Отзывчивость – что это такое, воспитание отзывчивости

Что значит отзывчивость

Отзывчивость - что это такое, воспитание отзывчивости

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души  – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь.

И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов.  Откликнуться на такую просьбу может не любой.

Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.

Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен.  Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации.

 Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения. В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах.

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их.  Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

Среди них:

  • Душевность,
  • Сердечность,
  • Чуткость,
  • Участливость,
  • Внимательность,
  • Доброта,
  • Человечность,
  • Сострадательность,
  • Добродушие.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками  Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что  отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

  1. Стать внимательнее к происходящему.  Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи. Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?
  2. Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.
  3. Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…
  4. Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Источник:

Отзывчивость — это что такое? Примеры отзывчивости :

Отзывчивость – это умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им.

Такое обобщённое определение можно составить, если заглянуть в толковые словари.

Но в нескольких строчках об отзывчивости рассказать затруднительно, поскольку она является сложным, многосоставным понятием, связанным с человеческой психологией. Поэтому стоит рассмотреть его более подробно.

Характеристика качества

Отзывчивость – это умение человека понимать важность чужих проблем и принимать индивидуальные особенности других людей.

Каждая личность, отличающаяся данным качеством, способна искренне сочувствовать и сопереживать кому бы то ни было. Отзывчивые люди уважают и ценят других членов общества, проявляют по отношению к ним доброту, приветливость и радушие.

Они не совершают плохих поступков и всегда стараются оказать посильную поддержку тому, кто в ней нуждается, даже если просьбы об этом не поступало.

Отзывчивость – это редкое качество. Ведь оно включает в себя и жертвенность, некоторую долю альтруизма. Далеко не каждый человек способен бросить свои дела ради того, чтобы посвятить личное время, силы и ресурсы решению чужих проблем. А те, кто действительно так может, однозначно заслуживают самого сильного уважения.

Родственные качества

Как уже было сказано выше, многосоставность – это то, что характеризует отзывчивость или чуткость, как её ещё называют. У неё есть родственные качества, которые для многих стали её эквивалентами. Как бы то ни было, они отражают разные грани отзывчивости.

К данным качествам относятся сострадательность, милосердие, человечность, внимательность, душевность, участливость, сердечность и доброта.

Именно поэтому чуткость (отзывчивость) личности и называют комплексным, системным, многосоставным понятием.

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним. Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе.

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы.

Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться.

Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Природа происхождения чуткости

Многие люди задумываются: а отзывчивость – это результат воспитания или качество, данное от природы? Это сложный вопрос, и однозначного ответа не существует.

Безусловно, очень важно влияние родителей, семейного микроклимата, воспитания в ребёнке доброты и сострадательности. Но в то же время существует и возможная предрасположенность.

Периодически случается так, что дети из хороших семей, вырастая, превращаются в безразличных и хладнокровных людей. Иногда происходят и прямо противоположные изменения.

Участникам этого исследования необходимо было пройти подробное интервью, в ходе которого они давали развёрнутые ответы на вопросы социального характера. Также они предоставили учёным своё ДНК для анализа.

Оказалось, что больше отзывчивости и сострадания в ходе интервью проявили люди с повышенной выработкой окситоцина и вазопрессина.

О пользе качества

Теперь стоит обратиться к результатам исследования, проведённого специалистами Мичиганского университета. Этот эксперимент доказал, что реже болеют именно отзывчивые люди. И живут они дольше.

Как это удалось выяснить? В течение нескольких лет учёные наблюдали за 400 супружескими парами старше 50 лет.

К тому же такие личности практически не страдают сердечнососудистыми недугами. Всему этому есть научное объяснение. Дело в том, что человек, совершая добрые дела, ощущает себя лучше, получает некое удовлетворение. Организм на это отвечает активной выработкой эндорфина, имеющего обезболивающие и успокаивающие свойства.

Источник: http://novpedkolledg2.ru/instruktsii/chto-znachit-otzyvchivost.html

Консультация для родителей: «Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»

Дети очень часто поступают жестоко – по отношению к животным, друг другу, и взрослым тоже. Поговорим на эту тему, чтобы вместе попытаться справиться с этой проблемой.

Вряд ли родители, мечтают о том, чтобы ребенок, независимо от своего возраста, относился к ним самим жестоко.

Становясь пожилыми, родители ждут от своих детей доброты, внимания, телефонного звонка или короткого визита, их удивляет, что сын давно не звонил, а дочь не находит времени, чтобы заехать хотя бы на минутку, не говоря уже о помощи. И только некоторые старики оглядываются назад, чтобы понять, что они делали не так, воспитывая своих детей.

Когда начинать?

Воспитание отзывчивости нельзя начать с определенного возраста. Мудрые люди говорят о том, что все закладывается задолго до рождения. «Положительная беременность» – это и есть начало воспитания.

Спокойная мать, настроение которой преимущественно является солнечным и беззаботным, обязательно передает тому, кто живет в ее животике, радостные, позитивные эмоции. Постоянное же чувство тревоги, страха, подавленности на уровне гормонов непременно передается и ребенку.

Поэтому, с самого первого момента беременности, женщина должна помнить о своей взаимосвязи с ребенком и уметь правильно настроиться, вести здоровый образ жизни не только физически, но и эмоционально, контролировать свои чувства.

Доброта – это помощь людям и животным. Доброта бескорыстная и добрый человек не ждет чего-то взамен. Поговорите с ребенком о том, что такое хорошие поступки, о том, какие добрые дела уже может делать ваш малыш. Сразу после рождения родители имеют возможность контактировать с малышом.

