Агрессия у детей — причины, признаки, как справиться с агрессией

Агрессивное поведение детей раннего возраста

Агрессия у детей - причины, признаки, как справиться с агрессией

Агрессия у ребенка – социальная проблема, развитие которой стремительно набирает обороты. Такое состояние у детей в психологии называют одним из видов нарушения поведения. Причины детской агрессии разнообразны, но обычно к этому приводят плохие социальные условия жизни малыша. Выделяют также следующие факторы:

  1. Патологические роды и болезни головного мозга.
  2. Невнимательные педагоги, которые не уделяют должного внимания к нервно-психическому состоянию учеников.
  3. Пропаганда культа насилия посредством массовой информации.
  4. Психические болезни (см. Шизофрения у детей).
  5. Высокая степень возбудимости.
  6. Компьютерные игры (см. Болит голова от компьютера).
  7. Низкая самооценка малыша.
  8. Разные подходы к воспитанию детей в семье.

Агрессия и агрессивность

Агрессией называют состояние, которое выражается проявлением агрессивности в деструктивных действиях. Цель подобного состояния — нанесение вреда окружающим. Агрессивностью называют личностное свойство, которое выражается готовностью использовать насильственные средства для достижения своих целей.

Однозначно сказать о том, из-за чего возникает враждебность у детей, сложно, так как в каждом отдельном случае причины этому разные. Агрессия у детей младшего школьного возраста является средством манипулирования с проявлением гнева.

Агрессия у детей дошкольного возраста выражается в соответствующих поступках. Часто малыши в этом возрасте обзывают сверстников, отбирают игрушки, дерутся, провоцируют других к драке.

Взрослые на такие ситуации реагируют плохо, поэтому на фоне враждебного поведения детей родители также часто выходят из равновесия.

Приступы агрессии у ребенка проявляются в виде:

  • мстительности;
  • отказа в соблюдении правил;
  • отрицания ошибок;
  • неконтролируемых вспышек гнева;
  • замахивания;
  • плевков;
  • желания биться;
  • щипания;
  • употребления нецензурной лексики.

Стоит обратить внимание на то, что иногда родители подавляют такое состояние, поэтому агрессия является скрытой.

Классификация

Выделяют разные виды агрессии у детей:

  1. По характеру направленности:
  • гетероагрессия – состояние враждебности к окружающим;
  • аутоагрессия – малыш злится на самого себя.
  • реактивная – реакция на внешний раздражитель;
  • спонтанная – возникает без каких-либо причин.
  • инструментальная – манипуляция для достижения цели, к примеру, в магазине при покупке игрушки;
  • целевая – агрессия планируется.
  • вербальная агрессия у детей характеризуется выражением гнева в словесной форме;
  • экспрессивное состояние – выражается жестами, интонацией и мимикой;
  • физическая – выражается применением силы.

Детская агрессивность напрямую зависит от возраста малыша. До двухлетнего возраста негативная реакция у детей является выражением стресса.

Дети в этом возрасте не согласны с чем-то и с помощью крика, плача выражают свое желание. Малыш может падать на пол, топать, кричать. Родителям важно установить дозволенные рамки поведения.

После двух лет детская истерика направлена на сверстников с целью защиты своих вещей, игрушек.

В три года дети настаивают на своем, старается занять равную позицию по отношению к взрослым, в том числе и через истерики. В этом возрасте родителям важно не ругать малыша, а переключить его на игровую деятельность.

К семилетнему возрасту дети идут в школу, меняется уровень их ответственности. Поэтому новый образ жизни может вызывать протест маленького школьника. Задача родителей заранее подготовить его к обязанностям, чтобы уменьшить стрессовое состояние.

В любом возрасте родителям важно знать, как бороться с агрессией ребенка, уметь поддержать малыша, проявляя свою любовь и заботу, оказывая поддержку, тогда все возрастные кризисы будут переноситься гораздо легче.

Методы устранения детских истерик и приступов гнева

К детской враждебности следует отнестись внимательно, поскольку задача родителей – не дать закрепиться подобному поведению, чтобы малыш не приобрел еще больших проблем при общении в коллективе.

Прежде чем понять, как реагировать на агрессию ребенка, родителям важно научиться спокойно и всегда одинаково реагировать на нежелательное поведение малыша.

Раздражительность взрослых в стрессовой ситуации еще больше может усугубить проблему.

Нужно разговаривать с малышом и объяснять ему, в чем он поступил неправильно, попытаться разобрать его ошибки и последствия (см. Синдром дефицита внимания у детей).

После проявления гнева необходимо выяснить, что стало причиной его возникновения. Далее малышу нужно предложить альтернативный способ решения проблемы:

  1. Поможет переключение на игровую деятельность.
  2. Рисование, с помощью которого удастся изобразить причину своего гнева.
  3. Битье подушек. При этом желательно вести счет до десяти.
  4. Минимизировать слова со стороны взрослого. Это очень помогает как детям, так и родителям.
  5. Полностью исключить шантаж или запугивания малыша.
  6. Увлекать детей спортом, гимнастикой.

Исследования ученых показали: если ребенок проявляет агрессию, кричит, плачет, и в этот момент родители не знают, что делать, нужно дать ему воды.

Выпивая стакан чистой воды, малыш перестает плакать и его мозг «перенаправляет» свои функции на процесс поглощения жидкости.

Это очень эффективная процедура, при которой агрессивное поведение малыша часто прекращается быстрее, чем это предполагалось.

