Самоуничижение – причины возникновения, как избавиться

Как избавиться от гордыни, высокомерия, тщеславия и самоуничижения?

Самоуничижение - причины возникновения, как избавиться

Прежде чем приступить к рассуждению о том, как избавиться от гордыни, сначала разберемся с самим этим понятием. Под этим словом обычно подразумевают непомерную гордость, высокомерие, эгоизм, зазнайство и т.д.

Все примерно знают, что такое гордыня, однако редко, кто признает ее у себя, а если и замечают, то не видят в ней никакой опасности и, более того, не собираются с ней бороться.

Но рано или поздно она даст о себе знать и принесет свои ужасные плоды.

Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Гордыня в православии входит в восьмерку греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, печалью, унынием и тщеславием.

В католичестве гордыня входит в семерку главных греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, унынием и завистью.

Прежде чем дать ответ на вопрос о том, как избавиться от греха гордыни, надо отметить, что гордыня и гордость совсем не одно и то же. Гордость – это, в общем-то, самое обычное свойство любого грешного.

Мы все время от времени впадаем в гордость. Гордыня же – это та великая степень, когда эта греховная страсть превращается в доминантную характеристику личности и заполняет ее.

Эти люди обычно никого не слышат, про таких говорят: «Гордыни много, а ума мало».

Ислам о гордыни

Гордыня – это когда человек хвалится перед Творцом своими достижениями, забывая о том, что именно от Него он их и получил. Это отвратительное качество делает человека слишком самонадеянным, он начинает считать, что сам может добиться всего и без помощи Божьей, и поэтому он никогда не благодарит Бога за все, что имеет.

А как избавиться от гордыни? Ислам, кстати, тоже придерживается мнения, что гордыня – большой грех, который становится причиной ряда других грехов.

Согласно Корану, джинн по имени Иблис отказался выполнить приказ Аллаха и сделать земной поклон Адаму. Джинн сказал, что он лучше человека, потому что сделан из огня, а не из глины. После этого он был низвергнут с небес и поклялся сбивать верующих людей с верного пути.

Как распознать грех гордыни? Как избавиться от нее?

Гордыня произрастает на почве благополучия, а не когда все плохо. В эйфории ее практически невозможно заметить. Но когда она уже разрастется, остановить ее будет уже очень тяжело.

Она ввергает человека в иллюзию своего величия и потом неожиданно бросает его в пропасть. Поэтому лучше раньше заметить ее, признать и, соответственно, начать непремиримую борьбу с ней.

Обратим внимание на признаки ее проявления.

Указание на гордыню

  • Частая обидчивость и нетерпимость к другим людям, а точнее к их несовершенству.
  • Постоянные обвинения в своих жизненных проблемах других.
  • Бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям.
  • Постоянные мысли о собственном величие и уникальности, а значит, и превосходстве над другими.
  • Потребность, чтобы кто-то постоянно восхищался и хвалил вас.
  • Абсолютная непереносимость критики и нежелание исправлять свои недостатки.
  • Неумение просить прощения.
  • Полная уверенность в своей непогрешимости; стремление спорить и доказывать свои достоинства.
  • Несмирение и упрямство, которое заключается в том, что человек не может достойно и спокойно принимать уроки судьбы.

Когда растет пафос, радость в сердце затухает, на смену приходит неудовлетворенность и недовольство.

Только вот одни люди, замечая в себе все эти негативные признаки проявления гордости, начинают сопротивляться, другие же становятся ее жертвами.

С гордостью можно справиться, пока она не разрослась до гигантских размеров, образно говоря, не взяла власть над душой и разумом. И надо срочно браться за дело, но как бороться с гордыней?

Методы борьбы

  1. Как бы ни были высоки ваши достижения, надо стараться интересоваться людьми, которые достигли большего, которых следует уважать и учиться у них.
  2. Учитесь смирению, осознайте величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души.

    Принимайте свою ничтожность перед Богом – создателем всего живого на земле и на небе.

  3. Не присваивайте себе все заслуги и достижения. Всегда благодарите Господа за все хорошее и плохое, что с вами происходит, за разные испытания и уроки. Чувство благодарности всегда приятнее испытывать, чем чувство презрения к другим.

  4. Найдите человека адекватного, честного и хорошего, чтобы он конструктивно высказывал о вас свое мнение, все замеченные недостатки нужно прорабатывать и искоренять. И это лучшее лекарство от гордыни.
  5. Свой лучший опыт надо передавать людям, стараться им помогать бескорыстно с любовью.

    Проявление истинной любви обязательно очистит сердце от гордыни. Тот, кто вовремя не начнет делиться своим позитивным опытом с другими, только увеличит рост гордыни и псевдовеличия.

  6. Старайтесь быть искренними и в первую очередь перед собой.

    Ищите в себе доброту, чтобы была возможность не накапливать в себе обиды, а находить в себе силы и мужество, чтобы просить прощения у тех, кого мы обидели, и учиться признавать свои ошибки.

Самоуничижение

Многих интересует еще один интересный вопрос – о том, как избавиться от гордыни и самоуничижения. Это две крайних точки, одно понятие подразумевает высокую самооценку, другая – заниженную. Вот о ней немного и поговорим.

Если мы уже знаем о гордости, то остановимся немного на таком свойстве, как самоуничижение, которое основывается на неправильной самооценке и негативном самоанализе.

Человек начинает принижать себя и свои достоинства по сравнению с другими людьми.

Ему может не нравиться его внешность и качества, он постоянно себя критикует, мол, «я не красивый», «я толстый», «я неряха», «я полный дурак» и т.д.

Орудие

Самоуничижение, как и гордыню, можно использовать как инструмент, которым можно повлиять на то, как тебя оценивают и воспринимают другие, чтобы не получить болезненного удара по своей самооценке.

В ситуации принижения себя человек сам первый начинает себя критиковать, ругать и упрекать, тем самым он упреждает возможные негативные реакции на него со стороны других. Такие люди действительно верят в то, что они хуже окружающих. Стеснительность тоже показывает в человеке развитый комплекс неполноценности.

