Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция – психология

Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция – это бессознательный механизм психологической защиты.

От латинского «intro» – внутрь и «jacio» – кладу – процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов.

В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.

Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома.

Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта.

Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса – желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное.

А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.

Что такое интроекция?

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен).

Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира.

Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма.

Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими.

С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт.

Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении.

Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я.

При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту.

При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Жертвы интроекции – кто они?

Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должноне должно, принятоне принято.

В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго.

Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация.

Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать.

Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции.

Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.

Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.

Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.

Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью.

Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри.

Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.

Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам.

Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.

Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким.

Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.

Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.

Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.

Источник:

Интроекция в психологии это

Интроекция в психологии – это процесс, с помощью которого мы взаимодействуем с внешним миром. Как и остальные процессы в психологии, он не всегда полезный. Часто интроекция становится очень вредной привычкой, от которой постепенно приходится избавляться.

Что такое интроекция?

Интроекция – это создание внутренних идей, пониманий и правил по которым живет человек.

По сути, без этого ни как нельзя. Нам нужны выводы, точки зрения, идеи, по которым мы потом можем эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Но очень часто мы “перегибаем палку” и держим идеи, которые совсем не приносят нам пользу, а наоборот, разрушают наши отношения с другими людьми, с самим собой и с внешним миром.

Такие выводы, точки зрения, идеи, убеждения и т.д., психологи называют “интроекты”.

Интроекция в отношениях

В отношениях полезная интроекция будет выглядеть примерно так. Это очень экстремальный пример – “Если мужчина бандит, то лучше не входить с ним в отношения, а то будет хуже”. Интроекция часто выглядит как убеждение, которые, как это убеждение, принимает совестную мысль.

Источник: http://obu4ayka.ru/psihologiya/introektsiya-psihologiya.html

Сила интроекции

Да, немало преград встречается на пути успешной интроекции позитивных воспоминаний о поддержке со стороны психотерапевта. Но все же, когда (и если) процесс пошел, позитивные интроекции отношений с психотерапевтом дают огромное количество материала для восстановления структуры внутреннего мира жертвы побоев.

Новые интроекции снижают прессинг ненасытных потребностей в зависимости. Как только эти потребности снижаются, пациентке предоставляется удобная возможность без особых усилий дифференцироваться от своего обидчика, отпадает потребность в расщеплении, скрывающем от нее негативные аспекты плохого объекта.

Борьба между только что интернализованными воспоминаниями и громадным давлением внутренней пустоты превращается в битву Давида с Голиафом, потому что 50 минут сеанса никак не могут, на первый взгляд, компенсировать целую жизнь, полную обид.

Однако каждый последующий сеанс терапии оказывает гораздо большее влияние, чем обычное межличностное общение. Часто после пяти или шести сеансов я говорю своим пациентам, что знаю их лучше, чем кто-либо из их близких.

На самом деле, сосредоточенное внимание, забота и понимание истинного Я пациента на протяжении шести часов психотерапии способны обеспечить больше внимания, заботы и понимания, чем пациенту досталось за все детство. Многие пациенты признаются, что их родителей ни в малейшей степени не интересовало, кем на самом деле являются их дети.

Одна очень успешная женщина, известный на всю страну специалист в своей области знаний, заметила как-то, что ее невероятно эгоцентричный отец не в курсе, кем она работает и чем занимается, он даже не знает, какую фамилию она носит после замужества!

В результате длинной череды успешных сеансов многие пациенты начинают интернализовать ощущение, что действия терапевта направлены им в помощь. Они начинают копировать подход психотерапевта к рассмотрению своих проблем, которые они озвучивают во время сеансов. Копирование может происходить как сознательно, так и неосознанно.

Проблема пациента — это такая головоломка, с которой пациент приходит к психотерапевту, а тот, используя свою лучше организованную структуру Эго, решает ее. Психотерапевт предлагает готовое решение пациенту, который его заново интернализует.

Проходит время, и пациент учится самостоятельно использовать те же тактики и подходы к решению проблем.                     Дж.