Почему-то сейчас становится естественным, когда ребенок спит отдельно от мамы, когда мама не слишком часто берет его на руки. Важнейшая цепочка для младенца «крик о помощи – мамины руки», как раз и закладывает в нем основы чуткости и сострадания. Малыш чувствует: если ему плохо, то мама сразу оказывается рядом и не отказывает ему в своем тепле и любви.

Чутко относиться к «просьбам» о помощи – первый шаг воспитании чуткого  и доброго ребенка.

Есть такой психологический термин – «эмоциональная холодность». Он означает неумение проявлять свои эмоции, чрезмерную сдержанность, ровное отношение ко всему, что происходит вокруг. Интересный рассказ мамы семилетнего Антона. «В прошлом году мы с сыном гостили у наших друзей в Европе. Жили в их семье, поэтому во время визита были, как-то говорят, на глазах у всех.

Не могу назвать себя слишком спокойной. Я – мама довольно эмоциональная. Могу отругать, потом искренне приголублю. Мои дети меня знают и, как мне кажется, прощают иногда в сердцах сказанные резкие слова. Тем более, что я всегда извиняюсь, если понимаю, что была не права. А в этот раз в течение поездки я вела себя очень сдержанно.

Затем, проанализировав, поняла – не было ни «плюса», ни «минуса», только сплошной «ноль». Наконец отпуск завершился, мы с сыном в аэропорту, сдаем багаж, именно тогда он мне плача сказал: «Ты меня не любишь, я тебе не нужен!» Я удивлена ​​и даже испугана.

Спрашиваю: «Почему ты так решил?» «А ты мне вообще ни одного замечания не делала, не ругала даже ни разу», – ответил мой ребенок. «Неужели я так часто делаю тебе замечания дома?» – Спрашивала я. «Нет, не часто», – отвечал сын, продолжая утверждать, что я его почему-то разлюбила. В конце концов я разозлилась, ведь не понимала, как себя вести.

Я уверяла, что люблю его больше всех на свете, что я обижаюсь, если он этого не замечает … А сын вдруг глубоко вздохнул, обнял меня и просто сказал: «0, моя мама!» И вполне спокойно отправился за чемоданами. Моя подруга-психолог объяснила мне, что во время поездки я была слишком сдержанной, пытаясь выглядеть прилично «на людях».

А для сына общение с такой малоэмоциональной и холодной мамой оказалось слишком сложным испытанием. Да, я не делала замечаний, но для ребенка это было символом безразличия. И только увидев мою эмоциональную вспышку в аэропорту, ребенок успокоился».

Жестокость порождает жестокость

Этот принцип в воспитании работает всегда. И тут речь идет о любой жестокости, независимо от того, в отношении кого она проявляется. Например, мы, взрослые, можем быть жестокими по отношению к:

– ребенку;

– своим родителям;

– друг другу;

– животным;

– окружающим;

– себе.

Наши дети видят и замечают все. Они буквально копируют наше поведение, воспринимая его как норму и образец.

Например, жестокость по отношению к ребенку проявляется затем в жестоком отношении ребенка к самому себе (он якобы наказывает себя сам, привыкая к тому, что он плохой и заслуживает такого-же отношения). Ссоры между родителями дети воспринимают как проявление агрессии.

Когда мама и папа, дорогие и близкие люди, говорят друг другу злые слова, оскорбляют друг друга и даже могут ударить, то для ребенка это огромный стресс, чрезмерное переживание.

Но если так происходит каждый день, то рано или поздно малыш начинает считать, что это правильно и так и должно быть. Уже через достаточно короткое время родители могут услышать грубые слова из уст ребенка. Спрашивать его «Где ты этому научился?» Не имеет смысла, ведь школу жестокости и грубости малыш прошел дома.

Читайте также:  Любовный треугольник - советы, как из него выйти

Если мама грубо разговаривает с продавцом в магазине, папа отчитывает воспитательницу, то ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, не имеет смысла. Воспитание чуткости начинается именно дома.

Семейные традиции должны быть такими, которые свидетельствуют о правильных поступках.

Например, забота о близких, когда они болеют, помощь в те моменты, когда у кого-то случились неприятности, забота о братьях наших меньших и тому подобное.

Братья наши меньшие

Родителям, чьи дети страдают от повышенной жестокости и агрессии, психологи чаще всего рекомендуют завести домашнее животное. Потому что забота о живом существе способна сделать мягким даже жестокое сердце. Чрезвычайно важно, чтобы родители были настойчивыми и последовательными в своих решениях.

Котенок или хомячок должны быть именно под опекой ребенка, а взрослый может только помочь. Нельзя пустить все на самотек. Малыш еще может не знать, насколько животное нуждается в его защите. Самое главное, о чем нужно рассказать ребенку – что за животным нельзя ухаживать как попало и время от времени.

Ведь любое живое существо нуждается в постоянной пище и уходе. Хорошо, если у вас дома есть животное, о котором вы сначала будете заниматься вместе с ребенком. Это нужно, чтобы малыш понял, что на самом деле означает слово «забота», и проникся ответственностью за жизнь животного.

Многие родители уверяют, что детям зачастую очень быстро надоедает каждый день делать одно и то же: кормить, гулять, чистить клетку и тому подобное. Но это не удивительно, ведь дети любят смену действий и имеют еще не развитую силу воли, чтобы заставить себя делать то, что не хочется.

