Самоутверждение личности — что это такое, понятие в психологии

Самоутверждение: зачем мы самоутверждаемся?

Самоутверждение личности - что это такое, понятие в психологии

Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.

Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.

Стратегии самоутверждения

Теория о самоутверждении – обширная область для исследования человеческого поведения, в которой выделяются три основные стратегии:

Самоутверждение за счёт других

Носит негативный характер. Человек, самоутверждающийся таким способом, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости, превосходства над другими. Проявляется это посредством деструктивных способов: оскорблений, обвинений, провоцирования конфликтных ситуаций с целью доказательства своей правоты.

Причина такого поведения при поверхностном суждении видится в завышенной самооценке. На это указывают резкая критика в адрес оппонента, речевые обороты, демонстрирующие авторитарность и значительность.

Но самодостаточная личность не нуждается в преподнесении себя в выгодном свете. И самоутверждение такого характера свойственно людям, не уверенным в себе, не реализованным в общественной, или личной сфере жизни, нуждающимся в подкреплении своей значимости.

Цель «Я не хуже или лучше других» признана ведущей в поведении самоутверждающегося.

Появление комплексов неполноценности обусловлено разнообразными причинами. Например, некоторые страдают от недостатка образования.

Самооценка падает, и человек в целях психологической самозащиты открыто выражает пренебрежение к образованности: «Я и без диплома больше зарабатываю».

Обычно такие родители не жалеют сил и времени, чтобы дать своим детям то самое образование, о котором они так пренебрежительно высказываются. На самом деле это не что иное, как попытка удовлетворить собственные амбиции за счёт детей.

Низкая самооценка делает личность уязвимой, обделённой вниманием. А неумение увидеть глубину проблемы приводит к наиболее простому решению – унизить другого, чтобы возвыситься самому.

Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим

Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе.

Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье.

Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.

Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.

Самораскрытие личности не всегда удаётся во всех сферах деятельности. В каждом возрасте оно имеет свои особенности. Например, известны случаи, когда физически слабые подростки достигали высоких результатов в спорте. Для этого возраста особенно характерна потребность в самоутверждении.

И как лучшая его сторона – упорная работа над собой. Взрослые самоутверждаются в профессии. В данном случае человек раскрывает свои способности без отрицания других личностей, суть его самоутверждения – это восхождение на более высокие ступени развития.

Обретение себя в новом качестве, новой роли на каждом конкретном временном (возрастном) этапе.

При конструктивном типе самоутверждения человек сам определяет, каким образом ему утвердиться в обществе, обрести уверенность в ценности своего я. Для женщин характерно самоутверждение в роли матери, жены, хозяйки дома. Мужская состоятельность определяется успехами в общественной и профессиональной деятельности.

Успешный человек может многое сделать для других, при этом его успешность может и не принести ему чувства удовлетворённости собой. Человек самореализовавшийся — это счастливый человек. Эти два понятия совсем не исключают друг друга. Некоторым удаётся сочетать и социальную успешность, и собственную реализованность.

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения.

Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности.

Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.

По мнению психологов, каждая личность, самоутверждаясь, имеет в своём арсенале варианты поведенческих стратегий.

Изучают их для того, чтобы классифицировать типы личностей в процессе самоутверждения, определить причины выбора той или иной стратегии, понять механизмы самоутверждения.

Если личность придерживается только одной стратегии самоутверждения, то она чувствует некие психологические проблемы, разобраться в которых бывает трудно. Но в большей части суть их сводится к неумению общаться, выстраивать отношения с людьми.

Наблюдая за поведением людей, психологи отмечают умение отказывать как один из механизмов самоутверждения. Люди разных поведенческих стратегий по-разному говорят «нет». Человек первого типа поведения говорит «нет» безапелляционно, не допуская свободного волеизъявления другого человека.

Личность конструктивного типа самоутверждения обосновывает свой отказ, приводит аргументы, объясняет, почему дело обстоит так, а не иначе. Человек, склонный к самоотрицанию не может сказать «нет». Он испытывает психологические проблемы, потому что часто вынужден делать то, чего он не хочет.

Для чего мы самоутверждаемся?

Стремление утвердить себя в сильной позиции заложено в человеке самой природой. Ещё К.И.

Чуковский в книге «От двух до пяти», высказал мнение о том, что для ребёнка важно постоянно находиться в центре внимания, он неустанно ждёт одобрения и похвалы, гордо подчёркивает свои достижения.

