Самоэффективность личности – методика и самоконтроль

Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов

Самоэффективность личности - методика и самоконтроль

Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения: 19.09.2018).

В настоящее время психологическая наука переносит акцент с проблем слабости индивида на развитие потенциала личности и нахождение внутреннего ресурса, позволяющего ему быть подлинным субъектом жизнедеятельности.

Современному обществу требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить и собственные возможности, и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной).

Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к своим внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения и жизни в целом.А это определяется самоэффективностью личности.

В современных работах, посвященных становлению профессионального самосознания будущих психологов, основное внимание уделяется изучению его когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов, тогда как для организации успешной деятельности, для достижения высоких результатов необходимо еще одно качество, а именно – самоэффективность.

Проблема самоэффективности завоевала огромную популярность среди зарубежных психологов (А.Бандура, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Дж.Капрара, Д.Сервон). В отечественной психологии происходит процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В.Чистова, Т.М.Маланьина, Т.О.Гордеева).

Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом.

А. Бандура отмечал, что даже при наличии скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике [1].

Р.Л. Кричевский определяет самоэффективиость как «…убежденность лю­дей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ре­сурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, ока­зывающими влияние на их жизнь» [4].

Согласно Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это «вера субъекта в свою способность справиться с опре­деленной деятельностью» [3].

Обобщив теоретические материалы, Гайдар К.М.

уточнила определение самоэффективности сле­дующим образом: самоэффективность — это сочетание представлений чело­века о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуще­ствлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объектив­ного и субъективного эффекта [2].

Группой американских психологов во главе с М. Шеером и Дж. Маддуксом [5] были выделены такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения. Рассмотрим эти виды самоэффективности:

Самоэффективность в деятельности – это представления и уверенность человека в том, что свои знания, умения, навыки, опыт, выработанные ранее в конкретном виде деятельности, он сможет применить в аналогичной дея­тельности в будущем и добьется при этом успеха.

Самоэффективность в общении — это сочетание представлений человека о том, что он компетентен в общении, и его уверенности в том, что он сможет быть успешным коммуникатором, конструктивно решающим коммуникативные задачи.

С целью изучения уровня самоэффективности будущих педагогов-психологов, нами была проведена методика М. Шеера и Дж. Маддукса [5]. Данная методика позволяет выявить уровень сомоэффективности личности, предоставляет возможность получить информацию о самооценке личности, о степени ее самореализации.

В исследовании приняло участие 93 студента I – IV курсов специальности «Педагогика и психология». Анализ результатов показал, что у студентов преобладает средний уровень самоэффективности как в деятельности (68%), так и в общении (45%).

Это говорит о том, что студенты, в целом, осознают у себя наличие необходимых профессионально важных качеств, но еще не до конца уверены в том, что смогут правильно использовать эти качества при выполнении функций психолога.

То, что преобладает среди респондентов средний уровень самоэффективности, закономерно, так как главным условием ее развития является осуществляемая успешная профессиональная деятельность. А студенты в процессе вузовского обучения только готовятся к ее выполнению.

Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов. Для таких студентов характерно осознание своих профессиональных качеств и способности их актуализировать в своей деятельности.

И низкий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 5% студентов и в сфере общения и 36% испытуемых. Данные результаты говорят о том, что респондентыслабо осознают у себя профессионально важные качества и не уверены в том, что смогут воспользоваться ими как функциональным средством в будущей профессиональной деятельности. Иллюстрацией этого положения является гистограмма уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.

Гистограмма 1.

Нами был проведен анализ уровней развития самоэффективности у студентов в зависимости от курса обучения. Данные показывают, то динамика развития самоэффективности студентов в период обучения в вузе носит нелинейный характер, т.е.

эта динамика не совпадает от младших курсов к старшим с последовательным повышением уровня самоэффективности от низкого к высокому. Снижение уровня самоэффективности фиксируется в период кризисов профессионального становления будущих педагогов-психологов, совпадающих по времени с обучением на первом и третьем курсах.

Иллюстрацией этого положения являются гистограммы 2 и 3 уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.

Гистограмма 2.

Гистограмма 3.

Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию самоэффективности у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д.

Столяренко [6], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Для того, чтобы удачно справиться с возникшими проблемами, первокурсник должен обладать достаточным уровнем развития самоэффективности.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как ес­тественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта успешных действий или наблюдения за успехом других, так и путем специально орга­низованного психологического обучения.

С целью повышения уровня самоэффективности студентов-первокурсников на этапе адаптации к вузовскому обучению нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А. С. Огневым.

В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем и учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. Анализ полученных данных показал динамику развития самоэффективности, иллюстрацией этого служит гистограмма 4.

Гистограмма 4.

С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в сфере деятельности и в сфере общения равны t (3.1) и t (4.9) соответственно, и находятся в зоне значимости. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» подтверждена.

Поскольку самоэффективность студентов является одной из важнейших составляющих их профессионального самосознания и для ее эффективного развития требуется субъектная активность самих студентов, в качестве рекомендаций можно посоветовать будущим педагогам-психологам формировать у себя потребность в саморазвитии и самопроектиро­вании профессионального становления, активно включаться в освоение профессиональной деятельности уже на этапе вузовского обучения, заниматься самодиагностикой, раскрывая свои личностные и про­фессиональные ресурсы с последующим построением программы профес­сионального самовоспитания.

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. — СПб. : Евразия, 2000. – 320 с.

  2. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 4-14.

