Субличность – что это такое в психологии, работа с субличностями

Субличность – психология

Субличность - что это такое в психологии, работа с субличностями

Одно из самых вредных заблуждений — представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем привычную, поэтому жизнь временами кажется нам болотом, временами — гонками, приключением, кошмаром, загадкой, праздником и т.д.

Различные модели мира, шаблоны нашего сознания по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них у нас есть соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, привычек и мнений.

Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа.

Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

Будучи в состоянии различать свои субличности, можно относительно ясно увидеть картину своей внутренней жизни.

Поскольку мы все склонны отождествлять себя — становиться одним и тем же — с той или иной субличностью, мы начинаем считать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает других.

Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственной для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается для меня единственно возможной — она становится вынужденной.

Если какая-то точка зрения становится для меня единственной — она становится шорами. Разотождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения.

Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи.

Осознание не только освобождает, но и объединяет — словно лед тает между населяющими личность обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты.

Субличность — определенная сосвокупность установок, стереотипов поведения, верований, влечений и т.д. образ, несущий не только смысловую, но и энергетическую нагрузку. Различные субличности представляют разные формы единой энергии.

Субличность — это психоэнергетическое образование, и в соответствии с универсальным законом о неуничтожимости энергии, энергию (субличность) нельзя уничтожить. Разрешение энергетического конфликта состоит в преобразовании субличности.

Конфликт между субличностями преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон.

Рассмотрим диаграмму: это состоящее из субличностей поле нашего сознания. Находясь в поле сознания, мы имеем возможность вводить в него как подсознательные, так и сверхсознательные элементы. В центре поля находится «я». И все это составляет единое целое.

Некоторые субличности более близки к осознанию, некоторые удалены от него, некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной зоне, некоторые в области сверхсознательного.

Каждая из субличностей состоит из известных 3-х уровней — подсознания, сознания и надсознания. Каждая субличность имеет высшее «Я» и витальную энергию, расположенную в нижней части карты. И только из центра 4 можно управлять этими энергиями.

«Я» каждого человека содержит в себе первичные «я», отрицаемые или подавляемые «я» и недоразвитые «я».

Первичные «я» — это те «я», которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях.

Они, в основном, представляют из себя правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида.

Первичные я обладают в нашей жизни очень большой силой и влиянием. Фактически они есть то, с чем человек себя отождествляет. Вселенная часто становится недружественной к нам, именно когда мы отождествляемся с правилами поведения, то есть с первичными я. Первичные я возникают как условный ответ на отрицание чего-то. Например, если вы отрицаете слабость, то создаете силовую субличность.

Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек все равно не осознает этого, потому что он отождествляет себя с ними. Можно утверждать, что человек — марионетка в руках этих «я»; как они говорят ему, так он и поступает. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока ее не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей.

Вторичные или отделенные я находятся в подсознании. Они по тем или иным причинам отрицаются человеком. В силу ряда обстоятельств у всех них стоит оценка “плохо”, поэтому человек всячески избегает иметь с ними дело, подавляя их в себе и не выпуская на поверхность сознания.

Первичные «я» считают, что выход отрицаемых «я» на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность.

Если это произойдет, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные «я» рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.

Недоразвитые я — это то, в чем мы чувствуем в себе недостаток, и то, что стремимся развить. Недоразвитые «я» — это те энергии, которые человек не развил в себе.

Существует также понятие оперативного я. Это я часто включает в себя все первичные субличности — либо это один контролер.

Как все это происходит, как зарождаются субличности? Это происходит в глубоком детстве, с самого рождения, а может быть, еще и в утробе. Ребенок, рождаясь, является беззащитным, уязвимым и полностью зависимым от взрослых.

Так он начинает понимать, что ему необходимо установить какой-то контроль над окружением, чтобы избежать неприятных ощущений.

Состояние открытости миру, а, следовательно, уязвимости, и есть наше первоначальное «я». Чем больше мы развиваем в себе контроля и силы, тем дальше уходим от нашего начального «я»; часто мы полностью теряем с ним связь. И это самая огромная потеря, которую мы можем перенести, потому что с установлением контроля и обретением такого рода силы в нашей жизни начинается самый настоящий ад.

