Пути разрешения конфликтов – межнациональных, политических

Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов. Особенности этнополитических конфликтов и путей их урегулирования

Пути разрешения конфликтов - межнациональных, политических

Политический конфликт – это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:

революцией;

государственным переворотом;

урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;

иностранной интервенцией;

политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;

компромиссом;

консенсусом и др.

Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:

дипломатическое урегулирование путем переговоров;

смена политических лидеров или режимов;

достижение временного компромисса;

война.

Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения.

Особой формой политического конфликта является межнациональный конфликт.

Причинами формирования межнационального конфликта могут быть политические, экономические, социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические проблемы.

В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:

определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы народ мог осознать ненормальность своего положения;

скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;

наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели – обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.

Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются:

победой одной стороны над другой (решение с позиций силы);

взаимным поражением (компромисс);

взаимным выигрышем (консенсус).

Межнациональные конфликты, как типы политических конфликтов, классифицируются по следующим основаниям:

По сферам проявления:

социально-экономические;

культурно-языковые;

территориально-статусные;

сепаратистские.

По целям:

реалистические;

нереалистические.

По объему использования военной силы:

мирные;

с минимальным (одноактным) использованием военной силы;

военные.

По вертикали:

между центром и республикой (штатом, кантоном и т.п.);

между региональными и местными органами власти.

По горизонтали:

между группами коренной и некоренной национальности;

микроконфликты на личностном уровне.

В национальных отношениях важно не допускать дело до конфликта или, если он начался, разрешать его мирным путем.

Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:

“Избегание “, что означает:

игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;

эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.

“Откладывание ” – своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

Переговоры – стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.

Третейское разбирательство (арбитраж) – добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.

Примирение – сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:

следственные комиссии, которыеустанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт;

согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.

Источник: https://cyberpedia.su/17x9a2d.html

Пути разрешения политических конфликтов (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение 3

Конфликт, причины возникновения 5

Пути разрешения политических конфликтов 7

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.

Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру.

В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, идеологические, культурные и др). Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества.

Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью.

Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.).

Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта.

На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве.

Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе.

Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:

а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;

б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п;

в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;

г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;

е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности:

1. во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти;

2. во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти;

3. в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества.

Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, неприсущему советскому обществу.

Читайте также:  Серотониновый синдром - признаки, симптомы, причины, лечение

В настоящее время в Российской Федерации чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций . В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения.

Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.

Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

В социологическом плане необходимо различать два уровня развертывания конфликта.

Во-первых, это – конфликт в масштабах всего политического пространства; как правило, это – конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.

Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. В этой борьбе суть политического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задаче расширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеванию нового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта, которые применимы и во внутригосударственной практике и имели место в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений между государствами и субъектами Федерации, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступает два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

– достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

– соглашение, основанное на взаимных уступках; – истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

– обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

Источник: http://MirZnanii.com/a/182584/puti-razresheniya-politicheskikh-konfliktov

О путях разрешения межнациональных конфликтов

⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 113Следующая ⇒

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта.

Это предполагает: во-первых, прекращение насилия; во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта; в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»); в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке; в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.

А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов.

Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России, и бредни относительно пресловутого «жидо-масонского заговора».

Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы.

Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта.

Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям[10].

В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти.

И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. Вспомним хотя бы герценовские слова 1863 г.: «Мы за Польшу потому, что мы за Россию», – или общественную позицию В.Г.

Короленко в связи с так называемым мултанским жертвоприношением, или общественный резонанс в связи с «делом Бейлиса» в 1912 г.

И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение – в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях, в карабахскам кризисе. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

[1] Weber M. Economy and Society. N Y, 1968. Vol. 1. P. 389.

[2] См.: Волжан В., Оболонский А. Национальные проблемы глазами психоанализа с политологическим комментарием//Обществ науки и современность. 1992. № 6. С. 32.

[3] Volkan V. The Need to Have Entmies & Allies From Clinical Practice to International Relationships. NY. 1988. P. 92.

[4] См.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М, 1968 С. 50—57.

[5] См., напр.: Тишков В А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе//Вопр. философии. 1990. – № 12. С. 3—15.

[6] Чаадаев П. Я. Афоризмы и заметки//Вопр. философии. 1986. № 1

[7] Толстой Л.Н.. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65

[8] Соловьев В. С. Русская идея//Россия глазами русского. М, 1991. С. 321.

