Метафорические карты — значение, техники, руководство для работы

Материал по психологии на тему: Применение метафорических ассоциативных карт в консультировании

Метафорические карты - значение, техники, руководство для работы

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Применение метафорических ассоциативных карт

педагогом-психологом в индивидуальном и

 семейном консультировании

(мастер-класс)

Исполнитель:

Зайцева Елена Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» Ленинск-Кузнецкого муниципального района        

                                                                       Консультант:

                                   Трофимов А.Б.,

                                                                 старший преподаватель кафедры

                                                               психологического и социально-

                                                                 педагогического сопровождения

                                                 общего и специального

                                                              (коррекционного) образования

Кемерово 2014

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………….. 3
  2. Список литературы……………………………………………………….10

Пояснительная записка

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное.

Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете.

За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН». Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

«О!» — так называется самая первая колода проективных карт. Всякий, кто ощутил на себе мощь её воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку.

На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты.

В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод).

Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» — для работы с детьми и с внутренним ребёнком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и так далее.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт: «Ёжкины сказки» для работы с детьми и подростками, портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и злодеи», «Тёмная сторона», «Маленькие радости» и другие.

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

— чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

— создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

— возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

— развитие творческих способностей;

— лёгкость освоения методики психологом – не требуется длительного обучения, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

— гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

— привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей.

Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова.

Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Есть два способа выбирать карту: «вслепую» — карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» — карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному.

Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же в слепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карты порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины.

Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа.

Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» — это как раз то, чего не хватает партнёрам в распадающемся браке, это неудовлетворённые потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. «Привет!» Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. «В чём проблема?» Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. «Чего вы хотите добиться?»  Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

4 этап. «Что ещё можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.

5 этап. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями.

Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» — она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Читайте также:  Филантроп - что означает слово?

[1]

Дополнительные правила, связанные с использованием проективных карт.

  1. Неприемлемость «экспертной позиции», в этот раз – по отношению к чужой карте. Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает тот, кто её вытащил. Мы заранее соглашаемся с тем, что у карт нет фиксированного «правильного» значения, что подразумевает различные толкования одной и той же карты разными людьми, в разных контекстах, в разное время и в разное настроение.
  2. Правило невмешательства: если человек по личным причинам не хочет говорить о своих картах, он может отложить их и отказаться от интерпретации. Он может никому не показывать вытянутые карты.
  3. Если два участника хотят взять одну и ту же карту, вначале им обоим предлагается выбрать какую-то другую, которая также покажется им подходящей. Если никто из них не согласен, то можно предложить первому участнику передать карту второму после интерпретации и окончания работы с ней – в таком случае ему придётся закончить работу первым по времени.
  4. Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а участник желает взять две или даже больше, это допустимо. В обсуждении прислушайтесь к тому, какие аспекты карт, следующих за первой, оказались особенно важны для участника.

Метафорические, они же ассоциативные, они же терапевтические, они же проективные. Все эти названия используются как синонимы, хотя чаще используется термин «метафорические», потому что основная психологическая суть работы с ними – работа со зрительной метафорой. [ 2]

Метафора — это переносное употребление слова, образование такого значения. Ассоциативные – устанавливаемые по ассоциации (связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). [3 ] Проективные – свойственные проекции (изображению пространственных фигур на плоскости), характерные для неё.[4]

Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать.

Метафорические карты – это отнюдь не новый вид терапии, не её отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или др., это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал.

Список литературы

  1. Визит в Зазеркалье[Текст]: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.
  2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный[Текст]. – М.: Русский язык, 2000.- 1233с.
  3. Кац, Г. Метафорические карты [Текст]: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.
  4. Киршке, В. Клубника за окном [Текст]: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010
  5. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога[Текст]: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012
  6. Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.
  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений/ C.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/11/12/primenenie-metaforicheskikh-assotsiativnykh-kart-v

Метафорические карты для самопознания — Психология эффективной жизни — онлайн-журнал

Существуют ли карты для путешествия вглубь себя? И если существуют, то как они выглядят и где их взять? И какие пункты на них обозначены? Метафорические, еще их называют ассоциативными, карты и есть такие помощники. Это дверь, через которую вы можете заглянуть в свое бессознательное.

