Комплекс оживления младенца – психология

Комплекс оживления у грудничков

Комплекс оживления младенца - психология

У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?

Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.

Когда он появляется?

В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам.

До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям.

Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.

К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.

Как он проявляется?

Проявление эмоций и желание общаться с близкими у младенца не зря названо «комплексом», ведь он состоит из целой группы чувственных, психологических и двигательных реакций.

  1. Сначала грудничок словно замирает. Глазами он пристально сосредотачивается на появившемся в помещении взрослом.
  2. Узнав близкого человека, младенец эмоционально оживляется. Он начинает широко улыбаться.
  3. Затем «запускается» двигательная активность ребенка. Дитя радостно и словно бесконтрольно вскидывает конечности и начинает ими двигать. Его спинка выгибается, и к общей картине добавляются покачивания головы.
  4. Дополняют картину комплекса оживления радостные вскрики ребенка — он может певуче гулить, отрывисто произносить гласные или повторять звукосочетания (в зависимости от уровня его развития речи).

К четырем месяцам этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша.

Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция крохи на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики.

Если комплекс оживления не появился?

Поскольку комплекс оживления — практически первая из ступеней психического развития дитя, запаздывание его появления на долгий срок или же полное его отсутствие в этот важный период будет говорить о наличии у малыша патологических состояний нервной системы.

Если к 10-12 неделям у грудничка не замечен комплекс оживления младенца, он не машет радостно ручками и ножками при вашем появлении, не узнает вас и не улыбается при вашем появлении, — обратитесь к психоневрологу. Замедление психического развития или отсутствие эмоциональных составляющих при общении с близкими у ребенка в этот период может сигнализировать о наличии у него задержки развития или даже аутизма.

Отсутствие комплекса оживления — это не приговор. Вместе со специалистом вы поможете малышу занятиями и терапией скорректировать темпы созревания его нервной системы.

Как помочь психике грудничка развиваться?

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

  1. Активность ребенка обратнопропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче. Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
  2. «Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка. Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
  3. Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира.

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/kompleks-ozhivleniya.html

Комплекс оживления младенца

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения.

Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса.

В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3) двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

4) вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией).

Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И.

Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка; 2) улыбающийся взрослый; 3) ласковое поглаживание; 4) разговор;

5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением.

При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении.

Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления.

Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления.

На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображершем человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев.

Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале.

Результаты работы Мещеряковой показали следующее: 1) суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;

2) обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций.

При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО; 3) КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов.

Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы.

Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;

4) наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной).

Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого.

Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Источник: https://psyera.ru/2352/kompleks-ozhivleniya-mladenca

Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Читайте также:  Страх будущего - как преодолеть, как жить без страха за будущее?

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний.

Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга.

 Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Заключение

Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Источник: https://psyhoday.ru/kompleks/ozhivleniya.html

Психическое и личностное развитие ребенка от рождения до поступления в школу, Особенности развития новорожденного, Ситуация созревания и развития новорожденного, Комплекс оживления – Возрастная психология

От рождения до поступления в школу ребенок достигает значительных успехов в психическом и личностном развитии. В течение этого времени она преодолевает такие относительно самостоятельные и разные по продолжительности периоды, как новорожденность, период младенца, раннее детство, дошкольный возраст.

Особенности развития новорожденного

Период новорожденности несмотря на свою относительную непродолжительность особенно важно в развитии ребенка, которому с первым дыханием необходимо прежде всего приспособиться к новым условиям. А уже на третьей неделе жизни она начинает реагировать на социальные агенты (факторы).

Ситуация созревания и развития новорожденного

Современная новорожденный ребенок несколько отличается от новорожденного десятки тысяч лет назад.

В подобных природных условий уровень психического развития (изменение психических процессов, выраженная в количественных, качественных и структурных преобразованиях), которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, неодинаков. Это объясняется тем, что процесс его психического развитии не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма.

В психологической литературе есть определенные разногласия относительно продолжительности периода новорожденности: одни исследователи ограничивают его до 10 дней, другие – до 2 месяцев.

