Ресоциализация личности

Ресоциализация и десоциализация: что это такое

Ресоциализация личности

Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом.

Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация».

В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.

Социализация (лат. socialis — общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей.

Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели.

Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности.

В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум.

Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного.

Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству.

Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации.

Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности.

Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности.

Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида.

На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно.

Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности.

В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы.

Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом.

На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее.

Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки.

Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой.

Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации.

В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Кто отвечает за ресоциализацию

Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями.

Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы.

Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.

В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы.

Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки.

На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:

  • воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
  • исправительно-трудовые учреждения;
  • центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.

Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.

Актуальность вопроса

Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий.

Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации

Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке.

Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция.

Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.

Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры.

На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации.

Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.

Заключение

Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса.

Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития.

Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.

Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли — называется десоциализацией.

Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса.

Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/resotsializatsiya-i-desotsializatsiya-chto-eto-takoe.html

Ресоциализация — это что? Как проходит процесс ресоциализации личности?

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других.

Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения.

Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды.

К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения.

Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация.

Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего.

В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения.

Цель, которую преследует ресоциализация, – это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок.

Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации.

В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы.

Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом.

В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

– воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

– исправительно-трудовые колонии;

– тюрьмы.

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, – это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Заключение

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус.

Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться.

Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение.

Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/novosti-i-obshestvo/resocializaciya-eto-chto-kak-prohodit-process-resocializacii-lichnosti/

Что такое ресоциализация

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других.

Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения.

Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды.

К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения.

Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация.

Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего.

В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения.

Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок.

Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации.

В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы.

Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом.

В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус.

Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться.

Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение.

Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

ресоциализация

2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.

3.5 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статусов, реинтеграция и востребованность в обществе.

2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «ресоциализация» в других словарях:

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis общественный ) англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его… … Энциклопедия социологии

Ресоциализация — (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни… … Википедия

ресоциализация — resocializacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Patirties perėmimas, naujų vertybių, įgūdžių išsiugdymas vietoje ankstesnių, netvirtai išugdytų arba pasenusių veiklos vyksme. Resocializacija svarbi užbaigus sportinę karjerą.… … Sporto terminų žodynas

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Ресоциализация — (ре + лат. socialis – общественный). Один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации … Толковый словарь психиатрических терминов

ресоциализация — см. социализация … Большой юридический словарь

Ресоциализация — (ре лат. socialis – общественный) – аспект реабилитации, означает восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis общественный) англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его… … Толковый словарь по социологии

  • Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии, Н. Ф. Яковлева. В работе обобщен и систематизирован опыт ресоциализации и воспитания несовершеннолетних осужденных в Канской воспитательной колонии. Описаны особенности психофизического развития… ПодробнееКупить за 140 руб электронная книга
  • Реадаптация и ресоциализация, Д. В. Сочивко. Реадаптация и ресоциализация являются двумя факторами изменения поведения человека в направлении большей социальной адаптации. Эти изменения в течение всей жизни происходят в конкретном… ПодробнееКупить за 110 руб электронная книга

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Ресоциализация

Ресоциализация

процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

resocialiwtion). Вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.

отказ от культурных образцов, глубоко освоенных прежде, и обращение к другим образцам, противоположным по своему характеру прежним

усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

от лат. re — приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis — общественный) — англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

(ре- приставка, которая означает повторное, обновленное действие) – подготовка к возвращению индивида в привычную культуру, среду, восстановление социальных связей.

Ресоциализация осуществляется в процессе специально организованной социальной работы с лицами, которые потеряли все это в результате физических и психических травм, а также с осужденными за совершенные преступления с целью подготовки их к жизни на воле по общественным нормам после отбытия наказания.

Ресоциализация осуществляется в социальнореабилитационных центрах, в исправительно-воспитательных учреждениях пенитенциарной системы.