Как развивается контроль? Например, ребенок понимает, что его мама счастлива, когда он улыбается. Он начинает чаще улыбаться и наслаждается наградой, которая за этим следует. Потом он узнает, что за улыбкой не всегда следует награда, что его могут и наказать.

Например, он, улыбаясь, разбил самую дорогую вашему сердцу кружку или вазу. В начале жизни ребенка всячески поощряют ходить в туалет, а потом ругают и наказывают, если он сделал это в штаны. За проявление гнева, агрессии, лжи, жадности, силы, слабости, сексуальности и др.

В зависимости от того, какие правила устанавливают родители и окружение ребенка, так он и развивается, расщепляя себя, подавляя одни энергии и культивируя другие.

Конечная цель работы с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих маленьких «я».

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности. Иными словами — уметь им сочувствовать.

Источник:

Путь к высшей ясности — Субличности для психолога

• Статьи » Работа психолога » Субличности для психолога

Почему вообще у человека случается ситуация внутренней борьбы? Естественно, потому, что у него есть несколько различных потребностей, которые создают разные желания, и они могут конфликтовать, конкурировать между собой.

Поспать, поесть или влюбиться? Не такой смешной и не такой простой вопрос, если все эти потребности приблизительно в равной мере сильны. И хорошо, если вопрос стоит в такой позитивной форме. Гораздо хуже, когда существуют неприятные, вынужденные выборы. А бывает и так, что выбирать приходится между гадким и поганым.

За каждую потребность, каждое желание, каждую эмоцию отвечают разные зоны мозга. Было бы заманчиво так и рассматривать личность анатомически, но увы: личность – информационное образование.

Топология сети и география связаны достаточно слабо, и так же слабо структурно связаны анатомия мозга и человеческие мысли и эмоции.

Неправильно было бы представлять себе что-то вроде городского района, где в доме №4 живет удивление, а в доме №6 – осторожность, а еще через дом — симпатия. Вернее было бы их вообразить в виде разных служб: электричество, вода, газ, телефон, интернет, отопление, телеантенна, пожарная сигнализация, да мало ли…

Они присутствуют везде, хотя и в разной степени, и способны взаимодействовать в зависимости не от того, как близко сошлись коммуникации, а от того, насколько они пересеклись административно (хотя да, случается и паразитное влияние). И в каждой службе есть управления, отделы, подстанции…

Скажем, сотрудники службы лифтов и электрики отменно взаимодействуют между собой (в хорошем, конечно, случае), хотя и подчиняются разным ведомствам.

Можно сказать, что некоторые системы удобнее выделять не географически, не физически и даже не административно, а функционально. Примерно такое же функциональное разделение построено и в мозгу. Есть координационный центр – сознание. Есть системы сбора информации – органы чувств. Есть двигательные системы. Есть системы охраны здоровья.

Источник: http://obu4ayka.ru/stati/sublichnost-psihologiya.html

Субличность – Психологос

Если вы будете работать с психологом, вас когда-то могут попросить:

Поговори со своим внутренним Критиком: как он заботится о тебе?

Спроси своего Саботажника: чего он хочет? На каких условиях он уйдет?

Обратись к своему внутреннему Мудрецу: что он тебе подскажет в этой ситуации?

В этих случаях вам предлагают обратиться к своим Субличностям. Что это такое?

Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей.

Называние личностных особенностей субличностями дает возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться…

Субличности – другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек.

Личностные роли обычно описывают поле возможностей человека, субличности – поле проблем. О личностных ролях говорят преимущественно в психологии развития, о субличностях – в психотерапевтическом подходе. Понятие субличность активно используется в Психосинтезе и иногда в НЛП, обычно в сочетании с трансовыми техниками.

В практике, субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента.

А именно, по воле психологов и психотерапевтов субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в Прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу Для того чтобы, а не Потому что…

Что б мы были всегда так талантливы!

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Если клиент находится в трансе, под влиянием авторитета работающего с ним психолога, не может ему возразить и принимает эти допущения, это открывает большие возможности для творчества внутри его психики. Теперь можно как решать проблемы клиента, так ему их и создавать.

Откуда берутся субличности, кто их создает? Субличности создают психологи и психотерапевты, работая с клиентами. Если клиенту это показалось убедительным и понравилось, далее субличности он создает себе сам.

“Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала.

Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д.

, которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании”. Роберто Ассаджиоли

Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.

Использование такой рабочей метафоры, как “субличность”, прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор.

У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьезное отношение к происходящему и сильнее мотивирует.

Это уже не просто привычка, это враг, с которым необходимо бороться! С другой стороны, это удобный способ общения с самим собой и самоорганизации: “Саботажник, я прошу тебя не мешать мне сегодня!”

Что касается минусов, то психиатры выражают тревогу – по их мнению, вера человека в то, что в нем живут много других живых существ, может провоцировать шизофрению. Кроме этого, нередки случаи, когда люди начинают оправдывать свои поступки тем, что это действуют не они сами, а субличности в них.

Вспоминайте “Обыкновенное чудо”…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sublichnost

Работа с субличностями – начало глубинных проработок

Итак, если практик все делает правильно, то на определенном этапе работы его движение начинает замедляться. Процент саботируемых практик начинает расти, уровень прироста свободной энергии стабилизируется или даже идет на спад.

Возможны субдепрессивные состояния, апатия и нежелание что-либо делать. И это нормальный этап практики, через который проходят все. Наступление такого периода означает лишь то, что пришло время приступить к проработке ваших проблем, которые были активизированы практикой.

Здесь может возникнуть вопрос: а почему это нельзя было сделать в самом начале работы?

Ответ прост: в начале практики вам просто не с чем работать. Все комплексы и проблемы при стабильной жизни находятся в стадии компенсации. Иными словами, любой ваш комплекс (он же проблема, он же таракан в голове) похож на хроническую болячку. К примеру, есть болезненное место в психике (болевая точка).

Психика человека очень плохо переносит боль, поэтому после того, как таковая болевая точка у человека появляется, организм запускает механизмы построения психологических защит.  Задача этих психологических защит – закрыть болевую точку психики от травмирующих воздействий.

Читайте также:  Хронический стресс - причины, симптомы, лечение, последствия

  Жизнь стремиться стукнуть по больному месту психики, психические защиты защищают его. В итоге, через некоторое время эти две противодействующие силы оказываются в равновесии.

С одной стороны человек постоянно испытывает легкий психологический дискомфорт, так как ни одна психологическая защита не в состоянии полностью защитить больное место. С другой дискомфорт этот не настолько силен, чтобы мешать ему жить.

Ну, не уверен в себе где-то, ну гложет чувство собственной неполноценности время от времени. Здесь скомпенсировался, там кому-то нахамил, в интернете кого-то обосрал – чуть-чуть полегче стало. В итоге, чувствуешь себя не сказать, чтобы плохо, но и не сказать, чтобы хорошо. Все в равновесии.

В таком состоянии пытаться проработать свои психологические заморочки дело бессмысленное. Психологические защиты не дадут. Любая проработка предполагает необходимость обнажить больное место, а это означает испытать боль. В состоянии равновесия, организм просто не понимает, зачем ему переживать травмирующие ощущения, когда можно обойтись легким дискомфортом.

Совсем другое дело, когда психические защиты перестают справляться со своей работой и человек оказывается в состоянии выраженного психологического дискомфорта. В этот момент организм пытается сделать все для того, чтобы избавиться от этой боли. И попытку проработать проблему он воспринимает как помощь. Как говорится: что угодно, лишь бы полегчало.

Работая с базовыми психомагическими практиками, адепт одновременно нарабатывает несколько вещей. Это наработка навыков экономного расходования энергии и накопление свободной энергии.

И в то же время эта практика медленно, но верно, смещает психологическое состояние практика в состояние, при котором его старые психологические защиты становятся неадекватны (принцип двойной выгоды).  Иными словами, на определенном этапе наиболее актуальные для практика болевые точки оказываются незащищенными.

Что и приводит к выраженному психологическому дискомфорту. На этом этапе самое время помочь этим психическим гнойникам вскрыться и проработать слабые места психики. И сделать это в этот период намного легче и проще чем когда-либо.

В качестве основных инструментов используются:

Дыхательные практики (холотроп, ребефинг).

Ауто-психотерапия.

Телесные практики.

