Нейропсихология детского возраста, основы нейропсихологии

Нейропсихология детского возраста – основы развития

Нейропсихология детского возраста, основы нейропсихологии

Психология имеет множество направлений в изучении человеческой натуры. Одним из таких направлений является нейропсихология, которая изучает организацию мозговых и психических структур.

Особый упор делается на нейропсихологию детского возраста, поскольку именно с детства человек начинает привыкать  к той жизни, которую потом будет проживать. Интернет-журнал psytheater.

com рассматривает основы данного направления.

Если говорить о детской нейропсихологии, то следует отметить, что родители и воспитатели все больше сталкиваются с различными отклонениями.

Дети ленятся, не могут усидеть на одном месте, не обучаются навыкам коммуникации и т. д. Говорить о задержке психического развития здесь не приходится, поскольку дети являются абсолютно нормальными.

Однако их поведение отмечается различными отклонениями, как и качества характера.

Конечно, можно списать все возникающие проблемы у родителей с детьми на различные отклонения в психике детей. Однако следует учитывать еще индивидуальные особенности каждого ребенка, которые редко учитываются даже учеными и воспитателями. Чтобы не делать ребенка больным, следует знать, что можно назвать отклонением, а что можно отнести к индивидуальной особенности.

Что такое нейропсихология?

Отвечая на вопрос, что такое нейропсихология, можно коротко охарактеризовать данное направление как сочетание науки о нейронах и психики.

Нейропсихология изучает особенности структур головного мозга и связи (влияния) на организацию психической деятельности человека.

Поскольку в некоторых отраслях необходима научная подоплека, которая имеет неопровержимые доказательства того или иного явления, нейропсихология является нужной и актуальной.

Нейропсихологические знания часто используются в научных исследованиях, а также в клинической и судебной психологии, где используются лишь фактические данные связи работы головного мозга и психики.

Нейропсихологией пользуются клинические психологи и психиатры в своей деятельности. Они выявляют нарушения в работе головного мозга, которые и сказываются на поведении и качествах характера человека. Это позволяет разработать более эффективные методы лечения, которые представлены в виде медикаментов и физиотерапевтических процедур.

Нейропсихология помогает в лечении больных людей, которые действительно должны быть изолированы от общества, пока их психическая деятельность не будет восстановлена. Вместе с тем развивается новое направление – дифференциальная нейропсихология (или нейропсихология индивидуальных различий). Она изучает мозговую деятельность здоровых индивидов.

Зачем нужны знания из нейропсихологии здоровых людей? Это позволяет определять механизмы формирования психической деятельности, на которые впоследствии можно будет влиять, чтобы помогать каждому человеку быть успешным.

Здесь просто необходимы знания о развитии нейропсихологии человека, чтобы понимать, что является нормой, а что – патологией.

Также, возможно, в будущем будут разработаны механизмы, которые позволят человеку решать любые свои психологические проблемы.

перейти наверх

Основы нейропсихологии

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным.

Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга.

Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма.

К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины.

Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой.

Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий.

Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

https://www.youtube.com/watch?v=CRCMbQsPUhM

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях.

Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность.

Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.

перейти наверх

Детская нейропсихология

Врачи отмечают возрастание различных патологий у современных детей. Вот почему особое внимание уделяется детской нейропсихологии, которая в сравнении изучает развитие и формирование психической функции в норме и при патологиях. Причинами развития отклонений врачи называют:

  • Патологии во время беременности.
  • Травмы при родах или несвоевременность сроков.
  • Развитие нервной системы в первые месяцы жизни малыша.

Чем больше развивается детская нейропсихология, тем больше возникает шансов нахождения аномальных отклонений в раннем периоде и эффективного их лечения.

Особый упор делается на изучение психических и когнитивных отклонений (внимание, речь, память). Они основываются на нарушении эмоциональной сферы личности, что влияет на двигательную активность и сенсорную деятельность.

Родители часто обращаются к врачам, когда их дети заболевают. Однако нарушения в деятельности и развитии ребенка также требуют лечения. В каких ситуациях необходимо обращаться к психоневрологу или невропатологу?