Очевидно, аргументировано мнение, согласно которому новорожденность считают период от рождения до двух месяцев, поскольку на втором месяце жизни происходит не только адаптация ребенка к новым условиям, но и проявляется первая форма человеческого поведения – “комплекс оживления”, что очень важно в психическом развитии ребенка.

Период новорожденности является промежуточным между внутриутробным и внеутробной образом жизни, когда ребенок адаптируется к внешнему физического мира. Из относительно постоянного среды организма матери она попадает в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и различные неожиданности.

В это время происходит изменение функционирования всех процессов организма: дыхания, кровообращения, питания. Появляясь на свет, ребенок наделен лишь элементарными механизмами для поддержания жизни, у него отсутствуют какие-либо самостоятельные формы поведения.

их она приобретает в процессе дальнейшей жизни.

Переход организма новорожденного к новому типу функционирования обеспечивают взрослые. Они защищают ребенка от яркого света, холода, шума, обеспечивают питанием. В момент своего рождения ребенок вполне беспомощна. Если бы рядом с ней не было взрослого человека, то через несколько часов она бы погибла.

Ребенок рождается с готовой к функционированию системы безусловных рефлексов (врожденных реакций организма на определенные воздействия): сосательный, защитный, ориентировочный.

Однако их недостаточно для того, чтобы обеспечить ее активное взаимодействие с окружающими.

Основой развития новорожденного является непосредственный контакт (взаимодействие) с матерью, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы (приобретенные), в частности положения тела при кормлении.

Комплекс оживления

Наблюдение за новорожденным дали основания для выводов, что первой формой человеческой активности является эмоции ребенка, выраженные плачем, криком.

Условная эмоциональная реакция, которой является улыбка, появляется на втором месяце жизни при звучании человеческого голоса или в связи с появлением в поле зрения ребенка знакомого человека. Улыбка новорожденного является обращением к близкому человеку, узнаванием ее радостью открытия другого человека.

Она сопровождается мимикой, быстрыми движениями, гулением, возвращением головки к взрослому. Все это составляет целый комплекс проявлений радости, который называют комплексом оживления.

Комплекс оживления – положительная эмоционально-действенная реакция новорожденного на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения.

Появление комплекса оживления в этот период е свидетельством нормального психического развития. Эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым это фундаментальный фактор развития его личности и психического здоровья во взрослом возрасте.

Психологи называют комплекс оживления первой формой человеческого поведения. Именно в период новорожденн ности ребенок начинает выделять человеческое лицо как социальный объект, на который направляет свое поведение, проявляя движения, которые реализуют эту направленность.

Ребенок обращается к взрослому всем своим существом. Родители становятся центром мира, средством понимания его и других людей. Созревание и развитие ребенка в период новорожденности зависят от того, насколько взрослый умеет ответить на ее поведение, поощрение взаимодействия.

Комплекс оживления является началом психической жизни, свидетельством того, что сложилась благоприятная социальная ситуация развития, которую Л. Вы готский назвал ситуацией Мы (пра-Мы), единством матери и ребенка.

Суть ее заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослого, который ухаживает за ней. Новорожденный максимально нуждается взрослого, но способами воздействия на него еще не обладает.

В этом и заключается главное противоречие этого периода, решается путем обеспечения особого вида деятельности – непосредственного эмоционального общения взрослого и ребенка, начало которого заложен в комплексе оживления.

Новорожденный быстро учится различать знакомые и незнакомые лица, следить за движениями взрослого. Эксперименты подтверждают выборочную направленность ребенка на различные изображения: если ей предлагают на выбор несколько изображений, то человеческое лицо она рассматривает дольше.

Итак, специфика психики новорожденного заключается в ориентации его индивидуальной организации на развитие в социальном окружении.

Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания периода Новона-роджености.

Физиологическим критерием завершения этого периода является появление зрительного и слухового сосредоточений, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Больше информации по теме: http://studbooks.net

Источник: http://mymylife.ru/zdorove/lechenie/20316-psikhicheskoe-i-lichnostnoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-postupleniya-v-shkolu-osobennosti-razvitiya-novorozhdennogo-situatsiya-sozrevaniya-i-razvitiya-novorozhdennogo-kompleks-ozhivleniya-vozrastnaya-psikhologiya-studencheskaya-biblioteka-onlajn

Комплекс оживления младенца – психология

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением.

