Индетерминизм и детерминизм в философии кратко

Детерминизм и индетерминизм в философии

Индетерминизм и детерминизм в философии кратко

Человек желает подвергать окружающий мир логическому объяснению. Чтобы все было понятным и ясным, что позволит человеку не бояться и даже предугадывать дальнейшие события, необходимо всему находить причинно-следственную связь. Это называется детерминизмом, которому противопоставляется индетерминизм в философии. Что это за понятия, рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com.

Если человек увидит на дороге яйцо, то он естественным образом подумает, что здесь могла проходить курица либо оно выкатилось из чьей-то сумки.

Как яйцо могло оказаться на дороге, если его никто туда не прикатил или не принес? Данное объяснение является логичным, что может в свою очередь побудить человека найти решение проблемы, если оно имеется.

К примеру, поднять яйцо и поискать неподалеку его хозяйку.

Человек без логического объяснения происходящих событий просто лишен способности находить решения возникающих проблем. Это, например, можно связать с тем, что человек не знает истинной истории своего происхождения. Пока человек не знает достоверно, как он был сотворен, ему трудно ответить на другой вопрос: как ему жить, чтобы бытие было полноценным и осмысленным?

Человек без прошлого – потерянное существо. Однако философы древних времен предполагали, что не все в этом мире имеет причинность. Это называется индетерминизмом. Когда человек не знает причины возникновения того или иного явления, он прибегает к ритуалам и вере. Вот откуда взялась религия, которая основывается на слепой вере человека в то, что невозможно проверить и опровергнуть.

Когда невозможно логически объяснить, тогда выдвигаются предположения, в которые остается только верить. Так устроена психика человека, который не может жить без ответов на свои вопросы.

Что такое индетерминизм?

Рассматривая понятие индетерминизма (что это такое?), неизбежно сталкиваешься с теологией и натуралистичностью. Индетерминизм – это позиция, которая ссылается на то, что не все в мире имеет причинную связь. В природе существует случайность, которая и приводит к тем явлениям, которые трудно объяснить.

Индетерминистический подход используется при объяснении различных явлений в природе. Раньше люди не знали, как появляется ветер или почему идет дождь, поэтому они поклонялись богам, которые якобы посылают им данные явления.

Индетерминизм часто встречается в физике, объясняя многие микропроцессы отсутствием причинности.

При этом в медицине (биологии) уже не применяется данное понятие, поскольку у каждого физиологического явления есть свои причины возникновения. Причинно-следственную связь легко выявить, если знать все законы и механизмы.

Только лишь по причине отсутствия знаний человек может обозначить, что у того или иного процесса отсутствуют причины, то есть пока они не выявлены.

Индетерминизм часто встречается с такими понятиями, как:

  1. Детерминизм – это противоположное понятие индетерминизму, которое указывает на то, что у любого явления или события есть своя причина.
  2. Агностицизм – похожее понятие индетерминизму, которое утверждает, что отсутствие причинно-следственной связи не позволяет до конца понять суть того или иного явления.

перейти наверх

Индетерминизм в философии

Термин индетерминизма активно используется в философии, обозначая отсутствие причинности некоторых явлений и событий. Большую популярность получила в буржуазной философии, которая высмеивала материалистичность в общественных науках.

Одни философы рассматривают историю человечества с точки зрения естественных процессов, которые последовательно переходят одна в другую, имея при этом все основания (причины) для своего развития. Представители же противоположных школ отвергают данную идею, считая, что не все явления подвергаются логическому объяснению, находя в истории веские доказательства.

Индетерминизм и детерминизм рассматриваются в философии как два противоположных понятия, которые позволяют или отвергают существование воли человека, свободы выбора и способности нести ответственность за собственные поступки.

Что же касается воли человека, то поддержку получило направление индетерминизма, где человеческая воля представлялась как независимая единица, когда индивид предпринимает действия и делает решения на основе своего выбора. Таким образом, человек сам отвечает за последствия своих действий и не должен уповать на волю судьбы, где все события будущего предрешены.

Можно ли говорить исключительно о существовании той или иной позиции? На самом деле детерминизм и индетерминизм можно назвать взаимоисключающими, но в то же время взаимодополняющими понятиями.

