Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков.

Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях.

Всё это реализуется в копинг-поведении, оно направлено не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, исключение негативных последствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей копинг-поведения подростков.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, подростковый возраст, трудная ситуация.

Ситуация в окружающем мире с каждым годом усложняется из-за происходящих социально-экономических, культурных, политических изменений в обществе, вследствие чего возрастает эмоциональный дискомфорт, внутренняя напряженность и в целом нагрузка на психику подростка. Он вынужден решать все более ответственные задачи, включаться в новые межличностные и общественные отношения, учитывать большее количество факторов, способствующих продуктивной и успешной деятельности.

Все эти стремительные изменения социальной среды заставляют подростков искать другие алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новым трудным ситуациям, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, творческий потенциал и инициативность.

Важнейшей формой адаптационных процессов реагирования подростка на трудную ситуацию является копинг-поведение.

В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» применил копинг для характеристики осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими тревогу ситуациями.

С выходом этой книги, в качестве центрального звена стресса стал рассматриваться копинг, а именно — как стабилизирующий фактор, помогающий личности в поддержке психосоциальной адаптации в ситуации стресса [2].

Такие исследователи, как Ф. Е. Василюк, Л. А. Китаев-Смык, И. В. Камынина, А. В. Либин, отмечают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, так как личность и среда создают неразрывную, динамическую взаимосвязь и осуществляют взаимное влияние друг на друга [1].

А. Г. Маклаков считает копинг-поведение адаптационным потенциалом человека, в котором высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека. Личностные диспозиции могут влиять на процессы копинг-поведения и быть механизмом, с помощью которого личность оказывает буферное влияние на стрессовые события [5].

Таким образом, при рассмотрении подходов различных авторов, можно утверждать, что копинг-поведение — индивидуальный образ действий индивида в затруднительной ситуации согласно ее значимости и реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и ресурсов среды.

Выявление особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте является актуальным, так как в научной литературе этот период описывается как наиболее стрессогенный и конфликтный.

Этот возраст имеет свои специфические черты, центральными из которых являются: интимно-личностное общение с группой сверстников, выделяющееся в качестве ведущей деятельности, и стремление утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию.

В силу ведущей деятельности этого периода повышена значимость ценностей и норм группы сверстников, что обуславливает стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди них [6]. Эта особенность подросткового возраста существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие познавательных процессов. Происходит становление избирательности, развитие целенаправленности восприятия, формирование теоретического мышления, логической памяти и устойчивого произвольного внимания.

Центральное личностное новообразование данного периода — развитие самосознания на новом уровне, происходит становление Я-концепции, которая выражается в стремлении понять себя, свои особенности и возможности, свою неповторимость и уникальность.

В связи с этим, в подростковом возрасте идет активное необходимо проводить обучение способам совладания с жизненными трудностями.

Е. Н. Туманова выявила следующие типичные кризисные ситуации в жизни подростков. Это неприятности в таких сферах, как: семья, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимым взрослым, учебная, здоровье [3].

Следующей отличительной особенностью копинг-поведения в современной подростковой среде является возникновение установок на получение удовольствий, как способа ухода от критических ситуаций и возрастающих трудностей.

Научное исследование Е. А. Сибирева показывает, что в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи стремление к развлечениям и удовольствиям прочно занимает вторую позицию после материального дохода, заметно опережая такие ценности, как семья, забота о других, творчество [3].

Саморазрушающим называл В. Франкл стремление к счастью, когда в основе его лежат чувственные удовольствия. Именно такие стремления определяют внутренние неврозы. Чем больше подросток стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели.

Стремление к жизни «по принципу удовольствия» является определяющим и смыслообразующим мотивом инфантилизма.

Таким образом, подростки, столкнувшись с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов совладающего поведения, оказываются перед возможностью возникновения невроза [7].

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, рассматривают копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям». Также на основе своих исследований копинг-поведения подростков авторы разработали три теоретические модели: [4, с.88]

  1. Модель адаптивного функционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:

 сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий;

 сбалансированное развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и когнитивно-оценочных механизмов;

 преобладание мотивации на достижение успеха;

 наличие определённых личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий.