Как психологи работают с метафорическими картами

Метафорические карты представляют собой наборы картинок — пейзажи, портреты, сюжеты, ситуации, абстрактные рисунки. Их часто используют психологи и коучи.

Бывает, что человеку сложно раскрыться, сложно говорить о себе, сложно понять, какие на самом деле чувства и переживания вызывает та или иная ситуация.

А когда клиент рассказывает о том, что видит на картинке, отвечая на вопросы психолога, ему гораздо легче говорить о своих глубинных переживаниях. И легче понимать, какими причинами они вызваны.

Сергею 39 лет, он пришел с запросом про то, что никак не получается преодолеть некий «потолок» заработка. Открывая очередную карту, он меняется в лице и на вопрос «Что вы видите на картинке?» отвечает, что видит угрозу для себя. Что если у него будет много денег, он станет «неживым».

А на карте изображена рука, похожая на руку рыцаря в доспехах, которая протягивает букет цветов обычной «живой» руке. «Это что же получается, — недоумевает Сергей, — у меня настолько сильный страх перед деньгами? И поэтому я никак не могу заработать больше определенной суммы?..»

Ольга, 27 лет, на той же картинке видит благородного рыцаря, который дарит цветы своей даме. И ей очень хочется, чтобы ее молодой человек был тем самым благородным рыцарем. Та же картинка вызывает у Ольги положительные эмоции и мысли о счастливом будущем.

Как это работает

В метафорических картах, в отличие от гадальных, нет заранее определенных значений и смыслов. По ним нельзя сказать, что «выпадет вам дальняя дорога да казенный дом».

В этих картах каждый человек видит свой собственный смысл, свое собственное значение. И психолог не предлагает готовую трактовку картинки, а задает вопросы, чтобы вы сами смогли сформулировать, что вы видите и какой ответ для вас кроется в этом.

Например, если речь о будущем, вы можете получить ответы на вопросы: какое будущее вы хотите, что важно в этом самом будущем? Понять, что может помочь в достижении желаемого, а что — помешать.

Причем беседы по картинкам в сопровождении психолога могут помочь разглядеть такие тонкие нюансы, которые не лежат на поверхности и их не всегда легко увидеть самостоятельно.

И, конечно, найти способы преодоления этих препятствий.

Когда речь идет о какой-то проблемной ситуации в настоящем, то с помощью карт вы можете исследовать варианты разрешения этой ситуации, найти пути выхода из нее.

Бизнес-леди Светлана, 38 лет. «Этот мужчина очень долго работал. Он перекопал и посадил целую аллею деревьев, очень устал. Он даже стоит в неудобной позе, как будто у него болит спина. Он доволен результатом, но ему очень хочется отдохнуть».

Иван, 34 года, менеджер в крупной компании. «Этот парень взял правильный инструмент, и это очень облегчает ему работу. Он доволен тем, что у него есть этот инструмент, и его вдохновляет то, сколько полезного можно сделать для людей с помощью этого инструмента».

И каждый раз психолог задает множество дополнительных вопросов. Например: «Какие чувства вызывает у вас то, что изображено на рисунке? Как это связано с тем, что есть в вашей реальной жизни?»

Как использовать карты самостоятельно, без помощи специалиста

Если вы находитесь в затруднительной ситуации, у вас есть проблема, которую хочется решить, или необходимо сделать выбор и вы не знаете, что именно выбрать, — вы можете самостоятельно использовать карты.

Сформулируйте вопрос к себе, настройтесь на него. Важно, чтобы вопрос был открытым, то есть предполагал развернутый ответ, а не «да» или «нет».

Пример неправильного вопроса: «Будет ли это решение для меня полезным?» (Предполагается ответ «да» или «нет».)

