Сензитивность – что это такое в психологии, возрастная сензитивность

Сензитивность

Сензитивность - что это такое в психологии, возрастная сензитивностьГлавная / Психология отношений / Сензитивность

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью.

Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний.

У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

  • Сильная впечатлительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему.

Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу.

Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

Источник: http://pigulko.ru/psihologija-otnoshenij/7634-senzitivnost.php

Эмоциональная сензитивность

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии именуют сензитивностью.

Люди, подверженные такому явлению, в большинстве случаев владеют повышенным эмоцией тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, опасаются новых обстановок, незнакомых ощущений а также незначительных опробований.

У различных людей данная особенность может проявляться по-различному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Возможно выделить основные качества, характерные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя чувствительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к долгому переживанию прошедших либо грядущих событий.

Как возможно додуматься, подобные качества значительно чаще обусловлены конкретными изюминками воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, в то время, когда развитие сензитивности спровоцировано разными органическими обстоятельствами (к примеру, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Но сензитивность, в большинстве случаев, берет начало еще с детства человека.

Эмоциональное отвержение ребенка в домашних отношениях в этом случае выступает самой распространенной обстоятельством.

В случае если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, не считая разных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так появляются: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же возможно сказать и о ситуации, в то время, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией есть постоянное рвение к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, дабы не подвергнуться очередному наказанию либо порицанию.

У большинства людей с годами сензитивность смягчается, потому, что возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальности. Они начинают наблюдать на вещи несложнее и покупают свойство лучше контролировать личные эмоции.

Виды сензитивности

С позиций психологии, сензитивность часто трактуется так же как умение человека понимать и принимать эмоции и особенности характера различных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать громадное внимание на поведение, обращение и наружность других людей. Другими словами сензитивный человек для того чтобы типа подмечает в один момент все сходу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение применять различные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется свойством человека выявлять основные черты обычного представителя какой-либо социальной группы, а потом использовать это знание для предсказания поведения людей, относящихся к данной группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и личные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Не считая основных типов, возможно поделить сензитивность кроме этого на :

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность значительно чаще употребляется в значении гиперчувствительности человека к происходящим либо грядущим событиям. Другими словами все то, что в полной мере нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности получает огромное значение.

В большинстве случаев, человек, у которого отмечается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, кроме того самые незначительные, каковые с ним случились, неизменно анализируются и покупают все новые оттенки.

К примеру, если он в юные годы стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие очень сильно повлияло на его психику, он будет не забывать о нем фактически всю жизнь.

Эмоциональная сензитивность в этом случае проявляется тем, что человек, в большинстве случаев, весьма страдает от собственных тяжелых воспоминаний, потому, что наделен неординарной свойством с их помощью волноваться события заново.

Так же болезненно сензитивные личности принимают какие-либо грядущие перемены. Обычно кроме того положительный темперамент событий доставляет им беспокойство и ведет к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется прежде всего как непреодолимое чувство страха перед разными социальными обстановками. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Как раз сознание своей ущербности и содействует формированию социальной сензитивности. Человек опасается общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, в большинстве случаев, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, талантливым, красивым, достойным и т.д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а чтобы побороть себя и получить уверенность в собственных силах, нужно большое количество стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик практически не характерно это свойство. А темперамент меланхолика именно включает в себя те свойства, каковые присущи сензитивным людям:

  • Сильная чувствительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Помимо этого, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью именуют в основном депрессивный темперамент переживаний людей, которыми владел к нему.

Меланхолики весьма не легко переживают обиды и очень сильно расстраиваются при неудачах, значительно чаще обвиняя наряду с этим себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах кроме этого присущи данному типу.

Так, при определении темперамента сензитивного человека возможно практически в любое время прийти к выводу, что он меланхолик.

Источник: http://modwear.ru/medicine/jemocionalnaja-senzitivnost.html

Сензитивность – это повышенная чувствительность к определенным факторам

Самосовершенствование 4 марта 2014

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Наиболее часто такие люди жалуются на то, что их не понимают.

Пациенты при обращении к специалисту высказываются о возникновении ощущения недружелюбности окружающих, а также о понимании того, что они хуже остальных.

Сензитивность – это проявление излишней скованности и застенчивости.

Особая чувствительность

Сензитивность в психологии – это понятие, касающееся особенностей личности. Заключается оно в чрезмерной ранимости и чувствительности, повышенной совестливости, а также постоянной склонности к сомнениям в своих поступках и в фиксации на своих переживаниях. Сензитивный человек психически легко раним.

