Аутизм – симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Ранний детский аутизм

Аутизм - симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) – психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс.

детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет.

Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.

Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами.

Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту.

У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей.

В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве.

Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций.

По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг.

Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление.

Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых.

Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»).

Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.

) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным.

От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов.

Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития.

Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом.

В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика.

В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте.

С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей.

Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/infantile-autism

Аутизм — что это? Признаки у детей, симптомы, диагностика, лечение

Дать точное определение аутизма — это непростая задача, так как многие исследовательские практики до конца не изучили процессы происходящие в организме и мозге, у людей данной категории, также не выявлена причина возникновения аутизма.

Аутизм — это распространенное расстройство развития, влияющее на обработку информации несколькими способами. Многие люди с аутизмом испытывают трудности с социальными взаимодействиями и коммуникациями, сенсорным дефицитом и плохой двигательной координацией. Люди с аутизмом часто имеют ограниченные интересы и участвуют в повторном поведении.

Поскольку симптомы аутизма сильно различаются, состояние, как говорят, существует в спектре, называемом аутистическим спектральным расстройством. (Синдром Аспергера — это состояние, которое считается «высоким функционирующим» аутизмом.) Некоторые люди с аутизмом имеют низкий интеллект, а другие — умные.

Аутизм у детей обычно проявляется в возрасте двух лет. Это затрагивает гораздо больше мужчин, чем женщин. Частота диагностики увеличилась за последние 20 лет; неясно, действительно ли заболевание растет, независимо от того, являются ли эксперты более внимательными к нему или изменился ли диагноз, включив в него меньшие степени ухудшения.

Никто не знает наверняка, что вызывает аутизм у детей, но многочисленные исследования связывают его с передовым материнским и/или отцовским возрастом при зачатии, увеличивая риск прямых генетических мутаций или факторов, влияющих на экспрессию генов в развитии мозга.

Некоторые исследования показывают, что аутизм отражает «экстремальный мужской мозг», потому что люди с аутизмом часто одержимы деталями и систематизируют их, но имеют низкий уровень эмпатической способности.

Доклады о применении ртутьсодержащих вакцин оказались необоснованными, хотя есть некоторые свидетельства того, что экологические токсины могут играть определенную роль.

Нет никакого лечения для аутизма, но некоторые симптомы могут ослабевать с годами.

Причины аутизма

Точные причины аутизма не установлены. Психиатры часто связывают аутизм у детей с другими заболеваниями. Число детей с диагнозом расстройства значительно увеличилось за последнее десятилетие или около того, но эксперты не уверены, отражает ли это улучшение диагностической осведомленности или истинное увеличение распространенности.

Недавние данные свидетельствуют о том, что аутизм у детей может быть вызван случайными генетическими мутациями, поскольку он связан с передовым материнским и/или отцовским возрастом при зачатии. Это будет объяснять большую изменчивость нарушений и вовлеченных нейронных систем.

Существует также доказательство того, что расстройство может быть вызвано неспособностью эмбриональных клеток головного мозга проходить нормальные модели миграции во время раннего развития, влияя на более позднюю структуру мозга и проводку схем нервных клеток, которые контролируют социальные, языковые движения и другие способности.

Половой дисбаланс в числе затронутых детей (в четыре раза больше мужчин, чем у женщин) указывает на то, что расстройство также может быть связано с воздействием плода на аномально высокий уровень тестостерона во внутриутробном периоде.

Говорят, что многие из признаков аутизма отражают мужские когнитивные и поведенческие предпочтения, такие как ориентация на детали, а не общая картина, близость к вещам, а не социальный опыт, средство для математики и чисел и даже лингвистические нарушения.

Дети-аутисты могут накапливать большой лексикон, не имея возможности поддерживать разговор.

Вера в то, что аутизм вызван стандартной иммунизацией детей с ртутьсодержащими вакцинами, сохраняется, несмотря на то, что многие исследования дискредитируют связь и ретракцию оригинальной статьи, связывающей аутизм у детей с иммунизацией.

Беременность обычно проходит для матери без проблем, дети не имеют отклонений в строении мозга. Но аутизм у детей часто связывают с определенными отклонениями, которые могут повлиять на формирование мозга:

  • туберозный склероз;
  • мать болеет краснухой во время беременности;
  • избыточный вес матери;
  • детский церебральный паралич.

Виды аутизма

Рассмотрим вариации состояния. Классификация была разработана в СССР в 8-х годах 20-го века:

  • синдром Аспергера (высокий функционирующий аутизм);
  • синдром Каннера;
  • резидуально-органический аутизм;
  • аутизм в следствии шизофрении;
  • аутизм, вызванный хромосомными аберрациями;
  • аутизм, вызванный синдромом Ретта;
  • другой аутизм, причины которого не установлены.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей не проявляет никаких физических недостатков. Обычно это отклонение у детей проявляется до трех лет. Состояние может быть особенно озадачивающим и расстраивающим, потому что некоторые затронутые дети, по-видимому, нормально развиваются до наступления расстройства.

В то время как тяжесть симптомов сильно различается, неизменно нарушаются социальные взаимодействия и коммуникативные способности (многие дети с аутизмом вообще не разговаривают и остаются безмолвными на протяжении всей жизни), ограничение интересов и наличие повторяющегося поведения у детей. Родители могут заметить избегание зрительного контакта и отсутствие реакции у детей, которые испытывают трудности с формированием эмоциональных связей и проявлением привязанности.