Пример правильно сформулированного вопроса: «Какие плюсы есть у этого решения?» (Предполагается поиск плюсов решения.)

Сосредоточьтесь на вопросе и выберите карту. Карты можно выбирать в закрытую (рубашками вверх) или в открытую. Вы можете тянуть несколько карт, формулируя разные запросы в отношении проблемной ситуации. Например:

  • В чем заключается проблема (что есть сейчас)?
  • Как я хочу решить эту проблему?
  • Какие препятствия могут встретиться в процессе решения проблемы?
  • Что может помочь преодолеть препятствия?
  • Какие шаги необходимо предпринять для разрешения ситуации?

А потом вы разглядываете карты и задаете себе вопросы по каждой из них, последовательно. Примеры вопросов:

— Что я вижу на картинке?

— Какие чувства вызывает у меня эта картинка?

— Что нужно, чтобы улучшить ситуацию, если она мне не нравится?

— Что было до момента, изображенного на картинке?

— Как будет развиваться ситуация в следующий момент?

— Нужно ли что-то изменить?

— Если да, то что именно я бы изменил на картинке?

— Как это отражает то, что происходит в моей жизни?

— Как это отвечает на мой вопрос?

Разрешение конфликтов с помощью портретных метафорических карт

Пример работы с картами для разрешения конфликта на работе. Для такой работы подходит портретная колода — колода, в которой на каждой карте изображен портрет.

Выберите в открытую карту, отражающую вас в этом конфликте. Выберите карту, символизирующую персонаж, с которым у вас конфликт. Задействован ли еще кто-то в конфликте? Выберите карты, символизирующие этих людей.

Затем разложите карты на столе так, чтобы их расположение отражало для вас суть конфликта. Посмотрите на карту, символизирующую вас. Опишите человека, изображенного на карте. Что он хочет сказать другим персонажам? Что он чувствует? Как ему хочется разрешить эту ситуацию?

После того как вы почувствуете, что поток ответов иссяк, возьмите другую карту и ответьте на те же вопросы:

— Что за человек изображен на картинке?

— Как он воспринимает конфликт?

— Что хочет сказать своему визави и другим персонажам?

— Какие эмоции и чувства он испытывает?

— Что он хочет сделать в этой ситуации?

Так рассмотрите и ответьте на вопросы по всем выбранным картам. После этого вновь возьмите карту, символизирующую вас.

— Что изменилось?

— Какие новые чувства и эмоции появились?

— Что теперь хочется сказать другим персонажам?

Посмотрите и на карты, символизирующие других участников конфликта. Что хочется добавить по ним? Что меняется? Что еще хочется сказать персонажам, которые изображены на них?

Продолжайте работу до тех пор, пока не почувствуете, что ваше отношение изменилось. Возможно, конфликт исчерпает себя, возможно, вы увидите пути его разрешения в реальности — что именно нужно сказать или сделать.

После этого поблагодарите себя за проделанную работу.

Если у вас есть колода метафорических или ассоциативных карт, вы всегда можете использовать ее для исследования своего внутреннего мира, для поиска ответов в проблемных ситуациях. И в любой момент можете спросить совета у мудрого советчика — вашего бессознательного.

От редакции

Исследование своего внутреннего мира — тема интересная, но иногда очень не хочется заглядывать вглубь себя из-за страха столкнуться с сидящими там монстрами. Каких монстров и призраков мы неосознанно создаем и лелеем? Давайте разбираться вместе с психологом Еленой Арещенко — http://psy.systems/post/monstry-i-privideniya-kotorye-portyat-nam-zhizn.

Источник: https://psy.systems/post/meteforicheskie-karty-dlya-samopoznaniya

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе психотерапевта

Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

Преимущества МАК

Универсальность и простота

Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

Мягкость, комфорт и безопасность

Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

Читайте также:  Как избавиться от негатива - советы психолога

Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

Сниженное сопротивление

Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента.

Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д.

, с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

Быстрота и глубина диагностики

При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут.

Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания.

И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

Моделирование будущего

Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы.

Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций.

Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.

Как проходят сеансы с использованием МАК?

