Гиперактивный ребенок — рекомендации родителям, признаки, лечение

Гиперактивность у детей: симптомы и лечение

Психомоторная гиперактивность у детей – это довольно распространенное расстройство. Мальчики страдают им в три раза чаще девочек.

Гиперактивный ребенок нуждается в терпении и поддержке родителей, особенно, если такое состояние сказывается на поведении и успеваемости в школе.

В связи с тем, что гиперактивность является распространенным явлением, стоит знать несколько советов о том, как вести себя с маленьким непоседой, и как помочь ему народными средствами.

Исследования показывают, что гиперактивность часто вызывается химическими пищевыми добавками. Младенцы имеют контакт с ними через молоко матери. Самые грозные враги – это консерванты, красители и ароматизаторы.

Если родители игнорируют проблему гиперактивности, ребенок может с течением времени стать неуклюжими, натыкаясь на предметы, а также страдать от дефицита внимания. Это может отрицательно повлиять на социальное развитие малыша, потому что такие дети часто проявляют себя с агрессивной стороны. Психомоторная гиперактивность может также повлиять на учебу и физическое развитие ребенка.

Симптомы

Сначала перечислим физические симптомы, связанные с гиперактивностью:

  • долгосрочные проблемы со сном;
  • частые аллергии;
  • астма;
  • отсутствие аппетита;
  • головные боли;
  • боли в животе.

Следует помнить, что есть разные степени гиперактивности. У младенцев, как правило, трудно заметить какие-либо симптомы этой проблемы. Но ваш ребенок может быть гиперактивным, если часто имеет колики, трудно поддается кормлению, плачет и много кричит, несмотря на кормление и родительскую любовь.

Также он может часто пускать слюни, испытывать сильную жажду и очень мало спать. Некоторые гиперактивные дети спят только 3-4 часа в день.
Некоторые родители знают, что их ребенок гиперактивный еще в первые несколько недель жизни, или даже до родов, если малыш часто бьется ножками в утробе матери.

Многие гиперактивные дети не терпят, когда их носят на руках, обнимают или колышут, в отличие от обычных детей, которых эти действия успокаивают.

Чем опасна проблема гиперактивности?

Наряду с гиперактивностью часто появляются симптомы СДВГ – синдрома дефицит внимания и гиперактивности. Как правило, такие дети редко добиваются успеха в школе, на работе или в социальной сфере. Они часто встречаются с непониманием, отказом, и вынуждены постоянно противостоять неудачам.

Трудно в таких условиях сохранить высокую самооценку. Негативная информация о себе становится обычным явлением. Исследования показывают, что дети с СДВГ в большей степени, чем их сверстники, рискуют получить психические расстройства и другие проблемы со здоровьем (как в детстве, и в зрелом возрасте).

Риск осложнений высок даже среди взрослых, которые выросли с СДВГ.

Осложнения СДВГ:

  • низкая самооценка;
  • депрессия;
  • тревожные расстройства;
  • повышенный риск совершения самоубийства;
  • зависимость от психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, наркотики);
  • антисоциальная жизнь;
  • конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • конфликты с законом;
  • финансовые проблемы;
  • травмы;
  • ожирение.

Поэтому, если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, необходимо сразу же предпринимать грамотные действия.

Простые советы

Итак, гиперактивный ребенок, что делать? Как только вы заметили тревожные симптомы, нужно пересмотреть диету малыша, исключив из нее продуктов с консервантами.

Иногда у детей появляется аллергия на красители в продуктах питания, что является причиной гиперактивности. Обратите внимание, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, и какая пища была накануне. Обсудите это с врачом вашего малыша.

Кроме того, ограничьте потребление сахара — некоторые младенцы плохо его переносят, становясь слишком взволнованными.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

  1. Убедитесь, что ваш ребенок спит достаточно долго. Уставший малыш может стать гиперактивными.
  2. Сделайте ему теплую ванну. Используйте мыло с лавандой, предназначенное для чувствительной детской кожи.

    Пусть ваш ребенок играть в воде, это позволит ему расслабиться и успокоиться.

  3. Пойте песни вашему чаду спокойным тихим голосом.
  4. Возьмите ребенка на долгую прогулку в коляске.
  5. Сядьте с ребенком в кресле-качалке.

    Если он начнет засыпать, переложите его в колыбель, чтобы малыш отдохнул.