У аутичных детей также есть много видов повторяющегося поведения в раннем возрасте, таких как хлопанье рукой, качание тела, одинаковые звуки. Они могут раскладывать объекты снова и снова. Они показывают раннее предпочтение неизменным обычаям повседневной жизни.

Многие дети причиняют себе вред повторными действиями, такими как кусание рук. Большинство аутичных детей имеют дефицит в двигательной координации и плохой тонус мышц. Они также имеют необычные ответы на сенсорные переживания и могут быть очень чувствительны к определенным звукам, текстурам, вкусам или запахам.

Признаки раннего аутизма у детей

Когда ребенок еще совсем маленький, уже можно выделить некоторые симптомы и признаки, которые могут указывать на аутизм:

  • ребенок плохо реагирует на прикосновения;
  • не смотрит в глаза;
  • сверхчувствителен к определенным звукам запахам или текстурам;
  • плохо учится говорить;
  • частые истерики;
  • ребенок часто выстраивает игрушки или другие предметы в линию;
  • не интересуется обществом других детей;
  • гиперактивность или чрезмерная пассивность.
Читайте также:  Как заставить мужа ревновать и бояться потерять жену?

Признаки аутизма

Итак выделим основные признаки аутизма:

  • плохая речь или её отсутствие;
  • плохая коммуникация с родителями, сверстниками, братьями и сестрами;
  • одинаковое поведение;
  • нарушение социальной адаптации;
  • ребенок не понимает опасных ситуаций, отсутствует инстинкт самосохранения;
  • признаки раннего аутизма.

Диагностика

Получение диагноза — если у ребенка действительно есть расстройство спектра аутизма — как можно раньше важно, потому что исследования показывают, что раннее вмешательство является лучшим вмешательством. Тем не менее, не все педиатры признают ранние признаки возможного аутизма.

Хотя диагностические показатели аутизма повышаются, это не означает, что все врачи или медицинские специалисты знают о различных признаках аутизма у разных типов младенцев и детей младшего возраста. Диагноз заключается в наблюдении за поведенческими характеристиками в трех областях:

  • коммуникации;
  • социальных взаимодействиях;
  • творческой игре или мыслях.

Поскольку нет физических характеристик, которые разделяются теми, кто находится в спектре, и существует широкий спектр способностей и возможностей — это не всегда легко идентифицировать.

Трудность заключается в том, что прямо сейчас нет медицинских тестов, которые могут точно сказать, есть ли аутизм у ребенка или нет. Не все дети с аутизмом развиваются одинаково.

Например, один из наблюдаемых детей, никогда не достигал своих этапов развития самостоятельно, должен был иметь физическую терапию, чтобы научиться сидеть самостоятельно, ползать и ходить. К 2 годам у него было только два слова. Он разворачивал одну и ту же игрушку снова и снова, если оставляли ее наедине с ним. Он никогда не обращался к другим детям в групповых ситуациях.

Еще один ребенок, у которого также имелся ярлык аутизма, проходил все вехи развития ребенка, но никогда не спал всю ночь и имел хроническую диарею.

Примерно через 18 месяцев он начал прекращать говорить, он снова и снова выстраивал игрушки и больше не инициировал социальное взаимодействие со своими родителями или братьями и сестрами.

Как малыш, он был очень активным и с трудом останавливался на какое-то время.

Часто мамы испытывают беспокойство, потому что их дети не проходит через основные этапы развития в обычном темпе, и поэтому они обсуждают это с педиатром. Если педиатр не очень хорошо осведомлен об аутизме, он может сказать маме подождать несколько месяцев и вернуться, сказав, что мальчики не всегда развиваются так же быстро, как девочки.

Аутизм у детей проявляется по-разному. Таким образом, выбор профессионала, который мог бы поставить диагноз важен. Например, ребенок может пройти все этапы развития, но примерно в возрасте 8-9 лет могут возникнуть проблемы с тем, как он относится к другим детям в своем возрасте, или у него могут возникнуть проблемы с организационными аспектами домашней работы.

У этого ребенка может быть синдром Аспергера, который отличается от типичного классического аутизма (невербального, без каких-либо социальных навыков), который проявляется гораздо раньше.

В прошлом многие дети, подростки и взрослые с синдромом Аспергера были неправильно диагностированы как имеющие психические заболевания или инвалидность, что препятствовало доступу к информации и стратегиям, которые были бы наиболее полезными для них. Важно получить профессиональную оценку для ребенка или подростка при возможном диагнозе Аспергера.

Человек с аутизмом может очень хорошо дать правильные ответы на вопросы о том, что делать в конкретных ситуациях, но когда дело доходит до реальности, он не усвоит информацию, чтобы иметь возможность применить ее к себе.

На данный момент аутизм диагностируется посредством:

  • различных опросников для маленьких детей и детей постарше;
  • оценочные списки, рейтинги и шкалы для определения аутизма;
  • исследование головного мозга для исключения причин симптоматики в мозговых изменениях
  • диагностика слуховых функций для исключения нарушения развития речи в следствии нарушения слуха.

Совет ведущих специалистов: следуйте своим инстинктам. Если вы родитель, вы знаете своего ребенка лучше всего, потому что вы проводите с ним больше времени. Если вы считаете, что что-то не так, вероятно, есть предпосылки к заболеванию.

Важно найти подходящего человека, который может рассказать вам, есть ли у вашего ребенка признаки аутизма. Помните, во всем, что вы делаете, вы не одиноки. В вашей ситуации много людей, которые ищут ответы.

Сделайте первый шаг и найдите специалиста, который вам поможет, который хорошо осведомлен о поведенческих симптомах, а также о диагностических критериях — и чем раньше, тем лучше.

