Межличностный конфликт – причины, типы, особенности

Особенности межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения

Межличностный конфликт - причины, типы, особенности

В современном обществе межличностный конфликт является достаточно распространенным социально значимым явлением.

Взаимодействие между людьми не может быть всегда благоприятным, ведь у каждого свои ценности и интересы. На почве недопонимания довольно часто возникают споры, которые нуждаются в незамедлительном решении.

Если этого не сделать вовремя, есть риск окончательно испортить отношения с человеком.

Понятие и этапы межличностного конфликта

Психологи дают следующее описание: межличностным называют конфликт, который был начат во время общения с одним или несколькими индивидами.

Спорная ситуация, возникшая между людьми, является неким противостоянием его участников, в основе которого лежит какая-либо психологическая проблема.

В любом случае при споре личного характера обязательно присутствуют противоречия — недопонимание в общении, личные принципы, неудача в нахождении общего языка либо стремление к собственным целям, интересам, мотивам.

Конфликт чаще всего представляет собой определенную последовательность действий и не возникает случайно и неожиданно, а также не является обычным спором двух индивидов.

Это довольно сложный процесс, который состоит из некоторых этапов, стремительно развивается и набирает определенную силу.

Причины конфликтных ситуаций имеют свойство накапливаться некоторое время прежде, чем начнется открытое противостояние.

Этапы конфликта:

  • Первый этап носит довольно скрытый характер. Обычно в этот период только начинают назревать и формироваться проблемы, противоречивые интересы и двусмысленные взгляды. При этом все участники уверены, что данную проблему можно решить с помощью обычного разговора. В некоторых организациях в целях профилактики проводятся психологические тренинги.
  • При наступлении второго этапа конфликтующие стороны начинают понимать, что мирным спокойным путем разъяснить их противоречия не получится. Тут появляется некая напряженность, которая постепенно возрастает.
  • Третий этап можно охарактеризовать началом активных действий. В это время могут происходить споры, угрозы, оскорбления, распространение негативной информации о сопернике, поиск единомышленников.
  • Четвертая стадия является заключительной. Как правило, это процесс разрешения конфликта. Он может закончиться либо перемирием оппонентов, либо же окончательным разрывом связей.

Причины и типы разногласий

Если рассматривать разбор понятия конфликта, который возник между индивидами, становится понятно, что он имеет свою структуру, некоторые особенности и характерные признаки. Следует помнить, что причины межличностных конфликтов зависят от конкретной ситуации.

Причин возникновения споров огромное количество. Все они напрямую зависят от социального и психологического аспекта, индивидуальных особенностей участников, вида взаимоотношений в коллективе. Основными из них являются:

  • Ресурсы — причины, которые напрямую либо косвенно связаны с материальными ограничениями.
  • Взаимозависимость — может выступать в качестве причин развития недопонимания в процессе реализации отношений, связанных с властью, полномочиями, общими заданиями, родственной или сексуальной привязанностью.
  • Цель — начальные причины разногласий проявляются в существующих либо выдуманных различиях в целях конфликтующих. Они часто могут рассматриваться как угроза для реализации личных результатов.
  • Ценностно-мотивационные отличия — подходы к оценке отдельной ситуации, поступкам других людей могут быть несовместимы у каждого из участников, что непосредственно может являться причиной конфликта.
  • Поведение — сущность причин такого рода имеет проявление в существенных различиях жизненного опыта участников спора.
  • Коммуникация — причины, которые часто возникают в процессе общения ненадлежащим образом.
  • Личность — причины, имеющие начало в проявлении каждым из конфликтующих собственных индивидуальных особенностей.

Источник: https://krasotka.guru/zdorove/osobennosti-mezhlichnostnyih-konfliktov

Конфликты в межличностных отношениях, их причины и особенности. Межличностные конфликты: как зарождаются и протекают, примеры :

Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или становится выгодным для всех участников. Появление межличностного конфликта показывает, что существуют разногласия между людьми, которые выражаются в общении, коммуникациях, затрагиваются личные амбиции и интересы.

Как зарождается конфликт в межличностных отношениях? Причин для появления конфликтов между людьми предостаточно, и они вытекают из конкретной ситуации, связаны с чертами характера противников и теми отношениями, которые их связывают.

Конфликты в межличностных отношениях обладают своей спецификой, которая отличает их от других вариантов спорных моментов. А именно:

  • Каждая сторона упорно доказывает свою правоту, используя обвинения соперника, при этом упуская аргументацию своих взглядов фактами.
  • У конфликтующих сторон преобладают отрицательные эмоции, которые они не способны сдерживать.
  • Отсутствие адекватности и агрессия конфликтующих участников. Негатив остаётся и после завершения противостояния.

