Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

перейти наверх

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять.

Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление.

Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции.

Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное.

Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и коммуникативные качества.
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек.  Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому.

Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи.

Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют.

Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления.

Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть.

Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

перейти наверх

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками.

Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе.

Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

Читайте также:  Как достичь цели в жизни легко и быстро

перейти наверх

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vospriyatie-psihologii

Виды и особенности восприятия ребенка

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают.

А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить.

Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Что же такое восприятие ребенка?

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему органов чувств человека, то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве.

Восприятие осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения. Может быть восприятие запаха, цвета, тяжести и т.д.

 Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.

Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.

В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Слуховое восприятие

Дошкольнику аудиалу нужно давать информацию в виде аудиозаписей. Можно пропевать отдельные звуки, слоги, прослушивать диски с учебными текстами.

Слуховое восприятие ребенка хорошо развивается на уличных прогулках, полезно предлагать детям послушать звуки, определить, шумы и сигналы автомобилей, шум самолета другие. Можно попросить различить шумы с прикрытыми глазами. Например, можно определять, машина идет или находится на месте. Далеко машина или близко.

Зрительное восприятие

Детям визуалам нужно больше давать наглядной информации, картинок, иллюстраций. Во время обучения чтению, можно рисовать буквы, разыгрывать сценки с персонажами сказок, показывать видеоролики.

Так как зрение у детей визуалов является основным средством восприятия информации, то следует подбирать специальные для этого упражнения.

Подбирать дидактические материалы, различные мозаики и конструкторы — важный способ передачи детям учебной информации. К упражнениям развития зрительного восприятия относятся такие, как «Сложи узор», блоки Дьенеша и другие. Если использовать мозаику или паззлы, то детали должны быть оптимального размера.

Обязательно нужно проводить зрительную гимнастику. Ее проводят 3 раза в день. Продолжительность зрительных упражнений 3-5 минут.

Упражнения нужно разнообразить, они должны быть в игровой форме, чтобы детям эмоционально было приятно выполнять такие упражнения.

Зрительные игры и упражнения способствуют улучшению кровообращения, корректируют зрительные процессы. Для этого можно использовать и специальные тренажеры.

Тактильное восприятие ребенка

Ребенок кинестетик должен сам рисовать или лучше вылеплять буквы из пластилина.

Чтобы развить тактильное восприятие ребенка можно предлагать ему исследовать различные природные материалы или разные предметы с отличной структурой. Как правило, дети хорошо различают на ощупь предметы по форме и размеру.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с фольгой. С закрытыми глазами они сначала должны смять фольгу, скатать шарик, потом разгладить фольгу.

Очень интересное упражнение — определить, что находится внутри шарика.
В каждый шарик помещаются различные вещества — вода, мука, песок, горох, разная крупа (манка, рис, гречка). Детям предлагают на ощупь найти парные шарики, в которых находятся одинаковые вещества.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

Источник: https://podrastu.ru/psikhika/vosprijatie-rebenka.html

Развитие восприятия | Мир Психологии

Развитие восприятия (англ. development of perception) – в течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка.

При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей.

Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности (см. Деятельность детская), предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных реакций, которые заключаются в установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении 1-го полугодия жизни ребенка (1-6 мес.

) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3-5 мес).

На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, контролирующему их зрительное восприятие.

Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 мес ребенок узнает мать. восприятие становится предметным. возраст 6-12 мес характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности – предметно-манипулятивная.

Эта деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается. Основным видом восприятия становятся воспроизводящие движения Органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей преддошкольного (1-3 г.

) и дошкольного (3-6/7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 г.) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей.

Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и свойства высшей психической функции (произвольность и осознанность). См. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий.

Глоссарий психологических терминов. Н. Губина

Развитие восприятия – процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка.

При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей.

Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой.

На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их.

В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов.

В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Психологический словарь. И. Кондаков

Развитие восприятия в онтогенезе

  • Словообразование – происходит от греч. оntоs – сущее + genesis – происхождение.
  • Категория – процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития.
  • Специфика – практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.
Читайте также:  Дебильность - симптомы, признаки, стадии и степени дебильности

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/razvitie-vospriyatiya

Восприятие – виды, а также восприятие в психологии

У каждого человека есть органы восприятия, которые получают информацию из окружающего мира и передают в мозг для обработки и понимания, что человек видит, слышит, нюхает или с чем контактирует.

Восприятие в психологии – это уже психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней.

Выделяют виды восприятия, а также рассматривается его развитие у детей.

Простыми словами интернет-журнал psytheater.com называет восприятие субъективной интерпретацией человеком поступающей информации извне.

