Валидность это в психологии, виды валидности, понятие

Валидность в психологии – понятие. Виды валидности. Валидность теста и методики

Валидность это в психологии, виды валидности, понятие

Что такое валидность?

У рассматриваемого понятия существует много определений. Что такое валидность? Это пригодность и обоснованность применения какой-то методики или результата в конкретной ситуации. Прикладное значение данного слова – степень соответствия результатов и методик поставленным задачам.

Валидность – это измерение другого показателя, которое измеряет конкретные качества. Таким образом, методика направлена на измерение конкретного качества, например, интеллекта, а ее валидность должна показывать, насколько хорошо данная методика помогает в получении результатов.

Другим словом валидность можно назвать достоверностью. Она измеряет те тесты и методики, которые занимаются измерениями определенных психологических качеств. Чем лучше они измеряют те качества, которые измеряют, тем выше их валидность.

Валидность становится важной в двух случаях:

  1. Когда некая методика разрабатывается.
  2. Когда некая методика показывает результаты, и необходимо установить, насколько качественны данные результаты.

Таким образом, валидность – это характеристика, которая указывает пригодность конкретной методики для измерения какого-то качества и полезность, качественность, эффективность данной методики.

Обычно используется несколько видов валидности, чтобы провести проверку конкретного теста или методики. Здесь также происходит сравнение показателей, которые даются различными инструментами.

Существует множество способов измерения того или иного психологического качества или характеристики. Чаще психологами будет использоваться та методика, которая дает более достоверные результаты.

Это и будет показывать ее высокую валидность.

Вместе с валидностью часто рассматривается такое понятие, как надежность. Методики и тесты должны быть надежными, то есть они должны быть постоянными, достоверными. Экспериментатор должен быть уверен в том, что он рассматривает именно то качество, которое он желает рассмотреть. Вот почему надежность не всегда может быть валидной, однако валидность всегда должна быть надежной.

перейти наверх

Валидность в психологии

Валидность используется во многих сферах жизни, где происходят измерения различных показателей. В психологии валидность также становится нужной, особенно в экспериментальной психологии. Валидность в психологии – это:

  • уверенность экспериментатора в том, что он измеряет нужное ему качество;
  • достоверность показателей, которые измеряют данное качество.

Если читатель хоть раз проходил психологические тесты, то он знает о внутреннем желании получить конкретный ответ на поставленный вопрос. Валидность теста показывает экспериментатору конкретный результат, которого он достигает путем тестирования. Здесь стоит конкретная задача, ответ на которую он должен получить после совершения всех нужных действий.

Методики и тесты должны быть полезными и достоверными, что и измеряется путем их валидности.

Существует три способа проверки на валидность:

  1. Оценивание содержательной валидности – соответствие результатам оценивания испытуемого реальным качествам, которые проявляются в действительности. Здесь используется такое понятие, как лицевая валидность – человек должен видеть реальную связь между содержанием самой методики и ее результатами и действительностью, в которой проявляется измеряемое качество.
  2. Оценивание конструктной валидности – определение того, что методика вычисляет научно обоснованные и заданные конструкты. Конвергентная валидизация позволяет использовать несколько методик, которые рассматривает схожие характеристики и дают более точные результаты рассматриваемого качества. Дискриминантная валидизация исключает другие методики, которые рассматривают качества, не имеющие корреляции с нужным качеством.
  3. Оценивание критериальной валидности – это соответствие результатам ожидаемым показателям, которые выявляются другими способами. Здесь используется прогностическая валидность, которая помогает спрогнозировать дальнейшее поведение.

перейти наверх

Виды валидности

Существует несколько видов валидности, которые рассмотрим ниже:

  1. Внешняя валидность – обобщение вывода ситуации, популяции, независимых переменных. Она делится на:
  • Операциональную валидность.
  • Конструктную валидность – объяснение поведения человека в момент прохождения теста.
  1. Внутренняя валидность – изменение в процессе эксперимента под влиянием неизменяемых факторов.
  2. Дифференциальная валидность.
  3. Инкрементная валидность.
  4. Экологическая валидность – показатель того, что человек способен к совершению различных действий, которые в одной ситуации могут быть успешными, а в другой нет.