Именно поэтому ребенок нуждается в помощи взрослого. Основная трудность заключается в том, чтобы не подменить своими действиями действия ребенка.

«Пожилых людей всегда уважают»

Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. А для начала приведем несколько «картинок» из жизни.

Молодая женщина стоит на эскалаторе метро и держит за руку мальчика. Ступенькой выше стоит, покачиваясь, худенькая бабушка. Пожилая женщина оступается и слегка задевает сумкой молодую маму. В ответ она слышит громкую брань, хорошо слышную всем пассажирам.

Папаша с дочерью прогуливаются по парку. У мужчины звонит телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал – прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят! До свидания».

Мама и дочь в примерочной магазина. Девочка надевает платье и говорит маме: «А у меня есть платье, мне бабушка подарила на Новый год, ты, наверное, забыла о нем». «Не забыла, – отвечает мама.

– У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не  будешь ходить». «А что же мы бабушке скажем?», – ужасается девочка.

«Я ей уже все сказала», – резко отвечает женщина.

Когда мы общаемся со своими родителями, то не всегда это общение является хорошим. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что-то доказать, самоутвердиться, чувствовать себя самодостаточными. То есть, чисто теоретически вполне можно объяснить себе и окружающим, почему мы грубы к своим родителям. Но только не нашим детям.

Ведь мы для них – эталон, мера, пример того, как следует поступать в различных жизненных ситуациях. Мама сказала бабушке, что не собирается ее слушать? Папа сказал, что ему некогда ехать на другой конец города, чтобы навестить свою заболевшую маму? А дети все видят и слышат.

Они чувствуют раздраженную интонацию, впитывают нашу модель общения с родными. И потом, когда нужно позвонить бабушке или написать открытку дедушке, мы с удивлением слышим, что ребенок категорически отказывается, ссылаясь на нехватку времени или даже на простое нежелание.

Тогда бессмысленно увещевать и говорить, как это важно – уделить внимание дедушке и бабушке. А уже общение внуков с бабушками и дедушками чаще и вообще может испугать.

«Я не буду тебя слушаться!», «Подумаешь, что ты сказала!», «Иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!», «Ты мне не указ», «А мама мне позволяет!»- слышат дедушки и бабушки, однако, бессильны что-либо изменить. Но страх потерять даже такое общение заставляет их терпеть выходки внуков.

Милосердие – помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным значит оказать поддержку, помочь, ободрить словом.

Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей – попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице. И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников.

По мнению одной моей знакомой, понимать это начинаешь только тогда, когда сам становишься бабушкой или дедушкой. Когда сердце замирает от телефонного звонка, когда все готов отдать за то, чтобы увидеть любимого внука.

Когда настроение зависит от того, придут в праздничный день внуки и дети.

Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания.

Помню, как в детстве меня наказал мой дедушка. «Что делает бабушка?» – Спросил он меня. «А, по телефону болтает», – бездумно ответила я. С тех пор навсегда запомнила, что бабушка болтать не может, она может разговаривать. Нет, дедушка совсем не ругал меня. Он просто тихо сказал, что я ошиблась и так не может быть.

И это был мой самый важный урок. Вот так и в воспитании наших собственных детей – обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники – это и есть воспитание отзывчивости.

Места для пассажиров с детьми

Вопрос: «Когда едешь в транспорте с ребенком, то нужно настаивать, чтобы он уступал место бабушке, которая вошла на очередной остановке?» Многие родители считают, что ребенок обязательно должен сидеть, а то, что происходит вокруг, неважно.

Если ребенок маленький, то, наверное, говорить о том, что нужно уступить место, является чрезмерной крайностью. Но если ваш ребенок уже подрос, крепко стоит на ногах и хорошо понимает, что происходит, то это как раз и есть ситуация, когда можно воспитывать на реальных примерах.

Уступить место пожилому человеку или беременной женщине, или маме с малышом младшего возраста – это правильное поведение. Ведь если жалеть своего ребенка, считая, что пусть лучше сидит, чтобы не тряхнуло на ухабе, пройдет время – и ребенок не уступит место даже собственным родителям. К большому сожалению, многие мамы и папы этого не понимают.

Уступить очередь, поделиться игрушкой или сладостями просто так, только потому, что кто-то рядом – этому ребенка нужно учить. Но учить можно только тогда, когда сам ведешь себя так же.

А не прочитать ли нам книгу?

Книга-именно тот источник идей, который воспитывает нравственность наших детей. Классики мировой литературы писали немало о жалости, доброте и отзывчивости. Достаточно вспомнить «Муму» И. Тургенева, или «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского.

Ребенок, с детства слышит и читает такие книги, с самого раннего возраста задумываться о доброте и милосердии.

Важно не просто читать, но и обсуждать то, что вы прочитали вместе, отвечать на детские вопросы, ставить ребенку вопрос, побуждая его задуматься.

Предлагаю небольшой перечень прекрасных детских книг, которые помогут родителям воспитать отзывчивых детей.

– Оскар Бренифье. Что такое добро и зло?

– Оскар Бренифье. Книга о смысле жизни, дружбе, любви и не только

– Кейт Вестерлунд. Зимняя сказка олененка

– Джеральдина Эльшнер. Рыбка для Миши

– Астрид Линдгрен. Мио, мой мио!

– Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой

– Геннадий Цыферов. Дневник медвежонка

– Элвин Брукс Уайт. Паутина Шарлотты 

– Кейт ДиКамилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда

– Кейт ДиКамилло. Спасибо Уинн-Дикси 

– Оскар Уайльд. Звездный мальчик

– Феликс Зальтен. Бэмби

– Элинор Поттер. Поллианна

– Джемс Мэтью Барри. Питер Пен

Краткое руководство для родителей, где простые слова имеют глубокий смысл ..

– Больше говорите с ребенком обо всем – о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

– Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

– Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

– Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

– Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

– Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

– Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

– Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Источник: http://xn--80aple2av2d.xn--p1ai/psikhologi-sovetuyut/42-konsultatsiya-dlya-roditelej-kak-vospitat-dobrogo-i-otzyvchivogo-rebenka

Мир эгоизма. Как воспитать отзывчивость в детях?

Когда дети маленькие, с ними проще общаться. Они доверчивые, открытые, наивные. Они расскажут обо всем. Но, повзрослев, общение практически сводится к нулю. Даже попытки родителей поговорить с ребенком бывают тщетными. Подросток становится замкнутым, неразговорчивым или отвечает односложно. А когда он скрытен, ему трудно доверять.
Причиной тому может быть желание быть независимым.

Многие подростки хотят быть слишком свободными, быть самостоятельными. Ограничение свободы со стороны родителей может вызывать у них бунтарство и нежелание быть под «каблуком».

Но несмотря на это, все – таки подростку придется в свое время пересесть, образно говоря, с места пассажира на место водителя и поучиться ездить по опасным, неизведанным дорогам жизни.

В отличие от детей раннего возраста, для которых понятны только «черно-белое», подростки уже могут воспринимать «оттенки серого». То есть ребенок в старшем возрасте уже может на многие вещи смотреть здраво. Он уже понимает, что в жизни не все бывает просто.

Поэтому такое абстрактное мышление помогает подростку разбираться в некоторых сложных вопросах. Трудность бывает в том, что зачастую, формируя свое мнение, ребенок может с вами быть не согласен и оспаривать ваше мнение.

Что предпринять родителям?
Не упускать возможность общаться. Дети более откровенны, когда вместе с родителями делают что-то интересное, важное. Во время совместного отдыха или поездки, то есть в такой непринужденной обстановке, дети также чувствуют себя более раскованно и открыто делятся своими чувствами и впечатлениями. Поэтому всегда пользуйтесь неформальной обстановкой!

При разногласиях излагайте суть. Не желательно спорить и доказывать неправоту ребенка до хрипоты. Не лучше ли спокойно высказать суть проблемы и остановиться? Это больше заложится в памяти, чем излишнее многословие. Поэтому говорите кратко и по существу, не раня чувств своего ребенка. Будьте хорошим слушателем.

Если выслушать, что по сути беспокоит подростка, можно увидеть саму проблему. Будьте гибкими. Подумайте, что сказать. Войдите в его положение. Скажите, что вы его понимаете и очень желаете ему помочь.

Не будьте «палочными». В этот момент ребенку необходимо убедительное заверение в вашем понимании и поддержке. Чувствуя ваше плечо, он скорее всего прислушается к вашему совету.

Вы станете ему самым лучшим другом.

Переживайте трудности вместе! Пытайтесь сохранить спокойствие. Бурная реакция в споре обычно не дает положительных результатов и не объединяет семью. Не разрешит она и самой проблемы, а наоборот, усугубит ее еще больше. Поэтому не реагируйте на слова, которые зачастую произносятся «в сердцах», попытайтесь сохранить мир в семье и особенно со своим ребенком.

Направляйте! А не диктуйте. Чтобы наш ребенок становился зрелым, необходима тренировка и качественное его формирование.

Его проблема — это его «упражнение», которое он сам должен решить, а не вы за него. Вместе обсудите ее и спросите, какое решение своей проблемы он видит, как он хочет разрешить данную ситуацию. Какие у него мотивы? Возможно в этот момент он спросит и ваше мнение. И тогда вы вместе с желанием будете сотрудничать.

Источник: http://www.ObsheeDelo.com/Mir_egoizma_Kak_vospitat_otzivchivost_v_detyah

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире.

 Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу.

 Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Читайте также:  Летняя депрессия - симптомы, причины, что делать и как справиться

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они.

Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-vyrastit-rebenka/

Отзывчивость

Оказывается, стать добрым человеком невозможно, таким нужно только родиться. Но стать немного добрее, внимательнее, отзывчивее можно, данные качества в себе можно развить, и для этого в психологии существуют специальные тренинги и упражнения. Прежде чем приступать к развитию эмоциональной отзывчивости на практике, нужно знать следующее:

  1. Настоящая эмоциональная отзывчивость должна распространяться на всех, а не только на дорогих сердцу и близких людей. Отзывчивый человек проявляет участие ко всем, кто в этом действительно нуждается.
  2. Все хорошо в меру, и отзывчивость в том числе. Проблема отзывчивости в том, что чрезмерная отзывчивость может обернуться постоянным стрессом, усталостью и даже неврозами. Мы живем в несовершенном мире, и помочь всем просто невозможно. Именно поэтому нужно учиться проявлять доброту, участие и отзывчивость максимально, но не во вред своей нервной системе и здоровью. Иногда просто необходим здоровый эгоизм, то есть доброта и отзывчивость к себе любимой, своим желаниям и потребностям.
  3. Будьте избирательны, проявляйте отзывчивость, сочувствие и участие лишь к тем, кто этого заслуживает. Все мы знаем, что нас окружают множество людей – талантливых манипуляторов. Таким ничего не стоит перекинуть свою работу на безотказного коллегу, оправдать низкое качество маникюра, стрижки или пошитого платья болезнью и так далее. Будьте мудры, учитесь отказывать подлым манипуляторам.
  4. Учитесь проявлять участие и отзывчивость “от сердца”, а не по необходимости. Ведь бывает и так, что эти качества на деле оказываются просто «невежественной» добротой, причины которой кроются в желании прослыть чуткой натурой, которая на проверку оказывается эгоистической и обостренной чувствительностью и даже тщеславием.