Причины межличностных конфликтов могут меняться в зависимости от особенностей их участников. Например, для конфликтов подросткового периода характерны:

  • Чувство завышенного собственного достоинства, в том случае, если его задеть, подросток начинает защищаться, враждуя с ровесниками и взрослыми.
  • Определённость и категоричность – критикуется всё, что идёт вразрез собственным понятиям и убеждениям.
  • Необъективность требований – завышенных или заниженных, а также слабая уверенность в собственных силах и возможностях.
  • Подростковый максимализм – отсутствие внутреннего баланса, что способствует возникновению напряжения в общении с окружающими.

Семейные конфликты также имеют свою специфику. Они могут возникнуть из-за противоположности характеров, различного понимания семейных устоев, делегирования обязанностей и методов воспитания детей, конфронтации между старшим поколением и внуками. Но семейный конфликт принято рассматривать как появление конфликтных инсинуаций между супругами.

Как зарождается конфликт

Любые конфликты в межличностных отношениях формируются и минуют некие фазы и периоды с собственной шкалой накала, продолжительности и следствия.

  • Скрытая фаза. Именно она выступает основой для возникновения противостояния, и проявляется, когда индивид чувствует свою неудовлетворённость. Например, занимаемым служебным положением, уровнем зарплаты, собственной правильной оценкой у сослуживцев. Когда не преодолевается внутреннее недовольство, оно переходит на следующую стадию.
  • Фаза напряжённости. Это уже выход конфликта наружу и формирование всех участников противостояния. Но в этом периоде ещё есть возможность погасить или основательно раздуть противоборство.
  • Фаза противостояния участников. Происходит усиление противоречий. И совершаются провоцирующие столкновение действия.
  • Фаза окончания. Конфликт исчерпывает себя, если стороны сумели прийти к единому решению. Или за счёт снижения напряженности консервируется. Также возможен разрыв отношений участников и появление других предпосылок для конфронтации на другом уровне.

Способ улаживания конфликтов

Методы, которые применяются для решения конфликтных противостояний – это отражение намерений соперников и их поступки в непростой ситуации:

  • Наступление. Применение силового напора. Здесь выигрывает тот, кто, используя собственные интересы, пытается их навязать конкуренту. Для достижения цели используется моральное давление, попытка манипулировать и хитрить.
  • Уход. Столкновение остаётся нерешённым, однако происходит снижение точки кипения способом бойкотирования или изменением отношения к спорным вопросам. Или происходит уход от своих интересов ради сохранения отношений.
  • Компромисс. Поиск подходящего выхода из ситуации методом обсуждения и получения обоюдовыгодного результата.

Чтобы исключить конфликты в межличностных отношениях, необходима предварительная оценка каждой возникающей напряжённой ситуации и своевременная реакция на неё. Для управления конфликтными моментами стоит постараться выявлять поводы и мотивы конфликта, чтобы найти способы их устранения.

Важный момент – это приглашённый посредник. Группа людей или один человек, пользующий доверием у всех участников противоборства. Решение посредника обязательно для исполнения всеми соперниками.

Фундаментом любого конфликта становится ситуация, в которой обозначаются противоречивые позиции, цели и средства для достижения результата. Конфликт начинает разворачиваться, когда одна сторона проявляет активность, касаясь интересов другой. И если задетая сторона начинает реагировать, то вероятный конфликт становится злободневным.

Межличностные конфликты (примеры)

Появление противоречивых ситуаций – это различные установки соперников. Основными типами установок считаются конфликтогенные и синтонные, то есть поведение человека в соответствии с его характером и личными стандартами.

Конфлитогенная ситуация появляется постоянно. Рассмотрим межличностные конфликты, примеры которых наглядно показывают вероятность возникновения напряжённых моментов. Допустим, в разговор двух людей вклинивается ещё один участник. Собеседники замолкают – назревает конфликтогенная ситуация.

Если третий принят в разговор – то это уже относится к синтонной ситуации. Или простой пример: руководитель даёт совет подчинённому – это считается синтонной ситуацией. Но совет, когда его не спрашивают, может спровоцировать конфликтогенную ситуацию.

Доброжелательные фразы типа: «Каким образом это донести, чтоб ты понял?» или «До тебя сложно достучаться» – могут положить начало созреванию конфликта.

Причины межличностных конфликтов кроются в ином восприятии некоторых слов или болезненной реакции на неправильно выстроенные логически предложения и языковые промахи. По утверждению философа Б. Рассела, все конфликтные моменты, а также войны, возникают по причине ошибочного понимания чужого языка.

