Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?

Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека

Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом и позднее стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

К Компенсации относятся также:

  • Гиперкомпенсация;
  • Идентификация;
  • Фантазия (компенсация на идеальном уровне).

Компенсация считается одной из наиболее эффективных психологических защит, характерных для социально зрелой личности.

Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека.

Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией.

Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация. Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Компенсация может сильно различаться по форме. Она может быть как социально приемлемой (слепой, становящийся музыкантом), так и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями).

Компенсация может быть:

  • прямой (попытка добиться успеха в той области, где ощущается недостаток);
  • косвенной (стремление утвердить себя в другой сфере).

Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация способствует уменьшению интенсивности этих чувств, чтобы самооценка личности не снизилась.

Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или позитивные качества и навыки.

Возникающие положительные реакции снижают интенсивность отрицательных чувств, и человек способен деятельно проявлять себя даже при постигшей его неудаче. Чаще всего компенсация проявляется в профессиональной сфере.

Если компенсация как психологическая защита личности не сформирована, и человек не может переключиться или на другое состояние (переключение внимания на духовные принципы и переживание высших психических состояний), или на другой вид активности, то человеку сложно справиться с постигшем его разочарованием. В этом случае озможны патологические варианты компенсаторного поведения, начиная от алкоголизма и заканчивая фанатичной верой во что-либо и служением чему-либо и кому-либо.

Активная компенсаторная ориентация на свои жизненные принципы может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация – самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм.

Пример № 1 – вместо развития недостающего качества ребёнок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток.

Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности.

В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным и приведет к неврозу.

Пример № 2 (Гиперкомпенсации) – ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова.

Пример № 3 – случай с человеком, запутавшимся в большом количестве сомнительных афёр. У него развилась почти болезненная страсть к альпинизму, в виде компенсации. Он все время искал, куда бы «забраться повыше себя».

Однажды ночью во сне он увидел себя шагающим с вершины высокой горы в пустоту. Его психотерапевт сразу же увидел опасность и попытался предупредить своего клиента, убеждая его ограничить свои восхождения. Он даже сказал, что сон предвещает его смерть в горах. Но всё было напрасно.

Через шесть месяцев он-таки шагнул «в пустоту». Горный проводник наблюдал за тем, как он и его друг спускались по верёвке в одном трудном месте. Друг обнаружил временную опору для ноги на карнизе, и сновидец последовал за ним вниз.

Вдруг он ослабил веревку и, по словам гида, «словно прыгнул в воздух». Он упал на своего друга, оба полетели вниз и разбились.

Пример № 4. У человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки об щения с людьми и остается одиноким.

Пример № 5. Садоводством и огородничеством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле – компенсация бездетности.

Пример № 6. Человек может посвящать почти всё свое время и все душевные силы работе, работая сверх всякой меры.

Работа заменяет трудоголикам семью (даже великий Микеланджело любил повторять, что его искусство заменяет ему жену, друзей, книги, искусство и путешествия). Конечно, полная самоотдача позволяет сделать блистательную карьеру и достичь социального признания.

Но трудоголизм (как и алкоголизм) начинает подтачивать организм, и тогда никакая карьера не сможет сделать человека по-настоящему счастливым.

Данилов:

«Чувство вины может быть компенсацией страха ошибки. То есть человек ошибся, сделал что-то не так, и тут же сам себя начинает винить.

Или человек боится сказать что-то резкое, но, наконец, набрался сил, сказал, и вместо того, чтобы себя похвалить, он начинает себя винить, потому что ему стало страшно и включился старый стереотип поведения. Не привык человек говорить прямо, или наоборот молчать, неважно.

Он делает первый шаг, и всегда он этого шага будет бояться. Первые шаги всегда тяжелые. Тут же придет чувство вины. Особенно это касается чего-то резкого. Чувство вины компенсирует Эго, мол, какой я плохой, вроде и себя побил, и гадость сказал.

Вот вы конфликтовали с человеком, у вас было какое-то действие. Если убрать это действие, то у вас ничего нет. Вы часто не идете на разрешение, потому что вы компенсируете свою значимость, своё движение, свою недолюбленность в детстве через конфликт.

Идёт компенсация. Чего вам не хватило, то вы и выжимаете из этой ситуации. Потому, когда вы анализируете свой конфликт, вы должны всегда выписывать свою выгоду. Не бывает такой ситуации, что человек находится в страдании, потому что ему это не выгодно.

Например, слишком затянувшиеся страдания по «ушедшему» человеку, могут компенсировать внутреннюю агрессию.

Если данная проблема актуальна для вас или ваших близких, мешает вам чувствовать себя счастливым человеком, то мы готовы помочь вам в решении этой проблемы. Подробнее

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Советы или рекомендации, приводимые в данном разделе, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра.

Данная информация не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть.

Если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь со своим врачом.

Источник: http://verim.org/zdorov/psi/kompensacija

Явление гиперкомпенсации в психологии

Гиперкомпенсация – это психологический феномен, проявляющийся при наличии реальной или надуманной физической или психической неполноценности человека, которую он стремится преодолеть, компенсировать, прикладывая максимальные усилия.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма.

Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В.

Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником.

Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Рекомендуем: Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий.

Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства.

Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Причины возникновения и способы избавления

Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:

1. Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным.

2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.

Рекомендуем: Сила воли — как ее развить?

3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.

Читайте также:  Семейная системная и групповая психотерапия - методы, цели, техники

С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:

  • Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
  • Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
  • Определение новых, позитивных жизненных целей.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/giperkompensaciya.html

Гиперкомпенсация — что за реакция в психологии

Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные механизмы защиты, эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.

Что такое гиперкомпенсация

Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».

Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда личность сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:

  • навязчивость и болтливость стеснительного человека;
  • сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
  • демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
  • агрессия пассивного и слабого человека;
  • рискованное поведение нерешительного человека;
  • стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.

При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.

Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.

Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.

Гиперкомпенсация и компенсация

Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.

Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.

Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.

Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.

Причины гиперкомпенсации

Источник гиперкомпенсации – комплекс неполноценности. Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:

  • реальный физический недостаток;
  • вымышленный недостаток.

Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.

Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем семейном воспитании, чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.

Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают авторитеты. Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – травма, гиперкомпенсация в виде анорексии.

Влияние социальных стереотипов, попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те способности, задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.

Признаки гиперкомпенсации

Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:

  • эгоцентризм;
  • высокомерное поведение;
  • хвастовство.

В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид.

Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил.

А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.

Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.

Итоги

Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.

Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет.

Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в неврозы и депрессии, психические расстройства.

Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.

Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).

Источник: https://psychologist.tips/3115-giperkompensatsiya-chto-za-reaktsiya-v-psihologii.html

Компенсация в психологии – это что такое? Виды компенсации в психологии

Самосовершенствование 6 января 2018

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – “возмещение”. Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности.

К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции.

Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека.

Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые.

Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста.

Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному.

Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

Видео по теме

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Виды

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Читайте также:  Антиципация, механизм и примеры антиципации в психологии

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой.

Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности.

Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека.

Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми.

Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
Депривация в психологии – это что такое? Виды депривации в психологии

Мы все являемся социальными существами. Каждый человек принадлежит конкретной социальной группе. Нормально развиваясь, ребенок общается с родителями, одногодками и другими детьми и взрослыми, происходит удовлетворение…

Образование
Статьи – это что такое? Виды статей: статьи закона, статьи расходов и статьи в журнале

Русский язык по своей природе уникален. Одно и то же слово может иметь множество различных значений и интерпретаций. Именно это часто и путает иностранцев, вводит их в заблуждение при изучении нашей речи. Хочется пого…

Образование
Моделирование в информатике – это что такое? Виды и этапы моделирования

В данной работе мы предлагаем как можно подробно разобрать тему моделирования в информатике. Этот раздел имеет большое значение для подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий.Для решения …

Бизнес
Швеллер – это что такое? Виды, описание и сфера применения швеллеров

Швеллер — это очень востребованное сегодня изделие, изготовленное из металла. Его главным отличительным свойством является сечение П-образной формы. Толщина готового изделия может составлять от 0,4 до 1,5 см, а …

Домашний уют
Дюбель – это что такое? Виды, размеры, применение

Стремительное развитие строительных технологий влечет за собой разработку и создание не только новейших материалов, но и внедрение различных крепежных систем. Среди этих крепежных элементов широко используется дюбель….

Домашний уют
Эмаль – это что такое? Виды и характеристики современных эмалей

Эмаль – это суспензия пигментов с наполнителями в лаках, которые образуют после завершения этапа высыхания твердую непрозрачную пленку с разными фактурами. Именно за эти качества современные потребители выбирают…

Духовное развитие
Магия – это что такое? Виды магии

Определений понятия магии – бесчисленное множество. Однако каждое из них по-своему характеризует это слово. По одному из определений магия – это наука, созданная много веков тому назад. На основании собранных знаний с…

Закон
Мошенничество- это что такое? Виды, схемы, примеры мошенничества. Ответственность за мошенничество

Мошенничество – это завладение чужим имуществом путем обмана. По сути, это то же воровство. Разница лишь в том, что украсть деньги или предмет ценности удается благодаря доверчивости пострадавшего. В современном…

Здоровье
Филлеры – это что такое? Виды филлеров

При слове “филлеры” каждая возрастная иили социальная группа будет иметь совершенно разные ассоциации. А все потому, что этот термин очень широко используется в очень далеких друг для друга областях. Так, к примеру, н…

Здоровье
Ятрогения – это что такое? Виды ятрогении, причины, профилактика

Нередко в современной медицине используется термин “ятрогения” – это понятие обозначает те состояния, которые прямо или косвенно связаны с действиями медицинского персонала. Зачастую врач даже представляет определенну…

Источник: http://monateka.com/article/266835/

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ.

Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).

С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно — это уже другой вопрос.

Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,— есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать — внешне — идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего — это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда — сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…

Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.

Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве.

Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной.

Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски.

От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,— здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.

Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,

Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР — его смотрела тогда вся страна.

И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость.

Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту — неординарный политик.

Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.

Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует.

Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно.

Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?

И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты — СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания.

Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н.

Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи — свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.

Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс.

Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество — явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством.

Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!

Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво.

Читайте также:  Что нельзя говорить мужчине никогда - в постели, на первом свидании

В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый.

Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь — это я!).

Или вот еще один способ — ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно.

Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос.

Или — от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой.

Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.

Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все — одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).

А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы — патологические.

Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь — это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.

Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже.

Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно?.. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных — за отдыхающих.

Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три — простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.

Источник: https://pro-psixology.ru/zasluzhi-sebe-schaste/346-samye-rasprostranennye-tipy-psixologicheskoj.html

Гиперкомпенсация

Давайте рассмотрим этот процесс. При обеспечении нормальных условий отдыха и правильного питания, атлет находится в сбалансированном состоянии (гомеостаз).

Как показано на рисунке ниже, определенный уровень утомления достигается как во время, так и в конце тренировочного занятия.

Это утомление является следствием истощения запасов топлива, которым выступают молекулы глюкозы и АТФ, концентрации молочной кислоты в работающих мышцах и психологического стресса.

Резкое падение кривой гомеостаза отражает снижение функциональной способности выполнять тренировочную работу высококачественно, истощение запасов гликогена и тот факт, что мышцы находятся в состоянии катаболизма, или посттренировочного распада белков. Уровень инсулина в крови, который способствует повышению скорости доставки глюкозы к работающим мышцам, снижается, в результате приводя к сокращению поступления в клетки глюкозы.

После каждой тренировки и в интервале между ними имеет место фаза компенсаторного восстановления, во время которой пополняются биохимические источники энергии организма. Медленное постепенное возвращение кривой в нормальное состояние, или гомеостаз, указывает на то, что для восстановления израсходованных запасов энергии требуется несколько часов.

Если интервал для отдыха между двумя интенсивными тренировками спланирован правильно, то энергоисточники (особенно гликоген) полностью восстановятся, и организм также приобретет некоторые резервы топлива.

Это восстановление энергетических запасов на уровне выше исходного стимулирует у атлетов состояние гиперкомпенсации и дает им энергию, необходимую для еще более интенсивного тренинга.

Более того состояние гиперкомпенсации представляет собой начало анаболического состояния мышц, когда происходит ресинтез белка, и уровень инсулина в крови возвращается к норме. Фаза компенсации необходима для адаптации к тренингу и, следовательно, для улучшения мышечного роста, тонуса и рельефа мускулатуры.

Если интервал между двумя тренировками чрезмерно продолжительный, то гиперкомпенсация постепенно спадает, приводя в результате или к очень небольшому если вообще к какому-либо улучшению работоспособности и гипертрофии. Оптимальная продолжительность восстановительного периода, необходимого для гиперкомпенсации варьируются в соответствии с видом и интенсивностью тренинга (таблица ниже).

Время необходимое для гиперкомпенсации после различных видов тренинга

Вид тренинга: Аэробный кардиотренинг;

Энергетическая система: гликоген жиры;

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы):  6 — 10 часов, иногда дольше

Вид тренинга: Максимальная сила

Энергетическая система: АТФ, КРФ

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 24 — 36 часов

Вид тренинга: Гипертрофия мышечных волокон

Энергетическая система: Гликоген

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 36 — 72, иногда 96 часов

Вид тренинга: Синтез белка

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 48 — 72

Повышение вашего тренировочного потенциала и ощущение общего улучшения физического состояния бывает в основном в те дни, когда вы достигаете состояния гиперкомпенсации. В это время также улучшается рост мышц и увеличивается их объем.

Поскольку любой атлет и бодибилдер занимающиеся силовым тренингом, желают достичь таких позитивных результатов, то вам следует тщательно планировать свою тренировочную программу чтобы за тяжелым и интенсивным тренингом следовали легкие циклы, стимулирующие гиперкомпенсацию.

Методы планирования нагрузок непосредственно влияют на реакцию организма на тренинг.

Например, если атлет следует принципу поднимания как можно более тяжелого веса отягощения изо дня в день, и интенсивность тренинга на протяжении микроцикла остается неизменной, у организма не остается времени для восстановления запасов энергии, и с каждой последующей тренировкой он приближается к истощению этих запасов. В такой стадии гиперкомпенсация не достигается никогда, зато снижается работоспособность атлета и сдерживается потенциал роста тренировочных результатов.

И конечно очень важно понимать, что никакая методика не является панацеей в деле достижения результатов. Даже при достаточной вариативности и смене программ рано или поздно наступает период застоя, когда атлету вновь необходимо менять тренировочную программу или методы тренировок.

Источник: https://www.skyrace.club/texts/354-giperkompensaciya.html

Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы

1.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А.

Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству — с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.

Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение.

Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями.

В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны.

Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой.

Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга.

Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыхание, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния.

Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных.

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации.

Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним.

По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные.

Источник: https://studopedya.ru/2-7418.html

Ссылка на основную публикацию