Человек не столько смотрит на что-то, сколько оценивает, нравится оно ему или нет. Человек не столько слышит звуки, сколько испытывает эмоции, выражающие его отношение к услышанному.

Человек не столько чувствует, сколько анализирует, нравится ему ощущения или нет.

Откуда берется разочарование? Вы во что-то верили, на что-то надеялись, мечтали, представляли. А тут хлоп… и все оказалось не таким, каким вам виделось. Вы разочарованы.

И все почему? Потому что вы жили только тем, что происходило в вашем воображении. Вы не замечали реальности такой, какая она есть. Если случилось что-то хорошее, то вы радовались, словно ребенок, приукрашивая и еще больше наделяя красками событие.

Если случалось что-то плохое, то над вами словно зависали тучи и царила метель.

Сказки – то, во что верят маленькие детки, и то, во что не прекращают верить взрослые люди. Женщины мечтают встретить своих принцев, которые рассмотрят в них прекрасных дев, когда они неухожены и некрасивы. Мужчины думают о том, что их должны почитать и уважать только потому, что они мужчины, воины, сильные люди.

Но не существует рыцарей на этой планете. Мужчина не может любить женщину, которая элементарно не любит саму себя настолько, чтобы иметь красивый внешний вид. Невозможно уважать человека, если он при этом не проявляет приятных качеств характера. Когда мужчина бьет, его невозможно уважать. Страх есть, но это не уважение.

Следует понимать, что сказки – это фантазии людей. Но жизнь куда более прозаична и проста, чем в сказках. Эмоции – еще один аспект в жизни человека, который мешает ему трезво смотреть на мир.

Замечали когда-либо за собой, как вы принимали решения на эмоциях, а потом корили себя за неверный выбор? Вы счастливы или злитесь и принимаете решение, которое абсолютно не помогает вам выйти из сложившейся ситуации. Люди изменяют на эмоциях, врут, обманывают, убивают, разрушают.

Но если бы они могли не обращать внимания на эмоции, а трезво анализировать ситуацию, то просто уходили, когда им уже не рады, не вступали в спор, когда видели бы, что человек стоит на своем, продолжали бы вести себя добродушно, понимая, что человек боится, поэтому отгораживается и что-то утаивает.

Эмоции закрывают реальность от глаз человека, который руководствуется только двумя понятиями – хорошо и плохо, нравится и не нравится.

Как же думает человек, который без эмоций смотрит на окружающий мир, стараясь увидеть именно его, а не то, что он хотел бы увидеть? Он просто смотрит на реальное положение дел и думает: «Что уместно и не уместно? Чего я хочу достичь в данной конкретной ситуации и как мне этого сделать с учетом обстоятельств, которые происходят на самом деле, в реальности?».

На эмоциях человек зачастую приукрашивает, добавляет от себя. Страхи и комплексы тоже участвуют в процессе создания искаженной картины мира. Например, на вас пристально смотрят люди. Если вы привыкли, что окружающие вами недовольны, тогда вы будете думать, что с вами что-то не так.

Хотя в реальности люди на вас просто смотрят, и у каждого из них есть свои причины, которые могут быть как плохими, так и хорошими.

Отсутствие эмоций и веры в то, что жизнь должна быть сказочной, позволяет вам отрезвиться, успокоиться, принять жизнь такой, какая она есть. Реальность не жестока и не несправедлива. Просто она не такая, как описывается в сказках. Люди могут лицемерить, лгать или притворяться. Это нормально, как и то, что есть люди, которые искренне ведут себя с окружающими.

Жизнь не должна быть сказкой, поскольку она такая, какая есть. И если вы хотите жить в сказке, то будете не раз разочаровываться в том мире, в котором живете. А ведь вы должны понимать, что фантастические истории – это выдумки, а живет человек в реальности. Трезвый взгляд на мир лишает вас разочарования.

Поэтому, если не хотите страдать, тогда перестаньте верить в сказки и познайте тот мир, в котором вы живете на самом деле.

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Иллюзия.
  5. Целостность.
  6. Апперцепция.
  7. Осмысленность.
  8. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности».

Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д.

Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор.

В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям.

А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий.

Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток.

Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

перейти наверх

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него.

Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать.

Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.
Читайте также:  Мнительность - причины, как избавиться от чрезмерной мнительности

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:

  1. Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
  2. Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
  3. Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
  4. Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.

Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.

перейти наверх

Итог

Восприятие оказывает важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

Источник: http://PsyTheater.com/vospriyatie-v-psihologii.html

Виды восприятия в психологии и их краткие характеристики

Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается.

Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга.

Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.

Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения.

Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии.

Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния.

Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение.

Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Источник: https://psychologist.tips/16-vidy-vospriyatiya-v-psihologii-i-ih-kratkie-harakteristiki.html

Ссылка на основную публикацию