  3. Гордеева Т.О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подро­стков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло­гия. – 2006. – № 3. – С. 78 -85.

  4. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. — С. 47-52.

  5. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж, 1997 – 121 с.

  6. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

Основные термины (генерируются автоматически): студент, сфера общения, том, вузовское обучение, самоэффективность, Жизненная навигация, уровень самоэффективности, сочетание представлений человека, сфера деятельности, профессиональная деятельность.

Митицина, Е. А. Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности/ Е. А

Гистограмма 4. С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента.

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Самоэффективность как профессиональное качество будущих… Рассмотрим эти виды самоэффективности: Самоэффективность в деятельности – это. Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в.

Наиболее существенные статистически значимые отличия между тестированием до и после занятий были обнаружены в экспериментальной группе по таким шкалам, как: — самоэффективность в сфере предметной деятельности (методика Маддукс-Шеер)…

Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности, самоэффективность Д. Сьюпер выделил пять

Молодые люди пробуют себя в той или иной профессиональной сфере, вступая на…

Теоретический анализ явлений самоэффективности… Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному

Митицина, Е. А. Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности/ Е. А. Митицина…

обучение эффективной организации межличностных отношений (рефлексия самоэффективности в межличностных отношениях); − знакомство с алгоритмами усиления мотивации личности в практике собственной военно-профессиональной деятельности

Концепцию самоэффективности — положения о том, что

Психологическая подготовка студентов к учебно-профессиональной деятельности направлена на то

Психологическое консультирование является сферой практической профессиональной деятельности

Учебная деятельность становится основой для реализации данной потребности.

С целью изучения взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов нами было проведено эмпирическое исследование на базе института сферы обслуживания и…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/

Психологическое исследование личностных особенностей студентов с разным уровнем самоэффективности

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ  СТУДЕНТОВ  С  РАЗНЫМ  УРОВНЕМ  САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

Иванова  Наталья  Анатольевна

магистрант  1  курса,  кафедра  психологии  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail: 

Козловская  Наталья  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

Студенческий  возраст  —  особенный  возраст  по  своей  кризисной  насыщенности,  который  оказывает  огромное  влияние  на  личностно-индивидуальное  развитие  и  определение  жизненного  пути  молодежи  [7].

  В  современном  обществе  успешная  самореализация  студента  зависит  от  умения  действовать  в  ситуации  высокой  неопределенности,  риска,  нестабильности,  от  способности  осуществлять  анализ  своего  поведения,  правильно  оценивать  собственные  возможности  и  результаты  своей  деятельности,  а  также  воспринимать  собственную  эффективность  в  решении  различного  рода  задач.

Как  считает  М.И.  Гайдар,  субъективное  отношение  человека  к  самому  себе  реализуется  в  обращенности  к  внутренним  резервам,  потенциалам  развития,  своим  возможностям  и  способностям,  что,  в  конечном  счете,  определяет  самоэффективность  личности  [2].

Самоэффективность  —  это  убежденность  человека  в  том,  что  он  может  управлять  своим  поведением  так,  чтобы  оно  являлось  результативным,  понимание  того,  что  он  может  достигнуть  своих  целей.  Это  понятие  было  введено  в  психологию  Альбертом  Бандурой  в  рамках  разработанной  им  социально-когнитивной  теории.  А.

  Бандура  считает,  что  самоэффективность  —  ключевая,  центральная  и  чрезвычайно  важная  детерминанта  человеческого  поведения.  «Самоэффективность  —  суждение  людей  о  своих  способностях  организовать  и  выполнить  цепи  действий,  требуемые  для  достижения  установленных  заранее  типов  результатов  деятельности»  [Цит.  по:  3,  с.

Читайте также:  Как узнать любит ли тебя парень или нет - признаки

  173].

В  настоящее  время  изучение  личностной  самоэффективности  находит  отражение  в  работах  отечественных  и  зарубежных  исследователей  (Дж.  Роттер,  М.  Селигман,  А.  Бандура,  М.  Шеер,  Дж.

  Маддукс,  Р.Л.  Кричевский,  Т.О.  Гордеева,  К.М.  Гайдар,  М.И.  Гайдар,  и  др.).  Анализ  современной  литературы  показывает  многообразие  и  обширность  трактовки  феномена  самоэффективность.

Так,  И.М.

  Кондаков  в  словаре  по  психологии  описывает  самоэффективность  как  уверенность  человека  в  своей  способности  поддерживать  собственную  мотивацию,  мобилизовать  когнитивные  ресурсы  и  совершать  действия  необходимые  для  контроля  над  определенными  событиями.  Самоэффективностью  определяется,  за  какую  задачу  возьмется  человек,  какие  усилия  приложит,  насколько  будет  настойчив,  в  какой  мере  его  могут  остановить  неудачи  и  трудности  [5].

В  свою  очередь,  Р.Л.  Кричевский  определяет  самоэффективность  как  убежденность  лю­дей  в  своих  возможностях  мобилизовать  мотивацию,  интеллектуальные  ре­сурсы,  поведенческие  усилия  на  осуществление  контроля  за  событиями,  ока­зывающими  влияние  на  их  жизнь  [6].

Согласно  Т.О.  Гордеевой,  самоэффективность  —  это  вера  субъекта  в  свою  способность  справиться  с  опре­деленной  деятельностью  [4].

Обобщив  теоретические  материалы,  К.М.