Данная классификация используется экспериментальной психологией. Организационной психологией и психодиагностикой используется другая классификация:

  1. Конструктная валидность. Она делится на:
  • Конвергентную валидность.
  • Дивергентную валидность.
  1. Критериальная (эмпирическая) валидность – подсчет корреляции по баллу по тесту внешнему параметру, который был выбран в качестве валидного показателя. Она делится на:
  • Текущую валидность – изучение параметра в настоящем времени.
  • Ретроспективную валидность – состояние или событие, которое было в прошлом.
  • Прогностическую валидность – прогноз поведения, качества.
  1. Содержательная валидность – используется в экспериментах, где рассматривается некоторое взаимодействие, деятельность. Имеет подвид:

Другими видами валидности являются:

  • Априорная.
  • Конгруэнтная.
  • Сопутствующая.
  • Конструктивная.
  • Консенсусная.
  • Факториальная.
  • Теоретическая и пр.

перейти наверх

Что такое валидность теста?

Многие люди проходят тесты. Есть специальные психологические тесты, применяемые психологами, и другие, бульварные тесты. Что такое валидность теста, которая является важным ее критерием? Это показатель соответствия характеристики, качества, свойства к тесту, который их измеряет.

Тесты бывают разными. Они используются для измерения психофизиологических параметров человека. Самым высоким показателем валидности остается 80%. Полезность применения тестов становится в том случае, когда они позволяют получить точные данные по тем или иным конкретным характеристикам. Существует несколько подходов при изучении валидности теста:

  1. Конструктивная валидность, которая позволяет более глубоко изучить качества человека в ситуации, деятельности, системе.
  2. Валидность за критерием – изучение параметра в настоящем времени и прогнозирование его в будущем.
  3. Содержательная валидность – соответствие психологических конструктов, их многообразие.
  4. Прогностическая валидность – предсказывает развитие конкретного качества в будущем, что является затруднительным, поскольку оно может развиваться по-разному у разных людей.

Пока надежность и валидность теста не определены, его не применяют в психологической практике. Многое зависит от того, в каких областях применяются тесты. Есть учебные, профессиональные и прочие тесты, которые применяются в отдельных учреждениях для прогнозирования и выявления характеристик претендентов.

На сайте психологической помощи psymedcare.ru вы также можете пройти тесты, которые уже обладают высокой валидностью и показывают достоверные результаты.

перейти наверх

Что такое валидность методики?

Что такое валидность методики? Это показатель, который обозначает, занимается ли рассматриваемая методика изучением того качества, характеристики, для которой она предназначена.

При этом делается акцент на том, что испытуемый, который проходит тестирование, может иначе видеть и характеризовать самого себя.

Вот почему не всегда результаты учитывают мнение людей, которые могут не замечать за собой определенных характеристик.

Валидизацией называется проверка валидности методики. Чтобы определить действенность, эффективность, практичность используемой методики, применяется внешний независимый показатель – качество, которое наблюдается в повседневной жизни. Здесь выделяют 4 типа внешних показателей:

  1. Критерий исполнения – затраченное время, количество работы, уровень успеваемости, рост профессиональных навыков и т. д.
  2. Субъективные критерии – мнение, взгляды, предпочтение, отношение испытуемого к кому- или чему-либо. Здесь применяются анкеты, интервью, опросники.
  3. Физиологические критерии – влияние внешнего мира на психику и организм человека. Здесь измеряются пульс, частота дыхания, симптомы утомления и пр.
  4. Критерий случайности – возможен ли, к примеру, подбор лиц, которые не склонны к несчастным случаям? Изучение влияния определенного случая.

Теоретический поход в измерении валидности методов позволяет распознать, действительно ли технология изучает именно то качество, для которого она была предназначена.

Валидность также определяется встречаемостью изучаемого качества. Хорошо, если оно является распространенным, что и делает методику нужной и полезной. Также важными становятся этические и культурные изменения общества.

перейти наверх

Итог

В психологической практике часто используются тесты и методики, которые помогают в изучении личности человека. Здесь речь идет в частности о внутренних параметрах, которые не видны глазом.

Качества характера, манера поведения, возможный прогноз на будущее, каким человек будет и какова будет его жизнь, — все это изучается различными тестами и методиками, которые преследуют единый итог – изучение человека.