Вывод

Родителям, чьи дети проявляют агрессию, стоит задуматься, прежде всего, о своем поведении, а также о том, что они неправильно воспитывают малыша. Часто детские агрессии являются отображением семейных проблем, в которых родители относятся друг к другу так же (см. Тревожность у детей).

Иногда мама при желании получить что-то проявляет агрессию, закатывает истерики, и малыш, видя такое поведение взрослого, перенимает эту модель и начинает вести себя аналогичным образом. Поэтому прежде чем ругать детей и вести их к психологу, необходимо понаблюдать за своим поведением.

Важно помнить, дети – это зеркало родителей.

(3

Источник: https://golmozg.ru/deti/agressiya-u-rebenka.html

Агрессия на ребенка

 Ольга Коляда, практический психолог, преподаватель тренингового центра «Ладья»: Меня попросили высказаться на тему проявления агрессии со стороны родителей по отношению к собственным детям. Я согласилась, а потом поняла, что нужно начинать с уточнения понятия «агрессия» — с предмета, о котором идет разговор.

Причем уточнить понятие хочу не по словарю, в словарь мы по жизни заглядываем не часто, а слово это употребляем уверенно, значит, есть уже «бытовое» его определение. С «агрессией», как внутренним своим чувством – наш язык не знаком, испытывать «чувство агрессии» — звучит очень странно.

Испытываем мы злость, гнев, раздражение, досаду, возмущение, обиду. И все эти, и им подобные, неприятные чувства могут рождать «агрессию», как проявление — некий сильный и злобный эмоциональный выплеск, нарочно совершаемое разрушительное, подавляющее действие.

Совершаемое нами или по отношению к нам.

Причем – несправедливое хотя бы отчасти. Если я защищаюсь и не превышаю меру – какая ж это агрессия?

И если понимать «агрессию» так, то ответ на вопрос «а хорошо это или плохо?» оказывается не так-то прост. Я бы вообще его не обсуждала.

Потому что общественное мнение и так известно (агрессия – плохо, особенно по отношению к ребенку) и тут не о чем говорить.

Мне бы хотелось рассмотреть вопрос с другой точки зрения «полезно — не полезно». И здесь не все оказывается очевидным и однозначным.

Я сейчас начну писать довольно не радостные для некоторых людей мысли, а для кого-то, возможно, вообще неприемлемые. Поэтому сперва хочу оговорить свою позицию более четко, чтобы не быть обвиненной в садизме, пропаганде агрессии и насилия и т. п.

Вообще-то я – за мир во всем мире. За жизнь в любви и согласии, добре и взаимопомощи. Без разрушений, нападений, давления на других людей, и лучше вообще без зла – внутреннего и внешнего.

Я за это, я стремлюсь к этому, я стараюсь жить, исходя из этого – когда вокруг меня и во мне – мир. Но это бывает не всегда.

Первая печальная новость, которую можно не принимать и возмущаться, а можно принять и учиться с ней жить – большинство родителей (исключение – некоторые святые, допускаю) периодически испытывает прилив сильных злобных чувств по отношению к ребенку. В том числе – несоответствующих ситуации злобных чувств. И большинство из тех, кто эти чувства испытывает – с разной периодичностью и силой начинает их проявлять.

Вольно или не вольно. Формы проявления у разных людей в разных жизненных случаях могут быть разные – кто-то орет, кто-то сдержанно шипит, кто-то холодно давит на психику, кто-то занимается рукоприкладством с разной силой, кто-то замыкается в себе, чтобы отгородить ребенка от своих чувств. И так далее.

Из этой новости следует еще одна, не менее печальная (я вас предупреждала) – будучи такими, как мы есть, не святыми, мы иначе не можем. И это бывает очень тяжело принять. Есть уйма прекрасных книг и статей о том, как вредна агрессия и как здорово ее не проявлять по отношению к детям. Неужели, если бы я могла, я бы не последовала изложенным там советам?

Я же люблю своего ребенка и хочу жить с ним в мире, без нападений… Можно себя раз за разом оправдывать – «да, я тут повела себя, как злобная тварь, но у меня особые обстоятельства, они меня вынудили, я не нарочно…» и т. п. Оправдания отнимают много душевных и умственных сил, и на факты никак не влияют.

Так что лучше уж принять. Что в определенных обстоятельствах во мне возникает злоба на ребенка, возмущение, желание сделать ему больно (физически или душевно), сломать, заставить что-то понятьсделатьсогласиться.

И это желание бывает настолько сильным, что я его в какой-то форме проявляю.

Если принять это в себе не получается или если вы вполне способны удерживаться от проявлений агрессии к ребенку – читать это материал дальше не стоит, вряд ли он будет вам полезен.

Если наличие агрессии в своих проявлениях, хоть и со вздохом, но принимается. Возникает следующий естественный вопрос – а как обезопасить от них своего ребенка? И менее логичные, но тоже полезные вопросы – а что вообще стоит делать? Стоит ли всегда защищать ребенка от своих нападений, или есть разные случаи? Давайте подумаем.

Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:

  • сдержаться,
  • научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
  • изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.

Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные.

И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.

Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.

А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке.

Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете.

И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.

Могут быть и другие способы объяснения.

Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять.

Читайте также:  Как узнать любит ли тебя парень или нет - признаки

Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.

Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями.

Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности.

Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).

Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо.

То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них.

(Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)

Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.