Серль33 (Searle, 1965) отводит взаимодействию проекции и интроекции центральную роль в своей работе с пациентами, страдающими тяжелыми формами шизофрении: Я говорю о тех обстоятельствах, при которых психотерапевт, достигший глубочайшего уровня терапевтического взаимодействия, временно интроецирует патогенные конфликты своего пациента и перерабатывает их как интрапсихические, на осознанном или неосознанном уровне, используя потенциал своего относительно сильного Эго, и тогда, снова путем интроек-ции, пациент имеет возможность пользоваться плодами инт-рапсихической терапевтической работы, выполненной в сознании психотерапевта (Searle, 1965).

Читайте также:  Русофобия - причины, истоки, история и борьба с русофобией

Конечно, нарушение личности у женщины, страдающей от жестокого обращения в семье, не идет ни в какое сравнение с теми серьезными дефектами, какие встречаются у лиц с диагнозом «шизофрения». Но процесс преобразования структуры Эго строится по тому же принципу.

Описание процесса, возможно, звучит немного таинственно, но в сущности все сводится к одному: психотерапевт берет на себя роль вспомогательного Эго пациента. Психотерапевт примеряет на себя проблему пациента и решает ее с помощью собственного Эго, а потом выдает пациенту уже готовый ответ.

Например, одно из решений, которое психотерапевт может предложить жертве домашнего насилия, — подумать о том, не завязать ли отношения с мужчиной, не склонным к жестокости.

Как я заметил, неагрессивные мужчины не представляют интереса для большинства женщин, сталкивавшихся с насилием, поскольку от спокойных парней не исходит «переменный ток» возбуждающего и отвергающего поведения, с которыми могли бы резонировать половинки ее Я.

Но по ходу дела психотерапевт может исподволь внушить женщине мысль о том, что ей, возможно, стоит обратить внимание на менее привлекательных (и, соответственно, менее требовательных) мужчин.

Способность психотерапевта с помощью воображения моделировать ситуации в сочетании с интернализованным образом его как невозбуждающего, но тем не менее поощряющего объекта позволяет рассматривать такой вариант поведения как реально применимый в будущем. Постепенная интроекция образа психотерапевта вместе с позитивными воспоминаниями о создавшихся отношениях с ним помогают поддержать ее самосознание в тот момент, когда она начинает присматриваться к этой новой, загадочной и пугающей разновидности мужчин.

Со временем действия психотерапевта создают у пациентки уверенность в том, что к ней будут относиться с интересом, уважением и заботой. Такие ожидания дают возможность создать запас поддерживающе-успокоительных интроекций.

Эти воспоминания, подкрепленные особыми техниками, усвоенными благодаря Эго, «заимствованному» у психотерапевта, дают начало процессу «обретения родительской любви».

Немного странное понятие применительно к человеку, разменявшему пятый десяток, тем не менее это может случиться с человеком любого возраста, если его внутренний мир до сих пор не заполнен и нуждается в интроекциях.

Источник: https://pro-psixology.ru/illyuziya-lyudvi/teoriya-obektnyx-otnoshenij-v-psixoterapii-chasto-izbivaemyx-zhenshhin-glava-6/4203-sila-introekcii.html

Интроекция в психологии это

Интроекция в психологии – это процесс, с помощью которого мы взаимодействуем с внешним миром. Как и остальные процессы в психологии, он не всегда полезный. Часто интроекция становится очень вредной привычкой, от которой постепенно приходится избавляться. Рассмотрим подробнее ниже.

Что такое интроекция?

Интроекция – это создание внутренних идей, пониманий и правил по которым живет человек.

По сути, без этого ни как нельзя. Нам нужны выводы, точки зрения, идеи, по которым мы потом можем эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Но очень часто мы “перегибаем палку” и держим идеи, которые совсем не приносят нам пользу, а наоборот, разрушают наши отношения с другими людьми, с самим собой и с внешним миром.

Такие выводы, точки зрения, идеи, убеждения и т.д., психологи называют “интроекты”.

Интроекция в отношениях

В отношениях полезная интроекция будет выглядеть примерно так. Это очень экстремальный пример – “Если мужчина бандит, то лучше не входить с ним в отношения, а то будет хуже”. Интроекция часто выглядит как убеждение, которые, как это убеждение, принимает совестную мысль.