Лечение

Лечение гиперактивности у детей требует от родителей терпения. Вы должны вести себя с ребенком очень деликатно, не срываясь на крик (и, конечно же, не предпринимая физические наказания). Всевозможные травы с успокаивающим эффектом помогут ребенку нормализовать сон и пищеварение. Это, в свою очередь, в целом улучшит поведение малыша.

Дягиль

Корень дягиля имеет успокаивающее действие, расслабляет гладкую мускулатуру (в том числе и в желудочно-кишечном тракте), помогает лечить пищевые расстройства у гиперактивных детей.

Чтобы приготовить лекарство, соедините 1 столовую ложку измельченного корня со стаканом горячей воды; проварите на водяной бане эту смесь 20 минут, затем дайте ей постоять еще 10 минут, после чего процедите. Давайте ребенку по 1-2 столовой ложке этого отвара трижды в день. Очень скоро тревожные симптомы исчезнут.

Шишки хмеля

Шишки хмеля не только успокаивают, но и регулируют деятельность пищеварительной и мочегонной систем. Это растение также поможет в случаях, когда гиперактивность возникла по причине пищевой аллергии.

Получение и применение. 1 столовую ложку шишек хмеля берут на 1 стакан воды; смесь варят 1-2 минуты на среднем огне, затем настаивают в течение нескольких минут и процеживают. Ребенку дают по столовой ложке отвара 2 — 3 раза в день.

Зверобой

Это растение также показывает себя только с лучших сторон. Оно успокаивает, нормализует сон, улучшает концентрацию внимания и память.

Итак, если у вас под рукой есть зверобой, соедините 1 столовую ложку измельченной травы с 2 стаканами воды; эту смесь нужно варить 5 минут, затем отложить в сторону на 10 минут и процедить. Ребенку дают по 1-2 столовых ложки отвара зверобоя трижды в день перед едой.

Цветки лаванды

Цветки лаванды также помогут вам лечить чрезмерную активность малыша, убрать психосоматические симптомы (боли, тошноту, рвоту), успокоить психику. Получение и применение. 1 столовую ложку цветков лаванды соедините со стаканом кипятка и накройте крышкой. Пусть смесь постоит 10 минут, затем процедите ее. Давайте ребенку по столовой ложке лекарства утром и вечером.

Травяные сборы

Травяные сборы отличаются более интенсивным действием. Вот рецепт:

  • Шиповник — 100 г;
  • Цветки ромашки — 100 г;
  • Листья мелиссы — 50 г;
  • Трава тысячелистника — 50 г;
  • Корень дягиля — 50 г;
  • Зверобой — 50 г;
  • Шишки хмеля — 20 г;
  • Корень валерианы — 20 г;
  • Листья мяты перечной — 20 г.

Приготовление настоя: травы тщательно перемешать, 1 чайную ложку сбора заварить в стакане кипятка, подержать под крышкой 20 минут, затем процедить и давать ребенку по столовой ложке в теплом виде 2 раза в день.

Вот еще одна разновидность успокаивающего сбора:

  • Корень валерианы — 30 г;
  • Трава мелиссы — 10 г;
  • Лист мяты — 20 г;
  • Цветки лаванды — 10 г;
  • Трава зверобоя — 10 г.

Чтобы приготовить лекарство, две столовых ложки травяного сбора заварите в ½ литра горячей воды, дайте настояться в течение четырех часов, затем половину жидкости перелейте в другую посудину. Оставшееся снадобье прокипятите несколько минут, затем снова соедините жидкости вместе и процедите. Давайте ребенку это лекарство 2 раза в день по ¼ стакана — утром натощак и вечером перед сном.

Расслабить нервную систему можно также путем комбинирования теплых ванн и массажей тела. Желательно добавить в воду для ванны такие целебные травы:

  • Аира корневища — 60 г;
  • Кора ивы — 20 г;
  • Плоды можжевельника — 20 г.

Эту смесь соедините с 3 литрами воды, проварите на среднем огне 5 минут (накрыв посудину крышкой), дайте постоять отвару 15 минут, затем процедите и влейте в ванну, заполненную теплой водой.

Жмых из этих трав положите в холщовый мешок и также добавьте в воду для купания. Пусть ребенок полежит в такой ванне 15 минут, затем помогите ему вытереться и уложите в постель.

Ванны повторяйте каждый на протяжение месяца.

Заповеди для родителей

Важно лечение не только симптомов гиперактивности, но и его причины. Тут без психологической составляющей не обойтись.