  Гайдар  уточнила  определение  самоэффективности  сле­дующим  образом:  самоэффективность  —  это  сочетание  представлений  чело­века  о  своих  возможностях  и  способностях  быть  продуктивным  при  осуще­ствлении  предстоящих  деятельности,  общении  и  его  уверенность  в  том,  что  он  сумеет  реализовать  себя  в  них  и  достичь  ожидаемого  объектив­ного  и  субъективного  эффекта  [1].

Большой  интерес  представляют  исследования  личностной  самоэффективности  студентов-психологов,  проведенные  М.И.  Гайдаром.

  Он  определяет  личностную  самоэффективность  психолога  как  его  представления  о  присущих  ему  профессионально  важных  качествах,  которые,  будут  востребованы  при  выполнении  профессиональных  функций  и  обеспечат  успешность  решения  стоящих  перед  ним  задач,  в  сочетании  с  уверенностью  в  своей  способности  актуализировать  эти  качества,  используя  как  специальный  профессиональный  инструмент  в  работе  с  людьми  [2].

В  работах  Лазаруса  и  Фрейденберг  самоэффективность  понимается  как  когнитивная  оценка;  как  система  представлений,  регулирующих  действия,  направленные  на  достижение  определенных  целей  [Приводится  по:  8].

Исследование  данного  феномена  сегодня  осуществляется  в  различных  аспектах:  это  и  динамика  профессиональной  самоэффективности,  и  детерминанты  успешности  предметной  деятельности  и  общения  в  зависимости  от  уровня  самоэффективности,  и  процесс  развития  личностной  самоэффективности.  Тем  не  менее,  на  сегодняшний  день  остается  еще  много  нерассмотренных  вопросов,  и  в  частности,  не  до  конца  исследована  связь  между  личностными  особенностями  и  уровнем  самоэффективности.

Мы  считаем,  что  поиск  ответа  на  данный  вопрос  позволит  нам  понять,  какие  личностные  качества  характерны  для  людей  с  разным  уровнем  проявления  самоэффективности,  поскольку  именно  эти  качества,  на  наш  взгляд,  могут  либо  способствовать,  либо  препятствовать  успешной  самореализации  человека.

В  нашем  исследовании  были  использованы  следующие  методики:  методика  исследования  самоотношения  С.Р.  Пантелеева;  методика  изучение  общей  самооценки  Г.Н.  Казанцевой;  шкала  общей  самоэффективности  Р.  Шварцера,  М.  Ерусалема;  опросник  «Стиль  саморегуляции  поведения»  В.И.  Моросановой;  тест  смысложизненных  ориентаций  Д.А.

  Леонтьева,  самооценка  конфликтности  С.  Емельянова.  Исследование  проводилось  на  базе  Северо-Кавказского  федерального  университета,  г.  Ставрополь.

  В  качестве  испытуемых  выступили  студенты  Социально-психологического  факультета,  специальностей  «Социальная  работа»  (2,  3  курсы)  и  «Психология»  (2,  3,  4  курсы)  в  количестве  85  человек.

Все  испытуемые  были  разделены  на  группы  по  уровню  самоэффективности.  Дальнейший  анализ  эмпирических  данных  проводился  в  соответствии  с  этим  делением  и  последующим  сравнением  групп  между  собой.

В  результате  проведенного  нами  анализа  было  установлено,  что  респонденты  с  высоким  уровнем  самоэффективности  характеризуются  высокой  самооценкой,  низкой  конфликтностью  и  уверенностью  в  себе,  в  то  время,  как  для  респондентов  с  низким  уровнем  самоэффективности  характерны  средняя  самооценка,  высокий  уровень  конфликтности  и  неуверенность  в  своих  возможностях.

Интересен  тот  факт,  что  для  испытуемых  с  высокой  самоэффективностью  свойственно  доминирование  мотива  успеха,  ощущение  силы  собственного  «Я»,  высокая  смелость  в  общении,  вера  в  свои  начинания,  чувство  собственной  компетентности  и  способности  решать  многие  жизненные  вопросы.

  Препятствия  на  пути  к  достижению  цели  воспринимаются  ими  как  преодолимые,  проблемы  затрагивают  неглубоко  и  переживаются  недолго.  А  испытуемые  с  низкой  самоэффективностью  считают,  что  неспособны  вызвать  уважение  у  окружающих.

  В  их  представлении  положительное  отношение  окружающих  распространяется  только  на  определенные  их  качества  и  поступки,  а  другие  они  просто  не  замечают.  Кроме  того,  основным  источником  препятствий  на  пути  к  достижению  цели  они  признают  внешние  обстоятельства.

  Причины,  заключающиеся  в  себе,  или  отрицаются,  или  вытесняются  в  подсознание.

Также  было  установлено,  что  смысложизненные  ориентации  испытуемых  с  высоким  и  низким  уровнем  самоэффективности  имеют  свою  специфику.

  Так,  наличие  целей  в  жизни,  удовлетворенность  своей  жизнью  в  настоящем  и  удовлетворенность  прожитой  частью  жизни,  убежденность  в  том,  что  человеку  свойственно  контролировать  свою  жизнь,  свободно  принимать  решения  и  воплощать  их  в  жизнь  характерно  лицам  с  высоким  уровнем  самоэффективности.

  Отсутствие  целеустремленности,  неудовлетворенность  жизнью,  неверие  в  свои  силы  контролировать  события  собственной  жизни,  фатализм  свойственно  лицам  с  низким  уровнем  самоэффективности.