В реальной жизни это выглядит примерно так. Девушка знакомиться с мужчиной. Он ей нравиться. У них начинаются отношения. Потом она узнает, что он бандит. И вот сейчас насколько сильно развита идея что “с бандитом отношения не стоит заводить”  на столько сильно у девушки будет внутреннее желание порвать отношения с этим мужчиной.

Если девушка расстается с этим мужниной, и потом выясняется что его например убили, то здесь интроекция помогла девушки избежать сильную боль.

Это очень экстремальный пример.

Менее экстремальной пример будет что-то вроде “Если мужчина был 5 раз женат, то вероятно, что с ним что-то не так, не стоит входить с ним в отношения”. Или миллион других идеи и правил которые люди сами создают или впитывают от родителей, друзей и общества, даже не осознавая того.

То-есть полезная интроекция – защищает нас от боли. Вредная интроекция – ограничивает или разрушает нашу жизнь.

Но, все не так просто. В психологии, всегда все не просто.

В чем проблема тогда?

Проблема в том, что человек не осознает какие у него интроекты сидят в уме и как они влияют на его жизнь.

В экстремальных случаях, как я привел выше, свои интроекты можно отследить если вы просто посмотрите на ваши решения и потом зададите себе вопрос “Почему я это сделал?”. Часто ответ будет какая-то мысль или убеждение, вот это и есть интроект (идея).

Но в большинстве случаев не так все просто. Все не так просто потому что интроектов может быть много и они могут быть по разному организованны в вашем уме.

То, что часто кажется причиной вашего поведения обычно совсем не является причиной. Запомните это правило в психологии.

Возьмем пример одной моей знакомой из Лондона. Когда я жил и работал в Лондоне, несколько лет назад, у меня была знакомая. Она была русская и красивая. У нее было определенное правило которому она следовала по жизни. Она входила в близкие отношения только с очень очень богатыми мужчинами.

Только с миллионерами и иногда миллиардерами. Если вы красивая девушка в Лондоне, да еще и русская, то это достаточно легко. Вам просто нужно знать в какие бары, кафе и рестораны ходить, вот и все.

Если задать ей вопрос “Почему ты создаешь отношения только с очень богатыми мужчинами?”. То ответ был бы что-то вроде “С ними интереснее, я могу путешествовать куда хочу, я могу покупать все что захочу. С бедными скучно, делать с ними нечего, у них ни на что денег нет”.

Какой здесь интроект сидит, в ее уме?

Вот, по сути, она и выдала несколько интроектов в своем ответе. И эти интроекты буквально правят ее жизнью. В этом нет ничего плохого, это просто то, как живет человек. Один выбирает одно, другой другое.

“Ну, так, а в чем же проблема тогда Николай?” – вы меня спросите.

Проблема появляется тогда, когда то, что делает человек больше не удовлетворяет его желания. Или он начинает хотеть что-то новое, но его внутренние интроекты не дают ему это делать. Или буквально “съедать” его изнутри или как то сильно мешать ему.

Мы все с этим сталкиваемся, когда сами себя начинаем “пилить” или “ругать” своими же мыслями. Это сама критика называется “ретрофлексия”, об этом я писал в другой статье.

В вышеуказанном случае с девушкой, у нее появились бы трудности, если бы она влюбилась в очень бедного человека.

Ведь сердцу не прикажешь. Отношения с таким человеком были бы сложные, так как ее внутренние интроекты (идеи, мысли, убеждения) говорили бы ей что ей будет плохо в новых отношениях с бедным. Но ее чувства, говорили бы ей иначе. И вот начался бы конфликт между тем, что она чувствует и тем, что она думает.

Это очень типичный конфликт, между нашими мыслями и нашими чувствами.

Вспоминается еще одна моя русская знакомая в Лондоне, клиентка, которая работала как элитная проститутка.

У нее именно это и случилось, она влюбилась в обычного парня, который совсем не знал о ее профессии. Если бы он узнал, он бы ее бросил. И вот здесь ей стало очень трудно. Она не могла бросить проституцию, так как это приносило много денег и очень быстро, а она любила дорогие вещи и т.д. Но и обманывать любимого она тоже больше не могла, ведь ее сердце хотело быть перед ним честным.