Путь внутренних изменений – самый сложный, но и самый действенный

Пропадают поводы для возникновения агрессии. Пропадает задача изменения своего поведения, наработки новых привычек. Потому что по мере внутреннего изменения происходит естественное изменение поведения.

Но этот путь требует наибольших начальных вложений.

Нужно будет учиться наблюдать за собой и исследовать основания для возникновения возмущения, злости, чувства несправедливости, обиды – всего того, что выливается потом в агрессию.

И среди этих оснований обязательно найдется часть, идущая от неверных представлений о способностях и возможностях ребенка. Это всякие мысли типа – «он, что, не понимает?!» или «он, что, не может…?!». Прежде чем возмущаться – тщательнейшим образом проверьте – а вдруг и правда не понимает чего-то для вас очевидного и не может чего-то, на ваш взгляд, простого?

Можете обратиться к нормам возрастной психологии – многолетние наблюдения ученых всего мира за развитием детей выявили среднюю норму из способностей и возможностей в разном возрасте.

И к пониманию, и к сосредоточению, и к осознаванию себя и разных областей существования. Множество случаев возмущения действиями ребенка происходит от неверной оценки его возможностей.

Начиная лучше их понимать – вы перестаете воспринимать эти случаи, как повод для агрессии. Правда, не все случаи таковы, но об этом немного позже.

Другая часть случаев, вызывающих повод для агрессии – это случаи, когда ребенок вольно или невольно наступает на вашу «больную мозоль», задевает своим поведением или словами больную для вас тему. Один из заметных примеров – почти все дети в дошкольном возрасте однажды заявляют – «мама, ты меня не любишь!».

Для тех мам, которые не ощущают тянущуюся из собственного детства болезненную нехватку любви, такое заявление – повод для спокойного обсуждения темы и выяснения «почему?», либо для игры – «да, я тебя не люблю, и поэтому хочу поймать и запихнуть вот в тот ящик в углу и накрыть подушкой» (и начинается веселая возня).

Те же, для кого эта тема – «больная» — либо начинают защищаться и оправдываться, доказывать, что любят, либо – защищаться и нападать – «да как ты смеешь такое матери говорить, и даже думать!!!». Больные темы у каждого свои – и тут ребенок только «работает диагностом» душевных травм.

Можно, конечно, обижаться на него за жесткие методы диагностики, но лучше находить способ лечить душевные травмы, благо сейчас для этого существует уже достаточно методик.

А вот третья часть случаев – очень интересная и неоднозначная.

(Боюсь, сейчас полетят тапки и гнилые помидоры…) Третья часть случаев, вызывающих возмущение, злость и желание «дать сдачи с довеском» относится к тем ситуациям, когда ребенок учится управлять окружающими, проверяет границы своей силы и умений «на прочность».

И вот в этом варианте случаев бывают такие, когда ответная агрессия – полезна. Но только в том случае, когда ее проявление вами полностью контролируется! Это то, что существует в способах воспитания детенышей у животных, где родители заботятся о потомстве. При случае – понаблюдайте за кошками или собаками.

Пока детеныш совсем мелкий и слепой – мать позволяет ему все, либо же убирает его из неудобного ей либо опасного для детеныша места

Как только у детеныша развивается понимание (уж не знаю, но родители это как-то чувствуют) – при недопустимых действиях родитель сперва издает предупредительный сигнал недовольства (звуком или мимикой), если действия детеныша продолжаются – он «чувствительно огребает».

Его треплют за шкирку, или кусают за что-нибудь чувствительное (больно, но без вреда здоровью), или на него шипят (если это котенок).

Как только детеныш нежелательное действие прекратил (а что ему еще остается делать) – «агрессивное поведение» родителя тут же прекращается, его вылизывают и всячески заботятся о нем дальше. Детеныш доволен, родитель доволен.

Такая «контролируемая агрессия», например, бывает незаменимой в случае, когда ребенок норовит сделать что-то опасное для жизни, а объяснить ему опасность или дать попробовать ее в ограниченном объеме (как, например, с горячим), невозможно.

Я также применяла этот же прием в менее экстремальных случаях – когда мне было нужно быстро и сразу объяснить недопустимость какого-то поведения ребенка. Например, ребенок начинает во время капризов нарочно орать во всю глотку мне в ухо.

Я предупреждаю, что это мне очень неприятно и прошу прекратить. Не помогает.

Тогда я начинаю так же громко (но не в ухо, конечно) орать и при этом еще и чувствительно стучать его по спине. Ребенок прекращает – я тоже. Начинает – я опять. Понадобилось 3 минуты. Больше кричать мне в ухо он никогда не пробовал.

Страхов по поводу такого моего поведения не осталось – потому что было понятно, что вызывает такое мое поведение, и как ребенок может его прекратить.

Способ, еще раз уточню, хорош не на все случаи жизни и подходит скорее для младшего дошкольного возраста, когда способности и возможности разума ребенка еще близки к разуму звериных детенышей.

Что можно сказать в итоге. Наши неприятные чувства и переживания, вызывающие проявление агрессии, если от них не шарахаться, а принять наличие и позволить себе чувствовать – могут быть прекрасными советчиками.

Они могут указывать на места, где я не понимаю своего ребенка, на места, где у меня душевные травмы, с которыми имеет смысл разобраться.

И они показывают (через непосредственное чувство, а не сомнительные рассуждения) места, где ребенок выходит за границы дозволенного или безопасного и его срочно нужно остановить. Принимая существование чувств злости, гнева, ненависти, раздражения, обиды и т. п.