  1. Прежде всего, гиперактивный ребенок нуждается в вашем понимании. Ему приходится сложнее, чем большинству сверстников. Помните, что проблемы с поведением препятствуют нормальной жизни малыша. Помогите ему найти друзей, добиться успеха в школе, услышать похвалу от окружающих. Не забывайте сами часто его хвалить.
  2. Введите четкий распорядок дня. Большинству детей нравится устойчивый ритм дня, когда они знают время для сна, приема пищи, прогулок. Поэтому составьте режим и постарайтесь его придерживаться.
  3. Сократите количество стимулов. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, поэтому постарайтесь, чтобы ваш дом был тихим. Избегайте громкой музыки, не приглашайте много гостей и старайтесь пореже включать телевизор или компьютер. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок делал одно дело – то есть, при чтении не разрешайте ему читать или смотреть телевизор, при выполнении уроков выключайте музыку.
  4. Говорите четко. Вместо того, чтобы порицать («Опять у тебя в комнате грязно!»), выражайте четкие просьбы («Застели постель»). Вместо фразы «Ты неуклюжий!» говорите «Держи чашкой за ушко». Следите, чтобы ваши просьбы выполнялись.
  5. Займите своего малыша. Дети ведут себя гиперактивно, когда им скучно, или когда родители мало на них обращают внимания. Поэтому будет хорошо, если вы займете своего малыша интересными занятиями. Сразу после завтрака отправляйтесь на прогулку, запишите ребенка на спортивную или танцевальную секцию.
  6. Будьте терпеливыми. Это нелегко. Но крики и наказания только усиливают напряженность. Попробуйте похвалить и поощрить своего ребенка за хороший поступок, а вот на плохие выходки не реагируйте (в пределах разумного).
  7. Организуйте рабочую зону гиперактивному школьнику. Когда ребенок идет в школу, он должен иметь строго организованное (с небольшим количеством объектов ) рабочее место. Лучше, если на столе будет находиться только калькулятор, лампа и контейнер для карандашей и ручек.
  8. Будьте гибкими. Гиперактивный ребенок требует установления четких правил, но чрезмерная строгость иногда бывает контрпродуктивной. Поэтому время от времени давайте ребенку расслабиться.
  9. Не вините себя. Неудивительно, что, если у вас дома живет вулкан энергии, временами вы сами становитесь импульсивной, и испытываете далеко не материнские чувства. Если вы когда-либо позволяете себе агрессивное отношение к малышу, постарайтесь простить себя, извиниться перед ребенком и жить дальше.

Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!
Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

Источник: http://nmed.org/giperaktivnost-u-detejj-simptomy-i-lechenie.html

Гиперактивный ребенок: причины, лечение, признаки

Достаточно много родителей считают, что их ребенок гиперактивный. На самом деле, многие путают гиперактивность с активной подвижностью и любознательностью. Отличить одно от другого поможет наша статья.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое синдром гиперактивности?

Понятие гиперактивности в отношении поведения ребенка появилось относительно недавно. Сейчас медики называют его СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Под этим термином понимают нарушение поведения неврологического характера. При этом важно отличать обычный повышенный интерес малыша к окружающему миру, его плохое настроение и медицинскую патологию.

Часто родители путают эти состояния, что приводит к ненужному приему лекарств и неправильному подходу в воспитании.

Отличительные признаки расстройства:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • повышенная активность;
  • импульсивное поведение;
  • невнимательность;
  • непоседливость.

Неврологи отмечают, что гиперактивность при правильном ее понимании представляет устойчивый набор симптомов, протекающий в хронической форме. Ребенку с СДВГ не всегда требуется лечение. Считается, что синдром может пройти, когда ребенок повзрослеет, или же с ним придется смириться и научиться контролировать поведение малыша.

В дошкольном возрасте гиперактивность встречается где-то у 5% детей, школьники ведут себя похожим образом уже в 10% случаев. При этом многие врачи отмечают, что диагноз чаще ставится необоснованно и симптомы вызваны не неврологическими нарушениями, а особенностями характера маленькой личности.

Под дефицитом внимания понимают неспособность ребенка длительно заниматься одним делом. Это часто становится причиной плохой успеваемости в школе. Подвижность детей с СДВГ также хорошо заметна в толпе сверстников. Дети сверхактивны и практически не находятся в спокойном состоянии. Сидя на стуле, они ерзают, шевелят руками, корчат гримасы.

Излишнюю импульсивность нужно отличать от обоснованных негативных эмоций, вызванных каким-либо событием. Гиперактивные дети не способны контролировать свое поведение и могут даже пугать своей импульсивностью, вызывая недоумение родителей.