Отзывчивость, душевное расположение к людям – качества полезные не только для окружающих, но и для вас самих. Общеизвестно, что люди злые, завистливые и эмоционально черствые часто страдают от мигреней, всевозможных видов аллергии, сердечных недугов.

И наоборот, люди, проявляющие правильную чуткость, доброту и отзывчивость (в позитивном ключе) по отношению к родным, близким и тем, кто в этом действительно нуждается, испытывают от этого сильные положительные эмоции, душевный подъем и даже настоящее счастье.

Даже ученые сделали вывод, что люди, которым свойственны отзывчивость, душевность, меньше болеют, выглядят обычно намного моложе, чем их злые и бесчувственные ровесники, средняя продолжительность жизни у таких людей выше.

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Сегодня многие верят, что все, что вы делаете, возвращается к вам, в той или иной форме. Мысли материальны, и это факт, как бы банально он не звучал. Отзывчивый и добрый человек видит такими же многих людей вокруг себя, и попутно как бы формирует вокруг себя компанию таких же, как он сам.

Проблема человеческой отзывчивости и взаимопомощи сейчас как никогда актуальна, но быть добрым человеком нелегко, это – тяжелый труд, постоянная работа над собой, воспитание в себе терпимости, лояльности, чуткости. Не стремитесь измениться сразу же, за один день, не пытайтесь помочь всем вокруг – начните с малого.

Можно просто спокойно извиниться в ответ на резкую фразу, накормить голодного бездомного котенка, уступить в трамвае место пожилой женщине, позвонить лишний раз родителям или бабушке.

Очень скоро вы с удивлением обнаружите, что стали ощущать себя по-другому, жизнь обрела новый смысл, а хорошее настроение вас не покидает!

Источник: https://womanadvice.ru/otzyvchivost

Как воспитать отзывчивого и доброго ребенка – Развитие ребенка

С рождения каждый из нас обладает определенным темпераментом и генетической предрасположенностью. Поэтому некоторые люди от природы более доброжелательны, чем остальные.

Но детские психологи утверждают, что данную черту характера можно развить в ребенке, и в этом поможет любовь окружающих и благоприятная домашняя обстановка.

Негативные реакции свойственны нам от природы, но каждый человек должен научиться справляться со стрессом и гневом, чтобы не причинять вред окружающим.

Родители считают, что проблемы с гневом связаны с характером ребенка, на самом же деле они связаны с работой мозга. Фронтальные доли мозга отвечают за действия, которые называются «управляющими функциями». С их помощью мы контролируем свои импульсы и побуждения, останавливаем себя, организуем свои действия, думаем о последствиях.

Управляющие функции окончательно формируются в период ранней зрелости. Поэтому контроль над гневом и злостью у ребенка может быть развит, как и любой другой навык, и для этого требуется любящее окружение.

Жесткое отношение родителей к ребенку только усиливает проявления гнева и даже агрессии. Нельзя физически наказывать или стыдить ребенка за плохое поведение.

Исследования показывают, что применение силы в попытках родителей уменьшить агрессию ребенка только усугубляет проблему.

Что обычно вызывает детскую агрессию?

Одной из причин может быть генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. Иногда агрессия и гнев у детей свидетельствуют о склонности к депрессии или тревожности.

Низкая самооценка может приводить к тому, что ребенок срывается на окружающих. У многих детей недостаточно развиты социальные навыки, поэтому они агрессивно отвечают на малейшие обиды.

Некоторые дети, которые подвергались буллингу, начинают проявлять ответную агрессию.

Чаще всего детская агрессия вызвана простыми причинами. Недостаток сна или питания может приводить к проблемам с поведением. Качество сна ребенка очень влияет на его настроение. Соответственно, обеспечение ребенку здорового сна помогает бороться с фрустрацией и уменьшает агрессию.

Еще одним фактором является ежедневное потребление белков и «хороших» жиров. Они участвуют в создании нейротрансмиттеров, которые регулируют познавательные процессы, эмоции и поведение. Недостаток данных питательных веществ в организме может приводить к агрессии.

Обеспечивая ребенку здоровое питание, родители могут помочь ему контролировать свое поведение. Также стоит ограничить потребление ребенком сахара.

Как развить доброту у ребенка, если он склонен к агрессивному поведению

Иногда ребенка невозможно научить доброте, пока он не научится справляться со злостью. Научите малыша адекватно справляться с агрессивными импульсами с помощью такой техники: засуньте руки в карманы, сделайте три шага назад, «сбросьте» свою злость на пол и растопчите её.