в себе, нарабатывая навык осознавать причины своих проявлений, а в неуправляемых случаях – перенаправлять проявления так, чтобы они были наименее разрушительны для меня и окружающих, я невольно обучаю тому же и ребенка, который воспринимает мое поведение. Так что польза оказывается многогранной!

Источник: https://soznatelno.ru/blog/2013/03/15/agressiya-na-rebenka/

Детская агрессия: причины, как бороться с агрессией у детей

Содержание

Проявления детской агрессии

«Агрессор»

Он не может справиться со своим гневом, выплескивая отрицательные эмоции на родных, друзей, воспитателей и учителей. Проявляя агрессию, дети портят отношения со сверстниками, которые боятся их и обходят стороной. Ощущение изолированности только усиливает раздражение и желание отомстить.

«Жертва»

Ребенок часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, его дразнят и не хотят с ним дружить. Причиной может быть застенчивость, немодная одежда, избыточный вес и многое другое. Дети не скрывают антипатии к тем, кто на них не похож. Все их чувства лежат на поверхности.

Распространенные причины детской агрессии

Существуют различные причины детской агрессии, среди них наиболее распространёнными являются:

Воспитание в негативной среде

Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.

Желание ребенка привлечь к себе внимание

Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например, умением рисовать, его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но если привлечь к себе внимание нестандартным способом, например, проявить агрессию, его поведение будут обсуждать.

Возникновение чувства ревности

Если мама похвалила чужой детский рисунок в присутствии своего ребенка, это может вызвать вовсе не желание нарисовать так же хорошо, а скорее обратную реакцию.

Детская агрессия выльется в то, что ребенок просто порвет чужой удачный рисунок и оттолкнет «конкурента».

Причиной детской агрессии в данном случае будет чувство ревности и негодование по поводу того, что кто-то посмел украсть у ребенка мамину похвалу.

Возникновение чувства зависти

Причиной детской агрессии также может стать зависть. Если объектом детской агрессии становится человек, которому ребенок завидует, он стремится унизить его, «наказав» таким образом за превосходство. Например, если предметом зависти стала красивая и дорогая игрушка, ребенок с низкой самооценкой может отнять и сломать ее, чтобы устранить эту несправедливую, на его взгляд, разницу.

Проявление агрессии как способа защиты

Иногда детская агрессия является способом защиты от враждебного им окружения. А лучшая защита – это нападение. Такую позицию ребенок может усвоить, если родители оценивают его поступки в зависимости от настроения или присутствия посторонних людей. Не зная, чего ожидать, в следующий раз ребенок ведет себя агрессивно просто «на всякий случай».

Как бороться с детской агрессией

Родителям важно знать, как бороться с детской агрессией. Правильное поведение во время приступа агрессии у ребёнка позволит быстро потушить вспышку гнева.

Постарайтесь остановить приступ гнева

Дети не в состоянии успокоиться самостоятельно, им нужно помочь справиться со злостью. Даже если ребенок кусается или дерется, крепко обнимите его. Но сделайте это спокойно, без ответной агрессии.

Установите зрительный контакт с ребенком

Пока Вы обнимаете ребенка, необходимо находиться с ним на одном уровне. Не разрывая телесный контакт, постарайтесь наладить зрительный – посмотреть ему в глаза. На подсознательном уровне такое поведение воспринимается как сигнал к обретению спокойствия, ведь мама рядом. Такой прием подействует, даже если в этот момент ребенком владеет злость.

Читайте также:  Полинейропатия - симптомы, лечение нижних и верхних конечностей

Выберите правильную интонацию

Прежде чем заговорить, выберите правильную интонацию, чтобы обозначить эмоциональное состояние ребенка. Желательно, чтобы Ваш голос звучал нейтрально. Обращаться нужно в утвердительной форме, но ни в коем случае не приказным или поучительным тоном.

Только так малыш почувствует, что Вы понимаете его состояние. Ведь агрессивное поведение для него и есть способ продемонстрировать свое негодование.

И если ребенка поняли, это означает, что цель достигнута и дальнейшее агрессивное поведение просто не имеет смысла.

Подберите правильные слова

Сохраняя телесный контакт, подберите правильные и соответствующие возрасту Вашего ребенка слова, которые помогут его успокоить. Если Ваш агрессор еще совсем маленький, подойдет, например, такая фраза: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!».

Для ребенка постарше важно обозначить эмоции, которые он испытывает в момент проявления агрессии, и их причину, это могут быть следующие слова: «Тебе обидно, что нужно ложиться, а тебе еще хочется поиграть».

Если ребенок укусил или ударил Вас, стоит подробно объяснить ему, что Вам неприятно, например: «Мне больно! Мне не нравится, когда меня кусают».

Игры для профилактики агрессии у детей

Проводить воспитательную работу и объяснять, как нужно себя вести, имеет смысл тогда, когда все эмоции окончательно схлынут. Только успокоившись, ребенок будет способен услышать Вас. Нужно показать, что проблемы можно решать и мирным путем.

Не запрещайте детям выражать агрессию, а просто предложите реагировать на неприятные ситуации иначе, не причиняя вреда окружающим. Пока ребенок не способен спокойно выражать свое недовольство или неприятие чего-либо, с ним нужно проводить специальные игры и упражнения, направленные на моделирование проявлений детского гнева.

Используя игровую форму, можно помочь ребенку снять накопившееся эмоциональное напряжение.