Согласно наблюдениям, гиперактивность проявляется с рождения. Такой грудничок мало спит, часто плачет, выглядит беспокойным. Позже родители замечают, что ребенок отказывается сидеть в коляске, ему постоянно что-то надо, а получив желаемое, он переключается на другое занятие или игрушку.

Сегодня синдром СДВГ считается патологией, однако обязательным условием для постановки диагноза является полное обследование ребенка, чтобы отличить гиперактивность от обычной любознательности и скопления лишней энергии.

Причины гиперактивности

Синдром вызван нарушением в работе центральной нервной системы. К этому могут привести следующие причины:

  1. Сложная беременность. Если беременность протекала тяжело, сопровождалась токсикозом или повышением давления, возникает вероятность гипоксии плода. Первый орган, который страдает от дефицита кислорода – мозг. Нарушения в развитии нервной системы бывают также при иммунологической несовместимости.
  2. Погрешности в образе жизни матери. В периоде внутриутробного развития имеет значение практически все – психоэмоциональное состояние женщины, качество питания, вдыхаемый воздух. Нарушить нормальное развитие нервной системы может алкоголь, курение, токсические пары химических веществ,.
  3. Сложные роды. Любое отклонение родов от нормы по длительности или технике проведения может привести к травмированию ребенка и поражению нервной системы. Опасен как стремительный, так и затяжной родовой процесс, а также использование щипцов и излишней стимуляции. Неврологи считают, что даже легкие нарушения требуют лечения, так как впоследствии они могут превратиться в более серьезные проблемы.
  4. Заболевания матери. Хронические болезни или прием лекарственных препаратов во время беременности могут негативно сказаться на развитии малыша. Часто причиной становятся астматические состояния, диабет, сердечная недостаточность.
  5. Генетическая предрасположенность. Существует мнение, что ребенок может быть склонен к гиперактивности. Однако для полноценного развития патологии потребуется действие провоцирующих факторов, от которых женщина вполне способна себя оградить. В некоторых случаях при такой предрасположенности пусковым механизмом может стать искусственное вскармливание, использование пищевых добавок, напряженная обстановка в семье.

Симптомы гиперактивности

Для постановки диагноза необходимо наличие не одного, а комплекса симптомов. Основными из них считаются:

  • нарушение внимания;
  • повышенная активность;
  • импульсивное поведение.

Ниже приведены некоторые примеры поведения детей с СДВГ:

  • трудно выполняет домашние задания из-за невнимательности и отсутствия усидчивости;
  • часто сменяет вид деятельности, недолго играет одной игрушкой;
  • находится в постоянном движении, руки и ноги неспокойны;
  • поведение часто бесцельно – ребенок бегает или залазит куда-то просто так, все берет в руки;
  • постоянно болтает, не дослушивает вопрос до конца;
  • не хочет ложиться спать;
  • чрезмерно обидчив и раздражителен, может проявлять агрессию по отношению к другим людям, не подчиняться общим правилам;
  • сложно устанавливает взаимоотношения с ровесниками, не умеет работать в коллективе;
  • испытывает трудности в мелкой моторике – не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки, неаккуратно пишет или рисует;
  • присутствует заниженная самооценка и острое восприятие критики.

Диагностика

Отличить патологическую гиперактивность от нормальной подвижности ребенка помогут следующие условия:

  • у ребенка наблюдается комплекс симптомов;
  • проявления носят устойчивый характер и не зависят от окружающей обстановки и людей;
  • симптомы продолжаются дольше 6 месяцев;
  • изменения в поведении затрагивают все области жизни ребенка;
  • другие патологии психики исключены.

Различают три формы заболевания:

  1. У ребенка преобладает импульсивность и повышенная активность.
  2. Основным признаком является нарушение внимания.
  3. Смешанная форма с тремя основными симптомами.

В детском возрасте часто возникают похожие состояния, которые не являются СДВГ. Отличить одно от другого может только квалифицированный специалист. К таким состояниям относят:

  • естественное формирование личности, проявление индивидуальности и характера – не является патологией, так как развитие психики происходит в соответствии с возрастом;
  • последствия травмы или нейроинфекции;
  • эндокринные заболевания;
  • эпилепсия;
  • другие расстройства психики – аутизм, шизофрения, олигофрения;
  • тревожные состояния, которые возникли после психологической травмы.