Конфликт в межличностных отношениях, пример которого мы сейчас рассмотрим, может вспыхнуть и при невербальной агрессии. Для появления напряжения не требуются обидные слова. Допустим, сказанное ехидным тоном приветствие может отбить охоту к общению.

Конфликт начинает созревать не только из-за неправильно поставленной интонации во время беседы, но и в демонстративном нежелании замечать или выслушивать собеседника, когда он обращается.

И даже такой бытовой фактор, как угрюмое или недовольное выражение лица может дать толчок для начала конфликта.

Сотрудничество в конфликтных ситуациях

  • Избегание конфликта – это ответ на возникшее напряжение, который проявляется в желании уйти или не замечать провокации. Здесь просматривается отсутствие желания настоять на своём, чтоб удовлетворить свои интересы.
  • Конкуренция. Это желание доминировать в итоговом результате.
  • Адаптация – признание своего поражения в ущерб собственным интересам.
  • Сотрудничество – удовлетворение интересов каждой конфликтной стороны.
  • Компромиссное решение – частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на удовлетворение интересов противника.

Когда лучше избегать конфликтных ситуаций?

Если складываются предпосылки для назревания спорной ситуации, стоит подумать, действительно ли так нужно идти на конфликт в межличностных отношениях? Кратко: если собственная выгода не затрагивается и сложно доказать свою правоту, то не имеет смысла начинать спорить. Не стоит вступать в пререкания с человеком, если понятно, что его умственный потенциал уступает вашему уму. «Не вступай в спор с глупцом». Бесполезно что-либо доказывать такому человеку.

Перед тем как вступать в конфликт, стоит подумать, а что вы получите в итоге? Как протекает конфликт в межличностных отношениях? К каким он последствиям может привести и во что выльется? И получится ли отстоять свою позицию и точку зрения. Поэтому стоит привести в норму эмоциональный всплеск и уже со спокойными мыслями и трезво подходить к оценке сложившейся обстановки.

В конфликте участвуют люди, которым просто необходимо правильное понимание друг друга. Но им мешает отсутствие доверия друг к другу. Поэтому так необходимо создание атмосферы плодотворного общения. И полезно взять на вооружение такой закон общения: конкуренция ведёт к рождению конкуренции. Метод управления и завершения столкновений сводится к соблюдению некоторых правил.

  • Выявление проблемы.
  • Попытка найти решение, взаимоприемлемое для конфликтующих участников.
  • Выслушать стороны, уделяя внимание сказанному, а не акцентировать внимание на личных характеристиках.
  • Уточнять правильность понятого из сказанного собеседником.
  • Донести до другой стороны в перефразированном виде смысл услышанной информации.
  • Во время получения информации не перебивать говорящего, исключить критику и рекомендации.
  • Уточнить полученную информацию, её точность и не переходить к новым сообщениям.
  • Важно сохранять доверительную атмосферу и искренность.
  • Активно подключить невербальное общение: контакты глазами, кивки головой в знак одобрения.

Координирование конфликтной ситуации

Каждое столкновение, способное перейти в конфронтацию, возможно погасить. Если уже не получается остановить, то к нему следует отнестись максимально ровно и попытаться прийти к знаменателю, удовлетворяющему обоих оппонентов.

Читайте также:  Что делать, если муж изменяет, как себя вести - советы психолога

Приступая к разрешению возникшей напряжённости, необходимо проделать подготовительную работу и обозначить свои задачи. Когда планируется разрулить ситуацию методом переговоров, то стоит выбрать подходящее время для встречи.

Для здравого управления конфликтом необходимо не забывать о своих интересах и понимать выгоды своего противника. Во время встречи спокойно озвучьте свои интересы и уточните, готов ли оппонент приложить усилия для устранения конфликта. Предложите несколько вариантов. И если они отклоняются, тогда работать над разрешением конфронтации придётся самостоятельно.

Когда конфликтная сторона готова решить всё мирным путём, определитесь, на чьей вы стороне, своей или соперника. Главное – понять, а не победить любой ценой.