Лечение аутизма

Нет никакого конкретного лечения аутизма. Раннее вмешательство с высокоструктурированной поведенческой, когнитивной и коммуникационной терапией может иногда помочь аутичным детям учиться навыкам, но мало кто может самостоятельно жить как взрослые.

Было показано, что школьные образовательные программы, предназначенные для детей-аутистов, эффективны для улучшения интеллектуального функционирования. Программы, которые используют прикладной анализ поведения, стали широко распространяться в качестве стандарта лечения.

В большинстве эффективных программ родители поощряются к тому, чтобы быть вовлечеными в заботу о своих детях.

Хотя никакие лекарства не могут исправить нарушения, характерные для аутизма, часто назначают психоактивные препараты, включая антидепрессанты, антипсихотические средства и противосудорожные препараты, которые помогают контролировать специфические симптомы. Противосудорожное лекарственное средство может уменьшить количество приступов, но не полностью устранить их.

Лечение аутизма происходит обычно по таким направлениям:

  • развитие речи, тренировка разговора;
  • формирование навыков, которые помогают обучаться;
  • устранение страхов, замкнутости, агрессии по средством воспитания и бесед;
  • обучение подражанию и повторению;
  • социальные игры;
  • обучение поведению в социуме и самообслуживанию;
  • АВА-терапия;
  • устранение некоторых симптомом поведения медикаментозными средствами.

Существует множество альтернативных методов лечения, направленных на родителей детей-аутистов, таких как облегченная коммуникация и учебная интеграция. Многие из них оказались неэффективными. Для родителей детей с аутизмом важно внимательно изучить возможные методы лечения, ведь аутизм у детей — не всегда приговор.

Источник: https://ChtoiKak.ru/autizm.html

Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

Этиология

Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.

Клиника синдрома

Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания.

Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса.

Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево.

Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит.

Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения.

Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов.

Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

Классификация по степени тяжести

СтепеньХарактеристика
1 степень Ранний детский аутизм проявляется в виде полной отрешенности. Ребенок не интересуется происходящими вокруг него событиями. Малыш не реагирует на ласковые слова. Такие дети могут не реагировать на ощущения дискомфорта, на мокрые пеленки или на чувство голода. Аутистам не нравится, когда кто-то смотрит им в глаза или пытается до них дотронуться.
2 степень У детей-аутистов происходит активное отвержение окружающей среды. Они проявляют некоторую избирательность в контактах с внешним миром. Основной круг общения аутиста – это его родители и самые близкие люди. Для таких детей характерна повышенная избирательность в еде и одежде. Любое вмешательство в жизнь аутиста может вызвать у него ответную аффективную реакцию. Такие детки способны испытывать чувство страха, и как ответная реакция на него может быть проявление агрессии к окружающим или аутоагрессии. Дети со второй степенью раннего детского аутизма также выполняют стереотипные движения и используют одни и те же слова и фразы. Аутисты этой группы более адаптированы к социуму.
3 степень Ранний детский аутизм характеризуется наличием «своего»  внутреннего мира. Это «особенные» люди, они укрываются от внешнего мира в своих интересах. Игры и речь носят однообразный характер. Признаками аутизма у детей является то, что ребенок может часами повторять одну и ту же фразу, годами играть в определенную игру. Нельзя считать этих детей не развитыми, многие аутисты поражают своей гениальностью. Иногда, интересы и игры таких детей носят своеобразный агрессивный характер.
4 степень Дети-аутисты испытывают большие трудности при взаимодействии с внешней средой. Они  очень эмоционально чувствительны, ранимы и уязвимы,  избегают отношений, которые им не приносят чувства психологического комфорта. Характерным признаком являются неврологические нарушения, такие детки ходят «на цыпочках». Этот вид аутизма считается легким вариантом течения заболевания.

Для детей — аутистов характерным признаком является то, что они очень любят возиться в воде.

Подростковый период у аутистов протекает очень тяжело, с депрессией, агрессией и психозами. Если правильно и своевременно распознать это заболевание и организовать работу с аутистом, то возможно продвинуть его вперед по данным стадиям.

Как обследовать ребенка

Чем раньше будет проведена диагностика и ребенку оказана своевременная помощь, тем легче достичь хороших результатов.

Самую первую консультацию проводит врач — педиатр, он собирает анамнез, проводит физический осмотр пациента, выявляет признаки заболевания, опрашивает родителей или опекуна. Основным критерием для постановки этого диагноза является наблюдение за поведением ребенка.

При подозрении на аутизм у детей необходимо пригласить специалиста по расстройствам аустического спектра и нейрофизиолога. Психолог оценивает состояние пациента и пишет характеристику поведения аутиста. Провести полную диагностику этого заболевания можно только в условиях стационара.

Дифференциальная диагностика должна быть проведена между аутизмом, умственной отсталостью и специфическими нарушениями речи. Большую роль в правильной постановке диагноза играет генетическое консультирование. Детям с аутизмом требуется помощь родителей, специальные занятия и питание. Многие дети с аутизмом имеют инвалидность (около 80%).

Поведенческая терапия

Лечение раннего детского аутизма должно начинаться с назначения безказеиновой и безглютеновой диеты.

Каждому ребенку-аутисту назначают поведенческую терапию. Любая терапевтическая методика при аутизме гораздо лучше, чем ее отсутствие. Эффективнее всего начать заниматься по коррекционным программам специального образования и поведенческой терапии с малышом в возрасте до 3 лет.