Многое в мире подчиняется причинно-следственной связи. Если возникает причина, то можно предугадать последствия.

Если наблюдаются последствия, то можно предположить причины, которые им поспособствовали.

Однако индетерминизм также не исключается в тех сферах, где логика не работает. Например, в жизни, когда человек сам делает выбор, что не всегда поддается логическому объяснению.

Однако за каждым решением происходят определенные события. Здесь существует вариативность, которая определяется теми решениями и обстоятельствами, в которых человек существует.

Причинно-следственные связи существуют, но не всегда они имеют логическую подоплеку.

перейти наверх

Индетерминизм и детерминизм

Говоря кратко о детерминизме и индетерминизме, данные понятия являются противоположными друг другу. Все явления и события имеют свою обусловленность, то есть их можно определить, объяснить, предугадать в будущем. Это называется детерминизмом.

Наличие объективных взглядов на происходящее в мире, где все обусловлено причинностью, называется детерминизмом. Противоположностью ему является индетерминизм, который говорит о том, что не все явления и события подчиняются логическим причинам. Либо причин просто нет, либо они не указаны. Это так называемые случайности, совпадения и пр.

Детерминизм, несмотря на свою логичность и явность, все же опровергается различными науками и направлениями. Например, квантовая физика активно рассматривает явления, которые не поддаются научным объяснениям современных направлений. Есть атомы, которые движутся в своем порядке, не подчиняясь тем законам, которые известны человеку.

Детерминизм и индетерминизм по-разному рассматривают явления между собой:

  1. Детерминизм утверждает, что одно явление является причиной развития другого явления.
  2. Индетерминизм исключает обязательную связь между явлениями, которые могут существовать по отдельности.

Причина – это некое действие, которое провоцирует появление какого-то следствия. Соответственно, следствие – это результат действия причины.

Человек не может жить в постоянном неведении, поэтому он задается вопросами, на которые старается найти ответы.

Если ознакомиться с различными заболеваниями, которые наблюдаются в организме человека, то обязательно можно столкнуться с такими пунктами, как «причины» и «симптомы».

Причины болезней – это факторы, которые провоцируют то или иное заболевание. Симптомы – это последствия, которые развились в организме после возникновения болезни.

Человеку легче познавать мир, когда он понимает, какие причины к каким последствиям приводят. Это позволяет не только понять то, что происходило в прошлом, но и предугадать будущее. Человек, который хоть раз наблюдал, как ведет себя разъяренный тигр, в следующий раз может предположить, как животное поведет себя, если снова его начать злить.

Однако здесь не исключаются концепции индетерминизма, когда существует свобода воли живого существа. Если кто-то намеренно решит отреагировать иначе, тогда его поведение становится непредсказуемым.

перейти наверх

Итог

В философии выделяют два противоположных понятия, которые по-своему подходят к объяснению окружающего мира и его явлений. Однако наличие противоположных явлений не говорит о том, что они могут существовать в мире одновременно. Человеку свойственно делить и занимать одну сторону, отвергая вторую. Итогом такого подхода является неполное понимание всех явлений.

Чтобы более реально смотреть на мир, следует понимать, что в нем существуют доказательства как детерминизма, так и индетерминизма. Оба принципа могут сосуществовать одновременно, что является новым веянием.

Источник: http://PsyTheater.com/determinizm-i-indeterminizm-v-filosofii.html

Детерминизм – это… Детерминизм и индетерминизм :

Детерминизм – это такая концепция в философии, которая продвигает идею о том, что всякое следствие имеет свою причину, и все в мире обусловлено, чтобы не сказать, предопределено. Таким было античное учение об атомах. Последнее можно назвать примером космологического детерминизма.

Существовали богословские концепции, где утверждалось, что все, что происходит в нашем мире, предопределено свыше, и изменить этого никак нельзя. Бог одних людей приготовил к спасению, а других – к проклятию. Таков теологический детерминизм. У него есть и такая разновидность, как фатализм, когда считается, что все в нашем будущем уже определено заранее.

Противоположная же философская позиция называется индетерминизмом.

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету.

В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного.

Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий.

Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа.

Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят.

Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают.

Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм.

С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение.

Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм.

Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога.

Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Постклассический детерминизм

Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда.