Итогом успешного определения валидности того или иного инструмента является успешное познание каждого человека, несмотря на то, как он смотрит сам на себя. Люди часто не замечают за собой определенных качеств, редко смотрят на себя трезвым взглядом. Тесты и методики позволяют раскрыть в себе отдельные параметры.

Источник: http://PsyMedCare.ru/validnost-psihologii

Виды валидности

Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Проверка валидности методики называется валидизацией.

Для проведения прагматической валидизации методики, т. е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни.

Таким критерием может быть и успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), и производственные достижения (для методик профессиональной направленности), и эффективность реальной деятельности — рисование, моделирование и т. д.

(для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов личности).

4 типа внешних критериев:

  1. критерии исполнения (в их число могут входить такие, как количество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.

    );

  2. субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнение, взгляды, предпочтения; обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет);
  3. физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека; замеряется частота пульса, давление крови, электросопротивление кожи, симптомы утомления и т.д.);
  4. критерии случайностей (применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Эмпирическая валидность

Если в случае с содержательной валидностью оценка теста производится за счет экспертов (устанавливающих соответствие заданий теста содержанию предмета измерения), то эмпирическая валидность измеряется всегда с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений — баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Конструктная валидность

Конструктная валидность имеет отношение к теоретическому конструкту самому по себе и включает в себя поиск факторов, объясняющих поведение при выполнении теста.

Как особый тип конструктная валидность канонизирована в статье Кронбаха и Миля (1955).

Авторы оценивали с помощью этого типа валидности все тестовые исследования, которые не были прямо направлены на предсказание некоторых значимых критериев. Исследование содержало информацию о психологических конструктахл.

Валидность «по содержанию»

Содержательная валидность требует того, чтобы каждое задание, задача или вопрос, принадлежащие к определенной области, имели равные шансы стать заданиями теста.

Валидность по содержанию оценивает соответствие содержания теста (заданий, вопросов) измеряемой области поведения. Тесты, составленные двумя командами разработчиков, проводятся на выборке испытуемых.

Надежность тестов подсчитывается путем расщепления заданий на две части, в результате чего получают индекс содержательной валидности.

«Прогностическая» валидность

«Прогностическая» валидность определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания.

Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-нибудь оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он отбирался по результатам диагностических испытаний.

Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик — предсказанию будущей успешности, применять его очень трудно. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования.

Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторов требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учесть все факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.

«Ретроспективная» валидность

Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют быстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т.д.

у лиц с высокими и низкими на данный момент диагностическими показателями.

Конвергентная и дискриминантная валидность

От того, как психолог определяет диагностический конструкт, зависит стратегия включения в тест определенных пунктов. Если Айзенк определяет свойство «нейротизм» как независимое от экстраверсии-интроверсии, то это означает, что в его опроснике примерно поровну должны быть представлены пункты, с которыми будут соглашаться невротичные интроверты и невротичные экстраверты.

Если же на практике окажется, что в тесте будут преобладать пункты из квадранта «Нейротизм-Интроверсия», то, с точки зрения теории Айзенка, это означает, что фактор «нейротизм» оказывается нагруженным иррелевантным фактором — «интроверсией».

(Точно такой же эффект возникает, если появится перекос в выборке — если в ней будет больше невротичных интровертов, чем невротичных экстравертов.)

Для того чтобы не сталкиваться с такими сложностями, психологи хотели бы иметь дело с такими эмпирическими показателями (пунктами), которые однозначно информируют только об одном факторе. Но это требование реально никогда не выполняется: всякий эмпирический показатель оказывается детерминированным не только тем фактором, который нам нужен, но и другими — иррелевантными задаче измерения.

Таким образом, по отношению к факторам, которые концептуально определяются как ортогональные к измеряемому (встречающиеся с ним во всех комбинациях), составитель теста должен при отборе пунктов применить стратегию искусственного балансирования.

Соответствие пунктов измеряемому фактору обеспечивает конвергентную валидность теста. Сбалансированность пунктов относительно иррелевантных факторов обеспечивает дискриминантную валидностъ. Эмпирически она выражается в отсутствии значимой корреляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/psychodiagnostics/735-2009-08-28-14-52-44.html

Понятие валидности. Виды валидности

Классическим определением валидности в психометрической литературе является определение Анны Анастази: «валидность теста – понятие, относящееся к тому, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Инвалидные, т.е.