Такое состояние особой чувствительности может быть кратковременным. Оно нередко сопровождает сильные разочарования, огорчения или нервные напряжения.

Сензитивность также может быть явлением частым или даже постоянным. Нередко такой образ мышления, когда человеку кажется, что против него настроен весь мир, препятствует социальной адаптации личности.

В том случае, если подобная симптоматика имеет место, возникает необходимость консультации у врача-психотерапевта. Специалистом должна быть собрана достоверная информация о пациенте для выбора правильной тактики лечения и облегчения состояния больного.

Сензитивность – это состояние, которое может быть следствием различных психических расстройств. К ним можно отнести:

  • неврозы;
  • стрессовые состояния;
  • заболевания головного мозга органического типа;
  • патологии личности;
  • депрессии;
  • тревожные расстройства;
  • психические расстройства эндогенного характера;
  • поражения головного мозга токсического типа.
Читайте также:  Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Критический период

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций.

Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений. Эти упражнения должны соответствовать потребностям маленького индивида. Но бывают ситуации, когда этого не происходит.

Ребенок при этом теряет возможность естественного усвоения.

Так, для развития речи сензитивный период (оптимальный срок развития психических способностей) – это возраст с года до трех лет.

В том случае, когда ребенок воспитывается в условиях обедненной речевой среды, его отставание в развитии речи весьма существенно. Компенсировать в дальнейшем этот пробел весьма сложно.

Сензитивным периодом для развития фонематического слуха является пятилетний возраст, а для освоения навыков письма – шесть-восемь лет.

Преждевременное, а также запоздавшее обучение дает, как правило, невысокие результаты.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Характерологическая сензитивность – это способность глубоко понять личностные проявления и сопереживать той или иной ситуации. В таком смысле она является положительной чертой. Но, с другой стороны, этот тип сензитивности делает человека уязвимым в психологическом плане. На этой почве могут развиваться болезненные проявления обидчивости и ранимости.

В самых неблагоприятных случаях возникают невротические нарушения.

Особенности темперамента

О степени сензитивности судят по той силе внешних воздействий, которая необходима для возникновения какой-либо психической реакции.

Так, у одного человека определенные условия никакого раздражения могут не вызвать, в то же время для другого они являются сильным возбуждающим фактором.

Например, при какой-либо неудовлетворенной потребности один человек может этого не заметить вовсе, а другой при этих же условиях будет непременно страдать. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сензитивность – это понятие, которое зависит и от темперамента личности.

Различные типы людей по особенностям характера

Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса.

Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке.

Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.

Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.

Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
Кто и что такое мотиватор. Это человек, картинка или побуждающий к действию фактор?

“Мотиватор”. Это слово звучит все чаще и в совершенно разных контекстах. Не зная его значения, довольно сложно сориентироваться в том, где и как следует использовать этот термин. Первая ассоциация со словом «мот…

Бизнес
Линейный персонал – это работники, относящиеся к низшему звену

Основную часть работы на производственных и торговых предприятиях выполняет линейный персонал. Это именно те люди, которые строят дома, делают двери и окна, отливают металл, перевозят товары в магазины, сидят на кассе…

Бизнес
Инсайдерская информация – это… Порядок доступа к инсайдерской информации

Информация бывает разная – к публичной или приватной уже все привыкли. Но есть ее типы, которые не у всех на слуху. Вот, к примеру, инсайдерская информация. Это что такое? С чем это едят? Что заключено в понятие…

Бизнес
Присваивающее хозяйство – это что? Присваивающее хозяйство: определение

Многие исторические факты свидетельствуют о происхождение человека от животных. Еще 2 млн лет назад он начал выделяться среди себе подобных прямохождением, совершенствованием рук и мозга. Постоянные изменения происход…

Домашний уют
Стратификация семян – это… Семена: подготовка к посеву

Стратификация семян – это в буквальном смысле «переслаивание». Возникновение словосочетания связано с предпосевной подготовкой зерен путем перемешивания их с пластами влажного песка с последующим пом…

Духовное развитие
Во сне потерял обувь: что это значит и к чему готовиться?