Используйте другие техники борьбы с негативными эмоциями:

  • Один из наиболее быстрых и эффективных способов успокоить ребенка – назвать эмоции, которые он испытывает, и выразить ему сочувствие.
  • Предложите ребенку вернуться к проблемной ситуации и переиграть её. В конце концов, мы хотим, чтобы он научился по-другому реагировать на ситуации. Недостаточно просто наказывать за плохое поведение.
  • Когда ребенок спокоен, покажите ему пример доброты. Следует выражать ребенку признательность за всё, что он делает хорошо. Так его сердце смягчается, и он учится доброте. Также в общении с ребенком приветствуется юмор.
  • Учите сочувствию в игровой форме. Во время просмотра фильма сделайте паузу и спросите: «Как ты думаешь, что этот мальчик сейчас чувствует? Почему?» Наблюдая за окружающими, пытайтесь понять их эмоции по выражению лица. Доброта начинается с того, что ребенок учится ставить себя на место другого, догадываясь о его чувствах.
  • Акцентируйте внимание на маленьких примерах доброты, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Например, когда один человек пропускает другого в очереди, уступает место в автобусе и других.

Как показать ребенку пример доброты?

Демонстрируйте доброту и понимание в повседневных ситуациях. Управляя автомобилем, следите за тем, что вы говорите другим водителям. Будьте вежливы с офисными работниками, даже если вы прождали в очереди полчаса.

Когда мы кричим на других взрослых или унижаем их, мы показываем пример резкого, деструктивного взаимодействия с окружающими. Если это произошло, можно забрать свои слова обратно или извиниться.

Хорошим примером будет, если вы сделаете глубокий вдох и скажете: «Извините, я знаю, что это не ваша вина. У меня был трудный день, и я не хотел(а) срываться на вас».

Взрослые всегда показывают ребенку пример того, как справляться с жизненными ситуациями. Мы должны научить своих детей правильно реагировать на различные обстоятельства. Если мы покажем им, как управлять собственными эмоциями, мы сделаем большой шаг к тому, чтобы воспитать в них доброту.

Что делать, если ребенок продолжает проявлять агрессию, несмотря на все усилия родителей?

Нам сложно понять, какой стресс испытывает ребенок из-за плотного распорядка дня и множества других факторов. Из-за этого у него просто не остается сил, чтобы справляться с эмоциями. Следуйте простым советам:

  • Проводите время с ребенком. Гуляйте вместе с ним. Замечайте, что происходит вокруг. Не обсуждайте проблемы, говорите о приятных для вас обоих вещах.
  • Ограничьте время, проводимое за компьютером и телевизором. Жестокие компьютерные игры существенно влияют на чувства ребенка.
  • Научите ребенка техникам осознанности – это поможет ему стать спокойнее.
  • В доступной и веселой форме учите ребенка, как устроен человеческий мозг. Детям, которые считают себя плохими из-за того, что испытывают злость, можно рассказать об особенностях работы определенной чаcти мозга, лимбической системе, и тогда они уже не будут чувствовать себя такими плохими.
Читайте также:  Как перестать ревновать мужа - советы психолога

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.80 из 5 на основе 5 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/4533/

Такой добрый: как развивать в малыше отзывчивость?

Такой добрый: как развивать в малыше отзывчивость?

Как и классические знания и представления о мире, лучшие человеческие качества малышу могут передать только его родители и взрослые наставники. И лучшим способом рассказать и привить ребенку отзывчивость, развивать его эмоциональную сферу является игра.

По сюжету: какие игры развивают эмоциональную восприимчивость ребенка?

В сюжетно-ролевых играх, например, «дочки-матери» или «больница», ребенок разыгрывает сюжеты из жизни взрослых, переживает самые разнообразные чувства, а значит, расширяется его эмоциональный репертуар. Переживая широкую палитру чувств, кроха начинает лучше понимать других людей, а это и есть первый шаг к сопереживанию.

В деле развития доброты и отзывчивости полезны и те игры, в которых детям нужно сотрудничать с другим человеком, выстраивать командное взаимодействие, работать на общий результат.

Игры-соревнования, напротив, не способствуют формированию эмоциональной отзывчивости.

Детям в дошкольном возрасте в случае проигрыша крайне трудно радоваться успехам другого, а победителям – не проявлять естественного злорадства.

Это, конечно, не значит, что нужно полностью исключить подобные игры из жизни детей. Скорее, указывает на то, что взрослым стоит научить малыша радоваться не только собственным, но и чужим успехам.

Кто твой герой?

Мощным средством формирования сочувствия является художественная литература и сказки. Обсуждайте с ребенком прочитанное, делая акцент на том, что чувствовали персонажи, размышляйте о том, кто из них больше нравится ребенку и почему, придумывайте новые сюжетные ходы.

Например, предложите малышу подумать, что было бы, если бы персонаж сделал другой выбор, иначе отреагировал на происходящее? Обратите внимание ребенка на то, что ситуации реального общения людей достаточно сложны и могут не иметь одного, простого решения.

Например, что делать, если твой лучший друг говорит неправду и просит тебя никому об этом не рассказывать? О таких сложных «задачках» тоже нужно говорить с малышом.

Как настроение?

Поиграйте с ребенком в игру «Настроение». Подготовьте несколько масок, изображающих различные эмоции. Надевайте их по очереди и просите малыш скопировать эмоцию, назвать ее и рассказать о ситуациях, в которых человек переживает такое настроение. Кроме того, настроение можно не только обсуждать, но и рисовать.

Как в театре

Отлично развивает умение понимать чувства других людей театрализованная деятельность. С самого раннего возраста родители могут показывать малышам простые сказки, например, используя куклы или устраивая театр на столе.