не обладающие валидностью, тесты, не пригодны для практического использования.

Следовательно, валидность является комплексной характеристикой теста, включающей сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры.

В психометрической литературе выделенные виды валидности рознятся. Несмотря на их многообразие, существуют основные виды валидности:

1) дифференциальная валидность = валидность, которая рассматривает внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью методики (при профотборе);

2) инкрементная (инкремент = приращение, прибыль) валидность = вид критериальной валидности, которая отражает практическую ценность методики при проведении отбора. Показатель указывает на роль теста в улучшении отбора лиц для реальной деятельности, степень результативности (отбор, профотбор);

3) консенсусная валидность = вид валидности, который основан на установлении связей тестовых данных с данными, полученными от внешних экспертов, хорошо знакомых с лицами, которых диагностируют.

4) конструктная или внутренняя валидность. Психологический конструкт = теоретическая идея, разработанная для объяснения и организации существующего знания. Отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста.

Процедура установления сложна (постепенное накапливание знаний, информации о динамике развития измеряемого свойства и о его взаимодействия с другими явлениями). Метод измерения сопоставление результатов теста с другими методиками, конструктивное содержание которых уже известно. Слишком высокие корреляции нельзя, т.к.

в этом случае может быть дублирование или создание параллельных форм. Установление, как сходств, так и различий психологических признаков (смысл процедуры):

— конвергентная проверка степени близости прямой или обратной связи;

— дискриминантная установление отсутствия.

Достоинства: возможно, обновление.

5) очевидная валидность или доверительная. Представления о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которая возникает у испытуемого, лица, который не имеет сведений о цели, характере испытания. Возрастает, следовательно, повышает мотивацию испытуемых к исследованию. Для исследования взрослых людей.

Играет роль степень сложности методики. Следует избегать помещения на бланках необоснованно общих названий (нейтральное лучше). Возможно, возникновение критерия контаминации комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах исследования испытуемого на субъективное отношение к исследуемому респонденту со стороны других лиц.

Тем более выражен, чем большей валидностью обладает методика. В.А. Аванесов приводит пример отказа от выполнения теста испытуемыми из-за отсутствия у теста очевидной валидности.

Во время одного социологического опроса моряков рыболовного флота он столкнулся со случаем отказа заполнять анкету под предлогом того, что анкета составлена «не для моряков», в ней нет вопросов, относящихся к морякам, «на морские темы». Если бы опросник содержал «морские термины», то он бы казался «своим» и вызывал больше доверия у испытуемых.

Именно в силу этого обстоятельства очевидную валидность иногда называет также доверительной валидностью. Таким образом, данный вид валидности лишь помогает добиться сотрудничества с испытуемыми.

6) Содержательная или логическая валидность. Характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста области измеряемых свойств. Закладывается в тест уже при наборе заданий.

Этапы закладки:

1) определение групп исследуемых свойств, расчленение на элементы;

2) разработка модели тестовой деятельности на основе реальной;

3) анализ степени соответствия разработанной модели реальной через обращение к экспертам

7) критериальная валидность или валидность по критерию связь показателей методики с внешним критерием показатель полезности. Включает в себя:

— прогностическую валидность или информационную показатель того, с какой степенью достоверности, точности методика позволяет судить о свойстве спустя некоторое время. Анастази: предсказательная валидность.

Сведения имеют отношение к возможности экстраполирования результатов на будущее.

Определяется по надежному внешнему критерию (показатели актуального поведения, ожидаемые результаты деятельности, учения, образования);

— текущая валидность или конкурентная, или валидность по одновременности. Характеристика, которая отражает способность теста различать испытуемых на основе диагностического признака, являющегося объектом исследования в момент проведения методики. Определяется с помощью внешнего критерия (успеваемость на настоящее время, производительность труда).

Эта валидность измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной. Конкурентная валидность полезна тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые тесты создаются в попытке улучшить качество измерения.

Конкурентная валидность также полезна для установления факта, чего же не измеряет тест.