Читайте также:  Как перестать ревновать парня ко всем - советы психолога

Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории.

Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.

С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.

Социальный детерминизм

Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках.

Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье.

Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него.

В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны.

Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность.

Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования.

Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности.

В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.

Источник: https://www.syl.ru/article/188473/new_determinizm—eto-determinizm-i-indeterminizm

Понятие причинности в философии: индетерминизм и детерминизм

Детерминизм

Сам термин “детерминация” происходит от латинского determine (определяю) и м. б. расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире др. вещами и явлениями.

Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окруж. мире, особенно выделяется причинно-следственная, связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности.

Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов.

И все же принцип д-зма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, и др. философами Нового времени.

Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П.

Лаплас в работе “Опыт философии теории вероятностей” (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.

Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). т.е. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия определенной причины.

В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной входят и условия — те факторы, без наличия к.причина не может породить следствие.

Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных.Среди условий встречаются более существенные и менее существенные.

При этом иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной.

В систему детерминации явлений (в особенности общественных) зачастую входит повод — тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время возникновения следствия.

Как правило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенного воздействия ни на причину, ни на следствие.

Так обстоит дело с поводами, приводящими к началу войн, революций, других исторических событий.

Индетерминизм.Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму.

Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней форме – отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для к.

причина не сущ или не м. б. указана.

Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.

Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта.

Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.

В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначают термином «номологический детерминизм». Но фактически эта доктрина является скрытой формой индетерминизма, поскольку, исключение принципа причинности ведет к индетерминизму.

Источник: https://cyberpedia.su/13x18ce4.html

Понятия детерминизма и индетерминизма

Принцип неопределенности Гейзенберга указывает естественный предел познания микромира. Ошибка в измерении количества движения, то есть импульса частицы, и погрешность измерения ее координаты оказываются связанными постоянной Планка, и любые попытки повысить точность измерения импульса приводят к росту погрешности определения координаты, и наоборот.

Так проявляется антиномия «волна – частица» в квантовой физике. Возникает неустранимая неопределенность из-за влияния наблюдателя на наблюдаемый процесс. Возникает двунаправленный поток информации между субъектом и объектом исследования. В этой квантовой капле микромира отражаются проблемы познания сложных макросистем, грубо, искаженно, но отражаются.

Детерминизм и индетерминизм – противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности.

Для индетеминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще). Идеи детерминизма появляются уже в древней философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование детерминизма получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф.

Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер.

Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая точка зрения была сформулирована Лапласом (отсюда др.

наименование механического детерминизма – лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент.

Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе индетерминизма (выводы о «свободе воли» электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т.д.).

Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического детерминизма и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность).

Индетерминизм (от латинского in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм), философское учение, отрицающее объективность и всеобщность причинной связи природных или социальных явлений, а также причинное объяснение в науке.

Применительно к объяснению человеческого поведения индетерминизм рассматривает волю как самостоятельную автономную силу, признавая ее абсолютную свободу.

Классическая физика предполагает, что характеристики объекта – скорость, координаты, импульс и т.д. – существуют как бы сами по себе вне зависимости от их измерения, то есть как объективные для данной системы свойства.

С точки зрения квантовой физики у микрообъекта до измерения объективно нет таких характеристик – они появляются только в процессе взаимодействия частицы с макротелом – прибором.

Этот процесс взаимодействия частицы с прибором в квантовой механике определяется как «затвердевание» частицы, которая обычно рассматривается как волна.

Представления о случайном и закономерном изменялись на протяжении всего времени. Так, концепция постепенных изменений противоречит известным биологическим фaктaм. Но и предстaвление о быстрых изменениях стaлкивaется с нерaзрешимой проблемой ничтожной вероятности случaйного совпaдения одновременных блaгоприятных мутaций.

Абсолютно случайные события, то есть события, происходящие без причин, существуют. Неуместно задавать вопрос: «почему такое событие произошло?», так как оно произошло без причины. Осуществление случайного события всегда ведет к появлению нового качества, новой информации.

Детерминированные события, то есть события необходимые, существуют. Неуместно задавать вопрос: «почему необходимое событие произошло?», так как оно необходимо. Осуществление детерминированного события всегда ведет к изменению количества. Подобное представление о необходимом и случайном может оказаться полезным при серьезном анализе понятия «время».



