Символдрама – техники в психологии и психотерапии

Что такое символдрама и как она работает?

Символдрама - техники в психологии и психотерапии

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Особенности и преимущества символдрамы как метода психотерапии

Символдраму или кататимно-имагинативную психотерапию (от греч. kata – соответствующий; thymos – настроение, чувство; лат. imago – образ) можно понимать как «представление образов, соответствующих настроению» или «чувственное переживание образов».

Это самостоятельный метод глубинно-ориентированной психотерапии, который опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Юнга. Разработал кататимно-имагинативную психотерапию немецкий психоаналитик Ханцкарл Лёйнер в 1950-х годах.

Без тысячи слов

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, а разговор о природе, погоде, цветах и деревьях дается легко и непринужденно. В этом случае наиболее эффективной и незаменимой становится техника символдрамы – представление образа (мотива) на заданную тему.

Как известно, бессознательное говорит на языке символов и метафор. Поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

Без сопротивления

Образы могут всплывать спонтанно, неожиданно, непосредственно, обходя защитные механизмы психики. Все, что спрятано глубоко в подсознании, успевает прорваться наружу и отразиться в образе, и лишь потом включаются защиты.

В этих образах представлен внутренний мир клиента во всей его полноте: особенности его личности, неосознаваемые конфликты, бессознательные реакции, вытесненные чувства, которые человек сам от себя спрятал, устойчивые модели взаимодействия с другими людьми.

При квалифицированной поддержке психотерапевта клиент анализирует образ, исследует свое бессознательное и взаимодействует с ним. В результате начинают осознаваться вытесненные переживания и чувства, интегрируются отщепленные элементы личности, меняются глубинные психологические установки, что и способствует личностному развитию.

Все начинается с мысли

Удовлетворяя свою подавленную потребность в образе, клиент приобретает новый чувственный опыт, который потом переносит в реальную жизнь. Найденное клиентом решение является оптимальным именно для него, и исправление ситуации в образе приводит к кардинальным жизненным переменам.

При этом для изменений человеку не надо ничего отслеживать и контролировать в своем поведении. Качественные перемены в жизни просто проявятся «как по волшебству» в ответ на трансформацию внутренней установки, причем достаточно быстро.

Краткосрочность

Кататимное переживание образов считается краткосрочной психотерапией, но очень насыщенной эмоционально. В классическом психоанализе, который составляет обычно 100-300 сеансов, много времени уходит на анализ защитных механизмов психики, переносов и коррекцию поведения.

В психотерапии по методу символдрамы этого делать не требуется, потому что бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, а трансформация установок происходит непосредственно в момент представления образа.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов длительностью 50 минут каждый. Наиболее эффективная частота сеансов составляет 1 раз в неделю.

Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, избавиться от болезненного симптома, найти нужный ответ на беспокоящий вопрос.

А 30-50 сеансов терапии необходимы в сложных и запутанных жизненных ситуациях, чтобы обрести уверенность, спокойствие и улучшить свою жизнь.

Здоровая душа – здоровое тело

Научно давно доказано, что многие болезни являются результатом психологических несоответствий, стрессов, подавленной агрессии, накопленных обид и т.д. Существует направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных недугов, – психосоматика.

И часто бывает, что при работе с психосоматическими проявлениями и заболеваниями клиент свой симптом видит также в виде образа. Он может определить его местонахождение в своем теле, выяснить психологические причины его возникновения и в итоге трансформировать его из проблемы в ресурс, который уже будет не забирать силы, а давать их.

Универсальность

Психотерапия по методу символдрамы применяется в индивидуальной работе, в работе с парами, в семейной и групповой терапии. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом и работой с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и позволяет решать широкий круг проблем.

В решении каких вопросов помогает символдрама?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия, нежелание жить
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка
  • Нарушения сна
  • Стресс, патологическая усталость
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Психосоматические заболевания:
  • Инфаркт миокарда
  • Астма
  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Гипертония
  • Нейродермит
  • Диабет
  • Псориаз
  • Мнительность и надуманные болезни
  • Ревматизм
  • Головные боли, головокружения
  • Боли в области плеч и рук, желудка, в спине
  • Ожирение и непреодолимое желание поесть
  • Одержимость похуданием и истощение
  • Частые позывы к дефекации, запоры, поносы
  • Трудности с мочеиспусканием, болезненные ощущения
  • Заикание
  • Болезненные менструации, невынашивание беременности
  • Сексуальность:
  • Нарушения полового влечения
  • Сексуальные функциональные нарушения (у мужчин и женщин)
  • Гомосексуализм, бисексуальность
  • Садизм, мазохизм
  • Эксгибиционизм
  • И многое другое…

Как проходят сеансы психотерапии по методу символдрамы?

