Свойства темперамента – основные, психологические, психические

Основные свойства темперамента – шпаргалки по учебному предмету «общая психология»

Сензитивностьопределяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции. Реактивностьхарактеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон  или звук).

Активностьсвидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного  события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, например, темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека.

Нейротицизмсоответствует определенному уровню активации в лимбической системе: повышенная «эмоциональная нестабильность» является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а «эмоциональная устойчивость», наоборот, результат более низкой активности  Экстраверсия — интроверсия определяет,  от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих  в данный момент  (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).  Экстраверт характеризуются врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя с внешним миром. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущейся силой для них выступают внешние факторы. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним.Интроверт характеризуется тем, что устремлен вовнутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мыслей, фантазии или чувств. Уделяя большое внимание внутренним реакциям и образам, интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт создает свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Айзенк предложил следующую нейрофизиологическую интерпретацию основных измерений темперамента.

Высокий балл по шкале «экстраверсия – интроверсия» соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл – более низкому порогу.

Так, «экстраверты» испытывают более низкую, а  «интроверты», наоборот, более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Причем у людей одного и того же типа темперамента степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Типичны в темпераменте, во-первых, те крайние полюса, между которыми возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных его свойств.

Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу темперамента, индивидуальные различия между людьми по свойствам темперамента бесконечно разнообразны.В психологическом словаре указывается,  что тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей человека. И. П.

Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. В то же время имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа темперамента и от анатомо-физиологических особенностей всего организма в целом.

Каждое отдельное свойство темперамента зависит от нескольких физиологических свойств общего типа нервной системы. Точно так же от какого-либо одного физиологического свойства общего типа нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента.

Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которого он зависит, может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания человека.

Наиболее достоверны факты изменения типа темперамента в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства темперамента несколько изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка.

Особенно важны при этом процессы воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может несколько изменить в определенную сторону свой темперамент.

.

Источник: https://students-library.com/library/read/63073-osnovnye-svojstva-temperamenta

Темперамент, его основные свойства. Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.

Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Свойства темперамента

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.

Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.

Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды.

Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени.

Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью.

Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому.

Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.

Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного.

Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида.

Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком.

У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом.

Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные.

Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е.

способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа – малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Типы темперамента

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными.

Читайте также:  Правила успеха - от элона маска

При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

  • Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к” тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
  • Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/975-2010-11-29-10-46-38.html

Общая психология. Лекция 5 (часть3) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование “психология” в формате MBAпредмет: Общая психологияКонспект лекций (2011)Читает: Пальм Галина АркадьевнаЛекция №5 (9-10)

5.5. Индивидуально-психологические особенности

Индивидуальные отличия – психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей.

Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды.

Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.
К ним принадлежат: Темперамент, Характер,

Способности


ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессовПод темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)2) психический темп и ритм3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. – сангвис) – вырабатывается сердцем;жёлчь (лат. – холе) – печень;черная жёлчь (лат. – мелайне холе) – селезенка;слизь или лимфа (греч. – флегма) – мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.

Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.3. Таких основных свойств три:

сила – работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;

уравновешенность – баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность – скорость смены одного процесса другим.Они общие и постоянные для данного животного.4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД. 5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте. Типы ВНД и темпераментСвойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность – показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.

2. Реактивность – с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность – с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности – то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность – ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия – интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. – печать, чеканка) – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах. Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД – отсюда тесная связь темперамента и характера.

Тип темперамента – одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера – то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие – лень, инициативнсоть – консерватизм, ответственность – безответственность и т.д.)

2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, тактичность – бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность – некритичность, скромность – высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера

1. Динамический стереотип – система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей. 2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров

По определенности – с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;- “неопределенный” характер – ни одна черта особенно не выделяется.

По цельности

– цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;- противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.

По степени развития волевых качеств

– сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);- слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus – ударение) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя  критерии психопатий Ганнушкина – Кербикова

1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация: постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный. 2. “Застревающий”.3.Аффективно-экзальтированный. 4. Эмотивный. 5. Педантичный. 6. Тревожно-боязливый.7. Циклотимный. 8. Демонстративный. 9. Возбудимый. 10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный – подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.