О дыхательных и телесных практиках, а также об их месте в практике психомага я расскажу позже.

Сегодня речь пойдет о ауто-психотерапии.

В качестве основного метода я использую модифицированный метод работы с субличностями из Психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Выглядит он так:

Подготовьте спокойное место, где вас не будут трогать хотя бы пару часов.

Возьмите тетрадь и ручку.

Выберите беспокоящее вас поведение. Вы должны провести его анализ, а конкретно ответить на вопросы: в каких действиях проявляется это поведение, какими ощущениями в теле оно себя проявляет, и какие эмоции вы при этом испытываете.

Вспомните последние несколько ситуаций, в которых проявлялось это поведение. Попытайтесь их пережить в своих воспоминаниях. Если вы подойдете к вопросу ответственно, то вы переживете те же самые ощущения и эмоции, но в несколько ослабленном режиме. Это важный момент и является обязательным.

Сразу отвечу на популярный вопрос: а что делать, если не получится?  Ответ простой: делать, пока не получится. Если вы со своими ощущениями справиться не можете и после пары попыток складываете лапки, то в магии вам делать нечего.

Человек, который способен повторять упражнение до получения результата, даже если ему придется 100 раз потерпеть поражение, способен добиться чего угодно.

Используя дыхание для снятия нервно-психического напряжения и свое магическое имя, войдите в состояние своей магической субличности.

Если вы правша правой рукой запишите в тетради вопрос: Кто отвечает за проблемное поведение и состояние? Пригласите эту часть своей личности на разговор. Если вы левша, то соответственно пишете левой рукой.

Возьмите ручку другой рукой (т.е. если вы правша то левой, а если левша, то правой) и напишите ответ. Не нужно ждать, что ответ сам собой напишется – мы не автоматическим письмом занимаемся.

Просто представьте, что вы и есть тот, кто ответственен за эту проблему и пишите от его имени. Красота почерка значения не имеет. Даже если получаются абсолютно нечитаемые крякозябры, пишете все равно вы, так что о чем идет речь вам будет известно.

Трудность письма нерабочей рукой дело обычное и входит в состав упражнения.

Ведите разговор, исходя из следующих положений:

Во-первых, та часть вашей личности, которая отвечает за ваше проблемное поведение, находится под постоянным психологическим прессингом. Она травмирована, она испытывает боль с момента рождения. И с момента рождения ее игнорируют и подавляют. Причем делаете это вы, а не кто-то другой.

Во-вторых, у травмированной части вашей личности накоплено огромное количество негатива в ваш адрес. Негатив вполне заслуженный.

В третьих, эта часть личности всегда готова пойти на диалог.

Итак, разговор лучше начинать с того, чтобы предложить вашей субличности ответственной за проблемное поведение выплеснуть весь негатив в ваш адрес. Обычно в ответ на это предложение идет отборный мат. Не запрещайте это, выписывайте все, что ваша субличность о вас думает.

Когда фонтан иссякнет вы почувствуете облегчение и усталость. Это верный признак сброса напряжения. Он сам по себе приносит некоторое улучшение состояния.

Теперь начинайте задавать вопросы: чего ваша субличность добивается таким поведением? Чего она хочет вообще?

Если вы получите шокирующий и неприемлемый ответ типа: я хочу сдохнуть – не пугайтесь и продолжайте задавать вопросы. Все деструктивные желания субличности являются ширмой за которой прячутся истинные желания, которые по своей сути позитивны.

Например, субличность выдает вам ответ: я хочу сдохнуть.

Вопрос: чего ты хочешь этим добиться?

Ответ: тогда мне не придется бояться.

Вопрос: чего бояться?

Ответ: того-то и того-то.

Вопрос: значит, ты меня защищаешь от этого?

Ответ: да.

Вопрос: как я могу тебе помочь?

Разговаривая с субличностями (вопрос правой рукой, ответ левой) стремитесь наладить с ними приятельские отношения. Это первоначальная задача. Вы должны заработать доверие вашей субличности. И самый лучший способ: подкуп.

Выглядит это примерно так: выясните, что доставит вашей субличности удовольствие. Предложите несколько вариантов эту потребность удовлетворить (те, которые вас устраивают).

