Способности личности — творческие, индивидуальные, социальные

Способности в структуре личности

Способности личности - творческие, индивидуальные, социальные

Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую: 1.

Социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п. 2. Психологическая сторона способностей, т. е.

особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.

3. Физиологическая сторона способностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — задатки, которые являются врожденными особенностями.

Способности — это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Все способности человека классифицируют, исходя из их внутренней структуры.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т. п.; «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.

Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные — это способности человека в неосновном для него виде деятельности.

Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей — творческие. Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т. п., а их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском.

Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

Способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности.

В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1 — Одаренность — благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.

14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома.

2 — Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

3 — Гениальность — высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, революционных результатов.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания.

В то же время в проявлении и развитии способностей существенную роль играют природные анатомо-физиологические свойства как предпосылки развития способностей. Эти природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие.

Большое значение для развития способностей имеет и характер человека. Именно характер определяет уровень развития способностей, причем одинаковое значение имеют как нравственные, так и волевые его черты.

Недостаток волевых черт, как правило, приводит к потере тех возможностей, которые содержатся в анатомо-физиологических задатках, потому что развитие способностей требует постоянной деятельности, а осуществление деятельности связано именно с волевыми особенностями характера.

Выделяют два уровня развития способностей — репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать той или иной деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное, открывает для себя неизвестное, овладевает деятельностью самостоятельно.

Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая — репродуктивную, без которой творчество вообще немыслимо.

Кроме указанных уровней, следует выделить виды способностей по их направленности или специализации. В этом плане в психологии изучают общие умственные способности и специальные способности.

Общие умственные способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

К ним относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. д.

Общие способности в своей совокупности составляют основу способностей к обучению, к труду и к общению, поэтому они служат необходимой основой становления личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области, например музыкальной, художественно-изобразительской, конструкторской, математической и т. д.

Специальные и общие способности тесно связаны между собой. Некоторые из специальных способностей требуют исключительного развития общих способностей.

Такова, например, способность к труду: если она не будет сформирована у человека, то ни одна профессиональная способность не сможет быть развита.

Если не будет сформирована способность к общению, человек не сможет стать полноценным руководителем, потому что для руководителя такая способность — одна из важнейших.

В. Н. Князев подчеркивает, что определить способности человека чрезвычайно трудно. Если бы существовали надежные методики распознававания хотя бы анатомо-физиологических задатков, лежащих в основе способностей, то был бы решен целый ряд очень важных для человечества проблем.

Основная для человека деятельность — трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются.

Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития.

Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.

Как развивать способности человека на рабочем месте? Каковы пути создания условий для развития профессиональных способностей? Один из путей — разнообразие трудовых заданий.

Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым.

Развитие способностей работника стимулируют такие формы организации труда, как расширение рабочих зон обслуживания, совмещение рабочих профессий в комплексных рабочих бригадах и т. д.

Распределяя производственные задания, бригадир должен принимать во внимание то психологическое обстоятельство, что труд, разнообразный по целям и способам выполнения, служит существенным условием формирования способностей личности вообще и работника в частности.

Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности — разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы. В трудовой бригаде должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.

С. Л. Рубинштейн основную сложность в определении способностей видит в том, что о способностях человека обычно судят по его продуктивности.

Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области.

Но наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что люди, по-видимому, вообще даровитые, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто менее даровитые, оказываются более продуктивными, чем можно было предполагать.

Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации, и отработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом.

В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная и неслаженная система операций и из-за несовершенства этого компонента способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность оказывается относительно незначительной. В других же случаях, наоборот, на базе генерализованных аналитико-синтетических процессов менее высокого уровня достигается большая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, эффективность деятельности, конечно, сама по себе важна, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.

Способности формируются не только при усвоении продуктов, созданных в процессе исторического развития, но также их создания; процесс же создания человеком предметного мира — это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы.

Источник: https://psyera.ru/5410/sposobnosti-v-strukture-lichnosti

Способности как свойство личности. Задатки и способности



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний, умений и навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на такие особенности психики человека, которые называют способностями.

Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области.

Читайте также:  Измена мужа, как себя вести - советы психолога

Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: 1) быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки.

При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение); 2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

Почему при прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают деятельностью и добиваются больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструкторская, литературная и т. п.

) предъявляет определенные требования к работе анализаторов человека, скорости его реакций, свойствам личности. Одни люди обладают необходимыми качествами, предъявляемыми той или иной деятельностью, другие – нет.

Если человек обладает индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей мере отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что они способны к ней.

Способности –это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Это:

• индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого;

• не физиологические (высокий рост, длинные пальцы и т. п.), а именно психологические особенности;

• не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности, потому что не существует отвлеченного от вида деятельности понятия способностей.

Теплов Б.М. выделял 3 основных признакаспособностей:

1) это индивидуально-психологические особенности;

2) определяющие успешность выполнения деятельности;

3) несводимые к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Следовательно, оценивать способности надо всегда в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами.