В этой ситуации ее “пилили” ее собственные интроекты, и с разных сторон. Одни со стороны профессии, другие со стороны отношений.

Если бы у нее не было совсем интроектов по поводу профессии, то она бы легко бросила свою профессию и была честной со своим любимым.

Но они были очень сильные, так как все что касается денег, и тем более больших – обычно создает очень сильных интроектов внутри нас.

Мужчина должен

В моих видео я даю пример интроекции под названием “Настоящий мужчина”. У мужчин это называется “Настоящая женщина”. Еще эти идеи можно назвать просто “Мужчина должен…” и “Женщина должна…”.

Эти идеи очень сильно ограничивают отношения, мешают людям вступить в отношения и найти свою второю половину и создают много конфликтов и ссор внутри отношений.

Так как у каждого человека своя идея о том, что должен мужчина или женщина. Если у вас одна идея, то у другого человека будет совсем другая идея. Все зависит от того как нас воспитали и на сколько сильно мы впитали культуру той страны и общества в котором мы выросли и живем.

Как все это выглядит на примере? А вот так.

У меня есть несколько знакомых девушек, которые очень красивые, но не могут вступить в серьезные отношения.

Почему? Потому что их ум заполнен интроектами  (идеями) о том какой должен быть мужчина, сколько у него должно быть денег, как он должен себя вести, какие у него должны быть друзья, какая у него должна быть машина и так далее.

Дорогие девушки, если вы это читаете то поймите что эти идеи сильно ограничивают ваш выбор. Да, возможно стоит подождать, и вы встретите идеального мужчину. Но когда он вас встретит, скорее всего, у него тоже будут свои интроекты. Тем более, если он “идеален” (красивый, богатый, умный, добрый, т.д.).

Как вы сравнитесь с его интроектами? Вы красивая, богатая, мудрая, добрая? Вы умеете хорошо готовить? Вы все время на позитиве? Вы заботливая?

Может он ищет именно такую женщину, и когда вы с ним встретитесь, прождав десяток лет, а многие ждут и всю жизнь – представьте как будет больно когда он вас бросит после пару свиданий. Почему бросит? Потому что у него тоже будут свои интроекты, в которые вы не впишитесь.

Что вы тогда будете чувствовать? Как сильна будет ваша боль, когда вы поймете что все это время вы его ждали, а оказывается, он вас нет.

Это будет очень болезненный опыт.

К сожалению так очень часто происходит.

Найти человека для близких отношений это одно, а развить отношения в серьезную любовь это уже совсем другое. Это две очень разные науки. Здесь нужны совсем разные качества и навыки в себе развить.

Представьте вы встретите свою мечту, но потом просто не сможете развить ваши отношения дальше стадии влюбленности или начальных конфликтов.

Отношения распадутся. Почему не сможете? Да просто потому что у вас опыта нет, так как вы всю жизнь его ждали, а не входили в отношения и не развивали опыт развития отношений.

Все в жизни опыт, его нужно развивать.

А что тогда делать?

Заниматься саморазвитием через книги, или вебсайты или видео — это все равно, что на рыбалку ходить через компьютерную игру. Конечно-же это можно, но это не то.

Поэтому я все время советую найти психолога и пойти на прием, либо ко мне либо к другому специалисту. Но так ка не у всех есть такая возможность и желание, сейчас я объясню в вкратце один вариант действия.

Один вариант из того что можно сделать – это выбрать себе приоритетную идею и поддерживаться ей при своем выборе любимого человека, или всего пару таких идей. У меня это – честность, доброта и уважение к моим практикам (медитации и т.д.). Все, это самые главные 3 фактора при моем выборе любимой девушки.

Мне все равно, как она выглядит, сколько у нее денег, чем она занимается в жизни, кто ее друзья, в каких странах она была или не была, на сколько языках она разговаривает или нет, любят ли меня ее родители или терпеть не могут, что обо мне думают ее друзья, умеет она готовить или нет, убирается ли она дома или нет и т.д..

Мне на все это полностью наплевать. Да, если она еще и красивая то это реально подарок от бога, но если нет, то это не будет решительным фактором.