Причины, вызвавшие столкновение, стоит спокойно обсудить и выявить, что привело к конфликту:

  • Предлагая лучшее, не нужно обвинять и нападать.
  • Отстаивая своё суждение, не стоит давить на соперника. Давление не есть правильное поведение, оно только ведёт к ограничению возможностей конфликтующих.
  • Важно следить за своей речью. И не употреблять слова, которые унижают человека.
  • Не стоит использовать слова «никогда» и «ни за что». И помнить пословицу «слово – серебро, а молчание – золото». Иногда легче недосказать, чем разразиться тирадой, которая может усугубить конфликт.
  • Обсуждая ситуацию, не нужно нападать на человека. Говорить нужно о проблеме, а не о личностных чертах. Не цепляться к мелочи, а решать основные вопросы.
  • Свои мысли и чувства лучше высказывать открыто. Честность и искренность даст возможность оппоненту лучше вникнуть и, возможно, принять вашу точку зрения. Расскажите, что вас тревожит и беспокоит. Озвученное беспокойство – один из этапов отстаивания своих взглядов.

Управление эмоциями

Переполняясь эмоциями, их лучше сдерживать, а не идти у них на поводу. Если они всё-таки вышли наружу, отпустите свои страхи и обиды. Выскажите свои мысли.

Если появилась неловкость после эмоционального всплеска, то лучше уйти. Но это не значит, что признать поражение, это лишь повод продолжать налаживать диалог.

Творческий и гибкий взгляд на ситуацию – один из методов регулирования столкновения.

Когда конфликтная ситуация стихает, то, выходя из неё, попросите прощения. Оно поможет восстановить взаимоотношения и погасит негативные эмоции. Слова, правильно отображающие ситуацию, не унизят вас и партнёра. Когда совместные действия не разрешили конфликтную ситуацию, то остаётся перейти к самостоятельным действиям.

Для того чтоб эффективно управлять и лавировать в спорных ситуациях, надо развить в себе понятливость. Это позволит мыслить и обсуждать проблемы более конструктивно. Но только в том случае, если человек живёт в настоящем, спокоен и умеет чётко реагировать на изменяющиеся ситуации. Научиться управлять конфликтом можно, только имея личный опыт и постоянный внутренний рост.

Особенности межличностного конфликта

Часто одной из причин, приводящей к столкновению интересов, становится образ действия. Оно бывает осознанным и неосознанным. Когда человек своими намеренными действиями создаёт и поддерживает противостояние, это ведёт к осознанному конфликту.

Такое поведение можно объяснить следующими мотивами:

  • Стремление к самоутверждению.
  • Создание конфликтной ситуации для того, чтоб узнать истинные позиции оппонента.
  • Конфликт как способ узнать личные качества противника.
  • Столкновение интересов как метод для установки новой системы отношений.

Конфликтное поведение, которое считается неосознанным, наиболее часто возникает как появление противоречий в отношениях между людьми. Поступки в этом варианте определяются как:

  • Отсутствие компетентности.
  • Недостаток практического опыта бесконфликтного поведения.
  • Личные характерные черты.
  • Слабые социальные и моральные правила.
  • Низкая культура общения.
  • Несоответствие ожиданиям окружающих.

Причин для возникновения поведения, которое относят к конфликтному, предостаточно, но все они субъективны. Объективные конфронтации можно корректировать, обучить людей разумной критике и отстаиванию собственных позиций.

Изучение динамики межличностных конфликтов в школе

Проблему предпосылок возникновения конфликтов, их протекание и завершение изучают многие науки, такие как: психология, логика, социология. В результате сформировалось отдельное направление – конфликтология. В школах дети изучают конфликты в межличностных отношениях (6 класс).

Обществознание разъясняет ученикам механизмы, закономерности и пути разрешения спорных ситуаций. Учитель предлагает задуматься над вопросами, чему учит спорная ситуация и какие уроки позволяют извлечь разногласия взглядов.

Тема “Конфликты в межличностных отношениях” (6 класс) помогает понять ребятам, как вести себя во время возникновения конфронтаций, как личной, так и групповой. Облегчают усвоение понятий подсобные материалы и способы наглядной демонстрации (таблицы, графики, рисунки).

Так, если учениками рассматривается преодоление такой проблемы, как конфликт в межличностных отношениях (6 класс), таблица с описанием этапов будет очень полезна. Используются таблицы не только в 6 классе.

Фазы конфликта

Начало конфронтации Противостояние Усиление Урегулирование
Конфликтные стороны оценивают свои возможности, перед тем как приступить к активным действиям или уступить Невозможность прийти к единому мнению. Личная неприязнь участников Расширение конфликта и привлечение новых участников Прекращение конфликной ситуации, полное или частичное. Причины конфликта устранены

Движение конфликта происходит по нарастающей и проходит несколько фаз. Это уже тема для изучения в старшей школе. Школьникам, изучающим конфликт в межличностных отношениях (10 класс), таблица раскрывает виды конфликтов и методы их разрешения.