В обмен на эту услугу предложите субличности изменить свое поведение на то, которое вас устраивает.

Вдвоем ищите компромисс – то поведение, которое одновременно будет устраивать вас и в то же время будет терпимым или приемлемым для субличности.

Запомните: всегда выполняйте данные субличности обещания.

Продолжайте разговор до тех пор, пока не придете к компромиссу. После этого, отследите свое состояние.

Если компромисс действительно достигнут, то мышечные зажимы, которые обострились, когда вы вспоминали проблемную ситуацию, будут ослаблены или вообще уйдут. Это показатель того, что напряжение сброшено.

Если этого не произошло, то попросите вашу субличность сделать это. Затем поблагодарите ее и заканчивайте упражнение.

Теперь о возможных трудностях и проблемах при выполнении упражнения:

Проблема: Ничего не получается. Субличности делают все, что им хочется, а я ничего не могу с ними сделать.

Ответ: Если у вас субличности делают все, что им хочется, а вы ничего не можете сделать, то у вас выраженный дефицит галоперидола в организме. Вам поможет психиатр.

Во всех остальных случаях: не трахайте себе мозг. Субличность и вы это не разные личности. Это разные грани одной и той же личности. Иными словами, любые отмазки – моя субличность делает то-то и то-то, а я ничего не могу сделать — всего лишь избегание ответственности.

Пример: Вася в определенных ситуациях ведет себя как мудак. Это не говорит о том, что Вася хороший, а субличность, которая заставляет его вести как мудак, плохая. Это говорит о том, что Вася мудак, потому что ему хочется вести себя как мудак.

А создание субличности всего лишь способ сохранить свою самооценку и убежать от ответственности.

Соответственно для Васи работа с субличностью будет заключаться не в том, чтобы убедиться в том, что его мудацкое поведение – следствие наличия мудацкой субличности, а в том, чтобы осознать и принять тот факт, что он мудак и совместно с субличностью научиться мудаком не быть.

Иными словами, если ваша субличность слаба, то это вы слабы. Если трусливы – вы трусливы. И далее по списку. Не переносите ответственность на субличности, они всего лишь воплощают ваши желания так, как могут.

Проблема: Субличность не идет на диалог.

Ответ: Повторяйте каждый день. Рано или поздно любая пойдет на разговор – такова их природа.

Проблема: не получается писать левой рукой.

Ответ: учитесь. Там заложен один трюк, это не просто так.

Проблема: во время работы возникают сильные эмоции.

Ответ: это не проблема, а признак того, что подавленные эмоции находят выход, то есть процесс терапии идет полным ходом.

Не сдерживайте эмоции: хочется плакать – плачьте, хочется орать – орите, хочется врезать – сломайте что-нибудь (газету порвите на мелкие части – хорошо помогает).

Всплывшие и проявленные в процессе терапии эмоции приводят к катарсису, а он к обновлению личности.

Проблема: мне страшно.

Ответ: Боитесь – прорабатывайте страх. Не можете —  бросайте все и не читайте этот блог. Он для бойцов.

Проблема: Ответы не пишутся, приходится их придумывать.

Ответ: нормальное решение. У нормального человека между сознанием и подсознанием – стена. Упражнение для того и предназначено чтобы ее пробить или обойти. Придумывать ответы – один из трюков. Даже если вам кажется, что вы придуриваетесь, процесс налаживания контактов между сознанием и подсознанием идет. Через некоторое время пойдет реальная информация.

Проблема: Я не знаю как задавать вопросы.

Ответ: разговаривайте так же как и с обычными людьми с которыми вам нужно о чем-то договориться.

На этом пока все.

Продолжение следует.

С уважением, Сергей Ли

©

Источник: http://psychomag.ru/?p=344

Работа с субличностями. Как справиться с рассеянностью

Добавить в избранное

Теория и создание техники работы с субличностями

Так же как и большинство открытий, эта простая техника работы с субличностями родилась на моем собственном опыте. Её создание было мотивировано моим крайне рассеянным состоянием, в котором я не мог ничего делать, а задач было множество.

  И как известно, (психологи меня поймут) множество старых психотехник, которые тебе когда-то помогали и которые ты до сих пор эффективно применяешь в психотерапевтической практике, для тебя самого становятся менее эффективными, то ли от твоего детализированного понимания всех нюансов, то ли сама жизнь нас побуждает создавать что-то новое.