Для «драчунов»

Эти занятия для профилактики детской агрессии включают упражнения, которые основаны на движениях, совпадающих с реальными ударами.

  • Драка подушками. Ее можно совмещать с игрой на профилактику вербальной детской агрессии, когда участники обзывают друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты – блюдце! А ты – ботинок!». Каждая «обзывалка» должна совпадать с импровизированной атакой. Вместо подушек также можно использовать воздушные шары.
  • Пинание или бросание мяча. Для проведения игры лучше выбрать место, где есть много свободного пространства, чтобы ребенок мог бросать и пинать мяч, не ограничивая себя в движениях.
  • Выбивание ковра. Игра заключается в ритуальном изгнании микробов из ковра. Для этого можно использовать мухобойку или теннисную ракетку. Удары должны сопровождаться криками воинов.
  • Разрывание бумаги на скорость. Лист бумаги рвется на мелкие клочки – кто быстрее. Затем этими кусочками участники закидывают друг друга.

Это игры, в которых проявления гнева сопровождаются имитацией укусов.

  • Откусывание батона. Можно купить длинный батон-багет и считать, кто больше от него откусит.
  • Игра в зоопарк. Предлагается изобразить скалящихся и рычащих животных. Ребенок должен показать, как злится тигр, медведь, лев и т. д.
  • Прорезыватели для зубов. Их можно давать кусать совсем маленьким детям (3–5 месяцев), чтобы они успокоились.

Тенотен Детский — отличный помощник в борьбе за здоровье Вашего малыша!

Источник: https://www.tenoten-deti.ru/articles/problema-agressii-u-detey/

Агрессивный ребенок: избалованность или крик о помощи?

Содержание

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом.

Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского коллектива, доставляет затруднения воспитателям и учителям, приносит немало огорчения родителям.

Количество детей, склонных к частым припадкам гневливости, стремительно растет, и тема детской агрессивности на сегодняшний день как никогда актуальна.

Портрет агрессивного ребенка

Каков же он, агрессивный ребенок? Такой малыш теряет над собой контроль, спорит со взрослыми. С ровесниками бывает груб и безжалостен. Он не признает ошибок, а свою вину старается переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны.

Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Маленький задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку.

Забияка будет сознательно медленнее одеваться, откажется убрать игрушки, помыть руки. А услышав мамин крик или получив шлепок, будет готов расплакаться. Угомонится он только тогда, когда мама утешит и приласкает его. Подобный способ получения внимания оригинален и нелеп, однако он является единственным механизмом «выхода» эмоционального перенапряжения и накопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивного поведения детей

Причины, которые провоцируют агрессивное поведение, вполне реальны. Их выявление – первостепенная задача, потому как игнорирование источника проблемы значительно уменьшит шансы в борьбе с проявлением гневливости у малыша.

Обстановка в семье

Очень часто агрессия у детей проявляется в результате неладов в семье. Вариантов может быть много. Основные из них:

Неприятие детей родителями. Согласно статистике нежеланные дети в большей мере подвержены приступам агрессии. Даже в случае, когда родители прямо не говорят малышу, что его появления на свет не хотели, он способен почувствовать это.

Нежеланный ребенок старается доказать, что он имеет право на существование. Такому малышу нужна родительская ласка, и он пытается завоевать ее, часто используя агрессивные методы.

Никакие рекомендации не помогут исправить поведение крохи, если он не почувствует любовь самых родных для него людей.

Безразличие или враждебность родителей. Бывает, что мама и папа винят в своих бедах ребенка. Чаще всего это незаслуженно, и малыш старается обратить на себя внимание агрессивным поведением.

Разрушение эмоциональных связей. Когда родители постоянно ругаются, а семейная жизнь схожа с вулканом, каждую минуту готовым к извержению, существование ребенка становится настоящим испытанием.

Малыш находится в постоянном напряжении, страдает от конфликтов между самыми для него близкими людьми. Нередко в результате ребенок черствеет душой, становясь прекрасным манипулятором, который уверен в том, что окружающий мир находится в долгу перед ним.

Соответственно, ситуация, когда необходимо чем-то пожертвовать, принимается крохой в штыки и вызывает проявление агрессивного поведения.

Неуважительное отношение к личности ребенка. Нетактичная, некорректная критика, унизительные и оскорбительные замечания способны пробудить не только гневную реакцию, но и неприкрытую ярость.

К тому же подобное обращение с малышом может породить серьезные комплексы, вызвать неуверенность, в результате чего к активным проявлениям гневливости добавится пассивная агрессия, направленная на самого себя.

Контроль над ребенком. Чрезмерный контроль (как и его полное отсутствие) приводят к попыткам ребенка отстоять свое «Я». При этом нередко используется агрессивная форма защиты. Такой малыш привык смотреть на мир скептически и не доверять окружающим.

«Личные» причины

Такие причины возникновения детской агрессии связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Наиболее распространенные из них:

Подсознательное ожидание опасности. Довольно часто поведение малыша диктуется страхом. Когда кроха напуган – ему сложно понять, кто из окружающих друг, а кто – враг. И в этот момент включается защитная реакция в виде агрессии.

Эмоциональная нестабильность нередко становится причиной гневливого поведения ребенка. Особенно этому подвержены дети до семи лет, ведь они эмоциональны, а их настроение меняется под влиянием плохого самочувствия или банальной усталости.