  1. Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:

 использования как пассивных, так и активных копинг-стратегий;

 несбалансированное функционирование когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих копинг-поведения;

 неустойчивость, изменение мотивации — достижение успеха / избегание неудачи;

 низкая эффективность блока как личностно-средовых копинг-ресурсов в целом, так и отдельных компонентов его структуры.

  1. Модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения, ее характеристики:

 преобладание копинг-стратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки;

 несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов, неразвитость когнитивно-оценочных копинг-механизмов;

 дефицит социальных навыков разрешения проблем, интенсивное использование не свойственных возрасту копинг-стратегий;

 преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией на достижение успеха; отсутствие готовности к активному противостоянию среде;

 отсутствие направленности копинг-поведения на стрессор как на причину негативного влияния и воздействия на психоэмоциональное напряжение как на следствие негативного воздействия стрессора с целью его ослабления;

 низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов.

На основании учета характеристик данных моделей, мы можем увидеть, какой вариант копинг-поведения использует подросток и что стало для этого причиной.

Таким образом, обобщая точки зрения авторов на особенности копинг-поведения подростков можно утверждать, что:

  1. Интимно-личностное общение со сверстниками, повышающее значимость ценностей и норм групп сверстников, где одни формы поведения подкрепляются авторитетом, уважением и т. д., а другие наказываются, например, исключением из группы, отчуждением, существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях;
  2. Происходит активное становление копинг-стратегий как способов совладания с жизненными трудностями в процессе интенсивного развития познавательных процессов подростка;
  3. Возникают установки на получение удовольствий как способа ухода от трудных ситуаций, что препятствует поиску эффективных способов совладания с ними и способствует формированию аддиктивного поведения.

Учет особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте позволяет выделять адекватные и не адекватных стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшать отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей личностного развития подростков.

Для адекватных, социально адаптивных копинг-стратегий подростков рекомендуется их формирование с помощью психокоррекционных групповых занятий с элементами тренинга.

Эта форма работы предоставляет подросткам все многообразие способов поведения, тем самым, обучая их продуктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Литература:

  1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200с.
  2. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг/ Р.Лазарус. — М.: Медицина, 1984. — 218 с.
  3. Сибирев В. А. Штрих к портрету поколения 1990-х гг. / В. А. Сибирев, И. А. Головин // Социологические исследования, 1998. — № 3. — С.106–117.
  4. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer05.php.
  5. Соловьева С. Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  6. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды/ Д.И Фельдштейн. — М.:МПСИ, 2012. — 427 с.
  7. Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. — М.: Прогресс, 1990–367 с. ISBN 5–01–001606–0

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, достижение успеха, ситуация, способ ухода, способ совладания, получение удовольствий, интимно-личностное общение, интенсивное развитие, значимость ценностей, трудная ситуация.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/26884/

Изучение использования копинг стратегий у подростков, занимающихся спортом

В статье проанализировано и исследовано использование копинг-стратегий в своей жизнедеятельности подростков, занимающихся спортивной деятельностью.

«Спорт – это жизнь. Это любовь, страсть, надежда и вера. Это тяжкие минуты горя и счастливые минуты радости. Это то, что соединит всех нас. Навсегда. Пламя в наших сердцах. Спорт – это всё. » (Неизвестный автор)

Спорт неразрывно связан с двигательной активностью личности, которая определяется:

  • выраженной мотивационной направленностью;
  • высоким уровнем требований к совершенству двигательных навыков при выполнении деятельности;
  • высоким уровнем требований к личностным качествам и психическим состояниям, адекватным условиям, в которых действует индивид.

Двигательная активность (в форме занятий физической культурой и спортом) является ведущим фактором устойчивого развития индивидуальности субъекта, что определяет его психическое и физическое здоровье [3].

Человек, занимающийся спортом, является, одновременно, субъектом и объектом собственной сознательной целенаправленной деятельности. Самопознание, самоконтроль и самосовершенствование являются ведущими качествами личности спортсмена, независимо от вида спорта, которым он занимается. Так же во время занятий спортом формируются определенные способы поведения и реакции на стрессовые факторы.