Это объясняется приниженным положением ребёнка по отношению к взрослому, его зависимостью от старших. И самоутверждение в этих условиях может выражаться в виде агрессии как выражении протеста или негативистской демонстративности, когда ребёнок умышленно игнорирует требования взрослых.

Маленький человек ещё не получил достаточного жизненного опыта, но его уже не устраивает вторичное, зависимое положение. И стремление самоутвердиться можно рассматривать здесь как самопознание личности, желание упрочить свое положение, получить самостоятельность.

Самоутверждение, в лучшем его понимании, необходимо для человека. Истоки этого феномена — в естественном отборе как основном факторе природного развития, когда выживает сильнейший. Утвердить себя, значит заявить о себе: «Я есть, я существую».

Самоутверждение – это сложный социально-психологический комплекс. Человек в процессе самореализации касается интересов, эмоций и взглядов окружающих. Происходит взаимовлияние личностей.

В процессе общения возникает потребность в признании, осознании собственной ценности. Побуждают к самоутверждению честолюбие, тщеславие, амбиции. Для человека естественно желание закрепить за собой определённый социальный статус.

Как двойственная натура личность руководствуется в своём поведении как положительными, так и отрицательными действиями.

Кроме великих культурных достижений, созданных писателями, философами, музыкантами, учёными, история сохранила немало примеров страшных преступлений. Совершили их в результате самоутверждения. Мотив этих злодеяний – не что иное, как стремление выделиться, привлечь к себе внимание, самоутвердиться.

Здоровое самоутверждение направлено на раскрытие заложенных в человеческой личности потенциалов, требующих раскрытия. А каким образом будет происходить этот процесс, зависит от выбора самого человека.

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-samoutverzhdenie-zachem-my-samoutverzhdaemsya.html

Самоутверждение: смысл понятия

Каждый из нас является частью общества, а оно порой предъявляет к нам весьма жесткие требования. Человек начинает подсознательно сравнивать себя с другими, оценивать свои достоинства и недостатки по искаженным шкалам внутреннего восприятия.

Результаты такой оценки будут стимулировать определенный тип поведения индивидуума, направленный на удовлетворение потребности в признании себя значимым со стороны других людей. Конструктивный тип поведения нацелен на самореализацию, иррациональный – на самоутверждение за счет других, самоподавление, агрессию.

Определение и смысл понятия с точки зрения психологии

Первоначально в психологии термину «самоутверждение» придавался исключительно негативный оттенок. Однако после проведения обширных исследований и обобщения полученных результатов удалось выявить основные механизмы данного процесса, его роль в социализации личности.

С точки зрения современной науки, самоутверждение личности – это удовлетворение потребности человека в осознании собственной значимости, весомости. Психологи выделяют несколько основных компонентов этого феномена:

  • Социально-психологический. Это процесс взаимодействия человека с его окружением, способствующий самореализации личности.
  • Мотивы, потребности достижения таких целей, как власть, признание, уважение, успех.
  • Концепция «Я». Самооценка, отношение к себе, сила собственного «Я» тесно связаны с данным феноменом.

Потребность в самоутверждении естественна для человека, она характеризует свойства нервной системы, способность к адаптации, а также уровень стремления к самоуничтожению. Это побудительный мотив для достижения прогресса в социальной, профессиональной, а также личной сферах.

При этом успехи могут настоящими или присвоенными, выдуманными, преувеличенными. Например, с развитием Интернета, ростом популярности социальных сетей блоггерство стало легким способом самоутверждения за счет выпячивания мнимых достижений.

Помимо внешней составляющей у самоутверждения есть внутренняя – это способ самопознания путем размышления, анализа собственных желаний, устремлений, а также возможности их достичь.

Объективная оценка сильных и слабых сторон, ранжирование целей по важности может стать толчком для человека к саморазвитию, а постепенное повышение планки личностных характеристик обеспечит рост успешности, социального статуса.

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Личность может самоутверждаться по отношению как к обществу, так и к определенной социальной группе. Разница состоит лишь в наборе критериев, которыми руководствуется человек при отборе значимых целей.

Этапы и поведенческие стратегии, характеризующие процесс

С детства для ребенка очень важно находиться в центре внимания, получать одобрение своих действий, переживать успех. Если взрослые постоянно указывают малышу на его зависимость, несамостоятельность, он пытается самоутвердиться за счет агрессии. Важно объяснить ребенку, что такое поведение таит в себе опасность и может навредить в первую очередь ему самому.