Именно на ранних этапах проявления болезни врачи и педагоги могут помочь трехлетнему аутисту в освоении навыков самопомощи, общения со сверстниками и родителями.

Занятия с аутистами в детском саду по несколько в неделю способствуют повышению социальных навыков, снижают тяжесть симптомов заболевания и адаптивного поведения.

Некоторых детей учат общаться с родителями и ровесниками при помощи рисунков или написанных слов на бумаге. В игровой форме вырабатывается «правильное поведение» ребенка. Определенный навык или действия разбиваются на несколько частей, больной овладевает каждой шаг за шагом, врач выученный этап подкрепляет вознаграждением.

При условии строгого планирования и исполнения последовательности процедуры, у больного можно сформировать новый вид поведения. Такие техники позволяют аутисту ходить в магазин за продуктами или выполнять простейшие бытовые дела.

Медикаменты и другие методы

Если поведенческая терапия не дает никаких успехов, и аутист не может адаптироваться к социальной жизни, тогда назначается медикаментозная терапия.

Больные аутизмом получают психотропные (антидепрессанты, стимуляторы, антипсихолитики) или противосудорожные препараты. Но, как показывает практика, ни один из этих препаратов не решает коммуникативные и социальные проблемы аутистов.

Читайте также:  Социализация личности - факторы, формы, этапы социализации

Лекарства, которые применяют для лечения таких детей, обладают рядом побочных действий, что ухудшает общее состояние больного.

При лечение больных атуизмом, врачи практикуют физиотерапию, гимнастику и массаж. Применяется электрофорез воротниковой зоны, общеукрепляющая гимнастика на все группы мышц, массаж спины, рук и ног.

Хорошие результаты по развитию чувственной и эмоциональной сферы аутиста дает общение с лошадьми и дельфинами, а так же гомеопатическое лечение. В коррекции аутизма перкрасно показала себя музыкотерапия. С детьми занимаются педагоги с музыкальным образованием, которые играют на фортепьяно, включают детям ритмичную музыку, поют вместе песенки.

Ранний детский аутизм является серьезным расстройством, требующим большого внимания со стороны родителей, а также государства.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/autizm-u-rebenka.html

Аутизм у детей. Причины, симптомы и лечение деток с аутизмом

Аутизм – достаточно серьезное заболевание, которое характеризуется нарушением у ребенка способности к общению и познаванию окружающего мира. Впервые данное заболевание было описано в 1947 году, однако оно было известно и ранее, просто именно в это время получила широкое распространение такая наука, как психиатрия.

За это время было написано огромное количество работ по изучению детского аутизма, но авторы всех этих работ никак не могут прийти к единой теории о возникновении и лечении данного заболевания.

Даже клинические симптомы у каждого автора описываются в различном ключе: психиатры так и не смогли выявить ключевые симптомы и обычно описывают симптомокомплекс, который они наблюдали у своих пациентов.

Это связано с тем, что аутизм, как личность, многогранен, и у каждого отдельного пациента формируется под воздействием окружающей среды и самой личности пациента.

Причины аутизма у ребенка

Причины развития аутизма у детей до сих пор так и не были установлены. Существует большое количество теорий появления данного заболевания, однако ни она из них так и не нашла клинического подтверждения. Некоторые ученые считают, что основная причина появления аутизма – наследственность.

У некоторых детей при сборе анамнеза можно выявить какие-то психические отклонения в поведении родителей, но чаще всего это связано с тем, что родители психологически истощены попытками бороться с заболеванием.

Чаще всего аутизм развивается у детей из семей с благоприятной психологической обстановкой.

Так же психиатры пытались установить связь между появлением аутизма и очередностью рождения детей в семье. Они установили, что наиболее часто аутизму подвержен первый ребенок в семье, но также эта вероятность увеличивается с количеством рожденных детей (у седьмого ребенка по счету вероятность развития аутизма намного выше, чем у шестого).

Наиболее доказанная причина возникновения аутизма у детей – вирусная инфекция у матери во время родов. Для развития аутизма необходимы органические изменения строения головного мозга.

Очень часто такие изменения возникают, если мать ребенка во время беременности перенесла некоторые вирусные инфекции (корь, краснуха, ветряная оспа).

Эти инфекции нарушают процесс внутриутробного формирования головного мозга и таким образом способствуют развитию аутизма.

Симптомы аутизма у детей

Как же проявляется аутизм? Заподозрить наличие аутизма у ребенка можно уже в возрасте 3-х месяцев, однако ни один врач не сможет поставить точный диагноз в таком раннем возрасте.

Наибольший процент выставленных диагнозов приходится на трехлетний возраст, когда отличие ребенка с аутизмом от сверстников становится явно заметным.

Родители обычно обращаются к врачу с жалобами, что их ребенок какой-то не такой как все, ни с кем не играет, не разговаривает, боится новой обстановки.

Первые признаки аутизма проявляются в 3-х месячном возрасте, но они не вызывают опасений у родителей ребенка, и поэтому они не обращаются за медицинской помощью. Обычно ранние признаки выявляются только ретроспективно при сборе анамнеза у родителей. В три месяца ребенок начинает свою познавательную деятельность.

Он начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица, чаще всего это мама, с которой у ребенка тесный контакт, особенно при кормлении ребенка грудью. При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается. Очень часто возникают трудности с кормлением ребенка грудью, он отказывается от груди, капризничает или наоборот засыпает на груди, сосет очень вяло.

С ребенком невозможно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. Очень часто дети в этом возрасте начинают бояться электроприборов: начинают плакать при работе пылесоса или стиральной машины.

