Импринтинг в психологии, что это такое, примеры у человека

Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?

Импринтинг в психологии, что это такое, примеры у человека

Забавно: в 1935 году сразу двое австрийских ученых подарили науке факты, в которых задействованы анималистические образы.

Но если в квантовой физике появился умозрительный «кот Шредингера» (парадокс, при котором из закрытой коробки можно достать одновременно живую и мертвую животинку), то в зоопсихологии Конрад Лоренц изучал жизнь вполне реальных утят… и обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза.

Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик. К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.

Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, т. е. импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатляется в памяти.

А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение:

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом?

Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо.

Границы личного «Я» в импринте размыты, т. е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию.

Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.

Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства.

Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т. е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т. д.

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т. Лири и Р. Уилсону, «наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов.

Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры.

Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.

Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью».

Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму и т. п.

Нейросоматический контур.

Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.

Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги и его можно считать генетическими архивами.

Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А Р. А. Уилсон добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают».

Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, — но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/31886/

Феномен и роль импринтинга у человека

Импритинг (от английского «imprint» – запечатлевать, фиксировать) – это фиксация в памяти свойств объектов в определённые ранние периоды жизни животных и человека.

Запоминание происходит моментально на фоне особой готовности мозга, при первой же встрече с объектом запечатления. Результат феномена импритинга не поддаётся изменению.

Он оказывает важное влияние на дальнейшее мировосприятие, так как «сфотографированный» однажды и навсегда образ превращается в устойчивую программу поведения.

Феномен импритинга

Впервые явление импритинга было обнаружено у животных известным австрийским зоопсихологом К. Лоренцем. Он доказал: только что родившиеся на свет детёныши ещё не знают свою биологическую мать. В строго отведенное время, обычно первые часы после рождения, у них появляется состояние готовности к запоминанию.

В его интересном эксперименте недавно вылупившиеся утята приняли Лоренца за своего родителя. Они повсюду следовали за ним только потому, что именно учёный, а не высидевшая их утка, оказался рядом в этот критический промежуток времени.

Позже другие опыты показали, что птенцы следуют за любым движущимся, первым попавшимся в «час икс» объектом, даже за животным другого вида или неживым предметом.

Формы социального и полового поведения каждого вида животных (и человека тоже) заложены генетически – рождённый ползать действительно не сможет летать. Но направленность этих форм разная, и приобретается она благодаря импритингу.

Импритинг-объектами могут служить:

  • родители,
  • другие представители семьи (или стаи),
  • половые партнёры,
  • враги,
  • пищевые раздражители.

Позднее феномен импритинга был выявлен у людей. Науке известно много случаев, когда человеческие дети раннего возраста волей судьбы попадали в стаи диких животных. Когда люди забирали их к себе, найдёныши воспроизводили поведение и способы общения «приёмных родителей». Никто из них так и не стал полноценным человеком.

Импритинг у человека

Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой.

Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем.

Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.

В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.

У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным.

Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться.

Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.

ИНТЕРЕСНО!  Неудовлетворенный сосательный рефлекс – причина вредных привычек

Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.

Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.

Роль импритинга в послеродовом и младенческом возрасте

На протяжении первого года жизни ребенка формируется первый блок отделов мозга. Трудно переоценить роль импритинга, механизмы которого включаются природой сразу же в этот ответственный период.

У новорожденных и младенцев процесс импритинга проходит несколько этапов:

  1. Первичный импритинг. Только что родившийся ребёнок испытывает сильнейший стресс – он попадает в среду с совершенно другими условиями обитания. В первые два часа после рождения идёт запечатление общего зрительного образа, запаха, сердцебиения, голоса матери. Поэтому так важно в эти минуты приложить ребенка к груди, поглаживать его, разговаривать с ним. На этом ценном отрезке времени закладываются основы устойчивой привязанности к матери, удовлетворяется одна из базовых биологических потребностей человека – потребность в безопасности.
  2. Вторичный импритинг включается после короткого послеродового сна ребёнка и длится в течение первых суток. Маленькому человечку важно снова видеть маму, чувствовать, что еда, тепло, защита всегда доступны для него. Если он всё это получает, у него на подсознательном уровне формируется положительное впечатление об окружающем мире.