В  ходе  исследования  были  выявлены  устойчивые  различия  в  сфере  саморегуляции  у  испытуемых  с  разным  уровнем  самоэффективности:  респонденты  с  высокой  самоэффективностью  гибко  и  адекватно  реагируют  на  изменение  условий,  легко  овладевают  новыми  видами  активности  и  перестраивают  планы  и  программы  поведения,  уверенно  чувствуют  себя  в  незнакомых  ситуациях.  Испытуемые  с  низкой  самоэффективностью  не  способны  адекватно  реагировать  на  ситуацию,  быстро  и  своевременно  планировать  деятельность,  поведение,  разрабатывать  программу  действий;  в  динамичной,  быстро  меняющейся  обстановке  чувствуют  себя  неуверенно,  с  трудом  привыкают  к  переменам  в  жизни.

Более  того,  респонденты  с  высокой  самоэффективностью  способны  самостоятельно  организовывать  работу  по  достижению  выдвинутой  цели,  контролировать  ход  ее  выполнения,  анализировать  и  оценивать  как  промежуточные,  так  и  конечные  результаты  деятельности.  Респонденты  с  низкой  самоэффективностью  не  могут  самостоятельно  разрабатывать  планы  деятельности,  поскольку  часто  и  некритично  следуют  чужим  советам.

Таким  образом,  можно  утверждать,  что  такие  характеристики  личности,  как  высокая  самооценка;  уверенность  в  себе;  самоценность,  как  способность  высоко  оценивать  свой  духовный  потенциал,  богатство  внутреннего  мира  и  собственную  неповторимость;  гибкость,  как  умение  быстро  оценивать  изменение  значимых  условий  и  перестраивать  программу  действий,  адекватно  реагировать  на  быстрое  изменение  событий  и  успешно  решать  поставленную  задачу  в  ситуации  риска;  и  целеустремленность,  как  наличие  целей,  намерений,  придающих  жизни  осмысленность,  направленность  и  перспективу,  являются  основными  составляющими  высокого  уровня  личностной  самоэффективности  и  могут  способствовать  успешной  самореализации  человека  в  жизни.

Список  литературы:

  1. Гайдар  К.М.  Новые  противоречия  и  проблемы  в  системе  подготовки  профессиональных  психологов  //  Психология  —  XXI  век.  Роль  и  место  психолога  в  современном  образовательном  пространстве  /  под  ред.  К.М.  Гайдар.  Воронеж:  ВГУ,  2007.  —  С.  4—14.
  2. Гайдар  М.И.  Динамика  личностной  самоэффективности  студентов-психологов  в  период  обучения  в  вузе  //  Известия  Волгоградского  педагогического  университета.  Серия  «Педагогические  науки».  —  2008.  —  №  9.  —  С.  264—268.
  3. Гордеева  Т.О.  Психология  мотивации  достижения.  М.:  Смысл;  Изд.  центр  «Академия»,  2006.  —  333  с.
  4. Гордеева  Т.О.  Тендерные  различия  в  академической  и  социальной  самоэффективности  и  копинг-стратегиях  у  современных  российских  подро­стков  //  Вестник  Московского  ун-та.  —  2006.  —  №  3.  —  С.  78—85.
  5. Кондаков  И.М.  Психология.  Иллюстрированный  словарь.  СПб.:  Прайм-Еврознак,  2007.  —  783  с.
  6. Кричевский  Р.Л.  Самоэффективность  и  акмеологический  подход  к  исследованию  личности  //  Акмеология.  —  2004.  —  №  1.  —  С.  47—52.
  7. Майорова  А.В.  Конфликтогенность  как  социально-психологический  феномен  студенческого  социума  //  Вестник  Московского  Государственного  университета  леса  Лесной  вестник.  —  2001.  —  №  3.  —  С.  164—169.
  8. Погорелов  А.А.  Исследование  структуры  самоэффективности  в  раннем  юношеском  возрасте  //  Известия  Южного  Федерального  университета.  Технические  науки.  —  2012.  —  №  10.  —  С.  241—247.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxv/39366

Что такое самоэффективность?

Автор Татьяна в 26/03/2015. Опубликовано Решение проблем и Творчество

Сталкиваясь с проблемой, чувствуете ли Вы, что можете собраться силами и решить её? Или же предпочитаете признать поражение?

Самоэффективность, или наша вера в собственные силы — в то, что мы способны справиться с различными ситуациями, — может играть роль не только в том, как мы относимся к самим себе, но и в том, действительно ли мы способны добиваться успеха. Концепция самоэффективности представляет собой центральное понятие теории социального обучения Бандуры, в которой подчеркивается роль обучения через наблюдение, роль социального опыта и взаимного детерминизма в развитии личности.

По мнению Бандуры, отношения, умения и когнитивные навыкы человека составляют то, что известно как само-система. Эта система играет важную роль в том, как мы воспринимаем ситуацию и как ведём себя в ответ на различные ситуации. Самоэффективность является неотъемлемой частью этой само-системы.

Так что же такое самоэффективность?

По словам Альберта Бандуры, самоэффективность представляет собой «веру в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации».

Другими словами, самоэффективность есть вера человека в свою способность добиться успеха в той или иной ситуации.

Бандура считает эту веру фактором, определяющим то, как люди думают, ведут себя и чувствуют (1994).

С момента выхода в свет в 1977 году основополагающей работы Бандуры — «Самоэффективность: уточняя теорию изменения поведения» (Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change) — эта тема стала одной из наиболее изучаемых в психологии.