В связи с вышеупомянутым, специалисты до сих пор пытаются объяснить, чем обусловлено данное поведение в конкретной ситуации. На лидирующие позиции вышли два противоположных мнения:

  1. человек умеет прогнозировать поведение других людей и выбирает стратегию своего поведения в зависимости от этого;
  2. человек принимает решение как ему поступить, опираясь на свои сильные и слабые стороны характера [1].

Умеет ли человек прогнозировать поведение других или опирается только на свои индивидуально-психологические качества, он так или иначе в своей жизнедеятельности активно использует различные способы совладающего поведения, а именно копинг-стратегии для нейтрализации, преодоления или избегания стрессовых факторов.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года - календарь, нормы

Проблема копинг-стратегий изучается многими учеными в разных дисциплинах. Понятие копингов впервые было введено Р. Лазарусом и С.Фолкманом в рамках транзактной модели стресса.

В этой теории сформулировано положение о том, что стресс и переживаемые эмоции – это результат взаимодействия средовых процессов и человека.

Под копингом понимаются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности[4].

Волевые качества личности, например такие как, самообладание и настойчивость, позволяют человеку выбрать, по его мнению, оптимальную стратегию его поведения, чтобы преодолеть стрессовый фактор.

Стрессовый фактор играет большую роль в спорте. Спорт предполагает постоянную конкуренцию и напряженный тренировочный процесс для достижения высоких результатов.

Р. Лазарусом было выделено 8 копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различной психической деятельности:

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы с помощью агрессивных действий, нецеленаправленной активности. Рассматривается как неадаптивная, но при использовании в меру может помочь личности проявить свою предприимчивость и отстоять свои интересы;
  2. Дистанцирование. Преодоление стрессовых факторов с помощью снижения их субъективной значимости, а также степени снижения эмоциональной вовлеченности в нее.
  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний с помощью подавления и сдерживания эмоциональных реакций, полного самообладания и снижения к минимуму их влияния на восприятие ситуации;
  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет внешних ресурсов, в виде поддержки, внимания, сочувствия со стороны окружающих людей;
  5. Принятие ответственности. Осознание и признание своей принадлежности и роли в возникшей проблеме, принятие ответственности за ее решение.
  6. Бегство-избегание. Преодоление негативных переживаний с помощью уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.
  7. Планирование решения проблемы. Преодоление стрессового фактора с использованием анализа ситуации, поиска вариантов поведения и планирование своих действий по его разрешению.
  8. Положительная переоценка. Разрешение проблемы за счет ее пересмотра, рассмотрения проблемы с положительной стороны и использование ее для личностного развития.

Для нашего исследования были взяты спортсмены, занимающиеся большим теннисом.

Теннис или большой теннис — вид спорта, в котором соперничают либо два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»).

Задачей соперников (теннисистов или теннисисток) является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, при этом, чтобы мяч не вылетел за поле игры [2].

Мы остановились на использовании копинг-стратегий в жизненных ситуациях у подростков, которые занимаются спортом.

В исследовании принимали участие учащиеся подросткового возраста, занимающиеся большим теннисом в теннисном клубе «Макс» и учащиеся 9-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением английского языка г. Заречного Свердловской области. Из них 26 – девочек, 36 мальчиков. В дальнейшем учащиеся были поделены на две группы:

  • учащиеся, занимающиеся профессиональным спортом от года;
  • учащиеся, не занимающиеся спортивной деятельностью.

Проведя исследование, мы получили следующие результаты. У подростков, занимающихся спортом, преобладают следующие копинг-стратегии: самоконтроль, принятие ответственности. Реализуя эти стратегии, как в спортивной деятельности, так и в жизненных ситуациях подросток может контролировать свое поведение, не поддаваться панике и не впадать в депрессию.

В спорте эти навыки особенно необходимы для достижения успеха. Однако копинг-стратегия самоконтроль в связи с подавлением и сдерживанием эмоций, может представлять личность, как черствую, безэмпатичную и равнодушную.

Выраженность копинг-стратегии принятие ответственности может формировать у личности чрезмерное неоправданное стремление к самобичеванию, самообвинению и самокритики, а также хронической неудовлетворенностью собой.