К конфликтам не стоит относиться с боязнью, если понять, что это не более чем проявление противоречий.

Конфликт в межличностных отношениях (10 класс) на уроках обществознания рассматривается очень подробно, ведь этот этап придется рано или поздно пройти каждому.

Как преодолеть последствия конфликтов

Существует масса способов для снятия стресса, методы по его преодолению отлажены и хорошо себя зарекомендовали. А это позволяет предлагать разные варианты, которые учитывают личные качества человека.

Для того чтобы укрепить уровень стрессоустойчивости, необходимо:

  • Вести правильный и спортивный образ жизни.
  • Восстанавливать организм после физических и моральных нагрузок.
  • Предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Так происходит укрепление психики для полновесного проживания в социальной среде. Свежий воздух, занятия спортом, полноценный сон, правильное сбалансированное питание – важные факторы для поддержания здорового образа жизни.

Здоровый жизненный настрой помогает человеку не прогибаться под давлением стрессовых ситуаций, не реагировать болезненно на конфликтные ситуации и находить правильные пути по их устранению.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-konflikty-v-mezhlichnostnyx-otnosheniyax-ix-prichiny-i-osobennosti-mezhlichnostnye-konflikty-kak-zarozhdayutsya-i-protekayut-primery.html

Признаки межличностного конфликта

К самым распространенным конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств.

Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

В проблеме общения выделяются обычно вопросы передачи сообщения; социальной перцепции (восприятия человека человеком); интеракции (взаимодействия). Как правило, с третьим аспектом общения и связано возникновение конфликтов.

К признакам конфликта относятся следующие показатели:

§ актуализация потребностей, имеющих важное значение для субъектов конфликта;

§ высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;

§ неуправляемые эмоции, стереотипы поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;

§ использование форм активности, встречающих противодействие со стороны другого субъекта;

§ перенос всех причин трудностей, неудач на своего противника;

§ формирование отрицательных установок в отношении к оппоненту;

§ демонстрация враждебности, агрессивности, неприятия оппонента;

§ нанесение ущерба оппоненту;

§ интеграция всех видов активности – импульсивной, принудительной, волевой, их аккумулирование на оппоненте;

§ перенос конфликтных отношений, поведения на другие формы взаимоотношений, смена одних ролей на другие (с личных на деловые, с неофициальных на официальные и наоборот).

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми.

Часто человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате он начинает вести себя (действовать, высказываться) неадекватно.

Контактирующие с ним люди не очень представляют причины такого, порой совершенно непонятного, поведения, а если оно нарушает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. Таким образом, внутриличностный конфликт перерастает в межличностный.

Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения и другого уровня – межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты.

Когда возникают разногласия и столкновения между группами людей, члены каждой из конфликтующих групп обычно начинают воспринимать членов другой группы как своих противников.

Противопоставление по принципу «Мы–Они» переносится с отношений между группами на личные отношения. В таких случаях межгрупповой конфликт становится почвой для зарождения и развития межличностных конфликтов.

Указанные типы конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые – вытекают друг из друга и обусловливают друг друга, образуют некую кольцевую структуру.

Отношения между субъектами конфликта могут быть:

§ взаимно положительные;

§ взаимно отрицательные;

§ односторонне положительно-отрицательные;

§ односторонне противоречиво-положительные;

§ взаимно противоречивые;

§ обезличенные или взаимно безразличные.

Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены к поиску и достижению взаимно приемлемого результата, согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и заинтересованности субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных напряжений.

Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно, дают отрицательные характеристики своему оппоненту.

Односторонне положительно-отрицательные отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то время как другая сторона настроена положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт.

Данная ситуация характеризуется относительной стабильностью, хотя негативно настроенный субъект в процессе отношений может нанести такие оскорбления и выдвинуть такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную.

В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.

Односторонние противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один относится однозначно положительно, а другой субъект колеблется между положительными и отрицательными оценками первого. Второй субъект испытывает амбивалентный внутриличностный конфликт, который является предпосылкой к межличностному.

Он осторожен, неустойчив в своем поведении, много внутренних личностных сил расходует на преодоление сложного внутриличностного состояния. В сложившейся ситуации могут утвердиться окончательно либо положительные отношения, либо произойдет разрыв отношений между субъектами.

Решающим будет поведение наиболее инициативного и активного субъекта в поисках либо сближения, либо разрыва.

Односторонние противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, в то времякакэтот другой относится к своему оппоненту противоречиво, колеблется от симпатии к антипатии.

Субъект, занявший противоречивую позицию, находится в состоянии внутриличностного конфликта. Неуверенная, колеблющаяся позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другимкак свидетельство слабости, непринципиальности.

Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения характеризуются неустойчивостью, совместная деятельность неэффективна. Оба субъекта испытывают внутренний амбивалентный конфликт.

Таккак взаимоотношения не несут в себе положительного содержания, комфорта, удовлетворения, излишне неустойчивы и ориентированы на ожидание негативной реакции со стороны другого, то контакты сведены до минимума и осуществляются в официальных нормах и формах.

Обезличенные или взаимно безразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга некак личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец-покупатель, водитель-пассажир и т.д.).

Читайте также:  Нигилизм правовой, социальный - суть, понятие, формы

Модели поведения во многом определяются социально-психологической активностью личности, на которую влияют познавательные, эмоциональные, волевые потенциалы человека, осознаваемые или неосознаваемые им.

Межличностный конфликт является производным от психического состояния индивидов, их поведения, самой ситуации.

Ситуация представляет собой комплекс переменных, в которые включен вид деятельности субъектов, их взаимосвязи и тип отношений, а также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятельности и удовлетворения потребностей, влияние окружающих, наличие выбора вариантов решения либо их отсутствие.

Развитие межличностных конфликтов тесно взаимосвязано с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций деятельности, которые и определяют характер и направленность поведения личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности. В процессе развития такого рода межличностных конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.

Итак, решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – ее потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/29887.html

лекция 2. Характеристики межличностных конфликтов | Социальная сеть работников образования

Характеристики  межличностных  конфликтов

Классификация и типологизация конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Классификация конфликтов отражает характерные связи между ними и заключается в объединении их в группы по какому-либо признаку, который называется основанием деления или основанием классификации.

В основу типологии, в отличие от классификации, закладывается существенный признак конфликта. Это более сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд соответствующих типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Подходы к классификации и типологизации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание на социальные, психологи на психические, юристы на правовые признаки конфликта.

С. Чейз дал 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами и нациями.

Типологизация конфликтов Р. Дарендорфа:- Структурные конфликты (конфликты между социально-организованными системами);

– Неструктурные конфликты (случайные конфликты).

К. Боулдинг предложил 6-уровневую типологизацию социальных конфликтов:

– Случайные;- Скрытые, латентные;- Основанные на плохом знании;- Фальшивые;- Заместительные;

– Действительные.

Л. Козер выделяет два основных типа конфликтов:- Конфликты по базисным принципам;

– Конфликты по проблемам.

Одну из наиболее развернутых общих типологизаций конфликта разработали А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский, выделив конфликты с участием человека и зооконфликты.

А.Г. Здравомыслов предлагает 7-уровневую типологизацию конфликтов, Е.М. Бабосов 10-уровневую, Н.Ф. Вишнякова 3-уровневую. В управленческой конфликтологии сложилась 10-уровневая типологизация конфликтов.

Определенный интерес представляет классификация конфликгов на основе потребностей субъектов взаимодействия с последующим выходом на соответствующие типы конфликтов А.И. Шипилова.

Относительно полную классификацию представил С.М. Емельянов. Он выделяет для классификации пять оснований, по каждому основанию классифицирует от двух до четырех видов конфликтов, давая каждому из них общую характеристику.

Для того чтобы не «утонуть» в разнообразии классификаций конфликтов, необходимо выделять основание для классификации.

Приведем примеры классификации конфликтов по некоторым из этих оснований.

По форме конкретных действий:- Мирные;

– Насильственные.

По характеру противоречий:- Главные;

– Второстепенные (побочные).

В зависимости от формы и остроты протекания:- Явные и скрытые;- Организованные и неорганизованные;

– Антагонистические и неантогонистические.

По функции:- Конструктивные;

– Деструктивные.

В зависимости от пространственной распространенности:- Микромаштабные;- Макромаштабные;

– Мегамаштабные.

В зависимости от субъекта конфликта:- Внутриличностный;

Межличностный;- Организационный;

– Групповой.

Вместе с тем, следует отметить, что если рассматривать групповой конфликт как столкновение «личность и группа», «группа группа» это класс конфликта. Если его рассматривать, как совокупность этих классов то это тип конфликта.

Таким образом, анализ различных подходов к типологизации и классификации конфликтов свидетельствует о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

  1. соперничества – стремления к доминированию;
  2. спора – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  3. дискуссии – обсуждения спорного вопроса.

Признаки конфликта:

– наличие значимых для сторон противоречий;

– необходимость их разрешения для эффективного  взаимодействия сторон;

– действия сторон, направленные на преодоление  возникших противоречий, реализацию собственных интересов; и т.д.