Дальнейшие кризисы, сопровождающие развитие ребенка как личности, еще сильнее обостряют потребность в самореализации, а также в самоутверждении.  Это абсолютно нормальные процессы, отражающие здоровое устремление ребенка реализовать заложенные природой способности. Задача родителей – не ограничивать конструктивные желания ребенка, а по возможности поддерживать и поощрять их.

Рекомендуем: Амбиции — это

Самоутверждение подростков – это специфический этап, требующий особой заботы и внимания со стороны родных и близких. Именно в это время у детей происходит перестройка системы ценностей, переоценка собственного «Я».

При благоприятной семейной обстановке ребенок растет гармоничной личностью, а самоутверждается за счёт учебы и стремления к успеху в каком-либо виде деятельности. Если ситуация негативная, а родители не понимают ребенка и пытаются управлять им с помощью авторитарных методов, проявляется ответная отрицательная реакция в виде смыслового барьера.

Самоутверждение подростка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родители должны с детства формировать у ребенка положительные социальные установки и правильное мировоззрение. Правильный подход к воспитанию, проявление понимания, предельной наблюдательности и ненавязчивого контроля помогут оградить подростка от интереса к наркотикам, алкоголю и криминальным компаниям.

Читайте также:  Как решиться на развод с мужем - советы психолога

Рекомендуем: Особенности пубертатного периода

Психологи выделяют несколько стратегий реализации потребности в самоутверждении. Первая описывает самый легкий вариант самоутверждения, а именно за счет других людей.

Эта стратегия носит деструктивный характер, так как выражается в принижении достоинств и оскорблении окружающих, повышенной конфликтности, принципиальной демонстрации превосходства над другими.

Психологическая подоплека такого поведения связана с завышенной или заниженной самооценкой или проявлением комплексов неполноценности.

Конструктивной считается стратегия гармоничного развития «Я» при сохранении интереса к окружающим. Для людей этого типа поведения характерно то, что они самоутверждаются за счет личностного роста и постоянной работы над собой.

Реализация в профессиональной или личной сфере имеет для них огромное значение. Примером может служить история Арнольда Шварценеггера, который из хилого подростка смог стать кумиром миллионов.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/samoutverzhdenie.html

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими людьми путем одних словесных деклараций.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Стремление к завышенной самооценке, тенденция представить свою значительность, важную роль в происходящих событиях. Наблюдается у психопатических личностей параноического и истероидного круга, а также в рамках мегаломанических бредовых синдромов.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

англ. self-affirmation) -стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С.

может стать не только доминирующей, но и ненасы-щаемой. Такой характер С. создает специфическую направленность личности — сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может достигаться разными путями: путем реальных достижений в к.-л.

деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей. См. также Упрямство.

(Е. Т. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Категория. Стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность.

Специфика. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими лишь путем словесных заявлений.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре мотивационно-потребностной сферы рядовое или доминирующее положение. Потребность в С.

приобретает при определенных условиях ненасыщаемый характер. В этом случае формируется специфическая направленность личности — сугубо эгоцентрическая. Удовлетворение потребности С.

может достигаться или за счет реальных достижений в какой-либо деятельности, или иллюзорным путем, когда субъект осознанно или неосознанно стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, за счет создания видимости достижения.

Имеется связь между характером человека и способами С, которые во многом зависят и от содержания притязаний субъекта, от его возможностей и способностей. Н.Н. Толстых

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность.

Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед др. лишь путем словесных заявлений.

В детском возрасте победа в конфликте со сверстниками любой ценой часто выступает формой С. в микрогруппе.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

В психиатрии – стремление к чрезмерной переоценке значимости собственной личности. Характерно при паранойяльном синдроме и при истерии, а также при некоторых формах психопатоподобных состояний.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса» (Кондаков И.М., Психология. Иллюстрированный словарь). Ср. социальный карьеризм, потребность в достижении.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

1. модель поведения, посредством которой своими действиями индивид пытается заслужить признание, уважение к себе со стороны других людей; 2. в психопатологии – а) недостаточно точный термин, обозначающий стремление поддерживать неадекватно завышенную самооценку, болезненные фантазии на тему о свой значительности, своей важной роли в происходящих событиях; б) патологические модели поведения, посредством которых пациент стремится утвердить свою значимость как в своих собственных, так и в глазах других людей. Это, например, чрезмерная агрессивность. Такие патологические формы поведения являются обычно ненасыщаемыми и склонными к дальнейшему развитию в деструктивном направлении.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

сложный психол. феномен, в к-ром можно выделить след. компоненты: а) социально-психол. процесс, т. е.