До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира.

Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Читайте также:  Акрофобия (боязнь высоты) - лечение, причины, симптомы

Комплекс оживления включает в себя:

— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

Источник: http://www.cs.housepsych.com/kompleks-ozhivleniya_default.htm

Тайны младенца: что такое комплекс оживления

Врачи называют  поведение двухмесячного малыша, который оживляется при виде мамы или другого значимого взрослого,  комплексом оживления.

Первые его признаки появляются примерно в четыре недели, в полном объеме он проявляется примерно в 2,5 месяца и держится до 4-5 месяцев.

Позже поведение малыша становится уже более осознанным и разно­образным.

Главный посыл “комплекса оживления”:  “Я тебе рад, мамочка!”

Еще до родов малыш способен узнавать мамин голос. Старайся с рождения чаще ласково обращаться к ребенку, говорить с ним, петь и рассказывать детские потешки.

Лови его взгляд, прежде чем что-то сказать, похвалить малютку. Этим ты будешь способствовать его развитию. Пройдет совсем немного времени – и он свяжет в одну цепочку твои ласковые движения, кормление, твой голос, лицо, глаза, улыбку…

И начнет реагировать на это положительными эмоциями. Так кроха осваивает первые способы общения.

Уже в шесть недель он учится искать глазами маму и папу, любит подолгу играть в «гляделки», с удовольствием прислушивается к тому, что ему говорят родители.

Двухмесячный малыш может показать, как он рад тебе. Он готов общаться доступными ему способами – улыбаться, агукать, махать ручками. Эти пять компонентов: зрительный контакт и замирание, улыбка, двигательная активность с учащением дыхания и первые звуки (вскрики, гуканье, гуление) и составляют комплекс оживления.

Ребенок учится общаться

До месяца взгляд крохи был еще блуждающим: он случайно натыкался на тебя. Сейчас же кроха узнает маму и папу даже издали. Для полноценного развития малышу необходимо общение! Чем больше ты будешь  разговаривать и улыбаться, тем раньше заметишь первые признаки комплекса оживления.

К двум месяцам младенец уже хорошо фиксирует взгляд, внимательно смотрит на тебя, узнает, радуется: агукает, улыбается, машет ручками и ножками. Просто невозможно не пообщаться с крохой, который так искренне радуется твоему появлению!..

Читать также: 5 методик раннего развития: все ли вам нужны?

Если этого не происходит, вам лучше сходить на прием к невропатологу.

Малыш призывает к игре

Если ты занята, не в настроении, кроха будет более активен, начнет звать тебя, призывно махать ручками, чтобы вовлечь в общение. И как тут удержаться? Вся картина радостного поведения малютки очень поощряет маму и папу к играм с карапузом.

Взрослые начинают больше и дольше с ним разговаривать, а это, в свою очередь, способствует его гармоничному развитию. Именно сейчас в полной мере закрепляется связь между вами.

Наконец-то ты получаешь теплый и эмоциональный отклик от сыночка или доченьки на свою любовь и заботу.

Старайся как можно больше разговаривать с ребенком, озвучивай все свои действия, рассказывай, чем вы собираетесь заниматься. И обязательно благодари и хвали малютку за помощь, хорошее настроение, улыбки.  

Что будет после “комплекса оживления”?

С 4 месяцев комплекс оживления постепенно трансформируется в более сложное осмысленное поведение.

Теперь кроха умеет не только улыбаться, но и смеяться, а звуки приобретают оттенки разных эмоций: это может быть и требовательный зов, и желание поделиться радостью, и интерес к чему-то новому.

Он уже управляет своими ручками и ножками, тянется за игрушками и другими интересными объектами. Может внимательно изучать игрушки, радоваться появлению не только близких, но и незнакомых людей, если они разговаривают, улыбаются, играют с ним.

Помни: не в полной мере проявленный комплекс оживления – это повод обратиться к врачу!