Ресоциализация в учреждениях пенитенциарной системы – это осознанное восстановление осужденного в социальном статусе как полноправного члена общества, возвращение его в самостоятельную общепринятую социально-нормативную жизнь в обществе; изменение личностных качеств осужденного, формирование у него саморегулятивного стабильного социально-нормативного поведения после освобождения; один из путей достижения цели зашиты интересов личности, общества и государства. Основные идеи ресоциализации отражены в принципах пенитенциарной педагогики: формирование социально-нормативной личностной позиции в соответствии с индивидуальными проблемами и потребностями осужденных); тесная связь с реальной жизнью (путем восстановления социальнополезных связей и отношений осужденных, формирование у них позитивных социальных установок, привлечения к социальной полезной и значимой деятельности); научное обоснование восстановительных программ и технологий, а также создание условий для их реализации (специально подобранных и разработанных психолого-педагогических тренингов, ресурсного обеспечения восстановительной работы); соблюдение законности (правовой регламентации, подчинения социально-восстановительных действий требованиям криминально-исполнительного права); комплексный подход (изучение, развитие и коррекция интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной сфер и поведения средствами умственного, морального, трудового, правового, эстетического, физического и других взаимосвязанных направлений социально-восстановительного процесса в их единстве и взаимообусловленности); дифференциация (оптимальной разработке и реализации «типовых» программ воспитательной, социальной работы с различными категориями осужденных на основе личностно ориентированного подхода). Практикой доказано, что эффективность ресоциализации лиц увеличивается при условиях: их собственной мотивации и активной деятельности по самоопределению и процессу ресоциализации; соответствия содержания, форм и методов социальной работы задачам ресоциализации и индивидуальным потребностям и возможностям личности; позитивных межличностных взаимоотношений; опоры на позитивные качества.

Найдено научныех статей по теме Ресоциализация — 0

Найдено презентаций по теме Ресоциализация — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей.

ресоциализация 2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ, определение — (ре- приставка, которая означает повторное, обновленное действие) – подготовка к возвращению индивида в привычную культуру,

Источник: http://psiholog4you.ru/chto-takoe-resotsializatsiya/

Ресоциализация — это что? Как проходит процесс ресоциализации личности?

Понятие, которое охватывается словом «социализация», содержит в себе процесс соединения с обществом. Вся суть этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других.

Их наименования образованы с помощью прибавления приставок. Такими являются «десоциализация» и «ресоциализация». 1-ое из их значит такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При всем этом человек приобретает нехорошие установки и стереотипы поведения.

Это приводит к дестабилизации и деформации публичных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На начальном шаге это происходит неосознанно. Малыши и дети перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный стиль жизни. При всем этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды.

К тому же так, по их понятиям, они резвее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется соц контроль. При всем этом дети либо малыши получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения.

Трудолюбие, милосердие и доброта в таковой среде просто высмеиваются.

Весь процесс десоциализации время от времени осуществляется стихийно. Но в неких случаях его проводят преднамеренно. Примером тому может служить воспитание у подростков криминального поведения для вовлечения их в нелегальную деятельность. При всем этом обширно употребляется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, разными муниципальными институтами общественного контроля применяется ресоциализация.

Это понятие значит определенный вид конфигураций, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего.

В данном случае приставка «ре-» значит разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В процессе этого процесса происходит принятие человеком тех положительных понятий, которые одобряются обществом.

Внедрение термина

Понятие «ресоциализация» довольно обширно употребляется не только лишь представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и преподаватели. Касается он соц мер, которые используются обществом к людям, вставшим на преступный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых способностей и ценностей, которые должны поменять прежние устаревшие либо недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих разные виды отклоняющегося поведения.

Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного общественного статуса, также переориентация негативных установок.

Решение данной задачки кроется в положительном отношении педагогически направленной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» – это термин, который употребляют юристы при решении заморочек уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При всем этом отмечается, что у субъектов юного возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его итог.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые производят соц контроль. При всем этом ими же и могут быть приняты надлежащие меры ресоциализации.

В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, публичные организации, также правоохранительные органы в лице собственных профилактических структур. Часто ресоциализация личности проводится без лишения свободы.

Но при совершении человеком социально небезопасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отчаливает в места лишения свободы. При всем этом ресоциализация – это определенный шаг, призванный вернуть социально полезные связи личности с обществом.