Когда проявления у ребенка негативных эмоций или раздражения считаются недопустимыми и максимально подавляются родителями, результатом могут стать немотивированные вспышки детского гнева.

В таком случае объектом агрессии малыша выбирается не «обидчик», а все, что подвернется под руку (игрушки, вазон с цветами, маленький котенок).

Недовольство собой часто вызывается отсутствием эмоционального родительского поощрения. Такой ребенок не научен любить и уважать себя. А когда человек (пусть даже маленький) не любит себя, он не способен любить других. В этом случае вызывающее отношение к окружающему миру вполне логично с его стороны.

Чувство вины. Малыш, испытывающий чувство стыда или вину, нередко перенаправляет собственные негативные эмоции в адрес того, кого он обидел.

Ситуативные причины

Детская агрессия может быть вызвана определенной ситуацией, в которой оказался малыш. Например:

Переутомление, плохое самочувствие. Особо впечатлительный ребенок может выдать агрессивную реакцию вследствие общего, эмоционального или нервного переутомления. Если малыш выспался и отлично себя чувствует, он, как правило, достаточно спокойно реагирует даже на самую провоцирующую ситуацию.

Влияние продуктов питания. Нервозность, тревожность, агрессивность ребенка может вызвать чрезмерное употребление шоколада. Кроме этого, доказано влияние уровня холестерина в крови на склонность к гневливости – чем ниже этот уровень, тем больше вероятность приступов агрессии у человека. Так что не нужно слишком ограничивать потребление крохой жиров (разумеется, в разумных пределах).

Факторы окружающей среды. Если вам показалось, что малыш проявляет повышенную агрессивность, оцените обстановку вокруг вас: шум, вибрация, жара или чрезмерная теснота нередко становятся причиной излишней раздражительности. Очень часто дети, живущие недалеко от оживленных автострад или железнодорожных путей, более агрессивны, чем их ровесники, проживающие в тихих спокойных районах.

Темперамент

Тип темперамента тоже относится к причинам проявления детской агрессии. Темперамент – характеристика постоянная и неизменная. Рекомендаций по его исправлению не существует, переделать темперамент невозможно. Однако научиться использовать как положительные, так и отрицательные его стороны, вполне реально. Типов темперамента выделяют всего четыре:

  • меланхолики;
  • флегматики;
  • сангвиники;
  • холерики.

Дети-меланхолики страдают от стрессов, вызванных любым новшеством или каким-либо соревнованием. Они чувствительны, ранимы и менее всего предрасположены к гневным выпадам. А вот пассивная агрессия – отличительная черта меланхоликов.

Флегматики также не агрессивны. Их нервная система настолько уравновешена, что даже серьезные проблемы редко выводят их из себя. Кроме этого ребенок-флегматик совершенно не склонен к пассивной агрессии.

Сангвиник отдает предпочтение решению любых, даже самых конфликтных ситуаций, мирным путем. Малышу с таким типом темперамента необходимы перемены, он обожает новые места, лица, ощущения.

Агрессивное поведение сангвиника возможно тогда, когда он убедится, что спокойно проблему решить не получится.

А вот чувство вины или осознание ответственности за ошибки может «загнать» его в пассивную агрессивность.

Холерики обладают природной склонностью к проявлению гнева и ярости. Это происходит по причине их крайней нервной и эмоциональной неуравновешенности. Дети-холерики раздражительны и вспыльчивы. Как правило, они сначала делают, а потом думают, как следовало бы поступить. Кроме активной, им свойственна и пассивная агрессия, способная привести к стойкому депрессивному состоянию.

Социально-биологические причины

Абсолютно естественно, что у мальчиков намного чаще, чем у девочек, проявляется активная агрессия. В нашем обществе укрепились стереотипы, что мужчина просто обязан быть сильным и, как следствие, агрессивным. Мальчики нередко ведут себя вызывающе, чтобы не оказаться изгоем в окружении своих друзей.

Зачастую детская агрессия обусловлена социальными причинами: предрассудками, системой ценностей и установками взрослых, имеющих для него значение.

Например, малыш из семьи, в которой отношение к людям зависит от их положения в обществе, способен сдержаться при учителе, но без зазрения совести нахамит уборщице или дворнику.

А если в семье все измеряется количеством денег, то даже маленький ребенок может неуважительно и агрессивно относиться к тем, кто мало зарабатывает.

Возрастные особенности проявления детской агрессии

Изначально ребенок – дружелюбное существо. Какие бы условия его не окружали, первым социальным явлением будет именно улыбка. Когда малыш растет в атмосфере взаимопонимания и любви, предпосылок для появления стойкого агрессивного поведения очень мало. Как и страх, агрессия у детей возникает из-за того, что базовое чувство доверия ребенка к окружающему миру попросту не сформировалось.

Читайте также:  Путь к успеху человека - советы, рекомендации

От нуля до года

Уже с первых месяцев младенец способен дать понять, что он недоволен какими-либо действиями взрослого. Он кричит, плачет, гримасничает. Со временем малыш овладевает своим телом и сопровождает негативную эмоцию движениями рук и ног. А в дальнейшем к подобным проявлениям агрессии добавляются пинки, бросание игрушек и другие демонстративные формы поведения.

В младенческом возрасте нередки случаи гневной реакции ребенка на маму. Причина подобного поведения напрямую связана с отношением матери к своим обязанностям.

Если уход за малышом сопровождается откровенным раздражением («опять этот памперс!», «когда же это закончится?»), кроха наверняка переймет негатив и проявит агрессию.

