Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога

Как заставить ребёнка учиться – советы психолога

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований.

Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов).

О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация

Учебная мотивация выходит из системы мотивов, которая опирается на познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, установки личности.

Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой.

Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при СДВГ.

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации деятельности и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины потери мотивации

Нежелание учиться вызывают:

  • «гормональная буря» в подростковом возрасте с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
  • проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
  • неготовность к школе у учеников начальных классов;
  • неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
  • индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
  • непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
  • страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.

Не так важен интеллектуальный уровень ребенка, сколько мотивация. Практикой доказано, что менее развитые, но мотивированные дети достигают больших результатов, чем одаренные, но не мотивированные ученики.

Подробнее об утрате мотивации и школьной дезадаптации читайте в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, темперамент, задатки и способности. Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка.

Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути.

Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение.

В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить.

Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка.

Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте.

Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

Общие рекомендации родителям

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.

  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников.

    Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.

  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься.

    Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.

  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из семьи, как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей.

    Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.

  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией.

    В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание.

    Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.

  7. Творчество.

    Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.

  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь.

    Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.

  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.

  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность.

    Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.

  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим.

    Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы.

    А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.

  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: мышление, внимание, память.

    Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.

  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни.

    С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.

  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста.

У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками.

А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Источник: https://psychologist.tips/2265-kak-zastavit-rebyonka-uchitsya-sovety-psihologa.html

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок учился на одни четверки и пятерки, ведь успех в школьных делах — залог того, что в будущем он станет хорошим специалистом, найдет высокооплачиваемую работу и будет иметь успех у окружающих. Но не все мамы и папы помогают ему преодолеть трудности в обучении, тем самым противореча своим мечтам.

Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь эта не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.

Родители — люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку стать более успешным в учебной деятельности.

Больше разговаривайте со своим чадом

Наша речь — основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала — всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности.

У ребенка до десяти лет чаще спрашивайте о том, что произошло за день в детском саду, школе; что ему понравилось в мультфильме, который он недавно посмотрел и т. д.

Со старшими детьми необходимо в разговорах затрагивать чувства, переживания и опыт.

Пусть ребенок чаще выражает своё мнение об окружающих, анализирует события, происходящие не только в школе и дома, но и за их пределами: в городе, в стране, в мире.

Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника

Если у вашего чада возникнут какие-то вопросы, не стоит отмахиваться от него, говоря, что вам некогда. Помните, вам и не надо знать ответы на все вопросы.

Если ваш ребенок спросит: «А правда, что тасманский дьявол на самом деле существует?», ответьте: «А давай заглянем в энциклопедию!».

Много времени это у вас не отнимет, тогда как для ребенка это будет отличной возможностью научиться пользоваться справочной литературой, пополнить свои знания, что благотворно скажется на обучении в школе.

Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал.

А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное.

Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!

Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка.

Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное.

Пусть он перескажет вам сюжет, нарисует иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду, выучит наизусть и продекламирует стихотворения любимого поэта.

Чаще покупайте газеты и журналы. Если ваш ребенок учится ещё в начальной школе, прочитайте вместе новостные статьи и объясните ему суть написанного. Возможно, многое будет ему непонятно. Однако интерес к событиям, происходящим в мире, — немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах

Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.

Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.

Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы. Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия.

Правильно распределите рабочее пространство школьника

Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.

Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более!

Правильное питание — залог успешного обучения

Современные исследования показали, что мозг — это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.

В большинстве случаев подобные симптомы возникают вследствие неправильного питания. Значительное место в нашем рационе занимают жиры и углеводы, а современные дети и подростки без ума от фастфуда — а все это вредно для здоровья. Необходимо ограничить потребление вашим ребенком газированных напитков, чипсов, гамбургеров и другой еды подобного рода.

Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению.

Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте.

Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!

И помните: любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/family/articles/34985/

Ребенок не хочет учиться в школе что делать?

«Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

Советуем Вам потратить немного времени и ознакомиться с решением этой сложной проблемы и найти возможные причины нежелания вашего ребенка учиться и идти в школу с точки зрения психологии.

Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

  • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
  • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
  • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
  • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
  • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание    незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

Несколько психологических советов от наших психологов:

  • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
  • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
  • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.

Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе  и каковы причины нежелания учиться?

Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

  • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
  • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
  • закомплексованность;

Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Простые советы родителям, чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики, которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

(10

Источник: https://mysekret.ru/psixologiya/detskaya-psixologiya/rebenok-ne-xochet-uchitsya-v-shkole-chto-delat.html

Как заставить ребенка учиться если он не хочет

Подобно остальным родителям, наверняка у вас есть желание видеть своих детей с удовольствием, даже охотой ходящих в школу? При этом чтобы постоянно приносили прекрасные отметки, всегда были послушными.

Тогда как на самом деле всё обстоит с точностью да наоборот — дети не хотят учиться.

А как заставить ребенка учиться или точнее настроить на учебу, например, подростка? Что делать если деточка не хочет учиться или выполнять домашние задания? Как научить его учиться с удовольствием, привить желание к процессу обучения? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.

Очень многие родители школьников сталкиваются с тем, что их чада отказываются учиться, естественно, это не может не беспокоить. Мамы и папы очень волнуются по этому поводу, ведь всем хочется, чтобы у ребёнка была хорошая успеваемость и его хвалили учителя.

Сначала, конечно, родители пытаются справиться с проблемой самостоятельно. Пытаются рассказать ребёнку о том, что нужно учиться, стыдят его, ставят кого-то в пример, но обычно эти попытки заканчиваются очередной неудачей.

После чего им приходится признаться в собственном бессилии.

Советы психолога как замотивировать ребенка учиться в школе

Психологами было замечено, что единственно верный способ как заставить ребенка учиться или замотивировать его к получению знаний — научить его получать удовольствие от обучения. Заняться этим процессом желательно с раннего возраста — дошкольного.

Общеизвестный факт: чем младше дитя, тем проще его научить чему-то новому, привить необходимые навыки, выработать полезные, положительные привычки, а также заинтересованность к учёбе. Потому гораздо проще научить чему-то принципиально новому человека 7 лет, чем, например, 14.

Хотя данный возраст — не помеха, если найти подходящий способ.

В детстве каждого человека наступает время крайней заинтересованности, когда наиболее часто произносимым словом является слово «почему». На такие детские вопросы стоит отвечать, ведь это поддерживает в них любопытство, любознательность, радость от получения новой информации. Благодаря этому малыш понимает, что его природный интерес к желанию разобраться в устройстве мира поощряется.

Кроме того, ни в коем случае не стоит игнорировать интересы ребёнка. Напротив, любой его интерес нужно поддерживать и развивать.

Если заметите интерес, например, к рисованию — лучше отправить его на кружок рисования. Интересуется историей — стоит подарить ему энциклопедию или книгу истории для детей.

Также немаловажно не только позволить ему развиваться в этом направлении, но и участвовать в процессе обучения вместе с ним.

Нужно ли заставлять ребенка учиться? Важно мотивировать своего школьника, а не пугать. Ведь куда лучше действует фраза: «Посмотри, этот человек добился в жизни многого, он успешен, известен, занимаясь любимым делом. Ты сможешь также, если будешь усердно и старательно трудиться». Чем фраза «не станешь учиться — будешь дворником».

Не стоит также забывать, что ребёнок неотделим от общества. Вряд ли школьник научится усердно трудиться окруженный двоечниками, лентяями, не интересующимися ничем в жизни, кроме компьютерных стрелялок — своего рода будущих маргиналов. Куда больше шансов преуспеть у ребёнка, окружённого умными, старательными и заинтересованными в обучении детьми.

Такое окружение способно зародить желание ровняться на успеваемость своих товарищей. Отчего появляется желание стать на них похожим, а это положительно отразится на его школьной успеваемости. Тогда вряд ли родителям придется ломать себе голову тем как научить ребенка учиться?

Нельзя сильно отчитывать детей за плохие отметки или прочие учебные неудачи. Необходимо помнить, что отметки — далеко не всегда объективная оценка уровня знаний человека.

Даже плохие отметки далеко не всегда зависят от недостатка знаний школьника. Поэтому руганью можно лишь понизить его самооценку, отбив тем самым желание учиться.

(Рекомендуем узнать, что поможет повысить самооценку своему подростку, если она у него заниженная?)

