Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Коммуникативная компетентность педагога и детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Преимущественным способом взаимодействия человека с другими людьми является язык. Человек использует вербальные и невербальные знаки, которые передают его мысли к окружающим. Вот почему с самого детства каждого обучают говорению.

Если ранее коммуникативная компетентность заключалась в издавании звуков, то теперь индивид должен произносить конкретные слова, фразы, интонацию и пр.

Все это отрабатывается в дошкольном возрасте детьми, которые часто контактируют с педагогами.

Человек изначально не умеет говорить, однако у него имеются все инструменты для произношения звуков. Отдельные звуки выстраиваются в слова, а слова можно объединять в предложения. Всему этому человек обучается в дошкольном возрасте сначала вместе со своими родителями, затем с педагогами и детьми.

Речь во многом зависит от того, в какой среде ребенок растет и приобретает первые навыки. Вот почему важно, чтобы он был окружен такими людьми, которые обладают разнообразной, красивой и богатой речью, которую можно скопировать и далее пользоваться.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют  воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия. Вот почему нередко приходится говорить об элементарном уважении в интернет-журнале psytheater.com.

Современные люди не умеют общаться друг с другом. Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких.

Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера.

Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение.

Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним.

Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем.

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов».

Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников.

Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением.

Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады.

Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить.

Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить с чувством собственного достоинства – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека.

Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

перейти наверх

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д.

Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог.

В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности.

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

перейти наверх

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

перейти наверх

Итог

Каждый человек начинает свое коммуникативное развитие с раннего возраста. В этот период ребенок активно взаимодействует с родителями, педагогами и другими детьми. От каждого взрослого человека требуется лишь одно – следить за своей речью и понимать, как она влияет на ребенка, который ее слышит. В таком случае можно в итоге привить малышу именно те навыки, которые станут ему полезными.

По мере развития человек меняет манеру своего общения. Однако при условии, что его будут окружать грамотные люди, которые проявляют уважение и стараются выстраивать доверительные отношения, у каждого есть все шансы стать культурным в коммуникативном плане человеком.

Источник: http://PsyTheater.com/kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga-i-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Материал на тему: Педагогический совет «Формирование социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

Педагогический совет

«Формирование социально – коммуникативной  компетентности у детей дошкольного возраста»

Форма проведения: деловая игра

Цель педагогического совета: 
– Определение проблем,  путей и способов улучшения работы педагогического коллектива  по социально-коммуникативной  области  развития детей.

Задачи:

– повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»    

– формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей по данной проблеме;

План проведения педсовета:

1.Коммуникативная игра   «Вы  еще  не знаете, что я  люблю». ( 2-3мин)

Педагог – психолог Рубежная С.Ю.

2.Выполнение решения  предыдущего педсовета. ( 2 -3мин)

Старший воспитатель: Седых С.В.

3. Выступление  «Особенности реализации образовательной области

 (3мин)  «Социально-коммуникативной   развитие»  в условиях введения ФГОС».

 Заведующий Оникова А.В.

4.Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников». (6мин)

   Старший воспитатель Рубежная С.Ю.

5. Демонстрация видеофильма  по организации формирования коммуникативных качеств детей МКДОУ (по результатам  тематического контроля на проверяемых группах).  (3мин)

   Старший воспитатель: Седых С.В.

6. Деловая игра  «Мозговой штурм» (практическая часть: работа в группах)

   Старший воспитатель: Рубежная С.Ю.

7.Справка по результатам  анкетирования  «Самооценка  педагога по формированию социально – коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Седых С.В.

8. Аукцион дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей.

Старший воспитатель: Седых С.В.

9. Итоги педсовета.  Обсуждение проекта решений.

Заведующий Оникова А.В.

Предварительная работа. 

Оформление информационного листа о проведении педсовета.

Анкетирование  педагогов.

Ход  педсовета.

1.Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)

Читайте также:  Как признаться парню в любви, если стесняешься?

2.Выполнение решения  предыдущего педсовета.

3.Выступление «Реализации образовательной области  «Социально-коммуникативной   развитие»  в условиях введения ФГОС».

– Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.  Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека.

Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора.

Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.

Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы ДОО  показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.  Детский сад также проводит с дошкольниками работу по данному направлению. Мы предлагаем вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаю вам хорошего делового настроения.

4.Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников».

В ходе подготовки к педсовету был проведен тематический контроль по теме «Организация работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников», выявивший положительные  моменты в работе педагогов проверяемых групп и недостатки.  (Справка по результатам тематического контроля прилагается).

5. Демонстрация видеофильма  по организации формирования коммуникативных качеств детей МКДОУ (по результатам  тематического контроля на проверяемых группах).

6. Деловая игра.   Мозговой штурм  (практическая часть: работа в группах) 

Для проведения игры нужно разбиться на две команды. Команды должны придумать название, девиз команды, выбрать капитана.

Наша деловая игра будет состоять из четырех  частей: разминки, конкурса капитанов, упражнений на развитие  коммуникабельности педагогов,

банка идей педсовета. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе: заведующего,  педагога-наставника, педагога-психолога.

1 часть. Разминка.

– Кому принадлежит ведущая роль в  воспитании ребенка-дошкольника?

(семье)

– Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.

( Конституция РФ,  Закон  об образовании в Российской Федерации,

Конвенция о правах ребенка,  Семейный кодекс)

– В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы  по   реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативной   развитие»  в условиях введения ФГОС

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, …)

– Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

( НОД,  сюжетно-ролевые игры, игры на развитие  коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы,   пословицы, поговорки, игры подвижные, игры – драматизации; словесные; строительные;  игры  настольно-печатные; театрализованные,  режиссерские,  …)

– Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите примеры из практики.

(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок,   проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях)

– Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств

(Игры: «Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо»,

«Нить дружбы»,   «Добрый  бегемотик»…),

– Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально-коммуникативного  развития дошкольников?

(Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)  

2 часть. Конкурс капитанов.  «Тренируем эмоции»

(задание для капитана 1 команды)

 Попросите ребенка нахмуриться – как:

  –  осенняя туча

–   рассерженный человек,

–         злая волшебница.

улыбнуться, как:

–    кот на солнце,

–    само солнце,

–   как Буратино,

–   как хитрая лиса,

–   как радостный ребенок,

–  как будто ты увидел чудо.                                   

позлись, как:

–  ребенок, у которого отняли мороженое,

–   два барана на мосту,

–   как человек, которого ударили.

задание для капитана 1 команды

«Тренируем эмоции»

испугайся, как:

–         ребенок, потерявшийся в лесу,

–         заяц, увидевший волка,

–         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

–         папа после работы,

–         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

–         турист, снявший тяжелый рюкзак,

–         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

–         как уставший воин после победы.

устань, как:

       папа после работы,

        муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

       турист, снявший тяжелый рюкзак,

        ребенок, который много потрудился, но помог маме,

        как уставший воин после победы.        

 Капитанам каждой команды          необходимо проиграть       игру на развитие эмоций  с командой противника, которая должна оказаться в роли детей.

3 часть.  Решение  педагогической ситуации. 

Каждая команда  должна выдвинуть два педагога. Один  играет  роль воспитателя, второй- ребенка. Педагог, играющий роль «воспитателя», отвечает «ребенку» как  невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю».  

«Представьте себе, что Вы в группе чем-то  заняты. К вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:  «Они не  принимают меня играть!»

Вы должны ответить «ребенку» как не внимательный воспитатель.

Представители второй команды должны обыграть эту ситуацию как противоположную:  ответ должен быть как внимательного воспитателя.

Что он должен ответить?

После окончания ситуации происходит обсуждение.

-Что вы чувствовали,  когда воспитатель не услышал ваше обращение?

(роль-ребенок)

-Какие трудности возникли у вас  при выполнении задания? (вопрос каждому участнику)

– Дайте оценку поведения педагога  в каждой ситуации (оценку дают представители противоположной команды).

 Выступление: 

Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка.

Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его достоинствами:

умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка

в детском саду зависит от «главного взрослого». Поэтому на воспитателя

ложится основная ответственность за построение того типа общения, которое

будет благоприятно для его развития.  При педагогической оценке коммуникативного развития ребенка педагогу необходимо обращать внимание на:

1) Самого ребенка или группу детей в процессе общения (состояние

ребенка (группы) в ситуации общения, те средства, которые используются

детьми при осуществлении коммуникации, положение ребенка в группе

сверстников).