При диагностике невролог сравнивает поведение ребенка с особенностями возрастного развития и специфическими появления гиперактивности для данной категории. Из методов диагностики используются:

  • интервью ребенка;
  • беседа;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • наблюдение поведения;
  • сбор анамнеза, в том числе по период беременности матери;
  • МРТ головного мозга;
  • биохимический анализ крови.

Диагноз ставится на основании заключения нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда;
  • эндокринолога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога.

Лечение гиперактивности – что делать родителям?

Лечение синдрома гиперактивности комплексное и предполагает большое участие родителей ребенка. Цель лечения – восстановление функций, которые нарушены, а также адаптация ребенка в социуме.

Терапия включает три направления:

  • диета;
  • назначение лекарств;
  • коррекция поведения.

Важное внимание уделяется диете, так как правильный метаболизм обеспечивает слаженную работу всех внутренних органов и общее здоровье.

Ограничения в питании должны делаться с заботой о желудочно-кишечном тракте, исключении вредных и раздражающих веществ. Предпочтение отдается натуральным продуктам, углеводы рекомендуется получать из фруктов.

Запрещаются молочные продукты, яйца, свинина, шоколад, рафинированный сахар, консервы и полуфабрикаты.

Немедикаментозное лечение включает психотерапию, работу с психологом, психиатром и педагогом. Рекомендуется уменьшить нагрузку ребенка и предложить ему облегченную программу обучения. Некоторые нарушения в поведении удается скорректировать с помощью ролевых игр.

Специалисты должны комплексно оценивать жизнь ребенка, учитывая его внутренние переживания, а также окружающую обстановку.

Очень часто изменение ситуации в семье, избавление от родительских криков и скандалов приводит к хорошим положительным результатам в развитии и стабилизации нервной системы.

Кроме этого, должна поводиться работа по повышению самооценки ребенка, воспитанию его уважения к окружающим, правильному вербальному общению и контролю собственной импульсивности.  У психологов есть множество методик, которые помогают детям с СДВГ адаптироваться в обществе и повысить свою самоорганизацию.

Родители должны относиться к особенностям поведения ребенка с терпением и пониманием, что малыш это делает не специально. Терпеливое и любящее отношение будет благоприятно воздействовать на развитие головного мозга и ускорит восстановление нормальных функций.

Важным является постоянный контроль ребенка в плане безопасности. Гиперактивные дети любят все трогать руками и изучать неизвестные предметы. Розетки в доме должны быть закрыты, а ножи спрятаны. Лишнюю энергию ребенка можно израсходовать с помощью физических упражнений.

Для этого детей отдают на активные секции (бокс, подвижная аэробика) и проводят длительное время на улице.

Медикаментозному лечению не отводится главное место при диагнозе гиперактивности.

Нарушения в поведении связаны с неправильным формированием нервной системы, а воздействовать на такую патологию лекарствами достаточно сложно.

Медикаменты обычно назначаются, когда другие способы воздействия на ребенка не дали желаемых результатов. В этом случае используются такие серьезные препараты, как транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы.

Назначение ноотропов при гиперактивности достаточно популярно, однако научных обоснований не имеет. Многие неврологи и педиатры относят эти препараты к средствам с недоказанной эффективностью.

Подходы в работе с гиперактивными детьми

Ниже описано как психолог работает с гиперактивными детьми. Родителям важно ознакомиться с этими правилами и осуществлять такой же подход в повседневной жизни.

  • Работа проводится постепенно, ненавязчиво и начинается с усовершенствования какой-то одной функции;
  • После достижения положительного результата, психолог старается корректировать одновременно две функции (например, дефицит внимания и повышенную активность);
  • Последний этап включает работу с тремя основными нарушениями (внимание, поведение, импульсивность).
  • Первые занятия поводятся индивидуально, а позже допускается проведение в небольших группах.
  • Эмоциональная атмосфера должна быть приятна ребенку.
  • Предпочтительны занятия в игровой форме.
  • Немного снизить градус гиперактивности помогает тактильный контакт и эмоциональное взаимодействие.

Советы родителям

С гиперактивным ребенком обычно очень трудно. За ним нужен постоянный контроль, а времени на отдых малыш практически не дает. Однако терпеливое отношение и соблюдение рекомендаций, приведенных ниже, ускорит восстановление нервной системы и облегчит жизнь родителей в будущем.