  1. Если ребенок не похож на других детей, что сильно заметно.
  2. Если ребенок чрезмерно активный или чрезмерно пассивный.
  3. Если ребенок не способен приспосабливаться к коллективу: не имеет друзей, постоянно мешает воспитателям, не соблюдает установленных правил.
  4. Если ребенок непослушный, рассеянный, забывчивый: слушает и не слышит, соглашается и не запоминает.
  5. Если у ребенка постоянно все валится с рук.
  6. Если ребенок был травмирован во время родов или после рождения.
  7. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, мозговой деятельности.
  8. Если ребенок не может обучаться элементарным навыкам.
  9. Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи.
  10. Если у ребенка отмечаются инфекционные болезни, которые меняют его поведение.
  11. Если ребенок постоянно устает.
  12. Если ребенок заикается.
  13. Если ребенок проявляется девиантное поведение.

Обычно родители обращаются за помощью, когда у их ребенка имеются отклонения в послушании (поведении) или обучении. В таком случае проводится диагностика работы головного мозга, которая позволит определиться с направлениями в лечении и восстановлении психической деятельности. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее специалисты смогут вернуть ребенка к нормальной жизни.

В восстановлении важно не только то, как ребенка лечат, но и сами специалисты, которые занимаются с ребенком – нейропсихологи. Родители также должны принимать участие в лечении ребенка, проводя все необходимые занятия в домашних условиях.

перейти наверх

Итог

Нейропсихология приоткрыла дверь в психику человека. Тело влияет на развитие и становление психической деятельности, как и психика на здоровье организма. Итогом имеющихся знаний является возможность врачей устранить те психические отклонения, причиной которых стали болезни организма (в частности повреждение отделов головного мозга).

Источник: http://PsyTheater.com/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-osnovy.html

Нейропсихология

Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.

Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.

Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.

Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.

При этом нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, требует систематизированного описания данных синдромной диагностики, содержащего то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.

В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией.

Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки.

Актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов определяется практическими и теоретическими сведениями.

Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Основы нейропсихологии

Развитие нейропсихологии, как самостоятельной дисциплины началось в 40-х годах. Этому способствовали некоторые причины, например, возникновение физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).

Системный подход к высшим психическим функциям и концепция о постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой теоретических представлений других исследователей. Психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идеи о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского. Принципы теории, сформулированные Л. Выготским, положили начало многолетним исследованиям, которые проводил А. Лурия со своими коллегами.

В период Великой Отечественной войны нейропсихология начала развиваться наиболее ускорено. В то время было много раненных с различными поражениями головного мозга, что позволило проводить клинические проверки теоретических оснований науки.

Большой вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник. Она вместе с сотрудниками изучала патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.

Читайте также:  Сенсибилизация организма - примеры, метод сенсибилизации

Нейропсихология, как наука имеет определенные задачи. Она изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом.

Нейропсихология посредством метода анализа выявляет общие структуры в разных психических процессах. Одной из основных задач нейропсихологии является ранняя диагностика поражений мозга.

Выделяют несколько видов нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основной задачей является изучение синдромов при поражениях мозга.

Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных.

Метод нейропсихологического исследования есть основным методом клинической нейропсихологии.

Современная клиническая нейропсихология исследует синдромы, которые связаны с повреждением правого полушария, с нарушением глубинных мозговых структур, с расстройствами межполушарного взаимодействия. Современное развитие этого направления нейропсихологии ориентировано на развитие методов диагностики локальных повреждений мозга.

Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А.

Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи.

Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.

Современная экспериментальная нейропсихология занимается исследованиями особенностей расстройств эмоциональной сферы личности и когнитивных процессов при различных локализациях поражений мозга.

Нейропсихология развития – направление, которое занимается выявлением закономерностей развития главного мозга, что очень важно для диагностики повреждений мозга и выявления детской мозговой дисфункции.

В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному.

Исследования этой сферы позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.

Больше всего нейропсихологический анализ ориентирован на определение трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, приводящих к специфическому развитию функциональных систем психики, которые нехарактерны данному возрастному периоду и основываются на неуправляемом включении механизмов компенсации.

С помощью нейропсихологической диагностики можно выявить закономерности связи психических функций и мозга в онтогенезе и определить факторы, влияющие на отклонения в темпе развития какой-то психической функций.

Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга. Нейропсихология реабилитации в основном занимается разработкой методов для восстановления речи.

Данные методы опирались на положение о том, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы.

Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.

Современная реабилитационная нейропсихология применяется в работе с больными, перенесшими инсульт, травмы мозга и другие повреждения. Также занимается разработкой новых методов для восстановления речи. Работает над разработкой новых групповых, аудиовизуальных методов, которые воздействуют на эмоционально-личностную сферу пациентов.