— ретроспективная валидность. Определяется на основе критерия отраженного события или состояния качества в прошедшем времени (сопоставимость прошедшей оценки)

8) экологическая валидность по отношению к измеряемому свойству в контексте определенной ситуации. Связана с проблемой влияния ситуации на результаты тестирования. Возможна, переносимость теста в разные ситуации.

2 класса валидности (как процесс):

— теоретическая отношение к самой методике как к измерительному инструменту (само психологическое свойство). Поиск самого конструкта, следовательно, критерий найти сложнее;

— прагматическая относится к цели использования методики (независимый внешний критерий, и с ним сравниваются результаты методики).

 Исторический аспект. Методика валидна, когда:

1) когда то, что она измеряет, очевидно;

2) когда теория, на основе которой она строилась, очень характерная.

Критерий валидизации = мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. В качестве критерия валидизации выступают:

— объективные, социально демографические, биографические данные (стаж, образование, профессия)

— показатели школьной учебной успеваемости (тесты на интеллект)

— производственные показатели эффективности выполнения отдельных видов деятельности (профотбор, профориентация)

— результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка; тесты специальных и общих способностей, личности)

— врачебный диагноз (клиническая психология)

— контролирование знаний и умений испытуемых, данных других методик или тестов, валидность которых считается уже установленной.

Характеристика критериев:

— объективные;

— субъективные (оценки, суждения экспертов). Увеличение количества экспертов (контент анализ).

4 метода проведения процедуры валидизации:

1) коллективная оценка (оценочная шкала, условие выработки общее компромиссное решение;

2) метод средней взвешенной оценки (каждый испытуемый оценивается несколькими экспертами, результаты усредняются);

3) ранжирование (распределяют членов выборки по шкале);

4) метод парного сравнения (попарная расстановка по альтернативным признакам.

Выбор критерия валидизации очень важный и ответственный этап. Чем более сложное психическое явление, тем критерий должен быть шире.

Источник: https://students-library.com/library/read/62972-ponatie-validnosti-vidy-validnosti

Что такое валидность психологического эксперимента?

Автор Evgeniy в 23/11/2012. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

Что такое валидность психологического эксперимента?

Валидность — одно из фундаментальных понятий экспериментальной психологии. Что это такое, как определяется и на какие виды подразделяется?

Валидность — это степень соответствия методов, задач и результатов эксперимента. Абсолютно необходимо для теста иметь действительные результаты, которые могут быть измерены и интерпретированы.

Валидность не определяется единственной статистической величиной. Но имеет значение объем исследования, который демонстрирует отношения между тестом и поведением в результате него, подлежащим измерению.

Существуют три типа валидности:

Содержательная валидность

Этот тип валидности основывается на содержании в тесте всего возможного диапазона пунктов, подлежащих покрытию тестом.

В некоторых случаях, когда исследуется трудно определяемая грань, опытный эксперт может оценить уместность каждого пункта. Поскольку каждый эксперт обычно базирует рейтинг на субъективном мнении, тест следует оценить двум независимым экспертам по отдельности. Пункты, оцененные обоими экспертами, как релевантные, включаются в финальное исследование.

Валидность критериев

Тест считается валидным по критериям в тех случаях, когда демонстрирует свою эффективность в предположении критериев или индикаторов конструкции исследования. Существует два типа такой валидности:

параллельная валидность, подтверждаемая получением мер критериев, аналогичных экзаменационным оценкам. Таким образом проясняется степень, насколько точно оценки отражают текущее состояние человека относительно критерия. Например, на проверке уровня депрессии, у теста будет параллельная валидность при измерении данным образом текущего уровня депрессии испытуемого.

прогностическая валидность, происходящая в случае, когда меры по критерию получены единожды после испытания. Примеры теста с прогнозирующей валидностью — карьерные, или испытания способностей, определяющие, кто преуспеет или потерпит неудачу в определенном занятии.

Валидность конструкции

У теста определяется валидность конструкции, если он демонстрирует ассоциацию экзаменационной оценки с теоретическим предположением. Проверка умственных способностей — один из примеров инструментальных измерений, у которых должна присутствовать валидность конструкции.