Структура конфликта включает в себя следующие составляющие:

Предмет конфликта — противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить.

Участники конфликта — отдельные люди или группы (противодействующие стороны), которые можно разделить на основных (прямых) участников и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта (оппоненты) — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, его главные действующие лица. Противоречие именно их интересов лежит в основе противостояния.

К неосновным участникам относятся все остальные лица, вовлеченные в конфликт (организаторы, посредники, пособники и т.д.). Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.

Макросреда конфликта — те конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается.

Образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп, не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

Например, мы можем преувеличивать значимость ситуации с опозданием коллеги, считая, что его поведение — это демонстрация личного превосходства или неуважения по отношению к вам.

На самом деле такое поведение может быть всего-навсего следствием личной неорганизованности и не иметь лично к нам никакого отношения.

То есть образ конфликтной ситуации носит субъективный характер и не отражает истинного положения дела.

Выделяют следующие виды межличностных конфликтов.

В зависимости от потребностей, неудовлетворение которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:

материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов одновременно хотели бы вести урок);

статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус);

духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов).

По направленности конфликты подразделяются на:

горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе);

вертикальные, возникающие между лицами неравными по социальному статусу (например, учитель — ученик);

смешанные (например, учитель — родитель).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

кратковременные (длятся в течение непродолжительного времени);

быстротечные (краткосрочные конфликты, например, между пассажирами общественного транспорта);

длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия ми (например, конфликт между членами семьи, соседями).

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый – предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй – затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий – представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

В зависимости от того, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы конфликтов:

ценностные конфликты — разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;

конфликты интересов — затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;

конфликты, возникающие из-за нарушений норм  или правил взаимодействия.

Особо можно выделить виды педагогических конфликтов:

конфликты  деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

конфликты  поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;

конфликты  отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Понимание специфики различных конфликтов является важным, так как это во многом определяет способ их разрешения.

Однако, анализируя различные виды конфликтов, следует учитывать некоторую условность их разделения, так как одни и те же причины могут порождать разные конфликты.

Например, отказ учащегося выполнить задание учителя может стать основой для возникновения конфликта деятельности, который впоследствии может стать конфликтом отношений или конфликтом поступков, как и произошло в рассматриваемом примере.

Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть.

Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила «3», что вызвало ее негативное отношение к учителю.

На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей «2». Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив одноклассников прогулять урок.

По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания. После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу.

На этом примере мы видим, что конфликт деятельности (разногласия по поводу критериев выполнения задания) приводит к возникновению конфликта поведения (отказ выполнять задания педагога, попытка сорвать урок), что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликта отношений (просьба  ученицы перевести ее в группу к другому педагогу).

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  1. ученик — ученик;
  2. ученик — учитель;
  3. учитель — учитель.

Конфликт “ученик — ученик”

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.

Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта.

Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт “ученик — учитель”

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция “Я — взрослый”, которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников.

Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны.

Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт “педагог — педагог”

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

Читайте также:  Инстинкт самосохранения у человека, у детей

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Характеризуя педагогические конфликты, М.М. Рыбакова отмечает следующие их особенности:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный  статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;

различное понимание событий и их причин участниками  (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

присутствие других учеников при конфликте делает их  из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

 конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Умение педагога предотвращать и разрешать конфликтные ситуации может служить для учеников примером эффективного поведения и будет способствовать созданию более благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе.

Хороший пример — это самая лучшая  проповедь.

Немецкая пословица

Ситуация 1

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер.

Во-вторых, весь помятый. Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту.

Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Ситуация 2

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок — урок физики. Разгневанный учитель физики высказал свое негодование учителю математики, так как у него была запланирована контрольная работа.

Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден.

Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

1. Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

2. Определите вид конфликта, представленный в каждой из ситуаций.

Источник: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/mezhlichnostnye-konflikty-i-sposoby-ikh-effektivnogo-raz-1

открытая библиотека учебной информации

Внутриличностный конфликт – трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Внутригрупповой конфликт –конфликт внутри группы.

Межгрупповой конфликт– конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, срединœе и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит – столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Латентный конфликт – конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

Мнимый конфликт – конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

Ролевой конфликт – ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Явный конфликт – конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

Межличностный конфликт – конфликт между двумя и более людьми. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов.

Межличностный конфликт – столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств.

Межличностный конфликт (психологический словарь) – ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоположные ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из сторон.

