Одаренность – понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Понятие одаренности и ее виды

Одаренность - понятие, признаки, виды, развитие одаренности



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Введение

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Однако существуют проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, а так же понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.

Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, стары как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени.

И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора.

На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно.

(“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога”.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Объектом исследования является одаренность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования учебно-воспитательный процесс.

Цель исследования состоит в изучении влияния учебно-воспитательного процесса на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.

Задачи: изучение теоретического аспекта одаренности детей младшего школьного возраста; рассмотреть проблемы возникающие в развитии одаренных детей младшего школьного возраста; провести мониторинг выявления одаренных детей младшего школьного возраста.

Глава 1 Теоретические подходы к изучению одаренности

Понятие одаренности и ее виды

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в.

С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа “Одаренные дети”, в рамках которой разработана “Рабочая концепция одаренности” и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.

Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста.

И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения («диссинхрония развития», её мы рассмотрим позже). Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

-повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным “аппетитом” и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

-способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков (“перескакивание” через этапы).

Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

-отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

-большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

-повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

-яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

-сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

-хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, “подковырки”, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

-попытки решать проблемы, которые им пока “не по зубам”;

-преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности).

Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Виды одарённости:

1.Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.

Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам, а учиться плохо. Прямая связь между готовностью к успешному обучению и показателями IQ отсутствует. По данным Е.Торренса, до 30%, отчисленных из школы, за неуспеваемость составляют одаренные дети (gifted children).

3.Творческая одаренность.

В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.

Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М.

Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

4.Социальная одаренность.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях.

Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, тем не менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Источник: https://megapredmet.ru/1-76423.html

Детская одаренность и формы ее проявления. Возрастные границы

Т.Н.Марченко, УО “Черейская ГОСШ Чашникского р-на”,
О.В.Машурова, УО “Борисовская ГОСШ Верхнедвинского р-на”

Что такое детская одаренность?

Выражение “одаренные дети” употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое определение в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь получает распространение и у нас.

Для того есть основания, в частности, применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а также явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий подход.

Но можно ли считать, что у такого ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого сказать нельзя.

В более узком и строгом значении понятие “одаренность” относительно детей должно было применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка представляют как действительный залог его будущих возможностей.

Виды одаренности

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные и исполнительские психомоторные способности.

Читайте также:  Свойства темперамента - основные, психологические, психические

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.

Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени энергии упражнениям, достижению множества в своей области.

У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о самой необходимость выделения этого вида одаренности.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
  • большая независимость в суждениях;
  • тонкое чувство юмора;
  • отсутствие внимания к порядку и “должной” организации работы;
  • яркий темперамент.

Социальная одаренность (“социальный интеллект”, “организаторские способности”). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное по сути, определение просуществовало недолго, т.к. очевиден комплексный характер этой способности.

Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими. Р.

Стернберг, психолог из Ильского университета, обсуждает “практическую одаренность”, которая столь резко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Формы проявления детской одаренности

Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную – именуют скрытой или латентной, одаренностью.

Существует и другая, очень похожая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют не одаренными, а талантливыми детьми.

И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют потенциальной.

Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивают сложность и важность проблемы.

Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может.

Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще далеко. Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет.

К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни.

Возрастные границы одаренности

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К.Брюллова, Ф.Гольтона, И.И.Мечникова, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, М.

Мусоргского, и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми. Не менее часто бывает и наоборот: люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте.

Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствует биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, биографы Карла Линнея, великого шведского ботаника, отмечают, что в детстве его развитие шло медленно, а известность он стал приобретать с 24 лет.

Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов. Среди воспитанников Царскосельского лицея, увлекавшийся поэтическим творчеством, А.Пушкин не считался первым, “пальму первенства” успешно оспаривал А.Илличевский. Ничем не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники.

Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал мог не проявиться до определенного времени, а может быть, родители, педагоги не обратили внимания на тонкие движения детской души, им не хватило для этого знаний или у них сработала интуиция.

А может быть, напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке выдающихся возможностей и даже рассматривали проявления креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства, а наиболее ценными считали совсем другие.

Нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения.