Даже в условиях роддома, воспользовавшись знаниями основ естественного родительства, можно приблизиться к природной схеме поведения матери и её дитя. Постоянное пребывание мамы и ребенка вместе, грудное вскармливание, телесный контакт, ношение на руках, сон на расстоянии вытянутой руки – всё это является налаживанием их взаимодействия.

  1. Импритинг на протяжении первых 6-7 месяцев. По мере развития мозга состояния готовности к запечатлению возникают много раз. К концу этого периода у младенца окончательно вырабатывается импритинг на конкретного, значимого для него человека. Научившись ползать, малыш движется за ним, когда тот удаляется. К этому возрасту, если все благополучно в семье, между ребенком и ближайшими членами также устанавливаются отношения доверия и привязанности.
Читайте также:  Абулия - симптомы, лечение, причины

Результат импритинга отчетливо проявляется у малышей от года до трех лет: в это время они – настоящие мамины «хвостики». Ученые объясняют сильное потрясение малыша при разлучении его с родителями тем, что ребёнок испытывает потребность постоянного контакта с человеком, образ которого запечатлелся у него в ранний период.

На первом году жизни ребенок через подражание ближнему окружению осваивает мимику, пантомимику, фонетику языка, хождение на двух ногах.

ИНТЕРЕСНО!  У новорожденного появились прыщики. Ищем причины

Исследования воспитанников детских домов продемонстрировали важнейшую роль импритинга на характер и поведение человека.

Если у младенца до 9 месяцев не будут сформированы отношения привязанности к какому-либо взрослому, это приводит к необратимым последствиям.

Во взрослой жизни такие люди оказываются не способными к глубоким доверительным отношениям, а других используют только в личных интересах.

Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст

Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы.

Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться.

Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.

К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.

Третий период импритинга – подростковый

Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир.

Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания.

Яркий пример импритинга – фанатизм.

Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.

В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.

Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.

Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни.

Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта.

Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу.

Источник: http://ammam.ru/fenomen-i-rol-imprintinga-u-cheloveka/

Импринтинг – что это такое и мифы об импринтинге

Почему новорожденные животные тянутся к своей матери и собратьям, всюду за ними следуя? А почему мать узнает и выкармливает только своего детёныша, игнорируя других? На эти вопросы ответил К.Ц. Лоренц, который изучал поведение птиц и ввел такое понятие, как импринтинг.

Что такое импринтинг?

В этологии и психологии этим термином называют специфическую форму обучения у животных, при которой в их памяти закрепляются врожденные поведенческие акты. Импринтинг – это в переводе с английского «запечатление».

Благодаря ему сразу после появления на свет детёныш привязывается к своей матери, запоминает отличительные черты представителей противоположного пола своего вида, что впоследствии определяет успех ухаживания и спаривания.

Импринтинг возможен только в течение определенного периода, весьма ограниченного по времени. Его еще называют критическим или сенсибильным периодом. В дальнейшем результат запечатления уже практически невозможно подвергнуть корректировке.

Так, если отлучить только что родившегося козленка от матери на 2 часа, она перестанет его узнавать и откажется вскармливать. Птенцы начинают узнавать мать, еще будучи в яйце.

Они запоминают кряканье утки и после разрушения скорлупы бегут на этот голос.

Импринтинг в психологии

Особенности этого психофизиологического механизма схожи как у животных, так и людей. Импринтинг в психологии – это фиксация в памяти определенной информации.

Происходит она в критические периоды жизни, когда мозг максимально чувствителен и восприимчив к новому. При этом всего одной встречи с объектом запечатления хватит, чтобы сформировать особое поведение.