Почему самоэффективность стала таким важным вопросом среди психологов и педагогов? Как показали Бандура и другие исследователи, самоэффективность может влиять на достаточно широкий диапазон аспектов нашей жизни — от психологического состояния до поведения и мотивации.

Роль самоэффективности

Практически все люди определяют цели, которые хотят достичь, понимают, что хотели бы изменить и чего хотели бы достичь.

Тем не менее, большинство также понимают также и то, что претворить эти планы в жизнь не так-то просто.

Бандура выяснил, что самоэффективность индивида играет важную роль в том, как он подходит к достижению цели, решению задач и проблем. Люди с высокой самоэффективностью:

  • рассматривают сложные проблемы, как задачи, которые обязательно будут решены;
  • проявляют глубокий интерес к деятельности, которой занимаются;
  • испытывают приверженность своим интересам и своему делу;
  • быстрее оправляются от неудач и разочарований.

Люди с низким уровнем самоэффективности:

  • избегают сложных задач;
  • верят, что сложные задачи выходят за пределы их возможностей;
  • сосредотачиваются на собственных недостатках и прошлых неудачах;
  • быстро теряют уверенность в своих способностях и силах.

Источники самоэффективности

Как развивается самоэффективность? Убеждённость в собственных силах начинает формироваться в раннем детстве, когда дети получают разнообразный опыт, решают самые разные задачи — и развивается на протяжении всей жизни по мере того, как люди приобретают новые навыки и опыт.

По мнению Бандуры существует четыре основных источника самоэффективности:

  1. Овладение мастерством. «Наиболее эффективный способ развития сильного чувства самоэффективности — овладение мастерством», — объяснил Бандура. Успешное выполнение задачи укрепляет нашу веру в собственные силы. Однако, неспособность адекватно справиться с задачей или проблемой может подорвать и ослабить уверенность в себе.
  2. Социальное моделирование. Наблюдая за тем, как другие люди успешно выполняют ту или иную задачу,мы получаем ещё один важный источник самоэффективности. Как считал Бандура, «Увидев, как такой же человек, как и он сам, добивается успеха при помощи постоянных усилий, наблюдатель начинает верить в то, что он тоже обладает способностями к аналогичной деятельности, ведущей к успеху».
  3. Вербальное подкрепление. Бандура утверждал также, что человека можно убедить в том, что у него есть навыки и способности для достижения успеха. Наверняка чей-то положительный отзыв и поддержка не раз помогали Вам достичь поставленной цели, не так ли? Получив поддержку от других, человек может преодолеть неуверенность в себе и вместо излишних переживаний сосредоточиться на том, чтобы приложить максимум усилий к выполнению задаче.
  4. Психическое состояние. Наша собственная эмоциональная реакция на ситуацию также играет важную роль в формировании самоэффективности. Настроение, эмоциональное состояние, физическая реакция и уровень стресса — всё это влияет на то, как человек расценивает свои способности в той или иной ситуации. У человека, который склонен сильно нервничать, выступая на публике, может развиться слабое чувство самоэффективности в ситуациях подобного рода. Впрочем, Бандура отмечает, «значение имеет не сама интенсивность эмоциональных и физических реакций, а, скорее, то, как они воспринимаются и интерпретируются». Научившись минимизировать стресс и поднимать себе настроение в трудные времена или при сложных задачах, человек может повысить свою самоэффективность.
Читайте также:  Стеснительность - причины и признаки, как побороть

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/problem/chto-takoe-samoeffektivnost.html

Диагностика самоэффективности (тест)

Тест определения уровня самоэффективности – одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции.

В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом.

При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов.

В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности.

Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Тест

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны – значение «-5».

В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно.

То есть, читая нижеследующие утверждения, вы можете выбрать любое число от «-5» до «+5», которое соответствует степени вашей согласности с данным утверждением.

  1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу
  2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего
  3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней
  4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их
  5. Я часто бросаю дела, не закончив их
  6. Я стараюсь избегать трудностей
  7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь
  8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца
  9. Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца
  10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело
  11. Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними
  12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня
  13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией
  14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем
  15. Я вполне уверен(а) в себе
  16. Я легко бросаю дела
  17. Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни
  18. Мне трудно приобретать новых друзей
  19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне
  20. Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним
  21. Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним
  22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей
  23. Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты

Ответы:

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение – в сфере межличностного общения.Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные).

Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения — в интервале от +7 до +15.

Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо — о завышенной.

Источник: http://www.personal-trening.com/node/7783

Самоэффективность личности как психологический феномен

Журнал “Акмеология” 2016г выпуск №1 стр. 160   http://www.akmeology.ru/2016/

     Понятие «самоэффективность» появилось в психологии в 1977 году. Его ввел и базово раскрыл американский психолог А.

Бандура в работе “Теория социального научения” и охарактеризовал самоэффективность как убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось максимально результативным. (А. Бандура 1977).

Изучение вопроса эффективности личности проводились и ранее. Однако все труды сводились к изучению вопроса ожидания результата и его значимости для человека.

     Бандура впервые разделяет эти понятия утверждением того, что при низком уровне самоэффективности нет гарантии что действие вообще будет совершено, следовательно, ожидание результата теряет свой смысл.

Давая понятие «самоэффективности» как психологического термина, Бандура также определил основные источники ее формирования, взаимовлияющие факторы, уровни, описал изменения в поведении личности в случаях изменения уровня самоэффективности.     Бандура рассматривает самоэффективность как ситуативную характеристику.