Нейропсихология занимается достаточно сложными исследованиями, поэтому в связи с этим часто возникают определенные проблемы. Выделяют три основные проблемы нейропсихологии.

Проблема объекта. Ранее объектом нейропсихологии являлись пациенты с локальными повреждениями мозга. Однако последние исследования продемонстрировали, что методы нейропсихологии могут применяться также для изучения практически здоровых личностей.

Проблемы нейропсихологии включают трудности локализации, связанные с определением и классификацией областей мозга, что отвечают за отдельные стороны психической функциональной системы. Природа многих процессов главного мозга до сих пор считается неведомой.

Проблемы нейропсихологии включают трудности с определением нейропсихологического метода для исследования психических функций. А. Лурия создал нейропсихологическую методику для исследования больных и изучения различных психических функций и процессов. Проблема данного метода в том, что он не соответствует современным данным исследования.

Теоретическая сторона нейропсихологии представляет также методы нейропсихологии. Согласно с теорией системной структуры психических функций, любая являет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев.

Периодические нарушения одной и той самой функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным.

Собственно поэтому главной задачей в нейропсихологическом исследовании есть установление качественной специфики расстройства, кроме просто констатации факта повреждения работы какой-то функции.

Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.

Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга. Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).

Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.

Выделяют также еще одну группу методов – это научные методы нейропсихологии, к ним входят сравнительно-анатомический и метод раздражения.

Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.

Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.

Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение.

Таким методом, было выделено расположение моторных зон коры у собак, также этот метод применяли к обезьяне и после этого на человеке.

Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).

Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов.

Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод – это процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка.

Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере.

Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека.

Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

С жалобами о подобных признаках (быстрая утомляемость, низкая работоспособность ребенка) родители обращаются в первую очередь к медикам и педиатрам, которые позже могут перенаправить ребенка к другим специалистам – невропатологу или психоневрологу.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе обучения.

Современная детская нейропсихология в данное время по большей части занимается проблемой детских тиков, заикания и эмоционально-неустойчивого поведения. Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Специалист по направлению детской нейропсихологии разрабатывает индивидуальные программы и психокоррекционные занятия для консультирования проблемных детей, при задержке развития психических функций, консультирует родителей относительно того, когда отдавать ребёнка в школу, диагностирует его уровень развития.

Выделяют причины, побуждающие обратиться к детскому нейропсихологу за помощью:

— выраженные расстройства двигательной функции (повышение или снижение тонуса мышц, недоразвитие моторики, моторная неловкость);

— трудности в обучении (письме, чтении и счёте);

— гиперактивность или вялость ребёнка, недоразвитие когнитивных и психических процессов.

Существуют специальные центры детской нейропсихологии, которые являются главной диагностической базой предназначенной для исследования детей с проблемами психического развития. Психологи, работающие в центрах такого типа, проводят процедуры диагностики, методы нейропсихологии, которые они используют, немного отличаются от методов, применяемых к исследованию взрослых пациентов.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей.

Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга.

С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Нейропсихологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Очень важным аспектом в данном направлении работы с ребенком является личность самого специалиста и его квалификация. Лучше всего, если с ребёнком будет заниматься нейропсихолог, или же специалист, хорошо разбирающийся в нейропсихологии детского возраста.

Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку.

Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей.

Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

Читайте также:  Стадное чувство у людей - причины возникновения, примеры

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Источник: http://psihomed.com/neyropsihologiya/

Нейропсихология детского возраста – основы и понятия

Психика и поведение, здоровье организма тесно взаимосвязаны. Уже не единожды на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru описывались темы соматических проявлений психологических проблем. В некоторой степени они затрагивают нейропсихологию, ее основы. Речь идет о направлении в науке, которая рассматривает взаимосвязь деятельности ЦНС с поведением человека и состоянием его здоровья.

Преимущественно нейропсихология используется в клинической, медицинской и судебно-психиатрической деятельности. Очень важными знания становятся при проведении диагностики здоровья и назначении реабилитационных мероприятий.

Нейропсихология только начинает свое развитие, поэтому еще не до конца можно обозначить весь список вопросов, которые ею рассматриваются. На сегодняшний день актуальными остаются два главных вопроса:

  1. Как заболевания нервной системы и головного мозга сказываются на состоянии здоровья и поведении человека?
  2. Как работает психика отдельного индивида и в чем она проявляется на уровне качеств характера и его поведения?

Другими словами, заболевания ЦНС приводят не только к изменению функционирования всего организма, но и к искажению поведения человека. Также у каждого индивида имеются свои особенности функционирования психики, которые отличаются от деятельности мозга других индивидов. Поэтому здесь также следует учитывать отличительные признаки в поведении и характере.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука о взаимосвязи работы нервной системы и поведения человека, его состояния здоровья.

Уже рассматривалось немало историй о том, как нервное перенапряжение или длительное стрессовое состояние приводило к развитию психосоматических заболеваний или неадекватному поведению индивида.

Нервная система сказывается на настроении человека, на его желаниях и склонности к совершению действий.

Нейропсихология применима в психиатрии и судебно-экспертной деятельности с целью не просто установления наличия определенных отклонений в психике человека, но и для решения вопроса, как данную патологию можно устранить. Медицина признает точные обоснования и причины наличия болезни, поэтому здесь берется во внимание неправильное функционирование нервной системы, которая и влияет на ненормальное поведение и реагирование человека.

Рассмотрим другую болезнь — рак. Вирус данной болезни прикрепляется к слабой клетке человеческого организма, а потом начинает потихоньку жить за ее счет, разрушая. Не живет ли сам хозяин данной болезни, словно паразит, за счет других людей? Не копит ли он обиду на тех, кто не удовлетворяет его желания?

Если проанализировать, то все болезни по своей природе обладают такими поведенческими характеристиками, что и те люди, которых они поражают. Поэтому если вы заболели, то проанализируйте свою болезнь, как именно она себя ведет, и измените свое поведение, которое наверняка похоже на поведение вируса вашей болезни.

перейти наверх

Основы нейропсихологии

В основе нейропсихологии лежит идея о том, что состояние головного мозга влияет на поведение и здоровье человека в целом. Как отдельная наука она начала свое развитие в 40-х годах 20 столетия. Тогда каждый ученый внес свою лепту в развитие и становление данного направления психологии.

Выделяют такие направления нейропсихологии:

  1. Клиническая нейропсихология – исследования влияния опухолей головного мозга на поведение человека.
  2. Экспериментальная психология – влияние повреждений головного мозга различной локализации на когнитивную и эмоциональную сферу.
  3. Реабилитационная нейропсихология – какие мероприятия нужно проводить при тех или иных повреждениях, чтобы восстановить утраченные эмоциональные, речевые, когнитивные и прочие функции?

В современной науке психологии уже давно появилась такая ветвь, как психосоматика. Ее основной принцип заключается в том, что все болезни человека основаны на его психологических проблемах и зажимах. Можно сказать, что лишь 15% всех болезней являются следствием физического заболевания, тогда как остальные 85% заболеваний спровоцированы психологическими нерешенными проблемами человека.

Проведите такой эксперимент над самим собой: когда вы злитесь, огорчаетесь, обижаетесь, раздражаетесь, нервничаете и т. д. (то есть находитесь в любом из стрессовых состояний), в каком месте внутри своего тела вы чувствуете напряжение или зажим? К примеру, когда вы злитесь, у вас могут напрягаться мышцы рук.

Когда вы обижаетесь, у вас напрягается горло. Когда вы разочарованы, у вас спирает дыхание. Именно там, где у вас происходит напряжение (зажим) в момент стресса, там и образуется болезнь.

И лечением является расслабление тела, особенно во время стресса, а также устранение тех реакций, которые сопровождаются у вас в тот или иной неприятный для вас момент.

Мысли могут лечить. Характер и болезни очень тесно связаны между собой. К примеру, к раку ведет:

  • неспособность проявить гнев в целях самозащиты;
  • постоянная обида, которая терзает вас;
  • отсутствие долговременных отношений, человек не умеет их строить;
  • обида на родителей, которая продолжается даже в зрелом возрасте, когда человек пытается доказать одному или обоим родителям, что он достоин любви, уважения и т.д.

Кардиологические болезни имеют люди, которые:

  • настойчивые, агрессивные в достижении цели: «Цель любой ценой»;
  • имеют укоренившееся ощущение неполноценности, которое возмещают орденами, наградами, статусом, кубками и т. д.
  • имеют враждебное отношение к людям и к самому себе.