От года до двух

После года активность малыша возрастает. Как правило, он начинает ходить, вследствие чего исследовательские возможности расширяются. И агрессия проявляется как раз в сфере общения, обучения и освоения элементарных правил поведения.

В этом возрасте агрессия у детей связана с непоследовательностью папы и мамы. Если с правилами поведения непоседу знакомят «по настроению» или ему разрешают делать все, что заблагорассудится, у крохи не сформируются основные понятия «нельзя». И когда эти «нельзя» вдруг появляются, он может бурно на это отреагировать.

Два-три года

Дети двух-трех лет стремятся к независимости. Зачастую они настроены отстоять свое вопреки воле родителей. В этом возрасте кроха не понимает чужой боли и не способен поставить себя на место другого, что становится причиной проявления агрессии и даже детской жестокости.

https://www.youtube.com/watch?v=k4GBtZkpJsg

Обычно малыш двух-трех лет попадает в детский сад, где начинается освоение взаимодействия с ровесниками. Конфликты между детьми возникают чаще всего из-за желания обладать какой-либо игрушкой. А если родители с воспитателями нетерпимо относятся к проявлению открытой агрессии, результатом становится формирование символических форм агрессивности (нытье, упрямство, фырканье, непослушание).

Дети дошкольного возраста

Агрессивные дети трех-четырех лет отличаются феноменом «переноса»: ребенок не осмеливается открыто излить свою злость на родителей, а объектом гнева становится что-то более безобидное.

Поведение детей пяти-шести лет нередко противоречит общепринятым нормам и способно привести к нанесению физического и морального ущерба окружающим.

Зачастую агрессивное поведение детей дошкольного возраста обусловлено природой социализации: ребенок стремится подражать взрослым. Видя яростные выпады старших, он копирует их. Если на данном этапе подобное поведение не пресекается или, более того, поддерживается окружающими, маленький задира очень скоро осознанно начнет вести себя неприемлемо.

Как преодолеть агрессию у ребенка

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста – нередкое явление, однако в этот период еще можно избежать преобразования агрессивности в устойчивую черту характера.

А если упустить момент, в будущем могут возникнуть проблемы, которые встанут на пути становления личности и помешают раскрытию индивидуального потенциала ребенка.

Агрессивные дети нуждаются в помощи, потому что склонность к гневливости искажает их представление об окружающей реальности, заставляет видеть вокруг только пренебрежение и враждебность.

Советы родителям агрессивного малыша

Агрессивный ребенок доставляет массу проблем членам семьи, а его воспитание – дело нелегкое. Однако существует ряд рекомендаций, призванных помочь родителям усмирить своего забияку:

  • выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример;
  • выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину;
  • дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть;
  • всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования;
  • направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование);
  • легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих;
  • подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело;
  • установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для малыша;
  • агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям;
  • если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие;
  • старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку);
  • агрессивные дети бурно выражают отрицательные эмоции – научите свое чадо выплескивать негатив в более приемлемой форме (сначала путем переноса ярости с живого объекта на неживой, а затем с помощью словесного высказывания своих чувств).

Игры и занятия для агрессивных детей

Чтобы помочь малышу справиться со своей агрессивностью, можно использовать арт-терапию. Дайте ребенку большой лист бумаги с карандашом и предложите порисовать «закорючки». По степени размашистости и интенсивности нажатия вы заметите, как исчезает напряжение. Затем «злую» бумажку можно разорвать.

Придумайте какое-то фантастическое свирепое животное, нарисуйте его. Листок с рисунком – своеобразный «листок гнева» – нужно будет смять и выбросить в припадке ярости. Подобное упражнение позволит малышу усвоить, что агрессию можно перенести на что-либо разрешенное, а не на окружающих.

В борьбе с гневливостью используется и сказкотерапия. Иногда в процессе чтения психологических сказок у ребенка происходит «переворот в сознании». Когда малыш пытается помочь сказочному герою решить какую-то задачу, он сам учится преодолевать свои проблемы.

Для коррекции агрессивного поведения широко используются специальные игры.

Например:

Воробьиные драки (для устранения физической агрессии). Дети разбиваются на пары и перевоплощаются в «воробьев-драчунов» (обхватив колени руками, приседают). «Воробьи» толкаются, боком подпрыгивая друг к другу. Кто из малышей уберет руки с коленок или упадет – выбывает из игры (и идет лечить «лапки» и «крылышки» у доктора Айболита).

Минута шалости (для психоэмоциональной разгрузки). По сигналу ведущего детвора начинает баловаться – бегать, прыгать, кувыркаться, кружиться, приседать. Одна-три минуты – и раздается повторный сигнал ведущего, который объявляет конец шалостям.

Капризный ребенок (для преодоления упрямства и негативизма). Дети становятся в круг и по очереди играют роль капризного ребенка, в то время как остальные подзадоривают словами: «Еще сильнее! Сильнее!». Потом детей разбивают на пары: «ребенок» и «родитель». «Ребенок» капризничает, а «родитель» пытается его успокоить. Каждый из играющих должен побывать в обеих ролях.

Нередко детская агрессия становится результатом избалованности и попустительства со стороны взрослых. Однако чаще всего это один из признаков внутреннего эмоционального неблагополучия, неадекватная попытка психологической защиты малыша независимо от того, сколько ему лет.

В процессе воспитания ребенка, склонного к гневливости, подавление агрессивного поведения – не самое главное. Основная задача – научить кроху справляться с подобным состоянием.