Указывая на то, что человек может иметь одновременно разную степень убежденности в собственном успехе в различных сферах жизни. В зависимости от силы этой убежденности прилагает усилия для достижения результата или совершенно отказывается от каких-либо действий.

     Продолжая изучать самоэффективность личности, основываясь на работах А. Бандуры современные психологи расширяют понятие, давая собственные более детальные определения, придерживаясь концепции ситуативности. Самоэффективность стала одним из ключевых понятий в системе социальной и педагогической психологии.

В научных работах отечественных психологов (А. А. Деркача, А.В. Гагарина, А. А. Бодалева, В. Г. Зазыкина, Е.В. Селезневой, Р.Л. Кричевского, Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдар и др.) вопросу самоэффективности уделяется большое внимание в области профессиональной деятельности.

Однако в области психологии личности и в прикладной сфере этот вопрос недостаточно изучен.

     В ряде научных работ авторы уделяют большое внимание именно теории самоэффективности, рассматривая человека как субъекта труда и профессионального развития.

Самоэффективность рассматривается как социально значимая составляющая с точки зрения заинтересованности общества в эффективности и профессионализме специалистов.

Несмотря на большое количество исследований проблемы самоэффективности, практический вопрос механизмов, влияющих на ее развитие до сих пор малоизучен.

     Сейчас многие ученые обращают внимание на создание внутреннего ресурсного состояния в человеке: раскрытия внутренних сил, уверенности в своих способностях, в эффективности действий для гармоничного развития и достижения психического и физического здоровья. Это и есть высокий уровень самоэффективности.

     В ключе актуальности данной проблемы перед психологией встает задача изучения оптимального сочетания детерминант эффективной деятельности человека и его психологического благополучия.

Понятие самоэффективность является тем конструктом, который затрагивает все аспекты жизнедеятельности и поведения человека.

Необходимо детальное изучение психологических процессов и личностных характеристик, влияющих на самоэффективность человека в прикладном направлении с целью повышения ее уровня.

     В нашем исследовании тема самоэффективности личности, как убежденности человека в собственных возможностях, способностях и ресурсах, используя которые, он может управлять своим поведением и влиять на события жизни, достигая максимально приемлемых для себя результатов в деятельности, является основой, фундаментом развития человека в любой сфере.

Мы акцентируем на заинтересованности самой личности в развитии самоэффективности; личной мотивации на достижение результатов.

Рассматриваем самоэффективность как основную детерминанту, раскрывающую внутренние ресурсы человека, увеличивающую потенциал развития в различных сферах жизнедеятельности, дающую множество вариантов выбора для действий, построения результативной стратегии деятельности, изменения поведения и жизни.

     Мы предполагаем, что самоэффективность не является ситуативной характеристикой личности.

Опираясь на высокий уровень самоэффективности человек способен максимально продуктивно реализовывать свой внутренний потенциал, развивать себя как целостную гармоничную личность в любом направлении, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.

Мы намерены изучить возможности и найти практические механизмы развития самоэффективности как устойчивой характеристики, способной вне зависимости от жизненных ситуаций распространяться на большинство сфер жизнедеятельности человека.

Источник: http://magenergy.org/samoeffektivnost

Самоэффективность личности как психологический ресурс повышения результативности в спорте

На современном этапе развития спорта, когда объективные показатели спортивных рекордов и достижений достигли пределов естественных возможностей человеческого организма, психологическое сопровождение становится неотъемлемой частью спортивной деятельности. На уровне спорта высших достижений психологическое сопровождение представлено, но чаще этот опыт сегодня, к сожалению, фрагментарен и не систематичен.

На пути к высоким профессиональным результатам спортсменам сегодня приходится выдерживать и преодолевать экстремальные физические и психические нагрузки, что определяет важность и значимость психологического фактора в спорте.

Проблема самоэффективности личности спортсмена приобретает особую актуальность в условиях роста мировых рекордов в разных видах спорта и жесткой соревновательной борьбы, когда от спортсменов требуется не только физическая подготовленность, но и гибкость мышления и поведения.

Все возрастающая конкуренция в спорте является причиной роста уровня стрессов, эмоциональных расстройств, депрессий, профессионального выгорания. В этой связи необходимо нахождение и использование психологических ресурсов роста спортивных результатов.

Такую возможность дает исследование проблемы самоэффективности личности как психологического фактора повышения результативности спортивной деятельности.

Самоэффективность (self-efficacy) стержневое понятие в социально-когнитивной теории А. Бандуры.

Самоэффективность – это убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации, в определенных условиях, вера в успех этих действий, что сопровождается предпочтением более сложных задач, постановкой достаточно трудных целей и проявлением упорства, настойчивости при их достижении [1, 123], [2, 193].

Актуальность исследования проблемы самоэффективности личности в спорте с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения результативности (эффективности) спортивной деятельности.

Тем не менее, концепция самоэффективности и возможности ее практического применения в спортивной психологии, остается малоизвестной белорусским психологам. К настоящему времени за рубежом проведены сотни исследований, посвященных самоэффективности как предиктору успешности в разных областях деятельности.

Но разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении целостной структуры, механизмов, детерминации, функций самоэффективности, в разработке диагностических методик ее изучения.