Источник: http://aboutyourself.ru/eksperimenty/chto-takoe-validnost-psi-eksperimenta.html

Валидность

комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она предназначена, и какова ее действенность, практическая полезность.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

соответствие теста целям диагностики. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

https://www.youtube.com/watch?v=KVGuDLxnc_A

комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Источник: Исследовательская деятельность

комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Источник: Педагогический словарь

1)один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять; 2) комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность. Основные виды: конструктная, критериальная, содержательная [10, c. 34; 26, c. 48; 47, c. 179; 82, c. 41].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

от франц.

valide — законный, действительный) 1) Применительно к исходной статистической информации, используемой в экономических исследованиях: надежность информации, отсутствие в ней ошибок, обусловленных неточностью выбранной методики сбора данных. 2) мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

способность психодиагностической методики адекватно оценивать и измерять ту психологическую характеристику, для оценки которой она разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста. До содержанию она означает проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно измеряемой области поведения. В.

по критерию показывает, насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте поведения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее определить, выполнение теста соотносят с критерием, т. е. независимой мерой того, что должен предсказать тест. Конструктивная В.

определяется путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

от англ, valid — веский, обоснованный) — один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие «валидность» отражает прагматическую идею обязательной практической проверки качества измерения психологических свойств человека.

Если раньше понятие «валидность» чаще других ассоциировалось с понятием «качество теста», то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов.

Таким образом, валидность — это прежде всего адекватность интерпретации тестовых результатов цели тестирования, содержанию основного понятия (диагносцируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профотборе и др. прикладных психологических обследованиях).

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

validity) (действенность, адекватность, пригодность, обоснованность). Комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, адекватность теста целям измерения (т. е. тест дает ответ на вопрос: измеряют ли задания то, что хотели их составители). Существуют четыре основных метода определения в.

теста: 1) метод, основанный на изучении содержания теста; 2) метод, основанный на корреляционном анализе; 3) метод, основанный на различных экспериментальных процедурах; 4) метод, основанный на серии теоретико-экспериментальных исследований. Различают несколько видов валидности, дающих представление о качестве теста по разным основаниям. Внешняя в. (face v.

)— степень прагматичности, привлекательности текста для тестируемого и/или тестирующего. Содержательная в. (content v.) (в. по объему)— степень представленности в тесте — полная, частичная — содержания программы, учебника, набора ситуаций и т. п. Конструктная в. (construct v.) (концептуальная в.

) — характеристика теста, определяющая на основе анализа содержания теста, насколько объект тестирования и характер заданий учитывают психологические особенности усвоения материала (в лингводидактическом тестировании — языкового, речевого). См. также конструкт. Функциональная в.

— полное соответствие конкретного теста тому уровню усвоения, виду деятельности, для которого он создан. Факторная в. — корреляция между данным тестом и каждым из выделенных факторов, например фактором словесного понимания. Сопоставительная в. отражает корреляцию результатов рассматриваемого теста с результатами другого теста, измерения. Прогностическая в.

(predicative v.) — характеристика теста, по результатам которого можно определить успешность будущей учебы; измеряется корреляцией результатов тестирования с результатами других тестов или педагогических измерений, проведенных спустя определенное время и предназначенных для тех же целей. Статистическая в. (statistical v.

) — характеристика теста, определяемая анализом результатов тестовых испытаний и проверкой знаний традиционными методами. Критериальная в. (criterion v.) отражает значимость результатов теста по сравнению с некоторой внешней переменной, внешним критерием.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Источник: http://didacts.ru/termin/validnost.html

Психодиагностика. Конспект лекций

Классификация типов валидности в достаточной мере условна, так как нередко для различных критериев валидности применяются общие методы определения, а с другой стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных типов валидности.

Классификация типов валидности:

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

15) содержательная;

16) лицевая (очевидная). Другие виды валидности:

1) иллюзорная;

2) экологическая.

В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности.

Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут применяться различные типы валидности.

Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициента валид-ности), нередко их можно описать.

Однако в силу сложности, комплексности, ситуативности по отношению к конкретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить.

Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики.

Некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена.

В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта. Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем.

Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Данное обстоятельство создает необходимость периодического контроля валидности методик.

Источник: http://bookap.info/genpsy/luchinin_psihodiagnostika/gl22.shtm

Психодиагностика Шпаргалки Лучинин С А

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления, суть которого заключается в выполнении испытуемым заданий двух равноценных частей теста.