Какого-либо подкрепления для этого – пищевого, эмоционального или другого не требуется. Полученный результат крайне стабилен и остается до конца жизни.

Импринтинг как особый вид научения

Есть несколько видов впечатления, свойственных человеку:

  1. Оральный. Младенец воспринимает грудь матери не только как источник питания, но и зону безопасности. Возле материнской груди он чувствует себя комфортно и защищено и эта потребность заложена в нем изначально.
  2. Импринтинг как научение может быть территориально-эмоциональным. С самого рождения малыш осваивает окружающую среду и запечатлевает ее свойства. Он особым образом метит свое пространство, начиная с выбора любимого места, а затем и комнаты, дома, региона и т.д.
  3. Вербальный, заключающийся в запоминании звуков и символов. Что такое импринтинг в психологии легко понять на этом примере, ведь в дальнейшем ребенок использует полученную информацию для общения.
  4. Социальный или социополовой.

Социальный импринтинг

Под этим термином понимается разновидность запечатления, при которой происходит фиксация на базовых ценностях, коими являются этнические, межполовые и другие стереотипы.

В особые моменты или ситуации люди выказывают сильную открытость и восприимчивость.

Импринтинг у человека заключается в том, что в ходе общения он настолько полно впитывает информацию, что начинает невольно подражать собеседнику, пытаться быть на него похожим.

В дальнейшем под действием этого фактора формируется отношение к сверстникам и семье, вопросу выбора спутника жизни, вероисповедания и др. Такому свойству человеческой психики нашли применение в маркетинге.

На нем строится вся реклама, призывающая потребителей приобрести тот или иной товар, убеждая их в том, что «они его достойны».

Особо впечатлительным людям следует смотреть на вещи более критично и не доверять всем без разбора, не давать использовать себя в корыстных целях.

Мифы о импринтинге

Многие ученые высказывают мысль, что зависимость от определенной информации в памяти можно изменить. Так ли это на самом деле, неизвестно, ведь феномен импринтинга до конца не изучен.

В будущем планируется использовать знания о запечатлении для всеобщего блага и блага конкретного человека.

Можно будет в максимально короткий срок развить нужное мышление, мгновенно чему-то научиться, скорректировать реакцию на ошибку, провал или отказ.

Источник: https://womanadvice.ru/imprinting-chto-eto-takoe-i-mify-ob-imprintinge

Импринтинг, или программирование судьбы

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-02-21 14:18:00Ser Hugo
my19edwin
2012-02-21 14:18:00

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление.

Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению.

Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные историиВсё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса).

В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» – оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым.

Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу.

Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего».

Читайте также:  Самоактуализация личности - потребность, развитие самоактуализации

Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть).

И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? – «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», – Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет.

– «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», – Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт.

Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Опубликовал здесь

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/120906.html

Импринтинг – Психологос

​​​​​​​Импринтинг (от imprint – оставлять след, запечатлевать, фиксировать) – врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партнера…) Смотри Половое запечатление

Слова “запечатление” и “импринтинг” часто используются как синонимы, хотя это не всегда правильно. Смотри Запечатление

В этологии (наука о поведении животных) импринтинг – это специфическая форма обучения: фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения).

Известный зоопсихолог К. Лоренц показал, что появившиеся на свет птенцы (и не только птенцы) еще не знают, кто их мама.

В строго определенное время, спустя несколько часов после рождения, у них возникает состояние готовности к запечатлению, их глаза как бы ищут: «Кто ты, мама? Где ты, мама?» Мамой же признается то, что имеет «ключевые раздражители» — для гусят, например, это нечто, напоминающее клюв у движущегося объекта средних размеров.

Поскольку обычно сразу после рождения с ними рядом мама, запечатлевают они именно ее. Но если исследователь маму убирает, присаживается вместо нее, чем-то изображая клюв, — гусята признают его за свою маму и после этого готовы все детство ходить за ним. Все, запечатление произошло: теперь покажи им настоящую, родную маму — они ее не узнают.