2) Собственное поведение в ситуации общения (в какой степени при

построении коммуникации педагог учитывал общие закономерности

развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребенка, его

состояние; какие при этом использовались; как в процессе общения

проявились состояние педагога, настроение и т.п.)

Климат в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми.

Воспитатель, компетентный в общении, сможет установить

благоприятную атмосферу в группе, которая поможет детскому коллективу

почувствовать себя свободно, комфортно и педагоги должны помнить об ответственности за состояние работы по социально-коммуникативному развитию.

4 часть. Банк идей педсовета.

Предложить всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос:

как сделать общение с детьми и родителями наиболее продуктивным?

5 часть. Практическая  «Анализ перспективного плана».

– Определить для какой возрастной группы данный перспективный план.

– Что  можно   дополнить к данному плану?

7.Справка по результатам  анкетирования  «Самооценка  педагога по формированию социально – коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.

8. «Аукцион дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей »

9. Итоги педсовета.   

Проект решения педсовета

1.Оценить положительный опыт работы воспитателей  первой младшей группы № 4 «Карапуз» ( воспитатель Матыченко Н. Ю), второй младшей национальной  группы  №1 «Харада» ( воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.

Читайте также:  Как перестать нервничать и стать спокойным - советы психолога

),  старшей логопедической группы  №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. учитель-логопед Горбачева Н.Д.

)  по созданию благоприятных условий  пространственно-развивающей среды, способствующих    формированию у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости.

2. Старшему воспитателю  Седых С. В. , старшему воспитателю  Рубежной

С. Ю:

2.1. Пересмотреть матричное  планирования  с учетом  образовательной области   «Социально-коммуникативное развитие»  для всех возрастных групп.

                                                              Срок исполнения  24.01.2015 г.

2.2.Разработать для организации     НОД (занятий)  памятки с рекомендациями методов и приемов  организационных моментов, релаксации, направленных на  развитие коммуникативных качеств и эмоций детей;                                                                                                        

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/05/20/pedagogicheskiy-sovet-formirovanie-sotsialno-kommunikativnoy

Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя

Аблитарова А. Р., Пшонник О. А. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/1038/ (дата обращения: 18.09.2018).



В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Постановка проблемы. Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.

Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения.

Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения.

Изучение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, показало теоретическую безграмотность и недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Цель статьи — раскрыть основные категории коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного учреждения.

По определению В. И.

Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2, с.14].

Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования также показал, что недостаточно уделяется времени на развитие коммуникативной компетентности, ее месту и роли в деятельности педагогов дошкольного учреждения.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, беседы с воспитателями детских садов, наблюдения за их педагогической деятельностью, выступления на семинарских, практических занятиях во время курсов повышения квалификации, а также общение с коллегами, родителями, можно сказать о снижении коммуникативной культуры педагогических коллективов дошкольных учреждений.

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Современные изменения всей системы образования в наши дни рассчитаны на педагога, который умеет находить нестандартные решения.

Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения. В развитом обществе педагог является личностью, которая требует особенного внимания.

И если педагог имеет слабую профессиональную подготовку, то в первую очередь страдают дети, и потери эти невозможно восполнить.

Коммуникативные качества воспитателя дошкольной организации тесно связаны со спецификой педагогического образования, которая направлена на широкую общекультурную подготовку (общекультурных компетенций).

Проблема формирования общекультурных компетенций у будущих педагогов является одной из важнейших. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т. д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Эффективному формированию общекультурной подготовки студентов в образовательном процессе вуза способствует определившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС говорится, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Задача формирования общекультурной подготовки будущего педагога должна решаться комплексно.

И на ее решение необходимо направить как общую систему организации воспитательной и внеурочной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методик преподавания дисциплин, которые включены в программу подготовки по данному направлению.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

 коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения;

 социальное родство — желание находиться в обществе, среди других людей;

 альтруистические тенденции — эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека [2, с.16].

Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека.

Наличие таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле.

Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует.

Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. По мнению А. А.

Бодалева, «общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [1, с.26].

Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов [5, с. 44]. Петровская Л. А.

отмечает, что коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации.

Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [2, с. 39].

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога. М. М.

Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [4, с. 20].

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Однако, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

‒ коммуникативные знания;

‒ коммуникативные умения;

‒ коммуникативные способности.

Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.

К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны.

Коммуникативные умения: речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания,

Социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление [2, с. 19].

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [3, с. 36].

Профессиональные умения педагога детально описаны в педагогической науке. Однако мы хотим обратить внимание именно на те умения, с помощью которых создается и поддерживается контакт педагога с воспитанниками.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с.
  3. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.-200с.
  4. Силакова М. М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / М. М. Силакова // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125–130.
  5. Смирнова Е. О. Агрессивные дети [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 4.- С.63–71.
  6. Щербинина Ю. «Слово ласковое — мастер дивных див» / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 40–46.
Читайте также:  Что делать, если все достало и надоело - советы психолога

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, умение, педагогическое общение, дошкольное детство, дошкольное учреждение, общекультурная подготовка, знание, общение, педагог, способность.

коммуникативная компетентность, ребенок, ранний возраст, общение, дошкольный возраст, навык коммуникации, модель формирования, освоенная способность ребенка, ранняя социализация…

Общекультурная компетенцияпознание и опыт деятельности в области национальной

− Четвертая ступень — старший дошкольный возраст — развитие свободного общения со.

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том…

Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории ключевых, т. е. таких, которые имеют особое значение в жизни человека

– желание вступать в контакт, – умение организовать общение, – знание норм и правил при общении.

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление…

В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Формирование коммуникативной компетентности у педагоговвоспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1038/

Портал педагога | “Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста”

Автор: Гусева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 “Улыбка” г. Ставрополя
Населённый пункт: г.

Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: “Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста”
Дата публикации: 13.08.

2017
Раздел: дошкольное образование

Коммуникативная компетентность как показатель

речевого развития детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования ориентирована на

гуманистический

подход

к

ребенку

как

развивающейся

личности,

нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план

выдвигается

идея

обеспечения

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым,

но

активным

деятелем,

постоянно

открывающим

что-то

новое

и

приобщающимся

таким

образом

к

культуре,

которая

сформировалась

на

протяжении

исторического

развития

общества.

Образовательная

работа

с

детьми

направляется

на

создание

условий,

открывающих

ребенку

возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

При

данном

подходе

особую

значимость

приобретает

проблема

взаимодействия дошкольников со сверстниками. В последнее время все чаще

высказывается

мысль

о

том,

что

в

условиях

воспитания

и

обучения

по

развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым.

Для

полноценного

познавательного

и

социального

развития

ребенку

необходимы

контакты

со

сверстниками.

В

научной

литературе

широко

представлен спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия

и

общения

детей

друг

с

другом.

Общение

рассматривается

как

сложная

деятельность,

имеющая

свои

структурные

компоненты:

потребности,

мотивы,

цели,

задачи

и

т.д.

Потребность

в

общении

со

сверстником

выражается

в

стремлении

ребёнка

к

самопознанию

и

самооценке

посредством

сравнения

себя

с

ровесником

как

равным

партнером.

На

протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками

возрастает, к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится более

предпочитаемым партнером, чем взрослый.

Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на

объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др.

Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что

все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение

средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью

вербальных

и

невербальных

средств

общения

устанавливать

контакты,

включая

для

этого

необходимые

внутренние

ресурсы

(мотивы,

направленность

на

общение,

желание

обменяться

информацией

и

пр.)

;

умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои

чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку

зрения).

Вместе с тем, практика показывает: целенаправленное формирование

коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами

внимания

педагогов.

Дети

не

умеют

договариваться,

часто

ссорятся,

конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие

конфликтные

ситуации

не

только

препятствуют

нормальному

общению

детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная

характеристика

личности

дошкольника,

как

важнейшая

предпосылка

благополучия

в

социальном

и

интеллектуальном

развитии,

в

освоении

специфически

детских

видов

деятельности

коллективных

игр,

конструирования, детского художественного творчества и прочее.