Читать также: Проверь рефлексы у новорожденного!

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/year/early-development/5359-tayny-mladentsa-chto-takoe-kompleks-ozhivleniya.html

Что такое комплекс оживления младенца?

Не все родители знают, что такое комплекс оживления младенца. Это понятие характеризует определенный этап жизни ребенка, его правильное развитие, и врачи обращают на него особое внимание.

Понятие комплекса оживления

Комплекс оживления не является набором определенных действий или движений: это способ малютки общаться со взрослыми. Чтобы привлечь внимание взрослого, младенец начинает двигать ножками, ручками, издавать звуки, особенно активно он это делает, когда на него не обращают внимания.

На первом месяце жизни малютка живет в собственном мире и практически не реагирует на то, что его окружает. Наши дети, в отличие от животных, не могут самостоятельно поддерживать свое существование, поэтому для них так важна помощь и взаимосвязь с родителями.

Во время периода новорожденности первые эмоции у ребенка появляются в конце первого — начале второго месяца жизни. В это время он уже может сосредотачивать свое внимание на предметах, активно реагирует на голос, речь взрослого человека.

При тесном взаимодействии с мамой и папой у ребенка развивается комплекс оживления, он начинает издавать звуки, двигать ручками и ножками, реагирует на слова и улыбку взрослого человека — все это указывает, что настал конец периода новорожденности и ваше дитя переходит в новую стадию своей жизни.

Появление на свет вызывает у ребенка большой стресс, так как он попадает в незнакомый мир, в котором появляются новые звуки, свет, новый температурный режим. Во время периода новорожденности мама должна чаще брать крошку на руки, ведь только у нее он чувствует себя защищенным.

Этапы комплекса оживления

Младенец растет, и у него появляется необходимость общения — это его первая социальная потребность.

Малютка развивается, и за это время комплекс оживления проходит несколько этапов:

  1. Первый этап называется замиранием. Таким образом ваше чадо реагирует на внешние факторы. Начинается он в начале второго месяца жизни.
  2. Второй этап — сосредоточение. Он начинается на третьем месяце и отличается большей активностью. Младенец начинает использовать для взаимосвязи с окружающим его миром отдельные элементы, реагирует на улыбку, двигательными движениями пытается привлечь к себе внимание людей, которые попали в поле его зрения.
  3. Третий этап носит название улыбки или гуления. Таким образом малютка пытается показывать свои положительные эмоции.

Особенно активно малютка развивается в первые месяцы, поэтому если в первом полугодии он получит достаточно внимания от родителей, то его психическое развитие будет нормальным. Младенец будет активным, жизнерадостным, он рано начинает улыбаться, гулить — все это указывает на правильное развитие малыша.

Если он не имеет достаточного контакта с родителями и другими людьми, то становится апатичным или, наоборот, крикливым. Его умственное, физическое развитие задерживается. Дети, которые ощущают дефицит общения, страдают невротическими формами поведения, чаще болеют.

Почему так важна взаимосвязь детей и родителей?

Новорожденному необходимо постоянное взаимодействие с людьми, которое помогает его психологическому развитию. Приблизительно до 6 месяцев коммуникация малыша и взрослого происходит на основе эмоций при помощи различных реакций.

Эмоциональное общение происходит при помощи различных движений, которые соответствуют определенным эмоциям: используется мимика, позы, интонации голоса. Когда малышу исполняется 6-8 месяцев, наступает новый этап его общения с внешним миром и окружающими его родителями и другими людьми — ситуативно-деловой. В это время наряду с эмоциями появляется действие с предметом.

Благодаря активному взаимодействию со взрослыми на первом этапе жизни малютка психологически развивается и переходит на новые ступени своего формирования. Систематическое общение помогает стимулировать эмоциональную сферу ребенка: он быстрее познает окружающий мир.

Общение крохи с мамой и папой должно начинаться с первых дней его жизни, так как оно наиболее продуктивно, пока у младенца не развились формы предметного восприятия.

Постепенно у младенца появляется влечение к окружающим его предметам: он начинает открывать для себя их новые свойства и действует более активно.