Источник: http://biofile.ru/bio/5946.html

Детерминизм и индетерминизм

Понятие «детерминизм» употребляется в двух основных значениях: 1) всеобщая взаимосвязь явлений; 2) учение о всеобщей зависимости явлений.

Философский индетерминизм не отрицает существование зависимостей в эмпирическом мире, но утверждает существование первичной причины, которая сама ни от чего не зависит (Бог). А.

Введенский заметил, что материалист может объяснить на основании законов науки все, кроме существования самой материи и ее законов.

Многообразие детерминистских связей пытался систематизировать еще Аристотель. Он выделил четыре типа причинности:

– материальная (зависимость вещей от материала);

Читайте также:  Что делать, если парень охладел ко мне на расстоянии - советы

– формальная (или сущностная, поскольку у Аристотеля понятие формы и сущности совпадают);

– деятельная (зависимость вещи от субъекта, ее производящего);

– целевая (зависимость вещи от ее цели, предназначения).

В Новое время утвердился взгляд на причинно-следственную связь как взаимно-однозначную (так называемый жесткий лапласовский детерминизм).

Иными словами, определенная причина якобы способна вызвать лишь определенное единственное следствие.

Несоответствие жесткого лапласовского детерминизма реальным процессам природы и общества заставило ученых усомниться во всеобщности причинно-следственной связи.

Рассмотрим основные типы детерминистских связей.

Причина и следствие (каузальная связь). Причиной называется явление или событие, которое порождает или вызывает к жизни новое явление, называемое следствием. Причина предшествует во времена следствию.

Однако обнаружение даже устойчивой временной связи между событиями не обязательно свидетельствует о наличии причинно-следственных отношений. От понятия причины следует отличать понятие повода. Повод – событие, заставляющее причину «сработать».

Понятие повода применимо лишь в сфере человеческой деятельности.

Второй тип детерминистской связи – обратное влияние следствия на свою собственную причину. Примером такой связи может служить отношение производства и науки.

Третий тип детерминации — обусловленность: модификация каузальной связи в зависимости от условий ее осуществления. Например, протекание химических реакций может зависеть от внешних условий: температуры, давления, наличия катализатора.

Четвертый тип детерминации – телеономическая (целевая) причинность. В качестве причины выступает не реальное событие, а цель (образ желаемого  будущего).

Из определения ясно, что целевая причинность реализуется лишь в сфере сознательной деятельности субъектов.

Пятый вид – корреляция; взаимозависимость двух или более групп факторов. Изменения в одной группе влекут за собой изменения в других группах. Этим понятием обозначают порой сходство, аналогию различных явлений, когда причины такого сходства не ясны. Примером может служить сходство в формулировках закона Кулона и закона гравитационного взаимодействия.

Знание детерминистских связей является важнейшим условием успешной практической и познавательной деятельности. Современная форма детерминизма, основанная на признании не только динамических, но и статистических закономерностей, на вероятностном подходе к изучению и оценке как природных, так и социальных явлений, прочно утвердилась в современном научном мышлении.

В заключение следует подчеркнуть, что диалектика является не только учением об универсальной связи и развитии, но и методом познания, который нацеливает на то, как необходимо рассматривать предметы. Кроме того, не следует забывать, что диалектика- это система теоретических положений и при анализе конкретных предметов эти положения необходимо конкретизировать.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-teorii-filosofii/565-determinizm-i-indeterminizm

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Поиск Лекций

Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять. Первоначальные представления о связи между явлениями возникли в силу особенностей практической деятельности человека.

Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга.

Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII— XVIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Так, например, один из сторонников этого типа детерминизма, Б.

Спиноза, считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем. А другой ученый XVIII в., П.

Лаплас, утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Следствием

механистического детерминизма является фатализм — учение о всеобщей предопределенности

Философия

явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное предопределение.

Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма.

Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М.

Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необосновано. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений».

Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма.

Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности.

Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.

Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, сводящего причинность к понятию привычки человеческого ума связывать события определенным образом (2.4). Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разумной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на понимание связи между явлениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзи

стенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания

событий и явлений в культуре предлагается принцип индетерминизма.