Вместо этого лучше спокойно обсудить причины неудачи, успокоить свое чадо, если тот сильно переживает по этому поводу. А затем постараться устранить причины неудачи. Поддержка и понимание родителей много значат. Также вряд ли будет лишней их помощь.

Запомните: заключаться помощь должна ни в коем случае не в решении задачки по арифметике за деточку, а в объяснениях или подсказках правильного пути решения. Это поможет детям научиться справляться с подобными заданиями.

Правильное отношение к учебе ребенка. Школа должна стать для вашего ученика радостью, а не трудной повинностью.

Поэтому встречайте своего школьника словами, что ты узнал сегодня нового, интересного? Что тебе понравилось или запомнилось.

Чему ты порадовался? Что интересного вам рассказал сегодня учитель? А не словами, какую отметку ты сегодня получил, как себя вел или покажешь мне свой дневник?

Как заставить ребенка учиться по возможности с удовольствием

Ваш юный школьник отказывается учиться, делать домашнюю работу, особенно на каникулах? Как же научить его учиться с удовольствием, привить желание к учебе, превратив школьный процесс обучения в увлекательное занятие? Согласитесь, как дошкольники, так и дети первых классов хорошо воспринимают информацию в игровой форме. Поэтому с ними лучше всего — конечно же, играть. Рассмотрим несколько фундаментальных правил, которые помогут достичь желаемого.

  • Распределите планомерно все домашние задания на весь период каникул.
  • Не стоит заставлять ребенка заниматься каждый день. Но дети обязаны знать график, по каким дням им предстоит выполнять домашние задания. Например, через день по полтора-два часа, с такого-то по такое-то время. Тогда для них учеба или домашние задания вряд ли станут наказанием, если дети четко сами знают свой график что, к примеру, после завтрака у них сегодня уроки.
  • Предоставляйте время для отдыха. Ведь ребенок должен делать то на что ему не хватало времени во время учебы. Важно то, как будет проходить его ритм жизни. Пусть ваш ученик не просыпается во время каникул или выходных по звонку будильника, при этом никуда не торопится.
  • Готовьте ему любимые блюда, чтобы дни каникул были особенно приятными и вкусными для вашего чада.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться? Старайтесь по возможности делать задания вместе. Ведь школьник делает с удовольствием только то, во что его родители сами вовлечены. Если родитель вместе с ним заинтересуется темой какого-то урока, а затем совместно в обнимку будет ее делать, то для него это станет приятным досугом.

Предостережение!

Важно избегать раздражающих факторов типа: торопить, кричать, обзывать.

  • Начинайте от большего к меньшему. Начав выполнение самых сложных заданий, ребенку будет легче справиться и со всеми оставшимися уроками. Распределите задания по следующему образцу: математика, письмо, чтение, делая их при этом в игровой форме. К примеру:

Математику можно решать с помощью чудесных разносов с мукой или песком, где маленький ученик может решать примеры, написав их пальцем на муке. На летних каникулах это можно проделывать на пляже с песком.

Запомните: у детей нет любви к математике, потому что она им кажется скучной, неинтересной. Но им нравится, если математические примеры решать с помощью игры с их любимыми игрушками. Они играючи решают примеры, даже не замечая, что тем самым учатся. После того, как ваш ученик решит во время игры все задания, не забудьте записать их в тетрадь.

Чтобы заняться письмом купите школьнику ручку с его любимым героем.

Затем сыграйте в игру «учитель-ученик» с написанием диктантов (заданных заданий по письму) или конкурс «на лучший кариграфический почерк за каникулы или прошедшую неделю».

После чего судьи (отец, друзья, другие родные дети) смогут выставить балы за выполнение диктанта, определив, чей диктант и почерк лучше, а затем вручить призы.

Для задания по чтению используйте игру «радиодиктор и зритель». Пусть маленький ученик станет радиодиктором, которому на студию звонит человек с вопросом или просьбой в прямом эфире.

Спрашивая, не мог бы тот прочитать ему отрывок из книги (учебник с заданием по чтению)? Записывайте всё на диктофон, после чего вместе слушайте, что с этого вышло.

Детей так увлекает данная игра, что часто они даже не замечают, как читают школьный учебник.

Как привить желание учиться взрослому ребёнку

Если с детьми первых классов всё понятно, то, как заставить подростка учиться? Необходимо донести до подростка, что учиться может быть здорово, при том не только из-за результата, но также из-за самого процесса обучения.