У подростков, не занимающихся спортом, преобладают такие копинги, как бегство-избегание и поиск социальной поддержки. Это говорит о том, что при возникновении стрессового фактора большинство подростков предпочитают избегать проблему, не думать о ней, фантазируют, уклоняются от нее.

Личности, которые часто используют данный копинг, в стрессовых ситуациях могут проявлять инфантильные формы поведения. Другая же часть испытуемых пытается привлечь внешние факторы для преодоления проблему, ждут сочувствия и сопереживания со стороны окружающих.

Такие личности ориентированы на взаимодействие с людьми и ждут от них конкретной действенной помощи.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что подростки, занимающиеся спортом, в своей жизни используют конструктивные копинг-стратегии, умеют собраться с силами в нужный момент, осознают свои ошибки и исправляют их, в отличие от подростков, не занимающихся спортом.

Это связано с тем, что именно спортивная деятельность активно участвует при формировании у подростков копинг-стратегий, которые помогают преодолевать различные трудности, стрессовые факторы и влияние конкуренции.

Спорт положительно влияет на поведение человека, помогает формировать положительные качества личности, а также использовать в своей жизни адаптивные способы совладания со стрессовыми факторами.

Но нельзя забывать, что использование каждого копинга должна быть умеренным, а не чрезмерным, чтобы это не приводило к проблемам дезадаптации личности.

Источник: https://novainfo.ru/article/4390

1.3 Характеристика копинг-стратегий

Преобразующие стратегии.

Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной значимости признаков ситуации, использования навыков психической саморегуляции и т.п., так и вербальные формы реагирования, воздействуя, например, на субъективный источник конфликтной ситуации силой убеждения, разъяснения.

Велико адаптивное значение стратегии антиципирующее совладание, благодаря которой осуществляется предвосхищение возникновения трудной ситуации, формируется психологическая готовность к встрече с негативным событием или предпринимается поиск путей ее предотвращения (Анцыферова, 1994).

Многие события являются стрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми люди бывают недостаточно подготовленными (Бодров, 2006, №2). В. Авдеев (1992) высказал соображение, что люди, уверенные в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в творческом анализе трудных ситуаций.

В этом случае успех решения проблемы может по механизму обратной связи повысить уверенность в своей способности преодолеть стресс. Эту стратегию (решение проблемы) можно отнести к когнитивно-поведенческому процессу и обеспечения адаптивных способов реакции на проблемы.

Их решение обусловливается наличием следующих способностей и умений: 1) осознать и понять содержание проблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализировать релевантные средства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятого решения; 5) реализовать принятое решение о характере поведения; 6) самостоятельно контролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели. Успешность реализации перечисленных компонентов решения проблемы является основой проявления «самоэффективности».

Стратегия рационализации заключается в преобразовании информации, связанной с осознанием и использованием знаний только о той части реальности, которая отражает наиболее сложные и травмирующие события жизни. Рационализация – это поведение, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным, выгодным для себя способом.

Как отмечает Р.М. Грановская, «главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемое объективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижение цели» (2000, с. 323).

Осознаваемые в результате рационализации причины того или иного поведения основываются на совокупности искаженной информации и сведений, отражающих реальную обстановку.

Такая информация создает у человека необоснованную уверенность в ее адекватности истинной ситуации и ошибочное представление о собственном поведении как хорошо контролируемом и не противоречащем объективным обстоятельствам.

Стратегии приспособления к трудным ситуациям. Одним из способов приспособления к трудной ситуации является осознанное изменение своего отношения к ней.

Личность может убедить себя в наличии позитивных исходов трудной ситуации путем придания ей особого смысла, иногда не вытекающего из ее особенностей.

Ряд личностных черт человека (застенчивость, тревожность, недостаточная решительность, впечатлительность, повышенная внушаемость и др.) могут способствовать развитию тяжелых переживаний, что и обусловливает сложность преодоления стресса.

Личностным приспособлением к трудной ситуации является изменение субъектом своей ролевой позиции, принятие определенной роли и последующее поведение в соответствии с выбранной ролью (стратегия изменения личностных качеств).