Современное представление о детерминизме российские авторы П. Алексеев и А. Панин конкретизируют в следующих принципах:

S принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий; S принцип причинности;

S принцип многообразия типов детерминации; S принцип закономерности отношений обусловливания.

Первый принцип взаимосвязи явлений — носит общий характер и фиксирует наличие связи между явлениями мира, их неизолированность друг от друга.

Принцип причинности центральный; он устанавливает наличие между всеми явлениями и событиями мира отношений причин и следствий.

Однако отождествление причинности и детерминизма, характерное для классической философии, является ошибочным, поскольку сводит представления о всеобщей связи между явлениями только к одному их типу.

Сущность принципа причинности заключается в утверждении существования таких связей между явлениями, при которых одно из явлений обусловливает возникновение и развитие другого, определяя его свойства.

Иными словами, одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое. Явление, которое порождает, называется причиной, порождаемое явление — следствием. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию начало.

Отношение порождения между причиной и следствием является ключевым в принципе причинности, именно оно позволяет отличить причинность от других типов взаимодействия.

Суть отношения порождения в следующем: причинно связанными могут быть только те явления, между которыми существует реальное физическое взаимодействие (не путать с механическим), т.е.

происходит перенос вещества, энергии или информации.

Второй признак причинного отношения — временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию, между началом действия причины и появлением следствия существует временной разрыв. Процесс причинения необратим, его направление — строго от причины к следствию. На этой особенности строится обоснование необратимости времени.

Взаимодействие причины и следствия описывается также с помощью отношения обратной связи. Современный детерминизм подчеркивает взаимопереходы между причиной и следствием: одно и то же явление может в одном контексте выступать как причина, а в другом — как следствие. Это, однако, не отменяет того факта, что причина всегда предшествует следствию в каждом конкретном процессе причинения.

Четвертый признак причинности — ее необходимость. В строго определенных внешних и внутренних условиях причина с необходимостью порождает следствие. В этом контексте важно различать причину и повод. Повод — внешнее событие или явление, поверхностные обстоятельства, способствующие проявлению причины. Повод — своего рода пусковой механизм процесса причинности.

Для того чтобы причина вызвала следствие, необходимы определенные условия. Условия — это явления, события и обстоятельства, которые необходимы для наступления данного следствия, но сами его не порождают, т.е. не являются достаточными.

Можно сказать, что возможность появления следствия, заключенная в причине, становится действительностью с помощью определенных условий. От характера условий зависит способ действия причины. При изменении условий и сохранении исходной причины могут появиться совсем другие следствия. Кроме того, условия могут препятствовать началу действия причины, т.е.

препятствовать возникновению следствия. Границы между причиной и условиями относительны, в некоторых случаях причина и условия меняются местами.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду случайное. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления.

Необходимые события имеют своим фундаментом существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным образом. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несущественных условий.

Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено к отношениям причинности. При этом не отрицается, что каждое явление имеет свою причину. Выделение других форм детерминации связано с пониманием того факта, что отношения порождения, характеризующие причинность, не являются единственными.

Непричинные отношения — это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения. Основными непричинными типами детерминации являются следующие:

S функциональныесвязщ при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходима, но отношения генетического порождения нет. Примером функциональной связи является отношение между массой и энергией, выражаемое известной

формулой Е = тс . Ни масса, ни энергия не порождают друг друга, но между ними установлена всеобщая и закономерная связь;

S связь состояний^ отношение, существующее между разными состояниями одного и того же объекта, при таком типе связи также отсутствует отношение порождения, но существует легко выявляемая закономерность;

S вероятностная детерминация, определяющая степень близости возможного, потенциального бытия, к действительному — актуальному. Этот тип детерминации, в отличие от причинной, не является однозначным, в каждый момент времени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;

S структурная детерминация^ отношение между частью и целым в

сложноорганизованных системах;

S целевая детерминация^ особый тип детерминации в обществе и культуре, связанный с целеполагающей деятельностью человека; обратное воздействие следствия на причину осуществляется так, что информация о достигнутом состоянии (следствии) корректирует и регулирует дальнейшее изменение системы, т.е. становится причиной. Таким образом, цель деятельности является одной из причин этой деятельности.