Еще одним из специфических признаков аутизма является наличие бессонницы: дети довольно длительное время бодрствуют, при этом их глаза всегда открыты, они не капризничают, но и не спят. Очень часто такое состояние интерпретируется как норма, так как в этот период все еще происходит формирование режима сна и бодрствования ребенка.

Так же у детей отсутствует так называемая поза готовности, когда их берут на руки. Здоровые дети стараются прижаться к груди мамы или другого человека, который взял их на руки (за исключением незнакомых ребенку людей), дети же с аутизмом при попытке взять их на руки изгибают спину и делают невозможным прижать их к груди.

В более старшем возрасте, когда ребенок начинает сидеть, появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: ребенок может сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону.

При этом он может продолжать это делать длительное время, не обращая внимания ни на какие внешние раздражители.

Такое состояние может возникать в любое время суток, а так как детей продолжает беспокоить бессонница, то очень часто такие раскачивания возникают в ночное время.

Очень часто первая жалоба, с которой обращаются родители к врачу, является отсутствие слуха у детей. Родителям кажется, что их ребенок или глухой, или слабослышащий, так как он не всегда реагирует, когда его зовут, и даже при достаточно громких звуках дети не выказывают никакого интереса к его источнику.

На самом дели дети с аутизмом все хорошо слышат, но их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок, поэтому они ни как не реагируют на внешние раздражители до тех пор, пока они не доставляют ребенку дискомфорт, этим аутизм очень схож с шизофренией, и поэтому некоторые психиатры рассматривают эти два заболевания как единое целое.

Развитие речи у детей с аутизмом так же имеет свои особенности. Дети начинают говорить очень поздно, обычно это происходит после 2-х лет. При этом нет периода, когда дети стараются подрожать звукам, произносимым родителями или окружающими людьми, они сразу начинают говорить словами и фразами.

Фразы очень логичные, так сказать «взрослые». Для речи детей характерно такое понятие, как эхолалия: дети с точностью повторяют фразу, услышанную ранее, при этом сохраняется не только структура фразы, но даже и интонация.

Дети на какое-то время становятся гениями в глазах родителей, так как с легкостью могут воспроизвести стихотворение или песню, которые слышали лишь однажды.

Даже если речь у ребенка развивается вовремя, она все равно не проходит тех этапов развития, что у здоровых детей, а так же речь может пропадать полностью или иметь обратное развитие.

Дети, больные аутизмом, предпочитают общение с взрослыми общению со своими сверстниками. Но и это общение достаточно скудное и очень тяжело привлечь внимание ребенка.

Дети с аутизмом не могут правильно использовать в разговоре личные местоимения. Себя они называют на «ты» или «они», окружающих – «я». Это связано с тем же эффектом эхолалии, так как дети в разговоре стараются использовать ранее услышанные фразы, которые не подвергаются изменениям.

Дети с аутизмом имеют своеобразное пристрастие к игрушкам: обычные игрушки для них не интересны, они очень любят играть с кухонной утварью, могут часами рассматривать столовые предметы, передвигать их с места на место, особенно им нравится проносить их перед глазами и следить за их движением.

Основным клиническим признаком аутизма является неспособность к общению. Дети с заболеванием не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. Они могут пройти мимо человека, как мимо дерева, совершенно не обратив на него никакого внимания.

Привлечь внимание ребенка можно только в том случае, если помешать ему совершить какое-нибудь действие, только в этом случае ребенок обращает внимание на человека.

В детских коллективах дети с аутизмом держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом.

Дети с аутизмом очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. При этом для них большое значение имеет отсутствие какой-либо вещи, нежели отсутствие человека.

Они могут не замечать отсутствие матери на протяжении двух недель и более, но заметят отсутствие старого зонта, который висел на вешалке в углу.

При этом изменения окружающей обстановки полностью выбивает таких детей из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти.

В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения.

Еще одной особенностью детского аутизма является «умное» выражение лица. Кажется, что дети постоянно сосредоточено над чем-то думают. Так же у детей может появляться недовольное выражение лица в присутствии людей, которое сменяется на удовлетворенное при их отсутствии в помещении, где находится ребенок.

Одним из неспецифических признаков аутизма у детей является наличие диспепсических расстройств до годовалого возраста. Детей беспокоят вздутие живота, урчание, запоры.

Обследование детей с аутизмом

Постановка диагноза аутизма достаточно сложна и требует длительного обследования ребенка у психиатра. Иногда приходится отличать аутизм от большого перечня других заболеваний.

Очень часто приходится проводить дифференциальную диагностику аутизма с неврозами и неврозоподобными состояниями. В этом случае помогает сбор анамнеза, когда врач уточняет время возникновения симптомов, причины, которые могли привести к появлению заболевания.

Только психиатр после проведенной беседы с ребенком и его родителями может точно установить диагноз аутизм.

Лечение аутизма

Лечение детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Родители ребенка с аутизмом должны приготовиться к длительной борьбе с болезнью, которая не всегда приносит результаты.

Медикаментозное лечение при аутизме не имеет эффекта. Лекарственные препараты необходимо использовать только для купирования сопутствующей симптоматики. Основной способ лечения – это психотерапия и социальная адаптация.

Какими же правилами необходимо пользоваться при лечении ребенка с аутизмом?

1. Необходимо выбрать опытного психиатра, который будет заниматься лечением ребенка длительное время. Частая смена врачей ведет только к ухудшению состояния ребенка.

Основная методика лечения ребенка – это беспрерывное повторение и закрепление выученных навыков.