Если вы поинтересуетесь, то можете узнать и причины своих болезней. Но не впадайте в другую крайность, когда вы считаете, что абсолютно все болезни спровоцированы психологическими проблемами. Вы действительно можете простудиться или подхватить вирус, что и запустить ту или иную болезнь. Поэтому здесь нужно лечиться не на уровне ментальности, а на уровне тела, то есть медикаментозно.

Достаточно трудно выявить четкую взаимосвязь между болезнями и поведением человека, состоянием здоровья его головного мозга и характерными проявлениями индивида. Данные моменты еще придется изучить и достоверно выявить, а пока нейропсихология направляется на устранение патологий при их выявлении в поведении и характерных чертах личности.

перейти наверх

Детская нейропсихология

Детская нейропсихология направлена на изучение формирования и становления нервной системы ребенка, а также на выявление ее патологий. Детская нейропсихология изучает поведение ребенка в норме и в патологии, постоянно сравнивая ее. Это позволит вовремя выявить отклонения как на поведенческом уровне, так и на уровне нервной системы.

Причинами развития патологий ученые выделяют в период развития ребенка:

  1. Во время внутриутробного развития.
  2. В процессе родов.
  3. В первые месяцы жизни малыша.

Психиатры отмечают все большее увеличение количества отклонений в развитии ЦНС у детей, из-за чего детская нейропсихология со всеми своими наработками становится актуальной в применении.

Ученые отмечают, что различные патологии работы головного мозга появляются в нарушении когнитивных, речевых и эмоциональных проявлений ребенка.

Обычно ребенок становится эмоционально слабым и обедненным, его поведение становится неадекватным ситуации, речь искажается в сторону бедности словарного запаса и неспособности правильно произносить слова и составлять предложения, а также нарушается память, мышление и пр.

В каждом случае применяется индивидуальный подход. Сначала проводится психодиагностика, которая должна не только выявить расстройство со всеми ее симптомами, но и установить причину ее возникновения (которая зачастую кроется в строении подкорковых систем головного мозга). Затем назначается лечение, где используется не только психокоррекция и консультации, но и терапия препаратами.

В случае успешного выздоровления ребенок обязательно проходит реабилитационный период, а также периодически должен наблюдаться у врача с целью предотвращения развития рецидивов.

перейти наверх

Позвольте себе быть здоровыми в итоге

Каждый человек имеет право быть здоровым. И здесь нужно заниматься самонаблюдением. Если привычные действия начинают меняться без веских на то оснований, тогда можно обратиться за объективной оценкой к психологу, который скажет, насколько адекватным является ваше поведение.

Нередко люди не замечают за собой изменений, поскольку считают свои поступки разумными и логичными. Однако у всего есть причины. Если ваши поступки возникают по непонятным причинам, причем они не являются привычными для вас, значит, что-то в вас меняется без вашего ведома.

Намного легче заметить изменения за другим человеком. Так, родители легко могут выявить, что у их ребенка наблюдается неадекватное поведение или отставание в развитии.

Самолечением родители не смогут заняться, поскольку они даже не будут знать, в чем заключаются причины такого проявления.

Вот почему нужно обращаться к специалистам, которые больше разбираются в проблематике, нежели прибегать к методам, которые абсолютно не работают.

Избавьте себя и своих детей от запрета быть здоровыми, ведь многие психоневрологические заболевания обратимы и излечимы.

Источник: http://PsyMedCare.ru/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta

Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы

Нейропсихология – наука молодая и развивающаяся. Без изучения процессов, происходящих в поврежденных долях мозга сложно помочь человеку пройти реабилитацию. Все чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает выявить это на ранних этапах и составить план коррекции.

Что такое нейропсихология?

Предмет нейропсихологии – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии.

Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением.

В основном, исследуются процессы мозга с нарушениями в результате травм или болезней у людей и животных. Основные задачи нейропсихологии:

  1. Выявление закономерностей функционирования мозговых функций при взаимодействии живого организма с внешней и внутренней средой.
  2. Исследование функций и структур мозга.
  3. Анализ повреждений областей мозга.

Основоположник нейропсихологии

Первые шаги в данном направлении осуществил Л.С. Выготский, но значительный вклад внес А.Р. Лурия и создал новую науку – нейропсихологию. Достижения и разработки А.Р. Лурия:

  • создал классификацию афазических расстройств;
  • изучил и описал ранее неизвестные нарушения речи;
  • исследовал роль лобных долей головного мозга в психических процессах.