Причины возникновения самоуничижения

Откуда же он берется? Обычно это может быть какой-нибудь негативный опыт из раннего детства, связанный с неумением оценивать себя и других.

Самоуничижение становится неадекватным способом защититься от потенциальных эмоциональных угроз. Его могут использовать как маску, которую надевает на себя человек во взрослой жизни, чтобы скрыться за ней.

Самоуничижение, как правило, действительно появляется с раннего детства, зачастую это связано с неспособностью ребенка соответствовать всем высоким планкам и ожиданиям родителей, особенно, если родители какие-нибудь выдающиеся люди. Они ждут, что их чадо должно непременно соответствовать их идеалам, обладать талантами и честолюбивыми стремлениями.

Маска бессилия

Но ребенок не достигает планки, поставленной родителям, тогда он винит себя, считает себя бездарным, к нему на ум приходит неправильная самооценка, ведь родители недовольны им.

Когда ребенок вырастает, вот тогда и появляется страх перед тем, что он никогда не сможет быть таким хорошим, как многие окружающие его люди, что он не может им нравиться, поэтому к нему никогда не придет успех, счастье и любовь.

Он начинает в открытую заявлять, что он неудачник. Назревает глубокий внутренний конфликт и образуется цепочка комплексов, которые прячутся под маской, которая обозначает «не обращайте на меня никакого внимания» и «не ждите от меня чего-нибудь особенного».

К похвале он не привык и не приемлет ее, потому что не верит в себя.

Тщеславие

Параллельно возникает еще один вопрос – о том, как избавиться от гордыни и тщеславия. А это ведь все – звенья одной цепочки. Там, где есть гордыня, там появляется и тщеславие.

Смысл этого понятия заключается в том, что человек постоянно хочет выглядеть лучше, чем он на самом деле есть, он чувствует постоянную потребность в подтверждении своего превосходства, а значит, окружает себя друзьями-льстецами.

К смежным понятиям тщеславия относят также гордыню, гордость, спесь, кичливость и «звездную болезнь». Тщеславного человека интересует только его персона.

Тщеславие – как наркотик, без которого, подсевший на него, уже жить не сможет. Да и зависть сразу рядом пристраивается, и идут они рука об руку. Так как тщеславный человек не терпит никакой конкуренции, если его кто-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

Тленная слава

Как уже сказано выше, тщеславие наравне с гордыней входит в восьмерку греховных страстей в православии.

Хочется добавить ко всему еще и то, что тщеславие – это когда человек постоянно стремится к тщетной, то есть суетной и пустой славе. Слово «тщетная», в свою очередь, обозначает «скоропроходящая и тленная».

Должность, высокий пост, известность – вещи на земле недолговечные и ненадежные. Любая земная слава – пепел и прах, просто ничто по сравнению с той славой, которую уготовал Господь любящим Его чадам.

Высокомерие

Теперь надо поговорить о том, как избавиться от гордыни и высокомерия. Сразу надо выяснить, что такое высокомерие, тогда легче будет понять и справиться с этой страстью. Высокомерие – это превозношение себя, надменность и презрительное отношение к другому человеку.

Подводя итог обсуждения того, как избавиться от гордыни, высокомерия и тому подобного, надо отметить тот факт, что борьба с ними возможна только после того, как человек возьмет под строгий контроль свое поведение и слова, начнет делать добрые дела, как можно больше заботиться об окружающих людях и не ждать за это благодарности и платы.

Надо постараться избавиться от мысли о своей собственной значимости, особенности и величии. Посмотрите на себя со стороны, послушайте, о чем вы говорите, что думаете, как ведете, поставьте себя на место других.

Гордыня, высокомерие и тщеславие будут мешать личности жить самостоятельной и полноценной жизнью. И пока они не уничтожили вас, начните с ними бороться. Только тогда вы сможете радоваться и жить в мире с самим собою и с миром окружающими. И вам больше не захочется никого винить в своих грехах, и появится желание благодарить Господа за все.

Мир засветит иными красками, только тогда человек может постичь главное: смысл жизни – это ЛЮБОВЬ. И только к ней он должен стремиться.

Источник: http://myupy.ru/article/245831/kak-izbavitsya-ot-gordyini-vyisokomeriya-tscheslaviya-i-samounichijeniya

Самоуничижение – причины возникновения, как избавиться

Самоуничижение – это критическое снижение уровня самооценки, проявляющееся унижением своей личности, присущих достоинств или физических качеств.

Обычно состояние самоуничижения сопровождается расстройствами аффективной сферы в депрессивном направлении, а также встречается как сопутствующая симптоматика клиники психотических расстройств бреда преследования.

Помимо тяжелых расстройств самоуничижение присуще людям без психиатрических патологий и проявляется в концентрации на негативных аспектах собственного проявления, при этом данные признаки могут излишне преувеличиваться или придумываться человеком.

Из личностных черт сильное развитие приобретают подчинение чужой воле и мнению, покорность на уровне рабской, неумение сопротивляться изменениям судьбы, излишняя скромность, приносящая больше вреда (например, неумение человека рассказать о собственных достоинствах негативно сказывается при приеме на работу).

Нередко сопровождается различными зависимостями, от химический до эмоциональных, что опять же связано с подкреплением собственного образа, как порочного или же самоуничижение возникает на фоне зависимости, которая подавляет волю и сопротивляемость человека с течением времени и укреплением болезненных привязанностей.

Что такое самоуничижение

Проявляется самоуничижение как защита от нападок окружающего мира, ведь никто не станет осуждать того, кто и так осудит себя сверх меры, а вот человека радостного и хвастающего своими умениями вполне могут осадить.

Люди, выбирающие подобный тип защиты никогда не порадуются отрицанию и опровержению своих слов, а при желании на примерах доказать, что есть более худшие проявления вы рискуете вступить в вечные состязания в никчемности, где главный приз достанется самому недостойному.

Но наличие постоянной критики в свой адрес не говорит о толерантности человека к подобным высказываниям других, дело обстоит диаметральным образом, поскольку весь собственный унизительный монолог произносился в основном для того, что не столкнуться с обесцениванием окружающих, что является очень травматичным.