Читайте также:  Страх неудачи - причины, как избавиться

Мне важно чтобы она была добрая и честная и уважала мои практики, которые у меня идут как приоритет в моей жизни. Вот и все. Вот мои 3 интроекта по поводу отношений с любимой девушкой.

Источник: https://nikolai-lu.com/introekcia/

Что такое – интроекция?

Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Бессознательное, символическое присоединение к себе, включение в себя физического образа любимого или ненавидимого внешнего объекта с целью установления близости с ним и его постоянного присутствия; либо для возможности осуществлять контроль над ним.

В своих благоприятных формах интроекция ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети как губка впитывают в себя всевозможные реакции, проявления чувств и формы поведения значимых в их жизни людей.

Задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже “проглотил” их в некоем смысле. Это, скорее, рефлекторный процесс, необходимый для быстрейшего приспособления к выживанию.

И это крайне необходимый процесс, позволяющий человеку самым быстрым способом овладеть любыми навыками (но не знаниями).

Интроекция, как и проекция, может принимать очень деструктивный характер. Примером патологической интроекции является процесс, названный – идентификация с агрессором.

Когда в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей.

“Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен”, – людей неосознанно влечет к подобной защите.

Другой путь, которым интроекция может приводить к патологии, связан с горем и его отношением к депрессии. Когда кого-то мы любим или глубоко к кому-то привязаны, мы интроецируем этого человека, и наше представление о нем внутри нас становится частью нашей представления о себе (“Я сын своего отца”, “я муж Марии”, “я отец своего ребенка”, “я друг Владимира” и так далее).

Если человек, чей образ мы присоединили к себе, по какой то причине недосягаем для нас, или умер, мы чувствуем, что не просто окружающий нас мир стал беднее, но и мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла. Внутри начинает преобладать чувство пустоты.

Кроме того, если, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы становимся поглощены вопросом о том, в результате какой нашей ошибки или греха он ушел от нас.

Притягательная сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, поняв свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестация инфантильного всемогущества).

Таким образом, если мы пытаемся избежать горя, то взамен получаем бессознательные самоупреки.

Если же человек не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей (что и составляет функцию процесса горевания), он будет продолжать чувствовать себя “уменьшенным”, недостойным, истощенным и потерянным.

Источник: http://trevoga.narod.ru

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=320

Психологические защиты. Проекция, интроекция и проективная идентификация

Имеет смысл объединить вместе обсуждение двух самых примитивных защитных процессов, проекции и интроекции, поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали.

И там, и здесь наблюдается недостаточность психологического разграничения собственной личности и окружающего мира.

Как упоминалось выше, в нормальном младенчестве прежде чем у ребенка развивается способность разделять ощущения, приходящие изнутри и извне, у него имеется генерализованное ощущение “самого себя”, тождественное переживанию “всего мира”.

Вероятно, младенец, которого мучают колики, субъективно переживает это как “Боль!”, чем как “Что-то внутри меня болит”. Он еще не способен различать внутреннюю боль (колики) и происходящий извне дискомфорт, (давление слишком туго завязанных подгузников).

На этом этапе недифференцированности начинают действовать процессы, которые позже в связи с их защитной функцией мы назовем проекцией и интроекцией. Когда эти процессы работают сообща, они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией. Некоторые авторы выделяют проективную и интроективную идентификацию, однако в обеих разновидностях на самом деле используются аналогичные процессы.

Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии.

Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт.

Интуиция, явления невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с другим человеком или группой связаны с проекцией собственного “Я”, при мощной эмоциональной отдаче для обеих сторон. Хорошо известно, что влюбленные воспринимают состояния друг друга способами, которые сами не могут логически объяснить.

Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного “Я”, возникают всевозможные проблемы.

Кто-то может возмущаться тем, что их неправильно воспринимают. Если этим людям приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируются у себя и приписываются другим), они платят тем же.

 Если для человека проекция является основным способом понимания мира и приспосабливания к жизни, можно говорить о параноидном характере.

Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими.

Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Процесс этот столь тонкий, что кажется таинственным. Однако если его замечаешь, ошибиться невозможно.

Задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже “проглотил” их в некоем примитивном смысле.