Разделение объема заданий теста на сопоставимые части достигается:

а) распределением заданий на четные и нечетные (в том случае, если задания в тесте строго ранжированы по степени субъективной трудности);

б) распределением пунктов по принципу близости или равенства значений индексов трудности. Такой принцип разделения пригоден для тестов достижений, в которых обязателен ответ испытуемых на все пункты;

в) распределением задач по времени решения каждой из частей (для тестов скорости).

Для испытуемых в выборке определения надежности вычисляются оценки успешности решений, среднеквад-ратические отклонения первого и второго рядов оценок и коэффициенты корреляции сравниваемых рядов.

Уравнение Спирмена-Брауна отражает влияние изменения количества заданий на коэффициент надежности теста:

rt = nr't / 1 + (n – 1) r't,

где rt – коэффициент надежности для полного объема заданий;

r't – его значение после изменения числа заданий;

n – отношение нового числа заданий к первоначальному (если число заданий полного теста – 100, а его части, полученной методом расщепления на половины, – 50, то n = 0,5). Отсюда для полного теста:

rt = 2r't / 1 + r't.

Приведенные формулы справедливы для случаев равных стандартных отклонений обеих половин теста (σxl = σх2). Если (σxl отличается от (σх2, для определения коэффициента надежности применяется формула Фланагана:

rt = 4σxlσх2r't / σxl+ σх2+ 2σxlσх2r't.

При определении rt целого теста можно воспользоваться формулой Рюлона:

rt = 1 −σ2Δ/ σ2x,

где σ2Δ – дисперсия разностей между результатами каждого испытуемого по двум половинам теста;

σ2x – дисперсия суммарных результатов. В данном случае коэффициент надежности рассчитывается как доля «истинной» дисперсии результатов теста.

Характеристика надежности по типу надежности частей теста имеет серьезные преимущества по сравнению с надежностью ретестовой и надежностью параллельных форм главным образом благодаря отсутствию необходимости в повторном обследовании.

21. Определения валидности. Важнейшие составляющие валидности

Валидность (англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т. д.), связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.

https://www.youtube.com/watch?v=-px3CH4SYx4

Важнейшая составляющая валидности – определение области изучаемых свойств – имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных.

В большей степени достоверность данных теста определяется набором измеряемых свойств. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности .

Диагностическая (конкурентная) валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики.

Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности.

Здесь подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве валидизации критерия (см. валидности критериальная). Критерий валидности выступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей.

Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности. Этот тип валидности является наиболее сложным и комплексным.

Валидность содержательная (внутренняя, логическая) – комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям.

Наряду с перечисленными основными типами валид-ности (содержательной, критериальной и конструктной) на практике выделяют факторную, перекрестную (конвергентную) и дискриминантную валидности.

22. Основные типы валидности. Понятие «комплекса валидности». Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик

Классификация типов валидности в достаточной мере условна, так как нередко для различных критериев валидности применяются общие методы определения, а с другой стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных типов валидности.

Классификация типов валидности:

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

15) содержательная;

16) лицевая (очевидная). Другие виды валидности:

1) иллюзорная;

2) экологическая.

В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности.

Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут применяться различные типы валидности.

Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициента валид-ности), нередко их можно описать.

Однако в силу сложности, комплексности, ситуативности по отношению к конкретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить.

Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики.

Некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена.

В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта. Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем.

Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Данное обстоятельство создает необходимость периодического контроля валидности методик.

23. Конструктная валидность. Конвергентная и дискриминантная валидности

Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста.

В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д.

Конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Среди конкретных методов характеристики конст-руктной валидности в первую очередь необходимо назвать сопоставление исследуемого на предмет конструктной валидности теста с другими методиками, конструктное содержание которых известно. Наличие корреляции между новым и аналогичным по конструкту тестом указывает на то, что разрабатываемый тест «измеряет» примерно ту же сферу поведения, способность, личностное качество, что и эталонная методика.

В отличие от критериальной валидизации при анализе конструктной валидности не требуется высокой степени связи результатов двух тестов.

Если окажется, что новый и эталонный тесты практически идентичны по содержанию, результатам и разрабатываемая методика не обладает преимуществами краткости или легкости применения, это означает лишь дублирование теста, оправданное только с точки зрения создания параллельной формы теста.