Попытки объяснить себе, к чему снится тот или иной сон, вероятно, делал каждый человек, пусть даже единожды в жизни. Сновидения важны для существования не менее, чем события, происходящие с нами в реальности, и относи…

Духовное развитие
Апокриф – это… От подлога к тайному откровению

Развитые религиозные институты, обладающие слаженной социальной структурой, четкой иерархией, разработанным культом и продуманной доктриной, обыкновенно имеют также комплекс авторитетных текстов, служащих мерилом и ис…

Духовное развитие
Порой ночной что видим мы, что это нам сулит? К чему снятся гниды: успех или разочарования?

Наша повседневная жизнь наполнена множеством дел и забот. Мы эмоционально переживаем неудачи или, наоборот, радуемся успехам. Все эти процессы контролирует наш мозг, и когда мы отходим ко сну, наше подсознание начинае…

Духовное развитие
Духовные практики Востока. Мантра – это верный путь к совершенствованию

Каждый человек стремится к стабильной, благополучной жизни, добрым отношениям в семье и социуме, возможности реализовать свои таланты, способности, потребности. Просветлённость, гармония с миром и с собой, постижение …

Духовное развитие
Заглянем в сонник. Зубы выпадают во сне? Это не всегда к несчастью.

Заглянем в сонник. Зубы выпадают во сне? Это не всегда к несчастью. Гадательные практики существуют с незапамятных времен. Ничего удивительного в этом нет, ведь порой не только благополучие, но и жизнь человека з…

Источник: http://monateka.com/article/214036/

В. Явление сензитивности на различных возрастных этапах

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц.

Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям.

И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г.

Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом. Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период».

Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса…

развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.

В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период.

Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла.

Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.

Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

10 в. Специфика исследовательских методов возрастной психологии. Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной и педагогической психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Классификация методов.

Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву).

Кпервой группе методов, которые условно принято называть организационными,относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т.д.

), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т.п.). В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдных («продольных») исследований.

Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры «поперечных» срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам).

Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют «продольными» исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод. Этот метод применяется в вариантах: 1)генеалогическое исследование (изучение родственников); 2) исследование приемных детей и родителей; 3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар).

Читайте также:  Аутизм - симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Интересные исследования с помощью близнецового метода проведены при сравнении близнецов, каждый из которых проходил свою систему обучения или при проживании в различных семьях. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методыдобывания научных данных.

К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства. Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента,осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент,в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

Третью группу составляют методы обработки данных.К н и м относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Ч е т в е р т а я группа — интерпретационные методы.К н и м относятся генетический и структурный методы.

Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований.

Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

Первый — подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу — предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

Второй — набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи.

Для сбора данных используются, как правило, несколько методов в их сочетании.

Третий этап — обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности.

В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксированного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); сравнительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей). Четвертый этап — интерпретация, истолкование полученных данных на основе психологической теории.

Исходный момент комплексной работы по определению индивидуально-психологических характеристик личности — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта.

Основными методами, принятыми в современной психологии для решения этой задачи, являются наблюдение и тестирование.

Напомним известные в современной психологической науке рекомендации по практическому применению этих методов.

Под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Педагогическая наблюдательность включает два взаимосвязанных компонента: перцептивный и эмпатийный.

Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательности, требует определенной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики школьников, т.е.

«анализирующее наблюдение», которое всячески поощрял в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко

Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» — не только результат мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результат наблюдений.

Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов надо рассматривать способность к эмпатии.

Учитель должен уметь становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в деятельности ученика, понимать, как он воспринимает конкретную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения.

В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека могут служить рефлексивные суждения. Следует подчеркнуть, что метод наблюдения — главный и наиболее доступный для учителя. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения:

  • Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
  • Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник — что нас интересует в этой деятельности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.).

Источник: https://arhivinfo.ru/2-109283.html

Возрастные кризисы, возрастная сензитивность

Возрастной кризис – относительно непродолжительные по времени (до 1 года) процессы онтогенеза (индивидуального развития организма) и филогенеза (эволюции сознания), которые сопровождаются резкими изменениями в поведении и психике.

Кризис первого годажизни (проявление – ребенок кричит, потому что видит, что его крик привлекает внимание родителей).

Кризис 3-х лет (проявление – ребенок предпринимает первые попытки принтия самостоятельных решений).

Кризис первого школьного года жизни – человек вынужден входить в коллектив и выстраивать с ним свои отношения.

Кризис подросткового возраста – возраст большого количества комплексов, возраст суицидов.

Кризис первой четверти жизни – человек заканчивает вуз, находит стабильную работу, заводит семью и не знает к чему стремиться.

Кризис 45-55 лет – человек осознает, что прожил большую часть жизни и не доволен достигнутыми результатами.