Сравнить подобное можно с тем, как мать ругает ребенка, но готова буквально перегрызть глотку тому, кто попробует высказать что-то подобное в сторону ее чада.

Эта замкнутая система страдания, работающая сама на себя. Вначале самоунижение не дает человеку занять достойное место и пропускает к руководству и влиянию на собственную жизнь более глупых и низких личностей, чтобы потом, страдая от последствий обвинять себя же в отсутствии настойчивости и характера, малодушии и трусости.

Самоуничижение как защита не является адекватным способом защиты от нападок, даже если в первое время человек получает жалость и снисхождение других, то впоследствии подобное поведение начинает раздражать и люди все чаще склонны нападать или игнорировать вечного критика. Но будучи одной из самых ранних по своему формированию защит она продолжает действовать.

Сниженная самооценка и травматичный опыт несоответствия мотивируют человека вести незаметный образ жизни, переводить внимание и уходить в тень. И это не скромность, а страх внимания. Человек постоянно опасается, что при пристальном внимании люди сумеют разглядеть насколько непривлекательным он является, и исключает себя из активной общественной жизни.

Чтобы снизить ожидания и опередить разочарование других, человек руководимый самоуничижением будет извиняться заранее, подчеркивать свою безалаберность для того чтобы окружающим не пришла в голову мысль что-то ему поручить. Любые дела пугают, ведь это означает ответственность, оценку, самостоятельность и возможный провал – все это является непереносимым.

Состояние самоуничижения постоянно уносит из переживания настоящего (а именно тут возможно ощущение жизни, радости, ресурса), поскольку оно занимает всю эмоциональную деятельность переживаниями о прошлом, постоянном повторении промахов и моральном наказании себя за оплошности.

Когда человек не занят пересмотром своих прошлых неудач, он занят построением умозрительных картин будущего, которые окрашены в довольно мрачные тона, ведь ничего позитивного в жизни никчемной личности произойти не может.

Когда же настоящее уже «сапогами стучится в дверь» самоуничижающегося, у него просто нет сил на преодоление насущных проблем, ведь все душевные силы растрачены на то, что было и что еще не произошло.

Количество неприятностей растет, горы дел требующих внимания все увеличивается, что дает излишнее доказательство правоты в низкой оценке своей личности и еще больше толкает к депрессивной пропасти.

В случаях, когда судьба все же поворачивается светлой стороной и в жизни человека случается успех, именно самоуничижении не дает этот успех принять, в нем некомфортно и непонятно что делать.

Как радоваться и приумножать такому человеку непонятно, уровень тревоги от наступившего счастья подпрыгивает до критической отметки, отчего человек может уйти в запой и пристраститься к наркотикам, чем разрушает достигнутое, зато возвращается в привычное негативное болото, однако там все предсказуемо и спокойно.

Подчинение и угодливость руководствуются в данном случае не желанием принести пользу или не рушить отношения, а стремлением переложить ответственность за собственную жизнь, тогда в случае провала всегда есть кого винить, а в случае успеха, можно переадресовать его в руки главенствующей личности. Отказ от авторства своей жизни сильно связан с отсутствием контакта с реальностью и взрослой позиции – объективность в оценке собственных качеств и окружающей реальности в таком случае сильно нарушена.

Причины самоуничижения

Отношение к собственной личности и трансляция собственной оценки закладывается в детстве и копируется как модель отношения родителей. В вариантах, когда малыша хвалили и принимали, но также указывали на промахи, двигаясь в развитии соблюдая лично его темп, личность учится оценивать происходящее вокруг и себя с позиции объективности и адекватности.

В случае с самоуничижением процесс общения с родителями строился для ребенка в системе достижений, причем, когда он часто оказывается не оправдывающим ожиданий.

Так случается, если родители много требуют, желая вырастить вундеркинда, когда строят какие-либо ожидания в отношении ребенка, а он их не оправдывает (иногда по факту рождения и не зависящим от него причинам).

Сложившиеся обстоятельства несоответствия иногда прямо и грубой форме сообщают неокрепшей психики, но даже когда родители не говорят вслух, ребенок чувствует собственную неполноценность через их отношения (через молчаливые взгляды восхищения другими детьми, через постоянные новые задания и требования).

Помимо родительской оценки есть еще и родительское поведение вне зависимости от ребенка, и, являясь перфекционистами в собственной жизни, они вкладывают подобное отношение своим наследникам.

Перфекционизм, в котором существует только два полюса (либо ты можешь, либо ты никто) является самым травматичным для детской психики, поскольку ребенок еще в силу своего возраста многое не умеет или умеет на недостаточном уровне, а значит, оценивает себя с позиции недостойного, которая и закрепляется потом на долгие годы.

Достигнутые результаты у подобных родителей ведут за собой не радость, а дополнительные требования и обязанности и всегда оказывается мало, т.е. максимум, что можно сделать – это не опозориться, а быть хорошим нельзя.

Частые сравнения с другими людьми в отрицательном ключе относительно самого человека мало того, что формируют заниженную самооценку, они выстраивают сравнительное мышление и в итоге, личность не способна оценить себя и свои качества относительно ситуации или своих потребностей, а оценивает их в сравнении с окружающими, намеренно (но подсознательно) выискивая для сравнения более успешных именно по выбранному критерию.

Также, помимо таких активных влияний социума есть то, что ребенок впитывает неосознанно, и если у кого-то из родителей присутствовали самоуничижительные мысли, то они могут переняться как жизненный сценарий.

Помимо этого, советы помалкивать, стараться не брать ответственность, могут быть показаны взрослыми как довольно успешные в жизни, забывая, что оправдывался такой уход в тень собственной несостоятельностью или «они умные, пусть и делают, а я тупенький».

Комплекс самоуничижения

Очевидно, что самоуничижение не является одной чертой, имеющий ряд характеристик, это понятие укладывается в комплекс проявлений, встречаемых в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности у разных людей.

Можно собрать двадцатку на первый взгляд непохожих людей, обладающих комплексом уничижения, и такое разнообразие продиктовано личной историей каждого, причинами провоцирующим выработку такого отношения и особенностями личностной структуры, функционирования нервной системы.