В процессе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, также закреплены положительные эталоны соц ценностей. Особыми институтами, которые производят процесс ресоциализации в этом случае, являются последующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— кутузки.

Основная задачка, которую призваны решать данные социальные университеты, — это перевоспитание и исправление осужденных, другими словами ресоциализация.

Острота задачи

Тему ресоциализации связывают не только лишь с теми, кто сделал уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, огромное значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, нездоровых, также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий либо аварий.

Таким людям нужна не только лишь соц помощь. Для проведения обычного процесса ресоциализации пригодится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ждать не следует, если не будет снята чувственная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и разные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Подобная работа в Рф проводится реабилитационными центрами. В связи с этим появляется необходимость ускоренного развития таковой гуманистической психологии, которая была бы нацелена на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует фактически у каждого человека. При всем этом положительные результаты возникают только при снятии чувственного напряжения.

Заключение

В биографии человека есть определенные актуальные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга принципиальные вехи. В каждом новеньком цикле происходит смена соц ролей, приобретается новый статус.

Часто актуальные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружественных контактов, переменами обычного распорядка. При переходе на новейшую ступень человек вступает в новый цикл. При всем этом ему приходится повсевременно переобучаться.

Данный процесс распадается на два шага, которые имеют особенные наименования. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, молвят о десоциализации личности. На последующем шаге происходит обучение.

Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старенькых. Данный процесс носит заглавие ресоциализации, которая может быть так глубока, что приводит к конструктивным изменениям стиля жизни.

Примером тому может служить российский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совсем новейшей, многосторонней и богатой культуре. Личности приходится отрешаться от старенькых норм и традиций, что происходит под воздействием нового актуального опыта.

Источник: https://tipsboard.ru/resocializaciya-eto-chto-kak-proxodit-process-resocializacii-lichnosti/

Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема

Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема Згурская Е.Н.,

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы людей третьего возраста в социально-культурном контексте.

Анализируются социальные, психофизиологические и культурно-досуговые аспекты жизни пожилых людей. Рассматривается специфика десоциализации и ресоциализации людей третьего возраста.

Обосновывается возможность использования потенциала социально-культурных технологий в целях их ресоциализации.

Ключевые слова: десоциализация людей третьего возраста, ресоциализация людей третьего возраста, социально-культурные проблемы, социально-культурная деятельность, социокультурные технологии

Стремительно развивающиеся информационно-сетевые процессы, а также возрастающие глобализирующие тенденции, характеризирующиеся коренными изменениями ценностно-нормативной системы нашего общества, ведут к возникновению целого ряда социально-культурных проблем людей третьего возраста, которых обычно называют в России пенсионерами или пожилыми людьми, т. е.

тех, кому за шестьдесят лет и более. Пожилые люди, уходя на пенсию, перестают чувствовать свою принадлежность к сообществу граждан, приносящих общественную пользу. Они осознают себя пассивными членами социума и не испытывают социальной востребованности ни со стороны общества, ни государства.

Хотя общеизвестно, что социальное здоровье самого общества во многом измеряется по критерию его отношения к людям третьего возраста.

Однако в российском обществе люди третьего возраста перестают полноценно жить, используя вновь появившееся культурно-досуговые возможности. А утрата жизненной социально-культурной активности ведет к потере общественных навыков и трансформации нормативно-поведенческих установок на уровне личности пожилого человека.

В этих случаях мы можем говорить о десоциализация людей третьего возраста. Сегодня десоциализационные тенденции затрагивают целые слои людей третьего возраста, которые из активных членов общества превращаются в социальный балласт, и, как следствие этого, они не является ценностным объектом, a priori заслуживающим уважение и почитание.

В российском обществе проблемы людей третьего возраста либо игнорируются, либо сводятся лишь к материальному измерению получаемых ими пенсий. Безусловно, пожилые люди пытаются приспособиться к постоянно меняющимся социально-экономическим и социально-политическим современным процессам.