Стратегия снижения психической напряженности предусматривает использование методов психической саморегуляции (аутотренинг, десенсибилизация, когнитивная реструктуризация, биологическая обратная связь), эстетостимуляции (функциональная музыка, арттерапия и др.), которые способствуют нормализации механизмов психической регуляции функционального состояния и поведения субъекта.

Стратегии контроля за стрессом. Одной из основных стратегий контроля является поиск необходимой информации, определяемый когнитивной способностью к экстраполяции, вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий для получения информации, которая будет снижать неопределенность в оценке их динамики, исхода и возникающего стресса.

Важное значение для преодоления стресса имеет знание того, на чем следует фокусировать контроль – стратегия выбора объекта контроля. Г.

Селье (1979) говорил, что если все внимание направленно на угрозу воздействия стресса, то интенсивность развития дистресса возрастает; если же контроль сосредоточен на сенсорной информации о стрессе, то он не вызывает повышение дистресса.

Более того, если контроль за стрессом включает конструктивные усилия, такие как определение места и времени возникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметь положительное воздействие на результат преодоление стресса (Китаев-Смык, 1983).

Стратегии самораскрытия или катарсиса. Самораскрытие представляет собой проявление желания и способности поделиться своими мыслями и чувствами с другими людьми.

Это связано с необходимостью осмыслить, проанализировать свое отношение к трудной ситуации, выявить причины возникновения негативных реакций, оценить возможности преодоления стресса, а также получить моральную поддержку и советы в отношении того, как вести себя в конкретной стрессовой ситуации и тем самым эмоционально «разрядиться», снизить напряженность.

Катарсис – это стратегия преодоления стресса и, в частности, тревоги, страха гнева им других негативных состояний путем переживания душевного волнения, высвобождения эмоций, приводящего к ослаблению влияния травмирующего фактора.

В качестве посредника, эмоциогенного события или явления привлекается более значимая система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация становится не столь существенной (Грановская, 2000; Гринберг, 2002).

Стратегии избегания трудных ситуаций.

Для защиты от отрицательных эмоций, борьбы с эмоциональными расстройствами, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, стрессогенными событиями, используются стратегии избегания, ухода, бегства от трудных ситуаций, которые могут применяться как в практической форме (реальное поведение), так и в психологической – путем внутреннего отчуждения, отстранения себя от ситуации или подавления мыслей о ней (Анцыферова, 1994; Коржова, 2006). Человек, который использует эти стратегии, обычно физически или мысленно покидает место возникновения стресса. Избегание не всегда ориентировано на реальную обстановку и может препятствовать преодолению стресса, если применяется в экстремальных ситуациях. Например, недостаточно обоснованное избегание конкретной трудной ситуации способно отрицательно повлиять на чувство самоуважения и самоэффективность, что вызывает дополнительный дистресс.

Одной из наиболее ранних форм защитного поведения, особенно выраженной у детей, является стратегия пассивного протеста, которая проявляется в избегании общения, отказа от пищи, игр (Тышкова, 1987). Обычно пассивный протест заключается также в стремлении к изоляции («поведенческий уход»), немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.

Для устранения негативных эмоций, т.е.

Читайте также:  Неуверенность в себе - причины и признаки, как побороть?

избегание стресса, человек может использовать контролируемые стратегии подавления, когда событие загоняется в глубину подсознательного, и отрицания, когда игнорируется стрессор и он отказывается от признания того, что произошло травмирующее событие. Эти защитные механизмы представляют собой нежелание принять объективную реальность такой, какая она есть.

Еще одним механизмом избегания является стратегия интеллектуализации, т.е. перевода чувств, переживаний в плоскость процесса мышления.

Такое переключение блокирует негативные переживания, которые являются нежелательными для реализации действий по преодолению стресса.

Однако чрезмерная интеллектуализация может стать причиной угнетения эмоциональной сферы в целом, что приводит к снижению чувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.

Разнообразие трудных ситуаций и некоторые индивидуальные особенности человека определяют различия в используемых стратегиях преодоления стресса.

Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной сложной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/21471

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

Шкалы:

Темы:

Тестируем: свойства личности · Возраст:
Тип теста: вербальный · Вопросов:
Комментарии: ·

Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция к тесту

Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соотетствующую цифру в бланке ответов.

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1 2 3 4 5

Тестовый материал

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

  1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
  2. Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
  3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
  4. Стараюсь быть на людях.
  5. Виню себя за нерешительность.
  6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
  7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
  8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
  9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
  10. Думаю о том, что для меня самое главное.
  11. Стараюсь больше спать.
  12. Балую себя любимой едой.
  13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
  14. Испытываю нервное напряжение.
  15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
  16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
  17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
  18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
  19. Испытываю эмоциональный шок.
  20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
  21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
  22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
  23. Иду на вечеринку.
  24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
  25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
  26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
  27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
  28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
  29. Иду в гости к другу.
  30. Беспокоюсь о том, что я буду делать
  31. Провожу время с дорогим человеком.
  32. Иду на прогулку.
  33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
  34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
  35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
  36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
  37. Звоню другу.
  38. Испытываю раздражение.
  39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
  40. Смотрю кинофильм.
  41. Контролирую ситуацию.
  42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
  43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
  44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
  45. Отыгрываюсь на других.
  46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
  47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
  48. Смотрю телевизор.

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.

  • Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
  • Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
  • Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
  • Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
  • Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).

Источники

  • Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444

Источник: https://vsetesti.ru/197/

Коррекция совладающего поведения у подростков с аддиктивным поведением

Библиографическая ссылка на статью:
Рябихина А.В. Коррекция совладающего поведения у подростков с аддиктивным поведением // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16629 (дата обращения: 07.06.2018).

Исследование проблемы коррекции совладающего поведения подростков имеет важное значение для совершенствования системы психолого-педагогической помощи подросткам группы риска [1], поиска эффективных технологий их позитивной социализации [2], личностного роста и повышения коммуникативной компетентности. [3]

Исследование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков с различными видами аддикций позволило установить, что из 43 подростков 32 имеют различные зависимости.

Преобладающими видами зависимостей у подростков оказались любовные и пищевые аддикции. У зависимых подростков преимущественно преобладают непродуктивные формы кoпинг-cтрaтeгий, в то время как у подростков без зависимостей – продуктивные виды.

У aддиктивных подростков механизмы психологической защиты более сильные, чeм у пoдрocткoв бeз aддикций.

Результаты проведённого исследования позволили разработать программу коррекции совладающего поведения у подростков. Коррекции подвергались нерациональные способы совладающего поведения у подростков.

https://www.youtube.com/watch?v=6Aej99q7tWY

Обозначим принципы реализации разработанной программы.

Принцип единства диагностики и коррекции. Полученные в результате диагностического исследования данные служат основой проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Принцип нормативности развития. Данный принцип предполагает учёт ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития в подростковом возрасте.

Принцип личностного подхода. Подход к подростку как к целостной личности с учётом всех её сложностей и всех индивидуальных особенностей, учёт прежде всего не изолированной психической функции, а личности в целом. [4]

Целью данной программы является коррекция непродуктивных копинг-стратегий у подростков.

Задачи программы.

  1. Повышение компетентности в использовании когнитивного копинга.
  2. Повышение компетентности в использовании эмоционального копинга.
  3. Повышение компетентности в использовании поведенческого копинга.

Коррекционная программа содержит 3 блока и состоит из 13 занятий.

  • Коррекция когнитивного копинга (5 занятий).
  • Коррекция эмоционального копинга (4 занятия).
  • Коррекция поведенческого копинга (4 занятия).

Предполагается, что участие в данной программе будет способствовать повышению компетентности подростков в использовании копинг-стратегий.

Все блоки коррекционной программы представлены в таблице 1.