Если врачи меняются, каждый из них начинает лечение по своей собственной программе, то это только дезорганизует ребенка и не позволяет ему закрепить изученные навыки.

2. Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка.

Лечение не прекращается ни на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра дома, на улице, в детском саду.

Помимо лечения ребенка, родители должны сами посещать психолога, психотерапевта, так как работа с ребенком, больным аутизмом, очень сильно сказывается на психике его родителей.

3. Очень важно для родителей делать перерыв. Как я уже говорил: это очень большая психологическая нагрузка для родителей бороться с заболеванием и не видеть никакой отдачи. Поэтому очень важно хотя бы раз в год делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять другой родитель или бабушка с дедушкой.

4. Лечение ребенка с аутизмом – это беспрерывное повторение. Изо дня в день придется повторять одно и то же (например, застегивать пуговицу на рубашке), пока ребенок не научится это делать. Но даже после изучения какого-либо навыка необходимо периодически возвращаться к его повторению, так как даже полученные навыки со временем могут теряться.

5. Очень важно общаться с другими родителями, у которых дети так же больны аутизмом. Это поможет легче пережить заболевание ребенка, можно обменяться опытом с другими родителями, порадоваться их успеху.

В больших городах существуют кружки, где встречаются такие родители, скорее всего ваш психиатр будет знать о таком кружке в вашем городе.

Так же можно посетить в интернете различные форумы, где можно обменяться опытом и получить консультацию от других родителей и врачей.

6. Ребенок должен иметь точный распорядок дня. Он должен знать, что ему делать в следующую минуту. Отсутствие такого распорядка дезорганизует детей.

7. Окружающая обстановка должна быть максимально неизменчивой. Все предметы должны лежать строго на своих местах.

8. Необходимо стараться привлечь внимание ребенка. Для этого нужно несколько раз обращаться к нему по имени. При этом ни в коем случае нельзя повышать голос. Повторять имя ребенка необходимо с одинаковой интонацией до тех пор, пока он не обратит на вас внимание. Ни в коем случае нельзя использовать силу и болевые стимуляторы.

Прогноз для каждого конкретного случая различный. Не стоит ожидать чуда, что через неделю лечения ваш ребенок станет совершенно нормальным. Лечение детей с аутизмом продолжается всю жизнь и не прекращается ни на день.

У некоторых детей положительная динамика заболевания наблюдается уже через 2-3 недели, через 6-8 месяцев динамика заболевания становится хорошо заметной: дети идут на контакт, отвечают на вопросы, правильно используют личные местоимения.

Читайте также:  Сосудистая деменция - лечение, симптомы, причины, прогноз

Но в некоторых случаях добиться хоть какой-то положительной динамики не удается даже спустя годы лечения.

Врач педиатр Литашов М.В

Источник: https://7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/detskaja-nevrologija/661-autizm-u-detei.html

Аутизм у детей: признаки и симптомы раннего синдрома аутизма с видео и фото, методы лечения

Детский аутизм — это синдром нарушения восприятия окружающего мира на психическом ментальном уровне. Клинические признаки были объединены и классифицированы как заболевание только во второй половине 20-го века. До этого дети с синдромом аутизма относились к категории олигофренов.

Характерная черта аутизма у детей — это отсутствие способности к свободному общению на фоне сохранения всех ментальных и умственных способностей, в том числе и логического мышления. Затруднения в общении с окружающим миром возникают на фоне искажения получаемой головным мозгом информации.

До настоящего времени не существуют четкого определения комплексов симптомов и признаков детского аутизма как набора типичных клинических проявлений. Дело в том, что этот синдром имеет четкую привязку к личности конкретного ребенка.

Поэтому симптомы аутизма у детей могут проявляться в различных вида и степенях тяжести. Но не заметить их достаточно сложно, поэтому патология может определяться уже на третьем месяце жизни малыша.

Внимательные родители обращают внимание на неадекватные психические и нервные реакции младенца, которые провоцируют плач, истерики и испуг.

В дальнейшем на формирование клинической картины могут оказывать влияние факторы окружающей среды, поведения родителей, отношения окружающих людей. В связи с этим людям, столкнувшимся с синдромом аутизма, стоит понимать, что это не приговор на всю жизнь. При правильном подходе к реабилитационной терапии возможно частичное и полное восстановление психических функций.

Что вызывает детский аутизм?

В настоящее время науке не известно достоверно, что может спровоцировать детский аутизм. Есть лишь предполагаемые факторы риска, среди которых определенную роль играет негативная наследственность.

При этом совершенно не важно, были ли в семье в предыдущих поколениях дети с данным синдромом. Заболевание может развиваться при наличии генетической склонности к любым проявлениям психических расстройств.

В группе риска находятся семьи, в которых представители старшего поколения страдают от маниакальных синдромов, вялотекущих форм шизофрении и различных форм депрессий.

также в ряду возможных причин появления аутизма у детей называется неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Особенно это касается ого периода, когда женщина вынашивает беременность.

В это время на подсознательном уровне восприятия окружающего мира у плода может закладываться неправильная ментальная установка рассогласования внешней картины мира и внутренней обработке получаемой информации в виде звуковых, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений.

Любая психологическая травма, которая перенесена женщиной в период беременности, в будущем может стать причиной развития детского раннего аутизма.

При детальном изучении статистических данных была обнаружена еще одна любопытная закономерность. Оказалось, что больше 60% детей с аутизмом являются первенцами в достаточно молодых семьях.