Однако считается, что социальная защита людей третьего возраста — это лишь обеспечение достойного внимания со стороны социальных служб и здравоохранения. Вместе с тем проблема пожилых людей заключается еще и в культурной защите.

Сегодня современные социально-культурные институты избирают своими объектами чаще всего те социально-демографические группы, которые удобно вписываются в воспитательные матрицы современной педагогической науки, например, разновозрастные дети и различные группы молодежи.

А люди пожилого возраста перестают быть профессионально интересными, поскольку в них не видят объекта педагогического влияния и активного субъекта социально-культурной практики.

Однако педагогика взрослых как одно из направлений педагогической науки в той или иной степени обеспечивает теоретическое обоснование работы с данными группами.

А социально-культурная деятельность, в свою очередь, обладая определенным потенциалом, может рассматривать пожилых людей не только объектами, но и субъектами различных направлений, применяя профессиональные технологии в целях их ресоциализации.

Ресоциализацию людей третьего возраста может рассматриваться как процесс их возвращения к социально-активной жизни путем усвоения новых поведенческих моделей, современных форм жизнедеятельности, выработки норм взаимоотношений и культурной интеграции. Кроме того, ресоциализация позволяет сформировать (или закрепить) новые представления о себе и о других.

Пожилые люди трудно осваивают современные формы жизни и плохо формируют новые ролевые отношения. Ресоциализация способствует поддержанию статусно-ролевых позиций личности пожилого человека, поскольку она расширяет его ролевые возможности и повышает самооценку.

Эффективность ресоциализации во многом зависит от понимания проблем людей третьего возраста, обладающих социальной и культурной спецификой.

Как показывает анализ геронтологических теорий, в старости происходит сложный социально-психологический поворот: от событий внешнего мира личность пожилого человека переключается на свой внутренний мир.

В силу психолого-физиологических причин многие из пожилых людей замыкаются в индивидуально-личностном пространстве, которое в большинстве своем наполнено одиночеством и социальным забвением. Лишаясь своего привычного социального окружения, они не в состоянии не только устанавливать новые взаимоотношения, но и поддерживать старые социальные связи.

Пожилые люди остаются один на один со своими проблемами, а их физическое и социальное нездоровье лишь усугубляется, порождая депрессии и многочисленные проблемы со здоровьем.

Поэтому главным критерием при определении доминирующих качеств личности пожилого человека является его общее физическое состояние.

Как известно, с возрастом происходит ухудшение здоровья, что оказывает самое серьезное влияние на протекание всех процессов.

«В то же время, если здоровье является ценностью для человека, то данное обстоятельство будет оказывать влияние на общее состояние человека совсем по-иному, нежели, если оно вообще им во внимание не принимается»1.

Происходящие личностные изменения в старости связаны с нетерпимостью ко всему новому, с возникновением стремления переоценивать положительный опыт прошлого, с преобладанием неприязненного и недовольного отношения к окружающим, часто сопровождаемого личными обидами и нескрываемой подозрительностью.

А открыто пропагандируемые предпочтения молодым людям в различных сферах, включая СМИ, приводят к открытой дискриминация людей третьего возраста, которых не приглашают участвовать в важных социально-культурных событиях, т. е. сегодня в российском обществе мы можем констатировать процветание эйджизма.

Утрата социальной идентичности ведет к невозможности самоопределения индивида в социальном пространстве и выработке им поведенческих стратегий, необходимых для того, чтобы занять желаемую позицию (В. А. Ядов).

Поколению пожилых людей, проживших всю жизнь при социализме, с трудом дается определения, кто они в новом мире, и часто очень сложно без поддержки близких выработать стратегию и позицию.

68,5% пожилых людей не понимают и не принимают произошедших социальных изменений.

Существуют различные причины социально-неопределенного состояния пожилых людей в реальной окружающей действительности. В частности можно отметить лишь некоторые из них:

Во-первых, это необходимость делать переоценку ценностей. Пожилые люди все жизнь жили идеалами и ценностями эпохи социализма. Они осуждали капиталистический образ жизни, а теперь им приходится принимать то, что раньше они отвергали.