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Коротко

Запечатление при импринтинге:

  • возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;
  • совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
  • характеризуется необратимостью;
  • происходит без пищевого или иного подкрепления.

Критический период импринтинга

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связано с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

Так, критический период (или так называемый «чувствительный возраст») для цыплят и гусят длится всего один день, иногда лишь несколько часов с момента появления животного на свет.

У тех видов, в которых новорожденные появляются на свет в беспомощном состоянии (воробьи, голуби, кошки, собаки, кенгуру, и особенно — приматы) критический период сильно растянут, и сдвинут на более поздние сроки.

Слабые и беспомощнные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью.

Они не в состоянии к самостоятельному существованию в естественных условиях, их обучение и различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).

К таким поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша.

Запечатление она получает также через вомероназальный орган, облизывая и обнюхивая новорожденного. Критический период в этом случае очень ограничен во времени — достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/imprinting

Что такое импринтинг и запечатление

Встречаясь каждый день с людьми, мы можем обратить внимание на отдельного человека и позабыть его довольно скоро. Но иногда память об этом человеке остается на очень долгое время.

Задаваясь вопросом, почему запомнился именно он, мы начинаем перечислять его качества, внешний вид. Но на самом деле все гораздо сложнее. Это очень интересное явление в психологии, и оно имеет свое название – импринтинг. По сути, у животных происходит подобная реакция, когда они помечают определенную территорию и привыкают к ней, когда они находят себе партнера.

Рекомендуем: Жизненный путь и цикл

Но у животных это больше происходит на инстинктивном уровне, помогающем им приспосабливаться к окружающему миру ради выживания.

А вот в социальной среде между людьми импринтинг является сложным проявлением отношений.

Люди настолько привыкли к нему и так широко используют, что теперь это не просто привыкание к определенному месту или к любимому человеку, но и основной психологический прием в бизнесе.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление». Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время. Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение.

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

Рекомендуем: Интуиция — что это?

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

Читайте также:  Почему мужчина не звонит - взгляд мужчины

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания. Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Рекомендуем: Нарушение памяти — гипермнезия

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/imprinting.html

Импринтинг у человека

Понятие «импринтинг» ввёл австрийский этолог Конрад Лоренц, получивший впоследствии за открытие этого эффекта Нобелевскую премию.

Лоренц, занимаясь исследованием только что вылупившихся из яиц новорождённых утят, обнаружил, что первым делом они осуществляют поиск «образа матери». Оказалось, что единственное условие, которому должен был удовлетворять объект, претендующий на роль матери — движение.

Этого оказывалось достаточно, чтобы утята тут же начинали повсюду следовать за этим объектом. В качестве «подсадной утки» Лоренц использовал самого себя.

Удивительно, но когда он начинал двигаться, утята принимали его за свою мать и начинали тут же неотступно бегать за ним, полностью игнорирую утку, которая их высидела. Конрад Лоренц назвал это поведение утят импринтингом, что означает запечатление.

Импринтинг в психологии — это практически неизгладимые образы, впечатления, совокупность убеждений, не основанные на логике, которые закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости и свойственны не только животным, механизм импринтинга действуют также и на людей.

(Импринтная уязвимость [БСЭ] — определенное состояние психики, в период которого может сформироваться импринт). В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в их специфических поведенческих реакциях.

Этот механизм действует не только в раннем детстве, он может действовать на человека любого возраста, когда у него происходит формирование каких-то совершенно новых для него убеждений или он испытывает сильное нервное потрясение.

Импринтная уязвимость в старшем возрасте

Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.

Кто же легче всего «западает» на такие посулы?

Главным образом, на такую агитку поддаются люди, столкнувшиеся в своей жизни с серьёзными проблемами (вспомните, хотя бы, матерей Беслана). Именно эти люди являются наиболее уязвимыми для импринтинга в своё сознание образа, желательного для манипулятора. Большинство импринтов человек получает в младенческом возрасте.