Лишь 8 % детей родились вторыми и третьими, но в этих случаях в генетической семейной линии уже были прямые родственники, страдающие от этого синдрома. Около 30 % больных детей были рождены 6-ми и 7-ми в семье.

Эти факты были положены в основу теории несовершенства генетического материала яйцеклетки и сперматозоида. В раннем возрасте это может быть следствием неполного фертильного развития женщины или мужчины.

При большом количестве детей в семье также происходит истощение генетического потенциала индивидуумов, поскольку 6-ой и 7-ой ребенок обычно появляются у родителей в достаточно зрелом возрасте, ближе к 40-ка годам.

Еще одна вероятная причина развития детского аутизма кроется в вирусной этиологии.

Обычно негативное влияние определенных вирусов оказывается на начальном этапе внутриутробного развития органов центральной нервной системы.

При закладке зачатков головного мозга заражение будущей матери краснухой или корью, ветряной оспой или гриппом может с высокой долей вероятности привести к развитию раннего детского аутизма.

Симптомы аутизма у детей с фото

Ранний детский аутизм диагностируется крайне редко. Обычно до получения четкой клинической картины устанавливается диагноз отставания в психическом развитии. Хотя родителей даже в этом возрасте должны насторожить косвенные и прямые симптомы аутизма у детей.

Как правило, тревогу должны вызывать следующие признаки:

  • частые нарушения процессов пищеварения, у ребенка постоянно наблюдается вздутие животика, затруднение в отхождении газов и каловых масс (это связано с патологической работой центра регуляции функционирования пищеварительной системы);
  • проблемы установки визуального контакта с новорожденным (может казаться, что ребенок не узнает своих родителей);
  • отсутствие попыток малыша изучать окружающую его обстановку;
  • новорожденный не улыбается, личико постоянно сосредоточено;
  • ближе к 6-ти месяцам начинают наблюдаться монотонные движения (перебирание пеленок, перекладывание с места на место игрушек, раскачивание в положении сидя из стороны в сторону);
  • отсутствие интереса к ярким предметам, новым игрушкам;
  • не возникает никакой реакции на прямое обращение;
  • ребенок не пытается воспроизводить услышанные звуки.

Постепенно картина клинических признаков детского аутизма дополняется различными нарушениями контактных функций. Даже при возникновении боли ребенок не способен обратиться за помощью к родителям, он не воспринимает адекватно болевые раздражители, повышенную температуру тела. У малыша никогда не бывает перемены настроения.

Единственным раздражителем, который может спровоцировать развитие истерики и панического страха, может быть внезапный, непривычный звук или изменение окружающей обстановки.

Стоит передвинуть кроватку даже на 1 метр и это вызывает у ребенка растерянность и панику, он начинает плакать, метаться или, наоборот, застывает в одной позе в оцепенении.

Вы можете оценить визуально симптомы аутизма у детей: фото передает отсутствие подвижной мимики, серьезное напряжение лицевых мышц, отсутствующий взгляд и некоторую враждебность.

Как выявить ранний аутизм?

Как установлено практическим путем, выявленный своевременно ранний детский аутизм позволяет давать более положительный прогноз для выздоровления и социальной реабилитации.

К сожалению, большинство родителей обращаются за профессиональной помощью уже на той стадии, когда у ребенка в силу отсутствия контактности и связей с окружающим миром, сформировался комплекс серьезного отставания в развитии от своих сверстников. Обычно первое обращение к врачу бывает связано с подозрением на глухоту или немоту малыша.

Дело в том, что при детском аутизме типичными симптомами являются позднее развитие речевых навыков и отсутствие реакции на обращение по имени или просто разговор, который затрагивает ребенка.

При обследовании у отоларинголога выясняется, что никаких проблем с органами слуха нет, а патология заключается в невозможности адекватного восприятия полученной информации.

Ребенок как бы находится в своем собственном иллюзорном мире, который проецируется его головным мозгом на основе различных представлений, они могут быть абсолютно фантастическими.

Для того чтобы выявить ранний детский аутизм необходимо внимательно следить за развитием своего ребенка.

В частности, стоит знать, что:

  • в возрасте 1 месяца ребенок уже может фиксировать свой взгляд;
  • к 2-м месяцам малыш узнает свою мать и реагирует на её появление изменением мимики лица;
  • в 3 месяца новорожденный уже способен улыбаться и радостно реагировать на приятные для него события, в это же время появляется интерес к ярким предметам и новым игрушкам;
  • к 6-ти месяцем дети учатся копировать речь взрослого человека, повторяя отдельные слоги и сочетания звуков.

Если ваш ребенок не развивается в соответствии с общепринятыми стандартами, то следует посетить детского психиатра и провести ряд тесов, которые помогут распознать ранний аутизм. А чем раньше будет начата работа по коррекции синдрома, тем больше вы получите шансов на успех.

Типичные признаки аутизма у детей

Несмотря на разнообразие клинической картины, существуют типичные признаки аутизма у детей. Все они базируются на последствиях затруднения общения ребенка со сверстниками и сложности восприятия окружающей реальности. Постепенное развитие аутизма приводит к тому, что ребенок все глубже погружается в свой внутренний иллюзорный мир.

По мере того, как происходит развитие личности, углубляется пропасть между привычным придуманным миром, в котором ребенку комфортно, и внешним, который воспринимается им как агрессивная, враждебная среда. Постепенное развитие аутизма приводит к полной изоляции от окружающих. Вывести такого малыша на контакт с трудом можно только после многократных обращений.

Дети с ранним детским аутизмом отличаются особенностью речевого развития. Стандартно присутствует эхолалия, которая проявляется в точном повторении словосочетаний и речевых оборотов, которые когда-то ранее слышал ребенок.