[9] См.: Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Соч. В 2 т. М., 1989 Т. 1

[10] Об этом см, напр. Оболонский А.В. Общественное мнение и настроение как факторы демократического управления//Политические институты и обновле ние общества М, 1989 С. 45—55.

⇐ Предыдущая39404142434445464748Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-108407.html

открытая библиотека учебной информации

Способы разрешения межнациональных конфликтов

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений.

В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится “критической”, это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но всœе, безусловно, негативные, т. к. признание превосходства ценностей доминирующего этноса порождает чувство второсортности.

Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

Значимость социально-экономического фактора в разных конфликтах различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин или отражать экономические интересы узких групп.

Многие из таких конфликтов имеют глубокие корни, многолетнюю историю затухания и обострения; они подвержены сильному влиянию религии; они затрагивают бессознательное человека.

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта.

Это предполагает: во-первых, прекращение насилия; во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта; в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителœей каждой стороны, лучше всœего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»); в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке; в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определœенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целœей неправовыми средствами.

Читайте также:  Амбициозность целей человека, признаки амбициозности в работе

А для этого, в свою очередь, крайне важно хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, к примеру, появление в отношениях между сторонами новых стимулов.

Скажем, суровая экономическая крайне важность, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всœегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таки.м образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целœей другой стоорны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Примеров здесьможно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России, и бредни относительно пресловутого «жидо-масонского заговора».

Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы.

Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, крайне важно В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта.

Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населœения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям.

В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всœегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти.

И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. Вспомним хотя бы герценовские слова 1863 ᴦ.: «Мы за Польшу потому, что мы за Россию», – или общественную позицию В.Г.

Короленко в связи с так называемым мултанским жертвоприношением, или общественный резонанс в связи с «делом Бейлиса» в 1912 ᴦ.

И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределœение – в вопросœе о Прибалтике, в тбилисских событиях, в карабахскам кризисе. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

Читайте также

  • – О путях разрешения межнациональных конфликтов.

    Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта.

    Это предполагает: во-первых, прекращение насилия; во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта;… [читать подробенее]

  • – О путях разрешения межнациональных конфликтов.

    Способы разрешения межнациональных конфликтов Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/847484_o_putyah_razresheniya_mezhnacional_nyh_konfliktov

    Пути разрешения конфликтов – межнациональных, политических

    Пути разрешения конфликтов. Человеческому существованию на каждом шагу сопутствуют разнообразные проблематичные ситуации, провоцирующие острое противостояние.

    Некоторые из таких ситуаций порождают бесполезную трату потенциала и времени, отравляя людей негативными эмоциями и губительно влияя на душевное состояние и негативно воздействуя на физическое здоровье. Во вселенной не существует индивидуумов, которые бы не попадали в ситуации конфронтации.

    Именно поэтому необходимо изучать пути разрешения конфликтов психология которых довольно многогранна. Ведь множество противоречий возникает вследствие особенностей темперамента и характера субъектов. Кроме того, существует ряд индивидов, коммуникативное взаимодействие с которыми порождает конфликты.

    Поэтому, целью управления конфликтами является не их ликвидация или игнорирование, а предотвращение противодействующего поведения, связанного с насильственными либо деструктивными способами разрешения противостояния, и направление конфликтующих противников на нахождение взаимоприемлемого пути решения.

    Пути разрешения социального конфликта

    Конфликтом именуется столкновение двух субъектов либо социальных общностей из-за желания обладать тем, что одинаково ценно для обеих сторон.

    Субъектами конфликтного процесса именуются участники конфронтации, среди которых выделяют подстрекателей, свидетелей, пособников и посредников. Индивиды, со стороны наблюдающие за ситуацией конфронтации называются свидетелями.

    Подстрекателями именуются субъекты, подталкивающие других индивидов-участников к противостоянию. Пособники – особы, содействующие эскалации конфликта при помощи советов, рекомендаций, посредством технических средств.

    Посредниками именуются лица, пытающиеся предотвратить, остановить либо или разрешить возникшую конфликтную ситуацию.

    Нужно понимать, что не все участвующие в конфликте особы, находятся между собой в противоборстве. Кроме того, для развития конфликтной ситуации необходим повод и причина, а также и наличие предмета противостояния.

    Благо либо вопрос, спровоцировавший зарождение конфронтации, является предметом конфликта. Его причинами выступают объективные условия, события предопределяющие возникновение конфликта. Причина столкновения всегда имеет взаимосвязь с нуждами противоборствующих сторон.

    Поводом для появления конфликтной ситуации может стать незначительный эпизод, способствующий ее возникновению. При этом ситуация конфронтации может и не трансформироваться в конфликт.

    Что бы понимать причины и пути разрешения конфликтов, необходимо разграничить противоречие и конфликт. Противоречием называется фундаментальное несогласие в важных этнических, политико-экономических интересах.

    Оно является фундаментом любого конфликтного процесса и обнаруживается в чувстве неудовлетворенности сложившимся положением дел и стремлении его изменить. Противоречие при этом не обязательно перерастает в открытое противостояние .

    Другими словами, противоречие выражает невидимый и статический фактор ситуации, а конфликт – подвижный и открытый.

    Социальным конфликтом именуется высшая степень эскалации противоречий в структуре взаимоотношений индивидов, социальных коллективов, институтов, социума в целом и характеризуется приумножением противоположных взглядов, интересов отдельных субъектов и общностей.

    Причина конфликта всегда взаимосвязана с потребностями участников противостояния. Выделяют следующие причины, провоцирующие социальные конфликты:

    — общественная неоднородность социума, наличие противоположных жизненных ориентиров и взглядов;

    — различия в социальном статусе, уровне доходов, культуры, образованности, доступе к информации;

    — отличия религиозного характера;

    — поведение индивидов, их социально-психологические особенности (темперамент, ум).

    Основные пути разрешения конфликтов. Чтобы умело управлять конфликтами и грамотно использовать пути разрешения конфликтов в коллективе необходимо знать стадии, которые проходит социальный конфликт по мере его развития.

    Выделяют три главные стадии, а именно предконфликтную, конфликтную и стадию разрешения противоречия.

    На предконфликтной стадии участники осознают наличие эмоционального напряжения, пытаются преодолеть его, стремятся осознать причины столкновения, оценивают собственные возможности, а также выбирают способ воздействия на противоборствующую сторону.

    Конфликтная стадия – это и есть непосредственно конфликт. Она характеризуется отсутствием уважения и наличием недоверия к противнику. На этой стадии согласие невозможно.

    Стадия конфликта невозможна без повода либо инцидента, то есть без социальных действий, целенаправленных на трансформацию поведения противоборствующих сторон.

    Также данная стадия охватывает открытые и тайные действия соперников.

    Стадия разрешение конфликта знаменует завершение инцидента, то есть устранение факторов, спровоцировавших столкновение.

    Специалисты выделяют следующие пути разрешения конфликтов в коллективе:

    — решение проблемы при помощи взаимных уступок участвующих индивидов, то есть стороны предпочли компромисс;

    — мирная беседа соперников по разрешению возникшей проблемы – переговоры;

    — обращение к третьей стороне для заочного решения конфликта – посредничество;

    — обращение за помощью в разрешении противостояния к органу власти, наделенному специальными полномочиями, (арбитраж или третейский суд);

    — одностороннее использование силы или положения тем участником, который считает себя сильнее, стоит выше на социальной лестнице или служебной иерархии.

    Социальные, этносоциальные конфликты пути их разрешения следующие: реставрация, выжидание (невмешательство), обновление.

    Реставрация представляет собой возвращение общности к доконфликтному этапу, то есть к прежнему устройству социального бытия, социальных институтов, которые с учетом новых обстоятельств продолжают существовать.

    Выжидание (невмешательство) заключается в ожидании, что все образуется без вмешательства, то есть само собой. Данная «стратегия» идет по пути затягивания и различных реформистских проволочек, переминания на месте. Если противостояние не угрожает всеобщим провалом, то в открытом социуме, описываемая стратегия поведения может быть плодотворной при определенных условиях.

    Читайте также:  Вегето-сосудистая дистония - симптомы и лечение у взрослых

    Обновление является активным путем выхода из конфликтного процесса при помощи отбрасывания, отречения от прежнего и развития нового.

    Всякий социальный конфликт характеризуется конкретностью и течением в определенных социальных обстоятельствах. Поэтому пути разрешения конфликтов психология утверждает должны отвечать сложившейся ситуации.

    А глобальная стратегия выхода из коллективного противостояния должна охватывать и совмещать перечисленные выше основные пути разрешения конфликтов.

    Ключом разрешения всякой конфликтной ситуации является обновление. Однако обновить абсолютно все невозможно вследствие инертности человеческого сознания.

    Поэтому необходимо приготовиться к естественной реакции индивидов – откату к ряду прежних форм бытия и ценностей.

    Пути разрешения межнациональных конфликтов

    Современное существование до предела насыщено разнообразными конфликтами. Однако даже при таких условиях межнациональные конфликты и столкновения по остроте, масштабам и последствиям для государства занимают особое место.

    Кроме того, они зачастую переплетены с иного рода конфликтами, а именно: политическими разногласиями, экономическим противоборством и т.п.

    Нередко они служат лишь своеобразным усилителем, а порой и заслоном для противостояния политических и других сил.

    Этносоциальные конфликты пути их разрешения. Этносоциальные столкновения равно как и иные конфликты характеризуются наличием предмета противостояния, участвующих сторон, стадиями.

    Предметом межнациональных столкновений с позиции права могут быть территории, вследствие возникновения спора между этническими группами, либо препирательства имущественного или неимущественного характера представителей различных национальностей.

    Нередко разногласия возникают в вопросах о праве собственности, гражданских правах, административных, культурных правах.

    Однако, зачастую, они достаточно тесно переплетены, поскольку административная и гражданская дискриминация нередко автоматически пробуждает дискриминацию в сфере имущественных и социальных прав.

    Субъектами конфликта считаются различные национальные общности, обитающие на территории одного государства.

    С юридической точки зрения межнациональная конфликтная ситуация словно распадается на массу более детальных конфликтов, непосредственными участниками которых выступают юридические лица и физические особы: депутатские партии, должностные лица, государственные органы, хозяйственные структуры, различные гражданские объединения, отдельные личности и их семьи. Национальные общины являются своего рода лобби, то есть группами давления и интересов.

    Межэтнические конфликты на пустом месте не возникают.

    Для их появления, как правило, необходимо определенное отклонение от привычного жизненного уклада, разрушения ценностной системы, чему сопутствует растерянность, чувство фрустрации и дискомфорта, ощущение обреченности, нередко даже потеря смысла бытия.

    В таких обстоятельствах в регуляции межсоциальных взаимоотношений в социуме на передний план выдвигается этнический фактор в качестве более древнего, выполнявшего функцию группового выживания в филогенетических процессах.

    Действие описываемого психологического механизма происходит таким образом.

    Когда возникает угроза бытия социума как единого и независимого субъекта межсоциальных взаимосвязей, на уровне общественного восприятия обстоятельств происходит социальное отождествление по национальному признаку, включаются социально-психологические механизмы защиты, проявляемые в виде внутригрупповой сплоченности, усиления сплоченности «мы», внешнесоциальной дискриминации и изоляции от «не наших». Подобные явления ведут лишь к эскалации противостояния.

    Пути и методы разрешения конфликта, порожденного национальной дискриминацией. Анализ конфликтной ситуации, возникающей между государствами, должен начинаться с определения «агрессора» — действующего лица, виноватого в противостоянии.

    Отбрасывание фигуры «агрессора», ее игнорирование и растворение во множестве факторов абстрактного характера фактически стимулирует «агрессора» к активным поступкам, что делает «жертву» еще более беззащитной.

    Серьезной преградой на пути разрешения противостояний является боязнь правящей верхушки и социальных движений оказаться в категории недемократичных, нецивилизованных государств, стран с тоталитарным режимом.

    Анализ множества вооруженных противостояний позволяет заключить:

    — большинство межнациональных конфликтов возникает вследствие разногласий относительно статуса национально-территориального устройства, справедливости границ, которые разделяют этносы;

    — применение в межнациональных конфликтах военизированных сил априори должно быть обоснованным с политической точки зрения и позиции права, нести исключительный характер, а границы их применения необходимо очертить законодательно;

    — с военизированными конфликтами, равно как и с военным противостоянием, нужно бороться задолго до их возникновения.

    Перед тем, как начать искать конкретные причины и пути разрешения конфликтов межнациональной направленности, необходимо постараться снизить степень напряженности, возникшей между противоборствующими сторонами.

    После чего устанавливаются коммуникационные каналы, и начинается диалог. Зачастую попытки участников противостояния незамедлительно разрешить проблему с помощью переговоров приводят к краху.

    Важнейшим фактором, способствующим налаживанию контактов, является наличие доверия среди всех конфликтующих сторон. Главным условием предупреждения любой конфронтации, в частности и вооруженного конфликта, является гармонизация в государстве межнациональных отношений.

    Для осуществления этого необходимо применять следующие пути предупреждения и разрешения конфликтов межнациональной направленности:

    — наличие правового демократического государства (выделяют две главные гарантии социального спокойствия, а именно: сильное государство, основанное на справедливой законодательной базе, и рациональная организация социума, в котором всякий индивид имеет доход, позволяющий достойно существовать;

    — обеспечение целостности страны, признание всех полномочий за властью в деле защиты государства, борьба с преступностью;

    — предоставление проживающим меньшинствам автономии и возможности самостоятельно принимать решения собственных дел, охватывая и налоги;

    — децентрализация, то есть делегирование полномочий принятия властных решений на местный уровень;

    — ведение политики предупреждения перерастания различных расхождений в конфликтные ситуации, заканчивающиеся кровопролитием;

    — демократизация взаимоотношений между государствами, отказ от безосновательной интерпретации общепринятых норм международного права;

    — равенство всех народностей, удовлетворение их языковых, национальных, культурно-религиозных и иных потребностей.

    Основные пути и методы разрешения конфликта представлены ниже.

    В первый черед, используется метод избегания, который включает:

    — игнорирование неприятеля, отсутствие реагирования на поступки противоположной стороны;

    — уход с политической арены национального лидера;

    — переселение представителей отдельных этнических общностей.

    Следующим методом является «откладывание», включающее такой путь, как уход от конфронтации и ожидание изменений обстоятельств, возникновения благоприятных условий, способствующих мирному разрешению конфликта.

    Третий метод – это переговоры, в которых участники сами выбирают более предпочтительное действие. При этом число участвующих в переговорном процессе необязательно должно равняться числу вовлеченных в конфронтацию сторон.

    Также существует такой метод, как третейское разбирательство, которое заключается в добровольной передаче третьей стороне конфликта для разбирательства.

    При этом решение третьей стороны является обязательным для противоборствующих сторон.

    Пятым методом является сближение интересов и взглядов конфликтующих сторон при помощи посредника, либо путем организации следственных комиссий, которые или установят факты, провоцирующие противостояние, или обследуют их, либо путем образования согласительных комиссий, способных выработать конкретные рекомендации противоборствующим сторонам.

    Пути разрешения политических конфликтов

    Политической конфронтацией называется противостояние, расхождение во взглядах политических субъектов, спровоцированное противоположностью их интересов в политической сфере, ценностных ориентиров и позиций.

    Термин политическое противоборство означает борьбу одних субъектов политической деятельности с другими.

    Предметом их борьбы может выступать соперничество за влияние в структуре политических взаимоотношений, распоряжение ресурсами, возможность принятия общественно значимых решений, признание собственных интересов социально необходимыми. Другими словами, политическое противоборство возникает вследствие борьбы за политическое господство.

    Верховная политическая власть, обладание ею, создание властных институтов, социально-политический статус общностей, ценностные ориентиры и символика, являющиеся фундаментов государственно-правовой власти – все это является составляющими предмета и объекта политических конфликтов.

    Противостояние между политическим социумом как единой системы и неравноправием включенных в нее отдельных субъектов и общностей, обнаруживающимся в иерархической структуре политических статусов считается источником и базисом политической конфронтации.

    Предпочтение того или иного пути предупреждения и разрешения конфликтов зависит полностью от конфликтующих участников.

    При этом решающую роль в урегулировании противостояния могут сыграть обстоятельства, которые сопровождают конфликт.

    Например, выбор мирного способа решения конфликтной проблемы может зависеть от наличия в социуме гласности, баланса сил, надлежащего исторического опыта, институциональных условий, позволяющих вести переговоры и консультировать.

    Мирное урегулирование конфронтации в политической сфере включает следующие пути:

    — достижение компромисса, базирующегося на сохранении исходных воззрений;

    — соглашение, договоренность на основе взаимно направленных уступок;

    — ослабление, уменьшение ресурсов одной участвующей стороны либо нескольких, что ведет к невозможности продолжения противостояния;

    — обретение в процессе конфронтации взаимоуважения участниками, осознание прав и понимание интересов соперника.

    Также выделяют несколько стратегий управления конфликтами:

    — стратегия с позиции «силы» характеризуется ориентацией на устранение противника либо в качестве биологического организма, либо в качестве свободного в выборе собственных поступков и дееспособного субъекта;

    — стратегия «уязвления» соперника предполагает трансформацию условий, в которых противник выдвигал неподходящие требования, другими словами, данная стратегия уязвляет оппонента, ставя его в невыгодные условия;

    — стратегия «уклонения» представляет ожидание благоприятного случая с целью выдвижения требований и не рассчитана на оказание влияния на второе участвующее лицо или лица;

    стратегия «партнерства» заключается в поиске таких путей урегулирования конфликтной ситуации, которые позволят удовлетворить интересы всех противоборствующих участников.

    Источник: http://www.cs.housepsych.com/puti-razresheniya-konfliktov_default.htm

    Ссылка на основную публикацию