Читайте также:  Биполярное расстройство - лечение, симптомы, причины

Так, несмотря на обилие исследований, посвященных проблеме самоэффективности, вопрос о влиянии самоэффективности на результативность в спортивной деятельности, о его особенностях и механизмах остается недостаточно изученным.

В зарубежной психологии проблемой самоэффективности личности занимались A. Бандура, М. Ерусалем, Р. Шварцер, М. Шерер, Д. Шанк, Б. Зиммерман, Дж. Капрара, Д. Сервон, Л. Первин, О. Джон и другие [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

В рамках российской психологии эта проблема отражается в работах Т. О. Гордеевой, Е. А. Шепелевой, B. Г Ромека, А. В. Бояринцевой, Д. А. Леонтьева и других психологов [9, 10, 11, 12, 13, 14].

Проблема самоэффективности личности в белорусской психологии, несмотря на её значимость, не стала предметом исследований.

Целью нашего исследования является изучение влияния самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности. В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что самоэффективность личности оказывает влияние на результативность спортивной деятельности посредством когнитивных, мотивационных и аффективных процессов.

Методами исследования в соответствии с гипотезой о влиянии самоэффективности на результативность спортивной деятельности посредством когнитивных, мотивационных и аффективных процессов являются: 1) опросник общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В. Г. Ромека; тест-опросник самоэффективности Маддукса-Шерера в адаптации А. В.

Бояринцевой (модифицированный и реадаптированный, с учетом специфики спортивной деятельности); 2) опросник мотивации достижения С. А. Шапкина; методика диагностики мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач Т. Элерса; 3) шкала самооценки тревоги Ч. Спилбергера; методика САН, методика «Градусник» Ю. Я.

Киселева, а также эксперимент и наблюдение.

Нами было проведено пилотажное исследование самоэффективности личности спортсменов. Для изучения самоэффективности было составлено и обследовано две выборки: успешные (результативные) и неуспешные (нерезультативные) спортсмены.

Критериями результативности выступали следующие факторы: 1) победа (1, 2, 3 места) в соревнованиях; 2) высокий результат (по сравнению с личным рекордом, с нормативом); 3) оценка тренером достигнутого в соревнованиях результата; 4) самооценка своего результата спортсменом; 5) достижение поставленной в соревновании цели.

В состав выборки вошли спортсмены в возрасте от 13 до 25 лет, общий объем выборки составил 55 человек (25 успешных и 30 неуспешных), виды спорта – хоккей, легкая атлетика, пожарно-спасательный спорт.

На данном этапе нами ведется количественная и качественная обработка полученных при исследовании данных.

Также в качестве одной из задач проводимого исследования нами была запланирована разработка психологической программы развития самоэффективности личности спортсмена.

Согласно теории А. Бандуры, на формирование и развитие самоэффективности влияют четыре фактора, которые являются её источниками:

1. Самым большим влиянием на самоэффективность обладает личный опыт достижений т. е. собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов.

Успех, особенно достигнутый самостоятельно и посредством усилия, помогает человеку поверить в свою способность добиваться необходимых результатов и защищает от деструктивных реакций на неудачи впоследствии. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности.

Уровень самоэффективности повышается в зависимости от сложности выполненной задачи – чем она сложнее, чем сильнее становится воспринимаемая эффективность.

Кроме того, самоэффективность, достигнутая с помощью личного опыта, обычно обобщается и переносится на целую область сходных видов деятельности. Успехи поднимают оценку собственного мастерства; неоднократные неудачи подрывают ее – особенно если эти неудачи случаются на ранних стадиях развития событий.

После того как в результате достигнутых успехов укрепляется ожидание эффективности, отрицательное воздействие случайных неудач ослабляется. А.

Бандура специально отмечает, что для развития самоэффективности необходим опыт преодоления трудностей путем настойчивых усилий, причем человек должен воспринимать успех, как связанный со своими стараниями.

2. Косвенный опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми – второй важный источник самоэффективности. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной самоэффективности.

Наблюдая, как другие люди успешно справляются с различными заданиями, человек убеждается в том, что и ему под силу улучшение своих показателей. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие самоэффективности уменьшается.

Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство самоэффективности. Однако в том случае, когда сходство невелико или вообще отсутствует, самоэффективность может существенно снизиться.

Наблюдение не только способствует изменению самоэффективности, но и помогает усваивать полезные навыки.

Опыт других людей становится особенно значимым для формирования самоэффективности индивида, когда существует неопределенность относительно собственных способностей при отсутствии необходимого опыта или данных для решения задачи.

Особенно действенным косвенный опыт оказывается, когда человек наблюдает за близкими по способностям и возможностям людьми (живыми моделями). В то же время, человек часто выбирает для подражания тех, кто значительно отличается от него по способностям, на кого он стремится быть похожим (символические модели).

Лучше всего формированию самоэффективности способствует подражание сразу нескольким различающимся моделям, неоднократно и успешно справляющимся с определенными жизненными задачами.

3. Социальное убеждение, т. е. высказываемые другими убеждения – вербальное подкрепление или наказание. Третий способ, с помощью которого может быть достигнуто ощущение эффективности заключается в том, чтобы убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.

Вербальные убеждения -самый простой и доступный способ формирования самоэффективности. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам преодолеть трудности, восприятие самоэффективности усиливается.

Наиболее часто встречающиеся формы убеждения – внушение, увещевание, обратная связь и самовнушение. Очень важна поощряющая обратная связь, заставляющая людей прикладывать еще большие усилия и достигать лучших результатов. Однако эффективность вербальных убеждений не так высока по сравнению с другими источниками.