Обычно это стандартная оформленная и на первый взгляд осмысленная речь взрослого развитого человека. На самом деле ребенок, повторяя заученную фразу, не осмысливая её, и не вкладывает никакого соответствующего смысла.

Составить самостоятельно фразу для детей с ранним детским аутизмом не представляется возможным.

Еще один важный признак аутизма у детей заключается в неправильной идентификации своей личности. Это тесным образом связано с развитием речи. Повторяя чужие фразу малыш воспринимает окружающих его людей за собственное Я.

Таким образом он может говорить о себя, употребляя местоимение они, ты, вы, а в отношении своего собеседника может употреблять местоимение я. По мере того как происходит развитие аутизма, ребенок начинает выглядеть все более сосредоточенным и серьезным.

На его лице постоянно отображается напряженный мыслительный процесс. Родители и окружающие люди могут воспринимать это проявлением особой одаренности и даже гениальности.

На самом деле в такие моменты малыш занят активным построением своего собственного внутреннего иллюзорного мира. Вывести его на контакт в такие минуты будет очень сложно.

Также синдром детского аутизма тесным образом связан с процессом заучивания привычной окружающей обстановки. Больной малыш привыкает к привычному расположению вещей в его комнате, на кухне, в детском саду. Любая перемена может вывести его из равновесия и заставить паниковать.

Здесь присутствует еще одна особенность синдрома детского аутизма: люди не воспринимаются аутистом на подсознательном уровне как потенциальные собеседники. Они не представляют для малыша ни какого интереса. В градации “интересности” самая обычная поварешка, висящая на стенке шкафа, может быть гораздо более значимой.

И в тот момент, когда её не окажется на привычном месте, возникает паника с громким плачем и сильным испугом.

При этом дети с ранним детским аутизмом могут совершенно не замечать длительного отсутствия своей мамы и других близких ему людей. Такой малыш может по нескольку часов лежать спокойно в своей кроватке или сидеть напротив игрушек и думать о чем то “своём”.

Вы можете посмотреть, как выглядит аутизм у детей на фото маленьких пациентов. Обратите внимание на их крайнюю сосредоточенность и отрешенность от окружающего мира.

Диагностика синдрома аутизма у детей

Первичная диагностика осуществляется врачом психиатром. После установления диагноза необходимо исключить возможность вторичной шизофрении, поэтому за малышом устанавливается постоянное наблюдение. Необходима консультация профильных специалистов, таких как невропатолог, отоларинголог, педиатр.

По мере необходимости может проводиться электроэнцефалография, МРТ головного мозга. Очень важно для последующей успешной терапии провести психологическое тестирование всех членов семьи. При выявленных нарушениях необходима коррекция состояния.

Возможно, вам поможет понять, что такое аутизм у детей, видео, в котором показаны основные клинические признаки и проявления с необходимыми пояснениями.

Лечение аутизма у детей

Сразу же стоит сказать, что эффективного лечения аутизма у детей в настоящее время не существует. В какой сто степени сгладить симптомы помогает общение с животным миром.

Больные детским аутизмом с удовольствием вступают в контакты с собаками, кошками и другими домашними питомцами. С ними они могут разговаривать, играть.

Такие виды терапии помогаю детям затормозить развитие аутизма, не утратить полностью контакт с внешним миром.

Не соглашайтесь на проведение электрошоковой терапии, использование психотропных фармакологических средств. Все это влияет негативно на состояние клеток головного мозга, ребенок становится апатичным, заторможенным.

Конечно, за таким малышом требуется постоянный уход и контроль со стороны родителей, ведь не воспринимая окружающую реальность, ребенок может шагнуть на проезжую часть дороги под колеса автомобиля, запросто перешагнуть через перила балкона вне зависимости от того, на какой высоте располагается квартира.

Но проще распределить обязанности и не оставлять аутиста одного, чем медленно убивать его головной мозг психотропными препаратами, которые гасят мозговую активность. В основе адекватного лечения аутизма у детей лежит принцип нормализации психологической обстановки в семье.

Все должно быть подчинено одной цели: реабилитации больного малыша.

Поэтому следует выполнять ряд правил:

  • завести единый распорядок дня, он не должен меняться ни в коем случае (это может вызвать обострение синдрома аутизма);
  • наблюдение должно осуществляется у одного и того же специалиста, который специализируется на синдроме аутизма;
  • каждый социальный навык нужно заучивать с помощью повторения его по нескольку сотен раз (так дети, больные детским аутизмом, учатся самообслуживанию, выполнению простых манипуляций);
  • не меняйте в квартире или доме привычного порядка вещей, стремитесь к тому, чтобы все лежало на своих местах;
  • постоянно вызывайте на контакт ребенка путем многократного обращения к нему по имени, при этом избегайте крика и болевых сигналов.

Отлично помогает групповая терапия, при которой малыш учится общению со своими сверстниками, которые тоже страдают синдромом аутизма.

Помните о том, что лечение аутизма порой отнимает всю жизнь, а конечного результата (выздоровления) так и не достигается. Поэтому следует набраться терпения. Ни в коем случае не допускайте нервных срывов.

Они могут спровоцировать резкое ухудшение состояния больного ребенка. Если чувствуете, что устали, то попросите помощи у близких родственников, которые на время заменят вас.

Пользуйтесь профессиональной помощью психологов.

Статья прочитана 1212 раз(a).

Источник: http://zdravstvuy.info/?p=2792

Ссылка на основную публикацию