В своих не столь позитивных формах интроекция, как и проекция, представляет собой очень деструктивный процесс. Наиболее известные и впечатляющие примеры патологической интроекции включают в себя процесс, названный, если учитывать его примитивность, несколько неудачно – “идентификация с агрессором”.

Хорошо известно как из непосредственных наблюдений в естественных условиях, так и из эмпирических исследований, что в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей.

“Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен,” – людей неосознанно влечет к подобной защите. Понимание данного механизма критически важно для процесса психотерапии.

Он не совпадает ни с какими диагностическими категориями, однако особенно ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях к садизму, эксплозивности и тому, что часто называют импульсивностью, вводя этим словом в заблуждение.

Другой путь, которым интроекция может приводить к патологии, связан с горем и его отношением к депрессии. Когда кого-то мы любим или глубоко к кому-то привязаны, мы интроецируем этого человека, и его репрезентация внутри нас становится частью нашей идентичности (“Я сын Тома, муж Мэри, отец Сью, друг Дана” и так далее).

Если человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем не только, что окружающий нас мир стал беднее, но также что мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла. Чувство пустоты начинает доминировать в нашем внутреннем мире.

Кроме того, если, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы становимся поглощены вопросом о том, в результате какой нашей ошибки или греха он ушел от нас.

Притягательная сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, поняв свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестация инфантильного всемогущества). Таким образом, если мы пытаемся избежать горя, то взамен получаем бессознательные самоупреки.

Фрейд прекрасно описал процесс горевания как постепенное примирение с ситуацией утраты, в которой “тень объекта пала на Эго.

” Если же человек не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей (что и составляет функцию процесса горевания), он будет продолжать чувствовать себя “уменьшенным”, недостойным, истощенным и потерянным. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного “Я” путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.

Мелани Кляйн – первый психоаналитик, описавший защитный процесс, который она постоянно обнаруживала у наиболее нарушенных пациентов и который она назвала “проективной идентификацией”. Огделл сжато охарактеризовал это соединение проективного и интроективного механизмов следующим образом:

“При проективной идентификации не только пациент воспринимает терапевта искаженным образом, обусловленным ранними объектными отношениями пациента: кроме этого, на терапевта оказывается давление, чтобы он тоже переживал себя в соответствии с бессознательной фантазией пациента”.

Иными словами, пациент не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам – как если бы у него были те же самые интроекты.

Проективная идентификация – сложное понятие, вызвавшее массу споров в психоаналитической литературе (Finell, 1986).

Одни исследователи утверждали, что проективная идентификация качественно не отличается от проекции, в то время как другие полагали, что введение этой концепции имеет огромное клиническое и теоретическое значение.

 В моем понимании она укладывается в следующие рамки: и проекция, и интроекция имеют целый континуум форм – от самых примитивных до самых зрелых. На примитивном конце спектра они слиты, поскольку в них смешано внутреннее и внешнее. Это слияние мы и называем проективной идентификацией. В главе 4 я коротко обсуждала ее действие при психотических и пограничных состояниях.

Для того, чтобы проиллюстрировать отличия этого процесса от зрелой проекции, рассмотрим гипотетические высказывания двух молодых людей на предварительной беседе перед госпитализацией.

Пациент А (несколько извиняющимся тоном):

– Я знаю, что у меня нет причин считать, что вы меня осуждаете, но я все равно так думаю и ничего не могу с этим поделать.

Пациент В (обвинительным тоном):

– Вы, психиатры паршивые, все любите вот так сидеть в кресле и судить людей, но мне плевать, что вы там думаете!

Предположим, что в реальности психотерапевт начинает сессию с каждым из этих пациентов, находясь в искренне дружественной, заинтересованной, безоценочной позиции.

Судя по содержанию, пациентов беспокоит примерно одно и тоже: терапевт может принять по отношению к ним жесткую оценочную позицию. Оба пациента проецируют на терапевта интернализованный критикующий объект.

Однако их коммуникации сильно различаются по следующим трем аспектам.

Во-первых, пациент А обнаруживает признаки наблюдающего Эго, части собственного “Я”, которая может видеть, что его фантазия совершенно не обязательно соответствует реальности, в этом случае проекция Эго-дистонна.