Кризис пенсионного возраста- человек понимает, что активная жизнь уже позади.

Сензитивный возраст – Сенситивный период – интервал времени, в течение которого развивающаяся живая система (организм, индивид) максимально чувствительна к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий.

Сензитивный период ребенка (4-10 лет) – возможность чему-то научить (хорошо схватываются иностранные языки, можно привить музыкальные, художественные или другие способности).

Сензитивный возраст подростка – интерес к абстрактным идеям (подростка легко заинтересовать какой-то абстрактной идеей – политической, например)

Каждый возраст сензитивен для развития конкретных психических новообразований личности и, соответственно, для восприятия определенных внешних влияний. С возрастом социальные формы функционирования человека усложняются и совершенствуются.

Однако человек, как и всякое живое существо, подчиняется закономерностям развития биологических организмов. При развитии организма более примитивные системы не исчезают полностью, а становятся менее важными и менее заметными.

Но они могут выходить на передний план при особых внутренних или внешних условиях (например, в сложных жизненных ситуациях). Это регресс – частичное возвращение к примитивным формам функционирования, который иногда проявляется перед тем, как личность переходит на более высокие уровни развития.

Некие регрессивные проявления могут сопровождать возрастные кризисы – процессы перехода от одного сензитивного периода к другому. Такие кризисы обозначаются как психосоциальные, специфические для каждого возраста и влияющие на последующее развитие личности.

13. Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагаетповышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности.

Оно обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому.

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания.

Внимание имеет низшие (непроизвольным вниманием) и высшие (произвольным) формы.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Вид внимания Условие

возникновения Основная характеристика Механизм

Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта,

характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствиис задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)

Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

интенсивность объекта — более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;

новизна, необычность объекта;

резкая смена объектов;

субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Разновидности непроизвольного внимания (в зависимости от внутренних условий):

Вынужденное внимание – его называют врожденным, естественным или инстинктивным. Поскольку научение в этой форме внимания играет незначительную роль. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

Невольное внимание – зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Оно также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни.

В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания.

Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики.

Читайте также:  Любовный треугольник - советы, как из него выйти

В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Привычное внимание – одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же — переходной к нему формой.

Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.

Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее.

Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения — характеристика процесса внимания данного вида.

Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой — суть любых процессов волевого внимания.

Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение.

Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности.

Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.

Основная функция произвольного внимания активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:

целенаправленность — определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

организованный характер деятельности — человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

устойчивость — внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Послепроизвольное внимание — это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.

По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на:

Первичные

– объем, концентрация

устойчивость

интенсивность

вторичные.

колебания и переключение внимания

распределение внимания



Источник: https://infopedia.su/1xd7f.html

Сензитивный период: что это в психологии

Исследователи человеческой природы и психики выявили интересный факт, который гласит о том, что в определенные жизненные моменты в человеческой личности формируются специфические качества и черты.

Важно обратить внимание на то, что появление определенных психических способностей зависит от возраста человека. Именно это явление лежит в основе феномена сенситивных периодов.

В данной статье, мы поговорим о сенситивных периодах и их особенностях.

Сенситивность — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду

Разбираемся в терминологии

Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира.

Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность.

Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:

  • воспитание и личностное саморазвитие;
  • близкое окружение (родители и родственники);
  • наследственные факторы;
  • социальная среда;
  • возраст и нарушения в работе ЦНС.

На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы.

Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления.

Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.

Сенситивные периоды развития личности

Сензитивный период в психологии – это процесс изменения уровня чувствительности, спровоцированный вступлением в определенную фазу взросления. Выше мы перечислили основные факторы, которые влияют на степень чувствительности и имеют важную роль в процессе формирования личности.

Сенситивный период является своеобразной ступенью в «лестнице жизни», где человек встречается со всеми благоприятными условиями для формирования определенных качеств.

Одним из примеров таких периодов является возраст, между полутора и тремя годами, когда у детей начинают развиваться речевые навыки. Важными составляющими в освоении различных навыков являются социальная среда и влияние педагогов.

Следует обратить внимание на то, что в эти жизненные фазы изменяется степень восприятия влияния внешних факторов.