  1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца.

    Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.

  2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент.

    Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.

  3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
  4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса.

    Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Неуверенность в себе
  • Зависимости
  • Стресс, патологическая усталость
  • Психосоматические заболевания
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • И многое другое…

Как вы видите, с Метафорическими ассоциативными картами работать безопасно, интересно и очень эффективно, особенно если сочетать их с терапией по методу символдрамы.

Автор Александра Дибаже

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/metaforicheskie-associativnye-karty-kak-instrument-v-rabote-psichoterapevta/

Метафорические ассоциативные карты — техники работы

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными.

Метафора позволяет приблизиться к  внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила. Нам очень близка идеология нарративной терапии.

провозглашающей, что проблему можно и нужно отделять от человека, рассматривать саму по себе. Этот взгляд позволяет снижать чувство вины, тем самым ослабляя эмоциональное напряжение, высвобождая силы на решение. Посмотреть на проблему со стороны помогают, в частности, карточки.

Например, человек жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…» Попросите его выбрать карточку, представляющую эту его проблему.

Он выбирает картинку и называет ее
«Нерешительность». Попросите его поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее? Что ее ослабляет? Чего она боится?

Пусть ваш пациент исследует проблему, поговорит с ней, пусть она сама ему расскажет про себя. Назовем эту технику «Очеловечивание», «Одушевление».

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога…).

Можно спросить клиента: «А что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Раз уж мы оживили картинки и заставили их заговорить, давайте пойдем дальше и наполним их музыкой. Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных» карточек, пациент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома.

Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? Кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая? Можно спросить: «Какую мелодию вы хотели бы сейчас услышать (марш, вальс, джаз, рок и пр.

)? Каковы голоса персонажей — кого они напоминают? Какая мелодия звучит внутри тебя?» Назовем эту технику «Озвучивание».

Таким образом, у нас тут целая студия мультипликации: оживили, озвучили… Теперь нам необходим режиссер. Именно так назовем следующую технику работы — «Режиссура».

Можно попросить клиента организовать представление, в котором примут участие присутствующие на карточке персонажи. Потом можно как угодно менять это представление (убирать персонажи, добавлять их и т.п.).

Пациент сам выбрал карточку, это его театр, его метафорическое пространство, его мир. Он здесь главреж, генерал и король. Позволим ему поиграть с героями картинки.

Карточка — это метафорическое пространство, на него человек проецирует себя, свою ситуацию. Инструкция «Что бы ты сюда добавил?» позволяет изменить взгляд на ситуацию внутри себя.

После всех произведенных им изменений хорошо бы спросить: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?» Например, при разговоре про достижение цели человек выбирает карточку, на которой изображен дом с крепко захлопнутой дверью на замке.

Можно предположить, что он недоволен своими жизненными успехами, считает себя неудачником. Попросите его срежиссировать ситуацию на карточке, развить её так, как ему хочется. Предположим, он нашел ключ, открыл замок и распахнул дверь.

Спросите его: «Что вы можете сделать, чтобы это произошло в вашей жизни?» Разговор об этом может стать очень продуктивным, ведь его манипуляции с карточкой фактически отражают изменения, которые он хотел бы привнести в картину своей жизни.

А вот еще один «киношный» прием — «Зум» (Zoom). Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как человек выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает близость их к центральной картинке.

Таким образом становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части — выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру… Можно проранжировать эти части по важности.

Но главное — обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Над чем бы вы ни работали, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. Назовем эту технику «Очки».

После того как человек выбирает карточку, которая для него символизирует какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Итак, работая с карточками, мы с вами выступали в роли режиссеров, музыкантов, фотографов. Теперь давайте побудем художниками. Еще одна техника — «Раскрашивание».

После того как человек выбирает карточку, которая для него представляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Человек может использовать любые цвета — те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет и в помине. Пусть вам кажется, что новая раскраска изменила самую суть картинки, не одергивайте его. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние.