И очень важным моментом является помощь ребенку в осознании того, какую разнообразную палитру чувств он может испытывать, и каким образом в обществе принято выражать эти чувства.

Что еще почитать

Источник: http://SZabotoi.ru/detskaya-psihologiya/agressivnyi-rebenok

Агрессия у детей – причины возникновения и способы борьбы

В каждом коллективе есть ребенок, отличающийся от сверстников озлобленностью и агрессивным поведением. Такие дети грубят учителям, дерутся, дразнят и донимают одноклассников. Окружающие их недолюбливают, а иногда боятся.

Каждый человек иногда проявляет гнев и ведет себя агрессивно. Это распространенные реакции на неудачу, неожиданные трудности, запреты или срыв деятельности.

Бывают случаи, когда агрессию не удается сдерживать и она выходит из-под контроля, причиняя вред окружающим и самому человеку.

Касаемо детской агрессии, то она считается нормальным явлением, поскольку иначе неудовольствие дети выражать не умеют, особенно маленькие. Тревожиться стоит, если подобные проявления происходят интенсивно и часто.

Проявление агрессии у детей может происходить по-разному. Ребенок сам может быть «агрессором». Он не способен справляться с чувствами и выплескивает негативные эмоции на друзей, родителей и учителей. Такой ребенок, проявляя агрессию, портит отношения с окружающими, а те стараются обходить его стороной. Чувство изолированности усиливает негатив и вызывает желание отомстить.

Детская агрессия может проявляться как ответ на непонимание и непризнание окружающими. Ребенка дразнят и не желают с ним дружить из-за того, что он не такой как все. Причиной может быть избыточный вес, немодная одежда и застенчивость. Такие дети выступают в роли “жертв”.

Причины детской агрессии

Ребенок может стать агрессивным по разным причинам. Психологи выделили несколько распространенных – это семейные, личные и социальные.

Семейные причины

Они связаны с недостатком любви. Чувствуя равнодушие к себе, ребенок пытается привлечь внимание родителей поступками, которые заметят. Агрессивное поведение может быть связано с особенностями воспитания:

  • Если ребенок в семье не получает знаний о том, как себя нужно вести с ровесниками и как справляться с конфликтами. Он может не понимать, что ведет себя неправильно.
  • Плохо на поведение детей влияет пример родителей. Если взрослые ругаются, употребляют бранные слова и прибегают к физическому насилию, для ребенка это может стать нормой.
  • Дети могут отвечать агрессией на контроль, ограничение свободы или запреты.
  • Частые конфликты родителей или другие проблемы в семье могут отразиться на ребенке.
  • Приступы агрессии у ребенка может вызвать ревность. Например, если родители уделяют больше внимания младшему братику или когда взрослые хвалят при ребенке других детей.
  • Если для родителей ребенок является «центром вселенной», его любят без меры, все разрешают, исполняют любой каприз, никогда не ругают и не наказывают то, попав в коллектив, он может неадекватно реагировать даже на стандартные ситуации.

Личные причины

Личными причинами агрессии могут служить потомственная раздражительность, неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство вины и чувство незащищенности. Сюда можно отнести желание быть замеченным или выделиться.

Социальные причины

Для детей агрессия может стать способом защиты. Ребенок предпочитает нападать сам, нежели быть обиженным другими. Мальчики могут проявлять агрессию из-за боязни показаться слабыми. К резкому поведению могут привести большие требования или незаслуженная оценка окружающих.

Как бороться с агрессией у детей

Для коррекции агрессии у детей необходимо позаботиться, чтобы в семье царила здоровая и благоприятная атмосфера. Старайтесь не обделять ребенка вниманием, хвалите его за любые достижения и не оставляйте незамеченными проступки.

Наказывая, не выражайте неудовольствие его личностью, говорите, что вы разочарованы не в нем, а в том, что он сделал. Всегда объясняйте, в чем ребенок был не прав или что плохого в его поступке. Наказание не должно быть жестоким – физическое насилие недопустимо.

Оно сделает ребенка более жестоким и озлобленным.

Вселите в ребенка уверенность, что он может к вам обратиться с любым вопросом или проблемой. Внимательно его выслушивайте и относитесь к нему с пониманием. Для ребенка семья должна стать тылом и поддержкой.

Не старайтесь во всем его контролировать, ставить много запретов и ограничений. Детям необходимо личное пространство, свобода действий и возможность выбора.

Иначе они будут пытаться вырваться из«жестких рамок» с помощью агрессии.

Агрессивные дети держат чувства в себе, загоняют их внутрь и стараются подавить. Когда ребенок попадает в привычную обстановку или расслабляется, эмоции вырываются наружу, что приводит к срыву.

Его необходимо научить выражать свои чувства. Предложите ребенку одному остаться в комнате и высказать в адрес обидчика все, что накопилось.

Он должен быть уверен, что вы не будете его подслушивать и порицать за сказанное.

Для снижения детской агрессии необходимо давать возможность ей выплеснуться. У ребенка должна быть возможность избавиться от накопившегося раздражения. Создавайте условия, при которых он может быть максимально активным. Например, запишите его в спортивную секцию или оформите в доме спортивный уголок, где он сможет бросать мяч, лазать или прыгать.

Источник: https://polzavred.ru/agressiya-u-detej-prichiny-vozniknoveniya-i-sposoby-borby.html

Ссылка на основную публикацию