Но самостоятельно делать это ему сложно, поэтому взрослый должен помогать малышу узнавать окружающий мир. Таким образом ребенок будет быстро и правильно развиваться.

Именно в этом периоде создаются предпосылки для нормального формирования психики младенца.

Что происходит после комплекса оживления?

Комплекс оживления составляет небольшой период жизни малыша и заканчивается приблизительно на 4 месяце жизни малютки. Именно в этот период между малышом и родителями закрепляется надежная связь. Дети в этот период очень активные: они много улыбаются, двигаются. Общение взрослого и младенца в этом периоде способствует правильному формированию и развитию у малыша памяти, речи и слуха.

Малютка очень быстро развивается и вскоре понимает, что позвать маму можно не только громким плачем, но и при помощи звуков. Он уже не только улыбается, но и громко смеется, его движения становятся уже не хаотичными, а все более осознанными.

В некоторых случаях развитие комплекса оживления может задерживаться. В таких ситуациях мамам надо обязательно обращать внимание на особенности развития малютки. Это может указывать на его неполноценное развитие или на недостаток внимания со стороны родителей. Чтобы установить причину, необходимо обратиться к врачу.

Если вашему малышу больше 5 недель, а он не реагирует на появление мамы, не вздрагивает при громком звуке, то это может указывать на патологии в формировании слуха и зрения. Если в возрасте 4 месяцев малыш реагирует на маму, только когда она рядом, это может указывать на проблемы его развития, нарушение психомоторных функций, поэтому визит к врачу откладывать нельзя.

Чтобы ребенок нормально и правильно развивался, ему необходимо постоянное общение с родителями, поэтому больше с ним разговаривайте. Делать это надо как можно чаще: при одевании, кормлении, купании и других действиях с малышом.

То, как вы будет общаться с крохой в начале его жизни, во многом обуславливает его дальнейшее развитие, способность к взаимодействию с людьми в будущем. Помните, что во всем надо знать меру, так как чрезмерное общение способно вызвать у вашего чада желание в будущем избегать контактов с людьми, и он может стать замкнутым и необщительным.

Источник: http://okarapuzah.ru/malysh-rastet/kompleks-ozhivleniya.html

Комплекс оживления» младенца

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помо­щью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнооб­разными средствами общения.

Младенец теперь уверенно отыс­кивает глазами взрослого, поворачивается на звук ᴇᴦο шагов, замечает ᴇᴦο издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают её глаза), вслушивается в звуки её голоса.

В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье).

Картина радостного поведения младенца была названа уче­ными ʼʼкомплексом оживленияʼʼ.Этот термин впервые был вве­ден в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента˸

1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, присталь­ный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление — движения головы, вскидыва­ние ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

4) вокализациивскрики (громкие отрывистые звуки), гу­канье (тихие короткие звуки типа ʼʼкхʼʼ, ʼʼпо и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц — ʼʼгуулллиииʼʼ и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца од­новременно (отсюда и название ʼʼкомплексʼʼ).

Комплекс ожив­ления складывается примерно к 2 с половинои̌ месяцам, и ᴇᴦο интенсивность нарастает вплоть до 4 месяцев После этого возра­ста комплекс оживления начинает ʼʼраспадатьсяʼʼ, т. е.

отдельные ᴇᴦο компоненты становятся относительно независимыми, и воз­никают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в сфере раннего дет­ства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад оха­рактеризовали комплекс оживления как проявление свое­образного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как ре­акция в ответ на действия взрослого. В 1960 г.

вышла в свет книга Д. Б. Эльконина, в которой комплекс оживления впервые рас­сматривался как форма активного участиямладенца вобщении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, ко­торое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследовании М. И. Лисинои̌ и С.

Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисинои̌ было положено предполо­жение о том, что комплекс оживления является не просто от­ветной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть ᴇᴦο акцией).

Если это так, то комплекс оживления (КО) должен проявляться по-раз­ному, исходя из ситуации и от задачи общения. В экс­периментах М. И.

Лисинои̌ фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрос­лым˸ 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка; 2) улы­бающийся взрослый; 3) ласковое поглаживание; 4) разговор; 5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглажива­ние и разговор вместе.