процесс активного взаимодействия человека со своим окружением, в ходе к-рого происходит его самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности партнеров; б) потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха); в) жизненные стратегии и тактики: возможны конструктивный, доминирующий, компенсаторный, защитный и др. аспекты избираемых тактик во взаимодействии и принятии решений; г) наличие тесной связи с Я-концепцией человека, самооценкой, самоотношением, силой Я. Социализирующая функция самоутверждения состоит в стремлении человека к признанию, самореализации, достижению ролевой и личностной определенности, освобождению от зависимости. Для этого необходим опр. личностный потенциал, достаточный уровень развития волевых качеств, осознание собственной ценности, сформированное стремление к успеху и высоким достижениям, осознание целей и ценностей собственного бытия. Цели самоутверждения можно разделить на конструктивные и компенсаторные. Согласно Н. Е. Харламенковой, существуют 4 стратегии самоутверждения: конструктивное самоутверждение (позитивное поведение, направленное на самореализацию), доминирующе-агрессивная стратегия (действия за счет других и с выраженной враждебностью и стремлению подавить других), самоподавление (отказ от самоутверждения и самовыражения), неуверенная стратегия. Возможны разные тактики самоутверждения: конструктивное самоутверждение с конструктивными целями, но всегда есть в нем элемент демонстрации; доминирующее самоутверждение — ради власти; компенсаторная стратегия самоутверждения — не удалось в одном важном деле, так буду утверждаться в неважном; защитное самоутверждение — ради тщеславия, повышения самооценки. Побудительными причинами самоутверждения часто являются честолюбие и тщеславие, неудовлетворенные амбиции. Всегда имеет место элемент давления на окружающих с неосознанной мотивацией самовозвышения. Демонстративность «благих намерений», уверенности и напора, присутствующая в поведении самоутверждающесй личности, обходится без учета состояний и намерений партнеров по общению. Конструктивный элемент в таких формах поведения принадлежит не психол. стороне феномена, а поведенческой. Иначе говоря, с психол. стороны есть нек-рая неадекватность личности, противоречивость демонстрируемых и истинных целей, есть неудовлетворенные амбиции и вызванные этим обстоятельством неосознанный страх, неуверенность и тревога по поводу своего личного и социального статуса. Внеш. сторона поведения самоутверждающейся личности может восприниматься окружающими как успешное достижение целей, а сам человек как волевой субъект, добивающийся своего наперекор трудностям. Лит.: Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000; Куницына В. Н. Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог: Сборник. СПб.-Якутск, 2002. В. Н. Куницына

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/samoutverzhdenie.html

Самоутверждение — Психологос

Самоутверждение — утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой.

Самоутверждение — сложный психологический феномен, в котором можно выделить следующие компоненты:

а) социально-психологический процесс, т. е. процесс активного взаимодействия человека со своим окружением, в ходе которого происходит его самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности партнеров;

б) потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха);

в) жизненные стратегии и тактики: возможны конструктивный, доминирующий, компенсаторный, защитный и другие аспекты избираемых тактик во взаимодействии и принятии решений;

г) наличие тесной связи с Я-концепцией человека, самооценкой, самоотношением, силой Я.

Социализирующая функция самоутверждения состоит в стремлении человека к признанию, самореализации, достижению ролевой и личностной определенности, освобождению от зависимости.

Для этого необходим определенный личностный потенциал, достаточный уровень развития волевых качеств, осознание собственной ценности, сформированное стремление к успеху и высоким достижениям, осознание целей и ценностей собственного бытия.

Цели самоутверждения можно разделить на конструктивные и компенсаторные. Согласно Н. Е. Харламенковой, существуют 4 стратегии самоутверждения:

  • конструктивное самоутверждение (позитивное поведение, направленное на самореализацию),
  • доминирующе-агрессивная стратегия (действия за счет других и с выраженной враждебностью и стремлению подавить других) См.→,
  • самоподавление (отказ от самоутверждения и самовыражения), неуверенная стратегия.