Источник: https://poisk-ru.ru/s9850t1.html

Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм

Перед философами всех времен и народов всегда вставал важнейший онтологический вопрос, без которого нельзя было построить цельного и рационального мировоззрения: является ли бытие неким упорядоченным образованием или же мир предстает не как целостный Космос, а как кипящий хаос? Уже во всех мифологиях этот мотив борьбы хаоса и Космоса, божественного порядка и стихийного беспорядка мира звучит весьма отчетливо. В сущности архаический миф и ритуал ставят своей главной задачей поддержание мирового порядка и защиту его от натиска хаотических стихий и энергий. Особую роль здесь играет оппозиции центра и периферии, верха и низа, где с первыми частями оппозиций связывается светоносные и гармоничные, а с нижними – темные и хаотичные начала мирового бытия. В тех пространственно-временных рамках, которые отвоеваны у мирового хаоса, господствует универсальный детерминизм, всеобщая связность и возможность взаимного превращения вещей: лягушка здесь может стать царевной, герой способен в мгновение ока перенестись за тысячи километров, попасть на девятое небо или в царство мертвых. В мифе вещи и животные говорят, природа чувствует и живет, все связано со всем неразрывными чудесными нитями и все значимо, ибо за каждым мельчайшим явлением бытия таится великий и целостный вселенский смысл. Вот как описывает П.А. Флоренский это целостное архаическое видение мира, сохраняющееся еще и впоследствии в рамках народной культуры: “Вся природа одушевлена, вся – жива, – в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон. Ничто не бездейственно: но, однако, все действия и взаимо-действия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри-действующее, симпатическое сродство. Энергии вещей в т е к а ю т в другие вещи, и каждая живет во всех, и все – в одной”[482] П.А. Флоренский отмечает, что это живое мифологическое видение полноты и связности мира во многом утрачивается в последующей рационалистической традиции. Суть этой рационалистической детерминистской программы, противостоящей детерминизму мифа, совершенно отчетливо выражена уже Демокритом: “Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости”[483].

Читайте также:  Как забыть девушку, которую любишь - советы психолога

Философский и научный детерминизм любое явление рассматривают как результат действия некоторых причин, приведших к его возникновению, также как и само это явление может исследоваться как причина других явлений.

При этом философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. У одних философов существование мира связано с естественными причинами, у других творцами его являются бог или мировой разум.

И даже если сам Бог в силу своей трансцендентности пребывает вне действия принципов детерминизма, тем не менее сотворенный им мир таковым с необходимостью подчиняется. В противном случае ни о Боге, ни о мире вообще нельзя было бы ничего рационально помыслить и внятно сказать.

При этом, конечно, в религиозной картине мира обязательно присутствует чудо, неизъяснимое произволение Божие, вторгающееся в привычный порядок вещей. Однако и само это Божественное вторжение нельзя признать недетерминированным, ибо в нем, по учению теологов и религиозных философов, всегда есть высший смысл и целесообразность.

Исключением здесь является теологическая позиция Тертуллиана с его “верую, потому, что абсурдно”, да философский окказионализм Мальбранша, где все события в мире оказываются скрытыми актами Божественной воли.

Таким образом любая, будь то идеалистическая или материалистическая философская системы, построенные на принципах рационального объяснения бытия, с необходимостью признают закономерный характер всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире.

Даже индетерминизм, который рассматривается в качестве альтернативы детерминизму, реально, как правило, либо базируется на отрицании какой-либо одной характеристики детерминизма, например, причинных связей, либо считает, что данный принцип не имеет всеобщего объективного характера[484].

Последовательных индетерминистов в истории философии было немного. Кроме Тертуллиана и Мальбранша к ним можно отнести Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ницще, да и то с известными оговорками, а также скептико-софистическую античную традицию. Современное постмодернистское умонастроение также можно в целом квалифицировать как индетерминистское.

Своеобразный вариант индетерминизма, где не отрицается закономерная упорядоченность бытия, развивает Н.О. Лосский. Для него в мире нет никакой объективной внешней детерминации (это – иллюзия познающей науки), а есть только свободные акты выбора многочисленными монадами траекторий своей личной эволюции.