И когда я начал разбираться со своими состояниями, поочередно применяя различные психотехники, столкнулся с их слабой эффективностью, внутренний конфликт не угасал.

И я решил расслабиться и имея предыдущий опыт, за несколько минут вошел в альфа-состояние, расслабил глазные мышцы и в умиротворенном состоянии начал спускаться в дебри своего бессознательного и интуитивно пробовать (не исключая предыдущий опыт) как-то справляться с возникшей задачей,  то есть, полным хаосом в голове и нежеланием что-то делать.

Полезным инструментом в ходе работы стало мое понимание о «многоликости» сознания. К сожалению, пока что мы не являемся целостной личностью, которая полностью согласованна внутри, а являем собой набор огромного количества маленьких «Я» (субличностей, или разнонаправленных нейронный сетей, представлений, желаний).

  И в разные моменты жизни, какая-то часть нас находится на первом плане. У всех происходят перепады настроения, резкие эмоциональные всплески, за которые нам стыдно после, мы можем что-то решить в понедельник, а в среду уже абсолютно забудем об этом или потеряем интерес.

Выходит, что одна часть нас желает одного, а другая – противоположного,  все это признаки смены активных субличностей. Поэтому нам тяжело концентрироваться на одном деле!

Мои негативные состояния были вызваны как раз множеством задач, которые нужно делать, но сильное внутреннее сопротивление создает внешний хаос и ступор.

Я решил попробовать детальнее разобраться со своими внутренними противоречиями, придавая им форму, определяя их характеристики и ведя с ними диалог.

  Я отслеживал свои телесные ощущения, эмоции, локализацию, делал наименование персонажей, представлял образы, все это анализировал и согласовывал посредством диалога между субличностями.

В результате этого невероятно интересного полуторачасового процесса, я раскопал множество не осознаваемых ранее проблем и телесных зажимов, снимая слой за слоем, как листья капусты, пока не пришел к ощущениям равномерного тепла по телу, легкости и ясности ума.

Во многом я действовал интуитивно, применял множество элементов различных психологических школ, и после этого проводя подобную процедуру другим, собирал и систематизировал данные, чтобы потом описать, хотя бы частично, методику по которой каждый сможет оказывать себе помощь при необходимости.

По моему мнению, применять эту технику работы с субличностями особенно эффективно как раз в случаях неопределенности, внутренних конфликтов, рассеянности на работе, нежелании что-то делать, слабой мотивации и хаотичности.

В ходе работы могут вскрыться глубокие, вытесненные ранее в бессознательное, проблемы, которые возможно и не выйдет самостоятельно проработать мгновенно, но по крайней мере, осознание причинно-следственных связей позволит вам лучше управлять своими состояниями и покажет, с чем стоит еще поработать.

P.S. Не переживайте если не получилось себя полностью проработать самостоятельно так быстро. Все получится!! Желательно прорабатывать не более по 2-3 субличности в день. 

Читайте также:  Нейролингвистическое программирование - техники, примеры, приемы

Алгоритм техники работы с субличностями

Медитация по вхождению в альфа-состояние. Это является крайне важным условием для осуществления гармоничного процесса самостоятельной терапии, чтобы иметь ресурс в виде осознанного состояния и доступа к подсознанию. Опыт подтверждает очень благотворное влияние подобной медитации на процесс психотерапии и поэтому, я часто использую его при работе с другими, а не только индивидуальной.

Необходимым условием и признаком погружения в альфа-состояние являются расслабление глазных мышц, умиротворенное состояние, торможение внутреннего диалога, легкость. В интернете можно найти массу медитаций и инструкций по их применению, замечательно подходит медитация по методу Сильвы.

Чтобы войти в состояние может потребоваться 5-20 минут, в начале дольше, а со временем будет получаться быстрее.

Формулировка проблемы. Например: «Тяжело себя заставить что-то сделать»;
Определение переживаний, эмоций связанных с этим. Например: «Чувствую подавленность, растерянность»;

Локализация в теле. Например: «В связи с выше перечисленным, когда я начинаю на этом фокусироваться, чувствую дымку в передней части головы, или тяжесть в области груди»;

Объективизация.  Работа с субличностями
— Возраст, локализация — место напряжения в теле, цвет, вкус, вес, объем, структуру, температуру, форму, визуальный образ и т.д. Чем больше характеристик вы определите, тем больше вы выведете из бессознательного ваше переживание и сможете понять его.