Межличностные конфликты (как и всœе др конфликты) отличаются друг от друга:

· по глубинœе,

· по длительности,

· по частоте,

· по характеру проявления в реальном поведении.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт.

По глубинœе конфликты бывают:

а) глубокий (измена);

б) неглубокие/ поверхностные (претензии);

Длительность конфликта͵ в свою очередь, зависит от предмета конфликта и характера партнеров.

Пример: подозрительные, “паранойяльные” во всœем склонны видеть подвох, злой умысел ==> затяжной конфликт.

По длительности конфликты бывают:

а) затяжные;

б) кратковременные.

Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и продолжительность: частые конфликты по пустякам ==> накапливается недовольство друг другом ==> глубокий и длительный конфликт.

По частоте конфликты бывают:

а) частые;

б) редкие.

Учитывая зависимость оттого, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты:

а) скрытые (“мысленные”);

б) явные (скандал “прямо в лоб”).

Скрытые конфликты – несогласие по разным поводам, не высказывание вслух ==> отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, всœе равно проявляется в поведении (дистанция в отношениях, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может “прорываться” при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации).

Основные причины межличностных конфликтов.

Οʜᴎ очень разные. Их можно разделить на две основные группы:

1) объективные;

2) субъективные.

Объективные – то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт – так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации.

Субъективные – связь с психологическими особенностями общающихся людей.

Объективные причины:

1. Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.

2. Нарушение процесса делœегирования – отсутствие четкого распределœения обязанностей между взаимодействующими людьми.

3. Взаимосвязанность между людьми – то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека.

4. Ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний).

Пример: отпуск в летнее время невозможен для всœех работников.

5. Несоответствие ролевым ожиданиям. Поведение одного партнера не соответствует его роли в представлении другого.

Пример: в семье мужские и женские обязанности (разделœение) ==> ссоры неизбежны.

6. Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Объективные причины неблагоприятные обстоятельства возникают в деятельности и общении людей и создают потенциальную возможность возникновения конфликта͵ которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами, проявляющимися в том, что люди избирательно реагируют на объективно сложившуюся ситуацию.

Субъективные причины:

1. Различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям ==> психологическая несовместимость ==> конфликт. Холерик раздражает флегматика и наоборот.

2. Различия в системе ценностей, манере поведения.

3. Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.

4. Конфликтность личности – главная причина.

Ситуативно-конфликтная личность – ϶ᴛᴏ человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов.

Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида.

Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, раздражительным, резким, способным к обострению отношений.

Постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависит от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию.

Конфликтность – свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению.

Конфликтность, ставшую свойством личности (постоянно-конфликтная личность), трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспитательным воздействием.

Конфликтность не только и не столько вина, но и беда такой личности. Лучше относиться к ней (хотя это и трудно) терпимо и философски (он “орет” – следовательно, достоин жалости).

Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):

1. Демонстративная личность – стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них – средство привлечь к себе внимание. Οʜᴎ испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт – их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

○ Рациональный конфликт: цель – разрешить проблему (уважительное отношение оппонентов друг к другу).

○ Эмоциональный конфликт: цель – унизить человека, оскорбить, доказать свое превосходство.

Главная черта демонстративной личности – эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие ==> отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

2. Ригидная личность (негибкий, инœертный человек) – неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения. Повышенная прямолинœейность, упрямство, отсутствие гибкости ==> конфликт. Такая личность будет стоять на своем, честолюбива.

В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.

3. Импульсивная личность (неуправляемая) – не анализирует конфликтную ситуацию, не пытается найти выход из ситуации, не просчитывает действий, поступает, как «в голову взбредет». Импульсивность характеризуется низким самоконтролем, эмоциональной несдержанностью, поведение, оскорбляющее другого человека. Высокое честолюбие.

Гипертимный тип (характеризуется постоянным желанием деятельности, погоней за переживаниями, оптимизмом, ориентированностью на удачи) + “взрывной”, злобный. Это самая агрессивная личность – эпилептоид (возбудимый, напряжённый и авторитарный).

4. Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность – добросовестный, ответственный человек сам по себе. Точно такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым ==> конфликт.

Это психастеничный тип (конституционно-тревожный): старательность, педантичность, повышенная тревожность и обидчивость. От конфликта страдает он сам, а не другие. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри ==> сердечно-сосудистые заболевания, язвы бессонница, головные боли.

5. Бесконфликтная личность – стремится угодить всœем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы ==> недовольство у других ==> конфликт.

Читайте также

  • – Межличностные конфликты и их основные типы

    Внутриличностный конфликт – трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/737547

    Ссылка на основную публикацию