Читайте также:  Личностные кризисы у мужчин и женщин - советы, как их пережить

Результаты экспериментов показали, что интенсивность и от­носительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец от­вечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглажи­вании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует.

При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, си­туация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе М. И.

Лисина экспе­риментально доказала активный характерКО.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/48889_kompleks_ozhivleniya_mladenca

Комплекс оживления младенца

Психолог М. И. Лисина предположила, что комплекс оживления является одним из способов общения со взрослыми, и это общение может быть разным в зависимости от конкретной ситуации.

Например, если взрослый пассивный и не проявляет никакой активности по отношению к младенцу, то малыш начинает вести себя намного активнее, как бы «призывая» взрослого пообщаться с ним. И, наоборот, если взрослый ведет себя активно, то малыш уже менее активный.

 Также ребенок начинает активно действовать, издавать звуки и дрыгать ножками и ручками, если видит, что взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с другим собеседником.

Отсюда можно сделать вывод, что комплекс оживления младенца это не подчинение какому-то закону развития, а самое настоящее действие, посредством которого малыш начинает общаться со взрослыми.

Что происходит до комплекса оживления?

После того, как малыш родился, он испытывает серьезный  стресс – совершенно новый и незнакомый ему мир, различные яркие цвета, странные люди, смена температурного режима, громкие звуки и т.д.

Малыш привык, что в мамином животе ему тепло, комфортно и уютно, а размеренный стук сердца мамы всегда успокаивает и убаюкивает.

Поэтому в первые несколько недель важно брать ребенка на руки, так как только на маминых руках он чувствует себя хорошо.

Приблизительно через 2 недели малыш уже начинает фокусироваться на предметах и может разглядывать лица взрослых. Через месяц после рождения малыш уже различает звуки и способен узнать мамин голос из других звуков.

Спустя еще пару недель малыш уже связывает все в единую цепочку – мамины руки, кормление, мамин голос, мамино лицо. Все это малыш связывает в одно понятие – добро и начинает реагировать на это положительными эмоциями. Он принимает свой новый мир, ему все нравится и он счастлив!

Апогей комплекса оживления

В возрасте 3-4 месяцев малыш самый счастливый! Услышав даже издалека голос мамы или папы, малыш уже начинает реагировать – агукает, издает различные звуки, активно двигается и улыбается. Может быть, именно поэтому в рекламах мы чаще всего видим именно младенцев этого возраста – они всегда веселые, активно улыбаются и производят невероятное впечатление!

В этот период закрепляется связь между ребенком и родителями. Некоторые родители отмечают, что именно в этот период они ощутили самое отчетливое и невероятное чувство счастья и любви к своему ребенку.

Каждый из нас, увидев на лице ребенка улыбку, пытается вызвать ее снова и снова – и вы и ребенок испытываете при этом счастье. Старайтесь чаще общаться с малышом, ведь положительные эмоции хорошо сказываются на общем развитии ребенка – быстрее развивается слух, речь  и память.

Что происходит после комплекса оживления?

Комплекс оживления младенца длится недолго, так как практически сразу, приблизительно в возрасте 4-5 месяцев, начинают проявляться более сложные формы поведения. Малыш теперь знает, как нужно подзывать к себе маму, не только с помощью плача, но и с помощью определенных звуков.

Улыбка превращается в звонкий смех, движения малыша становятся более управляемыми, а не хаотичными, сознательно и внимательно изучает предметы вокруг себя, а также свое тело – ручки или ножки. Малыш начинает радоваться не только появлению мамы или папы, но и других людей, кто с ним разговаривает, улыбается и играет.

Также ребенок начинает радовать игрушкам.

Важно знать

Бывает так, что комплекс оживления не проявляется или проявляется с опозданием и неполноценно. На это обязательно нужно обратить внимание, так как это может свидетельствовать о состоянии здоровья или нехватке внимания.

Если малыш в возрасте 5 недель не проявляет  активности – не фокусирует внимание на лице, не реагирует на мамин голос, не вздрагивает от резкого громкого звука, возможно у него есть проблемы с развитием слуха и зрения.