Методы нейропсихологии, позволяющие выявить нарушения (разработаны А.Р. Лурией и его последователями):

  1. Метод системного анализа (батарея тестов Лурия) – полное исследование психических функций
  2. Психометрический (северо-американский) – батарея тестов Небраска-Лурия, шкала Векслера.
  3. Индивидуально-ориентированный (британский) – скрининговые, отборочные тесты для дальнейшей подборки индивидуальных исследований.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология стремительно развивается, ученые считают, что за этой наукой – будущее. Основные направления нейропсихологии:

  • клиническая;
  • экспериментальная;
  • реабилитационная;
  • экологическая;
  • детская;
  • диагностическая;
  • нейропсихология развития.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста – перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.

Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, причины школьной неуспеваемости (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ-синдром).

После выявления нарушений проводится психологическая и медикаментозная коррекция.

Читайте также:  Конфетно-букетный период в отношениях - этапы

Клиническая нейропсихология

Основы нейропсихологии – это изучение нейропсихологических синдромокомплексов. Клиническая нейропсихология занимается пациентами с повреждениями правого полушария и нарушениями глубинных структур мозга, а также дефектами межполушарного взаимодействия. Основные понятия клинической нейропсихологии:

  1. Нейропсихологический симптом. Нарушение функций психики при локальном повреждении мозга.
  2. Нейропсихологический синдром. Определенное сочетание нейропсихологических симптомов вследствие нарушения функционирования психических процессов при локальном поражении.

Экспериментальная нейропсихология

Принципы нейропсихологии основаны на применении практического и экспериментального подходов, без этого ни одна наука не может обосновать свои теории.

Экспериментальная нейропсихология изучает поведение людей и животных свойственное при определенных локальных поражениях. Благодаря экспериментам А.Р. Лурия были подробно изучены и классифицированы нарушения памяти (афазии) и речи.

Современная экспериментальная нейропсихология изучает нарушения эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Практическая нейропсихология

Направления нейропсихологии развиваются в результате практического подхода. Практическая нейропсихология – это раздел, на котором базируются все остальные ответвления нейропсихологии. Основные методы работы были заложены А.Р. Лурией и получили название «Батареи Луриевских методов», включающие в себя исследования:

  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • эмоциональных реакций;
  • слухового гнозиса;
  • движений при выполнении инструкций;
  • речи;
  • письма;
  • памяти;
  • системы счета;
  • интеллектуальных процессов.

Возрастная нейропсихология

Что такое возрастная нейропсихология – ответ уже кроется в самом вопросе. Каждому возрастному периоду соответствуют свои закономерности психического развития и для определенного возраста характерны те или иные нарушения деятельности мозга. Возрастная нейропсихология изучает:

  • нейропсихологические синдромы;
  • симптомы нарушений высших психических функций.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур. Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании. Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных. «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Нейропсихология – где учиться?

Обучение нейропсихологии происходит на базе психологического или медицинского образования, в рамках получения профессии клинический или медицинский психолог, психоневролог, психиатр. ВУЗы, где можно получить профессию нейропсихолога:

  1. Московский институт психоанализа. Специализация «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение».
  2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет клинической психологии.
  3. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева. На базе факультетов «Клиническая (медицинская) психология» и «Неврология» обучение основам клинической нейропсихологии, нейротерапии.
  4. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клиническая психология.
  5. Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова. Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация».

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии» Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений» Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

  1. Мозг изучает сам себя.
  2. Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
  3. Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.
  4. Память человека не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
  5. Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.

Источник: https://womanadvice.ru/neyropsihologiya-chto-eto-takoe-ee-osnovy-napravleniya-principy

Нейропсихология и сенсорная интеграция в детском возрасте. Диагностика, коррекция, сопровождение

Порошина Елена Александровна Кандидат психологических наук

Ведущий учебных программ

>>Этот курс Вы можете пройти дистанционно! 

Как связаны мозг и психика?

Современные представления о «правшестве» и «левшестве», можно ли переучивать детей?

Варианты нормального развития психических процессов у детей и подростков в их взаимосвязи с мозговой деятельностью.

Как профилактировать возможные и корректировать уже возникшие трудности в обучении детей?

Ответы на эти вопросы вы получите в  программе:
Нейропсихология детского возраста. Диагностика и коррекция.

Нейропсихология – занимается изучением взаимосвязи психических процессов и мозга. 