И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

И в развитие этой техники — «Расширение рисунка», продолжение его на чистом листе бумаги. Делается это примерно таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист.

Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это сложные пятна и узоры, как в наборе «Экко», то — продолжить узор. Эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору.

При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет. Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д.

Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающимися сотрудничать, настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим.

В таких случаях психолог может сам начать рисование. Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное. Следующим ходом рисунок продолжает психолог, затем снова ребенок и т.п.

А вот еще одна техника работы с пространством с помощью карточек. Условно назовем ее «Римский мост».

Обращали ли вы внимание на то, как устроен арочный древнеримский мост? Каждый камень поддерживается слева и справа двумя другими камнями, образуя прочную структуру, не поддающуюся разрушительному влиянию непогоды и времени.

Этот яркий образ лежит в основе описываемой техники проведения терапевтической сессии, во время которой психолог все получаемые от пациента карты раскладывает так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов» — справа.

Все, что касается настоящего, находится в середине и удерживается картами прошлого с одной стороны и картами будущего — с другой. Жизнь, таким образом, предстает как крепкая надежная арка, в которой все взаимосвязано.

Для пациента, дающего достаточно ассоциативного материала, вы можете выстроить второй слой арки — мотивационно-энергетический, поддерживающий его «внешнюю» оболочку.

Ваше воображение, творческий подход и глубокое понимание личности пациента, возможно, превратят римский мост в радугу, если вы придумаете идеи и для других «слоев» личности пациента. Важно, чтобы к окончанию беседы перед ним предстала устойчивая структура, внушающая надежду и уверенность в своих силах для преодоления той проблемы, с которой он столкнулся.

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/metaforicheskie-associativnye-karty-tehniki-raboty.html

Метафорические ассоциативные карты: как с ними работать

О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.<\p>

Что такое метафорические ассоциативные карты?

МАК — Метафорические Ассоциативные Карты — это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация.

В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом — для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.

Чем метафорические карты отличаются от Таро?

Во-первых, как я уже сказала, самим принципом работы. Если Таро — это, в первую очередь, инструмент для предсказаний, то МАК не используется в мантических целях. Во-вторых, у каждой  колоды Таро всегда есть чёткая единая структура — определённое количество Старших, Младших Арканов, придворных карт.

У МАК же такой структуры нет. Чаще всего это просто набор иллюстраций, описывающих какую-то одну тему, например, страхи, личные отношения, детские переживания, взаимодействие с коллективом.

Внутри самой ассоциативной колоды вполне может быть чёткая структура, например, деление на проблемные и наоборот, сильные области, либо классификация карт по категориям, но нужно понимать, что эта структура всегда будет авторской, а не универсальной, как Таро.

В одной метафорической колоде может быть сорок карт, а в другой — целых девяносто. В этом смысле МАК немного близки к Оракулам, тоже не имеющим единой структуры.

Какие бывают ассоциативные карты?

На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.

  • Абстрактные. Они опираются на умение человека мыслить абстрактными категориями, благодаря чему их можно использовать для проработки практически любых ситуаций. К абстрактным колодам можно отнести карты «Вселенная внутри», «Живые линии», «Краски моей души», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Цветные мысли».
  • Для работы с отношениями. Как понятно из названия категории, эти МАК созданы для проработки проблем в любовных, семейных, дружеских, рабочих взаимоотношениях. Сюда относятся «Карты любви» Чака Спеццано, колоды «Ветви отношений», «Дорога любви», «Между нами».
  • Нацеленные на самопознание. Позволяют понять свои истинные желания, стремления, потребности, определить цель в жизни, осознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть способности, таланты. Примеры таких карт — «Персона», «1000 дорог», «Границы и убежища», «Быть, Действовать, Обладать», «Дома и мосты», «Архетипы и тени».
  • Для проработки страхов, комплексов, трудных жизненных ситуаций. Яркие примеры — колоды «Из сундука прошлого», «Кнуты и пряники», «Извне», «Истоки», «Проститься, чтобы жить», «Нити», «Мудрость исцеления».
  • Универсальные МАК. Подходящие для проработки практически любых психологических вопросов. Сюда можно отнести колоды «Дерево жизни», «Причины и следствия», «Сила времени», «Уроки души».

Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга — и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» — метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.

Использование МАК карт в профессиональной работе

О том, как используются метафорические карты в работе психолога, мы уже немного говорили в статье о взаимосвязи Таро и психологии, но пройдёмся по этой теме ещё раз. Психологи используют ассоциативные карты для выявления реальных проблем, которые оказывают влияние на жизнь человека.

С помощью такой колоды талантливый психолог способен вытащить на свет все истинные причины, мотивы, внутренние переживания, сомнения, страхи, в том числе и те, о которых клиент не говорит вслух. Это по-настоящему удивительный рабочий инструмент, позволяющий не только обнаружить проблему, но и решить её.

Также МАК отлично подходят для групповой работы, психологических игр, тренингов.

Самостоятельное использование метафорических карт

Если раньше МАК были доступны только профессиональным психологам, то на сегодняшний день выпускаются колоды, с которыми вполне можно взаимодействовать у себя дома.

О том, как работать с метафорическими картами самостоятельно, обычно подробно написано в инструкции к конкретной колоде. Принцип такой работы, конечно же, отличается от Таро.

Так, например, можно брать картинку и описывать свои личные ассоциации, искать проявление изображённого сюжета в своей собственной жизни, продумывать, как можно преодолеть описываемую иллюстрацией проблему.

Существуют специальные колоды для групповых домашних игр, в которые можно играть всей семьёй или с друзьями, узнавая о себе и своих близких много всего нового. В интернете можно посмотреть видео о работе с метафорическими картами от психологов и обычных людей, чтобы взять какие-то методики себе на заметку.

Где купить МАК?

Теперь о том, где купить метафорические карты. Во-первых, это, конечно же, магазины, реальные и в интернете, где продаются Таро, руны, оракулы.

Да-да, практически в каждой эзотерической лавке можно найти в продаже несколько ассоциативных колод, однако выбор далеко не всегда широк. Во-вторых, это книжные магазины — в отделах, где продаются книги и пособия для психологов.

А в-третьих, это специализированные интернет-магазины, ассортимент которых представлен исключительно МАК.

Вот, в принципе, и всё, что можно рассказать новичкам о данной теме. Мы с вами узнали, что такое метафорические карты, как с ними работать, где приобрести. От себя хочу добавить, что МАК можно успешно использовать и в дополнение к Таро, чтобы получить от клиента больше информации. Другое дело — что для результативной работы нужно обязательно знать психологию.

Источник: https://tarotman.ru/gadanie/metaforicheskie-assotsiativnyie-kartyi.html

«Поиграть в карты» с психологом. Почему метод метафорических карт вам подойдет?

Когда человек первый раз слышит словосочетание «метафорические карты», на ум обычно приходит что-то связанное с гаданиями, картами Таро и прочей эзотерикой. Но метафорические карты – гораздо более простая и совершенно материальная вещь.

Это набор картинок, которые терапевт может использовать для помощи клиенту. Образы карт помогают человеку разобраться в своих чувствах, задачах или отношениях. Они могут иллюстрировать ситуацию или показывать самого человека в тот или иной момент, могут показывать отношения между людьми или давать картинку некоего желаемого состояния.

Карты – не более чем инструмент и, в общем-то, любой специалист может работать и без них. Но они помогают человеку, который приходит к психотерапевту или тренеру, решить свою задачу.

Дело в том, что подавляющее большинство людей – визуалы. Что это означает? То, что информация, поступающая через визуальный канал (зрение), лучше всего воспринимается и запоминается. А то, что мы видим, имеет первостепенное значение во всех сферах жизни. Это касается и обучения, и работы, и взаимоотношений…

В психологии это свойство человеческого мозга позволяет с успехом использовать метафорические или ассоциативные, карты.

Работа с ними пробуждает воображение и задает направление работы, благодаря им человеку есть на что опереться, с чего начать или понять, к чему он хотел бы прийти.

Задачи или мечты перестают быть просто словами или разговорами, а вместо этого как бы обретают видимые очертания.

Другие плюсы использования карт на индивидуальной сессии с психологом:

  • Многие люди не готовы говорить о своих трудностях. Страх и стеснение – нормальное состояние человека, который решился обратиться за помощью. При помощи карт он может описать то, что его беспокоит. Он либо начинает с карты, чтобы потом перейти на нужную тему, либо может полностью избежать личных подробностей, просто выбирая карты, которые подходят к его состоянию, и описывая чувства, которые они вызывают. Для решения многих проблем этого может быть вполне достаточно.
  • При помощи карт можно творчески переосмыслить свои вопросы. Образы и картинки дают толчок нашему воображению, создают ассоциации, наталкивают на новые пути и подходы к решению задач.
  • Снятие излишней значимости с психотерапевтического процесса. Очень часто человек, придя к терапевту, напряжен и полон ожиданий. Работа с метафорическими картами и картинками на них воспринимается большинством из нас, как игра, и делает терапию более расслабленной.
  • Работа с картами переводит нас из сферы мышления и логики в сферу чувств и интуиции. Это очень важно для психологической работы.

Метафорические ассоциативные карты психологи применяют для решения задач в практически любых сферах человеческой жизни. С их помощью можно проработать:

  • Эмоции и чувства
  • Отношения между партнерами, между родителями и детьми
  • Проблемы самореализации, карьеры и финансов
  • Стрессы и кризисы, депрессии и другие сложные состояния
  • Самооценку и отношение к себе в целом
  • Задачи, связанные с творческим потенциалом и поиском смысла жизни

С картами работают специалисты самых разных психологических школ. Существует много наборов метафорических карт, причем каждая колода обычно объединена темой или назначением – для работы с эмоциями, травмами, отношениями в паре и так далее. Рисунки на них могут быть самыми разными.

Например, карты, которые помогают разобраться во взаимоотношениях с собой, миром и окружающими, показывают лица людей в различных эмоциональных состояниях. А другие карты могут содержать сложные изображения с множеством деталей и смысловых слоев, абстракции или фантастические пейзажи, животных.

Встречаются даже карты с обработанными фотографиями.

Как происходит работа с метафорическими картами?

Психолог может предложить клиенту выбрать несколько карт, если видит, что тот не готов сразу говорить о своем запросе. Карты могут обозначать ситуацию, отношения в семье, самого клиента в данной ситуации, в прошлом или в будущем, его эмоциональное состояние или цель, которую он хочет достичь.

Карты могут быть предложены «рубашками вверх» или в открытую – в зависимости от ситуации. В первом случае мы выбираем подходящие карты интуитивно, во втором – полагаясь на зрительные ассоциации. И тот, и другой метод одинаково действенны.

Каждый человек видит в образах карт что-то свое. Одна и та же карта с изображением дикой кошки может для одного человека означать скрытую силу, для другого – угрозу, а для третьего – страсть.

Это зависит от личной истории, более того, даже один и тот же человек может поменять свое восприятие той или иной карты в начале и в конце сессии с психологом.

А порой, выбирая карты и описывая с их помощью свою проблему, человек лучше понимает свои мотивы и даже может найти решение.

Метафорические карты – настолько простой инструмент для внутренней работы, что некоторые люди даже используют их сами для себя, чтобы найти выход из сложной ситуации или разрешить конфликт.

При этом важно понимать, что карты – всего лишь метод в руках специалиста. Мало кто может самостоятельно проработать сложную личностную проблему, просто потому, что она находится внутри нас и требует взгляда со стороны.

И если вы обращаетесь к специалисту, то не так важно, использует ли он метафорические карты, другие инструменты или обходится вовсе без них, важен результат.

Вадим Куркин


Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/poigrat-v-karty-s-psikhologom-pochemu-metod-metaforicheskikh-kart-vam-podoydet/

Ссылка на основную публикацию