать как разность по существу — гораздо уместнее объяснять её разностью в интерпретациях одних и тех же догматических истин.

Мол, один смотрит на Божественные догматы так, другой — иначе, третий — по-своему, четвёртый — под особым углом. Что в этом плохого? Разные мнения лишь обогащают общую картину религиозного знания.

Частицы истины содержатся в каждом вероучении, и лишь их совокупность являет её полноту.

Взаимное признание правдоподобности вероучений пока ещё разрозненных общин — вот один из залогов будущего общецерковного единства.

В действительности же эта экуменическая аргументация не выдерживает даже и неглубокой критики.

Богоугодное единение христиан возможно лишь в рамках единой и истинной веры, той самой, что основана на истинном восприятии Благовестия.

Хранительницей и проповедницей этой веры является только Вселенская Православная Церковь.

Стало быть, единение представителей инославных деноминаций вокруг Христа подразумевает необходимость отказа от религиозных заблуждений, раскаяние, приобщение к Православию.

Источник: https://azbyka.ru/sinkretizm

Что такое Синкретизм

Синкретизм — Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л.

Сочетание разнородных, несовместимых воззрений как разновидность эклектизма (в философии).

Значение слова Синкретизм по Ожегову:

Синкретизм — Слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-нибудь

Синкретизм в Энциклопедическом словаре:

Синкретизм — (от греч. synkretismos — соединение) -1) нерасчлененность,характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусствана первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение,поэзия, танец не были отделены друг от друга.

нерасчлененность психическихфункций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.).2) Смешение,неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов ирелигиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периодаэллинизма.

Значение слова Синкретизм по Психологическому словарю:

Синкретизм — Синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — особенность мышления — и восприятия — , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.

 Выготского — , синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей.

При этом синкретические обобщения — выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения — слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.

Значение слова Синкретизм по Религиозному словарю:

Синкретизм — В религиозном аспекте — смешение, неорганическое слияние разнородных религиозных элементов, к примеру, различных культов и течений.

Синкретические образования, как правило, проповедуют следование догматике и основам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают вероучение, догматику и культ, по-своему интерпретируют основные термины и понятия, выполняют самостоятельные переводы первоисточников. Синкретические религии и секты

Значение слова Синкретизм по словарю Ушакова:

СИНКРЕТИЗМ, синкретизма, мн. нет, м. (греч. sygkretismos — соединение). 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-н.

явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (науч.). Синекретизм первобытного искусства. 2.

В истории философии и религий — разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.).

Значение слова Синкретизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Синкретизм (συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму.

различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С.

с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.

Определение слова «Синкретизм» по БСЭ:

Синкретизм — Синкретизм (от греч.

synkrлtismуs — соединение)
1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга.

нерасчленённость психических функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.).
2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный С. периода эллинизма. в философии — разновидность эклектики.

Синкретизм — в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматических категорий (значений) в одной форме, которая в результате этого становится многозначной (полифункциональной). Например, в латинском языке С.

в падежной системе привёл к объединению в аблативе функций инструментального (творительного) и местного падежей. С. может проявляться не только в морфологии, но и в синтаксисе. Понятие С. — парадигматическое (см. Парадигматика), отличающееся от нейтрализации оппозиций (см.

Оппозиция лингвистическая), происходящей в синтагматической (см. Синтагматика) ряду. С. — необратимый системный сдвиг в процессе развития языка, тогда как нейтрализация — живой процесс, сопровождающий употребление языковых единиц в речи.

Расскажите вашим друзьям что такое – Синкретизм. Поделитесь этим на своей странице.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/sinkretizm.html

Речь и мышление ребенка

Синкретизм связан почти с каждым из явлений, о которых мы только что говорили. Сначала, как уже было сказано, он представляется противоположностью, но является и дополнением соположения (соединительной конструкции).

Действительно, если детское восприятие рассматривает предметы в их непосредственном и фрагментарном виде, причем они не соединены никакими объективными отношениями друг с другом, и если эти предметы в языке и рисунке просто расположены один около другого, вместо того чтобы быть в зависимости подчинения (быть иерархизированными), то это может быть потому, что эти предметы, прежде чем быть раздробленными в силу речевой (дискурсивной или графической) необходимости, находились в слишком тесной связи, слишком были смешаны в схемах целого и слишком взаимно проникали друг в друга, чтобы быть безнаказанно разъединенными. Если связь предметов, данная первичным восприятием, оказала такое слабое сопротивление дроблению, вызванному потребностями речи или рисунка, то, вероятно, потому, что она была утрированной, а стало быть, субъективной.