2. Циклоидный – повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный – настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический – повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный – повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический – характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный – существенная черта – замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный – часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты – жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный – главная черта – эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый – повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный – покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо – быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности – возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей

общие – такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные – система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.). Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.

Читайте также:  Русофобия - причины, истоки, история и борьба с русофобией

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы

Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки – органическая основа способностей и других психических особенностей – темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренностьвысокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.


Гениальность
– личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/341794.html

Темперамент. Характер. Способности. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Темперамент. Характер. Способности. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

ТЕМПЕРАМЕНТ – это психическое свойство личности, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ: 1. ГУМОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э. ) и Клавдий Гален (II в. до н. э. ) Тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Немецкий философ И. Кант (ХVIII в. ) дал наиболее развернутые психологические портреты всех четырех типов темпераментов.

3. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Э. Кречмер предполагал, что люди с определенным типом телосложения имеют характерные психологические особенности.

Он выделил три психосоматических типа личности, которые соответствуют трем типам темперамента. Пикник (pyknos – плотный, толстый) имеет циклотимический темперамент.

Астеник, или лептосоматик (leptos – хрупкий, soma – тело), обладает шизотимическим темпераментом. Атлетик (athlon – борьба, схватка) – иксотимический темперамент.

У. Шелдон предположил, что тело и темперамент – взаимосвязанные параметры человека. Он выделил: Эдоморфный тип (преобладание тканей внутренних органов) обладает висцеротоническим темпераментом; Мезоморфный тип (преобладание мышечных тканей) соответствует соматотонический темперамент; Экзоморфный тип (преобладание кожи и нервной ткани) соответствует церебротонический темперамент.

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Русский физиолог И. П. Павлов предположил, что особенности поведения следует искать в свойствах нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность.

сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому — сильный, уравновешенный, медленный; холерическому — сильный, неуравновешенный, быстрый тип; меланхолику — слабый, неуравновешенный, медленный тип.

5. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Швейцарский психоаналитик К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный и немецкий психолог Г. Айзенк добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм).

ЧЕТЫРЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА: Сензитивность Реактивность Активность Соотношение реактивности и активности Пластичность и ригидность Темп реакций Экстраверсия, интроверсия Эмоциональная возбудимость

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой.

Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы.

Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов; пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов; направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА 1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. 2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. 3.

Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики. 4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. 5. Темперамент не зависит от содержания деятельности. 6.

Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей.

ХАРАКТЕР Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действительности.

Характер – это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером.

Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой группе черт относятся моральные черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности (к обществу, к людям, к себе, к труду и т. п.

) и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду сложившиеся качества ума: теоретический или практический склада ума, гибкость ума; глубоко ли человек анализирует явления или поверхностно подходит к вопросу; проявляет ли критичность и самостоятельность при решении задач и т. д.

Когда говорят об эмоциональных чертах характера, то имеют в виду показатель возбудимости, страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен, преобладающие настроения и т. д.

Волевые черты характера определяют умение и готовность сознательно регулировать свою деятельность и направлять поведение в соответствии с определенными принципами и задачами.

В волевой стороне характера различают черты активности или энергии (решительность, смелость, инициативность и противоположные им – нерешительность, трусость, безынициативность или инертность), черты организованности (выдержка или сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе), черты стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество, упрямство как нецеленаправленная настойчивость). К числу таких структурных свойств относятся также: степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, активность и сила характера.

ЧЕРТЫ ВХОДЯЩИЕ В СТРУКТУРУ ХАРАКТЕРА: целенаправленность; инициативность; активность; дисциплинированность; решительность; стойкость; мужество; выдержка; упорство, воля к победе.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ОПРЕДЕЛЯЮТ: Отношение к миру и жизни влияет на мировосприятие и мироотношение личности. Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе сказывается на мотивации ее достижений в самореализации и самоутверждении. Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры влияет на цивилизованность личности.

Отношения с обществом определяют гражданственность (или общественную интегрированность) личности. Отношения с группой сказываются на групповой интегрированности личности. Отношения с людьми влияют на коммуникативность личности.

Отношение к личному участию в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни сказывается на социальной активности личности.

В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА 1) отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположные черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм); 2) черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность); 3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе); 4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Типы акцентуаций: • гиперактивный (гипертимический); • дистимичный; • циклoидный; • эмотивный (эмоциональный) ; • демонстративный; • возбудимый; • параноик (застревающий); • педантичный; • тревожный (психастенический); • лабильный (экзальтированный); • шизоидный (интровертированный, аутический); • конформный (экстравертированный).