На этом этапе можно было бы закончить, приблизительно так выглядит процесс некоторых видов телесной терапии (например, в используемом мною, замечательном психотерапевтическом методе — психокатализе), с продолжением трансформации образов и ощущений, конечно же. Но мы пойдем дальше, добавляя элементы работы с субличностями, персонификации проявлений, анализа и диалога.

https://www.youtube.com/watch?v=KCLqYnn7tKo

Выбрав и подробно описав одно место в теле, с сопутствующими ему ощущениями и эмоциями, нужно определить его роль, функцию.

Можно представить себе личность подобную себе, возможно он окажется другого возраста, с отличными деталями образа, или это может быть любое живое и неживое существо, предмет и т.д.

Мне сразу же представился образ себя другого возраста, внешности.  работа с субличностями

После того, как образ будет сформирован, он может характеризовать какое-то качество характера, это могут быть: ранимость, заносчивость, раздражительность и т.д.

, при этом он может обладать полезными функциями, такими как, защита, бдительность, прочие… Начните вести с ним диалог, дайте ему имя (это может быть очень эффективно, когда вы будете в будущем использовать это для управления этим проявлением).

Выявление мотивации субличности. Чтобы понять, что делать с «выделенной» частью вас (субличностью), выясните её мотивацию, чего она желает, что ей интересно, вы можете почувствовать это или начать диалог с помощью вопросов.

В зависимости от того, чего хочет выбранная субличность, необходимо провести ряд действий, которые гармонизируют вас. Это может быть:
— узнать, почувствовать, на своем ли месте в теле находиться данная субличность;

— ощутить сколько процентов ваших сил уходит на активность этой субличности и при необходимости перераспределить, направив в более уязвимые участки тела, например те, где вы будете ощущать обесточенность, пустоту или холод.

Трансформация. Помните, вы находитесь в вашем воображении, работаете с подсознанием,     вы можете все — изменять структуру, вид образов, производить любые необходимые для нормализации действия. Эти изменения образов неизменно повлекут за собой изменения эмоциональных и телесных ощущений, так работает наша психика.

Например, вы увидели образ себя же в возрасте 7 лет, свернувшегося в клубок, выяснили, что это связано с испугом и страхом внешней среды, вы берете из другой части вашего тела, в которой ощущаете энергию (тепло, свет и т.

д)  и передаете её мальчику, представляя как он становится сильнее, взрослеет, или формируете вокруг него защитную мембрану.

Трансформация также может происходить и на уровне диалогов, осознаний, вы можете что-то сказать, убедить, донести до той «несозревшей», травмированной части вас, подбодрить и поддержать ее.

Наблюдайте за изменениями в теле, эмоциях. Если все нормально, завершите сеанс. Признаками завершения процесса могут быть приятные ощущения в теле (тепло, легкость), ясность ума, радость, спокойствие, удовлетворенность, желание действовать.

Если остались неприятные ощущения, или какие-то лишние картинки, метафорические предметы (на уровне внутренних процессов), возвращайтесь к 2-му этапу и проходите заново весь цикл.  Довольно часто, за одним ярко выраженным состоянием  стоит доминирующая, в данный момент времени, субличность.

Источник: http://ezoterika-ru.ru/rabota-s-sublichnostyami-kak-spravitsya-s-rasseyannostyu/

Психология и работа с субличностями

В разных ситуациях мы проявляем разные стороны нашей личности, разные качества, разные желания и чувства.

Часто психологические конфликты внутри человека возникают потому, что психические процессы – желания, чувства, эмоции – разрозненны и даже противоречат друг другу (например, желание есть вкусно и много и желание похудеть). Эти элементы в каждой ситуации образуют что-то вроде личности в миниатюре.

Основоположник теории психосинтеза, Роберто Ассаджиоли, итальянский психиатр, психотерапевт и психолог, назвал эти разрозненные структуры, процессы или части личности “субличностями”.