Таблица 1- Содержание и организация  программы коррекции  копинг-стратегий подростков

День занятий Блоки программы Цель занятия
Коррекция когнитивного копинга
1-й день Занятие «Маска» Объединение участниками группы собственного «Я-образа». Научиться принимать себя через самооценку и оценку других.
Занятие «Ослиная шкура» Коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.
Занятие «Поxвалики» Повышение самооценки и значимости учащегося в коллективе.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.
2-й день Занятие «Самого себя любить» Научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Занятие «Невидимые помощники» Развить высокий уровень самоуважения и поднять самооценку.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.
Коррекция эмоционального копинга
3-й день Занятие «Как справиться с плохим настроением» Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Занятие «Быть собой» Развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.
4-й день Занятие «Сад чувств» Восстановить внутреннее равновесие
Занятие «Рисуем чувства» Научить выражать учащихся свои чувства, внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.
Коррекция поведенческого копинга
5-й день Занятие  «Три портрета» Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе.
Занятие «Работаем над уверенностью в себе» Привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.
6-й день Занятие «Уверенность в повседневной жизни» Познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; упражнять навыки уверенного поведения
Занятие «Я- Алла Пугачёва» Проработка ранее полученных навыков уверенного поведения, повышение самооценки.
Упражнение «Дневник побед» Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты.

Через неделю после окончания проведения коррекционной работы была проведена диагностика копинг-стратегий по методике Хейма, чтобы проверить эффективность разработанной программы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.

Результаты исследования показали, что процент подростков, подверженных аддиктивному поведению, имеющих адаптивные формы копинг-стратегий, на контрольном этапе вырос с 34% до 63%, неадаптивные формы уменьшились (констатирующий этап – 47 %, контрольный этап – 28 %), адаптивных копингов также стало гораздо меньше (констатирующий этап – 19%, контрольный – 9%).

Читайте также:  Страх смерти (танатофобия) - причины, как избавиться

Данные, полученные при обследовании подростков без аддикций, на контрольном этапе тоже значительно отличались от данных, полученных на констатирующем этапе исследования.

На констатирующем этапе было установлено, что адаптивные формы копинг поведения были выявлены у 45 % респондентов, неадаптивные – у 36 %, относительно адаптивные – у 19 %.

На контрольном этапе получены следующие данные: адаптивные формы совладающего поведения у 73% исследуемых, неадаптивные – у 9 %, относительно адаптивные – у 18% опрошенных.

Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствуют о том, что коррекционная работа прошла успешно. Копинг-стратегии у подростков с аддикциями и без аддикций стали более продуктивными.

В частности, произошло изменение непродуктивныx и относительно продуктивныx копинг-стратегий на продуктивные.

Сформировались такие подxоды к решению стрессовыx ситуаций, как сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»; проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»; оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выxод из трудной ситуации».

Разработанная программа способствовала повышению адаптивности в совладающем поведении, что, на наш взгляд, безусловно, скажется и на смягчении зависимостей, в нашем случае, любовной и пищевой, потому что основной причиной зависимого поведения является неадаптивное совладание.

Библиографический список

  1. Шипова Л.В. Система психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения в социально-реабилитационном центре // . 2014. . С. 215-218.
  2. Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // . 2015. . С. 60-68.
  3. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // . 2015. . С. 243-245.
  4. Куприянчук Е.В. Особенности влияния на копинг-поведение социально-неодобряемой профессиональной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. . С. 40-47.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2016/10/16629

Копинг-стратегий старших подростков с разным уровнем стрессоустойчивости | Психология | Журнал «Педмастерство» / публикации, конкурсы, конференции для педагогов, учителей, воспитателей

Автор: Комарницкая Светлана Олеговна

Организация: МОБУ «Лицей №3»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Современный человек повсеместно сталкивается со стрессом и противостоит ему. Воздействие одной и той же стрессовой ситуации, оказывает на каждого индивида различное влияние. Стресс может оказывать как конструктивное, так и деструктивное воздействие на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Для того, чтобы предотвратить подобного рода воздействие и обеспечить поддержание внешнего и внутреннего благополучия личность применяет копинг-стратегии, направленные на устранение ситуации психологической угрозы и стресса. Особенно остро стрессовым воздействиям подвержены подростки в силу своих возрастных и психических особенностей.

Поэтому изучение способов совладающего поведения в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.

В результате проведенного теоретического анализа мы пришли к следующим выводам.

Подростковый возраст – это критический период развития личности, во время которого происходит значительная перестройка структуры личности подростка, его отношения к самому себе, сверстникам и взрослым людям.  Все происходящие изменения, соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной группе в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются.