  • Не выясняйте отношения с супругом при ребенке. Ваше родительское общение должно быть искренним, так как дети всегда чувствуют фальшь и начинают переживать.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Не превышайте допустимую нагрузку как в физических упражнениях, так и в психоэмоциональном плане. При этом нужно давать малышу выбрасывать лишнюю энергию. Для этого подойдет плавание, длинные прогулки, игровые площадки.
  • Соблюдайте распорядок дня. Это позволит избежать перевозбуждения, а также даст малышу чувство уверенности, защищенности и предсказуемости событий.
  • Виды деятельности должны сменяться с активных на спокойные. Дневной сон обязателен. Если ребенок не хочет засыпать и балуется, сядьте ядом с ним, погладьте и просто поговорите. Через время он привыкнет к такому режиму и будет засыпать.
  • Развитие нервной системы стимулирует мелкая моторика. Обирайте с ребенком конструктор, рисуйте на песке, передвигайте фишки настольной игры.
  • Обучение новым навыкам и похвала поможет повысить самооценку ребенка.
  • Компьютерные игры и телевизор можно полностью исключить и заменить реальными игами и прогулками на свежем воздухе.
  • Занимайтесь и поводите свободное время в спокойной обстановке с небольшим количеством людей. Шумные торговые центры, большой коллектив, фейерверки будут мешать малышу концентрироваться и контролировать свое поведение.
  • Помогайте ребенку понимать, что вы от него хотите. Ставьте четкую задачу, оговаривайте временные рамки, объясняйте, составляйте последовательный план действий.

Источник: http://zdorrov.com/bolezni/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивность у детей: признаки, как успокоить гиперактивного ребенка

Содержание

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы.

Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Провоцирующие факторы

Осложнения течения беременности

Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

Нарушения нормального образа жизни беременной женщины

На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

Осложнения течения родов

Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Гиперактивный ребенок в школе

Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям.

Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок.

Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ.

Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу.

Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога.

Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы.

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет».

Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать».

Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание.

Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это.

Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее.

Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале.

Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе.

Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу.

Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости.

Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения.

Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок.

Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе.

Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн.

С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты.

Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка.

Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!

Источник: https://www.tenoten-deti.ru/articles/giperaktivnyy-rebenok/

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка — Психологос

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека.

И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя.

Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: «Да не смущается сердце ваше».

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно.

Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью.

Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения.

Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны.

Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель».

Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово… Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам.

Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др.

При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать — несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же.

Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал.

Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами.

Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть.

Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

  1. Отвлечь ребенка от капризов.
  2. Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  4. Задать неожиданный вопрос.
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  7. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  12. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка, как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как учится и т. д.

Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, то, кроме домашней, разработана школьная программа психологической коррекции. Она помогает ребенку влиться в коллектив, более успешно учиться, а также дает возможность учителям нормализовать отношения с «трудным» учеником.

Прежде всего учитель должен иметь всю информацию о природе и причинах СДВГ, понимать, как ведут себя дети при таком заболевании, знать, что они часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации и т.д.

, а значит, требуют особого, индивидуального подхода. Такой ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, то есть сидеть в центре класса, напротив доски.

И в случаях любых затруднений иметь возможность сразу же обратиться за помощью к учителю.

Занятия для него должны строиться по четко распланированному распорядку. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться дневником или календарем.

Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

На определенный отрезок времени дается лишь одно задание, а если предстоит выполнить большое задание, то оно разбивается на части, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, вносит коррективы.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции.

Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.

Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности.

Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает.

Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось три минуты».

Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, — дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения. Случается, перепробуют учителя, казалось бы, сто вариантов, а ребенок по-прежнему остается «трудным». Значит, надо искать сто первый вариант.

Вот один из примеров

Гиперактивный мальчик замучил учителей. Собрались они на педсовете и стали думать, что делать. И тут на помощь пришла учительница музыки. Она отметила, что у мальчика абсолютный слух и очень редкий для такого возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу.

Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то почувствовал, что у него что-то получается хорошо. Родители, которые привыкли, что сына, где бы он ни появился, только ругают, тоже воспряли духом. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить.

А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Мальчик «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним.

Количество окриков и замечаний снизилось и соответственно улучшилось поведение.

Немало проблем возникает у педагогов с появлением гиперактивного ребенка в детском саду. Здесь, как и в школе, многое зависит от поведения взрослых, стратегии и тактики, выработанной воспитателями.

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление).

Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик…».

Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду.

Но если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: «Ты спи, а я проконтролирую», а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут снижаться.

Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

Игры для детей с СДВГ

​​​​​​​В статье дано несколько вариантов игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду. См. →

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни.

Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома».

В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/obschie-rekomendacii-roditelyam-giperaktivnogo-rebenka

Ссылка на основную публикацию