СПОСОБНОСТИ Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Виды способностей: Специальные способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности (профессиональные).

Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность, которая обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Он выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки.

Источник: http://present5.com/temperament-xarakter-sposobnosti-psixicheskie-svojstva-lichnosti/

Психические свойства человека

Понятие психики

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга.

Читайте также:  Параноид - инволюционный, алкогольный, реактивный, психогенный

С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой – каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, – это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.

Психические свойства

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности.

В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности.

Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, – в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика.

Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни.

Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические свойства – наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека.

На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но сформируются.

В работе – учении и труде – складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.

Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека – его способности, его характер, его интересы и склонности – вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это – особенности более или менее устойчивые, но не неизменные.

Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера.

Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и – что особенно важно – мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е.

на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Выделяются четыре основных психических свойства:

1. Темперамент.

2. Способности.

3. Мотивации.

4. Характер.

Темперамент

Совсем не случайно именно с изучения темпераментальных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Телесные, или конституциональные, особенности человека привлекали внимание врачей и ученых, мыслителей и художников.

Темперамент – совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Выделяются три сферы проявления темперамента:

– активность общая;

– особенности моторной сферы;

– свойства эмоциональности.

Темперамент – первичная форма объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого – смешения), т. е.

соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи.

Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Темперамент определяется скоростью психических процессов или скоростью формирования условных рефлексов. Известно деление людей по темпераменту на:

а) холериков,

б) флегматиков,

в) сангвиников

г) меланхоликов.

Ей соответствует классификация типов высшей нервной деятельности:

а) сильный неуравновешенный;

б) сильный уравновешенный инертный;

в) сильный уравновешенный подвижный

г) слабый.

Если темперамент соответствует скорости, то способности можно сравнить с ускорением. Это оценка скорости приращения, приобретения опыта.

Способности

Способности – устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят их достижения в различных видах деятельности. Способный человек умеет делать определенное дело, причем таким образом, что это получает высокую оценку со стороны окружающих. Понятие о способностях является относительным и социально обусловленным.

С древнейших времен и до XVIII в. способностями назывались все возможные психологические качества человека. После доказательства того, что не все способности врожденные, способностями стали называть такие психологические качества, которые приобретаются в процессе жизни. Современное представление о способностях сложилось лишь в XX в.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности проявляются через динамику результатов деятельности за определенный отрезок времени. У разных людей могут быть по разному выражены способности со стороны отдельных психических процессов.

Способности можно классифицировать на:

Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

–   общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.);

–   специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

–   теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

–   практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

–    учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

–   творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

–   способности к общению, взаимодействию с людьми;

–   предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Мотивации

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивации – потребности человека, в основе которых лежат эмоциональные процессы, в ходе которых происходит положительная или отрицательная оценка результатов деятельности.

Мотивация – основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

Известная пирамида или шкала потребностей по Маслоу имеет в основании базовые потребности в воздухе, воде, пище, физическом движении, а на вершине – потребность человека в самореализации личности. Знак и величина эмоциональной оценки зависят от приближения полученного результата деятельности к ожидаемому полезному приспособительному результату (цели, образу, эталону).

Характер

Характер – совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.

Характер проявляется в человеческих отношениях.

Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера.

Позднее формируются и развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иногда данные черты называются базисными и ситуационными.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1)        К себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2)        К другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

3)        К порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

4)        В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер (тип личности или психотип) – это наиболее общая интегральная оценка системы психических процессов.

В конце XX века получила широкое развитие соционика, которая опирается на изучение характеров людей.

Это наука и технология, позволяющая прогнозировать поведение и стиль деятельности человека, коллектива и общества в целом, определять совместимость людей в семье и бизнесе и формировать коллективы единомышленников на основе естественной, психологической, информационной, идеологической и деловой совместимости.

В настоящее время специалисты в области соционики, определяющие специальными методами психотипы людей, востребованы для выбора спутников жизни, помощи в вопросах выбора профессии, проведения конкурсов на рабочие места и т.п.



Источник: http://biofile.ru/bio/21123.html

Ссылка на основную публикацию