Желательно избегать забивать ему голову пустыми разговорами, а практиковаться вместе с ним. Прививая ему любопытство, пытливость, жажду знаний, занимаясь, например, вместе с ним.

Это включает не обычное штудирование учебников, а просмотр хороших фильмов, походы на выставки и экскурсии, игровую подачу материала.

Например, подросток интересуется компьютерами, играми. Постарайтесь разглядеть в его увлечении привязку к какому-либо школьному предмету: математике, информатике, химии, физике, литературе, подготовив информацию о новинках или успешных людях в этой сфере.

Тихонько намекая, что известные компьютерные корпорации охотятся за успешными студентами, приглашая их к себе на работу. Таким образом, через интерес старайтесь формировать его внутреннюю мотивацию.

Так обходными путями, а не лобовой атакой можно смотивировать подростка к учебе.

Предостережение!

Категорически не рекомендуется заставлять силой подростков учиться или запугивать тем, что якобы те не смогут поступить в хороший институт. Будут жить нищими и вряд ли когда-либо смогут завести здоровые отношения из-за своей невежественности. Запомните, положительные эмоции гораздо более продуктивны, чем негативные.

Любое дело должно начинаться с воодушевления, вдохновения, а не из страха перед страданиями оставшейся жизни, если вдруг чего-то не сделает. Безусловно, этот метод может сработать, даже принести определённые плоды.

Но прежде чем пойти по этому пути, родителю необходимо спросить себя — он хочет, чтобы его дитя жило в гармонии с самим собой? Или каждую минуту своей жизни боялось быть неудачником, тратя на это невообразимое количество сил?

Почему ребенок не хочет учиться

Согласитесь, сегодня мало найдется людей, которые с радостью и удовольствием отучились в школе. Стоит ли нам тогда злиться или удивляться тому, что наши детки не хотят учиться? Для начала нужно разобраться, почему вообще у ребёнка вдруг пропадает тяга к учебе?

Причин, конечно, может быть много, но обычно выделяют наиболее основные. Поэтому если родители вдруг заметили, что их чаду учёба становится абсолютно неинтересной, стоит проанализировать ситуацию и попытаться понять причину нежелания учиться.

Проблема может быть в том, что ответственность за учебу полностью взяли на себя родители. Данная причина очень распространена, ведь мамы и папы после появления на свет малыша начинают его опекать и с каждым годом их опека становится все сильнее. Хотя необходимо наоборот давать своему чаду больше самостоятельности.

Когда ребёнок только поступает в школу, вместе с ним начинает учиться и его мама. Которая буквально выполняет за него домашние задания, сама собирает портфель, старается быть в курсе абсолютно всех школьных дел. К сожалению, в этом нет ничего хорошего, ведь из-за такого поведения родителей дитя лишается права голоса, перестаёт проявлять инициативу и больше не хочет учиться.

После чего мама начинает ещё больше его контролировать или опекать, усугубляя ситуацию. Это чревато тем, что воля ее деточки будет сломлена, после чего ребенок не хочет учиться. Поэтому нужно взять себя в руки, перестав столь сильно контролировать своё чадо.

Обычно выдающиеся способности видны у ребёнка сразу, поэтому родители буквально с пелёнок начинают пророчить ему блестящее будущее, надеясь, что тот оправдает все их ожидания. Но гении вовсе не всегда хорошо учатся, наоборот, ими может овладевать лень. «Гений» ходит на уроки из-под палки, вследствие чего страдает его успеваемость.

Отсутствие опеки и внимания со стороны родителей тоже приводят к проблемам с учебой. Дети, которые растут буквально на улице, нуждаются в родительской любви, их тепле, но не получают этого.

Потому что, например, родители заняты собственной карьерой и на свое чадо у них просто не остаётся свободного времени.

Из-за недостатка родительского внимания дети теряют познавательный интерес, то есть пропадает потребность в том, чтобы узнать что-то новое, соответственно учиться совсем не хочется.

Отказ учиться может быть связан с тем, что в школе у ребёнка имеются конфликтные ситуации, например, с одноклассниками или даже учителями. Тут стоит поговорить со своим чадом максимально откровенно. Так, чтобы тот смог раскрыться, рассказав о своих проблемах, тогда в дальнейшем их можно будет решить.