Возможны разные тактики самоутверждения:

  • конструктивное самоутверждение с конструктивными целями, но всегда есть в нем элемент демонстрации​;
  • доминирующее самоутверждение — ради власти;
  • компенсаторная стратегия самоутверждения — не удалось в одном важном деле, так буду утверждаться в неважном;
  • защитное самоутверждение — ради тщеславия, повышения самооценки.

Побудительными причинами самоутверждения часто являются честолюбие и тщеславие, неудовлетворенные амбиции. Всегда имеет место элемент давления на окружающих с неосознанной мотивацией самовозвышения.

Демонстративность «благих намерений», уверенности и напора, присутствующая в поведении самоутверждающейся личности, обходится без учета состояний и намерений партнеров по общению. Конструктивный элемент в таких формах поведения принадлежит не психологической стороне феномена, а поведенческой.

Иначе говоря, с психологической стороны есть некоторая неадекватность личности, противоречивость демонстрируемых и истинных целей, есть неудовлетворенные амбиции и вызванные этим обстоятельством неосознанный страх, неуверенность и тревога по поводу своего личного и социального статуса.

Внешняя сторона поведения самоутверждающейся личности может восприниматься окружающими как успешное достижение целей, а сам человек как волевой субъект, добивающийся своего наперекор трудностям.

Литература

  • Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000;
  • Куницына В. Н. Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог: Сборник. СПб.-Якутск, 2002. В. Н. Куницына

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/samoutverzhdenie

Самоутверждение

22.05.2015 by petr8512

(Просмотров 1 179 всего, 1 сегодня)

Иногда стекло вынуждено блестеть ярче бриллианта,

потому что больше нуждается в самоутверждении.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Прачетт Терри

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Довлатов C.

Сильный мужчина не нуждается в том, чтобы самоутверждаться за счёт женщины, имевшей слабость его полюбить. Ему и без того есть где проявить свою силу.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Монро М.

      Самоутверждение  как качество личности –  стремление человека, находящегося под влиянием энергии страсти или невежества, к завышенной самооценке и вызванное этим стремлением поведение; тенденция представить свою значительность, важную роль в происходящих событиях.

Читайте также:  Самоконтроль и контроль, развитие и дневник самоконтроля

    Женское самоутверждение: В пять часов утра жена встала с постели и пробралась в чулан. Там она разбила молотком катушки от закидушек, согнула о колено удочки, облила кислотой лески и поплавки, разрезала ножом резиновые сапоги и выкинула с балкона рюкзак. Потом она неслышно легла в кровать и нежно прижалась щекой к плечу мужа…  Жить ей оставалось не более часа.

    Самоутверждение – чёткий голос ложного эго, постоянно озабоченного своей престижностью, значимостью и важностью. – Как я вам? – спрашивает  ложное эго. – Правда, я круто? Всё, чем я владею престижно. Напрасно обвиняют меня в гордыне. Я такое же, как все, только немного лучше. А, может, и намного.

     В книге Макса Фрая «Чужак» ложное эго говорит: «Я с рождения абсолютно уверен, что совершенно замечателен сам по себе и никакая дурная репутация мне не повредит! То есть, я слишком самовлюблён, чтобы утруждать себя попытками самоутвердиться…» Словом, самоутверждение – это энергия страсти или невежества, выраженная через голос ложного эго. Для человека в страсти самоутверждение важнее правды, торжества истины, совести и стыда.

     Самоутверждение – глупая попытка самовозвеличения. Люди в страсти обычно стараются самоутвердиться за счёт потенциала своей похоти и величины гениталий.

    Муж с женой пошли на ипподром. Обратили внимание, что все делают ставки. Муж говорит: — Слушай, давай и мы поставим на какую-нибудь лошадь. — Давай. А на какую? — Ну, скажем так.

У тебя третий размер лифчика. Ставим на лошадь номер триь. Поставили. Лошадь пришла в забеге первой, и муж с женой выиграли большую сумму денег.

По этому поводу собрали дома банкет, и всем рассказывали, как это вышло.

Советую почитать:  Странноватость Странноватый

    На следующий день после банкета два кума тоже пошли на ипподром. — Ну, что, на какую лошадь поставим? – Ну, скажем так.

Ты сколько с женой бываешь близок за ночь? — Я? Семь! А ты? — А я все восемь! Восемь и семь – пятнадцать. Значит, поставим на лошадь под номером пятнадцать. Поставили. Первой в забеге была лошадь номер два.

Кумовья смотрят друг на друга: — Если б не самоутверждались, кучу денег выиграли бы!

     О самоутверждающихся в страсти пишет Мортимер Адлер: «Они брали в руки книгу и вскоре уже уверенно рассказывали, что в ней не так.

Их просто распирало от ощущения собственной значимости, а потому книга в их арсенале становилась лишь предлогом для самолюбования. Едва ли таких людей можно назвать читателями.

Скорее их правильнее будет причислить к тем, кто считает разговор поводом для самоутверждения и монолога. С этими людьми нет смысла разговаривать, слушать их обычно тоже не стоит».

    Самоутверждение – постоянный поиск уважения к себе. Когда человек сам хочет стать совершенством, святым, он вынужден будет самоутверждаться. Если же он просто следует в правильном направлении за своим Учителем, Духовным Наставником, ему нет нужды самоутверждаться. Он простой последователь.

Учитель идет в авангарде, он знает, куда идти, я только следую за ним. Задача духовного Наставника привести учеников к Богу. Зачем мне его обгонять? Я, как маленький ребёнок лучше буду крепче держаться за мамину юбку, ведь мама лучше знает, куда идти.

Зачем ей объяснять мне, что мы идём платить за квартиру?

      Когда я следую за Учителем, у меня не возникает никакой гордыни, у меня не возникает надобности в самоутверждении. Я всего лишь Ученик.

 Если я сам захочу стать лучшим певцом, первой скрипкой, мне обязательно понадобится самоутверждаться.

Самоутверждение – это всегда энергия страсти, а то и невежества, отсутствие энергии благости, это всегда борьба, противостояние, толкание локтями.  Это всегда торжество эгоизма и гордыни.

Советую почитать:  Сыроватость личности

    Словом, Духовный Учитель препятствует нашему самоутверждению, учит нас отказываться от самоутверждения при всех обстоятельствах. От самоутверждения отговаривает совесть и сердце.

  Поэт Евгений Евтушенко тоже в этом строю:

Не самоутверждайся. Пропадёт, подточенный тщеславием, твой гений, и жажда мелких самоутверждений

лишь к саморазрушенью приведёт.

    Кто любит самоутверждаться? Тряпки слабовольные, мужички безвольные. Те, кто хочет за счёт унижения других поднять самооценку:

Папа маму унижает.

Мама унижается.

Это папа за счёт мамы

Самоутверждается.

Мама дочку обижает,

Прямо издевается.

Это мама за счёт дочки

Самоутверждается.

Дочка кошку стукнуть ножкой

Посильней старается.

Это дочка за счёт кошки

Самоутверждается.

Кошка мышку целый день

Изловить пытается

Вот поймала и играет:

Самоутверждается.

     Самоутверждения, самовыпячивания требует от человека внешняя природа. Внешняя природа — это природа гордыни.

 В самоутвержденном состоянии на тебя обязательно натыкаются, на тебя обращают внимание.

Есть разные формы самоутверждения или проявления гордыни: причёски, одежда, знания, богатство, деньги, родство, связи.  Природе души чуждо самоутверждаться. Душа не любит эту горделивую экзекуцию.

     Самоутверждаясь, человек пьёт яд из чаши гордыни.  На самоутверждение имеет право только гений, несомненный лидер, словом, человек, который точно идёт в авангарде, номер один в какой-то сфере жизни.  Он  воздвигает себе памятник нерукотворный.

  Его мысли будут многие годы, если не века,  жить в умах и сердцах людей. И то, если взять гений Владимира Маяковского, видим, что поэт не нуждался в самоутверждении: « Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь.

Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, —  пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…  Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на́ дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо».

Простой человек, самоутверждаясь, лишь провоцирует в себе расцвет гордыни.

Советую почитать:  Скованность Скованный

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 179 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/samoutverzhdenie/

Самоутверждение — это… Что такое Самоутверждение?

  • самоутверждение — самоутверждение …   Орфографический словарь-справочник
  • самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность . Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей… …   Психологический словарь
  • САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, самоутверждения, мн. нет, ср. (книжн. филос.). В идеалистической философии утверждение собственной творческой деятельности, сознания субъектом, отрицающим объективность мира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Утверждение себя, своей личности, своего значения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • самоутверждение — сущ., кол во синонимов: 1 • утверждение (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — англ. selfassertion; нем. Selbstbehauptung. Стремление индивида к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим отношением поведение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии
  • Самоутверждение — положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся как предъявление обществу своих законных прав на самореализацию и развитие своих потенциальных способностей и возможностей. Самоутверждение есть движущая сила социальных процессов …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • самоутверждение — САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, я, ср Книжн. Поведение, характеризующееся утверждением себя, своей личности, осознанием ее ценности, значительности. Самоутверждение подростков …   Толковый словарь русских существительных
  • Самоутверждение — ср. Утверждение ценности и значимости собственной личности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://communication_psychology.academic.ru/887/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении — это стремление реализовывать себя, добиваться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность и утверждает себя как личность.

Самоутверждение — атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.

Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво.

И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется.

Чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости, в профессиональном карьерном росте.

Стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению — одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.

Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой — индивидуальными личностными особенностями человека.

Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.

Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности.

Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика.

Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.

Выделяют следующие основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: социально-ролевая, профессионально-деятельностная и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

Самоутверждение личности — перманентно идущий процесс, в котором, а это в полной мере относится и к профессиональному самоутверждению молодого специалиста, выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.

Основным содержанием подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и самореализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности и поведения, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.

Исполнительный этап — это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.

На заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.

Читайте также:  Как найти вторую половинку предназначенную судьбой - советы

Все этапы взаимосвязаны. В то же время они и относительно самостоятельны.

Самоопределение — важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющее его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики.

Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним или односторонним, полным или неполным, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п.

Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и его успешность.

Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

1) кто стоит, находится выше, а кто ниже него в системе должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;

2) кто находится впереди, кто позади, а кто на его уровне в достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;

3) кто находится ближе к нему, а кто дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т.п.

Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.

Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам возможностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.

Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.

Многие исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей.

Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни.

Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированность личности, ее сознания, а порой и деформацией отдельных психических функций.

В. А. Сухомлинский отмечал, что «бравирование подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины — весь этот букет духа «сопротивления» есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения — богатой идейной жизни».

В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.

Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;

2) в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролевых функций в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезным ему;

3) в потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиании;

4) в познании своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретении или усилении чувства уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/psihologiya_samoutverzhdeniya_spetsialista.php

Понятие личности в психологии, её структура

Основные термины: Общие: субъект, индивид, личность, индивидуальность, свойства личности, состояние, процессы, уровень притязаний и уровень ожиданий личности, самоутверждение личности, самооценка, социализация, образ «Я», отклоняющееся поведение. Деятельность в психологии: деятельность, сознание, поведение.

Мотивы и мотивация поведения: направленность личности: интересы, стремления, убеждения, установки и стереотипные формы поведения.

1. Систематизируйте теоретические сведения, предоставляемые такими науками, как философия, социология, психология о понятии «личность». 2. Уточните структуру личности с позиции отечественной и зарубежных научных школ в психологии. 3.

Сформируйте свою позицию к понятию личности и ее компонентов. 4. Уточните взаимосвязь оценки, самооценки, уровня притязаний и ожиданий личности с процессом формирования личности. 5.

Сформируйте общее представление о норме поведения и видах отклоняющегося поведения.

6. Используйте изученный материал для решения практико-ориентированных задач по данному разделу.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4. Анастази А.Л. Психологическое тестирование. – М., 1982. 5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1988. 6. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988. 8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992. 9. Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 10. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983. 12. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975. 13. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000. 14. Психология личности в трудах зарубежных психологов. М., 1987.

15. Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001.

Контрольные вопросы по изученной теме:

1. Дайте общераспространенное толкование понятия «личность» в психологии. 2. Каким образом взаимосвязано изучение психики с изучением личности? 3. Какие компоненты входят в структуру личности? 4. Раскройте суть понимания личности отечественными психологами (С.Л.

Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев). 5. Дайте краткую характеристику личности с точки зрения различных зарубежных научных школ в психологии и отдельных ее представителей: функционализм (У. Джемс), фрейдизм, аналитическая психология (К. Юнг). 6.

Что такое «установки и стереотипные формы поведения личности»? 7. Каким образом взаимосвязаны теории мотивации и личности в психологии? 8. Что такое «уровень притязаний» и «уровень ожиданий личности»? Почему это важно учитывать, когда речь идет о личности? 9.

Что такое «отклоняющееся поведение»?

10. Дайте краткую характеристику видов отклоняющегося поведения личности.

Практические задания по изученному тематическому разделу:

Задание № 1. Составьте словесную паутину по теме «Структура личности». Основание для составления паутины – отечественная научная школа. Задание № 2. Систематизируйте теоретические сведения по проблеме «Личность в понимании зарубежных психологов» в виде таблицы (см. табл. 7). Таблица 7

Личность в понимании зарубежных психологов

Научная    Суть трактовки                            Ваше мнение

школа

личности

В какой сфере производства эта трактовка актуальна?

Каким образом данная информация может быть использована в

вашей деятельности?

Задание № 3. Прочитайте предлагаемую ниже краткую справку теоретического  характера  о  существующих  группах  мотивов,  отражающих  потребно

стную модель личности. Затем ответьте на ряд вопросов в письменной форме, представив убедительные аргументы своей позиции.

Группы мотивов с позиции содержания потребностей личности
В психологической литературе можно встретить классификацию мотивов по различным основаниям.

Ниже представлена краткая характеристика мотивов, согласующихся с пирамидой потребностей, разработанной А. Маслоу.

Пирамида потребностей представлена на рисунке.

Пирамида потребностей по А. Маслоу

В соответствии с указанной иерархией потребностей, которые испытывает человек, можно выделить шесть групп мотивов деятельности и поведения. Группа 1. Мотивы стремления к безопасности выражены главным образом мотивами избегания неприятностей или наказаний.

В основе поведения личности лежит сознательное стремление избежать выполнения определенных действий, которые могут повлечь за собой ряд неприятностей или некоторых неудобств для самой личности. Другой вариант действия данных мотивов – сознательное выполнение действий, направленных на минимизацию возможных негативных последствий. Группа 2.

Социальные мотивы представлены: — Мотивом идентификации. Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях. — Мотивом аффилиации, т.е.

стремлением к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремлением к контакту и общению с ними. Часто его обозначают в непосредственной связи с мотивом стремления получить одобрение других людей. — Мотивом стремления получить высокий социальный статус. — Мотивом власти. Группа 3.

Общественно-значимые мотивы оперируют следующими мотивами: — Чувство долга, ответственности перед группой или обществом. — Осознание значимости собственного труда для общества. Группа 4. Мотивы самоуважения и самоактуализации включают: — Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме).

Связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. — Мотив саморазвития. — Мотив достижения (стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности). Данный мотив проявляется в выборе личностью сложных заданий и в стремлении их выполнить.

Ученые выделяют четыре фактора, влияющие на выбор личностью мотива достижения: 1) значимость достижения успеха; 2) надежда на успех; 3) субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; 4) субъективные эталоны достижения. Группа 5. Процессуально-содержательные мотивы основаны на внутренних факторах побуждения личности к активности. Человеку нравится сам процесс и содержание деятельности, в которую он вовлечен.

Группа 6. Эстетический мотив.

Вопросы для обдумывания:

1. Какие мотивы будут ведущими у подростка, входящего в группу сверстников, злоупотребляющих алкогольными напитками, замеченными в мелком хулиганстве и попытках к воровству? 2. Какой мотив или группа мотивов движет личностью, который отличается повышенным уровнем конформности к мнению большинства? 3.

Какие мотивы преобладают в поведении человека, если он стремится всё делать правильно, точно и без единого изъяна. Личность испытывает чувство ущемленного самолюбия, если кто-то делает замечания по поводу выполненной им работы? 4.

Какие мотивы движут личностью, когда он говорит о том, что он может сделать то же самое, что и другие («Если это смог сделать товарищ Н., то и я это сделать в состоянии хорошо»)? 5. Составьте краткое описание личности, чьим основным мотивом деятельности является процессуальный мотив. Задание № 4. Проведите самообследование.

Определите: — какой вид мотивации у вас преобладает: мотивация успеха или мотивация боязни неудач (см. приложение 1, тест «МУН»9); — какие факторы мотивации высоко оцениваются вами как работником, а какие — менее значимые (см. приложение 1, тест «Мотивационный профиль»10). Согласны ли вы с результатами тестов? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5. Проведите самообследование. Определите свой уровень самооценки (см. приложение 1, Методика изучения самооценки с помощью ранжирования11). 9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 180-181. 10 Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф.

Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 15-26. 11 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 269-271.

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/154-obshhaya-psixologiya/2377-ponyatie-lichnosti-v-psixologii-eyo-struktura

Ссылка на основную публикацию