Объединяющей чертой комплекса будет довольно тяжелое состояние при построении отношений с таким человеком, несмотря на его услужливость и попытки не отсвечивать.

Стремление говорить и действенно доказывать свою ничтожность, постоянные доказательства, приводимые из прошлого, и стремление свалить ответственность на партнера создает длительный нервозный эмоционально тревожный фон.

Разрешение комплекса самоуничижения возможно при безграничном терпении партнера и совместной работы в данном направлении, а также при помощи психотерапевта.

К сожалению, при попытке выстроить отношения со зрелой личностью, не избавившись от такого деструктивного поведения, будет невозможно, поскольку люди привыкли к иному (равнозначному) распределению ответственности, поощрению развития и совместному стремлению.

Более длительные отношения возможны с авторитарной личностью, с диктаторскими наклонностями, но о гармоничном (хоть и продолжительном) взаимодействии говорить не приходится.

Такие отношения не про встречу двух сознаний, а про встречу двух комплексов, где каждый будет пытаться отыграть детскую травму, запуская сценарий по новой каждый раз, но, не выходя из него.

Связь будет крепкой, но болезненной, это относится к разделу эмоциональных зависимостей и созависимых отношений.

Комплексы разбираются по составным частям их проявлений, и тогда можно пробовать брать на себя чуть больше ответственности, выходить в привлекающем внимание образе, сдерживаться от самокритики.

Со временем тренировка новых навыков поможет ослабить влияние или полностью устранить комплекс самоуничижения.

Но можно начинать с тех травмирующих событий, которые явились пусковыми для формирования подобной личностной структуры (делать это лучше у специалиста, поскольку столкновение с тяжелыми переживаниями в неправильных условиях может усугубить травму).

Источник: http://www.cs.housepsych.com/samounichizhenie_default.htm

Смирение: разумное самоуничижение – Православный журнал “Фома”

Предыдущая статья Толкового словаря была посвящена слову «терпение» – ὑπομονή (hypomonē). Мы выяснили, что терпение, исходя из «гнезда значений» этого древнегреческого слова, можно толковать и как своего рода неподвижное ожидание, пребывание на том же самом месте.

Скорби и страдания теснят человека, давят на него со всех сторон (скорбь по древнегречески будет θλῖψις (thlipsis), что этимологически значит давление, сжимание, утеснение .

Терпение же позволяет не покидать «жизнь на посту», те боевые жизненные позиции («жить – значит воевать», говорил древнеримский философ Сенека), которые сознательно занял человек.

Евангельские слова «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22) исходя из этого с некоторой долей условности можно переводить и так: «Спасется тот, кто до конца пребудет на занятых им позициях». Поэтому надо верить, что в каком-то смысле человек может вытерпеть все. Отцы Церкви единодушно говорили, что ни на кого Бог не возлагает ноши большей, чем та, которую он может понести.

Однако, само терпение тоже должно быть на чем-то основано. Его исток – смирение. Последнее является основанием не только для терпения, но и для всех прочих добродетелей. Отсутствие же смирения, т.е. гордость, может своим ядом отравить любые добрые дела и свойства.

 «Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия» (авва Дорофей). Так с Неба из высшего чина ангелов был низвергнут Люцифер, который за его блеск и красоту и был прозван «несущим свет».

Он был отмечен всеми преимуществами и достоинствами, кроме одного – смирения, когда решил, что своей премудростью, красотой и добродетелями он обладает не благодаря Богу, а сам по себе.

Тут очень важно то, что смирение выше и любых человеческих сил, его невозможно приобрести, если не будет благодати и помощи свыше. Оно сверхестественно, и в сущности – противоречит обычной человеческой психологии. Смирение выражается в том, что человек любые нанесенные ему обиды, даже несправедливые, воспринимает как пришедшие по адресу и вполне заслуженные.

Хочется спросить: разве это разумно? Почему надо все сносить и прощать? И кто сможет так делать? Кому это по силам? Ведь мы живем, постоянно окруженные ссорами и сварами, которые сами же и создаем. Как однажды заметил философ Владимир Бибихин – мы живем едва терпящие других, едва терпимые другими.

Это, если не кривить душой, и есть – обычная «человеческая ситуация».

Однако интересно, что древнегреческое слово «смирение», ταπεινοφροσύνη (tapeinofrosyne), дословно значит смиренномудрие. Оно составлено из двух слов.

Первое – прилагательное ταπεινός (tapeinos), которое переводится как «низкий», «малый», «покорный», «смиренный». А второй корень этого слова образован от ἡ σωφροσύνη) (sōfrosyne), что значит «благоразумие», «здравый смысл», «мудрость».

Поэтому, если исходить из второго корня, в смирении есть глубокое разумное содержание, которое на первый (и даже на второй) взгляд не видно и непонятно «естественному человеку».

Возможно, это как раз тот случай, про который средневековые философы-богословы говорили – «я верю, чтобы понимать». А именно, если верить в заповеди и поступать по вере, то все более ясным будет становиться и их смысл и их правильность.

Тогда смирение оказывается всего лишь трезвым видением и пониманием самого себя (а ведь это труднее всего, говорили древние – «познать самого себя»).

Как «пьяному море по колено», так и тот, у кого нет хотя бы немного смирения, живет в состоянии духовной эйфории, и не видит со стороны ни самого себя, ни бревен в собственном глазу.

При таком понимании смирения, отсутствие гнева даже на тех, кто, казалось бы, этого вполне заслуживает, или следование заповеди «не судите» даже в отношении тех, кого вроде бы нельзя не осудить, подкрепляются тем трезвым соображением, что Бог так же любит повздорившего с тобой человека, как и тебя самого.

Смирение открывает для христианина целый Божий мир и других людей, восприятие которых замутняют и закрывают для нас  наши же обиды. Поэтому смирение, впридачу к прочим его смыслам, вполне можно трактовать как благоразумное или трезвое самоуничижение, позволяющее человеку не заслонить от себя весь мир тенью собственных страстей, и увидеть все так, как оно есть.

Источник: https://foma.ru/smirenie-razumnoe-samounichizhenie.html

Игум. Нектарий (Морозов). О самоуничижении (+ВИДЕО) / Православие.Ru

В прошлый раз игумен Нектарий (Морозов) рассуждал о гордости и ее проявлениях. Сегодня – о явлении вроде бы обратном, которое в народе называют самоедством. Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней, и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?

Когда сокрушение о грехах… не на пользу

Бывает, что человек видит какой-то свой грех, осознает свою страсть и приходит к глубокому сокрушению, порой даже испытывает омерзение по отношению к себе.

Но при этом возникает закономерный вопрос: может ли такое сокрушение быть скрытой гордыней? Дело в том, что все деревья, произрастающие на почве нашего сердца, как и всякое дерево, Господь заповедует познавать по плодам.

Если плодом этого сокрушения, покаянного настроя и даже в какие-то периоды омерзения по отношению к тому, что в нашем сердце сокрыто, становится изменение жизни, если это состояние влечет за собой появление ревности к самоисправлению, то, безусловно, это подлинное древо покаяния, которое приносит соответствующие ему плоды. Если же результатом такого сокрушения становится расслабление, уныние, доходящее до отчаяния, или состояние, которое обычно именуется самоедством или рефлексией, то это не подлинное покаяние, а как раз проявление живущей в нашем сердце гордыни.

Печаль по Богу, на самом деле, никогда не приводит человека в состояние расслабления, а делает его сильнее, ревностнее, дает ему решимость бороться с грехом. Остальное – печаль человека о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы.

Важно при этом помнить, что даже искреннее и здравое сокрушение о своих грехах может перерасти в самоуничижение, которое паче гордости. Дело в том, что все наши душевные состояния не статичны. И если мы к себе невнимательны, то, безусловно, враг может наше доброе состояние превратить в противоположное.

Как это происходит? Наверное, нужно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что человека, намеревающегося сделать благое дело, враг сначала старается отвратить от этого, изъять его доброе намерение. А если не удается, тогда враг человека начинает обольщать гордостью и тщеславием по поводу успешности завершения дела.

В данном случае враг будет пытаться покаянный настрой и сокрушение превратить во что-то душевредное, поэтому человек должен все время себя проверять: к чему ведет его нынешнее состояние? Если вместо изменения себя мы начинаем унывать, чрезмерно печалиться, и это приводит к определенному саморазрушению – душевному, духовному, а порой даже и физическому, – то значит, мы соскользнули с правильного пути и враг нас увлекает на путь погибели.

Безусловно, бывают моменты, когда и подлинное покаяние носит характер очень болезненный, ведь для человека, совершившего что-то дурное, вполне естественно поболеть об этом сердцем, а порой даже и телесно. Но это период все-таки не продолжительный, как правило.

И вряд ли радость на Небесах о едином грешнике кающемся относится к тем, кто от своего покаяния чахнет вместо того, чтобы начать меняться. Самый яркий и известный образ такого покаяния, не ведущего ко спасению, – это Иуда.

Он раскаялся в предательстве Учителя, пошел и удавился.

Остаться воином Христовым

Мы можем найти в древних патериках свидетельства о том, как кто-то из монашествующей братии, пав и видя, что враг его влечет от покаяния к отчаянию, начинал самыми разными способами противостоять этому. И так из состояния поражения эти подвижники приводили себя в состояние пусть раненого, но воина, который готов вновь держать в руках оружие и вести бой.

Например, в одном патерике рассказывается о том, как некий человек, несший военную службу и в своей жизни много согрешивший, пришел к старцу святой жизни и, очевидно, поделился своим беспокойством: примет ли Господь его покаяние? А старец ответил: «Вот я вижу на тебе плащ, и он покрыт заплатами.

То есть сколько бы прорех на нем ни являлось во время боев – и мечом тебя рубили, и топором, и копьем уязвляли, – ты не выбросил его. Неужели же Господь поступит так с тобой? Да, ты сам весь в шрамах грехов, но Господь тебя не оставит».

И такого рода рассуждение бывает необходимо человеку, когда враг его влечет и гонит к состоянию уныния.

Еще один замечательный пример в патерике: некий брат, долгое время подвизавшийся в уединении в своей келье, вышел оттуда, пошел за водой к реке, встретил там женщину, впал с ней в грех блуда и вслед за этим возвратился к себе и стал подвизаться как ни в чем не бывало. Другому брату это было открыто, и он дивился, как же такое возможно.

Наконец он пришел за объяснением. Оказывается, согрешивший монах почувствовал, что сейчас враг его просто умертвит скорбью и отчаянием и он все бросит, вернется в мир и предастся грехам, уже ни в чем себе не возбраняя. И поэтому он сказал себе: «Ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова».

То есть он понял, что его состояние может привести к тому, что мы называем рефлексией, когда человек постоянно возвращается мыслями к содеянному, но не может с этим внутренне примириться и в конце концов ломается.

И брат рассудил совершенно здраво, что лучше он от этого пока внутренне отойдет и даже не будет думать сейчас о своем падении, а просто вновь будет подвизаться и жить так, как угодно Богу.

Ведь, в сущности, в чем заключается покаяние? По большому счету, Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь. Обычно человека к этому ведет именно плач и покаянное сокрушение. Но иногда бывает так, что нужно намеренно пройти мимо этого, чтобы духовно выжить, сохраниться. Об этом нужно помнить.

Бесчувственному – одно, сверхчувствительному – другое

Конечно, возможна и противоположная ситуация, когда человек, боясь впасть в некое самоедство и самоуничижение, получит навык легкомысленно относиться к своим грехам.

Если вернуться к этому конкретному эпизоду из патерика, то совершенно очевидно, что брат не отнесся к своему падению легкомысленно, потому что подвиг уединенного жительства, к которому он вернулся, требовал очень серьезных трудов и усилий. Здесь о легкомыслии говорить не приходится. И, думаю, когда он укрепился, то сполна свое падение оплакал.

Другое дело, что мы часто согрешаем и как бы не обращаем внимания на совершенный грех не потому, что боимся впасть в отчаяние, а просто потому, что нам страшно остаться наедине с обличающей нас совестью. И мы гоним от себя это обличение, образ этого греха, чтобы он не уязвлял болью наше сердце. И тогда мы удобно совершаем этот грех и второй, и третий, и четвертый раз.

Опять же весь вопрос в плодах. К чему приводит нас то или иное наше решение? Решение плакать о грехе или решение благодарить Бога за то, что Он нас еще терпит; решение всматриваться в те обстоятельства, которые нас ко греху привели, и анализировать, как это произошло, или пройти мимо всего этого и устремиться к той жизни, которой мы жить должны.

Это и характеризует, правильно ли наше решение или нет.

Мы все очень разные. Преподобный старец Паисий Афонский говорил о том, что есть люди, совершенно как дубовое полено – бесчувственные, а есть люди сверхчувствительные.

И если человека бесчувственного враг в еще большую бесчувственность старается погрузить, чтобы он даже не сознавал того, что делает, то человека сверхчувствительного враг, наоборот, будет доводить до отчаяния.

И получается, что одному на своих ошибках, преткновениях и грехопадениях заострять внимание необходимо, чтобы, всматриваясь в них, испытать ту боль, которая в конце концов должна исторгнуть из его глаз слезу покаяния; а другому нужно, наоборот, как-то немного дистанцироваться от совершенного им греха, потому что иначе он просто не сохранится и погибнет.

Апостол Павел говорил о необходимости принять вновь в евхаристическое общение тяжко согрешившего члена христианской общины, чтобы сатана его не погубил чрезмерной печалью, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2: 11). То есть сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения, и поэтому вслед за наказанием должна быть милость.

Верить в милость и любовь Божию

Чаще всего мы вынуждены сами заботиться о своем духовном состоянии и пользоваться уроками из патериков и святоотеческих наставлений, но лучше, когда есть духовник, который может, уже хорошо зная конкретного человека, подсказать ему, что более необходимо в тот или иной момент.

Конечно, бывают ситуации, что кто-то находится дома и не может сию же минуту обратиться к духовнику, а печаль и уныние подступают к сердцу.

Тогда нужно вспомнить: если есть в нашем сердце боль покаяния, желание изменить свою жизнь и далее в грехе не пребывать, то, безусловно, Бог нас никогда не отвергнет.

При этом не должно требовать, чтобы Он тотчас же известил нас о Своем прощении и чтобы в наше сердце тут же вошли радость, покой, мир. Нет, но должна быть убежденность.

Всё Евангелие, все Послания апостольские говорят о величайшем милосердии Господа, Который принимает всякого грешника кающегося, и мы не имеем никаких оснований в это не верить или думать, что речь идет о ком угодно, кроме нас. И на самом деле именно эта способность верить в милость и любовь Божию зачастую человека и вытаскивает из бездны греха и из бездны отчаяния.

Конечно, тут есть опасность уклониться в дерзость и даже наглость, под влиянием которых человек еще до совершения греха думает: «Господь милостив, согрешу, а потом покаюсь». О таких людях преподобный Исаак Сирин говорит, что они лукаво ходят перед Богом, и на них смерть нападает зачастую неожиданно. Об этом тоже не стоит забывать.

Но если мы исстрадались в борьбе с грехом, если мы его не хотим, если мы его ненавидим, не желаем мириться со своей слабостью и просим помощи Господа неотступно, если в нашем сердце проходит разделительная черта между нами и собственно грехом и живем мы так, чтобы с грехом не сращиваться, – всегда есть надежда на спасение.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/90954.html

Как, смиряясь, не впасть в самоуничижение?

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Что делать тогда, когда есть желание вести церковный образ жизни, но из-за частых падений возникает стыд идти на исповедь и закрадывается сомнение: «А потяну ли я такой образ жизни?» Что такое аскеза? Что означают слова: «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Это что значит – что мы должны в ответ на пощечину подставлять другую щеку? Как, смиряясь, не впасть в самоуничижение? Какое дурное, греховное качество противостоит в нас смирению?

На данные вопросы отвечает священник Константин Пархоменко:

«Я очень люблю один совет свт. Тихона Задонского. Святитель говорит: «помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, кто не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше. Идут и плачут по дороге о грехах».

Путь к святости – это не что-то данное. Когда мы читаем про созерцания каких-нибудь мистиков, не будем обманываться, что им все так легко далось. Это далось через постоянную ежеминутную, часто мучительную борьбу с грехом. И бывают падения.

Но надо вставать, каяться и идти дальше. Древняя подвижница амма (греч. матушка) Синклитикия говорила: «Кающихся ждут великие тяготы и жестокая борьба, но вслед за ними несказанная радость.

Кто хочет развести огонь, поначалу терпит беспокойство от разъедающего дыма, но в конце концов получает то, что желал».

Слово «аскеза» переводится с греческого как «упражнение», «борьба»; это наша ответная любовь ко Христу, наш свободный шаг, в котором мы отвергаемся от мирских привязанностей, учимся не цепляться за этот мир с его бытом, комфортом, уютом, удовольствиями… К аскезе относятся наши посты, коленопреклонения, стояния (например, на молитве в храме или дома), отказ на некоторое время от супружеских отношений, отказ от развлечений и увеселений и многое другое.

Аскетическая практика – это первая ступень. Следующая ступень – предощущение Бога в людях, существах и вещах. Святые видели мир иначе, он реально был для них поврежденной иконой совершенного мироздания, поэтому святые так любили наслаждаться красотой природы, так берегли природу.

Мы помним Евангельскую заповедь-притчу о том, что если тебя что-либо искушает, вырви свой глаз, оторви руку. К сожалению, чаще всего мы встречаем неправильное преломление этой заповеди.

Грешные люди стараются, борясь с искушениями, поскорее исключить из своей жизни предмет искушения, тогда как характерной чертой святости является умение преобразить свою внутреннюю природу, уничтожить свои собственные страсти и нечистые желания. Тогда и мир вокруг видится иным.

По слову преп.

Иоанна Лествичника, в преображенном человеке телесная красота вызывает уже не вожделение, но хвалу Богу: «Мне рассказывали, что некто, увидев женское тело необычайной красоты, принялся славить Создателя. Благодаря этому зрелищу любовь его к Богу возросла до слез… Человек, ограничивающийся такими чувствами в подобных обстоятельствах, уже воскрес … прежде всеобщего воскресения».

Жития святых изобилуют примерами особой близости святых к природному миру: они кормили из рук диких животных и проч.

Изменяя свою человеческую природу, святые изменяли и возвращали на путь добра и любви и природу животного и растительного мира. Но высший этап Богообщения – это прямое личное единение с Богом.

Это то, что непостижимо обычным разумом, но о чем свидетельствуют и к чему призывают и монахов, и мирян великие мистики Церкви.

Попробуйте представить, что вы кого-то ударяете по правой щеке, даете пощечину. Если вы не левша, ударить ладонью по правой щеке очень сложно. По правой щеке можно ударить лишь тыльной стороной ладони. Этот удар и имеется в виду. Ударить тыльной стороной ладони на Востоке означало (и теперь означает) страшно оскорбить человека.

Такого обидчика Талмуд обязывал выплатить обиженному 400 динариев. Христос имеет в виду следующее: христианин не должен ожесточаться на обидчиков, воздавать злом за зло, как было принято у иудеев. Христианин доброжелательно и мудро относится ко всем заблуждающимся и озлобленным. И такое его отношение может переродить последних.

Смирение – одна из самых прекрасных христианских добродетелей. Корень русского слова «смирение» – «мир». Смиренный человек – это человек мирный, человек, который принимает все, что с ним случается: и огорчения, которые нам наносят люди, и денежные трудности, и неудачи, – спокойно, с кротостью и спокойствием.

У нас очень часто понимают смирение, как — самоуничижение. Думают, что заискивать перед подлецом, перед начальником – это и есть смирение. Это, скорее, трусость.

Настоящее смирение проявляется в том, что мы выслушиваем критику и стараемся стать лучше, но также готовы защищать правду, даже перед начальниками.

Если нас поносят, оскорбляют – мы не злимся в ответ, а кротко принимаем все оскорбления, даже в сердце не допуская обиды.

Смирение не имеет ничего общего с самоуничижением, когда нас хвалят, а мы говорим: «Да нет, мы плохие, мы ничего доброго не сделали». Здесь смирением как раз будет спокойно принять похвалу. Обратите внимание – спокойно, с миром. Мы должны спокойно и ровно принимать и то, когда нас хвалят, и то, когда нас ругают.

Один современный старец говорил, что «блаженны те, кто в своем смирении уподобились смиренной земле». Поясню, что в европейских языках понятие «смирение» происходит от латинского humus, «плодородная земля».

«Земля, – говорил старец, – как добрая мать питает людей и добрых, и злых. Все ее попирают, но она в ответ дает нам все необходимое для жизни. Она принимает все, что мы бросаем в нее.

Мы можем вылить на нее помои, а она и их примет и переработает в полезные вещества».

Так и смиренный человек – это человек, который без ропота и недовольства принимает все, что подает ему Господь: окружающих людей, жизненные ситуации, все радостное и горестное. И изо всего этого смиренный человек выносит для себя духовную пользу. Вспомним свт. Иоанна Златоуста. Прекрасный проповедник, администратор, подвижник. Его всю жизнь гнали и преследовали.

Но этот человек всегда говорил: «Слава Богу за все!» Из всех унижений, сложных обстоятельств, несправедливых гонений он извлекал для себя пользу. Златоуст мог бы роптать и сердиться на Бога и на людей, мог бы сетовать, что то, что он задумал, не получается.

Однако он смиренно верил, что все, что Богу угодно, будет исполнено, а его душа в этих трудностях только укрепится и возрастет.

Какое дурное, греховное качество противостоит в нас смирению? Это гордость. Гордость, как кривое зеркало, искажает наш взгляд на себя. Мы себе кажемся лучше, умнее, оригинальнее, в конце концов, интереснее, чем мы есть на самом деле. Такой человек слышит только себя, навязывает свой взгляд на мир, на жизнь и другим людям.

Происходит самообман. Что мы из себя представляем?.. Ну, так, на самом деле, если сравнивать нас не с какими-нибудь подлецами и негодяями, а с лучшими из людей? Почему мы ориентируемся на худших? Давайте смотреть на лучших… И тут мы должны себе признаться – мы на самом деле не очень хорошие люди. Где-то хитрые, где-то ленивые, злые, нетерпеливые…

Смириться – это все это осознать, научиться прислушиваться к другим – и изменяться. Христианское смирение – это не самоуничижение, не выдуманная елейная приниженность, а трезвый взгляд на себя.

И оценка… не в нашу пользу.

 Один древний подвижник на стене кельи записывал свои плохие поступки, и когда к нему подкрадывалась мысль о том, какой он хороший, он смотрел на список своих дурных дел и отрезвлялся».

В чем заключается настоящее смирение?

Православное смирение имеет границы!

Великое смирение. Историческая притча

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/12/06/kak-smiryayas-ne-vpast-v-samounichizhenie/

Самоуничижение

18.06.2013 by petr8512

(Просмотров 1 814 всего, 1 сегодня)

Самоуничижение как качество личности – склонность к намеренному уничижению самого себя, умалению своей личности, ее достоинств, принимая во внимание преимущественно негативные аспекты своей личности, к тому же, зачастую, сильно преувеличенные или надуманные, воображаемые; склонность к излишней скромности и подобострастному смирению.

Самоуничижение – это высокомерие с обратным знаком. Представляя собой противоположный высокомерию полюс, оно тоже неадекватно оценивает свои, как говорят военные, «тактико-технические данные», то есть качественные размеры своей личности.

     Психологический портрет самоуничижительной личности таков.

Встретив человека, ярко проявляющего в «одном стакане» униженность, низкопоклонство,  подавленность настроения, угодничество, отчужденность, покорность, безропотность, упадок духа, запуганность, ощущение вины и раскаяние, можете безошибочно выносить вердикт – перед вами самоуничижение.

К тому же, если он ассоциируется вашим подсознанием с чем-то постыдным, бесчестным и достойным презрения, значит, это, наверняка, самоуничижение. Внутренние его проявления скрыты, но достаточно очевидны — вынесение обвинения самому себе, осуждения и порицания, обреченность, ощущение собственной неполноценности, недостойности и никчемности.

     Чаще всего, с детства человек находится под влиянием завышенных требований идеалистов-родителей и горе-воспитателей, реализовать которые он явно не в состоянии. У ребенка появляется страх перед неотвратимым фиаско всех авантюрных ожиданий своих идеализированных родителей.

У малыша появляется привычка просить за все прощение. Недооценивая свои силы, он, еще не приступив к делу, заранее просит у окружающих прощения за возможную неудачу. Прощением он снимает с себя ответственность за возможный провал и, одновременно, получает «бонус» за умение предугадать негативный ход событий.

Как известно, отрицательные ожидания оправдываются столь же часто, как и положительные. Ожидая провала, ребенок неизменно его получает. Вследствие этого, у него развивается определенный способ самозащиты, состоящий в понимании своей правоты при случившемся провале. «Я так и знал.

Я же говорил и предупреждал, что не смогу это сделать», — говорит он, невольно становясь приверженцем самоуничижения.

Советую почитать:  Срывание всех и всяческих масок

      Став взрослым, он тащит за собой из детства «ржавые якоря» неполноценности, никчемности, несостоятельности, бездействия и неприметности. Постоянно находясь в душной атмосфере уныния и разочарования, переживая свою беспомощность, крушение иллюзий и обманутых надежд, самоуничижительный человек неизменно находится в состоянии депрессии.

       Подобно людям, гордящимся своими болячками, самоуничижительные, зачастую, начинают «мериться» друг с другом,  у кого больше самоуничижение. В тайне они тщеславятся своим статусом самого «последнего» человека.

 В Китае, например, посетители императорского дворца соревновались в том, кто из них отвесит самый низкий поклон или в максимальной степени унизит себя в присутствии императора.

Распростершись на полу у ног владыки, они нередко начинали свою речь словами: «Да простит солнцеподобный этого червя, пресмыкающегося у ног того, кому недостоин служить даже пылью под его ногами, и позволит этому нечестивцу задать глупейший вопрос его святейшему императорскому высочеству».

         Лишенное уверенности в себе, самоуничижение покорно и безвольно уступает карьерную дорогу недостойным и глупым людям, позволяя им управлять собою. Понимая несостоятельность и несправедливость их возвышения, самоуничижению остается только обвинять себя в малодушии, трусости и слабохарактерности.

По всем параметрам его место – место руководителя и лидера, но оно, стараясь не выпячиваться и быть незаметным, остается в тени, удовлетворяясь ролью рядового служащего. Когда ты сам соглашаешься сидеть на галерке – не хнычь, что не видишь сцену.

 Если бы самоуничижение попало в тюремную камеру, набитую уголовниками, оно бы, не скандаля, сразу безропотно отправилось бы к параше и уже через полчаса «вышло бы замуж» за нескольких старожилов камеры.

       Самоуничижение предпочитает режиму «жить здесь и сейчас» бесконечное пережевывание и повторные переживания неудач прошлого или отрицательные ожидания неблагоприятного будущего.

Концентрируя свое внимание на прошлом, оно самоустраняется от преодоления возникающих жизненных трудностей. Обстоятельства бросают самоуничижению вызов, но у него отсутствуют силы и желания принять «перчатку».

Нерешенные проблемы накапливаются, а с ними накапливается и депрессия.

Советую почитать:  Сотрудничество

       Самоуничижение – антипод успеха. Считая себя недостойным лучшей жизни, оно способно встать на путь деградации личности, разрушая себя алкоголем, наркотиками и безудержным развратом. Лучшие его представители могут вести здоровый образ жизни, но страх перед успехом, достижениями, резкими взлетами по карьерной лестнице будет всегда жестко управлять ими.

Волею обстоятельств, оказавшись на волне успешности, они с первой же минуты нахождения в новом качестве страшатся не оправдать ожидания окружающих. Самоуничижение начинает убеждать свое окружение, что результат возвышения – случайное стечение обстоятельств.

В то же время оно настораживается, стараясь предотвратить момент, когда «сосулька успеха» свалится на его несчастную голову.

       Самоуничижение и ответственность – два несовместимых понятия. Не решаясь самостоятельно принимать решения, самоуничижение изо всех сил пытается найти либо авторитетное лицо, либо «козла отпущения», на которых можно повесить ответственность за возможный провал «безнадежного» дела.

   Опасаясь принять ответственность за свою жизнь, оно автоматически лишает себя огромнейшего достояния человека – возможности выбора. Поэтому ему приходится жить по чужой указке, игнорируя собственные потребности, желания и намерения.

Подавленные желания опасны, вызывая хроническую неудовлетворенность жизнью.

         Самоуничижение представляется вычурно скромной, своей неприкрытой угодливостью оно резко бросается в глаза. Но в этом нет и капли желать всем счастья. Альтруизм здесь не причем.

Придавая избыточную значимость чужим мнениям и оценкам, самоуничижение стремится для всех быть «хорошим» и «своим». Пуще неволи, оно страшится вызвать раздражение, стать неудобным для окружающих.

Сравнивая себя с ними, оно всегда приходит к неутешительным для себя выводам. И этот сравнительный вояж понуждает его к надоедливым извинениям.

      Казалось бы, раз человек нещадно критикует себя, то и к сторонней критике он будет спокойно относиться. Никак нет. Самоуничижение крайне болезненно воспринимает критику со стороны окружающих. Представляясь самокритичным, оно испытывает реальную боль в уме, разуме, чувствах и теле, если кто-то посмеет согласиться с его доводами о собственной никчемности.

В душе его мгновенно вспыхивает «лампочка» вражды. Не для того он умаляет свое достоинство, чтобы окружающие с ним согласились, а для того, энергично стали возражать и противиться такой его явно заниженной самооценке. Возникает тот же эффект, когда мы ругаем хаос и беспредел в своей стране, но готовы дать в морду, если подобное позволит себе какой-либо чужеземец.

Советую почитать:  Самобытность Самобытный

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 814 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/samounichizhenie/

Ссылка на основную публикацию