  1. Предварительная беседа, в ходе которой терапевт и клиент обсуждают ситуацию, проясняют детали, формируют запрос, с которым клиент хотел бы поработать. Это может быть: «Я уже 3 недели очень плохо сплю. Что со мной происходит?» или «Все мужчины меня бросают максимум через 2 месяца. В чем причина моих проблем в отношениях?» и т.д.
  2. Терапевт приводит клиента в состояние расслабления, которое не имеет ничего общего с гипнозом. Это состояние наиболее благоприятно для «сновидений наяву», т.е. представления образов.
  3. Терапевт предлагает клиенту представить образ, наиболее подходящий для проработки запроса, и рассказать о нем. Психотерапевт сопровождает клиента, исследует с ним образ с помощью специальных техник, содействует раскрытию бессознательного материала, задавая дополнительные вопросы и уточняя детали. Представление образа длится в среднем 10-20 минут.
  4. Клиент при поддержке терапевта интерпретирует образ, осознает, как то, что представилось, связано с реальной жизнью и внутренним состоянием. В результате этого совместного анализа к клиенту приходит осознание, изменение эмоционального состояния, освобождение от напряжения. А самое главное – иногда неожиданный, но самый оптимальный выход из ситуации, который влечет за собой изменение обстоятельств, а значит, жизни в целом.
  5. Клиенту рекомендуется дома еще раз вспомнить свой образ, нарисовать, описать его и принести с собой на следующую встречу для анализа. Это помогает осознанию еще большего количества деталей и стимулирует поиск дополнительных решений и выходов из ситуации.

Автор Александра Дибаже

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/chto-takoe-simvoldrama-i-kak-ona-rabotaet/

Символдрама

1948.

Изучая теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Густава Юнга, его метод активного воображения, немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (Hanscarl Leuner, 1919–1996) предположил, что архетипический образ должен задействовать все психические силы человека, а конкретные детали, которыми этот образ мы наделяем, могут говорить о личных бессознательных переживаниях конкретного человека. Обобщив результаты своих наблюдений, Лёйнер описал основные принципы нового метода психотерапии. В России символдрама получила распространение во второй половине 1990-х годов после перевода книги Лёйнера «Кататимное переживание образов» (Эйдос, 1996) на русский язык.

Символдрама (греч. symbolon – «знак», drama – «действие») – одно из направлений аналитически ориентированной психотерапии. В основе метода – свободное фантазирование.

Клиент рисует в воображении картину на заданную тему (мотив) и мысленно перемещается в нее, рассказывая психотерапевту о своих чувствах и ощущениях. Психотерапевт сопровождает его в этом путешествии.

Он задает уточняющие вопросы или просит произвести определенные действия, что помогает выявить психологические механизмы защиты, разрешить бессознательные конфликты.

Символдрама обращается к тем структурам психики, которые оперируют образами, эмоциями и символами. Луг, цветок, дерево, дом, ручей, гора… Стандартные образы, которые используются в символдраме сегодня, были выработаны Ханскарлом Лёйнером и его последователями в ходе долгой экспериментальной работы.

Из наиболее часто возникающих мотивов именно они точнее всего отражают наше внутреннее психодинамическое состояние и в то же время оказывают терапевтическое действие.

Кроме того, метафоричность выражения внутренних конфликтов значительно смягчает внутреннее сопротивление, которое, как правило, появляется во время психотерапевтической работы.

Клиент удобно устраивается в кресле или на кушетке, закрывает глаза и расслабляется. Психотерапевт предлагает ему представить определенный образ (мотив). Фантазируя, клиент рассказывает о том, что видит. А психотерапевт при необходимости направляет его воображение в соответствии со стратегией лечения.

Символдрама может проводиться индивидуально, в группе или в форме семейной психотерапии. В этом случае один и тот же образ одновременно представляют все члены семьи. В конце сеанса клиент и терапевт обсуждают увиденное.

В некоторых случаях специалист просит после окончания встречи нарисовать образ, чтобы помочь клиенту лучше его осмыслить, а на следующем сеансе проводит психодиагностику на основе рисунка.

Символдрама лучше всего зарекомендовала себя при работе с фобиями, психосоматическими расстройствами, заиканием, нарушениями пищевого поведения. Метод может применяться с шестилетнего возраста как в сочетании с другими видами терапии, например психоанализом, так и самостоятельно.

Курс чаще всего состоит из 8–15 встреч, но иногда может занять значительно больше времени. Практика показывает, что оптимальная частота встреч с психотерапевтом – один-три раза в неделю.

Делать этого чаще не рекомендуется. Так как метод оказывает глубокое эмоциональное воздействие, требуется время для осознавания пережитого во время сеанса опыта.

Стоимость одной встречи от 1500 до 2500 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/simvoldrama/

Метод символдрамы от алкоголизма и наркомании: техники, образы, положения, отзывы

Метод символдрамы относится к психотерапевтическим методикам, получившим государственную поддержку во многих странах мира. Символдрама особенно эффективна при депрессивных состояниях, к которым, безусловно, относится зависимость от наркотиков и алкоголя. Название «символдрама» — психотехника активного воображения, происходит от symbolon — условный знак, образ, drama – действие.

Символдрама при алкоголизме и наркомании

Существующий сегодня метод кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) разработан психотерапевтом профессором Х. Лёйнером на основании работ К. Юнга, известен и широко используется с конца прошлого века в Германии, Австрии, Голландии, России, странах СНГ.

Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» представляет собой фантазирование в состоянии расслабления при помощи образов на тематику, предложенную психотерапевтом.

Символдрама объединила методы классического психоанализа и поведенческую психотерапию, глубинный анализ Юнга, гуманистическую психологию и аутотренинг. Психотехника сочетается с психодрамой, игровой психотерапией. Используются методы самовнушения.

Роль психотерапевта заключается в общем направлении работы воображения, помощи больному в виде вопросов. Работа с подсознанием, не контролируемым разумом, позволяет доктору выявить основные проблемы, страхи клиента.

Кому помогает метод

Метод используется для лечения взрослых и детей. Он широко применяется на Западе для работы с детьми раннего возраста, школьниками.

С помощью этой методики клиентам предоставляется возможность:

  • осознать собственные бессознательные конфликты;
  • найти в ходе психотерапии способы защиты, нейтрализации подавленных проблем;
  • восстановить в памяти, осознать страхи раннего детства.

Этот способ психотерапии хорошо адаптирован к отечественным условиям. Эмоционально-образный способ решения внутренних конфликтов как нельзя лучше соответствует ментальности россиян, действует эффективнее многих рациональных аналитических психотехник.

Символдрама позволяет выявить истоки невроза, которые часто уходят корнями в детские страхи, душевные травмы, эффективна при лечении:

  • психосоматических заболеваний;
  • невротических состояний;
  • депрессии;
  • алкогольной, наркотической зависимости;
  • созависимости.

Метод символдрамы применяется при лечении наркомании и алкоголизма, используется во время ремиссии. Метод эффективен на этапе социализации, дает возможность взаимодействия больного с родными, друзьями, способствует восстановлению разрушенных связей.

Действенность этого способа психотерапевтического лечения выявляется не только в отношении лиц, страдающих зависимостью. Данная психотехника позволяет решить проблему созависимости.

Нередко именно поведение созависимого служит ключом, способным изменить течение болезни, найти мотивацию для избавления от алкогольной или наркотической зависимости.

Методика имеет свои противопоказания. Этим способом нельзя лечить людей, страдающих:

  • шизофренией;
  • эпилепсией;
  • олигофренией.

На видео применение символдрамы при реабилитации зависимых лиц:

Базовые техники

Символдрама основана на том, что все внутренние конфликты имеют в своей основе эмоциональное переживание, и, выявив эмоцию, оказывающую деформирующее влияние на психоэмоциональное состояние пациента, врач получает возможность разрешить проблему.

Методика охватывает три направления работы с клиентом:

  1. с настоящим психоэмоциональным состоянием;
  2. с прошлым клиента, травмирующим его подсознание;
  3. с будущим пациента, создавая предпосылки для личностного роста, воздействуя на подсознание.

Роль психотерапевта сводится к роли наблюдателя, воздействие доктора на пациента стараются свести к минимуму. В вопросах не присутствуют элементы внушения, которые предоставляют возможность клиенту согласиться или опровергнуть мнение доктора.

Читайте также:  Как заинтересовать мужчину - разговором, по переписке

Например, при описании цветка не спрашивают: «Красный цветок или желтый?» Вместо этого врач спросит: «Какой окраски цветок?» Вопрос не должен предоставлять выбор, содержать подсказку.

Предложенные образы пациенты интерпретирует по-своему. Так, один и тот же мотив, например, «дерево» вызывает в воображении разные образы, соответствующие общему состоянию человека, его настроению в текущий момент.

В зависимости от индивидуальных особенностей, пациент может представить в воображении:

  • высокое мощное дерево с густой кроной посреди леса;
  • одиноко стоящее деревце с облетевшей осенней листвой;
  • цветущую яблоню.

Образы приходят из подсознания, удивляя иногда самого человека неожиданными деталями. Так, на верхушке может сидеть ворон, у основания ствола может оказаться яма, а за деревом может спрятаться неведомый зверь.

В этих деталях, возникающих при проработке образов, проявляются детские страхи, неразрешенные конфликты, забытые на уровне сознания обиды, продолжающие жить в подсознании уже взрослого человека.

Методику используют для индивидуальных и групповых сеансов. Символдрама позволяет работать в различных вариантах – парами, с детьми, родителями.

Основные образы

Основные положения для развития образной фантазии — специально отобранные мотивы, наиболее соответствующие проблематике, вызвавшей внутренний конфликт.

Основатель метода Х. Лёрнер предлагал следующие образы:

  • луг;
  • подъем в горы с обзором открывающейся панорамы;
  • следование по течению ручья или против него;
  • обследование жилого помещения;
  • наблюдение за лесной опушкой, описание встречи с неизвестным существом, вышедшим из леса.

Каждый мотив используется для решения определенной проблематики.

Для подростков особое значение приобретают проблематики:

  • проблемы личностной оценки;
  • социализации;
  • идентификация идеального «Я».

При работе с детьми эффективны образы:

  • воображение себя через 10 лет;
  • наблюдение за семейством животных.