Не все дети абсолютно здоровы, есть дети, у которых есть различного рода заболевания, которые, например, знает только классный руководитель. Так вот такой ребёнок может симулировать приступы и недомогание. Понимая, что в таком случае его оставят дома или разрешат не делать домашнее задание, и поэтому с успехом пользуется этой ситуацией.

В начальных классах отбить охоту ребенку учиться может разница между темпом обучения учителем и его модели отношений со своими родителями. К примеру, родитель флегматик, а учитель холерик тогда маленькому школьнику будет очень трудно.

Предостережение!

Родителям из-за этого обязательно нужно избегать в присутствие ребенка ругать или осуждать учителя, который должен стать для него авторитетом. Ведь если учитель для него таковым не станет, разве захочет дитя ходить к нему на уроки?

Еще одной причиной, почему дети не хотят учиться в школе — это то, что школьные требования не соответствуют их способностям. Сегодня многие родители руководствуются желанием отдать свое чадо в супер школу, чтобы сделать с него гения. А там дитятко встречается с элементарными перегрузками, к которым он физиологически просто не готов.

Если дома его еще ругают за неуспеваемость в учебе, то у него пропадает всякая охота к ней. Ведь страх тормозит все желания. Умные родители отдают своих детей в простую начальную школу, которая раскроет потенциал ребенка. После чего в переходном классе они могут перевести его на более престижное обучение.

Заключение

Ответственное отношение ребёнка к учёбе — редкий и ценный дар, гарантирующий прилежную учёбу в школе, самостоятельную подготовку домашнего задания, успешное написание самостоятельных и контрольных работ.

А также избавление родителей от хлопот в виде контроля выполнения домашних работ. Так ли сложно этого добиться? Запомните, жажда новых знаний — неотъемлема для человеческого мозга.

А потому способы мотивировать свое чадо к учёбе также не должны отличаться особой сложностью.

Кроме того, мотивируя ребенка к учебе, ответьте себе на самый важный вопрос: «Чего вы сами хотите от своих детей? Что для вас важнее — иметь хороший аттестат или чтобы дитя нашло свое настоящее призвание, раскрыв полностью свой внутренний потенциал, развиваясь и продвигаясь вперед»? Правильный ответ гарантирует заинтересованность ребенком в учёбе, его концентрацию и ответственность.

А, по-вашему, какими методами еще можно мотивировать детей к учебе, как заставить ребенка учиться? Поделитесь своим мнением в комментариях.

С уважением, Андроник Олег/Анна.

Посмотрите короткое видео, что нужно делать, если ваше чадо не хочет делать уроки?

Источник: https://semyadeti.ru/kak-zastavit-rebenka-uchitsya.htm1

Что делать, если ребенок отказывается учиться?

Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться…

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.

При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

Ошибки родителей

Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

Рекомендуем: Что делать, если ребенок не слушается?

Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

Причины плохой учебы и рекомендации по их устранению

Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету. В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки.Рекомендуем: Как повлиять на поведение своих детей?Ребенок начинает не только протестовать, но и спрашивать, для чего вообще необходимо учиться. Для богатой жизни? Замечательно, если у родителей к научной степени прилагается двухэтажная вилла и пара автомобилей. В реальности же гораздо чаще встречаются успешные двоечники и нищие ученые. Для пользы стране? Подобная формулировка абсолютно непонятна для ребенка. Для новых знаний? Тоже не аргумент, поскольку не научен ребенок получать настоящее удовольствие от обучения.
  • Причиной отказа от учебы становится усталость, если ребенок не хочет учиться в школе только во втором полугодии.
  • Малышу не хватает родительского внимания и любви. В этом случае он подсознательно пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Вы замечаете, что хорошее поведение у детей воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое — вызывает серьезные разговоры. Пусть это не самое приятное, но тоже совместное время с мамой и папой!

Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

  1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
  2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
  3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями. Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.

  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.

Рекомендуем: Как не кричать на ребенка?

  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.

  • Сравнения и унижения. Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу.

    У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».

  • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе». Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот.

    Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.

Обратите внимание на свои интересы

Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

Источник: http://www.grc-eka.ru/deti/rebenok-ne-xochet-uchitsya.html

Ссылка на основную публикацию