Знания в области нейропсихологии позволяют:

– выбрать правильный подход в развитии и обучении детей с учётом специфики и закономерностей развития их нервной системы и головного мозга в частности; – понять принципы строения и функционирования мозга детей и подростков; – с помощью специальных методов диагностики определять сильные и слабые стороны функционирования высших психических функций, а так же эффективные способы обработки поступающей в мозг информации;  – определять специфику нарушений при различных поражениях нервной системы у детей и подростков и выстраивать реабилитационные и коррекционные программы.   Преимущество нейропсихологии в том, что используя её методы возможно определять не только актуальное состояние высших психических функций, но и механизм (мишень) их нарушений.

Области применения нейропсихологии:

  • В работе школьного психолога при работе с детьми, имеющими трудности учения;
  • В клинической практике при работе с детьми и подростками имеющими нарушения психического развития;
  • В логопедической работе для уточнения механизмов нарушений речи и более эффективного построения коррекционных программ.
  • В психолого-педагогической деятельности с целью профилактики и коррекции нарушений психологического развития у детей.
  • Для родителей, желающих грамотно помогать детям осваивать школьные навыки, а также понимать особенности развития психических процессов.

Ознакомьтесь с видеоотзывами о программе:

В программе обучения:

  • Основы нейропсихологии, теория и методы нейропсихологической диагностики по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и др.
  • Клиническая нейропсихология детского возраста, рассмотрение нарушений ВПФ при поражениях нервной системы.

  • Основные подходы к диагностике и коррекции (методы формирующего обучения Л.С. Цветковой, сенсомоторная коррекция А.В. Семенович, здоровьесберегающие технологии Т.В. Ахутина).
  • Нейропсихологическая реабилитация и восстановительное и формирующее обучение детей и подростков с нарушениями развития.

  • Вопросы межполушарной асимметрии, типология правшества и левшества.

Базовая программа 

Модуль 1.Базовые основы и современные направления детской нейропсихологии

  • Нейрофизиологические и психологические закономерности созревания и развития ребёнка.
  • Взаимосвязь нейропсихологии и сенсорной интеграции: теоретические и практические аспекты.
  • Нейропсихологические механизмы нарушений эмоциональной и когнитивной сфер в детском возрасте.
  • Анализ различных форм дизонтогенеза с точки зрения нейросенсорного подхода.

Модуль 2. Методы нейропсихологической диагностики и оценка сенсорно-интегративной дисфункции в детском возрасте.

  • Теоретические аспекты и практические навыки в овладении синдромного анализа.
  • Особенности исследования праксиса, гнозиса, памяти, речи и мышления у детей.
  • Диагностика нарушений сенсорной модуляции.
  • Вопросы нормативов и количественная обработка результатов. Принципы написания заключений.

Модуль 3. Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция нарушений психического развития у детей.

  • Особенности построения коррекционных программ в зависимости от ведущего механизма нарушения.
  • Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза.
  • Методы когнитивной коррекции и формирующего обучения.
  • Игры и задания основанные на сенсорно-интегративном подходе.

Эта программа обучения для:

  • Практикующих психологов
  • Клинических психологов
  • Логопедов
  • Дефектологов
  • Педагогов
  • Всех интересующихся особенностями развития мозга и психики.

Вы научитесь:

  • владеть методами нейропсихологической диагностики детей и подростков;
  • основываясь на полученных данных делать выводы относительно состояния и развития высших психических функций с учётом их мозговой организации;
  • понимать специфику развития детского мозга и психики;
  • с учётом индивидуальных особенностей детей и подростков выстраивать программу обучения или коррекции.

Что получаете после окончания?

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений.

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:

Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования

Документы после прохождения программы

Стоимость одного семинара: 12700 руб

Скидки при оплате:

за курс 33600 руб. (экономия 4400 руб.)

Количество мест ограничено. 
Для бронирования места необходимо внести аванс 4000 руб.

Аванс Вам будут возвращен, в случае если Вы сообщите, что не сможете присутствовать на семинаре не позднее чем за 5 дней до начала семинара.

Внимание!!! Предоставляем пакет документов для возврата подоходного налога 13% от стоимости учебной программы

Место проведения

Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220.

Ближайшие семинары

1 модуль  27-30 сентября 2 модуль 1-4 ноября

3 модуль 13-16 декабря

Источник: https://or-sun.ru/nejropsixologiya-detskogo-vozrasta-diagnostika-i-korrekciya-sertificirovannaya-programma-ipikp/

Ссылка на основную публикацию