Но сказать, что мысль ребенка синкретична, — это как раз и значит, что детские представления появляются в форме глобальных схем и схем субъективных, то есть не отвечающих аналогиям или причинным связям, которые все могут проверить.

Итак, если мышление ребенка не обладает ни логикой отношений, ни способностью к синтезу, которая позволила бы понимать предметы как связанные объективно между собой, то, возможно, потому, что мышление это синкретично: и вправду, для ребенка все зависит от всего, все доказывается благодаря непредвиденным сближениям и связям, но мы не подозреваем богатства этих связей именно потому, что этот синкретизм не знает средств выражения, которые только могли бы сделать его доступными для других.

Это последнее замечание ведет к предположению, что синкретизм не только связан с соположением, но и является также прямым результатом детского эгоцентризма. Эгоцентрическая мысль тем самым синкретична.

Думать эгоцентрически и значит, с одной стороны, что думающий не приноравливается к речам и к точке зрения других, а сводит все к себе, с другой же стороны, что он всегда принимает свое непосредственное восприятие за абсолютное, как раз постольку, поскольку он не приспособляется к восприятиям других.

В приведенных двух аспектах эгоцентрическая тенденция ведет к тому же результату: к пренебрежению объективными связями в пользу связей субъективных, к приписыванию произвольных схем вещам, к постоянной ассимиляции новых опытов старыми схемами, — короче, к тому, что приспособление к внешнему миру заменяется его ассимиляцией собственным «Я». Синкретизм и есть выражение этой постоянной ассимиляции всего субъективными схемами и глобальными схемами, которые потому и глобальны, что не адаптированы.

Синкретизм пронизывает, таким образом, всю мысль ребенка. Клапаред подчеркнул это, говоря о восприятии.

Кузине описал под именем «непосредственной аналогии» процесс, при котором детские представления сразу же, без размышления, отождествляют новые предметы со старыми схемами, потом также и мы нашли в понимании и в рассуждении ребенка от 7 до 8 лет и в понимании вербальной мысли между 8 и 11—12 годами общую тенденцию к синкретизму. С одной стороны, детское понимание повинуется процессу, в котором нет ничего аналитического: услышанная фраза не пересказывается в отчетливых выражениях, а родит смутную и не поддающуюся делению схему целого. С другой стороны, ребенок не рассуждает с помощью очевидных выводов, но проецирует эти схемы понимания одну на другую, сплавливает их по законам «конденсации», образовав их столько же, а часто и больше, чем по законам логики.

Читайте также:  Вред телевизора для здоровья человека

Напомним в двух словах, каким представляется синкретизм до 7—8 лет, а потом — каким он становится в вербальной плоскости между 7—8 и 11—12 годами.

До 7—8 лет синкретизм связан, можно сказать, почти со всеми представлениями и почти со всеми суждениями: два явления, воспринятые одновременно, сразу же включаются в схему, которую представление больше не дробит и которую суждение призывает на помощь, как только ставится какая-нибудь задача по поводу того или другого из этих явлений.

Так, когда задают детям 5—6 лет вопрос: «Почему Луна (или почему Солнце) не падает?», то ответ часто ограничивается ссылкой на другие признаки луны и солнца, потому что таких признаков, воспринятых вместе с признаком, подлежащим объяснению, достаточно для ребенка, чтобы объяснить этот последний.

Подобные ответы были бы бессмысленны, если бы они как раз не свидетельствовали о взаимной связи черт, воспринятых вместе, — связи, гораздо более сильной, чем в несинкретическом уме. Вот примеры: Солнце не падает, «потому что жарко. Оно держится. — Как? — Потому что оно желтое» (Лео, 6 л.

); «А Луна? Как она держится? — То же самое, как Солнце, потому, что оно лежит в небе» (Лео); «Потому что это очень высоко, потому что нет [больше нет] Солнца, потому что это очень высоко» (Беа, 5 л.) и т. д.