Эти образы в символдраме помогают врачу составить мнение о характере отношений в семье, выявить факторы, травмирующие психику.
Лекция о работе с образами в символдраме и их значение:

Проведение сеансов

Улучшение пациент ощущает уже после первого сеанса, а после курса лечения, состоящего из 8-15 сеансов, наступают существенные положительные изменения в душевном состоянии.

Длительность сеанса составляет около часа, включает:

  1. предварительную беседу;
  2. упражнения для расслабления;
  3. собственно психотерапию, состоящую в переживании предложенных образов;
  4. обсуждение.

Для закрепления результата пациенту предлагается вести дневник, создавать при помощи рисунков, скульптурной лепки из глины, пластилина образы, предложенные психотерапевтом.

Беседа

На первом этапе нарколог проводит беседу с пациентом, знакомится с дневником, рисунками клиента, чтобы получить полное представление о состоянии больного.

Расслабляющие техники

При проведении сеанса используются расслабляющие приемы. Чтобы подготовить взрослых, подростков к сеансу, применяется аутотренинг. Детям, для того, чтобы выполнить упражнение, обычно, достаточно просто лечь на кушетку и закрыть глаза.

Психотерапия

Пациенту предлагается представить образ, рассказать о своих переживаниях. Участие психотерапевта проявляется в виде направляющих коротких комментариев, соответствующих ситуации, уточняющих вопросов, не влияющих на свободное самораскрытие клиента.

Каждый мотив соответствует определенному состоянию, которое, по мнению психотерапевта, представляет центральную проблему для пациента.

Длительность сеанса собственно психотерапии составляет около 20 минут. Время «сновидений наяву» (имагинаций) зависит от возраста, состояния здоровья клиента.

Обсуждение

Этот этап особенно актуален при работе с группой при лечении алкоголизма, наркомании, созависимости. Помогает закрепить установки на трезвость, мотивировать пациента на продолжение лечения, полное освобождение от зависимости и созависимости.

При тяжелых депрессиях, вызванных употреблением наркотиков, алкоголя, лечение может продолжаться в течение нескольких лет.

Отзывы

При лечении алкоголизма, наркомании, созависимости данная психотехника используется в качестве вспомогательной в комплексе с другими методиками. Это объясняет, возможно, тот факт, что название «символдрама» редко упоминается в отзывах пациентов реабилитационных центров.

Но отзывы психотерапевтов, широко использующих символдраму в практике, указывают на действенность метода даже при отсутствии осознанной мотивации у пациента. Возвращение зависимого во время сеанса в детство, в ситуацию, вызвавшую душевную травму, позволяет разрешить конфликт, осознать проблему и сознательно с ней справиться.

Противники метода указывают на опасность возвращения невротического расстройства в измененном виде.

Говорят о том, что метод не позволяет достичь цели психотерапии – восстановления цельной личности, о том, что источник проблемы, лежащий в духовной сфере, остается, и конфликт не исчерпывается, а лишь временно приглушается, дожидаясь душевного потрясения, после которого возобновится с новой силой.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/simvoldrama-ot-alkoholizma-i-narkomanii.html

Психотерапия по методу символдрамы

Описание пациентки в начале терапии

Первое впечатление

На момент начала психотерапии пациентке было 34 года. Запрос к психотерапевтической помощи был самостоятельным, однако, поиском психотерапевта занимался муж, который и оплачивал последующую психотерапию.

На первый сеанс и несколько последующих пациентка приезжала с 12- летним сыном, объясняя это его желанием заполнять свободное время во время каникул.

Сын ожидал ее в течение психотерапевтического сеанса в коридоре.

Внешне это была привлекательная, ухоженная женщина, выглядящая моложе своих лет. Взгляд был открытый и искренний, а улыбка по детски стеснительной.

В ее глазах как бы мерцали застывшие язычки пламени, как будто отражавшие дремлющую в летаргическом сне витальность.

С одной стороны возникал метафорический образ “качающейся колыбели”, с другой стороны “спящей красавицы”, или “мертвой царевны”, ожидающей момента пробуждения. Этот взгляд как бы завораживал и зачаровывал.

Пациентка производила доброжелательное впечатление, она была вежливой и приветливой, однако чувствовалась некоторая скованность в ее поведении, она напряженно сидела на краю кресла, говорила сдержанно, хорошо обдумывая каждое слово, будто бы опасаясь сказать лишнее. Казалось, что за вроде бы искренними высказываниями пациентки скрывается тайный и не приглядный мир, которого она стыдится. Она будто бы стремилась изо всех сил произвести хорошее впечатление на терапевта.

Пациентка предъявляла жалобы на потерю интереса к жизни, чувство тоски и апатии, потерю способности радоваться, страх будущего. Ее преследовало мучительное чувство вины перед близкими и опасение за их жизнь и здоровье. Пациентка не испытывала суицидальных мыслей и желаний, однако фантазии случайной смерти не доставляли ей страданий.

“Порой мне хочется уснуть вечным сном, ничего не видеть и ни о чем не думать, чтобы никто не мешал” – характеризовала она свое состояние.

Она не страдала потерей аппетита, но ела автоматически, не получая удовольствия, сексуальные желания и фантазии угасли, она не помнила сновидений, радости прежней жизни были забыты, как будто она их и не испытывала.

Самым комфортным положением было лежать в постели под одеялом, свернувшись калачиком. После сна ей становилось немного легче и она могла выполнять минимальные бытовые функции – ходить в магазин за продуктами, готовить еду. Ее близкие сочувственно относились к ее состоянию, то, что она доставляет им страдания, усиливало чувство вины и переживание собственной неполноценности.

В данном состоянии она находилась в течение года, постепенно утрачивая витальные функции.

За полгода до обращения у нее был неудачный опыт консультации психологом, который, недооценив тяжести ее состояния, предложив ей найти работу, а не страдать в четырех стенах.

Соматически она была практически здорова, до начала депрессивной симптоматики у нее отмечались частые мигренеподобные головные боли (без органической патологии), которые прекратились с ухудшением психического состояния. Кроме того, в течение 10 лет ее беспокоила паховая грыжа, доставлявшая физические страдания, однако пациентка смертельно боялась оперативного лечения.

Анамнез

Семейный анамнез

Пациентка замужем, брак оценивает как вполне благополучный, муж старше ее на 5 лет, бывший военнослужащий, в период перестройки уволился из армии, занимается средним бизнесом. Сама пациентка не работает. Семья имеет средний финансовый достаток. В семье единственный ребенок – сын – подросток.

Мужа описывала как добросовестного, ответственного, доброго, заботливого, но вспыльчивого и чрезмерно контролирующего (примерно такими же характеристиками пациентка оценивала и свою мать).

У мужа с раннего детства была навязчивая привычка обгрызания ногтей, что раздражало пациентку, и он страдал рецидивирующим генитальным герпесом, обострения которого наиболее проявились в период депрессии пациентки.

Сына пациентка оценивала, как единственного союзника, который не пытался ее контролировать. С сыном были близкие отношения, по многим вопросам он чаще советовался с матерью, опасаясь вспыльчивого отца.

Родословная семьи играет большую роль в формировании личности пациентки, и истории ее развития в связи с чем, приводится более подробная характеристика, как родителей, так и значимых близких родственников.

Отец пациентки (умер в возрасте 60 лет) страдал шизофренией, отягощенной алкоголизмом. Брак был вторым, от первого брака была дочь. С первой семьей отец не поддерживал отношения, о ней ничего не известно.

По профессии, будучи военным летчиком, в 40-летнем возрасте (девочке в то время было 5 лет) был комиссован по состоянию здоровья, в дальнейшем не работал. Пациентка оценивала отца как очень доброго и любящего. Он был физически привлекателен, с хорошим чувством юмора, душой кампании.

С 4-х лет она все реже видела его таким, чаще он был озлоблен, раздражителен и агрессивен, впадал в буйное помешательство. В тот период она ненавидела его и боялась.

Мать пациентки жива, на момент начала терапии ей было 61 год. Мать с незаконченным высшим экономическим образование работала бухгалтером в магазине. Сейчас на пенсии.

Пациента оценивала мать как любящую, заботливую, очень добрую, но в то же время чрезмерно контролирующую и вспыльчивую.

Родители разошлись, когда девочке было 7,5 лет. Когда пациентке было 12 лет, мать повторно вышла замуж за мужчину, который был старше ее на 15 лет, по профессии также военнослужащий (сейчас на пенсии).

Отчима пациентка приняла как отца, у нее были теплые отношения с ним как в подростковом, так и в зрелом возрасте.

Обе бабушки и дедушка со стороны матери давно умерли.

Пациентка описывает бабушку со стороны матери как властную, упрямую, злопамятную и мстительную. Она не приняла брак дочери, после развода, не позволяла внучке видеться с отцом.

Будучи подростком, девочка часто слышала от бабушки: “Ты такая – же сумасшедшая, как твой отец”.

Мать пациентки была старшей дочерью, к средней и младшей бабушка относилась более терпимо, но также контролируя их жизнь.

Дедушка же, наоборот, характеризуется как добрый и внимательный. Он заботился о них после развода, часто приходил в общежитие. Пациентка помнит, как они отдыхали втроем на море.

Бабушка со стороны отца жила вместе с семьей пациентки. Первоначально, пациентка неохотно говорила о ней. Характеризуя ее как незаметную, замкнутую и нелюдимую. Любимым ее занятием было сидеть около окна, наблюдая за прохожими и посещать похоронные процессии, на которые она часто брала внучку.

Она родила шестерых детей, отец был четвертым ребенком. Ее муж погиб во время войны, она воспитывала детей одна, не выходя повторно замуж.

Психическими заболеваниями никто, кроме отца пациентки в его семье не страдал, но доверительных и теплых отношений между детьми не отмечалось, будучи взрослыми, их семьи мало общались друг с другом.

Кроме бабушки в доме родителей жила также семья младшей сестры отца до 2-х летнего возраста девочки. Сестру отца пациентка описывает как женщину угрюмую и завистливую, подавляющую своего мужа и детей. В периоды обострений болезни отца его сестра и бабушка часто упрекали мать пациентки, обвиняя ее в причинах его болезни.

Помимо близких родственников, в этом разделе следует уделить внимание семье подруги, игравшую большую роль в жизни пациентки.

Они были ровесницами, с одинаковым именем, дружили около 10 последних лет. Пациентка характеризовала свою подругу, как очень привлекательную (свои внешние данные она оценивала не очень высоко), но неуравновешенную, склонную к драматизации и пессимизму, подавляющую и контролирующую.

Рядом с ней пациентка чувствовала себя ограниченной и зависимой, но в тоже время неспособной разорвать отношения. “Как будто, она часть меня, которую я не могу оторвать, я не представляю, как я буду жить без нее, а она без меня” – говорила пациентка в начале терапии.

У подруги был муж, который, как считала пациентка, тяготился тяжелым характером жены, и двое детей.

Старший 12-летний сын в детстве был болен лейкозом, однако отмечалась стойкая ремиссия болезни, врачи прогнозировали полное выздоровление, в чем его мать сомневалась и постоянно подвергала ребенка повторным обследованиям.

Читайте также:  Весенняя депрессия - симптомы у женщин и мужчин, лечение

Пациентка родилась, когда матери было 25, а отцу 32 года. Беременность была желанной, но во втором триместре отмечалась угроза выкидыша, мать находилась на сохранении в стационаре.

Семья жила вместе с бабушкой (мать отца) и семьей младшей сестры отца, у которой был новорожденный ребенок.

Беременность матери протекала на фоне постоянных ссор с родственниками мужа, часто упрекавших и оскорблявших сноху.

Роды наступили преждевременно, на 37 неделе, произошли дома, носили стремительный характер. В потужном периоде мать буквально родила ребенка в унитаз. “Скорая помощь” приехала уже, когда девочка родилась, мать и новорожденную быстро отвезли в больницу. Состояние ребенка врачи оценили как вполне удовлетворительное.

Отец, страстно желавший рождения мальчика, не принял девочку, до 3-х месяцев игнорировал ее рождение, как будто ее не было. В тот период он уже страдал алкоголизмом, часто приходил нетрезвым, оскорблял жену, обвиняя ее в том, что она подменила ребенка.

По-видимому, уже в то время имел место эндогенный депрессивно-параноидный эпизод, маскированный алкоголизмом. Затем, неожиданно, отец принял девочку, горячо полюбив ее, когда окружающие стали отмечать их внешнее сходство.

В последующем, будучи подростком, она ненавидела свое сходство с отцом, которое часто негативно подчеркивалось матерью и бабушкой (со стороны матери), мечтала сделать пластическую операцию.

Грудного вскармливания не было, так как у матери не было молока, но ребенка кормили до 6 месяцев донорским молоком, которым делилась средняя сестра матери, имея также грудного ребенка.

Источник: http://MirZnanii.com/a/153606/psikhoterapiya-po-metodu-simvoldramy

Символдрама – value – psychology

Метод кататимного переживания образов.

<\p>

Среди направлений психотерапии и психокоррекции при лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву (Клименко, Карловская, 1999).

Применение символдрамы показано при следующих патологических состояниях и нарушениях:

Плохими прогностическими признаками для применения символдрамы являются следующие клинические моменты и диагнозы: 

Важную роль играет «возраст» симптомов. Если они существуют более трех лет, прогноз осложнен. 

Также нужно, чтобы пациент испытывал определенный гнет страданий. Если его нет, прогноз может быть неблагоприятен. Чем дольше человек выдерживает превратности судьбы без появления симптомов, тем благоприятнее прогноз.

Пассивная выжидательная позиция по отношению к врачу, склонность к вялости, инертности, комфортности уже при первом обследовании или мгновенное, некритическое соглашательство, покорность неблагоприятны.

Симптомы изнеженности и пассивной зависимости, невротическая лживость и склонность к мошенничеству и авантюрам являются признаками «невротической запущенности». Неблагоприятны невротическое нетерпение и педантизм.

Предпосылкой для успешной психотерапии является абсолютная добровольность, при которой на пациента можно перенести часть ответственности за успех лечения. Благоприятно понимание и предвидение у вполне откровенных, привыкших к активной работе пациентов.

Важен уровень образования психотерапевта, его умение и опытность, потому что именно от его установки и искусства ведения, от его клинического и собственного опыта, от чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии по методу символдрамы.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером (Лейнер, Корнадт, 1997). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов-«картин» на заданную психотерапевтом тему.

Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

В качестве общепринятых мотивов символдрамы выступают следующие: луг, ручей или озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, путешествие в глубь своего тела и поиск больного места, облако, гора, лев, пещера, вулкан, фолиант и др.

При этом происходит самораскрытие психики в процессе безинерционного протекания проекций. Развертывание процессов аутосимволизма осуществляется в соответствии с потоком настроений, эмоций пациента. Символдрама как метод очень близка работе со сновидениями в аналитической психотерапии Юнга: мотивы, используемые в ее сеансах, можно рассматривать в качестве архетипических.

Сам Лейнер выделяет следующие терапевтические факторы, действующие в символдраме: 

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую – работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью – работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов. Если предварительно дать пациенту общий мотив представления, то имагинация получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах.

Пациента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя видения наяву по специально разработанным правилам.

В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особое значение.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т. е. после 45 лет.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях: 

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок к глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы «Оно», защитные образования «Я», инстанции «Сверх-Я», регрессивные процессы).

Испытуемого усаживают в удобное кресло или на диван, просят закрыть глаза и вводят в состояние релаксации. В большинстве случаев хорошие результаты были получены при использовании легкого гипнотического состояния или первых двух ступеней аутогенной тренировки по Шульцу. Затем испытуемый должен установить глубокое и регулярное дыхание.

После того как испытуемый погрузился в состояние, для которого характерно понижение осознавания внешнего мира и уменьшение внутренней критики и самоконтроля, его просят представить себе стандартную серию из двенадцати символических сюжетов, которые предлагает ему психолог. Его, например, просят: «Постарайтесь представить себя на лугу».

Подобные неопределенные, лишенные конкретности символы-стимулы действуют как «центр кристаллизации» для специфического типа визуализаций, которые отличаются от простых образов, снов наяву и большинства фантазий.

С точки зрения медицинской психологии они похожи на «гипногенные видения», но отличаются от них, во-первых, четкостью формы и содержания, что позволяет точно их описывать, а во-вторых, эти визуализации «живут своей жизнью», которая, хотя никогда не выходит полностью за пределы осознанного контроля, в большой степени субъективна и определяется бессознательным.

Такой тип визуализации получил название аутохтонных, т. е. по большей части не зависящих от сознательного контроля. Лейнер называл их кататимными визуализациями.

После того как проведена вводная процедура и пациент начал представлять образы, его просят внимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например появившийся луг, так, как это было бы в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а терапевт в заключение спрашивает его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте и о том, какое настроение вызывает у него этот ландшафт.

Мотив луга, как начальный, имеет большое значение для символдрамы. К нему примыкают другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Пациент может найти ручей, который протекает через луг.

Ручей тоже необходимо описать.

Если пациент захочет, он может приблизиться к ручью и сделать с водой то, что ему захочется: свесить в воду ноги, смочить лоб, спуститься в ручей или искупаться в нем, половить рыбу и т. п.

Пациенту предоставляется возможность осуществить его желания, дается свобода следовать спонтанным импульсам. Тем самым пациенту дается возможность открыто проявить дремлющие в глубине души тенденции поведения и в соответствии с ними творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив.

Во время занятия терапевт предлагает пациенту по возможности сообщать подряд обо всех всплывающих образах. Психотерапевт постоянно поддерживает взаимосвязь (раппорт) с пациентом.

На примере луга терапевт учится прорисовывать в своем собственном воображении образы фантазии пациента и весь мир его образных представлений.

Это необходимая предпосылка для более глубокого понимания и эмпатического переживания с пациентом.

Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы и усиливаются уже существующие.

При этом психотерапевт не должен, закрыв глаза, представлять себе образы вместе с пациентом, ибо из-за этого он часто впадает в управляемый бессознательными импульсами мир собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта. Он должен уметь время от времени критически дистанцировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими знаниями и таким образом иметь возможность руководить психотерапией в интересах пациента.

Пациент должен описывать свои переживания образов во время имагинирования. Диалог о деталях представляемых в образах сцен не мешает. Психотерапевт может в осторожной форме задавать промежуточные вопросы, приспосабливаясь к стилю представления образов каждого отдельного пациента.

Промежуточные вопросы должны, прежде всего, служить уточнению деталей образов и формированию сопутствующего эмоционального тона. В этом отношении структурирование плодотворно в ходе первых сеансов символдрамы, связанных с процессом обучения.

На последующих этапах пациент уже сможет лучше использовать свою творческую фантазию, а структурированные психотерапевтом построения отходят на задний план.

В конце каждого сеанса символдрамы Лейнер, в соответствии с указаниями Шульца для аутотренинга, просит пациента «вернуться обратно». Пациента просят при этом сжать кулаки, три раза с силой согнуть в локтях и разогнуть руки, сильно напрягая мышцы. Затем он должен глубоко вдохнуть и открыть глаза.

Этот своеобразный ритуал не является самоцелью. Уже в ходе десятиминутного упражнения по методу символдрамы может возникнуть довольно глубокое гипноидное состояние. Часто оно вызывает ощущение особой тяжести в руках и ногах, а также ведет к изменению состояния сознания.

«Возвращение обратно» физиологически активизирует ослабившуюся во время символдрамы деятельность коры головного мозга и относительно быстро возвращает пациента в состояние бодрствования.

Это важно, так как иначе пациенту потребуется длительное время, пока он сможет совершенно бодро и ясно ориентироваться и действовать в реальном окружении.

После сеанса символдрамы пациент также мало способен когнитивно делать рассудочные умозаключения или внимательно воспринимать окружающее. Поэтому последующее обсуждение сеанса в большинстве случаев не заходит очень далеко.

Пациент еще сильно захвачен миром внутренних образов и охвативших его чувств и эмоций. Ему не следует сразу выходить на улицу с оживленным движением и садиться за руль машины.