Если малыш в 4 месяца реагирует на маму только, когда она подходит совсем близко к нему, а, завидев издалека, не проявляет никакой активности, возможно, есть проблемы с психомоторным развитием. Нужно показать малыша невропатологу.

Какие бы отклонения в развитии малыша не были, старайтесь, как можно чаще вызывать у ребенка комплекс оживления, старайтесь добиться от него реакции, всегда разговаривайте. Когда кормите, моете или одеваете.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/kompleks-ozhivleniya-mladenca/

Формирование комплекса оживления, Общение как ведущая деятельность младенца – Детская психология Библиотека русских учебников

На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью удовлетворять свои органические потребностей бы.

Условия, в которых живет ребенок в немовлячому возрасте, максимально социальные, их особенность заключается в том, что ребенок, в отличие от детенышей животных, не способен сам, на основе врожденных механизмов поддер. Уват свое существование и приспосабливаться к окружающей среде.

Приспособления младенца происходит либо непосредственно через взрослого, или в сотрудничестве с ним результате беспомощности новонаро. Дженни прочно связан в своем поведении с другой человеконою.

Первые проявления положительной эмоции наблюдаются в конце 1-го – начале 2-го месяца жизни. Она возникает при зрительном сосредоточении на предмете, в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Найин нтенсивниши и яркие положительные эмоции вызывает речь взрослого.

Чаще всего в младенца в процессе общения возникает комплекс оживления: ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, который наклоняется над ней, она улыбается, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Комплекс оживления знаменует окончание периода новорожденности и начало новой стадии развития младенца.

Таков выражение ее первой социальной потребности – потребности в общенииванні.

В своем развитии комплекс оживления преодолевает следующие три этапа: замирание, сосредоточение, улыбки и гуление

1 вел проявляется на 2-м месяце жизни в ответ на внешние воздействия

2. На 3-м месяце жизни комплекс оживления формируется в целостную систему и становится основной формой поведения ребенка. Каждый компонент используется адекватно целью общения.

Так, сосредоточение помогает есть воспринять воздействия взрослого; улыбка является знаком того, что влияние принят и растет удовлетворения; двигательное оживление, вокализации помогают привлечь внимание взрослого, находящегося в поле зрения ребенка, держать его у себя это активный етаетап.

3. Комплекс оживления становится привычной формой проявления каких-либо положительных эмоциональных переживаний, удостоверяющий его социальную функцию

Для возникновения комплекса оживления недостаточно только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает предпосылки, при которых у ребенка может возникать радостное переживание. Ему пере едуе получение впечатлений, связанных с дорослиим.

Если ребенок в первом полугодии получает от взрослого достаточно внимания, она быстро развивается психически: во время бодрствования – активная, жизнерадостная, рано начинает гулиты, улыбаться, у нее своевременно вине икае комплекс оживления.

При отсутствии впечатлений, эмоционального контакта со взрослыми здоровая, ухоженная ребенок ведет себя апатично или кричит, у нее задерживается двигательный, умственное и даже физическое раз виток (явление госпитализма).

У детей, живущих в условиях дефицита общения, проявляются невротические формы поведения, они чаще хвориютть.

Общение как ведущая деятельность младенца

Ведущей деятельностью в немовлячому возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития зависимости от содержания в немовлячому периоде различают ситуативно-личностную и ситуатив вно-деловой формой общенияя.

До 6-ти месяцев общения ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер, а его средствами являются реакции

. Эмоциональное общение – общение с помощью выразительных движений, которые соответствуют определенной эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения, поглаживания, прижимания к груди, видштовхува. Ання тощ.

После 6-ти-8-ми месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми – ситуатиано-деловой, при котором средством общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом

. Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является эта совместное действие

В немовлячому периоде выделяют два этапа развития:

1. От рождения до 5-6-ти месяцев. Этот период характеризуется становлением ситуативно-личностного общения, интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Такое общение считается достаточной тньо развитым, если малыш смотрит в глаза взрослому, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализации, стремится продолжить эмоциональный контакт с ним, пытается перестроить свое поведение в соответствии с его поведениемнки.