Об определенной неустойчивости, возрастной изменчивости интеллекта дают некоторое представление результаты длительного изучения хода развития одних и тех же лиц и соответствующие тестовые “замеры”. В свете таких сведений вряд ли можно исходить из представлений об уровне интеллекта как о жестко определенной, на всю жизнь данной характеристике.

Заключение Таким образом, под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Понятие “одаренность” происходит от слов “дар” и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало.

В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что нельзя выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно “сформировать” любые нужные качества. В понятиях “задатки”, “одаренность” усматривалось нечто идеалистическое, вредное.

Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности “вышла из тени” и вызывает большой интерес. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый.

Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения – одаренных детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не относится.

Источник: Научно-теоретическая конференция “Проблемы одарённости учащихся”: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО “ВОГ ИПК и ПРР и СО”, 2008.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/673-childrens-talent-and-form-of-its-manifestation-age-boundaries

Виды одаренности детей

Способности

Виды одаренности бывают самыми различными, они затрагивают все сферы жизни человека.

15 192 10 февраля 2016

Каждый заботливый родитель по мере роста и развития ребенка начинает беспокоиться о том, чтобы не пропустить значимые проявления талантов и способностей. И такое волнение весьма оправдано: необходимо как можно раньше заметить у малыша способности и развивать их.

Виды одаренности детей дошкольного возраста указывают на склад личности, характерные индивидуальные особенности. Классификация видов одаренности тесно связана с тем, по каким параметрам определяется наличие или отсутствие склонности к какой – либо деятельности.

Критерии выделения одаренности

Виды способностей бывают разными. Прежде всего, нужно исходить из интересов самого ребенка и ни в коем случае не навязывать ему свою волю. Виды детской одаренности помогут определить следующие важные критерии.

  • Степень сформированности. Она может быть ярко выраженной или наименее слабой. К примеру, если ваш ребенок любит рисовать, но у него это получается еще достаточно плохо, то это не значит, что из него не выйдет в будущем замечательного художника. Главное, чтобы было желание работать над собой, совершенствовать свой дар. В то же время ситуация, когда ребенок проявляет меньшее прилежание при высокой степени одаренности, не редкость. Тогда собственная неорганизованность может в значительной степени помешать развитию способностей. Степень сформированности указывает на то, есть ли у ребенка задатки.
  • Форма проявления. Виды одаренности детей во многом определяются тем, как они себя проявляют. Например, дети, склонные к изобразительному искусству, как правило, очень спокойные, усидчивые, дисциплинированные. У них весьма уравновешенный характер, они никому не досаждают своими маленькими шалостями и проделками. Талантливые в спорте – подвижные, шумные, темпераментные, амбициозные.
  • Особенности возрастного развития. Нельзя требовать от пятилетнего ребенка шедевра. Конечно, он будет проявлять талант в зависимости от своих лет. Но, как правило, определенная склонность уже видна в маленьком возрасте. Вид одаренности указывает, в какой сфере деятельности в будущем ребенок сможет успешно состояться, проявить себя.

Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Известно, что человек никак не может быть талантлив во всем.

Если одна сфера деятельности ему оказывается очень близкой, то другие могут быть чрезвычайно далекими. Для каждого из нас важно найти свое дело в жизни и посвятить ему максимум своего времени.

Только так развивается индивидуальность.

Спортивная одаренность

Данный вид детской одаренности встречается достаточно редко. Талант в спорте часто проявляется еще в раннем детстве.

Известно, что будущие фигуристы встают на коньки в четыре – пять лет, а в пятнадцати годам становятся невероятно популярными, завоевывают медали.

Тот, кто желает состояться в спорте, должен начать тренировать свое тело и мышцы как можно раньше. Только ценой упорных усилий и активного труда достигаются высокие результаты.

На явную спортивную одаренность указывает невероятное трудолюбие и упорство. Эти качества характера проявляются в занятиях гимнастикой, фигурным катанием или любом другом виде спорта. Такому ребенку нравится, каков его внешний вид, как он выглядит, он склонен тщательным образом следить за собой, поддерживать форму.

Литературная одаренность

Данный вид одаренности характеризуется выраженными способностями к созданию художественных текстов. Ребенок может с раннего детства сочинять сказки, придумывать удивительные загадочные истории, в которых и сам не отказался бы принять участие.

Знакомые и друзья искренне удивляются таланту ребенку, он представляется им не по годам развитым и мудрым. Родители должны предоставить малышу возможность развивать свой природный дар. Не стоит смеяться над его первыми работами, пусть они и кажутся взрослым чересчур наивными и глупыми.

Вспомните себя в его возрасте: могли ли вы написать даже такие тексты?

Вид литературной одаренности часто сочетается с повышенной эмоциональной чувствительностью. Эти дети нередко бывают замкнутыми и робкими, требуют к себе дополнительного внимания.

Литературный вид талантливости как никакой другой нуждается в поддержке и понимании. Лучше записать ребенка в кружок, где будут развиваться его способности.

Поощряйте любые его начинания, связанные с написанием сказок, рассказов и стихов.

Читайте также:  Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Музыкальная одаренность

Данный вид детской одаренности проявляется, прежде всего, в желании слушать красивую музыку. Произведения классиков могут задевать ребенка за живое, будоражить его душу, восхищать его воображение. Вид такой талантливости нужно поддерживать в любом случае.

Возможно, родителям придется не поскупиться и приобрести какой – либо музыкальный инструмент. Его вид будет зависеть от потребностей и желания самого ребенка. Обязательно нужно записать чадо в музыкальную школу и водить его первое время туда за руку.

Позвольте ребенку погрузиться в пленительный, неумолкаемый, захватывающий мир музыки, сделаться его частью. А как действовать дальше, будет видно спустя время.

Когда станет ясно, к какому именно инструменту у ребенка лежит душа, начнется период плодотворных занятий. Чтобы вырастить гениальность, нужно значительно потрудиться, вложить в него собственную душу. Если не уверены в собственном ребенке, то хотя бы делайте вид, что не сомневаетесь. Позвольте ему самому нащупать верную дорогу.

Научная одаренность

Такого ребенка все знакомые называют маленьким философом. Возможно, в будущем он действительно станет замечательным ученым и исследователем. Этот вид детской одаренности сразу бросается в глаза. Маленький человечек кажется слишком мудрым и начитанным для своего возраста.

Он страстно любит книги, постоянно размышляет над прочитанным и задает взрослым кучу вопросов. Иногда мама с папой не знают, что ему ответить, так как процесс познания у него развивается слишком бурно.

В детском саду и школе такой ребенок скучает, ему все задания кажутся слишком легкими. Задача родителей состоит в том, чтобы подобрать для него учебное заведение с соответствующим уклоном и стремиться постоянно развивать его.

Сам по себе вид научной одаренности вызывает у родственников основание для гордости. Из таких детей часто вырастают будущие профессора, доктора наук.

Изобразительная одаренность

Данный вид детской одаренности проявляется в стремлении малыша повсюду оставлять первые рисунки. Он может вначале рисовать даже на обоях. Здесь родители должны повести себя максимально мудро.

Если они станут ругать чадо, то велика вероятность, что ребенок замкнется в себе и больше не захочет проявлять свои способности. Нужно постараться отвлечь его от неподобающих мест. Купите ему красивый альбом, где он будет хранить свои первые шедевры, а так же запишите в художественную школу.

Такой вид таланта как изобразительная деятельность постоянно нуждается в корректировке и развитии.

Таким образом, виды одаренности бывают самыми различными, они затрагивают все сферы жизни человека. Чтобы талант у ребенка не стоял на месте, а все время развивался, нельзя делать вид, что его занятия не важны для вас. Демонстрируйте полную заинтересованность, тогда и ребенок станет ответственно относиться к делу.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/vidy-odarennosti-detej.html

«Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности. Работа с одарёнными детьми»

СПРАВКА

Выступление на педагогическом совещании при директоре.

Тема: «Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности. Работа с одарёнными детьми».

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

   Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка

   Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Признаки одаренности

   Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

   Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: 1.

быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2.использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 3.

выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

   Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

  Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Особенности личности одаренного ребенка

   Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений.

   О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

   Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

   Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью.

Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.

Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

   Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180).

В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом.

Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

   Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развиваю­щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза­ции всех учебных  дисциплин в системе базис­ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообра­зуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав­ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че­ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:

– на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;

– на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;

– на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;

– на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

4.Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Читайте также:  Пути разрешения конфликтов - межнациональных, политических

Учитель должен быть:

        увлечен своим делом;

        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

        профессионально грамотным;

        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

        проводником передовых педагогических технологий;

        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

        знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися

        творческие мастерские;

        групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

        факультативы;

        кружки по интересам;

        занятия исследовательской деятельностью;

        НОУ «САМИ»

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

        работа по индивидуальным планам;

        учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного образования  для одаренных детей «Поиск»;

        сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

   

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/detskaya-odarennoste-priznaki-vidi-osobennosti-lichnosti-rabot.html

Виды одаренности

То, как дано определение понятия одаренности, определяет и ее виды, саму классификацию одаренности. Соответственно в «Рабочей концепции одаренности» обоснованы критерии их выделения и систематизации. Таких критериев выделено пять. Это, в первую очередь, «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики».

По этому критерию виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной. По отношению к последней трудно говорить как об отдельном виде одаренности.

Это в первую очередь — способность влиять на людей в духовно-нравственном отношении.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации.

Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени.

Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности.

Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Следующие критерии связаны со степенью сформированное™ и формами проявления одаренности.

По критерию «степень сформированности одаренности» дифференцируется: — актуальная одаренность;

— потенциальная одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — в пользу выделения потенциальной одаренности следует рассматривать тот момент в определении одаренности, который предусматривает ее формирование на протяжении всей жизни.

Следовательно, на определенном отрезке жизни человека можно говорить об этапе ее становления.
Кроме того, путем выделения потенциальной одаренности снимается постоянная альтернатива: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Она присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только часть детей.

При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этой формы, доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Поэтому выделение потенциальной одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.

По критерию «форма проявления» можно говорить о: — явной одаренности;

— скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком» [39, с. 25].

Скрытая одаренность — выделение этой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов».

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: — общую одаренность;

— специальную одаренность.

Общая одаренность — проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и саморегуляция — ее основополагающие предпосылки.

В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах.

Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д.

Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности.

В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.

), В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: — раннюю одаренность;

— позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов (Н. С. Лейтес).

Наиболее известный в этом смысле вариант — ускоренный. Многие вундеркинды — это дети именно с ускоренным возрастным развитием.

Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. В любом случае учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условности и во многих случаях только возрастного временного характера.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2— 3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет книгу о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.). Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).

И, наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается ускорением, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается замедленное развитие. Так, Эйнштейн заговорил позднее, чем другие дети.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п., происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.

Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

В. С. Юркевич выделяет еще одну форму одаренности по критерию различия по уровню одаренности.

По ее мнению, термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным, по своим способностям, детям. Несколько упрощая эти различия, она выделяет по уровню одаренности два основных типа.

Особая, исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. У этих детей три особенности ярко бросаются в глаза: 1. Исключительная захваченность сложной интеллектуальной деятельностью. 2. Легкость понимания и усвоения сложных познавательных текстов.

3. Повышенная критичность, нежелание принимать любую информацию «на веру» Эта особенность встречается примерно у 80% детей особо одаренных детей и взрослых.

Другая группа — так называемые «нормально» одаренные дети, которых иногда называют — «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер.

Это те дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья, внимательные, заинтересованные учителя.

От обычных, средних детей, с обычными, среднестатистическими способностями их отличает высокая, оптимально проявляющаяся познавательная потребность.

Если у особо одаренных детей познавательная потребность как бы «забивает» все остальные, даже потребность в общении, то у детей этого уровня одаренности она не мешает, а даже помогает развитию способов общения, делая ее своего рода менее стихийной, более направленной на единство интересов, в первую очередь познавательных.

По поводу выделяемых Юркевич групп одаренных детей, мы хотим оговорить, что в силу необычно высоких достижений, а также значения термина «особый» в русском языке, понятие «особо одаренный» трактуется лишь как выдающийся, хотя в английском языке, откуда пришло понятие особой одаренности, кроме outstanding — выдающийся, знаменитый оно имеет и другое толкование: special — особый как отличительный, специальный, индивидуальный. Это необходимо иметь в виду при анализе «особо одаренных». И поэтому коллектив разработчиков «Рабочей концепции одаренности» пошел по пути дифференциации этих групп по принципу типа развития — гармоничного и дисгармоничного.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью.

Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.

Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничной типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180).

В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития.

Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка [39, с. 29].

Источник: https://psyera.ru/vidy-odarennosti_8075.htm

Ссылка на основную публикацию