Эти акты свободного выбора осуществляются ими на основе объективно сущего идеального слоя мирового бытия [485], содержащего логические, математические и номологические зависимости, определяющие жизнь мирового целого.

Чаще же всего отрицание объективного характера связей и взаимовлияний проводится относительно общественных процессов и человеческого бытия, связанного со свободным выбором.

Такая позиция прослеживается уже у Канта: для него в природе господствуют жесткие и необходимые связи (правда, привносимые туда конструктивной деятельностью нашего рассудка), а человеческое поведение – область свободного выбора и внутреннего морального законодательства. Близкая разновидность индетерминизма свойственна В.

Виндельбанду, который в «Свободе воли» жестко разводит причинное теоретическое объяснение природных процессов и свободное волеизлияние личности, совершающей акты выбора и оценки. Индетерминизм во взглядах на общественную жизнь проявляется у Т. Карлейля и Н.К. Михайловского, в интерпретации культуры и духовных феноменов – у Н.А. Бердяева.

Последний вводит представление об Ungrund – темной бездне бытия – источнике человеческой свободы наряду с Божественным порядком. Вне причинных и иных детерминистических сетей оказывается экзистенция в построениях Сартра и Ясперса. О человеческой свободе мы еще поговорим в рамках следующей лекции.

Однако индетерминизм подпитывается не только со стороны философских изысканий, но и структурами научного дискурса, особенно начиная с последней четверти 19 века.

В качестве его источников следует указать на стохастические процессы в термодинамике, на принцип неопределенности в квантовой механике, причем в интерпретации Копенгагенской школы прямо использован этот термин.

В биологической же науке источником индетерминистских идей служит непредсказуемый характер мутаций, в современной синергетике – особая роль хаоса в процессах самоорганизации. Абсолютизация роли последнего Ильей Пригожиным даже вызвала в свое время полемику среди самих разработчиков синергетической парадигмы[486].

Однако нигде индетерминистская установка не приобретает в науке жесткого характера. Везде можно скорее говорить о диалектическом расширении принципа детерминизма и окончательном научном преодолении той его метафизической разновидности, которая получила название «лапласовского детерминизма» по имени его крупнейшего и авторитетнейшего теоретика.

Лапласовский детерминизм в качестве своего философского праобраза имеет детерминизм демокритовского типа, однако вызывается к жизни не натурфилософскими размышлениями, а реальной практикой науки 17-18 столетий, развивающейся под знаком безусловного господства классической механики Ньютонам. К отличительны чертам лапласовского детерминизма относятся:

-сведения всего многообразия связей бытия (и, соответственно, форм детерминации) к причинно-следственным связям;

-утверждение, что любое следствие порождается одной-единственной причиной, что получило название «монокаузализма»;

-отрицание случайных явлений и связей в природе и отождествление случайности с тем, необходимой причины чего мы не знаем;

-понимание свободы как познанной необходимости.

Самым большим недостатком лапласовского детерминизма является неизбежно вытекающий из него фатализм, ибо если все явления и события однозначно и необходимо определены прошлыми причинами, тогда ни о какой свободе выбора в настоящий момент времени не может быть и речи.

Мы абсолютно жестко преддетерминированы в своем поведении. Однако этот неприемлемый для нашего нравственного и творческого сознания вывод – не единственный недостаток лапласовского детерминизма. В нем есть один парадокс, который был подмечен еще в античности противниками демокритовского детерминизма[487].

Если в мире все необходимо, то отсюда следует, что все в мире одновременно и абсолютно случайно, ибо никакой разницы между ежедневным движение солнца по небосклону и, скажем, грязным куском бумаги, гонимым порывом ветра, не существует.

Это равно необходимые, но, значит, и равно случайные события, между которыми невозможно установить онтологической разницы. В результате мир лишается глубины и иерархичности, а, значит, и смысла, превращаясь в механическую мешанину причин и следствий.

В сущности, здесь совершается одна принципиальная ошибка – из абсолютно верной посылки, что нет беспричинных явлений, делается ложный вывод, что эта причина действует с необходимостью.

Последующая научная и философская традиции опровергли все вышеприведенные пункты лапласовского детерминизма. Это тот редкий случай в истории, когда случилось почти полное отрицание системы прежних идей.