Пациент В, с другой стороны, переживает проецируемое как точное описание позиции терапевта; его проекция Эго-синтонна. Он настолько убежден в этом, что тут же предпринимает встречную атаку в ответ на нападение, которое, как он уверен, уже планирует терапевт.

Здесь имеет место слияние когнитивных, аффективных и поведенческих измерений опыта, характерное для примитивных процессов.

Во-вторых, проективные процессы двух пациентов различаются в том, насколько они достигают защитной цели – избавления от неприятного чувства. Пациент А вывел вовне критическую позицию и испытывает облегчение, сообщая о ней.

Пациент В проецирует и, в то же время, сохраняет ее. Он приписывает ее другому человеку, но это не избавляет его от того обстоятельства, что он чувствует себя осуждающим.

Кернберг характеризует данный аспект проективной идентификации как “сохранение эмпатии” с проецированным содержанием.

Наконец, коммуникации пациентов имеют совершенно разное эмоциональное воздействие. Терапевту легко симпатизировать пациенту А. Между ними должен быстро сформироваться рабочий альянс.

С пациентом В терапевт столь же быстро начнет ощущать себя именно таким, каким тот его воспринимает: равнодушным, осуждающим и не собирающимся тратить энергию, необходимую для того, чтобы попытаться проявить заботу об этом пациенте.

Иными словами, контртрансфер терапевта с первым пациентом будет позитивным и мягким, со вторым – негативным и интенсивным.

Свойство проективной идентификации действовать как “самоактуализирующееся пророчество” однажды было мне объяснено Коэном как естественный результат степени нарушений, достаточной для того, чтобы восприятие реальности основывалось на очень примитивных механизмах, но недостаточной для психоза.

Женщина, бессознательно заинтересованная в том, чтобы укорениться в реальности, будет чувствовать себя не столь сумасшедшей, если вызовет в другом человеке проявление чувств, которые, как она убеждена, у него существуют.

Истинно психотическую женщину не волнует, “подходит” ее проекция или нет, поэтому она не вынуждает других, чтобы те своими реакциями подтвердили адекватность ее проекции и, тем самым, ее нормальность.

Проективная идентификация – воздействие особо мощное и бросающее вызов способности терапевта к оказанию помощи. Все защиты, обсуждаемые в этой главе, считаются примитивными, однако эта, как и расщепление, обсуждаемое ниже, имеет для клиницистов особую репутацию источника мучений.

Читайте также:  Самоутверждение личности - что это такое, понятие в психологии

Когда вы имеете дело с пациентом, абсолютно уверенным в “истинности” ваших чувств, с его неустанной борьбой за то, чтобы вы почувствовали именно это, – нужна ясная голова и железная самодисциплина для того, чтобы выдержать подобный эмоциональный напор.

Более того, поскольку все мы – люди, внутри каждого из нас находятся любые эмоции, защита и позиция. Поэтому никогда нельзя сказать, что осуществляющий проективную идентификацию абсолютно неправ.

На пике клинического взаимодействия действительно бывает очень трудно обозначить, где кончается защита пациента и начинается психика терапевта.

Вероятно, именно вследствие того обстоятельства, что действие этой защиты у пациента угрожает уверенности терапевта в собственном психическом здоровье, проективная идентификация вкупе с расщеплением ложится в основу заключения о пограничной личностной организации. Особенно тесно, в силу мощной проективной части, она связана с пограничным уровнем параноидной личности.

Однако, в противоположность популярному среди профессионалов мнению, проективная идентификация используется не только теми людьми, которых можно отнести к пограничным. Этот процесс может проявляться в нашей обыденной жизни множеством тонких и вполне благотворных действий, без какой-либо психопатологии.

Например, когда проецируемое и интроецируемое содержание вызывает чувства любви и радости, это может объединить группу благотворной эмоцией.

Даже если это содержание негативно, но сам процесс не обладает качествами неумолимости, интенсивности и незатронутости со стороны других межличностных процессов более зрелого уровня, он совершенно не обязательно приводит к пагубным результатам.