Однако когда человека по жизни постоянно преследуют неудачи, когда он осознаёт свою личную неэффективность, беззащитность, когда некому оказывается протянуть ему руку помощи, он испытывает жестокий когнитивный диссонанс, постоянный сильнейший стресс, острое недовольство жизнью и собой, он вновь становится подвержен импринтингу и может стать лёгкой добычей различных гуру, сект, мошенников, авантюристов.

«Промыватели мозгов» устраивают настоящую охоту на личности, находящиеся по жизни в кризисном состоянии, ведь это «публика очень отзывчивая» на их посулы.

Бесполезно переубеждать человека, поддавшегося промыванию мозгов, что его просто элементарно дурят, зомбируют, используют, он находится в таком состоянии, когда убедить его с помощью фактов и доказательств совершенно невозможно.

Он одержим и будет продолжать отрабатывать заготовленный для него сценарий совершенно этого не осознавая этого, порой не обращая внимания на вопиющую нелогичность предлагаемого ему счастья, очевидную любому нормальному человеку. Импринтинг не требует осмысления и доказательств, он просто принимается человеком, т.к. базируется на эмоциональной основе.

Ахиллесова пята нормального человека

Но, если Вы думаете, что «попасться на удочку» могут только проблемные личности, запутавшиеся в жизни, что Вы хорошо защищены от этого, то сильно ошибаетесь. Каждый человек хочет прожить интересную, яркую жизнь и добиться как можно больших успехов — все люди падки на новое. Это является ахиллесовой пятой нормальных людей.

Любого человека можно заразить неожиданной перспективой, поэтому уязвимы мы все. Многие люди незнакомы с понятиям «импринтинг», им неизвестна эта технология, поэтому они воспринимают её как чисто позитивное явление, забывая, что всё зависит от того, в чьих руках она находится.

Меня всегда удивляет, с каким лёгкомыслием люди отказываются от знаний, полученных ими в школе и ВУЗе ценой многолетних усилий и доверяются шарлатанам, открывшим, якобы, новые истины.

Тем самым, они становятся жертвами импринтинга — ловушки из которой нет быстрого выхода, потому что импринты нельзя проанализировать логически — это мгновенное подкорковое обучение посредством сильного желания и веры. Таким образом, на наживку клюют совершенно нормальные люди, обрекая себя на многолетний бесплодный марафон и, в конечном итоге, разочарование жизнью.

Может ли импринтинг в принципе быть полезен? Едва ли, но любителей острых ощущений это не остановит, ведь так хочется побыть немножко гением.

Источник: http://www.sqlapp.ru/imprinting-u-cheloveka/

Импринт

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Импринт – это имеющий огромное значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, которые формируют у человека убеждение или систему убеждений.

Главная функция импринтинга состоит в получении информации об окружающей среде и прочном закреплении полученных сведений, поэтому он оказывает сильное влияние на формирование личности.

Импринтный опыт человек как правило получает в детстве.

Он может быть как благоприятным, так и негативным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтные обстоятельства. Импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Эти практически неизгладимые “впечатления” закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости. Импринтная уязвимость — определенное состояние психики в конкретные отрезки жизни, т.е.

строго лимитирована по времени. В эти периоды мозг становится особенно восприимчив к специфическим сигналам, ключевым стимулам окружающей среды.

Обычно последствия импринтирования сохраняются на всю жизнь или на большую ее часть.

Пример:

Питание для появившегося на свет ребенка связано с матерью, как первым источником питания, а точнее – с материнским соском. Мать – это для ребенка теплое, уютное, безопасное место. Поиск такой комфортной и безопасной зоны запрограммирован у новорожденного на уровне ДНК.

Если ребенку тепло, уютно и он получает пищу, в результате импринтирования, формируется ряд положительных убеждений о мире и выживании в нем. Если же ребенок вместо этого переживает травмирующий опыт, то могут формироваться убеждения о том, что окружающий мир холодный и злой, а также страх по поводу выживания в нем.