В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей

Давайте рассмотрим, сенситивные периоды развития ребенка:

  1. От первого дня до полутора лет – развитие двигательных навыков.
  2. От полутора до четырех лет – формирование мускульной координации.
  3. От одного года до четырех лет – появление интереса к мелким объектам.
  4. От двух до четырех лет – формирование восприятия порядка.
  5. От двух до шести лет – восприятие музыкальных звуков и композиций.
  6. От двух до шести лет – обучение вежливости и этикету.
  7. От двух до шести лет – дифференциальное восприятие.
  8. От трех до пяти с половиной лет – освоение чтения.
  9. От трех с половиной до четырех с половиной лет – освоение письма.
  10. От трех с половиной до четырех с половиной лет – развитие пространственного восприятия.
  11. От четырех до шести лет – освоение элементарной математики.

Описание особенностей сенситивного периода

Учеными сделано несколько интересных выводов, об особенностях сенситивных фаз в детском развитии. Первый из них говорит о том, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные периоды сенситивности. Однако, само время вступления в эту фазу сугубо индивидуально.

Психические и интеллектуальные способности некоторых детей развиваются в быстром темпе, а у других с медленной скоростью. Важно обратить внимание на то, что упущение периода, в котором ребенок мог бы приобрести определенные навыки, приводит к трудностям с их освоением в будущем.

Для того чтобы не упустить наиболее важные моменты развития личности, следует знать об особенностях определенного возраста. Специалисты рекомендуют уделять как можно больше времени детям и наблюдать за проявлениями перехода между различными этапами. В этот период жизни очень важно создать правильную среду для усвоения определенных навыков и развития способностей.

Стадии сенситивного развития можно разделить на три составляющие:

  1. Начало – один из самых благоприятных моментов для приобретения различных навыков.
  2. Пик – наиболее выраженный период, в котором проявляются способности, характерные для определенного возраста.
  3. Спад – плавное завершение этапа, что подразумевает снижение тяги к освоению различных способностей.

Критические фазы развития личности

Сензитивный период — это не единственный важный этап в становлении личности.

По мнению специалистов, существуют критические фазы, которые характеризуются эмоциональными всплесками, что проявляется в виде резкой перемены настроения и изменениями поведенческой модели.

Во время критических фаз у ребенка резко увеличивается эмоциональная чувствительность. Подобные изменения объясняются перестройкой внутренних систем организма.

Этот период необычайно важен для детского развития, поскольку недостаток положительно влияющих факторов может спровоцировать формирование необратимых нарушений.

В качестве примера можно сказать о том, что в момент внутриутробного развития, организм малыша подвластен влиянию различных негативных факторов.

Недостаток кислорода, питательных элементов и отрицательное влияние экологии может сказаться на физическом развитии плода.

Влияние негативных факторов становится пусковым механизмом развития необратимых процессов. Критические периоды наравне с сенситивными имеют важную роль в становлении личности.

Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности

Как развить сензитивные навыки

Благодаря сензитивным навыкам, человек получает возможность не только развивать свою личность, но и взаимодействовать с окружающими людьми.

В зрелом возрасте укрепить свое сенситивные способности можно при помощи специальных тренингов, которые подразумевают личностный рост.

Подобные тренинги позволяют развить в себе эмпатию, наблюдательность и понимание поведенческой модели окружающих. Давайте ознакомимся с подобными видами психологических тренировок.

Развитие наблюдательности. Для проведения этой тренировки необходима группа из нескольких человек. Один из участников группы покидает комнату, а в это время другие участники тренировки размещаются в различных позах.

После этого, вышедший человек должен вернуться в комнату и запомнить расположение всех участников группы. Вслед за тем, как этот человек вновь покидает комнату, половина участников тренинга изменяет свое положение.

Когда вышедший человек возвращается, перед ним ставится задача — воссоздать первоначальную картину. В результате подобной тренировки можно оценить наблюдательность человека.

Развитие эмоционального восприятия. Все участники группы должны расположиться полукругом, так чтобы они могли видеть друг друга.

После этого им раздаются специальные карты, на которых записаны определенные эмоции. Задачей участника является выйти в центр зала, встать спиной и при помощи различных жестов и телодвижений показать заданную эмоцию.

Задачей остальных членов группы является распознавание чувств, которые им демонстрируются.

Развитие наблюдательной сензитивности. Члены группы должны создать своеобразный круг взявшись за руки.

В задачу каждого участника группы входит почувствовать эмоции человека, которого он держит левой рукой. Высказав свое предположение, человек узнает о том, насколько правдивы его догадки.

С помощью подобных тренировок можно узнать о стереотипах, которые ошибочно используются в анализе поведения окружающих людей.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/senzitivnyj-period-chto-eto-v-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию