Нигилизм правовой, социальный – суть, понятие, формы

Правовой нигилизм: понятия, формы проявления, социальная опасность

Нигилизм правовой, социальный - суть, понятие, формы

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.фотрмы выражения 1.

прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. Эти нарушения составляют огромный массив уголовно наказуемых деяний,а также админ,дисцип.преступность- мощный катализатор правового нигилизма ,зона которого расширяется.злоумышленники не боятся закона,умело обходят его,используя разного рода правовые дыры и щели.2.

массовое несоблюдение и неиспользование юрид предписаний,когда суб-ты попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм,а стремятся жить и действовать по своим правилам.неисполнимость закона- признак бессилия власти.царит правовая анархия.неподчинение наносит не меньший вред общ-ву,чем их прямое нарушение.

такое непослушание-результат низкого правосознания,отсутствие должной правовой культуры,а также следствие общей разболтанности и безответственности.3.война законов,издание праворечивых.параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов,которые как бы нейтрализуют друг друга,растрачивая свою силу. Нередко подзаконные акты становяся надзаконными.

Применимые в большом кол-ве юрид норм не стыкуются,плохо синхронизированы.сущ-ет мнение,что война законов ушла в прошлое,что она велась ,когда был союзный центр.это не так.война законов не прекратилась,а видоизменилась.теперь она идет в пределах России между законами.указами,суд. Решениями, фед. Актами.

Война законов и властей – абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма.пагубность его была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем.что кроме войны юрид. В стране идет множество др войн. Соответственно множество и беспределов.4.

подмена законности полит,идеалог или прогматической целесообразностью,выходы различных различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в “разреженном правовом пространстве”, т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а “по понятиям”.

Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это.

А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред. 5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Это своего рода “номенклатурный”, или “элитарный”, нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона.

Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом “свободной” от соблюдения законов, особенно на местах.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств.

Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.

Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь.

А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность,

Юридическая нормативная система как способ закрепления и обеспечения права: понятие, основные элементы.

Система права — это объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, объединенных по соответствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определяет основополагающие принципы объединения и дифференциации юридических норм.

Совокупность всех юридических норм, действующих на территории государства, в совокупности образуют правовое пространство (правовое поле). В свою очередь правовое пространство представляет собой совокупность отраслей права.

Отрасль права — это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений.

Основными отраслями права являются Конституционное (государственное), Гражданское, Административное, Уголовное право.

Отрасли права в качестве структурных элементов включают подотрасли и институты.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений.

Например, в гражданском праве – авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном – избирательное право, в земельном – горное, водное, лесное. При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права.

Институт права – структурный элемент системы права, объединяющий специализированные нормы, характеризующие юридические понятия, категории, принципы.

Например, институт государственной службы включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования системы государственных органов; устанавливающие объем полномочий государственных служащих, гарантии и процедуры их реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а так же определяющие меры ответственности за правонарушения в сфере служебной деятельности.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рамках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие общественные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступного деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные общественные отношения (институт собственности).

Первичным элементом системы права является юридическая норма-правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характера, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой государственных гарантий и санкций.



Источник: https://infopedia.su/8x109bd.html

Правовой нигилизм: понятие и формы. пути преодоления

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна­чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственными т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивнойи активной формах правового нигилизма.

Для пассивной формы характерно безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву.

Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те­чений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус­тановок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон­ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм – это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при­ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб­ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч­шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

Вопрос 58

Правовое воспитание.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан.

Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины.

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел».

Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

Любые проявления так называемого «беспредела», т.е.

игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства.

Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.

Очевидно, что демократия, законность права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом.

Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями.

Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания.

В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.

В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения.

Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства.

Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Читайте также:  Как вернуть любимую женщину - советы психолога

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/25237.html

1.1 Понятие и признаки правового нигилизма

Нигилизм (от лат. nihil – «ничего») – философская позиция, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни Ожегова Г.А. К понятию нигилизма как формы деформации правосознания // Вектор науки ТГУ. № 1(4). 2011. С. 87..

Правовой (юридический) нигилизм является одним из малоразработанных понятий отечественной общей теории права, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века отсутствовал «социальный заказ» на научную разработку этой темы.

Поскольку существовавшая тогда общеобязательная государственная идеология обосновывала идею о неуклонном укреплении социалистической законности по мере продвижения нашего общества к коммунизму, о формировании нового советского человека, обладающего высокой сознательностью и развитой правовой культурой, уважительно относящегося к праву и нетерпимого к нарушениям закона, постольку считалось, что юридический нигилизм в нашей стране практически исчез. Поэтому научное исследование этого феномена ограничивалось лишь историческим аспектом его существования в первые годы советской власти Иванов Р.Л. Правовой нигилизм как научное понятие и миф// Вестник Омского университета. 2006. № 2 (7). С.7..

Вместе с тем можно предположить, что должна была осознаваться и практическая значимость проблемы.

Если правовой нигилизм представлялся тогдашним коммунистическим идеологам не имеющим прямого отношения к «развитому социалистическому обществу», то он, согласно их же установкам, обязательно должен был обнаруживаться «во враждебном социализму мире, где правит капитал», а потому нуждался в научном изучении как одно из реальных свидетельств неизбежного разрушения буржуазного правопорядка и потребности в его замене новым, высшим, социалистическим правопорядком. Однако и в этом аспекте интереса у партийных идеологов (видимо, в силу подсознательного ощущения надуманности проблемы) он не вызывал. Поэтому при обосновании и описании «кризиса буржуазной законности» правовой нигилизм в советской юридической литературе не только не исследовался, но, как правило, и не упоминался Теория государства и права / Под ред. В.К. Кабаева М., 2011.С. 547., хотя многие из подлинных или мнимых фактов нарушения законности, прав и свобод человека и гражданина в капиталистических странах современными исследователями квалифицируются как различные формы нигилистического отношения к праву Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. С. 672..

В результате отсутствия внимания к юридическому нигилизму со стороны коммунистической доктрины создавалось впечатление, что специальное его изучение неактуально и научные исследования этой проблемы юристами не проводились.

Во-вторых, нигилизм как таковой трактовался не только в качестве негативного явления общественной жизни. В нем усматривались и положительные черты. Например, он определялся как «прогрессивное течение русской общественной мысли 60 г.г. 19 в.

, отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, крепостничеству», а нигилисты в таком ракурсе характеризовались как «свободомыслящие люди, интеллигенты-разночинцы, резко отрицательно относившиеся к царско-крепостнической действительности» Сафонов В.Г.

Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 67..

Утверждалось также и то, что термин «нигилизм» использовался реакцией для обозначения всех революционных сил 60-70 годов 19 века, которым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархизм, а потому он далеко не всегда означал явление, социально вредное.

Не трудно заметить, что в таком понимании нигилизма проявлялся имманентный большевистскому классовому подходу двойной стандарт в оценке любых общественных явлений: если нигилизм способствовал достижению «правильных» с точки зрения сторонников коммунистической идеи политических целей, то он оценивался как безусловно прогрессивный и положительный феномен вне зависимости от реально причинямого им ущерба. Социально вредным и реакционным течением нигилизм провозглашался только тогда, когда он касался «коммунистических ценностей и интересов». Как бы то ни было, но положительная оценка нигилизма тоже не способствовала его всестороннему анализу в юридической литературе, поскольку беспристрастный научный взгляд вряд ли смог бы ее подтвердить, а вот поставить под сомнение официальные идеологические установки по данному вопросу был в состоянии Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 68..

В-третьих, достаточно эффективная борьба советского партийно-государственного аппарата с инакомыслием (а нигилизм как мировоззрение есть ни что иное, как проявление инакомыслия) и мощная пропаганда необходимости соблюдения законодательства гражданами препятствовали широкому распространению наиболее вредных форм правового нигилизма среди населения и также не способствовали актуализации его научного исследования. Изучение проявлений юридического нигилизма в деятельности партийных и государственных органов вообще было делом небезопасным, так как интерес к этой теме мог быть истолкован как свидетельство антисоветских наклонностей, стремление к очернительству социалистического строя и отрицанию коммунистических ценностей, а потому и как показатель принадлежности самого исследователя к числу нигилистов Донченко, Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление / Р. Н. Донченко // Юрист. – 2005. – N 6. – С. 14..

Таким образом, реальное изучение правового нигилизма в отечественной юриспруденции началось совсем недавно. Большинство современных исследователей полагает, что правовой нигилизм – это отрицательное, неуважительное отношение к праву, закону, правопорядку Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 69..

Но в дальнейшем, при описании особенностей данного феномена и форм его проявления, их взгляды начинают существенно разниться. Одни авторы считают, что юридический нигилизм отличается резко критическим негативным восприятием права Матузов Н.И.

Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3. С. 57., другие в качестве нигилистического рассматривают и просто равнодушное, безразличное отношение к его роли и значению Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 673..

Если некоторые исследователи подчеркивают такую особенность правового нигилизма, как его устойчивость Иванов Р.Л. Правовой нигилизм как научное понятие и миф// Вестник Омского университета. 2006. № 2 (7). С.8., то другие полагают, что он может иметь и случайный, спонтанный характер Ожегова Г.А.

К понятию нигилизма как формы деформации правосознания // Вектор науки ТГУ. № 1(4). 2011. С. 89..

Кроме того, нередко разрываются, противопоставляются друг другу объективная и субъективная стороны правового нигилизма.

Например, он порою усматривается в различных научных доктринах, критически рассматривающих те или иные юридические явления, причем оценка этих доктрин как нигилистических дается вне зависимости от того, преследовали их авторы цель выразить свое собственное негативное отношение к праву и создать такое отношение у других, или нет. С другой стороны, субъективное неуважение, нелюбовь к праву квалифицируется как нигилизм даже в том случае, если лицо поступает правомерно, легально. Пожалуй, редкое единодушие наблюдается только в вопросе о распространенности юридического нигилизма в нашей стране в прошлом и в настоящее время – негативное отношение к праву без каких бы то ни было серьезных научных доказательств принято считать чуть ли не чертой российского национального характера. Но одновременно с этим отстаивается и противоположный взгляд – о наблюдающейся в современной России «устойчивой тенденции повышения статуса права и его роли в обществе, приоритета правовых ценностей и институтов» Ожегова Г.А. К понятию нигилизма как формы деформации правосознания // Вектор науки ТГУ. № 1(4). 2011. С. 89..

Если исходить из общераспространенного представления о нигилизме как об отрицании общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п., то для ответа на эти вопросы необходимо прежде всего проанализировать такие параметры правового нигилизма, как объект, объем, интенсивность и устойчивость нигилистического отрицания.

В первом приближении объектом нигилистического отрицания выступает право. Но обыденные и научные представления о праве отличаются большим разнообразием.

Для одних оно тождественно юридическим нормам или лишь одной из форм их выражения – нормативным правовым актам органов государственной власти, законодательству Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ: Юристы и политологи размышляют. М.: Прогресс, 1989. С. 136..

Для других право – это субъективные права и свободы человека, для третьих – господствующее правосознание, выраженное в общепризнанных юридических принципах, для четвертых – система правовых отношений и т.д. Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. С. 472.

Соответственно, для приверженца нормативного типа правопонимания объект нигилистического отрицания ограничивается только юридическими нормами.

В то же время сторонники концепции разграничения права и закона вряд ли расценят скептическое отношение к позитивному праву, законодательству как безусловно нигилистическое, но в качестве такового непременно упомянут взгляды, отрицающие естественное право. Поэтому при характеристике юридического нигилизма сначала нужно определиться с тем, что понимается под правом, каким образом определяется его субстрат.

По нашему мнению, наиболее точно субстрат права характеризует позиция, согласно которой его образуют взаимодействующие между собой правовые отношения, юридические нормы и правовое сознание. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что данный субстрат образует не механическая, а диалектическая связь указанных компонентов.

Последнее обстоятельство означает, во-первых, их закономерные взаимопереходы в процессе существования и развития права: юридические нормы реализуются в правоотношениях (т.е.

не являются «книжным правом»), типичные модели которых, в свою очередь, опережающе (при осуществлении регулятивной динамической функции права) или по факту (при реализации регулятивной статической функции) отражаются правосознанием и закрепляются юридическими нормами и т.д.

Во-вторых, правосознание, юридические нормы и правовые отношения образуют субстрат права, входя в него не целиком, а лишь определенной их частью.

Например, правосознание представлено в нем не всеми существующими взглядами и представлениями о праве, а лишь теми, которые являются для социума типичными, устойчивыми, нашедшими свое воплощения в системе общепризнанных идей-принципов. Такая конкретизация содержания правосознания нужна для того, чтобы исключить из субстрата права ошибочные и нигилистические взгляды и представления, имеющие место в любом обществе, а также для того, чтобы отграничить необходимое, существенное в правосознании, являющееся выражением сущности права, от случайного и поверхностного.

Из всего массива юридических норм в субстрат права входят лишь те, содержание которых не противоречит идеям-принципам правосознания, а потому соответствует типичному, господствующему образу права, сложившемуся в данном обществе.

И, наконец, правоотношения как необходимый компонент субстрата права входят в него в той части, в какой они, с одной стороны, своей «правовой природой» определяют содержание принципов правосознания и соответствующих им юридических норм, а с другой – являются их фактическим воплощением в человеческой практике.

Иными словами, юридически деформированные фрагменты правоотношений находятся вне рамок указанного субстрата, поскольку воплощают в себе не право, а его антипод.

На основании изложенной концепции объектом нигилистического отрицания может являться каждый из перечисленных компонентов, а не только юридические нормы.

Кроме того, в реальной действительности объектом нигилистического отрицания выступает не право вообще, а конкретная правовая система – национальная, иностранная или международная. Поэтому юридический нигилизм может распространяться лишь на одну из указанных систем, не затрагивая другие.

Так, граждане Великобритании и США, вероятно, не являются в подавляющей массе нигилистами, если оценивать их отношение к своим собственным национальным правовым системам, что не мешает им порою нигилистически воспринимать иностранное, «плохое» с их точки зрения право, главный недостаток которого заключается лишь в том, что в нем проявляется иная, чуждая европейцу культура, в основе которой лежат другие ценности. Более того, иностранное право может ими вообще не восприниматься как право. Показательным в этом плане является суждение С.П. Синха, который утверждает, что именно для Запада право и его институты играли центральную роль в исторической действительности, в то время как в других обществах (например, в Китайской, Индийской, Японской, Африканских цивилизациях) эта роль отводилась другим принципам, не являющимся правовыми Синха П.С. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М.: Академия, 2011. С. 11..

Отсюда проистекает не только объективно необоснованная критика иностранных правовых систем и отдельных юридических институтов как «отсталых, недемократичных и нецивилизованных», но и возникающее иногда стремление любой ценой, в том числе и с помощью неправовых, не санкционированных мировым сообществом действий насильственным путем насадить «цивилизованное европейское право» на месте «варварского».

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/94504

Правовой нигилизм 5 (стр. 1 из 9)

ВВЕДЕНИЕ

Читайте также:  Как достичь цели в жизни легко и быстро

Правовой нигилизм актуален во все времена, но теперь его острота достигла своего предела – юридический нигилизм процветает, как никогда.

В настоящее время проблема правового нигилизма пока не исследована в полной мере. Между тем, в связи с развитием современного общественного строя, наблюдается все большее проявление правового нигилизма.

Сегодня более четко наблюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

Правовой нигилизм в сфере прав и свобод личности, являясь одной из форм деформации правосознания, на современном этапе развития России выступает явлением, негативно воздействующим на состояние законности, общественного порядка, развитие позитивной активности личности.

Диапазон форм проявления правового нигилизма в указанной сфере весьма широк: от веры в невозможность реального использования и защиты законодательно-гарантированных прав и свобод, до веры в возможность безнаказанного нарушения прав человека.

Подобные негативные тенденции в сознательно-волевых началах формирования и реализации поведенческих актов субъектов общественных отношений выступают серьезным препятствием на пути демократических преобразований российского общества, имеющих целью достижение гражданского мира, согласия и общественного спокойствия, реального, а не декларативного провозглашения прав человека. В связи с этим правовой нигилизм относят к числу негативных факторов государственной и общественной жизни, представляющих угрозу национальной безопасности, а вопрос детального изучения и выработка стратегии преодоления правового нигилизма, особенно в сфере прав человека, приобретают практическую и теоретическую значимость и выступают объектом внимания ученых, политиков, исследователей, средств массовой информации.

При исследовании такого негативного правового явления как нигилизм, в рамках данного реферата, будут рассмотрены следующие его аспекты:

· Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;

· Рассмотрение сущности и структуры правового нигилизма;

· Определение и анализ форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

Объект исследования – закономерности формирования и развития правового нигилизма в сфере прав человека, причины, его вызывающие и пути его преодоления.

Предмет исследования – правовой нигилизм как форма деформированного правосознания.

Цель работы заключается в исследовании и рассмотрении путей преодоления правового нигилизма, а, также, в комплексном, системном, практическом, теоретическом анализе правового нигилизма, как негативного социально-психологического явления, проводимом с учетом современных эмпирических материалов и предложении механизмов его преодоления.

Задачи исследования:

1. Проведение анализа философских, социальных, экономических условий возникновения и развития правового нигилизма.

2. Выявление основных тенденций развития правового нигилизма в выражении общественно-политической мысли России XIX – ХХ вв., послуживших одной из причин широкого распространения правового нигилизма в современной России.

3. Формулирование понятия «деформация правосознания»; исследование форм деформации правового сознания; определение специфики и места правового нигилизма в ряду других форм деформации правосознания.

4. Изучение структурных компонентов явления «правовой нигилизм», анализ их особенностей.

5. Выявление основных признаков правового нигилизма и формулирование на их основе понятия «правовой нигилизм».

6. Рассмотрение форм и уровней проявления правового нигилизма.

7. Анализ особенностей проявления правового нигилизма в сфере прав и свобод человека (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

8. Предложение приемлемых путей преодоления правового нигилизма.

Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление

1.1. Понятие и сущность правового нигилизма.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна­чает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л.

Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.

Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции) нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время.

Нередко нигилизм принимает разрушительные формы.

В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.[1]

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.

Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность».

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».

Сущность его – в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии… отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права – таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей[2] .

Играет свою негативную роль и простое незнание права. Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется… неустойчивыми зачатками права. …

Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права…

Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права».

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было.

Как и раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.

Сказывается отсутствие опыта, юридических знаний, навыков, привычек.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

-резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

-максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

-не сопряжен с позитивной программой;

-несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

1.2. Источники правового нигилизма

Корни правового нигилизма уходят в далекое прошлое. В специальной литературе отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов – «от правового нигилизма до правового идеализма. …

Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти».

Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе – то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

Источник: http://MirZnanii.com/a/41571/pravovoy-nigilizm-5

Нигилизм правовой, социальный – суть, понятие, формы

Нигилизм – это особое мировоззренческое убеждение, полностью отрицающее либо ставящее под сомнение общеустановленные ценностные ориентиры, нормы культуры и каноны нравственности, идеалы. Понятие нигилизм базируется на нескольких вариантах философских принципов:

— воззрение, утверждающее, что объективным смыслом, причинами, ценностями или истинами бытие не обладает;

— мереологический нигилизм, заключающийся в суждении, о несуществовании объектов, слагающихся из частей;

— философская теория, строящаяся на необязательности существования в реальности объектов (метафизический нигилизм);

— эпистемологический нигилизм, базирующийся на отрицании знания;

— нигилизм моральный, основывающийся на метаэтическом воззрении, что никакие вещи не могут являться моральными либо аморальными.

Индивидов-последователей нигилизма называют нигилистами. Они придерживаются следующих взглядов, а именно отсутствие истинной нравственности, нет рационального подтверждения наличия создателя, не существует безусловных правд, вследствие чего никакое действие или поступок объективно не может быть предпочтительнее всякого другого.

Суть нигилизма

На самом деле понятие нигилизм означает отвержение существования в любом виде автономных «смыслов», включая и отрицание особой рациональности человеческого бытия, значимость общеустановленных нравственных канонов и культурных норм, непризнание авторитетов.

Данный термин считается близким к реализму, опирающимся исключительно на факты и стопроцентные доказательства. По своей сути его можно приблизить к скептицизму и критическому мышлению, но при этом нигилизм характеризуется более широким философским смыслом.

Классический нигилизм можно представить, в качестве теоретической базы минимализма и осмысленности.

Часто возникают споры между последователями данной мировоззренческой позиции и остальным социумом. Люди не понимают, как можно проявлять заботу о ком-либо или стремиться к цели, ни во что не веря, а придерживаясь исключительно убеждению, что ничто не обладает истинным смыслом.

Нигилисты, в свой черед, указывают на допущение свойственного вещам смысла и проблемы такого допущения. Нуждается ли человечество, чтобы бытие что-либо означало? Ведь бытие всегда остается таким, каким оно есть, независимо от мнения людей о нем. Индивид может производить с ним любые действия.

Некоторые могут желать большей эффективности, красоты, функциональности и истины, а другие могут не желать этого, что приводит к конфликту.

Психологическая проблема нигилизма заключается в потребности противостояния воздействию извне, отрицании внушения и насильственного навязывания личности определенных социальных ролей, эталонов поведения, традиций норм и ценностей, разочаровании в них и стремлении их изменить. Он выражает абсолютное отвержение всего общепринятого, исходя из убежденности в абсолютной ложности отвергаемого.

Читайте также:  Раздвоение личности - причины, симптомы, признаки, лечение

Подобное умозаключение переходит в социально-негативные поведенческие реакции, идущие вразрез с ожиданиями, признаваемыми законными внутри этой макроструктуры и разделяемыми конкретным социумом.

В истоках отрицания как мировоззренческой позиции лежит концепция об абсолютном достоинстве личности. Поэтому, по сути, оно являет собой одну из форм гуманизма.

Ее специфика заключается в связывании трагичности человеческого существования исключительно с несовершенством для человека условий извне, например, плохим устройством социума и государства, дефектами в религиозных убеждениях и нравах. Другими словами, трагедия человека заключена не в его несовершенстве или «греховности», не в несовершенстве взаимоотношений между людьми, а вне его.

А потому, чтобы индивид стал счастливым, необходимо лишь изменить имеющиеся общепринятые и культурно-моральные формы либо отменить их вовсе. Свободная воля индивидов – это единственная ценность, подлежащая утверждению.

Исторически данное мировоззрение считалось своеобразным выражением протеста против тоталитарных режимов в государствах и ответным реагированием на крайне высокий уровень консервативности православного вероисповедания.

Нигилизм, воздвигая до абсолюта индивидуальную свободу, по сути, отождествляет ее исключительно с общественным и политическим освобождением. Вследствие этого социальные трансформации оказываются единственным средством ее достижения.

Индивидуальная свобода в нигилистическом понимании в этом плане является разрушительной силой, оказывающей в конечном итоге, деструктивное воздействие не только на личность, но и социальную систему в целом.

Особенность нигилистического мировоззрения заключается в его рационалистичности и прогрессистском характере.

Рациональность рассматривается, с позиции единственного базиса человеческого существования и основы движущей силы социального прогресса. Общественный прогресс характеризуется абсолютностью. Именно он низвергает веками, создававшиеся ценности, составляющие систему мировых культур.

Э. Фромм предлагал рассматривать нигилизм в качестве одного из «орудий» психологической защиты.

Центральной проблемой личности, как полагал Фромм, является внутреннее противоречие, свойственное человеческому существованию, в которое вступают бытие «вброшенного, помимо своей воли, в мир индивида» и выход его за границы природы, вследствие наличия способности осознавать собственную личность, окружающий социум, прошлое и будущее.

Он считал, что развитие личности обусловлено формированием двух основных тенденций, а именно направленность на свободу и устремленность к отчуждению.

Человеческое развитие проистекает в направлении увеличения «свободы», однако не всякий индивид способен адекватно воспользоваться таким путем, провоцируя некоторые психические переживания и состояния негативного характера, что ведет его к отчуждению. Вследствие чего индивид утрачивает свою самость.

Таким образом, зарождает защитный механизм под названием «бегство от свободы», которому свойственны: мазохистские и садистские черты, деструктивизм, устремленность к разрушению мира, в противном случае, он разрушит самого индивида, автоматический конформизм, нигилизм.

Проблема нигилизма также рассматривалась В.

Райхом, который утверждал, что такие характеристики, как напряженность и сдержанность, и такие специфические черты, как пренебрежительно-ироничное и провоцирующее поведение, являются остатками очень сильных механизмов защиты прошлого, которые отделились от первоначального предназначения и трансформировались в постоянные индивидуальные черты характера.

Они выражаются в качестве «невроза характера», причиной которого и является функционирование механизма защиты — нигилизма. Тип невроза, характеризующийся защитным конфликтом и выражающийся в отдельных индивидуальных чертах характера и способах поведенческого реагирования, называется «неврозом характера».

В тенденциях философии Запада в семидесятых годах понятие нигилизма тесно связывалось с концепцией, инспирированной фрейдизмом, заключающейся в гипотетической независимости врожденного «я» от угнетающей его культуры.

Сегодня теория нигилизма активно используется порицателями современной цивилизации, например, философом из Австрии В.Краусом, выделяющим философский, психолого-невротический и социально-политический и нигилизм.

При этом все описанные им виды друг друга взаимно поддерживают, приумножая свои негативные следствия и тем самым формируя что-то на подобии порочного круга нигилизма.

По Краусу, разнообразные формы нигилизма связаны с утрачиванием чувства вины и ответственности, а также с недостаточностью влияния сверх-«Я» в качестве противовеса для необузданных вожделений индивида.

Правовой нигилизм

Юридическим нигилизмом называется непринятие права в качестве социального института, отвержение системы норм поведения, которая в состоянии успешно управлять взаимоотношениями людей.

Подобный юридический нигилизм состоит в отвержении законов, что впоследствии может привести к действиям противоправного характера, анархии и в целом будет тормозить формирование правовой системы государства.

Данный вид нигилизма характерен, как для социума в целом или социального коллектива, так и для отдельной личности.

Юридический нигилизм бывает спонтанным либо стойким. Истоки недоверия к правовой системе корнями уходят в предубеждение против государственной власти, видение законов в качестве приказов, указаний со стороны власть имущих, безнаказанность должностных фигур, пороки правосудия, расхождение законов и действительности.

Подобное мнение во многом обусловлено несовершенством и двойственностью законодательной базы, неспособностью власти ликвидировать преступность, гарантировать населению соблюдение их прав, защитить от произвола чиновников.

Зачастую беззаконие совершается либо от имени закона, либо с его молчаливого позволения, формально прикрывающего преступные намерения или интересы частных лиц.

Правовой нигилизм его формы и пути преодоления

Нигилисты характеризуются различной степенью интенсивности отношения к законодательной базе и правовому институту в целом. Поэтому выделяют следующие формы нигилизма: активную и пассивную.

Первая форма заключается во враждебном отношении к законодательной базе, пропагандой нигилистского мировоззрения среди широких масс (анархизм).

Вторая – характеризуется недоверием правовому потенциалу, отрицанием его положительного значения в социуме.

Кроме этого, различают бытовой правовой нигилизм, тесно связанный с непониманием или незнанием законов, философский, связанный с выстраиванием личностью мировоззрения, отрицающего социальную роль права.

Одновременно с этим данный вид нигилизма нередко отмечается у субъектов, которые активно сотрудничают с правом, воспринимая его в качестве чисто номинального института, поскольку в реальности для осуществления собственных целей используют коррупцию и злоупотребление властью.

Выделяют следующие пути преодоления нигилизма: широкая пропаганда правосознания, правовое воспитание, рост уровня культуры населения, предотвращение правонарушений, в первый черед, криминального характера, совершенствование законодательной базы, массовое правовое просвещение, упрочение законности и государственной дисциплины, подготовка высококвалифицированных юристов, уважительное отношение к человеку, соблюдение прав и свобод и другое.

Таким образом, правовой нигилизм его формы и пути преодоления заключаются в изменении сознания людей, реформировании экономики и социальной отрасли государства, максимальное приближение законодательной базы к соблюдению интересов всех слоев населения, реформирование судебной деятельности для поднятия авторитета и роста доверия правосудию и др.

Преодоления данного вида нигилизма довольно длительный процесс, который затрагивает видоизменение объективных условий существования социума, целеустремленную мировоззренческую, организационную работу, организацию комплекса специальных и юридических мер. Другими словами, комплекс таких мер должен, в первый черед, быть ориентированным на создание качественно новой социально-правовой среды и вселение в людей веры в правовые каноны.

Формирование новой системы политических ценностей является важнейшей политической предпосылкой обретения победы над правовым нигилизмом.

Социальный нигилизм

Само понятие нигилизм выражает отрицательное отношение индивида (группы или класса) к конкретным традиционным ценностям, правилам и нормам, воззрениям и идеалам, отдельным или всем аспектам человеческого бытия.

Данное понятие является одной из форм мировосприятия и общественного поведения.

Социальный нигилизм в качестве направления общественной мысли появился давно, однако наибольшее распространение он приобрел лишь в прошлом веке, преимущественно, в России и странах Западной Европы.

Социальный нигилизм считается многоликим понятием, поскольку он бывает нравственным, религиозным, идеологическим и т.п. Так как зависит от принадлежности к сфере знаний отрицающихся ценностей – культуре, искусстве, политике и др. Между всеми видами нигилизма существует множество нюансов и взаимопереходов. Кроме этого, каждый его вид характеризуется собственной историей.

Общая черта всех видов нигилизма – это отрицание. Однако нужно понимать, что не любое отрицание будет являться нигилизмом. Смысл «отрицания» гораздо обширнее.

Оно органически характерно человеческому разуму и диалектическому мышлению. Отсюда, далеко не всех индивидов, отрицающих что-либо, можно относить к нигилистам.

Иначе само понятие «нигилизм» утрачивает собственный смысл и теряется в более объемной категории – «отрицание».

Нигилизм перестает быть мировоззренческой позицией, когда трансформируется в естественное (объективное) отрицание консервативного, устаревшего, реакционного.

Так, например, отрицание многих сумрачных и нередко трагических событий недавнего прошлого, преимущественно, в политико-правовой сфере государства и жизни социума, справедливо и даже оправданно, поскольку являет собой неминуемый процесс обновления.

Позитивный посыл содержит в себе конструктивно направленная критика недостатков, безнравственных или устаревших порядков, несовершенства различных социальных институтов, отдельных действующих законов и в целом всех негативных явлений действительности.

Однако в действительности понятие нигилизм воспринимается, в основном, в качестве деструктивного, социально вредного явления, особенно сегодня. Зачастую нигилизм может принимать разрушительные формы, смыкаясь в крайних проявлениях, с всевозможными анархическими течениями, праворадикальными устремлениями, большевизмом и необольшевизмом, максимализмом, экстремизмом.

Отрицание как мировоззренческая позиция является стереотипом мышления любого радикально настроенного индивида, нередко, он даже может этого не осознавать.

Отличительной чертой отвержения как идеологического воззрения считается не объект отрицания, являющийся лишь определителем конкретного вида, а интенсивность, бескомпромиссность, категоричность такого отрицания с доминированием субъективного начала.

Нигилисты склонны выражать гипертрофированную, часто преувеличенную неуверенность в широко известных принципах и традиционных ценностях. Причем, в большинстве своем, выбираются наихудшие методы действия, зачастую граничащие с антисоциальным поведением, нарушением морально-правовых норм.

Социальный нигилизм сегодня может выражаться в совершенно разных ипостасях:

— отвержение определенными социальными слоями курса реформ государства, нового устройства жизни и новых ценностей, неодобрение перемен, общественные протесты против крайне резких методов воплощаемых преобразований;

— расхождение с некоторыми политическими решениями, неприязнь к государственным институтам, нередко даже ненависть в отношении власть имущих и структур власти;

— отвержение не характерных менталитету определенного народа шаблонов поведения, морально-нравственных ориентиров.

Социальный нигилизм сегодня представлен различными его формами и выражается в недоверии, выдвинутом обществом либо отдельно стоящим индивидом, социальным ценностям, традиционным идеалам, политико-правовому устройству, социальным институтам, разнообразным нормам.

Особенность сегодняшнего общества заключается в потребности понимания значимости этого самого социума, необходимости наличия высокого уровня сознательности, потребности солидарности с разными социальными структурами.

В наше время, то, что ранее социальными порядками традиционных социумов обеспечивалось автоматически их укладом, в социумах современного типа должно быть обеспечено поддержкой сознательных граждан, которые разделяют заботу о благе коллектива в целом.

Отсюда, соответственно, несогласие с подобным поведением представляется социальным явлением отрицания в качестве принципиальной позиции, причины которого скрыты в деформации социального бытия, в разрушении естественного коммуникативного взаимодействия между членами общества.

Следовательно, можно заключить, что базисом всех форм нигилизма являются социальные факторы, а сами проявления данного воззрения характеризуются четко выраженной коммуникативной природой.

Отрицание как особое явление мировоззрения во всех проявлениях содержит в себе социальную и коммуникативную составляющую, что позволяет связать все вышеперечисленные формы нигилизма в один родовой феномен под названием социальный нигилизм.

Пути преодоления нигилизма лежат в приумножении уровня значимости социальных норм и нравственно-ценностных ориентиров для общества и его отдельных граждан.

Только таким путем возможно создать условия для стабильного и поступательного формирования общества.

Кроме того, искоренение отрицания как социальной мировоззренческой позиции является настоятельным велением времени, так как в мире сегодня господствуют экстремистские настроения, одним из причин которых является социальный нигилизм.

В конечном итоге, пути искоренения нигилизма имеют связь с выходом социума из системного кризиса, затрагивающего все сферы человеческого существования, а именно: социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную.

Одновременно с этим от активной личностной позиции индивида также многое зависит.

В маленькой личности необходимо с рождения воспитывать ответственность за собственные поступки и заботу не исключительно об индивидуальных благах, но и о благополучии общества.

Источник: http://www.cs.housepsych.com/nigilizm_default.htm

Ссылка на основную публикацию