К примеру, работая с клиентом, который испытывал свою беспомощность в ряде ситуаций, мы вышли на травмирующий опыт, где он не мог получить грудь, испытывал бессилие по этому поводу.

Это бессилие в достижении желаемого в дальнейшем распространилось на большую часть жизни клиента и при первых препятствиях в достижении цели он просто отказывался от дальнейших попыток. Для того, чтобы внести изменения в систему, мной был задан вопрос: «А как ты мог получить желаемое в этой ситуации?».

И я получил ответ:»Плакать, кричать». Как только клиент понял это, пересмотрел импринтный опыт под новым углом, его система убеждений мгновенно переструктурировалась и вместо бессилия пришло понимание, что приложив определенные усилия в нужной точке можно получить результат.

То, что было проведено в примере, является реимпринтингом, по сути перепрограммированием, позволяющим расширить выбор способов мышления об импринте прошлого опыта. Этот выбор помогает изменить убеждения о себе и об окружающем мире.

Метки >>> психология, реимпринтинг

Источник: http://pro-psychology.net/imprint

импринтинг (обзор статей)

?Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?
[Spoiler (click to open)]А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон.

Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение:«Импринт (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Импринтинг (запечатление)

Импринтинг

Импринтинг у человека [Архив] – Этологический форум

[Spoiler (click to open)]примеры где на ваш взгляд происходит процесс импринтинга у человека

1. Запоминание младенца матерью. И запоминание матери младенцем.

2. Формирование образа будущего полового партнёра (непонятно только в каком возрасте это происходит)

Импринтинг видоспецифической территории, где родилась и проживает особь (любовь к Родине, ностальгия по Родине (образы березок и т.п.)).

Кстати, мгновенное научение – это еще один признак импринтинга помимо сенситивного периода, необратимости и видоспецифичности.

Импринтинг занимает промежуточное положение между инстинктом и собственно научением – именно этим он мне и интересен.

фобии эволюционной среды адаптации, эти да! Например, боязнь змей.

Импринтинг у человека

[Spoiler (click to open)]Импринтная уязвимость в старшем возрасте
Ахиллесова пята нормального человека

Может ли импринтинг в принципе быть полезен? Едва ли, но любителей острых ощущений это не остановит, ведь так хочется побыть немножко гением.

О пресловутом импринтинге – Мнения – Каталог статей – Информационный ресурс

Что такое импринтинг, или Жизнь ребенка в первые часы после рождения

Импринтинг у человека | Психология и механизм импринтинга: Vikent.RU

Импринтинг, или программирование судьбы

Импринтинг

[Spoiler (click to open)]Часть 1. Введение.
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=846
Часть 2. Теории Импринта. Введение.
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=852
Часть 3. фазы импринтинга по Боулби
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=858
Часть 4. Эволюционная Модель импринтов
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=862
Часть 5. Структура и формирование Импринтов
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=867
Часть 6. Сложные импринты
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=874
Часть 7. Затруднения при работе с импринтами и СКО
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=880
Ранние импринты человека
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=977
Психотравма – как травматический импринт, вызывающий кризис.
http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=919

Манифест новой экономики / Александр Долгин

[Spoiler (click to open)]Главы:
2.5.4. Социальный импринтинг
2.5.4.1. Импринтинг у человека
2.5.4.2. Нарративное знание об импринтинге
2.5.4.3. Импринтинг и экономика внимания
2.5.4.4. От импринтинга человека к импринтингу социума
2.5.4.5. Импринтинг и «дешевый разговор»
2.5.4.6. Импринтинг и реклама
Ссылки:
http://m-introduction.livejournal.com/53649.html
http://futurologi.livejournal.com/152501.html

[.]_______________________________

: 2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3.0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник.

Источник: https://2academy.livejournal.com/24442.html

Ссылка на основную публикацию