Любая деятельность требует от человека не одной отдельной способности, а целого ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературная деятельность включает в себя, помимо эстетической позиции, еще и впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, образную память, способность к точному и выразительному языку.

Слабое развитие какой-либо одной способности можно компенсировать за счет усиленного развития других. Это дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности и выбора профессии.

Отсутствие частной способности можно возместить также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Виды и уровни способностей. Существует несколько подходов к классификации способностей.

Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные (рис. 3.11). Самым распространенным является деление способностей на общие и специальные.

На предлагаемом рисунке под природными (биологически обусловленными) способностями понимаются их задатки (см. ниже). Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Рис. 3.11. Классификация способностей

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения.

Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п.

В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т.п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т.п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития.

По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения, творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей (рис. 3.12).

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности.

Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Рис. 3.12. Уровни развития способностей

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

2) общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

3) умственный потенциал человека, его интеллект;

4) совокупность задатков, предпосылок способностей.

В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес).

Одаренный человек необязательно талантлив. Талант – это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении.

Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту:

1) внимательность, собранность, готовность к напряженной работе;

2) потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие;

3) быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности.

Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин).

Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам.

Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности.

В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

В отечественной психологии убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности – это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся:

1) некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

2) строение мозга;

3) строение органов чувств (абсолютный слух);

4) типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

5) определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

6) соотношение первой и второй сигнальных систем;

7) генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет.

Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности.

Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности.

Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д.

На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3–4 лет, А.С.

Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева – практически гений в изобразительном искусстве – к 17 годам (умерла в 1969 г.

) создала 10 тысяч оригинальных рисунков.

Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – в 65–67 лет.

Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью.

И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.

В вашей будущей деятельности также важно наличие некоторых способностей, подробнее об этом вы сможете познакомиться в 6 разделе настоящего пособия.

Направленность личности

Читайте также:  Депрессия, что делать во время депрессии

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели.

Все это определяет направленность личности, т. е., ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения.

Источник: https://megapredmet.ru/1-22358.html

Способности как проявление индивидуального в психике

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать так:

  1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения — типа условно-рефлекторных связей.
  2. Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Общие: ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные: они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, — математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
  2. Теоретические: определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические — лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
  3. Учебные: влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.
  4. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

  • Задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
  • Способности — не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены.

Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания.

Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.

Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств.

Аналогичные свойства математических способностей — умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в.

предпринимались неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения — выявить динамику успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями.

Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Границы наших задатков (по Дангеимеру)

Компоненты педагогических способностей — конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

Исследования различных видов специальных способностей проводятся главным образом тогда, когда занимаются профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):

  • П — природа (растения, животные);
  • Г — техника (машины, материалы);
  • Ч — человек, группы людей;
  • З — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • X — художественные образы (искусство).

При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:

  1. устойчивой системой приемов и способов деятельности;
  2. обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
  3. тем, что данная система — средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
  4. тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/18-sposobnosti-kak-proyavlenie-individualnogo-v.html

Способности и роли личности (стр. 1 из 3)

Морозов А.В.

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения.

В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.

О способностях высказано очень много противоречивых суждений, мы же попробуем рассмотреть их место в структуре личности, а также поговорим о бытующих на сегодняшний день мифах о них. О способностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристиках личности. Вот основные из них:

способности заложены в человеке от рождения;

любые способности можно сформировать;

люди изначально равны по своим способностям.

Один педагог в достаточно немолодом возрасте провел на себе следующий эксперимент. У него полностью отсутствовал музыкальный слух. И он начал постепенно, тратя на это очень много времени и усилий, разучивать по частям многоголосые фуги Баха. И он добился успеха и развил у себя очень хороший музыкальный слух. Это говорит о том, что можно сформировать любую деятельность, но большими усилиями.

Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Этот пример демонстрирует то, что можно обойтись без способностей, даже в такой сложной деятельности, но отнюдь не то, что способность можно формировать. То, что педагог у себя сформировал — это все-таки не способность.

Способности – свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности.

Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере её освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

В качестве примера приведем такой известный случай: на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности.

Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных умений и навыков рисования.

В дальнейшем Суриков делом исправил эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию.

Читайте также:  Псевдодеменция - причины, симптомы, лечение

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей.

Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

Не всякая деятельность развивает способности личности.

Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей.

Например, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.

Производственные задания или служебные обязанности далеко не исчерпывают творческих возможностей и богатства жизненных устремлений человека.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда.

Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, ещё не могло быть определяющим.

В пользу наследственности способностей свидетельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т. д. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.

Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость её примерно у одной трети русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны.

Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100 % музыкальности.

Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми.

Пример этот поучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «классической» способности, какой всегда считался музыкальный слух.

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей.

Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

Задатки – биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками.

Но главное здесь то, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер.

На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего.

Ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности.

Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и наоборот, компенсировались его слабые стороны.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204619/sposobnosti-i-roli-lichnosti

Способности и направленность личности

V. Психические свойства личности

1. Способности и направленность личности

Зададимся таким вопросом: почему, выполняя одну и ту же работу, люди получают разные результаты; почему, обучаясь у одного преподавателя, студенты по одному и тому же предмету получают разные оценки? Ответ может быть один – все дело в способностях.

А почему, выполняя разные работы, один и тот же человек затрачивает разные усилия и получает разные результаты? Здесь все дело в направленности личности.

Следовательно, с одной стороны человеческая деятельность не будет успешной без способностей и направленности; с другой – они тесно связаны, взаимодействуют и их нельзя отрывать друг от друга.

Способности – индивидуально-психические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения [35, с. 380]. Основоположником изучения способностей в ХIХ веке выступил английский психолог Фрэнсис Гальбон; из отечественных исследователей наибольший вклад в исследование проблемы внес академик Борис Михайлович Теплов.

Что характеризует способности?

—  Во-первых, индивидуальная отличительность, т. е. каждый человек на что-то способен;

—  Во-вторых, речь идет не о физических, а психологических способностях;

—  В-третьих, не всякие способности, а способности к определенной деятельности;

—  В-четвертых, способности – это только возможность, а не реальность. [Подробнее об этом см.: 16, с.236].

У способностей два критерия: быстрота овладения той или иной деятельностью; качество (уровень) достижения в своей области деятельности.

Оценивая человеческие способности, К. Маркс писал: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости». [20, 23, с. 178].

Есть ли какая-либо предрасположенность, предпосылка для способностей?

Современные психологи и физиологи прежде всего выделяют задатки – врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие предпосылки для развития способностей [35, с. 380]. Но задатки – это еще не гарантия развития способностей, а лишь возможности перспектива, которая может так и остаться нереализованной.

Кроме того, на наш взгляд, определенную стимулирующую (а иногда – и тормозящую) роль могут оказать общественные условия. Раннее выявление и развитие способностей в детском саду, школе, детских творческих коллективах, специальных школах – большая вероятность развития способностей.

Наконец, до сих пор идут споры о роли генетического фактора в развитии способностей. С одной стороны, следует признать свершившимся фактом династии Ойстрахов, Туполевых, Дунаевских, Шестаковичей, Озеровых, но с другой – у великого специалиста по проектированию и строительству мостов – академика В. Н. Образцова сын – С. В. Образцов стал великим …. Кукольником, не построив ни одного моста.

Способности подразделяются на общие (способность жить, постигать мир, получать знания и др.) и специальные (способность добиваться высоких результатов в избранной области деятельности).

Способности – понятие многоуровневое: основными уровнями способностей выделяют:

—  одаренность – совокупность ряда способностей, выделяющая особенно успешную деятельность данного человека перед другими в одной и той же области деятельности;

—  талант – совокупность способностей, позволяющая получить совершенный и оригинальный результат общественной значимости;

—  гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности [см.: 6, с. 262-263];

—  интеллект – совокупность способностей к ряду видов деятельности; «… способность человека адаптироваться к окружающей среде» [35, с. 384].

Однако для успеха в деятельности, кроме способностей, не менее важны трудолюбие, организованность, целеустремленность. Только одаренность, талант, помноженные на труд и творческие поиски дают такую психологическую готовность к совершенному, творческому решению задач в своей области, которая называется мастерством.

Но почему именно этот человек и именно в этой области является мастером? Очевидно все дело в потребностях, мотивах, интересах, склонностях и т. д.; словом в том, что и составляет содержание направленности личности.

Направленность – сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека во взаимодействии с окружающей средой. [6, с.226].

Направленность структурно базируется на:

—  потребностях (что нужно человеку);

—  мотивах (побуждениях к началу реализации потребностей);

—  интересах (эмоциональной стороне потребностей);

—  склонностях, призваниях (что получается лучшее);

—  идеалах (с кого брать пример, на кого походить);

—  убеждениях (я могу это сделать, я могу так поступать);

—  мировоззрении (я должен это сделать и в личных, и в общественных интересах; если не я, то кто).

Внешний выход направленности проявляется в социальной установке личности.

Установка – это определенная форма направленности личности на конкретный объект деятельности [6, с.239].

Однако серьезным препятствием на пути реализации направленности, тормозом в проявлении установки личности может стать фрустрация.

Фрустрация – психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления намеченной цели [33, с. 1447]. Но фрустрация может быть не только реальной, но гораздо чаще – мнимой.

Что же необходимо для формирования и развития способностей, направленности, а также для преодолевания фрустрации?

1)  Профессиональная ориентация и профотбор.

2)  Формирование положительных эмоций.

3)  Максимум возможного творчества и поощрения инициативы в практической работе и учебе.

4)  Сравнимость результатов – открытая, но как без захваливания, так и без унижения обучаемых.

5)  Здоровая морально-психологическая атмосфера в любом коллективе.

Таким образом, способности и направленность – важнейшие свойства личности, обеспечивающие успех как во взаимодействии с окружающим миром, так и в избранном виде деятельности.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1271-sposobnosti-i-napravlennost-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию