Семейная системная и групповая психотерапия – методы, цели, техники

Методы и техники лечения в семейной психотерапии

Семейная системная и групповая психотерапия - методы, цели, техники

Психотерапия

30.11.2017

597

400

7 мин.

Основная цель в работе семейного психотерапевта – добиться гармонии и взаимопонимания. Существует несколько подходов и техник, основывающихся на отношениях родственников.

Семейная психотерапия подразумевает длительное общение со специалистом, направленное на выявление причин конфликтов, их устранение и закрепление нового стиля поведения и общения.

Для этого применяются специальные упражнения.

С точки зрения психологии семья – это отдельный организм. В задачу психотерапевта входит выстраивание полноценной жизнедеятельности внутри этой системы. Все конфликтные ситуации и проблемы не могут быть личными, они обязательно отражаются на всех членах семьи.

В каждой отдельной системе существует свой определенный микроклимат, основанный на взаимоотношениях, поведении и уровне общения между ее участниками.

На него влияет каждый член семьи, поэтому лечение у психотерапевта должно быть комплексным и направленным на всю систему.

Пациентами могут быть не только двое родителей и их дети, но и бездетная пара, отец или мать-одиночка, сестры и братья и т. д. Неготовность одного из участников семейной системы посещать занятия у психолога не означает, что положительного результата не будет. Один человек, получивший консультацию специалиста, способен повлиять на суть конфликта.

Суть системного подхода заключается в отношении к семье как к открытой структуре. Каждый ее участник может внести в нее изменения (ребенок из школы, родители с работы и т. д.). Такой контакт несет в себе положительные и отрицательные стороны для любой открытой системы. Те и другие совершенствуют ее и повышают уровень развития.

Семейная система обладает следующими характеристиками:

  • сумма частей имеет меньшее значение, чем целое;
  • любое внешнее воздействие на систему обязательно затрагивает всех ее членов;
  • изменения в одной части влияют на все ее составляющие.

Члены гармоничной семьи адекватно реагируют на все происходящие изменения (внутренние или внешние). Любое влияние воспринимается позитивно.

Родители и дети представляют собой отдельные подсистемы, взаимодействие между которыми основывается не на доминировании старшего поколения, а на защите и опеке младшего.

В таких семьях правила открыты и нацелены на преобразование и личностный рост каждого члена.

Признаки гармоничных взаимоотношений:

  • уделяется много внимания любви и близости;
  • учитывается мнение каждого члена семьи;
  • имеются собственные границы ответственности;
  • обязанности четко распределены;
  • члены семьи поддерживают друг друга, помогают;
  • у всех адекватная самооценка, каждый верит в себя;
  • учитываются интересы и потребности;
  • существуют определенные ценности и традиции;
  • общение внутри семьи многогранно и изменчиво, коалиции не имеют негативного смысла;
  • присутствует здоровое чувство юмора, с детства прививается позитивный настрой на жизнь;
  • отдельное внимание уделяется духовному компоненту;
  • совместный прием пищи и отдых имеют особый культ и поощряется со стороны старшего поколения;
  • с детства прививается альтруизм (безвозмездные поступки для близких, школы, друзей и т. д.);
  • ничто и никто не препятствуют личностному росту;
  • все члены семьи открыты и не стесняются совместного похода к специалисту.

Основная проблема дисфункциональной семьи кроется в отсутствии понимания интересов и потребностей одного из ее членов. Происходит препятствие для личностного роста и развития. Взаимоотношения в таких семьях строятся на привычных принципах, отрицание всего нового сводится к поддержанию стереотипов.

Подсистемы не функционируют между собой, более авторитетные подавляют слабых. Согласно психологической практике, в числе последних оказываются дети.

Давление и препятствие личностному развитию настолько выражено, что приводит к появлению нервно-психических заболеваний.

Ребенок, выросший в подобных обстоятельствах, склонен к перенесению модели поведения в собственную семью. Такой человек является носителем симптома.

Симптоматическое поведение формируется в семье, живущей стереотипами. Один или несколько ее членов могут быть носителями симптома. В результате стереотипного взаимодействия каждый выполняет отведенную ему роль. В саморегулирующейся системе симптом имеет функцию пускового механизма. Его устранение приведет к нарушению всей структуры в целом, поэтому требуется более детальный подход.

Прежде чем ликвидировать симптом, необходимо понять, какие последствия повлечет за собой это действие. Смогут ли участники системы беспрепятственно отпустить его и рационально принять замену.

Симптоматическое поведение является отклонением, но ему свойственны стабильность и постоянство.

Любые нарушения этого состояния могут спровоцировать патологии в развитии ребенка и стабилизации его личности.

В работе с семейной группой психотерапевт вправе применять как общепринятые, так и оригинальные методы лечения. К последним относятся психоанализ, стратегическая и поведенческая терапии. Определить метод, который необходим в работе с каждой конкретной системой, специалист может только после постановки семейного диагноза.

Самым распространенным способом психотерапии является психоаналитика.

Это наиболее длительный и кропотливый для специалиста путь, однако он позволяет разобраться в истинной проблеме и найти суть конфликта.

Прежде чем начинать групповые занятия, доктор работает с каждым членом семьи в отдельности и ищет первопричины в глубине личности. Курс терапии включает 4 этапа:

  • Диагностический. Психотерапевт выдвигает гипотезы разлада, находит им подтверждение и выставляет семейный диагноз. На этом этапе он подключается ко всем членам группы и начинает активно с ними работать.
  • Ликвидация конфликта. На этом этапе специалист работает с каждым членом семьи в отдельности. Это необходимо для устранения истоков проблемы индивидуально. На групповых сеансах выстраивается новый диалог и устанавливается другой уровень общения – на языке, понятном каждому члену семьи.
  • Реконструктивный этап. Создание нового уровня общения завершается коллективным обсуждением актуальных семейных проблем. Все предлагают возможное решение интересующих их ситуаций. Психотерапевт на этом этапе наблюдает и проводит обучающие занятия на тему устранения конфликтных случаев, ведения диалога и прочих составляющих нормальных взаимоотношений. Очень важно привить семье навык самостоятельно решать споры и правильно выстраивать общение.
  • Поддерживающий этап. Доктор остается консультирующим специалистом еще продолжительное время. Это необходимо для закрепления полученных знаний и навыков, поддержания семейных отношений и корректировки нового стиля общения.

Техники в психотерапии представлены особенными и четко регламентированными предписаниями и установками. Они направлены на улучшение функционирования системы. Выделяют следующие техники:

  • социометрические;
  • поведенческие;
  • парадоксальные;
  • структурные.

Некоторые специалисты предлагают дополнить существующую классификацию техниками, основанными на развитии воображения и разговорной речи.

Социометрические применяются наиболее часто, они позволяют проникнуть в суть конфликта, изучить все его составляющие и применить новые трансформации с большим успехом для всей семьи.

С помощью этих приемов можно выявить актуальную проблему. Специалист проникает внутрь группы и воспринимается ее членами как естественный компонент.

С их стороны не происходит отторжения новой информации и стиля общения.

Поведенческие техники нацелены на выработку положительных эмоций в процессе взаимодействия между подсистемами. Люди учатся решать проблемы и получать удовольствие от такого общения.

Используя эти техники, специалист не интересуется, когда именно произошел конфликт и чем он обусловлен. Намного важнее выстроить взаимопонимание и научить людей слышать друг друга.

Главная задача – изменить индивидуальное поведение всех частей системы.

Парадоксальные техники отличаются своей краткосрочностью и быстрым достижением желаемого эффекта. Многие специалисты предпочитают их использовать в группах, не имеющих возможность длительно посещать сеансы или отвергающих лечение у психотерапевта.

Техника структурного вмешательства требует погружения врача в систему. Психотерапевт становится частью группы и изучает конфликт изнутри. Все участники воспринимают его как полноценного члена семьи.

Эта техника показывает, что решение конфликта внутри дисфункциональной системы без посторонней помощи практически невозможно. Большого эффекта удается достичь при алкоголизме одного из участников группы.

В таких случаях врач понимает причину пагубной привычки, что влияет на ход лечебной тактики.

Упражнениям в семейной психотерапии уделяется особое значение. С их помощью специалист узнает участников конфликта, выявляет причины, помогает достичь взаимопонимания между сторонами и т. д.

Большая часть психотерапевтических упражнений имеет игровую форму, где каждому отводится своя особенная роль. Такие тренировки очень полезны и после получения психотерапевтической помощи, на этапе поддержания. Участие в подобных ролевых играх допустимо и без стороннего человека.

Существует масса вариаций, применение которых оправданно для конкретной ситуации в отдельности.

“Мне в тебе…” – суть игры заключается в том, что каждый участник должен продолжить фразу, например: “Мне в тебе нравится твоя доброта”, “Мне в тебе нравится ответственность”. Это полезное упражнение для родителей и детей.

Оно помогает настроить положительное общение и повысить уровень внутренних ценностей. Каждый член семьи старается в большей степени проявить качество, которое в нем ценит близкий человек.

В дисгармоничных группах трудности возникают после 3-4-го предложения.

“Игра наоборот” – конфликтующие стороны меняются ролями и разыгрывают ситуацию возникшего спора. Это упражнение помогает не только увидеть себя со стороны, но и позволяет задуматься над чувствами оппонента, представить их в своем видении. Игра сложная, но под умелым руководством психотерапевта удается достичь высоких результатов.

Любая семья должна стремиться к гармонии. Не стоит относиться к психотерапевту как к врачу, намеревающемуся причинить вред. Он напротив является сторонником, который поможет выстроить правильные взаимоотношения. Для достижения желаемого результата может потребоваться несколько лет.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/semejnaya-psixoterapiya.html

Системная семейная психотерапия: методы и цели

В отличие от индивидуального подхода, системная семейная психотерапия подразумевает работу со всеми членами семьи, а не только с одним человеком. Это направление в психотерапии, работающее с анализом и коррекцией межличностных взаимоотношений.

В результате совместной работы семья учится общаться по-новому, более чутко реагировать на проблемы каждого человека и сообща решать актуальные задачи.

Модель семьи и всплывающие конфликты

Люди придают огромное значение родственным отношениям, многие родственники продолжают общаться, даже невзирая на значительные разногласия. Люди не всегда четко отличают собственные потребности от потребностей и требований семьи.

Конфликты могут возникать на любом этапе взаимоотношений. Источник недопонимания и ссор можно обнаружить на каждой стадии жизненного цикла семьи.

Можно выделить следующие этапы семейной истории:

  1. Семья со взрослыми детьми. В этом случае ребенок привязан к определенным нормам и правилам, продиктованным мамой и папой. Он не имеет возможности выработать собственные устои и проверить на практике те ценности, которые привили ему родители. У ребенка еще нет четкого представления о самостоятельном опыте независимой жизни.
  2. Следующий этап – встреча с партнером и попытка ввести его в семью в качестве мужа или жены. С точки зрения родителей происходит реформа устоев, внутри большой семьи создается маленькая, с собственными понятиями о допустимом и недопустимом. Не всякие молодые люди готовы войти в дом в роли еще одного сына или дочки и называть, по сути, чужих людей мамой и папой. Процесс интеграции в родительскую семью одного из супругов нередко сопровождается конфликтами между невесткой и свекровью или зятем и тещей. Стратегическая семейная психотерапия трактует это, как отсутствие ролевых приоритетов у молодых супругов.
  3. Третий этап – рождение ребенка. Это очень ответственный момент, когда все члены семьи разделяют обязанности и договориться, кто за что отвечает. Часто в большой семье, с размытыми границами, функции мамы пытается перетянуть на себя бабушка. Если родители работают, а бабушка воспитывает внуков, они проводят с ней больше времени. Роли смешиваются, что может приводить к эмоционально неблагополучным вариантам функционирования семьи и влиять на развитие ребенка.
  4. Четвертая стадия – появление второго малыша в семье. Если не был благополучно пройден третий этап, в этом случае вся ситуация повторяется, но еще и добавляется детская ревность по отношению к брату или сестре.
  5. Следующий этап – старение старших членов семьи. Преклонный возраст сопровождается обострением заболеваний и плохим физическим самочувствием. Пожилые люди требуют больше внимания, зачастую это приводит к кризису отношений. Возникает раздражение и досада со стороны молодых людей. В том или ином виде, но такое случается не в каждой семье, ведь недаром стереотип хороших детей – это сын или дочь со стаканом воды у постели пожилого человека. Здесь важно то, что хорошие дети тоже чувствуют досаду, гнев и обиду, но тем не менее, заботятся о своих стариках.
  6. Последняя стадия завершает цикл – старики уходят, молодое поколение подрастает, и жизнь начинает новый виток.

Каждый человек хотя бы раз говорил себе фразу: «Мои родители несправедливы ко мне, они меня не понимают. Я никогда не поступлю так со своим сыном или дочкой». И у многих получается выполнить это обещание.

Источник: https://opsihike.ru/otnosheniua/sistemnaya-semejnaya-psixoterapiya.html

Системная семейная психотерапия

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Третье: семейная психотерапия — методы психотерапии в рамках самостоятельного направления, опирающегося на определенные теории (систем, кибернетики, коммуникативных каналов и др.).
Четвертое: семейная системная психотерапия — это система психологических взаимодействий двух живых открытых систем — семьи и психотерапевта с целью оптимизации функционирования каждой [Эйдемиллер Э. Г., 2002].

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

Читайте также:  Депрессия, что делать во время депрессии

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной семейной системы.

Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, восстановить родительский контроль и сотрудничество в супружеской подсистеме, что обеспечит адекватное руководство семьей и воспитанием детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснения возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу восприятия семьей обратных связей.

Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу нарушений семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи.

Считается, что поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Иерархия в семье определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать.

В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие.

Психотерапевтические вмешательства, применяемые представителями этой школы, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям.

Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя в соответствии с социальными требованиями.

Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперант-ного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемо-разрешающий подход).

В современной семейной психотерапии главенствующей тенденцией является развитие конструктивисткой или нарративной психотерапи. Существует прямой перевод этого слова с английского — нарративный (дословно — рассказывающий, описывающий, повествовательный, наглядно-образный).

Последний подход считается более «гуманным». Истории, рассказываемые клиентом, могут носить печальный и комический характер, а выводы быть абсурдными. Это деление, на наш взгляд, условно. Часто одно психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов.

На смене одного тысячелетия другим границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи.

В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Так, например, при сборе семейного анамнеза по генограмме составляется семейная история, учитываются «метафоры», «символы» и «темы».

В каждом направлении семейной психотерапии можно найти определенные позитивные стратегии и использовать их в работе с детьми и подростками.

В целом необходимо определить, какие дисфункциональные семейные паттерны могут быть изменены. Учитываются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания каждого члена семьи. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении.

Объектом вмешательства является не только дисфункциональная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Дисфункциональная семья — семья, в которой выполнение определенной/ых функции/ий нарушено.

Нормально функционирующая семья — это такая, которая создает или заимствует правила, благодаря которым каждый член семьи и семья в целом удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, росте, изменениях, принятии и одобрении.

Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена на более, чем одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения.

Источник: https://psyera.ru/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya_7509.htm

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия является большим и значимым разделом в системе построения отношений между супругами. Можно с уверенностью сказать, что это не просто наука, а целое искусство, секреты которого необходимо знать каждому.

Ведь постоянные конфликты и ссоры, неумение уступать и прощать негативно, а то и пагубно сказывается на самых любимых и дорогих ее жителях — детях. Они впитывают модель поведения своих родителей и в будущем будут копировать технику их взаимоотношений, создавая свои собственные семьи.

Поэтому, чтобы предотвратить такие последствия, и существует данное направление в психотерапии. Это «служба помощи» в семье и через семью.

Главные цели и задачи семейной психотерапии

Работа с семьей начинается с определения тяжести «недуга» и составления плана по ликвидации причин, вызвавших такое состояние.

Основная цель терапии состоит в изменении личности каждого обратившегося за помощью члена семьи таким образом, чтобы возникли новые пути взаимодействия, базирующиеся на нынешней реальности.

Неосознанные отношения прошлого должны постепенно исчезать. Главная цель имеет разделение на подцели нескольких уровней. К ним относят:

  • индивидуальные цели, которые хочет достичь каждый член семьи;
  • общие стремления всех;
  • отношения семьи и общества в целом;
  • ожидания самого психотерапевта при работе с данной семьей.

Исходя из многогранности поставленных целей, психотерапевтическая работа имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. Они взаимосвязаны, и каждый психотерапевт должен так спланировать свою работу, чтобы задачи отдельно взятой сессии были направлены на одну самую важную — налаживанию межличностных отношений и сохранению семьи.

Стратегических задач несколько. К ним относят:

  • преодоление эгоизма по отношению к лидерству;
  • налаживание внутрисемейных взаимоотношений;
  • взаимное уважение, проявляемое к интересам всех членов семьи;
  • эмпатия и взаимопонимание;
  • спокойное отношение к существующим различиям во взглядах;
  • выработка навыков решения возникших проблем всей семьей;
  • формирование баланса между стремлениями к независимости и движению к сплоченности.

Все вышеперечисленные цели и задачи имеют тесную связь с той стадией жизни семьи, которую они переживают в данный момент. Это могут быть периоды кризиса в семейных отношениях, наличие детей дошкольного или подросткового возраста.

Осознание семьей того, что возникшие проблемы мешают им нормально жить и развиваться — это и есть предпосылкой для постановки правильных целей и задач.

Источник: https://1popsihologii.ru/stati/semejnaya-psixoterapiya.html

Основные техники семейной системной психотерапии

Приводимые упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие “здесь-и-теперь”.

Мы выделяем в процессе семейной системной психотерапии 2 этапа.

На первом происходит присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифферен­циация, и усложнение когнитивных сценариев, с помощью ко­торых происходит регуляция семейных отношений. На втором — реконструкция семейных отношений.

Техники первого этапа семейной психотерапии.

На первом этапе перед психотерапевтом вставала задача создать и усилить мотивацию у обратившихся за помощью (как правило, “инициаторами обращения” выступали мать и ребенок – “носитель симптома”) на то, чтобы пригласить на следующий сеанс всех совместно проживающих членов семьи.

Такое предложение часто встречало сопротивление, которое могло быть ослаблено одним из следующих приемов.

Во-первых, необходимо предоставить информацию о роли семьи в происхождении нервно-психических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не только и не столько патогенный фактор, сколько – саногенный.

Во-вторых, можно сделать положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью – “Только очень ответственный человек, как Вы, мог проявить инициативу придти на прием. Думается, что это качество поможет Вам повлиять и на остальных членов семьи”.

В-третьих, можно апеллировать к чувству справедливости у “инициатора” обращения – “Вы с сыном вслух обсуждаете свои проблемы, а у других членов семьи такой возможности нет”. Наконец, следует указать и на такое негативное последствие сепаратных встреч с несколькими членами семьи при невовлеченности в психотерапию других как неполноценное решение проблемы, неравномерность в распределении усилий по решению ее — “Пока мы здесь с вами работаем, они там придумывают что-то свое. Они не помогут нам, а мы — им”. Таким образом, в каждом сеансе принимают участие те члены семьи, которые проживают вместе и находятся в психологи­ческой зависимости друг от друга.

Следующая задача – присоединение психотерапевта к семье.

Сам психотерапевт стремится в своем ролевом поведении проделать динамику от “наблюдателя”, “вершителя судеб”, “мага”, “всесильного волшебника”, роли которых пытаются приписать ему семьи, к роли одного из элементов семейной системы — “того, кто говорит, как мы”, “того, у кого, оказывается, есть такие же проблемы, но он их уже решил” и др.

Присоединению к семье способствует соблюдение важного правила — сохранение семейного статус-кво. Если в семье есть явный лидер, который жестко предписывает поведение остальным членам семьи, который привык говорить за других, лишать их голоса, быть “граммофоном”, озвучивать мысли своих родственников, то все обращения к семье психотерапевт делает через лидера.

“Могу ли я спросить Вашу жену?” — обращается психотерапевт к лидеру-мужчине и т.д. Когда члены семьи начинают свой рассказ о. проблеме, то им очень трудно разобраться, что в их сообщении важно, а что второстепенно. Поэтому психотерапевт с целью структурирования информации обычно в сжатой форме повторяет наиболее важное из сказанного: “Насколько я понимаю, речь идет о… “.

Семья как система обнаруживает перед психотерапевтом такое свое качество, как определенный язык вербального и невербального поведения, с помощью которого ее члены обеспечивают свою интеграцию и целостность. Бывают повышенно-экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой, бывают очень сдержанные, контролирующие как проявление эмоций, так и произносимые слова.

С помощью приема mimesis'a (подражания) психотерапевт старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен данной семье. Другие психотерапевтические приемы, используемые нами, преследуют цель скрыть то управление и оказание эмоциональной поддержки членам семьи, когда они формулиру­ют семейную проблему.

Эти приемы – “лидерство за спиной” и “демонстрация личной сопричастности психотерапевта к се­мейной проблеме”. Недирективное лидерство (“лидерство за спиной”) осуществляется тем, что психотерапевт междометиями и репликами типа “Надо же!”, “Как интересно!”, “О!”, “Мммм”, а также жестами помогает участнику психотерапии соприкоснуться с чем-то для себя важным.

8 то же время словесный “шлак” не получает какого-либо подкрепления со стороны психотерапевта. В тех случаях, когда члены семьи рассказывают о проблемах, которые были или являются акту­альными для психотерапевта, то он не скрывает этого, а на­оборот показывает, насколько это ему близко. Это еще один способ убедить участников, что психотерапия – реальная работа реальных людей с терапевтической целью, в отличие от распространенных в обществе иллюзорных представлений о та­инственных возможностях манипулятивных видов психотерапии.

Стало очевидным в процессе семейной психотерапии, что на первых сеансах не следует тестировать эмоциональные реакции, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны блокирует личностный рост членов семьи, ставит их в явно неравные условия, с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты. Мы пришли к выводу, что не следует стимулировать участников психотерапии к ускоренному освоению навыков общения и анализа в ситуации “здесь-и-теперь”, как это бывает в некоторых моделях групповой психотерапии, т.к. потребность высказаться и искать причину не в настоящем, а в прошлом, в обследованных семьях сильно выражена. Этот прием нами назван “плавный перевод” анализа из ситуации “там-и-тогда” в ситуацию “здесь-и-теперь”. Нами разработана специальная программа психотерапевтических упражнений, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экс­прессии своих переживаний, развития и обогащения когни­тивных сценариев. Эта программа осуществлялась либо на па­раллельных основной психотерапии занятиях, под руководством ко-терапевта, либо дробно и последовательно включалась в процесс семейной психотерапии.

Второй этап – реконструкция семейных отношений. Критерием оценки того, что семья готова конфронтировать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые ранее вызывали у них выраженные негативные реакции.

Психотерапевт, используя свой личностный и профессиональный потенциал, проводил последовательную фрустрацию у участников различных подсистем с помощью ряда приемов: изменение рассадки, разъединение членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка – других.

Читайте также:  Нарколепсия - симптомы, лечение, причины и признаки нарколепсии

Анализу подвергались мысли, чувства, поступки, возникающие “здесь-и-теперь”.

Актуализация и структуриро­вание полученного материала осуществлялись с помощью разы­грывания ролевых ситуаций, упражнений гештальттерапии: “раундов”, диалога частей “Я” члена семьи и невербального диалога между участниками разных подсистем семьи.

Исходя из конкретной ситуации, мы давали разработанные нами своеобразные домашние задания, которые можно разделить на три вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Психотерапевт дает директивы как во время сеанса семейной психотерапии, так и в виде “домашних зада­ний”. Цель этих заданий:

– изменить поведение членов семей;

– придать дополнительный стимул к построению отношений психотерапевта с членами семьи;

– изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

– осуществление психотерапевтом поддержки членов семьи, т.к. во время выполнения задания психотерапевт как бы незримо присутствует среди них.

Усиление мотиваций для выполнения заданий. Для успешности выполнения директив необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами семьи и психотерапевтом (эта ситуация чаще возникает на поздних сеансах второго этапа семейной психотерапии).

В данном случае задание дается в виде прямой инструкции. В случае косвенного инструктирования следует обсудить все те попытки решить ситуацию, которые предпринимали члены семьи ранее. Каждый вариант решения нужно заканчивать словами: “жаль, но и это не удалось…”.

После этого члены семьи, как правило, с большим доверием отнесутся к директивам психотерапевта.

Если члены семьи проявляют отчаяние, которое находит отражение в репликах — “как нам плохо!”, то психотерапевт соглашается — да, как вам плохо!”. Происходит объединение на эмоции отчаяния. В случае выраженного сопротивления психотерапевт сопровождает свое задание словами: “Это настолько несущественно, что об этом не стоит и говорить”.

Для семей, которые радуются крутым переменам в своей жизни, различным кризисам, следует подчеркнуть, что задание является чем-то очень важным. Кроме того, успешности в выполнении заданий способствует проявление власти психо­терапевтом, для чего он принимает роль компетентного экс­перта — “Я очень хорошо это знаю…”, “Весь мой опыт го­ворит…

“, “В таких случаях известный американский психо­терапевт Сальвадор Минухин делает так-то…”.

Если психо­терапевт полагает, что задание слишком неожиданно или может представлять угрозу гипернормативным установкам членов се­мьи, то директиву следует предварить такими словами: “Я хочу просить вас сделать нечто, что может показаться глу­пым, но я все равно хочу попросить сделать это”.

Формулировки заданий должны быть четкими, понятными, конкретными. Необходимо следить за реакциями членов семьи, побуждать их к усвоению задания. Можно попросить участников психотерапии повторить словесные инструкции психотерапевта.

Примеры прямых директив.

Если психотерапевт замечает, что во время сеанса бразуется коалиция, к примеру, между бабушкой и внучкой, а мать девочки при этом лишается всякого влияния на нее, то можно попытаться изменить эту ситуацию, поскольку длительное переживание ее в семейной жизни обусловило симптомы невроза у девочки. Психотерапевт дает задание девочке сделать что-то, очень не нравящееся бабушке, а мать получает задание защищать дочь во что бы то ни стало. Результатом такого взаимодействия может быть увеличение дистанции между бабушкой и внучкой.

В случае конфликтных отношений между представителями подсистем семьи, как например, в случае матери, которая негативно относится к дочери при том, что отец либо не бывает дома допоздна, либо пассивно наблюдает за их ссорами, можно предложить “построить им стенку”.

Психотерапевт во время сеанса лишает возможности мать и дочь общаться между собой — “Если хотите сказать что-либо друг другу, то делайте это через отца”. Дома на протяжении определенного времени предлагается им не общаться друг с другом, а все свои пожелания передавать через отца.

Выполнение таких заданий приводит к ликвидации конфликта, а кроме того, ак­тивизирует роль отца, который, может быть, впервые начинает осознавать, что от него многое зависит, и это начинает ему нравиться.

Чтобы улучшить эмпатические способности матери, которая находится в симбиотической связи с ребенком, помочь ей установить дистанцию с ребенком и принять его автономность, ей можно предложить задание на дом: спрятать какую-нибудь вещь от ребенка, чтобы на поиски ее он тратил не более 10 и не менее 5 минут. Мать должна повторять это задание до тех пор, пока не добьется успеха. В случае депрессивных реакций у участников психотерапии им могут быть предложены серии заданий, которые требуют активности. Например, психотерапевт говорит: “А тебя я сейчас попрошу исполнить роль хронометриста, ты будешь считать про себя, сколько времени говорит каждый. Потом сообщишь результат”. Выполнение такого задания может вызвать у исполнителя раздражение и даже гнев, что в конечном счете ослабит депрессивную реакцию.

Метафорические задания. Такие задания строятся на поисках аналогий между событиями, поступками, которые, как кажется, на первый взгляд, очень различны.

Блестящий пример метафорических заданий, которые применял в своей работе Milton H. Erikson, приводит Jay Haley 1976). Супружеская пара испытывает разочарование от монотонности своих сексуальных отношений, однако не решается на прямое обсуждение их. Психотерапевт придумал аналогию половому акту — совместный обед.

“Как вы обедаете? случается ли вам обедать вдвоем, получить удовольствие от еды?” — такие вопросы задает психотерапевт. Затем он побуждает обсудить такие аспекты еды, которые могут напоминать половую жизнь.

Например, сказать: “Иногда жене нравится поесть возбуждающих аппетит приправ перед едой, а есть медленно, в то время, как ее муж любит сразу накинуться на картошку с мясом”. Или: “Некоторые мужья хвалят своих жен за то, что все так красиво, а другие совсем не обращают на это внимания, и поэтому их жены совсем не стараются”.

Далее можно перевести разговор на какую-нибудь нейтральную тему, чтобы не испугать участников психотерапии, а затем коснуться и других аспектов обеда: “Некоторым нравится обедать с притушенным светом, при свечах, в то время, как другие любят яркий свет, при котором видно все , что нравится”.

Под конец такого обсуждения психотерапевт должен дать задание супругам пообедать вместе. Они должны выбрать ночь, когда они остались вдвоем, и вместе приготовить приятный обед; им необходимо с уважением отнестись к вкусам друг друга, и они должны говорить только о приятных аспектах пирушки, а не о дневных заботах.

Жена должна постараться возбудить аппетит мужа, а он должен обеспечить все, чтобы порадовать ее. если обед проходит хорошо, то само переживание радости общения приведет супругов к половому акту. Стимул к изменению дея­тельности в данном случае действует на неосознаваемом уро­вне, а изменившееся поведение в дальнейшем приводит и к расширению осознавания своего опыта супругами.

Парадоксальные задания. В данном случае психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении.

Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления у членов семей терапевтическим изменениям. Задания даются как всей семье как целому, так и ее подсистемам.

Инструкции всей семье требуют очень тщательной подготовки и контроля за их исполнением.

В качестве примера парадоксального задания супружеской подсистеме семьи приведем тот, который мы часто используем в своей практике.

Супружеской паре, которая часто ссорится и неконструктивно решает конфликты, может быть дано задание: вернувшись домой, в определенные дни ссориться не менее трех часов.

Рациональное объяснение такого задания, которое дает психотерапевт, наблюдать и изучать друг друга во время ссоры. Цель такого задания — уменьшить количество ссор, так как люди не любят делать себя несчастными, если им это кто-то приказывает.

Каждое задание психотерапевта должно быть выполнено, за исключением каких-то объективных причин, которые препятствуют этому. Невыполнение задания побуждает заняться анализом причин этого, чтобы семьи смогли понять, что они несут ответственность за это и лишили себя возможности узнать о себе что-то новое и ценное.

Парадоксальные задания использовались нами и для прекращения психотерапии, когда появлялась уверенность, что семейная система изменила свое функционирование и стала эффективно решать свои проблемы.

Например, психотерапевт, до последнего времени игравший внешне незаметную роль и налаживавший коммуникации между подсистемами, вдруг заявляет: “Никто из вас не знает вашу проблему так хорошо, как я, поэтому делайте так-то и так-то…”.

Такой контраст в поведении психотерапевта обычно вызывает у членов семьи протест, стремление сплотиться и перестать посещать так резко поглупевшего врача”.

Другим примером парадоксального задания, адресованного супругам, для облегчения завершения психотерапии, может служить такое высказывание психотерапевта: “Мне кажется, что в ближайшее время вы поссоритесь”. После этого у супругов появляется стимул к усилению сплочения и освобождению от влияния психотерапевта.

Успешному проведению семейной системной психотерапии в немалой степени способствует и директивная позиция психотерапевта.

Это связано с тем, что психотерапевт, на всем протяжении работы с семьей олицетворяет собой власть, которая используется им не только для инициации изменений во взаимоотношениях, но и для оптимизации функционирования подсистем семейной группы, сохранившей свое фундаментальное значение: супруги реализуют потребности во взаимности, родители воспитывают детей, дети социализируются и т.д.

В этом основное отличие позиции семейного психотерапевта по сравнению с моделью групповой психотерапии, в которой все участники могут претендовать на любые групповые роли, и поэтому не требуется столь явное управление процессом психотерапии.

В заключение дадим в краткой конспективной форме последовательность шагов при проведении семейной системной психотерапии. Разработанная нами модель семейной системной интегративной психотерапии может быть описана в виде следующих категорий:

Источник: https://cyberpedia.su/16x31da.html

Семейная психотерапия

[dropcap type=»1″]Н[/dropcap]едавно на нашем сайте мы писали о современной психотерапии, ее особенностях и тенденциях развития. Сегодня мы хотим рассказать Вам о том, что такое детская и семейная психотерапия. Чем они принципиально отличаются от индивидуальной или групповой психотерапии, какими методами пользуются, а также о том, какие проблемы они решают.

Психотерапия семьи

Понятие «психотерапия семьи» появилось только в начале 50-х годов ХХ века с легкой руки американских врачей Грегори Бейтсона, Джея Хейли, Дональда Джексона и Джона Уикленда.

До этого времени работа с семьей противоречила всем принципам психотерапии, которая была построена на том, что самое важное — это личность, семья — это совокупность личностей, и прорабатывать необходимо только проблемы каждого из супругов по отдельности, только так можно разрешить семейные проблемы.

Сегодня семейная системная психотерапия существует как отдельный подход в психотерапии, рассматривая семью как систему, работающую по особым законам и считая, что семья может как продуцировать конфликты, так и разрешать их.

Основные вопросы, которыми занимается семейная психотерапия:

  • трудности, с которыми сталкиваются люди в браке,
  • проблемы взаимоотношений между родителями и детьми,
  • трудности распределения родительских ролей,
  • проблемы личностного характера, которые возникли еще в детстве, и были переложены на поведение в собственной семье.

Понятно, что при системном подходе, сеанс психотерапии посещает вся семья. Параллельно с семейной психотерапией применяется личностный подход с консультациями каждого человека отдельно, при необходимости на сеансы приглашаются те члены семьи, которых ситуация непосредственно не касается, но взаимодействие с которыми так или иначе влияет на восприятие ситуации ее сторонами и т.п.

В общем виде лечение происходит примерно так: сперва терапевт определяет, какова психологическая обстановка в семье, установив контакт с ее членами.

Необходимо также определить, как происходит распределение ролей внутри семьи.

Читайте также:  Когнитивные расстройства личности - лечение, симптомы, причины

После проведенного наблюдения и анализа семейный психотерапевт формулирует исходный запрос и занимается непосредственной реконструкцией отношений внутри семьи, используя следующие методы семейной психотерапии:

  • вызов семейной структуре — для изменения иерархии отношений между домочадцами,
  • подписание психотерапевтического контракта с каждым членом семьи, в котором прописаны определенные обязательства, которые человек должен исполнять, иначе его ждет штрафная санкция,
  • указания семейного психотерапевта, когда врач дает конкретные руководства к действию для решения той или иной проблемы,
  • семейная психоаналитическая терапия, имеющая целью изменение личностей членов семьи таким образом, чтобы они могли правильно взаимодействовать между собой,
  • стратегическая семейная психотерапия, целью которой является решение насущной проблемы, а не устранение причин, по которым она возникла,
  • семейная поведенческая психотерапия,
  • супружеская психотерапия — для преодоления кризисов и конфликтов, а также для гармонизации отношений между супругами,
  • рационально-эмоциональный метод.

Завершающим этапом успешно проведенной терапии является «открепление» доктора от семьи, при этом в семье уже должны прижиться правильные установки и модели взаимодействия для достижения взаимопонимания и гармонии.

Детская психотерапия

Еще одно направление современной психотерапии — это детская психотерапия, объектом исследования и работы которой является ребенок.

Наличие такого направления объясняется тем, что ребенок кардинально отличается от взрослого человека в плане психики, поведения, установок, жизненных ценностей — всего, что формирует личность человека.

Поэтому психотерапия детей и подростков построена по совершенно другим законами, нежели терапия взрослых.

В каком возрасте ребенок может стать клиентом психотерапевта? Как показывает практика, за развитием ребенка, в том числе и психическим, пристально наблюдают с самого его рождения: педиатр, узкие специалисты и родители. При выявлении малейших отклонений в развитии, обязательно проводится коррекционная работа. Как правило, до 3-х лет родители и педиатр в силах сами справиться с существующей проблемой.

Лечение психотерапией показано детям старше 3-х лет в случаях, если:

  • ребенок неадекватно или странно себя ведет (проявляет агрессию, пассивен или наоборот неусидчив, не умеет и/или не хочет общаться с окружающими),
  • у ребенка наблюдаются выраженные отличия в умениях и навыках по сравнению с другими детьми,
  • ребенок страдает энурезом, энкопрезом, тиками, детскими страхами, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания или минимальными мозговыми дисфункциями, нервной анорексией и булимией.

В таких случаях обязательно следует обратиться за помощью к специалисту, который должен будет изучить историю болезни ребенка и по необходимости направить его к узким специалистам для уточнения диагноза и выбора методов лечения.

Затем психолог должен побеседовать с родителями и ребенком по очереди для того, чтобы выяснить, как именно все они понимают проблему. В процессе психолог оценивает настрой взрослых и ребенка на лечение, выбирая те или иные методы терапии.

В самом начале работы с ребенком врач оговаривает с ним, что все их беседы конфиденциальны, и родители никогда не узнают о тех моментах, которые ребенок предпочитает скрыть. Параллельно с этим терапевт проводит работу и с родителями.

Понятное дело, что методы психотерапии детей будут отличаться от применяемых во взрослой практике.

Основная причина этого — незрелость детской психики и совершенно другое восприятие ситуации на фоне отсутствия мотивации к изменениям (практически во всех случаях), а также неспособности ребенка к вербализации проблемы. Все методы детской психотерапии построены на том, чтобы маленькому пациенту стало интересно.

Основными методами психотерапии детей являются:

  • игровая психотерапия, позволяющая ребенку применять «недозволенные» ему чувства в социально приемлемой форме,
  • тестирование в виде загадок или рисунков (в случае детских страхов),
  • сочинение историй и сказок с описанием проблемы в виде аллегорий, после чего терапевт вместе с ребенком переписывает сказку таким образом, чтобы выбрать наилучший вариант решения проблемы вместе с главным героем (собственно ребенком),
  • прямое или косвенное внушение, когда ребенку прямо говорят, что то или иное поведение недопустимо,
  • рациональный диалог с подростком,
  • психофармакологическое лечение.

Помните, что чем раньше Вы придете за помощью, тем лучшим будет прогноз для Вашей семьи и Вашего ребенка. В таких ситуациях время играет против Вас. Так что не затягивайте.

Источник: http://bambinostory.com/semeynaya-psihoterapiya/

Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

План

Введение

  1. Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

  2. Семейная психотерапия и семейное консультирование

а) Цели и задачи семейного консультирования

б) Отличие консультирования от психотерапии

в) Практические приемы и методы психологического консультирования

3. Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии

Вывод

Список литературы

Введение

Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.

Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором “Семейная психотерапия” (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях.

Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему.

Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

Сегодня развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей.

Главным принципом психотерапевта можно считать такое высказывание: “Я не могу за Вас решить многие Ваши проблемы, особенно семейные. Вам обязательно нужно научиться самим решать эти проблемы, приобрести для этого нужные знания и навыки. Но зато, когда Вы все это приобретете, моя помощь может оказаться для Вас весьма полезной. Я смогу Вам что-то подсказать, посоветовать, поддержать”.

В результате такой постановки вопроса удается избежать психотерапевтически крайне неблагоприятной ситуации, когда семья пассивно ждет помощи от терапевта. Вместо этого она настраивается на активный поиск решения своих проблем с помощью терапевта.

1.Требования, предъявляемыектерапевту, работающемуссемьей

Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации – систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:

1) Освоить педагогический подход.

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой – являются проявлениями сопротивления или “семейной проблемы”. Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

2) Уметь прояснять цели семьи. Практический опыт и исследования показали: мнение терапевта о том, чего хочет семья, и то, чего она действительно хочет, – совершенно разные вещи. Терапевт должен научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь быть открытым, уметь глушать и адекватно отвечать.

3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.

Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель – подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.

4) Честно признавать границы своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.

5) Работать в единой команде с семьей. Терапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом, сам же старается учиться у семьи.

6) Акцентировать возможности семьи, ее положительную роль в терапевтическом процессе.

Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

7) Уметь правильно реагировать на интенсивные эмоциональные проявления в семье.

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, – могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу – в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Терапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.

8) Помогать здоровым членам семьи думать о себе, о своем личностном развитии.

9) Дать членам семьи наиболее полную информацию о самых различных возможностях семенной психотерапии. Такая информация помогает членам семьи преодолеть свое сопротивление психотерапии.

10) Помочь в психологическом самообразовании. Терапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.

11) Обеспечивать информацией о местных возможностях.

Необходимо всячески стимулировать семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и т.п.

12) Лично участвовать.

Терапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать “своим человеком” в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.

2. Семейнаяпсихотерапияисемейноеконсультирование

Создание психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологической отрасли отечественной психотерапии как групповой и индивидуальной, так и семейной.

В психологической службе и психологической практике семейная психотерапия востребована в связи с консультированием семей и созданием семейных консультаций. Семейная психотерапия направлена на следующие задачи:

– увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е. увеличение открытости коммуникации;

– закрепление новых способов общения в семье;

– разрушение внутрисемейных стереотипов;

– осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена;

– понимание семьей своего единства, взаимозависимости;

– возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.

Семейное консультирование как разновидность психологической помощи семье, имеет свои отличительные признаки, границы и объем вмешательства.

Оно развивалось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида профессиональной деятельности взаимно обогащали друг друга.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации – “веера решений” (Т.М. Мишина, 2003, Карабанова О. А., 2001).

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой – рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, системное направление (Б.Ф. Скиннер, С. Минухин) и эмпирическое (К. Витакер, В. Сатир).

Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями различных школ семейной терапии, сформулировали следующие принципы и правила семейного консультирования:

1) Установление контакта (раппорта) и присоединение к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов “мимезиса”, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2) Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (Гордон Д., 1994). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: “Чего вы хотите?”, “Какого результата вы хотите достигнуть?” и т.п.

3) Обсуждение психотерапевтического контракта.

Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т.п. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы, длительность одного сеанса (сессии), а также периодичность встреч.

Источник: http://works.doklad.ru/view/14-jN4X_lWc.html

Ссылка на основную публикацию