Лучше предложить ему 10–15 минут побыть в приемной и полностью прийти в себя.

На основной ступени символдрамы и в случае работы с необученным пациентами предварительное задание мотива является технической необходимостью, способной создать стабильные и возобновляемые условия для введения имагинаций.

С предложением мотива всегда естественным образом связана и тематизация поля переживания.

Хочет человек или нет, но с каждым мотивом представления при помощи соответствующего ему символического значения определяется определенная тема.

Иногда это может быть что-то, имеющее общезначимую природу и подходящее многим людям. В другой раз это может затрагивать специфическую тему, касающуюся только индивидуальных обстоятельств мотива.

Часть мотивов задумана очень широко, как сцена, на которой могли бы спонтанно представляться всевозможные актуальные конфликты. Другие мотивы – более узкие, а некоторые тематически специально сужены и определены.

Источник: http://value-psychology.com/simvoldrama/

Что такое символдрама

Уникальная способность человека – возможность представлять образы.

Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там.

Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти.

Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.

Ученые, врачи, психологи давно уже изучают сложные психические процессы, связанные с представлением образов. Пятьдесят лет назад появилось новое направление современной научной психоаналитически ориентированной психотерапии – это кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама.

Что такое символдрама?

Читайте также:  Первая помощь при обмороке - алгоритм действий

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуальных конфликтов.

В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа. Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов связано с теорией коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга.

Символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение:

  • классического и юнгианского анализа,
  • поведенческой психотерапии,
  • гуманистической психологии,
  • Эриксоновского гипноза и аутотренинга.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу.

Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда даже и это бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.

После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы – стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

По окончании сеанса пациенту дается “домашнее задание”: нарисовать то, что он представил в образе.Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Работе с рисунком отводится важная роль в психотерапии по методу символдрама. Разработана специальная техника диагностической и психокррекционной работы с рисунком.

Особенно полезным рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности в выражении своих чувств словами, скованными запретами, комплексами, установками.

Показания к применению.Символдрама лучше всего зарекомендовала себя при работе с фобиями, психосоматическими расстройствами, заиканием, нарушениями пищевого поведения, при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Метод полезен в работе с людьми, имеющими трудности в общении. Тем , кто не может создать прочные отношения в семье, найти партнера по жизни, имеет психологические травмы в детстве. И многое, многое, многое другое.

Курс чаще всего состоит из 8–25 встреч, но иногда может занять значительно больше времени. Практика показывает, что оптимальная частота встреч с психотерапевтом – один-три раза в неделю. Делать это чаще не рекомендуется, так как метод оказывает глубокое эмоциональное воздействие, требуется время для осознавания пережитого во время сеанса опыта.

(По материалам книги “Символдрама. Введение в основную ступень”, автор Я.Л. Обухов, Ростов-на-Дону, 2005г., 120 с.)

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/3527

Символдрама. Использование мотивов для диагностических и терапевтических целей

СИМВОЛДРАМА

Символдрама(Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву», Кататимно-имагинативная психотерапия) — одно из направлений психоанализа и аналитической психологии. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив).

Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Происхождение названия от греч. symbolon — условный знак и drama — действие.

Основой метода «символ драма» являются воображаемые прогулки по ландшафтам (визуализация и работа с образами), которые воздействуют на воспоминания и чувства клиента.

Символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития.

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения.

C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальттерапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919—1996)

Символдрама позволяет работать “в трех измерениях”: с актуальным состоянием клиента, с переживаниями прошлого и на перспективу – через развитие творческого потенциала личности.

Метод успешно используется в индивидуальной и групповой работе, в психотерапии и консультировании, работе с парами, детьми и родителями. Он эффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Символдрама прекрасно сочетается с другими недирективными психотерапевтическими подходами – техниками арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, клиент-центрированной терапии и др.

Главное – символдрама соответствует ожиданиям, традициям, установкам, характерным для ментальности российских клиентов, которые ориентированы больше на эмоционально-образное, чем на рациональное переживание и решение психологических конфликтов.
Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу.

Основные мотивы символдрамы по Х. Лёйнер, следующие:

луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
обследование дома;
наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения.

В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой.

Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии.

Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

Ее распространение имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

1) предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме (см. раздел «Методика проведения символдраматического сеанса»), длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3) собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.

Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.

После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы – стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту.

Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа.

Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом (см. Таблицу III).

Таблица III:

Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития(H. Leuner, 1994)

Проблематика Соответствующие мотивы
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках
Оральная тематика Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме
Агрессивно-экспансивная тематика: а) анально-агрессивная б) орально-агрессивная в) экспансивное раскрытие и развитие   Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана Мотив льва Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы
Эдипальная тематика: Мотив горы
Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы
Оценка собственной личности: а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне   Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать   Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря.
в) оценка способности целиком чему-то отдаться Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще
Проблема идентичности и идеала Я: Мотив выбора какого-нибудь именитого же пола и представление этого человека
Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект) или настоящего: а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря) б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)
Сексуальная и эдипальная тематика: Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a19787.html

Ссылка на основную публикацию