Для эффективности вербальных убеждений имеет значение степень доверия и уважения к убеждающему человека лицу, а также осознаваемый статус и авторитет убеждающего. При этом, попытки вербального воздействия чаще всего дают лишь кратковременный эффект в плане изменения самоэффективности.

Вербальное воздействие на человека, который пытается добиться какого-то результата, прежде всего, должно быть в рамках его реальных способностей и возможностей и соответствовать фактическим успехам.

4. Психическое (эмоциональное) и физиологическое состояние: эмоциональные и физиологические реакции также воздействуют на уровень воспринимаемой эффективности. Получая физиологическую обратную связь от своего организма, человек может извлекать информацию об уровне своих возможностей. Оценка своего психического состояния влияет на оценку собственных поведенческих способностей.

Воспринимаемые индивидом собственные психические состояния также могут оказывать влияние на самоэффективность как позитивным (если воспринимается подъем и жажда деятельности, а также спокойствие), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом.

Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает его уверенность в себе.

В этой связи следует отметить, что восприятие самоэффективности зависит не столько от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога, и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколько от собственной оценки этих состояний.

Поскольку люди судят о своей эффективности также и по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, то любой способ, понижающий это напряжение, повысит прогноз эффективности [2, 195-198].

Таким образом, обобщая выше сказанное, следует отметить, что важными факторами развития самоэффективности личности спортсмена выступают:

  • переживание собственных успехов в деятельности;
  • словесное убеждение, предполагающее эмоциональную поддержку, вера в их способности, одобрение и позитивное оценивание;
  • опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми успешными в подобной деятельности;
  • позитивное психологическое, эмоциональное состояние;
  • навыки саморегуляции поведенческих и эмоциональных проявлений;
  • организованная взаимопомощь и взаимоподдержка в условиях совместной деятельности.

На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы самоэффективности личности как психологического фактора повышения результативности спортивной деятельности нами была разработана программа развития самоэффективности личности спортсмена.

Основными задачами программы являются:

  1. приобретение и отработка на практике знаний, умений и навыков эффективного поведения в спорте;
  2. приобретение личного опыта достижений в спортивной деятельности;
  3. обучение навыкам саморегуляции психических состояний;
  4. формирование убеждений в собственной эффективности (как результат достижения трех предшествующих задач).

Программа развития самоэффективности спортсмена включает в себя следующие основные этапы:

1. моделирование в тренировочной и соревновательной деятельности

  • демонстрация модели;
  • наблюдение модели;
  • обсуждение модели (словесно-образное моделирование);
  • исполнение модели (натурное моделирование).

2. вербальные убеждения

  • внушение, убеждение;
  • обратная связь: одобрение и позитивное оценивание;
  • эмоциональная поддержка.

3. обучение навыкам саморегуляции

  • аутогенная тренировка;
  • самовнушение, самоубеждение;
  • самоинструкции, самоприказы;
  • идеомоторная тренировка;
  • дыхательные упражнения;
  • преднамеренное изменение направленности и содержания представлений и мыслей.

4. непосредственное участие в соревнованиях различного уровня.

Таким образом, создавая данные условия, можно стимулировать развитие самоэффективности у спортсменов и тем самым изменять мышление и поведение, повышать мотивацию к деятельности, уменьшать уровень тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах, предупреждать или смягчать возможные отрицательные проявления специфической соревновательной ситуации, а также способствовать психологическому благополучию, максимальному профессиональному росту и как результат повышению успешности спортивной деятельности.

В качестве перспектив исследования влияния самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности нами запланировано увеличение репрезентативной выборки (включение в выборку представителей других видов спорта и увеличение их количества), изучение особенностей формирования и проявления самоэффективности личности в спорте в процессе профессионального становления спортсменов: выявление особенностей формирования самоэффективности личности спортсмена в зависимости от возраста, пола, вида спорта и уровня спортивного мастерства; выявление и анализ зависимости результативности деятельности от самоэффективности личности; доработка и апробация психологической программы формирования самоэффективности личности спортсмена.

Литература

  1. Bandura A. Self – efficacy mechanism in human agency/A. Bandura//American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122-147.
  2. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change/A. Bandura//Psychological Review. -1977. – Vol. 84. – P. 191-215.
  3. Jerusalem M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes/R. Schwarzer, M.Jerusalem//Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (Ed.). -Washington, DC: Hemisphere. – 1992. – P. 195-213.
  4. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема/Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек//Иностранная психология. – 1996. -№ 7. – С. 71-76.
  5. Sdhunk D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation/D.H.Sсhunk//Educational Psychologist. – 1991.-Vol. 26, № 3/4. – P. 207-231.
  6. Zimmerman B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies/B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202-231.
  7. Капрара Дж. В. Психология личности/Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
  8. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования/Л. Первин, О. Джон; под ред. В. С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  9. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики/Т. О. Гордеева. – М.: Смысл-Академия, 2006.- 334 с.
  10. Гордеева Т. О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков/Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. № 3. – С. 78-85.
  11. Шепелева Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: дисс… канд. пси-хол. наук: 19.00.07/Е. А. Шепелева. – Москва, 2008. – 166 с.

Источник: http://sportfiction.ru/articles/samoeffektivnost-lichnosti-kak-psikhologicheskiy-resurs-povysheniya-rezultativnosti-v-sporte/

Ссылка на основную публикацию