Большую роль в таком опровержении сыграли органицисткие идеи Лейбница и Гете, диалектический подход к проблемам детерминизма в немецкой классической философии и в марксизме, а также философские индетерминистские представления второй половины 19 века – начала 20 века вкупе с теми научными фактами, которые мы приводили ниже.

Сегодня можно говорить о качественно новом, диалектическом понимании принципа детерминизма, существенно обогащенного умеренными индетерминистскими идеями.

Главное в нем – взгляд на мир как на многоуровневую развивающуюся целостность, где не только есть место для человеческой свободы и творчества, но последние должны быть признаны важнейшим детерминирующем фактором существования и эволюции этой целостности, по крайней мере ее земного фрагмента. К специфическим чертам современной детерминистской установки может быть отнесено:

1) Признание объективного характера случайных связей в природе и обществе, которые не могут быть противопоставлены необходимым связям, а образуют с ними неразрывное диалектическое единство.

Хаос и неопределенность являются атрибутами самого бытия и выступают объективной онтологической основой человеческой индивидуации, свободы и творчества, хотя в них же коренятся возможности безмерности и произвола.

2) Понятие “детерминизм” шире понятия “причинности”, так как сюда включаются непричинные типы обусловливания.

В качестве примера непричинного обусловливания можно указать на другие типы связей (или форм детерминации), существующих в мире, а именно на функциональную, системную и целевую детерминацию.

По поводу количества и качества форм детерминации в мире среди авторов разных философских школ существуют разночтения. Одна из самых подробных типологий, полезных даже в плане критического рассмотрения, дана канадским философом М. Бунге[488]

3) Разные формы детерминации имеют разное значение на разных уровнях мирового бытия. Так, значение целевой детерминации возрастает от уровня к уровню и приобретает особое значение в человеческом существовании бытии и в обществе. Функциональные и системные связи начинают играть особую конструктивную роль на уровне биологических систем.

4) Один и тот же тип связей проявляется по-разному в разных слоях мирового бытия. Характер его действия на каждом более высоком слое становится все более сложным и опосредствованным другими типами связей.

Так, на уровне общественных процессов системная детерминация не может быть оторвана от многочисленных функциональных зависимостей, определяющих взаимодействие элементов в системе, а также от причинных и ценностно-целевых детерминант.

5) Причинные связи, как главные в мировом бытии, носят нелинейный (ветвящийся и вероятностный) характер и, рассмотренные в единстве с другими формами детерминации, требуют нелинейной – сценарной – логики научного мышления[489], как современного варианта проявления диалектического мышления.

Одним из первых мыслителей, который теоретически предугадал ее появления и сам практически ею пользовалсябыл П.А. Флоренский. Вот как он образно описывал это “сетевидное” или “синархическое” мышление: “Темы набегают друг на друга, нагоняют друг друга, оттесняют друг друга, чтобы, отзвучав, уступить потом место новым темам. Но в новых – звучат старые, уже бывшие.

Возникая в еще не слыханных развитиях, разнообразно переплетаясь между собою, они подобны тканям организма, разнородным, но образующим единое тело: так и темы диалектически раскрывают своими связями и перекликами единство первичного созерцания.

В сложении целого, каждая тема оказывается так или иначе связанной с каждой другой: это – круговая порука, ритмический перебой взаимопроникающих друг друга тем. Тут ни одна не главенствует, ни в одной не должно искать родоначальницу. Темы не нижутся здесь последовательным рядом, где каждое звено more geometrico (геометрическим способом – прим. Авт.) выводится из предыдущего.

Это – дружное общество, в котором каждый беседует с каждым, поддерживая, все вместе, взаимно научающий разговор. Связующие отношения тут многократны, жизненно-органичны, в противоположность формальным, исчислимым и учитываемым связям рациональных систем (ясно, что Флоренский имеет здесь в виду рациональность классического типа – прим.

Авт), причем самые системы напрашиваются на уподобление канцелярскому механизму, с внешними и скудными, но точно определенными заранее отношениями. Напротив, та ритмика мысли, к которой стремится автор, многообразна и сложна множественностью своих подходов; но во всех дышит одно дыхание: это – синархия”[490].



Источник: https://infopedia.su/7x375c.html

Ссылка на основную публикацию