Источник: http://psychologiclub.com/proekciya-introekciya-i-proektivnaya-identifikaciya/

Что такое интроекция

Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.

Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

  • Совесть.
  • Честь.
  • Привязанности.

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Рекомендуем: Что значит: интроспекция?

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/introekciya.html

Важность своего мнения или что такое интроекция

Никогда человек не находится в таком незащищенном состоянии, как при своем рождении. Этим он отличается от многих других видов млекопитающих, которые с первых минут своей жизни имеют хоть какие-то способности для

выживания. Человеческий же детеныш достаточно долгое время находится в полной зависимости от своих родителей.

Однако, человек отличается от прочих животных потрясающей обучаемостью в начале жизни – постепенно ребенок развивается, познавая окружающий мир, шаг за шагом приспосабливаясь к нему.

Он пока еще не в состоянии осознать все, что происходит вокруг, поэтому просто старается копировать и перенимать все, что в его силах (как правило, действия родителей).

Интроекция является врожденной способностью контактировать с окружающей средой и приспосабливаться к ней путем подражания.

Это умение является доминирующим в тот период жизни, когда основную информацию о мире ребенок усваивает благодаря своим близким людям. Чем интенсивнее он развивается, тем больше погружается в интроекцию.

Процесс этот постепенный – шаг за шагом маленький человек самообучается, от копирования мимики и жестов родителей, до ролевых игр, где примеряет на себя разные роли, основанные на прошлом опыте.

Со временем, ребенок начинает познавать социальную часть окружающего мира, знакомится с общественными нормами и моралью. Далее следует период автономии.

Когда он начинает задавать себе вопрос «все ли со мной хорошо?», а затем стадия подросткового возраста, где доминирующим будет «кто Я?». В этот период характерно отдаление от родителей и поиск самого себя с последующим поиском себя и самостоятельным формированием личности.

Интроекция – безоговорочное принятие чужих суждений, мыслей, выводов, напутствий, чувств и так далее. И если в раннем возрасте такое впитывание чужих мыслей нормально для ребенка, то в более зрелые периоды жизни это может перерасти в запущенную стадию защитного механизма.

Такой человек попросту не способен анализировать полученные данные и критически рассуждать. Если навязанные идеи расходятся с его личным жизненным опытом, происходит серьезный внутренний конфликт, влекущий за собой множество психологических проблем.

Такая проблема может зародиться еще в детстве, когда ребенку строго запрещают задавать вопросы, сомневаться в родительских советах, подвергать критике семейные устои и традиции.
Интроекцию можно распознать при обычном наблюдении за человеком, однако лучше всего она проявляется на сеансе у психолога.

Во время беседы, человек сводить темы к тому, каким ему надо быть, что должно нравиться, что отталкивать и так далее. Или же он может не совершать каких-либо поступков, в которых сильно нуждается от того, что в детстве ему строго запретили так делать (возможно, с этим запретом даже связанна психологическая травма).

Такой сильный посыл может надолго оставить свой след в подсознании и влиять на поведение человека всю его жизнь. Еще одним проявлением интроекции является постоянный поиск оценки, совета, решения вопроса. Это может происходить как сознательно, так и неосознанно.

Такое поведение может проявляться из-за частого навязывания своего выбора родителем, в детском возрасте. В итоге, у человека вырабатывается шаблон, при котором он уверен в важности чужого мнения и несущественности своего.

Интроекция имеет множество вариаций и может принимать самые разнообразные формы.

Например, достаточно распространенная жизненная ситуация, когда супруг терпит унижения и побои своей «второй половинки» только из-за того, что вырос в семье и такая форма поведения навязывалась ему с младенчества. А ведь зачастую это становится «традицией» и передается от поколения к поколению.

Для того, чтобы обнаружить подобную психологическую защиту в себе, которая вышла из-под контроля, нужно просто задать себе вопросы, вроде «Что я должен делать? Чего я не должен?». Постарайтесь проанализировать свой внутренний мир и прислушаться к своим истинным желаниям и взглядам.

Это станет первым шагом к обретению гармонии с самим собой.

Источник: http://secretime.ru/vajnost-svoego-mneniya-ili-chto-takoe-introekciya.html

Ссылка на основную публикацию