Постепенно подключайте малыша к разыгрыванию: сначала он может договаривать знакомые фразы, затем разыгрывать сюжет целиком, принимая на себя роль. Вместе с ребенком продумайте интонации, обсудите мимику, жесты персонажей.

Это поможет крохе прочувствовать героя, понять его.

Что ты чувствуешь?

Обязательно рассказывайте крохе о том, что чувствуете вы сами в той ли иной ситуации. Возможно, малыш не разберется в причинах, но ему стоит видеть, что и взрослому иногда нужны поддержка и помощь.

Часто родители старательно транслируют малышу только свои положительные эмоции, скрывая от него переживания. Но куда важнее дать малышу знать о том, что все люди переживают разные настроения и чувства.

Достойно похвалы

Когда дело идет о проявлении заботы и понимания к окружающим, не стоит требовать от малыша слишком многого. Так, например, малыш может очень любить бабушку, но задача дать ей отдохнуть, не играя и не бегая вокруг в течение нескольких часов, может оказаться для подвижного ребенка непосильной! И в этом случае ругать малыша не за что.

В то же время его добрые поступки, пусть даже самые простые, обязательно должны одобряться. Учите малыша замечать тех, кому нужна помощь. Например, не бросайтесь самостоятельно помогать старшему ребенку, а позовите младшего: «Посмотри, братик расстроен, давай его пожалеем. Ему нужна наша поддержка».

Обратная сторона сочувствия

Занимаясь развитием эмоционального фона малыша, внимательно наблюдайте за его реакциями.

Как предупреждают психологи, чувствительные дети, переживающие и за бездомного котенка, и за сломанную куклу, и за уставшую бабушку, склонны к тревожности, ранимы и обидчивы.

Занимаясь с такими малышами «с тонкой кожей», стоит уделить больше внимания ситуациям, которые научат их постоять за себя и не зацикливаться на неудачах.

Посмотреть комментарии(4) Оставить комментарийПоделиться

Источник: http://mir-tema.ru/vospitanie/16974-takoj-dobryj-kak-razvivat-v-malyse-otzyvcivost

И чувства добрые… (о воспитании сочувствия)

вы знаете, что 30-40% детей возраста 5-6 лет обладают низким уровнем эмоционального развития?

Цифра на самом деле ужасающая. Понятно, откуда берется такая леденящая душу жестокость подростков. Многие сталкивались и с тем, что дети разного возраста буквально испытывают радость от страданий сверстников или животных. Подобные видео в сети не редкость.

Дефицит доброты в наше время – один из самых страшных. А корнями он уходит именно в дошкольный возраст, когда по разным причинам ребенок сначала не получает достаточно любви и внимания в семье, затем испытывает длительное эмоциональное неблагополучие,          и в итоге теряет естественные нравственные ориентиры.

Психологи называют способность к сочувствию одним из важных качеств психически здорового человека.

Способность к сочувствию как одно из главных свойств личности в норме подразумевает не только способность поставить себя на место другого человека, понимание и сопереживание чувствам другого человека.

Это обязательно еще и активное действие по отношению к объекту сочувствия, реальная помощь по облегчению страдания другого человека.

Наиболее интенсивно эмоциональная составляющая личности человека развивается в дошкольном возрасте.

Способность человека «считывать» эмоции других людей принято называть эмпатией. Считается, что эмпатией от рождения наделен каждый человек. Как любая способность, эмпатия может остаться неразвитой. Сочувствие, сострадание – это результат развития эмпатической способности.

Определите уровень развития эмоциональной отзывчивости

Учитывая, что эмоциональная восприимчивость каждого ребенка неодинакова, хорошо для начала определить ее исходный уровень.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Активно откликается на эмоциональное состояние близкого человека или другого ребенка.
  • Правильно отвечает на вопросы вида: «Можно ли кричать, когда папа или мама спит? Почему?»
  • Спрашивает, нужна ли помощь в какой-либо сложной ситуации, охотно предлагает свою помощь и оказывает эту помощь самостоятельно.

Средний уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Радуется успехам сверстника, замечает эмоции других людей, но не пытается утешить или подбодрить в сложной ситуации.
  • Отвечает на вопросы вида: «Можно ли дергать кошку за хвост? Почему?» — в целом правильно, с небольшими ошибками. Характерны ошибки при объяснении обоснования выбора.
  • Дает советы по выходу из сложной ситуации, оказывает помощь после подсказки взрослого.

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Равнодушен к неудачам или успехам других детей.
  • Отвечает на вопросы вида: «Если ты разбил чашку, а мама подумала на брата и ругает его, надо ли сказать правду? Почему?» — неверно, руководствуясь в ответе своей выгодой и желаниями.
  • Не интересуется затруднениями родных и сверстников, не оказывает помощь даже после подсказки взрослого.

Как повысить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольника

Маленьким детям изначально свойственна яркая эмоциональная реакция на события, происходящие вокруг. В дошкольный период чувства ребенка: и смех, и радость, и слезы, и сожаление, — особенно искренни.

При этом ребенок естественно стремится к общению. Все это нужно использовать для воспитания чуткости, внимания к ровесникам, младшим детям и взрослым.

Начните с самого ребенка

Некоторые родители придерживаются образа некоего «сурового» воспитания, особенно с мальчиками:

  • Устал? – Ничего, я тоже устала.
  • Ушибся? — Не плачь, мужчины не плачут!
  • Потерял игрушку? – Сам виноват, надо следить за своими вещами.