Во-вторых, утрата самостоятельности. В молодости и зрелости они действовали и принимали жизненно-важные решения самостоятельно. Сейчас за них принимают те или решения близкое или дальнее их окружение, т. е. пожилые люди становятся зависимыми от окружающего их мира.

Процесс старения в каждом человеке происходит по-разному. Нельзя применять одни и те же подходы к людям третьего возраста. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому пожилому человеку. Более того, необходимо знать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально психофизиологические особенности и потребности.

Со временем личность пожилого человека изменяется, развивается (или наоборот — деградирует), и вместе с этим происходит изменение потребностей.

Социально-культурные технологии способны обеспечивать ресоциализацию личности пожилого человека, влиять на формирование мотивационного компонента в структуре его личности.

Досуг людей третьего возраста занимает доминирующее место в их жизнедеятельности. Поэтому формирование мотивации к освоению познавательно-образовательной составляющей досуговой деятельности является одной из важных задач. Культурно-досуговые технологии социально-культурной деятельности способны формировать и обеспечивать познавательные и образовательные мотивы пожилых людей.

Во многих странах Европы и США создана целостная система образования по различным направлениям науки, техники, искусства и т. д. Эффективно работают университеты по инновационным образовательным программам.

В России наработан лишь незначительный опыт организации школ (курсов) по обучению компьютерной грамотности людей третьего возраста или иным обучающим информационным программам. Однако это не стало всеобщей социально-культурной проблемой всего российского общества.

Тем не менее именно это направление деятельности способно решать проблемы ресоциализации путем приобщения пожилых людей к современным видам и формам коммуникации, формированию основ их коммуникативной культуры, выработке стремления к освоению новых информационных знаний.

Сегодня остро стоит вопрос с реализацией творческого потенциала людей третьего возраста.

Художественное и прикладное творчество способно эффективно влиять на эмоционально-психическое состояние пожилого человека, предоставляя возможности не только для самореализации, самостоятельности и самодеятельности, но и создавая условия для продуктивного общения. Участие в творческих коллективах расширяет выбор ролевых позиций пожилого человека, способствует проявлению его социальной активности и культурной интеграции.

Пожилые люди часто сталкиваются с проблемами организации культурно-развлекательной деятельности.

Даже имея устойчивую потребность в развлечениям и релаксации, они не могут в полной мере реализовать свои устремления, поскольку сеть социально-культурных учреждений либо резко ограничена в больших городах, либо вообще отсутствует в небольших населенных пунктах огромной страны.

Это направление во многом способствует укреплению положительного эмоционального тонуса пожилого человека, формирует культуру досуга и, что особенно важно, его ценность, способствует образованию новых социальных связей и контактов.

Отсутствие многочисленных разнообразных учреждений культуры не может в полной мере решит эту проблему. Хотя практика организации специфических учреждений для людей третьего возраста существует.

В Санкт-Петербурге функционируют Комплексные центры социального обслуживания населения, где пожилым людям предоставляют как психологическую, так и социально-культурную помощь.

Сегодня активно работают дома-интернаты малой вместимости, в которых социальная работа включает социальную диагностику, организацию занятости проживающих.

Кроме того, в них существуют направления деятельности, связанные с сохранением общественно-полезной активности проживающих, с созданием благотворительного психологического климата. При этом значительное внимание уделяется организации развлекательно-познавательного досуга и творческим занятиям.

Таким образом, ресоциализация пожилых людей может быть эффективной, если различные технологии социально-культурной деятельности будут направлены как на поддержание, сохранение здоровья пожилого человека, так и на развитие его личности как активного члена общества.

Ссылки на источники

1 Болтенко В. В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте // Экспериментальные исследования в патопсихологии / под ред. А. А. Портнова. М., 1976. С. 163-177.

2 Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. С. 288.

3 Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. № 7. С. 73-79.

4 Преклонный возраст. URL: http: // vozrastinfo. ru (дата обращения: 11. 07. 2016).

Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема

Источник: http://son-net.info/resocializaciya-lyudej-tretego-vozrasta-kak-sociokulturnaya-problema/

Ссылка на основную публикацию