Или когда в присутствии ребенка кладут камешек в стакан, чтобы поднялся уровень воды, и спрашивают, почему вода поднялась, случается часто, что ребенок вместо объяснения довольствуется простым описанием явления, но это описание для него имеет цену объяснения именно в силу синкретизма. Для Тора (7 л. 6 м.) вода поднимается потому, что камешек тяжел.

Если это кусок дерева, то вода поднимается потому, что дерево легко, и т. п. Анализ этих ответов, впрочем, показал, что для ребенка понятие о весе было гораздо более динамической идеей, чем для нас; но не это нас интересует здесь: замечательно, что два противоречивых довода могут быть приведены одним и тем же субъектом.

Эти факты зависят или от «чего-нибудь-чества» («n'importequisme»), о котором говорили Бине и Симон (но это объяснение не подходит к тем случаям, когда ребенок интересуется опытом, в котором сам принимает участие), или от того, что для ребенка описание имеет объяснительную цену, большую, чем для нас, ибо признаки, связанные в первичном наблюдении, представляются ребенку соединенными между собой причинными отношениями. Эта-то непосредственная связь и есть синкретизм.

Короче, во всех этих случаях — а они бесчисленны — линия, описываемая синкретизмом, представляется такой: сначала два предмета появляются одновременно в детском восприятии или два признака даны вместе в одном представлении.

Отсюда ребенок их воспринимает или их понимает как нечто связанное, или лучше — спаянное, в одной схеме.

Наконец, эта схема получает значение взаимной связи: когда выделяют один из признаков целого и спрашивают ребенка о причинах проявления этого признака, то он просто указывает на существование других признаков, что служит ему объяснением или доказательством.

Эта легкость связывать все со всем, или, выражаясь точнее, эта трудность выделять элементы схем целого, созданных детским восприятием и пониманием, встречается после 7—8 лет в плоскости вербальной мысли.

После этого возраста восприятие становится более аналитичным, начинает появляться в детском уме причинное объяснение, бывшее до тех пор предпричинным (см. § 8); кратко говоря, синкретизм уменьшается в представлениях мира внешнего.

Напротив, в вербальной плоскости, где ребенок приучается рассуждать все больше и больше, по мере того как увеличивается обмен мыслями между детьми и между детьми и взрослыми, эти трудности остаются и даже появляются в новых формах.

А именно: фразы и утверждения, услышанные из уст других, дают повод ко множеству случаев обнаруживания вербального синкретизма, обязанных своим происхождением, как и раньше, неспособности к анализу и сопутствующей ей тенденции связывать все со всем.

Мы уже опубликовали некоторые факты синкретизма в детских рассуждениях118, которые ясно показывают трудность для ребенка изолировать элементы схемы. Вот, например, тест Берта, который вызывает неодолимые трудности: «Если у меня больше франка, я поеду в автомобиле или поездом.

Если будет идти дождь, я поеду поездом или автобусом. Так вот: идет дождь и у меня 10 франков. Как я отправлюсь, по-вашему?» Ребенку не удается изолировать один от другого два условия. Раз едут поездом или автобусом, когда идет дождь, то, значит, едут в автомобиле или поездом, когда дождя нет. Таково убеждение.

Отсюда для большинства испытуемых тот, кто задает вопрос, поедет автобусом, ибо поезд находится в обоих терминах альтернативы и связан с условием «хорошей погоды». Так что синкретизм мешает анализу и дедуктивному рассуждению.

В данном случае также видно, что синкретизмом объясняется неспособность ребенка к логическому умножению и его тенденция замещать синтез соположением.

118 Cm. Piaget J. Essai sur la multiplication logique… Op. cit. — P. 222-261.

Мы нашли еще один случай синкретизма, очень не похожий на остальные, но также показательный для неспособности к анализу, обнаруживающейся у ребенка всякий раз, когда нужно связать между собой предложения или просто понять смысл слов, независимо от схем, в которые они включены (часть I, глава IV).

Ребенку предлагают несколько пословиц, доступных для его понимания, и несколько соответствующих фраз, сгруппированных вперемежку, из коих каждая имеет смысл тот же, что и одна из данных пословиц. Просят ребенка найти соответствие. И вот до 11—12 лет ребенок выбирает соответствующую фразу случайно или, по крайней мере, на основании весьма поверхностной аналогии.

Но замечательно то, что как раз в момент выбора этой фразы ребенок попросту производит сплав из фразы и пословицы, соединяя их в одну схему, которая их подытоживает и оправдывает соответствие.