Коммуникативная компетентность – это сложное образование, которое

характеризуется

определенной

структурой,

компонентами

и

уровнями,

находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной

компетентности выделяют три компонента:

– мотивационно-личностный (потребность ребенка в общении);

– когнитивный (знания из области взаимоотношений людей);

– поведенческий (способ реагирования на конкретную

ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для

общения).

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три

других компонента:

– коммуникативные знания (знания о способах и средствах взаимодействия с

окружающими людьми);

– коммуникативные умения (умение понимать речь окружающих людей и

делать свою речь понятной для них);

– коммуникативные способности (способность ребенка понимать состояния и

высказывания другого человека и способность выражать свое отношение к

происходящему в вербальной и невербальной формах общения).

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу

свободной коммуникации (свободному общению, отрицательно влияет на

личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его

речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное

общение

или

свободная

коммуникация

это

нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе

разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в

большей

степени

располагают

игровая

деятельность

детей

и

беседа

как

способ

получение

новой

информации.

Свободное

общение

предполагает

спонтанность

ребенка

в

речевом

выражении

своих

чувств,

информации,

которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка,

субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию

его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности

дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

создавать ситуации коммуникативной успешности;

стимулировать

коммуникативную

деятельность,

использую

проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня

коммуникативной успешности;

проводить

коррекционную

работу

по

совершенствованию

развития

начал

коммуникативной

компетентности

с

учетом

индивидуальных

особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и

семью;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,

характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

обеспечивать

баланс

между

непосредственно

образовательной

деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

моделировать

и

создавать

игровые

ситуации,

мотивирующие

дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

в

процессе

коммуникативной

деятельности

обеспечивать

стратегию

поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со

сверстниками;

признать

семью

и

социальные

ситуации,

в

которых

протекает

ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние

на

результат

развития

речи

детей

и

начал

коммуникативной

компетентности.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности

необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка

разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,

м уз ыка л ь н о-

художественной,

чтении).

Большое

значение

в

системе

коммуникативно-

деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает

игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в

контакты,

является

мотивом

к

коммуникативной

деятельности.

В

игре

осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и

монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию

регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь

детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на

первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под

влиянием взрослого.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание

звуковой

культуры.

Игры-драматизации

способствуют

развитию

речевой

активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности

речи, художественно-речевой деятельности. Возникают игры с мячом типа

«Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных

тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В

игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу

несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными

вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети

сопровождают

речью

и

самостоятельную

изобразительную

деятельность.

Как

правило,

за

столом

располагаются

одновременно

три-

четыре

ребенка.

Каждый

рисует

свое

и

комментирует

изображение,

обращаясь

к

партнеру-сверстнику.

В

процессе

рисования

возникает

непринужденная беседа.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры«Подбери

по

ассоциации»,

«Назови

животных»

и

др..

Дети

самостоятельно

организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят

за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже

в тех случаях, когда кто-то из них ошибается. Дидактические и настольно-

печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они

закрепляют

и

уточняют

словарь,

навыки

быстрого

выбора

наиболее

подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении

связных высказываний, развивают объяснительную речь.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по

сюжетам

знакомых

сказок.

Разыгрываются

импровизированные

диалоги.

Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные

сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника»,

«Магазин»

«Перекре сток»»

и

др.).

Они

легко

во с п р о и з вод я т

профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер

взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по

поводу игры).

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый

для

их

жизнедеятельности,

развивает

диалогическую

речь,

воспитывает

культуру

речевого

поведения.

Некоторые

дети,

перемещаясь,

могут

прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в

воображаемом плане.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает

обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников

в

играх

с

младшими,

рассказывание

им

сказок,

показ

драматизаций,

рассказывание

из

своего

опыта,

придумывание

рассказов,

разыгрывание

сценок

с

помощью

игрушек

содействуют

развитию

содержательности,

связности,

выразительности

речи,

творческих

речевых

способностей.

Но

следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей

разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со

стороны взрослого.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует

речь

как

средство

общения,

средство

обмена

информацией.

Ребенок

выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для

других,

свободно

выражая

свои

мысли,

суждения,

чувства,

проявляет

начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем

его речевого развития.

Гусева Наталья Николаевна

воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с №1 «Улыбка» г. Ставрополя

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22965

Ссылка на основную публикацию