Выступая в определенных ситуациях на первый план, субличность может руководить действиями человека, мыслить от имени всей личности в целом, у нее есть свои собственные движущие мотивы, часто отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей.

В общем пространстве личности могут быть актер и мыслитель, совратитель и лентяй, организатор и добряк и т.д. Каждая субличность старается любой ценой удовлетворить свои потребности, реализовать желания, даже деструктивными способами.

Этот процесс протекает бессознательно.

Поэтому часто получаются ситуации, когда принятое решение или действие оказывается в дальнейшем нежелательным, возникает ощущение: «я этого не хотел, а снова сделал». Сделанное было продиктовано какими-то скрытыми мотивами или страхами.

Человек считает, что он действует как целостная личность, а в действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию, часть личности. Т.е. субличности воспринимаются как относительно самостоятельные части нашей личности.

Но их отдельное функционирование отнюдь не способствует нашей целостности и росту.

Работа с субличностями направлена на осознание, принятие, объединение разрозненных частей так, чтобы возникла гармония, внутренняя сила; и на постижение своего истинного «Я», выявление объединяющего центра личности, раскрытие внутреннего потенциала. Изменение, трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику в целом.

В тоже время, основная мысль теории психосинтеза заключается в понимании того, что «Я» и «мои части» (тело, поступки, чувства, мысли) – не одно и тоже. Например, «я» и «мой гнев» – не равны, «я» испытывает чувство, обусловленное ситуацией, но не тождественно ему.

Понимание этого меняет восприятие собственных страданий и позволяет выработать к ним более позитивное отношение.

Работа с субличностями – одна из основных форм работы в технике психосинтеза. Это обращение своего взора на внутренний мир, обращение к своим внутренним ресурсам.

Методика работы на первых порах предполагает взаимодействие с теми субличностями, которые попадают в поле нашего зрения. Общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем.

По аналогии со строением всей личности, авторы выделяют в субличностях три уровня: подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание – это уровень низшей, животной энергии, обеспечивающей существование.

Осознавая определенную часть «Я», мы получаем возможность отстраниться и наблюдать за нею, это часто сопровождается чувством просветления и освобождения, хотя могут быть и другие эмоции, испуг, например. Но независимо от этого, плюсы в том, что осознанность повышается, и увеличивается степень свободы.

Следует помнить, что нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные части нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут казаться отрицательными.

Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют поведение личности, навязывают свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как “Я”, как центр личности.

Источник: http://www.justlady.ru/articles-128536-psihologiya-i-rabota-s-sublichnostyami

Имя мне — Легион: какие субличности живут в каждом из нас

Тройственный союз

Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера.

Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе.

Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.

В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.

Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила.

Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность.

Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.

В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом.

При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями.

Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.

В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину.

Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека.

В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать.

Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить.

Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти.

Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком

Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К.

Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.

Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно.

Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты.

На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»).

Читайте также:  Что подарить девушке на праздник - идеи и советы

В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом.

Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится.

Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.

Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их.

Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться».

Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства.

При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность.

А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9835-inner-personalities

Субличности, или кто смотрит через твои глаза?

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями.

Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока,  Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием).

Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени.

Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач.

У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха.

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала.

Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре.

За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение).

Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями.

Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться.

Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.  

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному.

«Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение.

Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие.

При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку.

Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию.

Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию,  поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой (см. «Защиты психики»).

Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее (см. также статью «Энергия человека»).

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей (см. пример «Консультация у психолога»).

И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил (см. статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора»).

В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом.

Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека.

В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль (например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. См.

также статью «Расстановки по Хеллингеру. Влияние систем на человека»). Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался (см. статью «Архетип» и в разделе «Высшие архетипы» статьи «Потеря и возвращение души») и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э.

Берн в книге «Игры, в которые играют люди» разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии).

Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки.

Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили.

  Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился).

На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться.

Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее. 

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации.

Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает.

Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил.

Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку.

Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую (см.

технику выхода из навязчивых состояний в статье «Невидимый мир и его воздействие на человека»). Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Гнев Печаль Радость

Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано).

Источник: http://xn--80afocgkj9a6f.xn--p1ai/book/17

Ссылка на основную публикацию