На первый взгляд представляется, что способность к синкретизму обязана здесь простой выдумке, но при анализе ясно, что она — результат неспособности разъединить глобальное восприятие и бороться с тенденцией, которая толкает схематизм к тому, чтобы все упростить и все конденсировать.

Например, ребенок 9 лет ассимилирует пословицу «Из угольного мешка не летит белая пыль» с фразой «Те, кто тратит на пустяки свое время, плохо ведут свои дела». По его мнению, оба предложения означают «то же самое», ибо уголь черен и нельзя его вычистить, так же и те, кто теряет время, плохо заботятся о своих детях, которые становятся черными и не могут стать чистыми.

Психология bookap

Идентичность ответов, на которых мы здесь не будем останавливаться, исключает возможность выдумки. Эта идентичность показывает, насколько всем детям обща тенденция их умственного воображения создавать глобальные схемы и конденсировать между собой образы.

Итак, вот что такое синкретизм: непосредственное слияние разнородных элементов и вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов. Синкретизм в итоге неизбежно сопровождается тенденцией к доказательству во что бы то ни стало.

Это-то и показывают нам факты: ребенок всему находит причину, каков бы ни был вопрос.

Приводит прямо-таки в смущение его плодовитость в деле создания гипотез, напоминающая в известных отношениях скорее интеллектуальное воображение переводчиков, чем воображение взрослых нормальных людей. Это подтверждает опыт с пословицами, о котором только что было упомянуто.

В представлениях явлений природы эта тенденция выявляется вполне отчетливо: она объясняет отчасти отсутствие идеи случайности в мышлении ребенка до 7—8 лет и составляет, таким образом, одну из главных причин «предпричинности».

Источник: http://bookap.info/clasik/zhan_rech_i_myshlenie_rebenka_1923/gl83.shtm

❶ Что такое синкретизм

18 сентября 2018

Автор КакПросто!

Понятие синкретизма противостоит разрозненности, отдельности, дискретности.

Данный термин происходит от греческого συγκρητισμό, смыслообразующая приставка syn- означает соединение, сочленение различных элементов, систем, учений, явлений.

Появившееся в научном обиходе еще в средневековье, понятие «синкретизм» широко применяется в искусствоведении, литературной критике, истории культуры и религии.

Синкретизм в истории и культурологии

Принято считать, что синкретизм характерен для общественных установок, религиозных представлений, культурных и художественных систем на ранней стадии их развития.

Так, для первобытных обществ характерно представление о мире как едином целом, все элементы которого взаимосвязаны. В традиционных культурах человеческое общество является отражением сакрального мира (царства природы, духов).

В более широком смысле синонимом синкретизма является эклектичность, при таком рассмотрении синкретичными являлась, к примеру, позднегреческая культура (в период эллинизма).

Синкретизм в религии

В определенные исторические моменты на уровне отдельных общественных групп, всего социума и даже государства порой господствуют религиозные культы, основанные на соединенных элементов различных верований.

Например, синкретичные религии имели место при покорении Нового Света, где деятельность христианских миссионеров сплеталась с местными культами.

Некоторые исследователи утверждают, что для всех религиозных учений в той или иной степени характерен синкретизм: так, христианское учение впитало в себя постулаты иудаизма, отдельные элементы греческой и римской культур.

Синкретизм в литературоведении

Наиболее заметным отечественным автором, разрабатывавшим понятие синкретизма в искусстве, является А.Н. Веселовский.

В своих работах по поэтике исследователь высказал предположение о том, что стили поэзии, да и сама поэзия как таковая, появлялись не последовательно один за другим.

Изначально существовало некая единая форма религиозно-культовой практики, в которой значительная роль отводилась пению и танцам. Из этого ритмического действа со временем выкристаллизовались различные поэтические жанры (лирика, драма, эпос).

Синкретизм в психологии

Синкретизм, то есть нерасчлененность восприятия, характерен для детского мышления. Как отмечали психологи западных и отечественных школ (Ж. Пиаже, С. Клапаред, Л.

Выготский и другие), ребенок соединяет понятия и явления без достаточного на то основания.

Он склонен находить общность среди разрозненных вещей, при этом рядоположенность для него играет значительно большую роль, чем реальные родо-видовые отношения.

Распечатать<\p>

Что такое синкретизм

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-81743-chto-takoe-sinkretizm

Ссылка на основную публикацию