Это может усугубить общую неуравновешенность и привести к возникновению множества психологических проблем. Умение противостоять им во многом определяется степенью стрессоустойчивости подростка.

В литературе подчеркивается, что стрессоустойчивые подростки выбирают конструктивные способы решения возникающих трудностей, а подростки с низким уровнем стрессоустойчивости деструктивные способы [1].

Стрессоустойчивость — системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [2].

При воздействии стресса на человека с пониженным уровнем стрессоустойчивости происходят нарушения во всех сферах  жизнедеятельности человека.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций, эти ресурсы во многом определяются реализуемыми личностью копинг-стратегиями.

Копинг-стратегии — это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека [3].

Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные (адаптивные, функциональные, эффективные) и неконструктивные (дезадаптивные, нефункциональные и неэффективные) копинг-стратегии [2].

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни.

К конструктивным копингам относятся: достижение цели собственными силами; обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем; тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения; изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором); изменения в себе самом, в системе собственных установок и  привычных стереотипов [3].

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «отодвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. К неконструктивным копингам относятся: механизмы психологической защиты; импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами; агрессивные реакции и т.п. [3].

Целью данной работы является изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости.

Мы предполагаем, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости будут склонны применять конструктивные (адаптивные) способы совладания со стрессом, а нестрессоустойчивые подростки – неконструктивные.

В нашем исследовании, направленном на изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости приняли участие 37 человек, средний возраст которых составляет 14,6 лет, из них  18 девочек и 19 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария выступили методика изучения стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона и опросник стратегий импунитивного поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях А.А. Васищева.

Для подтверждения достоверности полученных данных был применен t-критерия Стьюдента.

В результате изучения стрессоустойчивости подростков были получены следующие данные.

Высокий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 19% испытуемых, они характеризуется высоким контролем эмоций, низкой подверженности стрессовым воздействиям и адекватным отношением к стрессу.

Они способны справляться с трудностями сами, подвергают анализу трудности и причины их возникновения. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. При возникновении стрессовых ситуаций способны легко адаптироваться к ним.

Для большинства испытуемых (46%) характерен средний уровень стрессоустойчивости, который проявляется в адекватном отношении к стрессу, но в тоже время обнаруживается подверженность стрессовым воздействиям.

Низкий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 35% испытуемых. Для подростков с низким уровнем стрессоустойчивости характерна подверженность стрессовым воздействиям и необъективность оценки стресса. При воздействии стрессоров они испытывают тревогу, не способны справиться с поставленной задачей, не успевают принимать адекватные решения в требуемом темпе.

Для нашего исследования по изучению копинг-стратегий значимыми являлись группы испытуемых с высокими и низкими показателями стрессоустойчивости.

Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск  помощи, настойчивость и юмор.

Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам).

Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками копинг-стратегиями являются  – уход, фантазии и нерешительность.    Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях.

Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих.

Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.

Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность.

Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток.

Отрицание – это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается.

Отрицание как неконструктивная копинг-стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.

Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков – самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.

Самоизменение как стратегия совладающего поведения предполагает рассмотрение возникающих стрессов как источника личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему.  При этом самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке.

Позитивное мышление – стремление увидеть в любой ситуации плюсы, положительные стороны. При этом отметим, что данная стратегия может быть эффективной в случае, если от человека мало что зависит. Однако, она может стать деструктивной, если потерять концентрацию в нужный момент и перестать реагировать на стрессоры.

Контроль эмоций предполагает подавление эмоциональных реакций человеком.

Данная стратегия позволяет рационально подойти  к преодолению стрессовой ситуации и не чувствовать боли, тревоги и других негативных переживаний, однако, злоупотребление контролем эмоций может привести к эмоциональной отстраненности и несвоевременному реагированию на стресс.

Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки – деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.

В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным разработку программы по развитию у подростков эффективных способов совладания со стрессом.

Список литературы:

  1. Абрамова, С.М. Возрастная психология. М., Высшая школа, 2001. 319с.
  2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336с.

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

Источник: http://www.pedmasterstvo.ru/categories/12/articles/758

Ссылка на основную публикацию