Смысл процедуры конструктной валидности состоит в установлении одновременно как сходства, так и различия психологических феноменов, измеряемых новым тестом по сравнению с известным.

Конвергентная и дискриминантная валидности. При анализе конструктной валидности методики обычно формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с другими тестами, направленными на конструкты, находящиеся в теоретически известной или предполагаемой связи с исследуемыми.

При этом конструктная валидность характеризуется не только связями проверяемого теста с близкородственными показателями, но и с теми, где значимых связей наблюдаться не должно.

Эти подходы определяются как конвергентная (проверка степени близости прямой или обратной связи) и дискриминантная (установление отсутствия связи) валидизации. Подтверждение совокупности теоретически ожидаемых связей составляет важный круг сведений конструктной валидности.

В англоязычной психодиагностике такое операциональное определение конструктной валидности обозначается как «предполагаемая валидность» (assumed validity).

24. Факторная валидность

Факторная валидность.

Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляемых тестов факторы, степень их представленности в результатах, т. е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Исключительная важность такой процедуры является основанием для выделения ее в особый вид конструктной валидности – факторную валидность.

Важным аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов. Анализ внутренней согласованности осуществляется путем коррелирования ответов на каждое задание с общим результатом теста.

При определении конструктной валидности важное место принадлежит изучению динамики измеряемого конструкта. При этом мы можем опираться на гипотезы о его возрастном развитии, влиянии тренировок, обучения, освоения профессии и т. д.

Одним из таких подходов является применение критерия возрастной дифференциации, что предусматривает согласование результатов теста с ожидаемыми изменениями, которые претерпевает изучаемое психическое свойство в возрастной динамике при переходе на новый этап развития.

Этот метод конструктной валидности особенно важен для валидизации тестов интеллекта, достижений в обучении.

В комплекс сведений о конструктной валидности методики входят также данные, относящиеся к сфере критериальной и содержательной валидности. Так, критерии, используемые при валидизации, несут информацию, позволяющую раскрыть область поведения, качества, представленные в тесте в виде конструкта.

Для характеристики конструктной валидно-сти необходимы связь с практическими формами деятельности, достоверность прогноза реального поведения. Однако конструктная валидность является качественно более высоким и комплексным уровнем описания теста, характеризуя область измеряемого поведения в широких психологических понятиях.

Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз, введя измеряемое свойство в систему психологических категорий, прогнозировать поведение в более широких пределах, чем это задается областью деятельности, для которой определялась содержательная валидность.

Источник: http://works.doklad.ru/view/rrRdxe31nsA/5.html

Общее понятие о валидности теста. Виды валидности

Валидность теста

«валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.

Наиболее распространённым способом нахождения теоретической валидности теста (методики) является конвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.

Внешняя и внутренняя валидность

• Внешняя — представляет собой меру возможности распространения результатов тестирования на исследуемую группу людей или генеральную совокупность.

– Репрезентативность выборки.

– Перекрестнаявалидизация данных на разных выборках испытуемых.

• Внутренняя — является мерой соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства и характеризует тест с точки зрения его ценности в

отношении достижения определенной практической цели: прогнозирования, диагностики.

• Выделяют много разных видов валидности.

– Классификация в достаточной мере условна, поскольку одни методы и данные могут использоваться для доказательства различных типов валидности.

Виды валидности

Концептуальная (теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства с помощью данного психодиагностического средства или метода).

Содержательная (характеризуется степенью представленности в заданиях методики содержания измеряемой области психических функций).

– Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения.

Конструктная (определяется тем насколько результаты теста могут быть рассмотрены в качестве меры исследуемого психологического конструкта (фактора или свойства).

Операционная– отражает (в модельном плане) степень представленности реальных операционных условий психической деятельности в конкретных экспериментальных операциях, выполняемых испытуемыми в заданиях психодиагностической методики.

Эмпирическая– совокупность сравнительных характеристик теста, полученная статистическими способами оценивания.

27.Общее понятие о достоверности тестовых данных.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста.

Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест.

Многие более специфичные ловушки, направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент ноу-хау (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ).

В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е.

других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4c53.html

Ссылка на основную публикацию