Содержание потребности в общении состоит в стремлении к доброжелательного внимания. Развивается оно с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно усваивает течение 4-х-6-ти недель. В этом возрасте и общения является ведущей деятельностью. Оно помогает малышу выжить и адаптироваться к обстоятельствам жизненноття.

2. От шести месяцев до года. Начало этого периода связано с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций (координация между рукой и глазом).

Ребенок уже способен удержать предмет, интенсивно но усваивает манипулирования им. Расширяется ее пространство. Создаются предпосылки для развития манипуляции с предметами и предметного восприятия.

Общение происходит на фоне манипуляций, касающихся предметедметів.

С 6-ти месяцев жизни ребенка ситуативно-личностную форму общения меняет ситуативно-деловая, которая разворачивается в результате совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет его новую потребность – в с сотрудничества.

Ребенку недостаточно доброжелательного внимания ей необходимо, чтобы взрослый проявил заинтересованность тем, чем она занимается, участвовал в этом процессе. Взрослого она считает экспертом, образцом, помощник иком, участником и организатором совместных действий.

В этих занятиях экспрессивно-мимические средства дополняются предметами. Ребенок проявляет свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение имеет ярко эмоциональный оттенок, ему присущи не только положительные эмоции.

Дети могут проявлять обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр их положительных переживанийреживань.

Общение с взрослым как ведущая деятельность в немовлячому возрасте всего способствует психическому развитию ребенка, перехода ее на следующий возрастной этап.

Систематический словесно-эмоциональное воздействие взрослого сти имулюе эмоциональную сферу младенцев, способствует их познавательном развитии.

Это общение будет более продуктивным, если начинаться до того, как у ребенка сформируются сложные формы предметного восприятияня.

Взрослый организует и первые акты предметного восприятия ребенка. Овладев ими, ребенок может успешно использовать их в других ситуациях, с другими предметами, например с игрушками

Ребенок растет, меняются ее возможности, потребности ее все больше привлекают окружающие предметы, она начинает с ними действовать.

Но простота, ограниченность ее действий не позволяют самостоятельно открыты разнообразные ни специфические свойства и функции предметов. Неоценимую помощь в этом оказывает взрослый.

Он показывает новые интересные действия с предметами: подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и снова собирает половинки деревянной куклыльки.

Эмоционально-личностное общение меняется в это время на эмоционально-деловое. Кроме внимания и доброжелательности, в его контекст включаются еще сотрудничество взрослого, его участие в делах малыша богаче становятся средства общения: взгляды и улыбки дополняют указательными жестами, определенными интонациями в вокализации и первых словах, которые появляются во второй половине рокку.

Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка, овладевает речью, учится выполнять сложные действия с предметами, переходит к простейших игр с ними

В немовлячому возрасте происходит становление предпосылок общения, непосредственных эмоциональных контактов со сверстниками, которые отражают широкий спектр переживаний. Интерес детей друг к другу побуждает их к познавательным контактов, изучение другого.

До 12-ти месяцев возникают деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. В этот период закладываются основы дальнейшего полноценного общения со сверстниками.

Формирование этой потребности начинается с 3-х месяцев с возникновением ориентировочной активности на сверстника. В составе комплекса оживления в 5-месячного ребенка яркие эмоции при восприятии партнера.

Во второй половине первого года жизни формируются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), подтверждающие дальнейшее развитие потребности в общении со сверстниками амітками.

Контакты со сверстниками основном направлены на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети рассматривают друг друга, прикасаются к лицу, одежды, иногда даже”пробуют на вкус”- берут в рот па альчик другого. Часто не ограничиваются созерцанием сверстника, а обращаются с ним, как с интересной игрушкой.

Могут адресовать им те же действия, что и взрослым: улыбнуться, предложить игрушку, однако инициативе вни проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и соответствующая активность. Младенцы еще не являются участниками полноценного общения, на этом этапе жизни только с акладаються.

Его предпосылокого передумови.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/formuvannya_kompleksu_pozhvavlennya.htm

Ссылка на основную публикацию