«Спартанское» воспитание эмоциональной сферы – вещь абсолютно недопустимая!

Родители должны знать, что основа эмоциональной отзывчивости закладывается их собственным отношением к проблемам ребенка. Его неприятности, боль, переживания должны всегда встречать сочувствие и понимание. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда помогут ему в любой трудной ситуации.

Только в этом случае ребенок сможет перенести добрый пример с себя на окружающих.

Маленькие вопросы

Когда эмоциональная сфера ребенка небогата, но отношение родителей к ребенку находится на должном уровне, начинать можно с небольших вопросов:

  • Посмотри, мальчик упал! Наверное, ему больно, вспомни, как тебе было больно, когда ты падал?
  • Посмотри, у девочки отняли куклу! Как ей обидно! Ты ведь обижался, когда у тебя отнимали машинку?
  • Как ты думаешь, папа будет рад нашему подарку на день рождения? Вспомни, как ты радовался подаркам?

Цель таких вопросов – запустить механизм переноса собственных, знакомых эмоций на других людей. Этот маленький шаг к умению понять другого – начало пути доброго отношения к миру и людям.

Рассказ о чувствах

Рассказывайте ребенку, что вы чувствуете по тому или иному поводу. Спрашивайте, что чувствует он. Задавайте вопросы, что, по мнению ребенка, может чувствовать тот или иной человек в разных ситуациях.

После прочтения сказки, стихотворения поговорите о чувствах героев книги, о причинах их поступков, обсудите, какие герои хорошие и добрые, какие плохие и злые и почему.

Обсуждая события в детском саду, на детской площадке, выясняйте мотивы поступков ребенка и других детей, спрашивайте, какие чувства вызывают события у ребенка и других детей.

Если ребенок ведет себя агрессивно или неправильно, не говорите ему, какой он плохой. Сообщите, какие чувства у ВАС вызывают его действия. Объясните, почему.

Воспитание действием

Если ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в эмоциональной сфере окружающих людей, и одновременно с предыдущими рекомендациями, приучайте ребенка к действенному добру.

Сначала используйте прямые указания:

  • Дай Маше совок, ей нечем насыпать песок.
  • Достань сестренке куклу, она еще маленькая и не дотягивается до полки.
  • Помоги бабушке донести сумку, она старенькая, ей тяжело.

Потом косвенные:

  • Посмотри, братик упал, что нужно сделать?
  • Что сделает моя добрая девочка, если у нее много кукол, а у Маши ни одной?
  • Как мы будем себя вести, когда папа спит?

Затем создавайте условия для самостоятельных действий ребенка:

  • Оставляйте ребенка присмотреть за больной бабушкой.
  • Попросите поиграть с младшим братом/сестрой.
  • Найдите престарелого человека, живущего по соседству и мотивируйте ребенка помогать ему.

  • Заведите домашнее животное — питомца, посетите приют для животных, зимой постройте кормушку для птиц.

Постепенно ребенок и на словах, и на практике узнает о том, что добрый человек не обижает товарищей, братьев, сестер. Добрый человек не мучает животных.

Добрый человек не смеется над неудачами других детей. Добрый человек приходит на помощь всем, кто попал в нелегкую ситуацию.

Похвала и порицание

Любой, даже самый незначительный, но правильный поступок ребенка должен быть оценен так щедро, чтобы ребенок испытал положительную эмоциональную реакцию по этому поводу. Одобрение взрослых вызывает стремление сделать еще лучше.

Дети не всегда идут по правильному пути, чтобы стать хорошими. Это происходит как от недостатка жизненного опыта, так и от слабой развитости эмоциональной и нравственной сферы. Вовремя сказанное внушительное слово обязательно найдет отклик в душе ребенка. При этом критикуйте сам поступок, а не личность ребенка.

Очень хорошо дать возможность испытать стыд, угрызения совести, сожаления по поводу плохого поступка.

Максим Горький в книге «Сказка жизни» привел такой пример:

Очень сильное средство воздействия на старших дошкольников — юмор. Действие доброжелательного смеха взрослых на ребенка сильнее (и предпочтительнее), чем грубое замечание или наказание.

Собственный пример

Эта уже набившая оскомину истина не становится менее важной от многочисленных повторений. Сложно требовать от ребенка, чтобы он уступал место в автобусе, если этого не делает его отец.

Ваша любовь и правильное отношение к ребенку, отношения друг к другу внутри семьи, пример отношения родителей к близким и посторонним людям, — это то, с чего начинается воспитание отзывчивости. Без начала не может быть и продолжения.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви, заботливости по отношению к родителям, возникающее как ответное на любовь и заботу родителей к своему ребенку.

Негативная информация

Не перегружайте ребенка негативной информацией. Ни один человек не может вместить в себя все страдания, боль и беды других людей. Переизбыток такой информации может вызвать защитную реакцию психики: отторжение, злость, раздражение.

По этой же причине необходимо отстранить ребенка и об информации о насилии, которой забиты телевидение и кино. О том, что происходит в мире нужно говорить с ребенком, учитывая его возраст и особенности психики.

Не отмахивайтесь от воспитания сочувствия! Думайте о том, как ребенок будет относиться к Вам в старости, до которой осталось не так уж много времени.

Источник: http://baby-ved.ru/vospitanie-doshkolnika/i-chuvstva-dobrye/

Ссылка на основную публикацию